Научная статья на тему 'Важные аспекты управления рисками коммерческих банков РФ на примере модели комплексного управления рисками ПАО "Сбербанк"'

Важные аспекты управления рисками коммерческих банков РФ на примере модели комплексного управления рисками ПАО "Сбербанк" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО / БАНКОВСКИЙ РИСК / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаков С.С., Агрба А.Н.

В данной статье рассматриваются существующие риски деятельности коммерческих банков на территории Российской Федерации, виды банковских рисков, их классы. Была изучена разработанность проблемы в области причины возникновения рисков. Приведен анализ действующей модели управления рисками в ПАО «Сбербанк» и определена роль основных ее составляющих. Раскрыты основные структурные элементы и связи в модели организационной структуры, дана подробная характеристика основных внутренних структурных единиц, отвечающих за управление риском. Выявлены способы, позволяющие при использовании качественной и количественной оценки рисков снизить убытки банков в результате наступления неблагоприятных событий. Авторами статьи выдвинута гипотеза о влиянии структуры управления рисками банка на его надежность, финансовую устойчивость. Определены основные проблемы валютно-финансового и кредитного банковского риска в условиях функционирования экономики Российской Федерации на государственном и автономном межбанковском уровнях. Авторами на основе широкой базы данных был сделан анализ сущности кредитных и валютно-финансовых рисков и предложен способ совершенствования модели управления рисками ПАО «Сбербанк» путем оптимизации рисков посредством индивидуального комплексного подхода, осуществляемого в рамках риск-менеджмента банковской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Важные аспекты управления рисками коммерческих банков РФ на примере модели комплексного управления рисками ПАО "Сбербанк"»

Важные аспекты управления рисками коммерческих банков РФ на примере модели комплексного управления рисками ПАО «Сбербанк»

г-£

Б

а

2 ©

Щербаков Сергей Сергеевич,

магистр, департамент мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, shcherbakovs.s@yandex.ru

Агрба Александр Нодариевич,

магистр, департамент мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Alexagrba@yandex.ru

В данной статье рассматриваются существующие риски деятельности коммерческих банков на территории Российской Федерации, виды банковских рисков, их классы. Была изучена разработанность проблемы в области причины возникновения рисков. Приведен анализ действующей модели управления рисками в ПАО «Сбербанк» и определена роль основных ее составляющих. Раскрыты основные структурные элементы и связи в модели организационной структуры, дана подробная характеристика основных внутренних структурных единиц, отвечающих за управление риском. Выявлены способы, позволяющие при использовании качественной и количественной оценки рисков снизить убытки банков в результате наступления неблагоприятных событий. Авторами статьи выдвинута гипотеза о влиянии структуры управления рисками банка на его надежность, финансовую устойчивость. Определены основные проблемы валют-но-финансового и кредитного банковского риска в условиях функционирования экономики Российской Федерации на государственном и автономном межбанковском уровнях. Авторами на основе широкой базы данных был сделан анализ сущности кредитных и валютно-финансо-вых рисков и предложен способ совершенствования модели управления рисками ПАО «Сбербанк» путем оптимизации рисков посредством индивидуального комплексного подхода, осуществляемого в рамках риск-менеджмента банковской деятельности.

Ключевые слова: банковское дело, банковский риск, управление рисками, минимизация рисков.

Новые реалии финансового мира таковы, что последние годы были отмечены ощутимыми потрясениями и изменениями, которые ставят под угрозу благополучие банковской системы и финансового сектора в различных странах мира. Массовые случаи таких явлений, как банкротство, банковские и финансовые кризисы дестабилизируют функционирование банковской системы путем увеличения объемов понесенных рисков, тем самым являясь главной причиной ее падения. Наглядным примером могут послужить данные о динамике количества действующих банков в России.

Количество действующих банков в России на 01.01.2008 года составило 1136, а количество действующих банков в России на 01.01.2018 года составило уже 561, то есть с 2008 года перестало действовать порядка 575 банков. Основная волна отзыва лицензий банков началась в 2013 году, наглядно продемонстрировать динамику отзыва лицензий с 2013 по 2018 года позволит диаграмма 1.

Основные причины отзыва лицензий: фальсификация отчетности, проведение рискованных операций, недостаточность капитала, неспособность выполнять требования по кредитным операциям. Обращает на себя внимание то, что в 2017 году Банком России была отозвана лицензия у ПАО БАНК «ЮГРА», который ещё в 2016 году входил в список 30 крупнейших банков страны.

Ввиду значимости банковских учреждений как основного способа финансирования инвестиций такая проблема тормозит развитие экономики в целом.

Существует множество рисков, с которыми сталкиваются банки. Поэтому необходимо определить, что такое банковские риски, с которыми сталкивается банк, и какие они бывают.

В нашем исследовании мы считаем, что при изучении понятия риска следует рассмотреть два ключевых понятия: определение и описание уровня риска и методы обработки риска.

В экономике, в частности, в коммерческом банке, под риском подразумевается не только вероятность получения финансовой прибыли, но и ожидание возможных потерь для банка, связанные с придерживаемой банком политики в отношении внутреннего, операционного или технического управления, а также с воздействием внешних факторов, например, неблагоприятная ситуация на рынке, влияние окружающей среды и т.д.

Риском называется установленная по своей причине, полностью охарактеризованная опасность потери средств, связанная с некоторым случайным событием или серией событий. Нетрудно понять из определения понятия риска, почему нельзя описать неопределенную ситуацию возникновения риска и показать условия принятия решение при таких условиях. Умение предвидеть, отслеживать потенциальные критические ситуации, создавать систему мониторинга и систематического сбора данных, чтобы уведомлять систему о необычном протекании события - длинный список мер, благодаря которым можно научиться мыслить в условиях перспективы и прогнозировать неопределенность, что даст возможность своевременно принять решение.

Под обработкой риска понимается процесс выбора и осуществления мер по изменению или модификации риска. Так к обработке риска относятся такие меры как избежание рисков, их оптимизация, перенос рисков и их сохранение. Другими словами, обработка рисков - это совокупность методов и инструментов для оптимизации рисков, разумеется, чаще всего направленных на их минимизацию. Примерами обработки рисков могут служить такие способы управления рисками КБ как диверсификация, использование собственного капитала, систематический анализ финансового состояния, страхование и многие другие.

В эмпирической литературе встречаются смешанные результаты в исследовании рисков. Причинами банковского риска может быть кредит, изменение валют или про-

Диаграмма 1. Динамика отзыва лицензий банков в России1

центных ставок и т.д. Ювин [10] в своем анализе различает восемь классов риска: торговый риск, ИТ-риск (или информационный), операционный риск, риск права и налогообложения, политический риск, риск конкуренции, риск окружающей среды и ресурсный риск. Для успешной борьбы с рисками, банковские учреждения располагают их приоритету, разрабатывают принцип управления для каждого и разъясняют возможные последствия и ответственность. Такое понимание риска целесообразно, так как коммерческие банки покрывают большинство своих финансовых нужд благодаря привлечению денежных инвестиций, поскольку играют роль связующего звена в экономике. Таким образом, для создания надежных пассивов через займ денег, крайне важно занимать достаточно высокое место в ранкинге надежности, как среди банков, так и среди населения. Поскольку клиенты, как правило, в большей степени доверяют тем финансовым структурам, которые могут на деле продемонстрировать стабильность в плане получения дохода и невысокий риск капиталовложений. Отсюда следует вывод, что риск коммерческого банка напрямую зависит от стабильной доходности и наименьших материальных потерь.

Согласно стандарту ISO (International Standardization Organization, сокращенно от Международной организации по стандартизации) риск не является ни положительным, ни отрицательным эффектом, а лишь следствием социальных событий, которые могут принести доход или убыток.

Это утверждение подтверждается и в исследованиях Начири [10]. По его мнению, бизнес-риски связаны с неопределенностью, которая характеризует результаты деятельности компании в зависимости от сферы ее деятельности. Внутренние и внешние факторы риска, такие как экономическая ситуация или слабое операционное функционирование банка,

могут отрицательно влиять на ход бизнеса. Но и положительные результаты могут возникнуть при выявлении риска, реализации стратегии управления на практике. Управление рисками направлено на уменьшение воздействия этих факторов. В соответствии с его выводом, способность принять и обработать риск как можно быстрее - это одно из средств для современного управления.

Обобщая сделанный обзор, можно говорить о том, что для поддержания финансовой устойчивости предприятия должны стремиться уменьшить воздействие внутренних и внешних факторов риска, влияющих отрицательно, при этом увеличивая возможности создания активов для достижения своих целей.

На основе обзора литературы мы выдвигаем следующую гипотезу: надёжность банка и его способность обрабатывать риски напрямую связаны с имеющейся у банка структурой управления рисками, ее гибкостью, способностью к совершенствованию, а также ее эффективному выполнению поставленных задач и функций. Оптимальная организация системы управления рисками оказывает решающее и существенное влияние на минимизацию рисков в деятельности банка.

Сегодня, понятие управление рисками подразумевает систематический подход принятия мер с целью выявить наилучший способ действия с точки зрения всей организации в условиях неопределенных обстоятельств путем определения, оценки, понимания, регулирования и представления вопросов, касающихся рисков. Оно способствует принятию стратегических решений, которые являются одним из средств достижения общих целей организации.

В 2017 году СберБанк России (далее по тексту Банк) разработал руководство по управлению рисками и развития достаточности капитала, для того чтобы контролировать уровень риска не превышаю-

щий Аппетит к риску, обеспечить финансовую устойчивость и достаточность капитала банковской структуры, чтобы иметь возможность покрыть потери, связанные с риском, а также удовлетворить требования интернациональных стандартов для снятия барьеров в международном взаимодействии банков.

Модель комплексного управления рисками компании, описанная в руководстве, базируется на восьми элементах, которые напрямую связаны с целями компании. Это - внутренняя среда, постановка целей, определение событий, оценка рисков, обработка рисков, действия по контролю, информация и связь. Эти восемь элементов являются критерием эффективности управления рисками в момент, когда оно будет внедрено в практику успешного управления компанией.

В рамках данной модели интегрированное управление рисками - это стратегия действий, внедряемая в отдел руководства, менеджеров, руководителей и персонал компании.

Согласно данному руководству, в первую очередь необходимо полностью исследовать риск, который может возникнуть вследствие любой деятельности кредитной организации, прежде чем будет принято решение о реализации этой операции. Должны быть разъяснены внутренние нормативные, распорядительные документы по организации, составленные на основе решений коллегиальных органов, регламентирующих порядок проведения операции.

Также, чтобы адекватно оценивать риски и принимать наиболее оптимальные решения, следует, определить риск-аппетит компании, то есть измерить в цифрах тот уровень риска, способного для принятия банковской системой, чтобы достичь своих целей при наличии необходимого уровня дохода по установленному бизнес-плану. Это первоначальная мера для обеспечения защиты, а также для создания стоимости кредитной организации. Риск-аппетит определяет толерантное восприятие рисков, а также положения, принятые для их обработки. Это также поможет при разработке стратегии компании, в которой меры для предотвращения, сокращения и устранения последствий рисков будут реализованы на практике, чтобы обеспечить ожидаемые результаты. Рост риск-аппетита влечет за собой увеличение политического риска, где ключевым фактором является страхование активов компании, как материальных, так и нематериальных.

О

3

ю

г

2 a

8

сч £

Б

а

2 ©

Далее необходимо проанализировать состояние капитала на его достаточный уровень, чтобы иметь возможность покрыть вероятные потери банка. Для этого внедряются внутренние процедуры оценки достаточности капитала. По итогам проверки капитала и принимаются решения о проведении операции, а также происходит распределение приоритета областей развития и вкладываемых в них средств с учетом индексов прибыльности каждого бизнес-направления.

Важным элементом в управлении риском является комплексный анализ рисков, который включает оценку и прогнозирование величины риска банка, и соблюдение экономических нормативов банковской ликвидности, оценка финансового и бизнес профиля компании, стресс тестирование, выявление конкурентной среды и возможных преимуществ (SWOT - анализ).

Для успешной обработки рисков и минимизацией противоречий интересов по управлению рисками, а также для лимитирования уровня риска и осуществления мониторинга системы по решению ситуации, возникшей по причине риска, структура банка организуется таким образом, что необходимо распределить ответственность и выполняемые функции между структурными единицами банка и участниками контролируемой группы.

Первым шагом на пути создания системы управления рисками является выбор участников контролируемой группы и назначение наблюдательного совета директоров, которые совместно с высшим руководством, включающим в себя Президента, Председателя и Правление, будут проводить мониторинг уровня риска, а также контролировать процедуру обработки риска с целью минимизировать возможные отклонения от предписанного документами плана.

То есть, к функциям органов управления банка относится контроль эффективности системы управления рисками и капиталом контролируемой группы посредством рассмотрения отчетности, формируемой в рамках внутренних процедуры оценки достаточности капитала.

В процессе управления риском возможно собрание акционеров банка с целью согласования решения об увеличении (уменьшении) капитала, принятого по уставу, разделении, или же наоборот, консолидации акций, эмиссии облигаций и других ценных бумаг.

Роль наблюдательного совета директоров в данном случае будет в одобрении стратегии управления рисками и пла-

новой структуры капитала, утверждении политики и направлений по выплате дивидендов, определение аппетита к риску и целевого рейтинга контрольной группы и коммерческого банка в целом.

Руководство банка в свою очередь составляет регулятивно-организацион-ные документы по функционированию внутренней структуры, а также бизнес-план контрольной группы. Кроме того, на них лежит назначение коллегиальных органов, а также определение их деятельности и документация положений о них.

Также необходим выбор комитета оценки рисков, состоящий из представителей различных секторов бизнеса, в том числе внутреннего аудита. Данный комитет осуществляет управление совокупным риском контролируемой группы в рамках полномочий, требований и ограничений, одобренных решениями руководства банка, и утверждает перечень видов рисков, признаваемых существенными для контролируемой группы, и состав выделенной группы рисков. Данный комитет ответственен за назначение органов по управлению выделенной группой рисков и за формирование ее системы управления. Комитет также контролирует реализацию мер по устранению нарушений Аппетита к риску.

Созданный комитет коммерческого банка по управлению пассивными и активными средствами принимает стандарты контролируемой группы к процессам и подходам к управлению достаточностью капитала, требования к нормативным документам участников группы, описывающим внутренние методы и процедуры управления достаточностью капитала и определяет требования к капиталу.

Назначенные комитеты банка по управлению выделенной группой рисков осуществляют управление рисками Группы, входящими в состав выделенной им группы при этом, не превышая полномочия и ограничения, утвержденные решениями Правления банка. Члены комитета утверждают архитектуру и устанавливают значения лимитов, основанные на установленном аппетите к риску и других качественных показателях, и контролируют их соблюдение лимитов. В их задачу входит мониторинг деятельности подотчетных комитетов.

К задачам подотчетных комитетов относится разработка, внедрение и последующее сопровождение и совершенствование методологии управления и оценки рисков, входящих в выделенную группу риска, в том числе организация разработки и актуализации внутренних

нормативных документов, определяющих методы оценки рисков, процессы, процедуры и требования к организационной структуре, распределение полномочий, процессов и процедур управления рисками, входящими в выделенную группу рисков на уровне банка и контролируемой группы.

Казначейство банка разрабатывает предложения по перечню риск-метрик и их предельным значениям в части достаточности капитала для включения их в Аппетит к риску банка. Оно же и распространяет, и контролирует внедрение групповых стандартов управления достаточностью капитала на уровне участников Групп, а также разрабатывает план по управлению достаточностью капитала в рамках процесса бизнес-планирования по Группе. Комитет осуществляет регулярный прогноз показателей достаточности капитала по Банку и Группе и осуществляет мониторинг соблюдения аппетита к риску в части показателей достаточности капитала.

Согласно руководству департамент финансов определяет принципы бизнес-планирования, разрабатывает соответствующие им методики/регламенты и финансовую структуру контролируемой группы, включая критерии консолидации компаний. В их задачи входит подготовка консолидированного плана и механизма контроля исполнения показателей бизнес-плана группы и ведение отчетности о величине собственного капитала, оценке уровня резервов на возможные потери по ссудам и задолженностям Банка и группы и выполнении обязательных нормативов.

В это время центр макроэкономических исследований разрабатывает и пара-метрирует сценарии стресс-тестирования по Банку и Группе.

Таким образом, основная роль этого процесса отводится профессионалу по риск-менеджменту. К нему применяются меры по разграничению ответственности по каждому риску, координации решений, связанных с рисками, он составляет список их приоритетов и сообщает о результатах генеральному директору.

За качественное управление отвечает служба внутреннего аудита банка, которое заключается в оценке и описательной классификации каждого вида риска. Методами качественной оценки рисков наиболее часто являются интервью, семинары, опросы, сравнительный анализ и анализ стратегий, в то время как количественные методы используют сравнительный анализ и анализ стратегий для

построения точечных оценок перспектив и составления прогноза возможных событий. Служба проводит анализ успешности методов обработки рисков, в том числе и мониторинг эффективности системы оценивания банковских рисков и процесс контроля банковскими рисками, определенных внутренними нормативными актами, а также исполнение в полном объеме вышеуказанных документов. Она сообщает наблюдательному совету директоров, исполнительным отделам по менеджменту о найденных несовершенствах деятельности системы риск-менеджмента, а также о действиях, согласованных и принятых для их ликвидации. Внутренний аудит формирует требования к внедрению внутренней проверки участниками контролируемой группы в части оценивания целесообразности системы риск-менеджмента.

Нужно отметить, что данная методика имеет свои различия в зависимости от каждого конкретного коммерческого банка, однако авторами была рассмотрена модельная, образцовая и служащая примером в отрасли методика одного из ключевых Банков.

Таким образом, процесс управления рисками должен быть запущен с вершины организационной иерархии. Роль руководства состоит в направлении создания организационной культуры, здорового осознания риска, обеспечении эффективности, а также реализации стратегий, принятых в компании. Кроме того, руководство должно гарантировать, что персонал стремится к осуществлению стратегии по обработке рисков.

Концепция, разработанная для российских банков, показывает, что президенту банка и другим лидерам отводится главная роль в управлении рисками. Другие сотрудники банка несут ответственность за внедрение мер по управлению рисками в соответствии с принципами и протоколами, принятыми верхушкой компании.

Руководство должно стремиться развивать обмен данными между отделами, непосредственно связанными с появлением рисков, и управлением компании. Этот информационный обмен позволяет комплексно обработать риски на более высоком уровне. Более того, выделяется важность автоматизации системы управления рисками, включая операционный риск, как ключевой фактор эффективности. Это необходимо по мере того, как сложность, динамика и распространение на рынке банковской системы увеличиваются. Данные подходы и мето-

ды, как наиболее часто используемые в процессе оценки рисков, позволяют обеспечить менеджеров инструментами и моделями в оценке рисков.

Существует потребность усилить понимание культуры риска среди руководителей банка, а через них, и среди сотрудников компании. Необходимо раскрыть роль отдела управления рисками в процессе выявления и оценки рисков. Так как неподготовленное принятие риска и его последствий может отрицательно сказаться на объеме понесенных банком потерь.

Учитывая, что расчет резерва обеспечивающего капитала связан с риском и финансовыми убытками, совершенствование системы управления рисками необходимо, чтобы уменьшить эти потери и, следовательно, ресурсы капитала, затрачиваемого на обработку риска.

Таким образом, в современных условиях банки уделяют повышенное внимание риск-менеджменту и культуре риска, а также занимаются реализацией комплекса мер по совершенствованию управления рисками, что подтверждает нашу гипотезу.

Однако модели комплексного управления рисками также присущ ряд недостатков. К ним мы можем отнести чрезмерную стандартизацию, связанную с множеством документированных процедур и распоряжений для каждого организационного элемента, сложность быстрого выполнения данных процедур, последующих согласований с вышестоящими органами, а также согласование действий всех подразделений. Модель комплексного управления рисками основывается на базовой, стандартной оценке рисков и детально не учитывает особенности экономических субъектов. При совершенствовании модели и ее модификации направленной на индивидуальный комплексный подход уровень управления рисками, а также их снижение дадут лучшие результаты.

Так индивидуальный комплексный подход подразумевает качественный анализ платежеспособности заемщика. Данный анализ целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

- мера ответственности руководства по ранее получаемым кредитам, своевременности расчетов по ним;

- поддержание конкурентоспособности выпускаемой продукции фирмы заемщика;

- высокий уровень рентабельности вложения средств в данного заемщика;

- реальность и достоверность биз-

нес-плана заемщика, обоснованность расчетов;

- надежность залогового обеспечения кредита на случай его невозврата;

- безупречное юридическое оформление документов, относящихся к сделке по кредитованию.

Также следует принимать во внимание такие показатели деятельности организаций, как прибыльность, ликвидность, оборачиваемость основных и оборотных активов, обеспеченность кредитов, рекомендуется оценивать по данным баланса за ряд периодов. В отдельных случаях целесообразно рассчитывать рейтинг кредитной заявки заемщика.

То есть управление кредитными рисками при индивидуальном комплексном подходе должно осуществляться следующими способами:

1. Оценка кредитоспособности посредством бальной оценки ссудополучателя. Этот метод предполагает разработку специальных шкал для определения рейтинга клиента. Критерии, по которым производится оценка заемщика, строго индивидуальны для каждого банка и базируются на его практическом опыте. Однако в большинстве крупных банков данные критерии носят универсальный характер и не учитывают индивидуальность каждого отдельного заемщика или отрасли, в которой он функционирует.

2. Привлечение достаточного обеспечения. Такой метод практически полностью гарантирует банку возврат выданной суммы и получение процентов. При этом важным моментом является тот факт, что размер обеспечения ссуды должен покрывать не только саму сумму выданного кредита, но и сумму процентов по нему. Однако все же приоритет при защите от кредитного риска должен отдаваться не привлечению достаточного обеспечения, предназначенного для покрытия убытков, а анализу кредитоспособности заемщика, направленному на недопущение этих убытков, поскольку ссуда выдается не в расчете на то, что для ее погашения придется продать активы, служащие обеспечением, а на то, что она будет возвращена в соответствии с кредитным договором. На практике возникает проблема недостаточного покрытия кредита обеспечением, недостоверной оценки залоговой стоимости имущества.

3. Оценка стоимости выдаваемых кредитов и последующее их сопровождение выражается в классификации кредитов по группам риска и созданием резерва по сомнительным долгам в зависимости от

О £

ю

г

2 а

8

сч £

Б

ей

2 ©

группы риска. А так как резерв создается за счет отчислений, относимых на расходы банка, то это и составляет часть понятия стоимости кредита для банка. Стоит отметить тенденцию малых и средних (по размеру капитала) банков к созданию заниженных резервов с целью показать лучший финансовый результат, что приводит к образованию финансовых брешей.

Таким образом, управление риском с использование индивидуального комплексного подхода позволит снизить риски в банковской системе путем применения методов диверсификации, оценки стоимости кредитов, страхования в рамках модели комплексного управления и ее организационной структуры.

Общие выводы

Банковский риск - это ситуативная характеристика деятельности банка, отображающая неопределенность ее исхода и характеризующая вероятность негативного отклонения действительности от ожидаемого.

При определении и изучении банковских рисков, необходимо помнить, что банки в своей деятельности сталкиваются не с одним определенным риском, а со всей совокупностью различных видов риска, отличающихся между собой по месту и времени возникновения, а также своему влиянию на деятельность банка,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показывает история, банковская деятельность в нынешних условиях экономики подвержена значительному числу рисков, которые могут не только ухудшить показатели деятельности банка, но и привести его к банкротству.

Анализ модели комплексного управления рисками показал, что роль управляющего совета и президиума в построении структуры управления рисками остается крайне высокой. Сама структура системы управления рисков строится с учетом целей и задач, которые закрепляются за каждым структурным подразделением и комитетом, а качественная и количественная оценка рисков служат способами обработки рисков для формирования дальнейшего руководства к действию.

Ценность данной комплексной модели состоит в том, что на ее основе можно моделировать банковскую деятельность, осуществлять целостный поиск внутренних резервов с целью повышения эффективности осуществления банковских операций.

В проанализированной модели, однако, не учитывается все возможные классификации рисков, связанные с индиви-

дуальными особенностями экономических субъектов.

К недостаткам модели так же стоит отнести недостаточную независимость структурных единиц, отвечающих за анализ рисков, комитет оценки рисков (на практике) сильно зависим от вышестоящего руководства банка и слабо контролируем со стороны внутреннего аудита.

Так, одним из способов системы оптимизации банковских рисков является использование индивидуального комплексного подхода, который позволяет улучшить модель комплексного управления рисками и тем самым увеличить уровень надежности банка. Данная модификация внедряет следующие способы управления рисками: использование усреднённых стандартов кредитоспособности, рентабельности, платежеспособности для предприятий одной отрасли; агрегирование информации по действующим заемщикам с целью более гибкого анализа каждого нового клиента; использование разумного баланса между ориентацией на рыночные условия и потенциальными возможностями банка. Применение данной модификации позволит банкам лучше определить риск, классифицировать его и найти действенные пути оптимизации.

Литература

1. Мадера А. Риски и шансы. Неопределенность, прогнозирование, оценка. М.: Красанд, 2015.

2. Сбербанк России. Стратегия управления риском и капиталом. Москва, 2017.

3. Кодекс корпоративного управления Сбербанка от 20.04.2015.

4. Вяткин В.Н. Риск-менеджмент. М.: Люберцы, Юрайт, 2016.

5. Фомичев А.Н. Риск-менеджмент: Учебник для бакалавров. М.: ИТК Дашков и К, 2016.

6. Плошкин В.В. Оценка и управление рисками на предприятиях. М.: ТНТ, 2015.

7. Указание Банка России от 15.04.2015 № 3624-У. О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы.

8. Указание Банка России от 7.12.2015. № 3883-У. О порядке проведения Банком России оценки качества системы управления рисками и капиталом, достаточностью капитала кредитной организации и банковской группы.

9. Указание Банка России от 03.12.2015. № 3876-У. О формах, порядке и сроках раскрытия головными кре-

дитными организациями банковских групп информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом.

10. COSO Enterprise Risk Management - Integrated Framework 2017

Ссылки:

1 По данным Банка России/ cbr.ru

Important aspects of risk management of commercial banks of the Russian Federation on the example of model of integrated management of risks of PJSC Sberbank Shcherbakov S.S., Agrba A.N. Financial University under the Government of the

Russian Federation In this article, the existing risks of the activities of commercial banks in the Russian Federation, the types of banking risks, their classes, causes of occurrence are considered. The analysis of the current risk management model in PJSC «Sberbank» is given and the role of its main components is determined. The relationships in the organizational structure model are revealed, main structural elements and connections in the model of organizational structure are revealed, the detailed characteristic of the main internal structural units responsible for risk management is given. It is revealed how qualitative and quantitative risk assessment will reduce losses of banks as a result of unfavorable events. The authors put forward a hypothesis about the impact of the bank's risk management structure on its reliability. A method of improving this model by optimizing risks through an individual integrated approach implemented within the framework of risk management of banking activities is proposed. Keywords: banking, banking risk, risk management, risk minimization.

References

1. Madera A. Risks and chances. Uncertainty,

prediction, estimation. Moscow: KRASAND,

2015.

2. The Savings Bank of Russia. Strategy of risk and

capital management. Moscow, 2017.

3. The Code of Corporate Governance of the Savings

Bank of 20.04.2015.

4. Vyatkin V.N. Risk management. Moscow:

Lyubertsy, Yurayt, 2016.

5. Fomichev A.N. Risk Management: A Textbook

for Bachelors. Moscow: ITK Dashkov and K,

2016.

6. Ploshkin V.V. Assessment and risk management

in enterprises. М.: TNT, 2015.

7. Instruction of the Bank of Russia of 15.04.2015

№ 3624-U. On the requirements for the risk management system and the capital of the credit institution and the banking group.

8. Instruction of the Bank of Russia of 7.12.2015.

No. 3883-U. On the procedure for conducting by the Bank of Russia an assessment of the quality of the risk management system and capital, capital adequacy of the credit organization and the banking group.

9. Instruction of the Bank of Russia of 03.12.2015.

No. 3876-U. On the forms, procedure and timing of the disclosure by head credit institutions of banking groups of information about the risks to be taken, the procedures for their assessment, risk management and capital.

10. CoSo Enterprise Risk Management - Integrated

Framework 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.