УДК 796
ВАЖНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
THE IMPORTANCE OF THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE IN THE DEVELOPMENT OF THE HUMAN PERSONALITY
Половодов Игорь Валентинович
ассистент
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Polovodov Igor Valentinovich
assistant
Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Козинская Екатерина Евгеньевна
Студент
факультет естественнонаучного образования, физической культуры
и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Волгоград, Россия Kozinskaya Ekaterina Evgenievna
Student
facultyscience education and life safety Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. Физическая культура — это одно из главных средств формирования личности. Физические упражнения многогранно влияют черты характера, волевые качества, отношение к жизни, моральные установки.
Abstract. Physical culture is the most important means of forming a person as a person. Exercises allow you to multifaceted influence on consciousness, will, on moral character, character traits.
Ключевые слова. Физическая культура, спорт, здоровье, воспитание, личные качества, самореализация.
Keywords: physical culture, sports, health, education, personal qualities, self-realization.
В настоящее время физическая культура является важной частью спорта, одним из способов физического воспитания. Она, так или иначе, касается всех сфер общества, оказывает влияние на основные области жизни. Спорт создает образ жизни людей, профессиональную сторону, способствует формированию моральных ценностей и так далее. На сегодняшний день физическая культура стала одним из важнейших трудностей в государственной политике России. Главной причиной этого является снижение уровня здоровья населения. В связи с этим главная задача - нахождение эффективных путей, способов, методов
физического воспитания нового поколения [1, с. 4].
Занятие физической культурой может привести к ряду положительных результатов, которые значительно влияют на жизнь человека.
К таким результатам можно отнести:
• получение новых двигательных умений и навыков;
• увеличение скорости освоения новых упражнений и изменений нагрузки;
• возрастание физической работоспособности;
• развитое телосложение и осанка;
• развитие личностных качеств, положительно влияющих на жизнь человека;
• воля к жизни и активной деятельности;
• способность преодолевать трудности, как физические, так
умственные;
• стремление к самореализации.
В спорте ярко проявляется стремление к достижению успеха, желание быть первым, одержать победу над соперником и так далее. Главная проблема физической культуры - формирование ценностного отношения личности к спортивному образу жизни. Социализация зависит от того, совпадают ли ценности спорта с ценностями личности.
В настоящее время ни одна область человеческой жизни не существует без спорта, так как физическая культура - это общепризнанная материальная и духовная ценность всего общества в целом.
Занятия физкультурой представляют собой хорошую базу для формирования положительных качеств личности, лидерства, преодоления страхов, формирования соревновательных способностей, полноценной подготовки к встрече с различными стрессовыми ситуациями. Постоянно преодолевая трудности, иногда заставляя себя, человек борется с такими качествами характера, которые показывают его как слабую, неуверенную в себе личность. В ходе занятий спортом человек учится проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, рассчитывать только на свои силы, эффективно действовать в экстренных ситуациях [4, с. 19].
Потребность в спорте сопровождала человека на протяжении всей истории человечества. Хорошая физическая подготовка со временем, по мере развития систем образования, стала главным фактором формирования умений и навыков.
Прививать желание заниматься физическим здоровьем должно начинаться с раннего детства и продолжаться всю жизнь. Ежедневная гимнастика, зарядка по утрам должны стать хорошей привычкой, которая поможет хорошо развиваться организму. Необходимо стараться проводить как можно больше времени в движении. Стоит отметить, что спорт позволяет справиться не только с физическими нагрузками, но и с умственными и психологическими [4, с. 10].
Все системы жизнеобеспечения человека получают развитие при занятиях физической культурой. Спорт стимулирует, в том числе, мозговую и в свою очередь интеллектуальную деятельность. В нашей жизни физическая культура тренирует мышцы. Например, вся работа сердца полностью зависит от развитости мышечного каркаса организма, поэтому необходимо тренироваться. Чем хуже развиты мышцы, тем больше вероятность того, что у человека могут
начаться проблемы с сердечно-сосудистой системой. Физическая культура полезна для каждого человека, а особенно для людей, ведущих в основном сидячий образ жизни, чаще всего это люди умственного труда. Человек, занятый умственной деятельностью, мало двигается, что приводит к деформации скелета и позвоночника, атрофированности мышц. Именно занятие физической культурой позволит таким людям быть в тонусе. Таким образом, в нашей сейчас начинает возрастать интерес к спорту, физическому благополучию и здоровому образу жизни [2, с. 432].
Физическая культура и спорт имеют ряд возможностей для воспитания всесторонне развитой личности. Важнейшими являются - моральная, умственная, трудовая и эстетическая. Стоит обратить внимание, что спорт нельзя чем-то компенсировать или заменить, это та часть деятельности человека, которая имеет уникальные черты, которые не может заменить любой другой вид деятельности.
Для формирования полноценной личности необходимо выполнение множества факторов, ни один из них не может отходить на второй план, все структуры тесно связаны между и имеют взаимное влияние. Например, если ребенку не привили чувство ответственности и желание развиваться, он не сможет регулярно заниматься спортом, потому что он не будет понимать, что он должен думать о своем здоровье и физическом благополучии, такие дети всегда будут искать причину, чтобы пропустить очередное занятие. Все это говорит о том, что в воспитании нельзя делать упор на развитие одно или нескольких качеств, необходимо заниматься всеми сторонами личности [3, с. 434].
Спорт является инструментом не только физического, но и морального воспитания. Спортивные соревнования вырабатывают множество качеств: силу воли, решительность, смелость, уверенность в себе и своих силах. Отдельно нужно сказать о влиянии занятий спорта на выработку дисциплинированности. Также командные спортивные игры воспитывают чувство коллективизма. В спортивной борьбе раскрываются такие моральные качества как честность, уважение к сопернику и сотрудничество.
Умственная деятельность также находится под влиянием физических нагрузок. Занятие спортом является наилучшем вариантом смены деятельности во время длительных периодов умственной нагрузки. Высокий уровень
■ и V и I V/ /"
физической подготовленности - важнейший фактор, который обеспечивает умственную работоспособность на протяжении всего учебного года. Замечено, что такие показатели, как объем памяти, количество умственных операций у плохо тренированных студентов к концу учебного года значительно снижаются в отличие от студентов с хорошей физической подготовкой. Именно потому в период сессии рекомендуется поддерживать такую же физическую активность, как и в периоды характерные меньшим объемом нагрузок. Существует необходимость учитывать физическое состояние каждого отдельного студента и исходя из этого регулировать тренировочные нагрузки. Но стоит отметить, что для эффективности всего вышеуказанного физические занятия должны сопровождаться позитивным эмоциональным фоном.
Занятия спортом способствуют развитие и такого качества личности, как трудолюбие. Уже советские педагоги отмечали важность трудового воспитания. Суть трудового воспитания заключается в систематическом развитии качеств
личности, которые определяют уровень ее подготовки к жизни и общественно полезной работе. Наиболее важными компонентами при этом являются трудолюбие, ответственное отношение к работе, владение культурой труда. В процессе учебно-тренировочных занятий, а также и во время спортивных соревнований, трудолюбие является важным компонентом. То есть систематическое занятие спортом способствует привитию трудолюбия как школьникам и студентам, так и взрослым людям. Систематическое повторение упражнений во время физической деятельности сопровождаются преодолением усталости. Регулярное же преодоление усталости и лени во время физических и спортивных занятий благотворно сказываются и на трудовой деятельности человека.
Также нельзя отрицать эстетическую сторону процесса занятий спортом. Физические упражнения содействуют улучшению внешнего вида человека: развивается мышечная масса, увеличивается гибкость, улучшается грациозность во время движения. И здесь нужно понимать, что чаще люди начинают заниматься спортом, ставя перед собой задачу по улучшению внешнего вида, а не улучшения здоровья. В значительной мере людей привлекает возможность добиться поставленной цели - усовершенствование своего внешнего вида. Занятия физической культурой и спортом связаны с эстетическим воспитанием, благодаря этому человек достигает не только цели в виде эстетики, но и воспитывает в себе морально — волевые качества. Таким образом, занимаясь спортом, человек может достичь ряда поставленных целей, это помогает ему укреплять в себе многие важные качества - силу воли, оптимизм и уверенность в своих силах, ответственность и многие другие.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что важность занятий физической культуры в становлении личности очень велика. Спорт помогает формировать различные стороны личности. Физическая культура помогает человеку развивать личные качества, развивать интеллектуальные процессы -внимание, память, воображение. Люди, занимающиеся спортом, как правило, легко обучаемы, становятся морально и физически устойчивы, меньше болеют. Каждый человек должен заботиться о своем состоянии, как психологическом, так и физическом.
Прививать любовь к спорту и занятиям физической культурой необходимо с самого детства. Ребенок должен осознавать, что здоровье полностью зависит от его собственных усилий и стремлений. Интерес детей к физическим упражнениям формируется совместными усилиями всего ближайшего окружения. Подрастающее поколение должно видеть хорошие примеры, которые помогут им понять, что будущее - это личное дело качество, и оно слагается из множества факторов.
Литература
1. Андреенко Т. А. Роль физического воспитания и спортивной тренировки в повышении профессионального образования студентов / Т. А. Андреенко, Е. В. Серженко, Е. П. Павленко/Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы/ и перспективы/ развития : материалы/ VI Международной электронной научно-практической конференции / под ред. Т. Г Арутюняна. —
127/215
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, 2016. — С. 4-6.
2. Серженко Е. В. Технологии физической культуры в системе высшего профессионального образования / Е .В. Серженко, И. Ф. Нагайцева, Е. Г Ткачева / Аграрная наука - основа успешного развития АПК и сохранения экосистем: материалы Международной научно-практической конференции. — Волгоградский государственный аграрный университет, 2012. — С. 432-434.
3. Плетцер С. В. Физическое воспитание и спорт в формировании личности студенческой молодежи/С. В. Плетцер, В. В. Стешенко, Е. В. Хомутова/Аграрная наука - основа успешного развития АПК и сохранения экосистем : материалы Международной научно-практической конференции. Волгоградский государственный аграрный университет, 2012. — С. 434-437.
4. Холодов Ж К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. вузов. - 5-е изд. - М., 2007. — С. 19.
References
1. Andreenko T.A. The role of physical education and sports training to improve the professional education of students /T.A. Andreenko, E.V. Sergenko, E.P. Pavlenko /Physical education, sport, physical rehabilitation and recreation: problems and prospects of development: materials of VI International electronic scientific-practical conference /Edited by T. G. Harutyunyan. — Siberian state aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, 2016. — P. 4-6.
2. Serzhenko E. V. Technologies of physical culture in the system of higher professional education /E. V. Serzhenko, I.F. Nagaytseva, E.G. Tkacheva//agricultural science - the basis of successful development of agriculture and conservation of ecosystems: materials of the international Scientific and practical conference. — Volgograd state agrarian University, 2012. — P. 432-434.
3. Pletzer S. V. Physical education and sport in the formation of the personality of students /S.V. Pletzer, V.V. Steshenko, E. V. Homutova//agricultural science - the basis of successful development of agriculture and conservation of ecosystems: materials of the international Scientific-practical conference. Volgograd state agrarian University, 2012. P. 434-437.
4. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S. Theory and methods of physical education and sport: textbook. benefits for students. higher educational.- 5th ed.-M., 2007. —P. 19.