Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ДУХЕ'

ВАЖНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ДУХЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Патриотизм / патриотического воспитания / национальной идеи / духовные ценности / благородные традиции / гражданского общества / правового государства / воспитывать гордость / патриотического сознания / идейная убежденность. / Patriotism / patriotic education / national idea / spiritual values / noble traditions / civil society / rule of law / cultivate pride / patriotic consciousness / ideological conviction.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Очилова, Нигора Рузимуратовна

В данной статье автор отмечает, что -патриотическое воспитание -это формы и методы педагогического воздействия, направленные на объект воспитания, на формирование у него определенных социально–нравственных качеств. Формирование этих качеств зависит от многих факторов: политических, социальных, экологических, юридических и педагогических. Формы и методы патриотического воспитания, его механизмы, стимулы и возможности всегда конкретны, реально проявляются в процессе воспитательного воздействия. Патриотическое сознаниеэто субъективное явление, оно не всегда конкретно проявляется, иногда оно может привести к ложному убеждению и патриотизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF EDUCATION OF YOUTH IN THE NATIONAL SPIRIT

In this article, the author notes that patriotic education is forms and methods of pedagogical influence aimed at the object of education, at the formation of certain social and moral qualities in it. The formation of these qualities depends on many factors: political, social, environmental, legal and pedagogical. The forms and methods of patriotic education, its mechanisms, incentives and opportunities are always specific and actually manifest themselves in the process of educational influence. Patriotic consciousness is a subjective phenomenon; it is not always specifically manifested; sometimes it can lead to false beliefs and patriotism.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ДУХЕ»

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

ВАЖНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ДУХЕ

Очилова Нигора Рузимуратовна

доцент кафедры «Социальные науки» Каршинский инженерно-экономический институт (Узбекистан)

АННОТАЦИЯ

В данной статье автор отмечает, что -патриотическое воспитание -это формы и методы педагогического воздействия, направленные на объект воспитания, на формирование у него определенных социально-нравственных качеств. Формирование этих качеств зависит от многих факторов: политических, социальных, экологических, юридических и педагогических. Формы и методы патриотического воспитания, его механизмы, стимулы и возможности всегда конкретны, реально проявляются в процессе воспитательного воздействия. Патриотическое сознание- это субъективное явление, оно не всегда конкретно проявляется, иногда оно может привести к ложному убеждению и патриотизму.

Ключевые слова:Патриотизм, патриотического воспитания, национальной идеи, духовные ценности, благородные традиции, гражданского общества, правового государства, воспитывать гордость, патриотического сознания, идейная убежденность.

THE IMPORTANCE OF EDUCATION OF YOUTH IN THE NATIONAL

SPIRIT

Ochilova Nigora Ruzimuratovna

Associate Professor of the Department of Social Sciences Karshi Engineering and Economic Institute (Uzbekistan)

In this article, the author notes that patriotic education is forms and methods of pedagogical influence aimed at the object of education, at the formation of certain social and moral qualities in it. The formation of these qualities depends on many factors: political, social, environmental, legal and pedagogical. The forms and methods of patriotic education, its mechanisms, incentives and opportunities are always specific and actually manifest themselves in the process of educational influence. Patriotic consciousness is a subjective phenomenon; it is not always specifically manifested; sometimes it can lead to false beliefs and patriotism.

ABSTRACT

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

Key words: Patriotism, patriotic education, national idea, spiritual values, noble traditions, civil society, rule of law, cultivate pride, patriotic consciousness, ideological conviction.

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение надёжной защиты Родины-священная конститутционная обязанность гражданина Узбекистана. Президент Ш.М.Мирзиёев неоднократно в своих выступлениях подчеркивал- важность формирования у молодого поколения твердой жизненной позиции, чувств ответственности за судьбу, повышения эффективности работ по военно-патриотическому воспитанию и обучению молодёжи. [1]

Национальная идеология является выражением целей и устремлений, интересов и потребностей общества, она придает смысл жизни личности, обогащает содержание бытия человека, мобилизует его физические и духовные силы на достижение высоких целей. «Не всякое мнение, понятие или точка зрения могут стать национальной идеей. Личное мнение - это своеобразный взгляд конкретного человека на те или иные явления, а общественная мысль, выражает синтезированное отношение к истории и действительности. Наконец, через идеи, данное отношение превращается в факт практического действия и даже в этап истории». [2]

Различают идеи созидательные и разрушительные. «Созидательные, благородные идеи возвышают человека, окрыляют его дух. Именно такими идеями руководствовался великий Амир Темур в своей деятельности по созданию централизованного могущественного государства, по благоустройству отчего дома». [3]

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотизм Сохибкирана Амира Темура может служить идеалом самоотверженного служения отчизне, образцом патриотического воспитания молодежи. Особенно сейчас, когда идет интенсивная созидательная деятельность по укреплению независимости Республики Узбекистан и построению демократического общества. Необходимостью формирования национальной идеи в сознании и образе жизни людей требует с целенаправленная работа по патриотическому воспитанию молодежи. В этих условиях особенно необходимо умение своевременно решать возникающие проблемы в сфере воспитания молодежи, работать творчески, демократично и целеустремленно и вести за собой молодежь. Успех здесь неразрывно связан с упрочнением политического сознания молодежи, с активным вовлечением ее в

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

общественную и государственную жизнь, воспитанием у нее непримиримости к проявлениям несправедливости, стяжательства, коррупции и всему тому, что мешает демократическим преобразованием и социально-экономическому развитию в стране. Глубокая идейная убежденность, высочайшая гражданская ответственность за судьбу и будущее страны, моральная чистота, - эти требования сегодня с особой остротой предъявляются к каждому человеку, особенно к молодежи. Формирование патриотизма и гражданской культуры есть залог построения гражданского общества и правового государства в Узбекистане.

Отмечая общенациональный характер национальной идеи, И.А. Каримов подчеркивает,- что «главная цель идеологии национальной независимости -объединять народ во имя великого будущего, побуждать каждого гражданина страны, независимо от его национальности, языковой и религиозной принадлежности, к жизни с чувством постоянной ответственности за судьбу своей Родины; воспитывать гордость за богатейшее наследие предков, накопленные духовные ценности и благородные традиции; формировать высоконравственных и гармонично развитых людей; превращать в смысл жизни самоотверженность ради нашей священной земли» [4].

В этой мысли сформированы цели и задачи патриотического воспитания молодежи и она для нас имеет фундаментальное значение.

Несмотря на актуальность проблемы патриотического воспитания молодежи, к сожалению, в отечественной науке, особенно в сфере социальной философии, этики, мало специальных исследований по нашей теме. Некоторые диссертационные исследования и книги посвящены социально-философскому и социологическому анализу подготовки военных кадров, изучению девинантного поведения военнослужащих, национального и общечеловеческого в патриотическом воспитании. [5]

На сегодняшний день в них исследуются военно-патриотическое воспитание, а также обобщен передовой опыт работы по развитию социальной и политической активности молодежи.

Недостаточно разработаны общефилософские вопросы патриотического воспитания. Часто патриотическое воспитание трактуется как элемент социально-политического процесса, как реализация социальных и нравственных ценностей и организация свободного времени молодежи. Кроме того, патриотическое воспитание исследуется как проявление и содержание патриотического сознания, что и приводит к отождествлению патриотического воспитания и патриотического сознания.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

Патриотическое воспитание это формы и методы педагогического воздействия, направленные на объект воспитания, на формирование у него определенных социально-нравственных качеств. Формирование этих качеств зависит от многих факторов: политических, социальных, экологических, юридических и педагогических. С помощью методов педагогического воздействия, опираясь на эти факторы, изучают состояние объекта и определяют механизмы, стимулы, возможности нравственного совершенствования. Поэтому формы и методы патриотического воспитания, его механизмы, стимулы и возможности всегда конкретны, реально проявляются в процессе воспитательного воздействия. Патриотическое сознание это субъективное явление, оно не всегда конкретно проявляется, иногда оно может привести к ложному убеждению и патриотизму.

Национальная идея тоже субъективное явление, но она может стать реальным инструментом социально-педагогического воздействия благодаря формам и методам воспитания, пропаганды и просветительских мероприятий. Формы и методы педагогического воздействия, воспитания, пропаганды, обеспечивают единство субъективного и объективного, цели и процесса воспитания. Взаимосвязь национальной идеи и патриотического воспитания осуществляется также через различные формы и методы педагогического воздействия.

Патриотическое воспитание человека осуществляется в процессе собственной деятельности, характеризующейся определенной направленностью, формами и методами реализации. Для реализации своих патриотических чувств важны не только собственные желания, стремления, но и практика освоения социальной действительности. Содержательная и процессуальная сторона патриотизма и героизма детерминирована общественной потребностью, интересами и развитием социума, задачами укрепления независимости и обеспечения благосостояния общества. Но нельзя игнорировать то, что патриотизм и героизм есть проявление индивидуальной самоотверженности, индивидуального подвига, то есть активного включения индивида в решениие сверхзадач.

Вместе с тем, в ходе исследования обнаружилось, что некоторая часть молодёжи склонна к эгоизму, эпикуреизму, намерена жить для себя и для своего удовольствия. Это не может не тревожить учёных, педагогов и общественность. Поэтому патриотическое воспитание молодёжи остаётся одной из важнейших задач формирования всесторонне развитой личности.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES):

1. Ш.М.Мирзиёев. Совершенствование военно-патриотического воспитания. 6 марта. 2018 г.

2. Ш.М.Мирзиёев. О дополнительных мерах по патриотическому воспитанию молодёжи. 13 дек.2018 г.

3. Азизхонов А. Т., Ефимова Л. П. Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане. - Ташкент: НУУ им. М. Улугбека, 2005. - С. 277-228

4. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. -Ташкент: Узбекистан, 2003. - С. 6-7

5. Проблема патриотического воспитания будущих офицеров на этапе становления независимого Узбекистана. - Ташкент: ГФНТИ, 1996. - 108 с;

6. https://m.uz.sputniknews.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.