Научная статья на тему 'ВАЖНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ВАЖНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мoдеpнизaция oбpaзoвaния / языкoвaя личнocть / pуccкий язык / учебники pуccкoгo языкa / культуpa pуccкoй pечи. / modernization of education / linguistic personality / Russian language / Russian language textbooks / Russian speech culture.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шадманова, Нигора Иргашевна

В дaннoй cтaтье paccмaтpивaютcя нaибoлее aктуaльные пpoблемы: 1) вocпитaние у учaщихcя интеpеca к изучению pуccкoгo языкa; 2) ocoзнaние учaщимиcя кoнечнoй цели изучения pуccкoгo языкa (фopмиpoвaние языкoвoй личнocти); 3) утoчнение coдеpжaния куpca pуccкoгo языкa; 4) coздaние учебникoв pуccкoгo языкa нoвoгo пoкoления; 5) вocпитaние у oбучaющихcя выcoкoй культуpы pуccкoй pечи; 6) coхpaнение чиcтoты pуccкoгo языкa; 7) paзвитие cвязнoй pечи учaщихcя; 8) идейнo-пoлитичеcкoе, пaтpиoтичеcкoе, нpaвcтвеннoе, эcтетичеcкoе вocпитaние cтудентoв в пpoцеccе oбучения pуccкoму языку. В cтaтье coдеpжaтcя pекoмендaции пo pешению нaзвaнных пpoблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANT METHODOLOGICAL AND SOCIAL ISSUES IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE

This article examines the most pressing problems: 1) nurturing students’ interest in learning the Russian language; 2) awareness by students of the ultimate goal of studying the Russian language (formation of a linguistic personality); 3) clarification of the content of the Russian language course; 4) creation of new generation Russian language textbooks; 5) instilling in students a high culture of Russian speech; 6) maintaining the purity of the Russian language; 7) development of coherent speech of students; 8) ideological-political, patriotic, moral, aesthetic education of students in the process of teaching the Russian language. The article contains recommendations for solving these problems.

Текст научной работы на тему «ВАЖНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

ВАЖНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Шадманова Нигора Иргашевна

Старший преподаватель Каршинский инженерно-экономический институт кафедра Узбекского языка и литературы

В данной статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы: 1) воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка; 2) осознание учащимися конечной цели изучения русского языка (формирование языковой личности); 3) уточнение содержания курса русского языка; 4) создание учебников русского языка нового поколения; 5) воспитание у обучающихся высокой культуры русской речи; 6) сохранение чистоты русского языка; 7) развитие связной речи учащихся; 8) идейно-политическое, патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание студентов в процессе обучения русскому языку. В статье содержатся рекомендации по решению названных проблем.

Ключевые слова: модернизация образования, языковая личность, русский язык, учебники русского языка, культура русской речи.

ВВEДEНИE

Модернизация образования в предметной области «Русский язык» (как и в области любого другого учебного предмета) порождает множество проблем, требующих первоочередного (неотложного) положительного решения. Эти проблемы можно объединить в две группы. Первая группа проблем касается всех типов учреждений - русской и нерусских. Вторая группа проблем связана только с нерусскими учреждениями, где русский язык изучается как второй, неродной язык.

PEЗУЛЬТAТЫ И OБCУЖДEНИE

Подробнее остановимся на наиболее важных из этих проблем.

1. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка, ибо интерес к делу, желание заниматься любимым делом является главным условием достижения успеха в любой области деятельности и, конечно, в учебе. Поэтому эту проблему можно назвать основной, определяющей содержание всего образования по предмету «Русский язык». Главной причиной

AННOТAЦИЯ

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

низкой речевой культуры, недостаточно высокого уровня знаний по русскому языку студентов является, пожалуй, именно непонимание, неосознание обучающимися роли и значения русского языка (языка вообще) в повседневной жизни и в профессиональной деятельности.

2. Ocoзнaние учениками кoнечнoй цели изучения pуccкoгo языка: для чего изучается этот предмет, что должно быть достигнуто в конечном итоге. А ведь именно от этого зависит и срок обучения, и объем знаний и умений, получаемых, и воспитательная составляющая образования» [3, с. 6].

Конечная цель преподавания русского языка- воспитание полноценной языковой личности, обладающей способностью к речевому общению на русском языке, усвоивший совокупность знаний о русском языке.

3. Уточнение содержания предмета «Русский язык». Это одна из самых сложных проблем, связанных с отбором и теоретического, и практического материала: что выбрать, в каком объеме и по какому принципу. На сложность и нерешенность проблемы по определению содержания образования по русскому языку указала Л. А. Вербицкая: «Много десятилетий в научной литературе и СМИ ведется разговор о необходимости рационализации содержания обучения, но в этой области мало что делается.

4. Создание учебников русского языка нового поколения. В условиях обучения по всем учебным дисциплинам, в т.ч. и по русскому языку, учебник был и остается основным источником получения знаний. Составленный в соответствии с программой учебной дисциплины, он конкретизирует содержание данного учебного предмета. Объем знаний учащихся, глубина и степень их прочности всецело зависит от качества учебника. Поэтому к учебнику как основному источнику получения знаний предъявляются высокие требования, и в соответствии с требованиями времени учебники нуждаются в постоянном совершенствовании, обновлении. За более трехвековую историю преподавания русского языка накоплен огромный опыт создания учебников. Но жизнь не стоит на месте, постоянно меняется, одновременно меняются и требования к преподаванию русского языка. Эти изменяющиеся условия выдвинули проблему создания учебников нового поколения.

5. Воспитание у учащихся высокой культуры русской речи. Проблема эта возникла не случайно, а в связи с тем, что за последние два-три десятилетия культура русской речи населения страны (как самих русских, так и нерусских) катастрофически падает. Нарушение в речи литературных норм, бедность лексического запаса и грамматического строя речи, употребление грубо-просторечных, жаргонных, вульгарных, нецензурных слов, слов- паразитов и

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

слов-сорняков, ненужных иноязычных слов (чаще англицизмов, когда имеются прекрасные их русские эквиваленты), речевых штампов и т.д. стало обычным явлением даже в речи образованной части населения, не говоря уже o «простом» народе. Не свободны от речевых ошибок и небрежностей радио- и телепередачи, спектакли в театрах, культурно-массовые мероприятия в клубах и т.д. Подобная картина чревата опасными последствиями: если не остановить этот процесс, то в конечном итоге это может привести к смерти языка. Падение культуры речи можно оценить как недоработку в области преподавания русского языка: ведь все взрослое население - это выпускники школ, все они изучали в школе русский язык.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение отметим следующее. В современных условиях бурно развивающегося научно- технического прогресса в мире актуализируется задача формирования нового человека, способного жить в новом обществе. Реализация этой задачи порождает новую проблему - проблему подготовки нового учителя [2], способного обучать и воспитывать новое поколение учащихся, подготовить их к жизни в новом обществе, в т.ч. нового учителя русского языка, на плечи которого ложится огромная ответственность за сохранение русской языковой культуры (рассмотрение этой проблемы составляет предмет отдельной статьи).

ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Вopoбьев В. В. Лингвoкультуpoлoгия. М.: РУДН, 2018. 340 c.

2. Coвpеменнaя oбpaзoвaтельнaя пapaдигмa и учебники по pуccкoму языку: мaт-лы Вcеpocc. таучно- прокт. конф. (Opенбуpг, 2-3 нoябpя 2000 г.). Opенбуpг: изд-во Orny, 2010. 176 c.

3. Зaкиpьянoв К. З. Coвpеменный учебник pуccкoгo языта таким oн дoлжен быть // Вестник БaшГУ, 2017. Т. 22. №4. C. 1131-1140.

4. Caбaткoев P. Б. Coвpеменнaя oбpaзoвaтельнaя пapaдигмa и учебники по pуccкoму языку: мaт-лы Вcеpocc. нaучнo-пpaкт. конф. (Opенбуpг, 2-3 нoябpя 2000 г.). Opенбуpг: изд-во Orny, 2010. 176 c.

5. Cквopцoв Л. И. Экология cлoвa, или поговорим o культуре русской речи: Книга для учaщихcя. М.: Просвещение, 2016. 158 с.

6. Пoлaт Е. C., Бухapкинa М. Ю. Современные педaгoгичеcкие и инфopмaциoнные технологии в системе oбpaзoвaния: учебное пособие. М.: Aкaдемия, 2018. 368 с.

7. Irgashevna, S. N. (2023). LANGUAGE EDUCATION AS AN INTEGRAL

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

COMPONENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SPECIALIST GROWTH. American Journal of Pedagogical and Educational Research, 8, 80-82.

8. Irgashevna, S. N. (2023). THE CULTURE OF THE TEACHER'S SPEECH WHEN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE. American Journal of Pedagogical and Educational Research, 8, 83-85.

9. Шадманова, Н. И. (2023). МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Academic research in educational sciences, 4(1), 298-302.

10. Шадманова, Н. И. (2022). Монологическая речь с точки зрения учёных. Academic research in educational sciences, 3(2), 443-446.

11. Shadmanova, N. I., & Usmonova, U. A. (2021). EFFECTIVENESS OF FIRST LANGUAGE IN ACQUISITION OF SECOND LANGUAGE. Theoretical & Applied Science, (1), 235-237.

12. Shadmanova, N. I., & Adilova, D. K. (2020). SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF CIVILIZATION. Theoretical & Applied Science, (4), 168-171.

13. Shadmanova, N. I., & Raximova, D. P. (2019). UTILIZATION OF DICTIONARY. Theoretical & Applied Science, (5), 129-131.

14. Shodmonova, N. I. (2019). CO-TEACHING. Modern Science, (8-2), 221-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.