Важность опыта иностранных государств в оптимизации системы государственных органов
Шахзод Шухратович Шарипов shuhratovich2020@mail.ru Ташкентский государственный юридический университет
Аннотация: В данной статье, рассматривается один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день - оптимизация государственного управления. Анализируется важность опыта зарубежных стран в реализации оптимизации в сфере государственного управления.
Ключевые слова: менеджмент, оптимизация, зарубежный опыт, законодательство, модернизация.
The importance of the experience of foreign countries in optimizing the system of state bodies
Shahzod Shukhratovich Sharipov shuhratovich2020@mail.ru
Tashkent State University of Law
Abstract: This article discusses one of the most pressing issues today, the optimization of public administration. The importance of the experience of foreign countries in the implementation of optimization in the field of public administration has been consistently analyzed.
Keywords: management, optimization, foreign experience, legislation, modernization.
Изучение опыта зарубежных стран по оптимизации системы государственного управления Республики Узбекистан положительно сказывается на эффективности и целесообразности проводимых в нашей стране реформ.
Недостатки и проблемы, которые могут возникнуть на практике, сложно понять без учета зарубежного опыта совершенствования системы государственного управления. Устранить недостаток и проблемь быстро и без чрезмерных затрат невозможно. Также невозможно определение на высоком уровне критерии совершенствования системы государственного управления без учета зарубежного опыта. В частности, на современном этапе человеческого
WWW.OPENSCIENCE.UZ 647 | МЕ^^Д
развития, в условиях возрастающей взаимозависимости государств, совершенствование системы государственного управления международного сообщества влияние на процессы огромно.
Каждая страна уникальна и неповторима, поэтому важно учитывать это при изучении любого зарубежного опыта. Зарубежный опыт совершенствования системы государственного управления может иметь статус легализованной правовой деятельности для нашего государства. Зарубежный опыт совершенствования системы государственного управления невозможно определить критерии реформы на высоком уровне без учета того, что Республика Узбекистан в своей истории теперь имеет независимый подход к этой деятельности. После обретения независимости в нашей стране произошла радикальная реформа, которая приобрела совершенно новое демократическое значение в экономической, социальной и политической жизни страны. Установление верховенства закона и гражданского общества было определено в качестве стратегической цели.
Если мы посмотрим на работу, проделанную зарубежными странами в этой области, то в середине 1990-х годов в Венгрии, Болгарии, Казахстане и Кыргызстане государство приняло законодательство на основе западных моделей. В результате масштабного механического сокращения штатного расписания Из органов управления некоторые важные институты вышли из системы государственного управления, а ослабленная центральная администрация потеряла контроль над процессами в государстве и лишилась координации.
В ходе своего исследования К.В.Джавакова проанализировала проблему совершенствования государственного управления в Японии. В частности, начало и реализация процесса модернизации в Японии лишь минимизирует роль государства. Сильное централизованное государство является эффективным фактором экономической модернизации, признавая, что это происходило в условиях авторитарного режима и его элементов [1].
По словам Аллаева, влияние на экономику государство составляет 7-8% в США и 25-30% в Японии. Однако доля японской экономики в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 15%. Готовая модель или шаблон в мировом опыте для использования в усовершенствовании, но существующие модели и шаблоны являются бесценным объектом сравнения для формирования критериев [2].
Процесс совершенствования системы государственного управления также является практикой, которая неразрывно связана с принятием определенных политических решений. Политические решения принимаются для решения
конкретной политической проблемы. К.Паттон и Д.Савицкий отметили следующие особенности политического проблемы:
- Во-первых, у них нет четкого определения;
- во-вторых, правильность их решения не может быть доказана, пока решение не будет реализовано на практике;
- В-третьих, ни одно из принятых решений по данному вопросу не гарантирует ожидаемого результата;
- В-четвертых, решение проблемы редкое - в редких случаях оно может быть и хорошим, и дешевым одновременно;
- в-пятых, сложно измерить адекватность решения в общей категории льгот;
«В-шестых, справедливость решения невозможно измерить объективно [3].
Эти факты означают, что государство Республики Узбекистан и ее общество не могут быть превращены в экспериментальную площадку для оптимизации системы государственного управления, и зарубежный опыт в этом отношении бесценен. В международной науке сформировались различные школы государственного управления. По словам А.В.Пикулькина, основная задача этих школ - определение роли государства в рыночной экономике [4]. Либо первая школа - кейнсианство, связанное с именем Д.М.Кейнса. Вторая школа - монетаризм, связанный с учением М.Фридмана. Кейнсианцы - рынок государства, сторонники монетаризма, напротив, выступали против вмешательства государства в рыночную экономику, фонды, в той или иной степени. Среди них:
1. Саксонская модель (США, Канада, Великобритания) - высокий уровень свободы и независимости предпринимательства;
2. Западная Европа (Франция, Италия, Испания, Португалия) - активное государственное регулирование посредством индикативного управления и высокой доли государственного сектора;
3. Социально ориентированный (Германия, Австрия, Нидерланды) -подчеркивается социальная направленность государства;
4. Патерналистский (Япония) - усиление государственного регулирования и использование традиций в современном производстве. Например, рынок Южной Кореи под жестким контролем государства доказал, что экономика может развиваться. Только, кризис 1997-1998 годов открыл государственный рынок для иностранных инвестиций благодаря такому контролю.
Короче говоря, поскольку совершенствование системы управления государством является исторической необходимостью, в процессе перед ним стоят различные задачи и цели. Республике Узбекистан целесообразно адаптировать и внедрять модели в зависимости от стадии развития и
WWW.OPENSCIENCE.UZ 649 |
поставленные цели, использование существующих моделей на практике, что, в свою очередь, является гарантией формирования эффективной системы государственного управления.
Использованная литература
1. К.В.Джавакова. Институты народовластия в Республике Узбекистан. Ташкент, "O'qituvchi", 2006. - С.72.
2. Б.Аллаев. Роль государства в экономическом чуде. Народное слово, 2002. - С. 24.
3. С.Г.Туронок. Политический анализ. Москва, "Дело", 2005. - С.21.
4. А.В.Пикулькин. Система государственного управления. Москва, 2004. -С 42-44.
5. Shirinov A. Q. Earth overshoot day and the case of central Asian countries (Human development vs. running out of resources) //Science and Education. - 2021. - Т. 2. - №. 2.
6. Turdiyev B. S. The role of national harmony in the strategy of spiritual renewal //Scientific Bulletin of Namangan State University. - 2019. - Т. 1. - №. 6. -С. 229-233.
7. Sobirovich T. B. Strategy of Renewal of National Spirituality of Uzbekistan //International Journal on Integrated Education. - 2020. - Т. 3. - №. 8. - С. 122-126.
8. Sobirovich T. B., Murodogli I. S. The strategy for the implementation of the modern governance system in Uzbekistan //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. - 2020. - Т. 10. - №. 5. - С. 741-748.
9. Sobirovich T. B. Strategy of spiritual renewal in Uzbekistan //International Journal of Psychosocial Rehabilitation. - 2020. - Т. 24. - №. 06.
10. Turdiyev B. S. SPIRITUAL RENEWAL AND INTERETHNIC RELATIONS IN THE STRATEGY OF ACTIONS //Теория и практика современной науки. - 2018. - №. 3. - С. 85-89.
11. Sobirovich T. B. Evolution of ideas and views on the development of democratic society and spiritual renewals //Scientific Bulletin of Namangan State University. - №. 10. - С. 243-250.
12. Sobirovich T. B. The criterion of human indicators in development and renewals in Uzbekistan //EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR). - 2020. - Т. 6. - №. 8. - С. 509-511.
13. Sobirovich T. B. Ma'naviy yangilanishlar strategiyasining hayotbaxsh islohotlari: nazariya va amaliyot //O'zbekiston Milliy axborot agentligi-O'zA Ilm-fan bo'limi (elektron jurnal).-Tashkent, UzA. - 2020. - С. 1-12.
14. Sobirovich T. B. O'zbekiston demokratik jamiyat taraqqiyoti rivojida ma'naviy yangilanishlar strategiyasining roli //Imom Buxoriy saboqlari. - 2020. - №. 2. - С. 118-121.
15. Turdiev B. S., Yuldashev B. T. THE ISSUE OF AVOIDING CRIMES AMONG YOUNGSTERS IN UZBEKISTAN //Экономика и социум. - 2019. - №. 1-1. - С. 119-122.
16. Sobirovich T. B. The development of democratic society and spiritual renewal in the views of Eastern and Western thinkers //INTERNATIONAL JOURNAL OF ADVANCED RESEARCH AND REVIEW.-2020. - Т. 5. - №. 10. -С. 60-65.
17. Turdiyev Б. The development of democratic society and spiritual renewal in the views of eastern and western thinkers //Общество и инновации. - 2020. - Т. 1. -№. 1/s. - С. 710-717.
18. Turdiev B. S., Saidjonova Z. S. ANCIENT AND MODERN BUKHARA //Экономика и социум. - 2019. - №. 1-1. - С. 117-119.
19. Sobirovich T. B. The Strategy of Cultural Development in Central Asia During Amir Temur and the Temurids Dynasty //Int. J. Sci. Res. in Multidisciplinary Studies Vol. - 2021. - Т. 7. - №. 3.
20. Sobirovich T. B. The Strategy of Cultural Development in Central Asia during Amir Temur and Temurids Dynasty Reign //Irish Interdisciplinary Journal of Science & Research (IIJSR). - 2021. - Т. 5. - №. 1. - С. 18-22.
21. Sobirovich T. B. THE NATIONAL AND UNIVERSAL PRINCIPLES OF DEMOCRACY IN THE CENTRAL ASIAN CONTEXT //International Journal of Advanced Research and Review. -2020. - Т. 6. - №. 1. - С. 30-34.
22. Turdiyev Bexruz Sobirovich. O'zbekistonning ma'naviy yangilanish strategiyasi //Buxoro: "Sadriddin Salim Buxoriy", Durdona nashriyoti, 2020. -p.48.
References
1. K.V.Dzhavakova, Institutes of Democracy in the Republic of Uzbekistan, Tashkent, "O'qituvchi", 2006. - P.72.
2. B. Allaev, The Role of the State in the Economic Miracle, Narodnoe Slovo, 2002, p. 24.
3. SG Turonok Political Analysis. Moscow, "Delo", 2005. - p.21.
4. A. V. Pikulkin. Public administration system. Moscow, 2004. - P 42-44.
5. Shirinov A. Q. Earth overshoot day and the case of central Asian countries (Human development vs. running out of resources) // Science and Education. - 2021. - T. 2. - No. 2.
6. Turdiyev B. S. The role of national harmony in the strategy of spiritual renewal // Scientific Bulletin of Namangan State University. - 2019. - T. 1. - No. 6. -S. 229-233.
7. Sobirovich T. B. Strategy of Renewal of National Spirituality of Uzbekistan // International Journal on Integrated Education. - 2020. - T. 3. - No. 8. - S. 122-126.
8. Sobirovich T. B., Murodogli I. S. The strategy for the implementation of the modern governance system in Uzbekistan // ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. - 2020. - T. 10. - No. 5. - S. 741-748.
9. Sobirovich T. B. Strategy of spiritual renewal in Uzbekistan // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. - 2020. - T. 24. - No. 06.
10. Turdiyev B. S. SPIRITUAL RENEWAL AND INTERETHNIC RELATIONS IN THE STRATEGY OF ACTIONS // Theory and practice of modern science. - 2018. - No. 3. - S. 85-89.
11. Sobirovich T. B. Evolution of ideas and views on the development of democratic society and spiritual renewals // Scientific Bulletin of Namangan State University. - No. 10. - S. 243-250.
12. Sobirovich T. B. The criterion of human indicators in development and renewals in Uzbekistan // EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR). - 2020. - T. 6. - No. 8. - S. 509-511.
13. Sobirovich T. B. Ma'naviy yangilanishlar strategiyasining hayotbaxsh islohotlari: nazariya va amaliyot // O'zbekiston Milliy axborot agentligi - O'zA Ilmfan bo'limi (elektron jurnal) .- Tashkent, UzA. - 2020. - S. 1-12.
14. Sobirovich T. B. O'zbekiston demokratik jamiyat taraqqiyoti rivojida ma'naviy yangilanishlar strategiyasining roli // Imom Buxoriy saboqlari. - 2020. - No. 2. - S. 118-121.
15. Turdiev B. S., Yuldashev B. T. THE ISSUE OF AVOIDING CRIMES AMONG YOUNGSTERS IN UZBEKISTAN // Economy and society. - 2019. - No. 1-1. - S. 119-122.
16. Sobirovich T. B. The development of democratic society and spiritual renewal in the views of Eastern and Western thinkers // INTERNATIONAL JOURNAL OF ADVANCED RESEARCH AND REVIEW.-2020. - T. 5. - No. 10. -S. 60-65.
17. Turdiyev B. The development of democratic society and spiritual renewal in the views of eastern and western thinkers // Society and innovations. - 2020. - T. 1. -No. 1 / s. - S. 710-717.
18. Turdiev B. S., Saidjonova Z. S. ANCIENT AND MODERN BUKHARA // Economy and society. - 2019. - No. 1-1. - S. 117-119.
19. Sobirovich T. B. The Strategy of Cultural Development in Central Asia During Amir Temur and the Temurids Dynasty // Int. J. Sci. Res. in Multidisciplinary Studies Vol. - 2021. - T. 7. - No. 3.
20. Sobirovich T. B. The Strategy of Cultural Development in Central Asia during Amir Temur and Temurids Dynasty Reign // Irish Interdisciplinary Journal of Science & Research (IIJSR). - 2021. - T. 5. - No. 1. - S. 18-22.
21. Sobirovich T. B. THE NATIONAL AND UNIVERSAL PRINCIPLES OF DEMOCRACY IN THE CENTRAL ASIAN CONTEXT // International Journal of Advanced Research and Review. -2020. - T. 6. - No. 1. - S. 30-34.
22. Turdiyev Bexruz Sobirovich. O'zbekistonning ma'naviy yangilanish strategiyasi // Buxoro: "Sadriddin Salim Buxoriy", Durdona nashriyoti, 2020. -p.48.