Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ВАКУУМНОГО ПРОЦЕССА СТЕКЛА АВТОМОБИЛЯ'

ВАЖНОСТЬ ВАКУУМНОГО ПРОЦЕССА СТЕКЛА АВТОМОБИЛЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАКУУМНОЕ КОЛЬЦО / ПВБ / ЦЕЛЛЮЛОЗА / ЭВА / ТПУ / СИЛИКОНОВЫЙ КАУЧУК / НИТРАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухторов Абдумаджидхон Муродхонович

В данной статье представлена информация об истории вакуумного процесса, применении вакуумных колец в процессе вакуумирования стекол автомобиля, процессе вакуумирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE VEHICLE GLASS VACUUM PROCESS

This article provides information about the history of the vacuum process, the use of vacuum rings in the process of vacuuming car windows, and the process of vacuuming.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ВАКУУМНОГО ПРОЦЕССА СТЕКЛА АВТОМОБИЛЯ»

№ 6 (99)

A UNI

/Ш. ТЕ)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

июнь, 2022 г.

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

ВАЖНОСТЬ ВАКУУМНОГО ПРОЦЕССА СТЕКЛА АВТОМОБИЛЯ

Мухторов Абдумаджидхон Муродхонович

ассистент,

Ферганский политехнический институт, Кафедра Геометрия чертежа и инженерного графического ассистента

Республика Узбекистан, г. Маргилан E-mail: abdumajidmuxtorov@gmail. com

THE IMPORTANCE OF THE VEHICLE GLASS VACUUM PROCESS

Abdumadzhidkhon Mukhtorov

Assistant,

Ferghana Polytechnic Institute, Department of Geometry of Drawing and Engineering Graphic Assistant

Republic of Uzbekistan, Margilan

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлена информация об истории вакуумного процесса, применении вакуумных колец в процессе вакуумирования стекол автомобиля, процессе вакуумирования.

ABSTRACT

This article provides information about the history of the vacuum process, the use of vacuum rings in the process of vacuuming car windows, and the process of vacuuming.

Ключевые слова: вакуумное кольцо, ПВБ, целлюлоза, ЭВА, ТПУ, силиконовый каучук, нитрат. Keywords: vacuum ring, PVB, cellulose, EVA, TPU, silicone rubber, nitrate.

Вакуумное стекло было изобретено в 1903 году французским химиком Эдуардом Бенедиктусом (1878-1930), вдохновленным лабораторным явлением. Стеклянная трубка была обработана пластиковым нитратом целлюлозы и не распадалась при выбрасывании. Однако только в 1909 году Бенедикт получил патент, узнав об автомобильной аварии, в которой две женщины были серьезно ранены осколками стекла. В 1911 году он основал Société du Verre Triplex, которое плело стеклопластиковую композицию для снижения травм при автомобильных авариях. Производство триплексного стекла было медленным и трудоемким, что делало его дорогим. Оно не сразу получило широкое распространение у автопроизводителей, но многослойное стекло широко применялось в противогазных очках во время Первой мировой войны. В 1912 году лицензия на этот процесс была передана британской компании Triplex Safe Glass Company. Позже в Соединенных Штатах компании Libbey Owens-Ford и Du Pont de Nemours произвели Triplex со стеклом Pittsburgh Plate Glass.

Между тем, в 1905 году Джон Крив Вуд, юрист из Суиндона, графство Уилтшир, Англия, запатентовал многослойное стекло для использования в качестве лобового/ветрового стекла. Стеклянные слои были скреплены канадским бальзамом. В 1906 году

он основал компанию Safety Motor Screen Co. для производства и продажи своей продукции.

В 1927 году канадские химики Ховард У. Мэтисон и Фредерик У. Скирроу изобрели пластиковый по-ливинилбутираль (ПВБ). К 1936 году американские компании обнаружили, что многослойное «безопасное стекло», состоящее из слоя поливинилбутираля между двумя слоями стекла, не обесцвечивается и не может легко впитываться во время аварий. За пять лет новое окно безопасности практически заменило предыдущее.

К 1939 году 600 000 квадратных футов (56 000 м2) безопасного стекла Indestructo ежегодно использовалось в автомобилях, производимых Ford Motor Company в Дагенхеме, Англия. Защитное стекло Indestructo производится компанией British Indestructo Glass, Ltd., Лондон. Это многослойное стекло использовалось Ford Motor Company в 1939 году, потому что «оно обеспечивает наиболее полную защиту. Помимо осколков, оно чистое и бесцветное». Эта цитата указывает на некоторые технические вопросы, проблемы и опасения, которые остановят широкое использование многослойного стекла в автомобилях сразу после его изобретения.

Многослойное (вакуумное) стекло — это тип безопасного стекла, которое остается на месте при

Библиографическое описание: Мухторов А.М. ВАЖНОСТЬ ВАКУУМНОГО ПРОЦЕССА СТЕКЛА АВТОМОБИЛЯ // Universum: технические науки: электрон. научн. журн. 2022. 6(99). URL: https://7universum. com/ru/tech/archive/item/1383 7

№ 6 (99)

A UNI

/Ш. ТЕ)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

июнь, 2022 г.

разрушении. В случае повреждения его обычно удерживает промежуточный слой, состоящий из поли-винилбутираля (ПВБ), этиленвинилацетата (ЭВА) или термопластичного полиуретана. (ТПУ), между двумя или более слоями стекла. Промежуточный слой связывает слои стекла вместе даже при разбитии, а его высокая прочность предотвращает раскалывание стекла на крупные острые осколки. Эта татуировка создает характерный рисунок растрескивания «паутина», когда недостаточно полностью проткнуть стекло. В режиме EVA термореактивный материал EVA предлагает полную границу (сшивку) с материалом, будь то стекло, поликарбонат, ПЭТ или другие виды продукции. TPU — лучший выбор, называемый пуленепробиваемым стеклом (BRG) и E-стеклом (умное стекло).

Многослойное стекло обычно используется в местах, где оно может подвергаться воздействию людей или где стекло может упасть при разбитии, а также в архитектурных целях. Для освещения окон и ветровых стекол автомобилей обычно используется многослойное стекло. В географических районах, где

требуется штормовая конструкция, многослойное стекло часто используется в наружных витринах, навесных стенах и окнах.

Многослойное стекло также используется для повышения уровня шумоизоляции окна, где звукопоглощение значительно улучшается по сравнению с окнами из монолитного стекла той же толщины. Для этого для слоя используется специальный состав «акустический ПВБ». Для материала EVA не требуется дополнительный акустический материал, так как EVA обеспечивает звукоизоляцию. ТПУ — эластичный материал, поэтому звукопоглощение заложено в его природе. Дополнительной особенностью многослойного стекла для окон является то, что соответствующий промежуточный слой ТПУ, ПВБ или ЭВА может блокировать почти все ультрафиолетовое излучение. Например, термореактивный материал EVA может блокировать до 99,9% всех УФ-лучей.

В 1902 году французская корпорация Le Carbone получила патент на покрытие стеклянной посуды целлулоидом, чтобы сделать ее менее восприимчивой к растрескиванию или поломке.

Рисунок 1. Разбитое переднее окно

Вакуумное стекло было изобретено в 1903 году французским химиком Эдуардом Бенедиктусом (1878-1930), вдохновленным лабораторным явлением. Стеклянная трубка была обработана пластиковым нитратом целлюлозы и не распадалась при выбрасывании. Однако только в 1909 году Бенедикт получил патент, узнав об автомобильной аварии, в которой две женщины были серьезно ранены осколками стекла. В 1911 году он основал Société du Verre Triplex, которое плело стеклопластиковую композицию для снижения травм при автомобильных авариях.

Производство триплексного стекла было медленным и трудоемким, что делало его дорогим. Оно не сразу получило широкое распространение у автопроизводителей, но многослойное стекло широко применялось в противогазных очках во время Первой мировой войны. В 1912 году лицензия на этот процесс была передана британской компании Triplex Safe Glass Company. Позже в Соединенных Штатах компании Libbey Owens-Ford и Du Pont de Nemours произвели Triplex со стеклом Pittsburgh Plate Glass.

Список литературы:

1. Rasul Karimovich Tojiboyev, Abdumajidxon Murodxon O'G'Li Muxtorov AVTOOYNA ISHLAB CHIQARISHDA OYNAKLARNI VAKUUMLASH TURLARI VA ULARDA ISHLATILUVCHI VAKUUM XALQALAR KONSTRUKSIYASI // Scientific progress. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/avtooyna-ishlab-chiqarishda-oynaklarni-vakuumlash-turlari-va-ularda-ishlatiluvchi-vakuum-xalqalar-konstruksiyasi (дата обращения: 22.05.2022).

№ 6 (99)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

июнь, 2022 г.

2. Abdumajidxon Murodxon O'G'Li Muxtorov, Axmadbek Maxmudbek O'G'Li Turg'Unbekov VAKUUM XALQALARI UCHUN SILIKON MATERIALLARNI TURLARI VA ULARNING TAHLILI // Scientific progress. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vakuum-xalqalari-uchun-silikon-materiallarni-turlari-va-ularning-tahlili (дата обращения: 22.05.2022).

3. Muxtorov, Abdumajidxon Murodxon O'G'Li, Turg'Unbekov, Axmadbek Maxmudjon O'G'Li, Maxmudov, Abdulrasul Abdumajidovich AVTOMOBIL OLD OYNAKLARINI VAKUUMLASH JARAYONIDA VAKUUMLASH TEXNOLOGIYASINING AHAMIYATI // ORIENSS. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomobil-old-oynaklarini-vakuumlash-jarayonida-vakuumlash-texnologiyasining-ahamiyati (дата обращения: 22.05.2022).

4. Muxtorov, Abdumajidxon Murodxon O'G'Li, Maxmudov, Abdulrasul Abdumajidovich DETAL TUZILISHINING TEXNOLOGIKLIGI VA UNING MIQDORIY KO'RSATKICHLARI // ORIENSS. 2022. № Special Issue 4 -2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detal-tuzilishining-texnologikligi-va-uning-miqdoriy-ko-rsatkichlari (дата обращения: 22.05.2022).

5. Abdumajidxon Murodxon O'G'Li Muxtorov "AVTOOYNA" MCHJ KORXONASIDA VAKUUMLASH JARAYONI VA VOSITALARIDA KUZATILAYOTGAN KAMCHILIKLAR // Scientific progress. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtooyna-mchj -korxonasida-vakuumlash-jarayoni-va-vositalarida-kuzatilayotgan-kamchiliklar (дата обращения: 22.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.