PROBLEMS.UZ
№ 1 (3) 2023
ЭЛЕКТРОН ЖУРНАЛ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ ELECTRONIC JOURNAL
SCIENCE
PROBLEMS.UZ
ISSN: 2181-1342 (Online) Сайт: https://scienceproblems.uz
DOI: 10.47390/1342V3I1Y2023
SCIENCEPROBLEMS.UZ
ИЖТИМОИЙ-ГУМАНИТАР ФАНЛАРНИНГ ДОЛЗАРБ МУАММОЛАРИ
№ 1 (3)-2023
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ACTUAL PROBLEMS OF HUMANITIES AND SOCIAL
SCIENCES
ТОШКЕНТ-2023
БОШ МУХДРРИР:
Исанова Феруза Тулкиновна
ТАХ,РИР ХДЙЪАТИ: ТАРИХ ФАНЛАРИ:
Юлдашев Анвар Эргашевич тарих фанлари доктори, сиёсий фанлар номзоди, профессор, Узбекистан Республикаси Президента хузуридаги Давлат бошкаруви академияси;
Мавланов Уктам Махмасабирович - тарих фанлари доктори, профессор, Узбекистан Республикаси Президента хузуридаги Давлат бошкаруви академияси;
Хазраткулов Аброр - тарих фанлари доктори, доцент, Узбекистан давлат жах,он тиллари университета.
ФАЛСАФА ФАНЛАРИ:
Х,акимов Назар Х,акимович фалсафа фанлари доктори, профессор, Тошкент давлат иктисодист университета;
Яхшиликов Журабой - фалсафа фанлари доктори, профессор, Самарканд давлат университета;
Гайбуллаев Отабек Мухаммадиевич -
фалсафа фанлари доктори, профессор, Самарканд давлат чет тиллар института;
Х,ошимхонов Мумин - фалсафа фанлари доктори, доцент, Жиззах педагогика института;
Носирходжаева Гулнора Абдукаххаровна -
фалсафа фанлари номзоди, доцент, Тошкент давлат юридик университета.
ФИЛОЛОГИЯ ФАНЛАРИ:
Ахмедов Ойбек Сапорбаевич - филология фанлари доктори, профессор, Узбекистан давлат жах,он тиллари университета;
Кучимов Шухрат Норкизилович - филология фанлари доктори, доцент, Тошкент давлат юридик университета;
Салахутдинова Мушарраф Исамутдиновна
- филология фанлари номзоди, доцент, Самарканд давлат университета;
Кучкаров Рахман Урманович - филология фанлари номзоди, доцент в/б, Тошкент давлат юридик университета;
Юнусов Мансур Абдуллаевич -филология фанлари номзоди, Узбекистан Республикаси
Президента хузуридаги Давлат бопщаруви академияси;
Саидов Улугбек Арипович - филология фанлари номзоди, доцент, Узбекистан Республикаси Президента хузуридаги Давлат бопщаруви академияси.
ЮРИДИК ФАНЛАР:
Ахмедшаева Мавлюда Ахатовна - юридик фанлар доктори, профессор, Тошкент давлат юридик университета;
Мухитдинова Фирюза Абдурашидовна -
юридик фанлар доктори, профессор, Тошкент давлат юридик университета;
Эсанова Замира Нормуротовна - юридик фанлар доктори, профессор, Узбекистан Республикасида хизмат к)фсатган юрист, Тошкент давлат юридик университета;
Зулфикоров Шерзод Хуррамович - юридик фанлар доктори, профессор, Узбекистан Республикаси Жамоат хавфсизлиги университета;
Хайитов Хушвакт Сапарбаевич - юридик фанлар доктори, профессор, Узбекистан Республикаси Президента хузуридаги Давлат бопщаруви академияси;
Асадов Шавкат Гайбуллаевич - юридик фанлар доктори, доцент, Узбекистан Республикаси Президента хузуридаги Давлат бопщаруви академияси;
Сайдуллаев Шахзод Алиханович - юридик фанлар номзоди, профессор, Тошкент давлат юридик университета.
ПЕДАГОГИКА ФАНЛАРИ:
Хашимова Дильдархон Уринбоевна -
педагогика фанлари доктори, профессор, Тошкент давлат юридик университета;
Ибрагимова Гулнора Хавазматовна -
педагогика фанлари доктори, профессор, Тошкент давлат иктисодист университета;
Закирова Феруза Махмудовна - педагогика фанлари доктори, Тошкент ахборот технологиялари университета хузуридаги
педагогик кадрларни кайта тайёрлаш ва уларнинг малакасини ошириш тар мок маркази; Тайланова Шохида Зайниевна - педагогика фанлари доктори, доцент.
ПСИХОЛОГИЯ ФАНЛАРИ:
Каримова Васила Мамаиосировиа -
психология фанлари доктори, профессор, Низомий номидаги Тошкент давлат педагогика университета;
Х,айитов Ойбек Эшбоевич психология фанлари доктори (DSc), доцент. Узбекистан Республикаси Президента хузур Давлат
бо ш кару в и академияси;
Умарова Навбахор Шокировна - психология фанлари доктори, доцент, Низомий номидаги Тошкент давлат педагогика университета, Амалий психологияси кафедраси мудири; Атабаева Наргис Батировна - психология фанлари доктори, доцент, Низомий номидаги Тошкент давлат педагогика университета; 1^одиров Обид Сафарович - психология фанлари доктори (PhD), Самарканд вилоят ИИБ Тиббиёт булими психологик хизмат бошлиги.
СОЦИОЛОГИЯ ФАНЛАРИ:
Латипова Нодира Мухтаржановна -
социология фанлари доктори, профессор, Узбекистон миллий университета кафедра мудири;
Сеитов Азамат Пулатович - социология фанлари доктори, профессор, Узбекистон миллий университета;
Содикова Шохида Мархабоевна -
социология фанлари доктори, профессор, Узбекистон хагщаро ислом академияси
СИЁСИЙ ФАНЛАР
Назаров Насриддин Атакулович -сиёсий фанлар доктори, фалсафа фанлари доктори, профессор, Тошкент архитектура курилиш института;
Бутаев Усмонжон Хайруллаевич -сиёсий фанлар доктори, доцент, Узбекистон миллий университета кафедра мудири.
OAK Руйхати
Мазкур журнал Вазирлар Махкамаси хузуридаги Олий аттестация комиссияси Раёсатининг 2022 йил 30 ноябрдаги 327/5-сон кдрори билан тарих, ик;тисодиёт, фалсафа, филология, юридик ва педагогика фанлари буйича илмий даражалар буйича диссертациялар асосий натижаларини чоп этиш тавсия этилган илмий нашрлар руйхати (Руйхатга) киритилган.
Crossref DOI:
Тахририят Crossref DOI нинг расмий аъзоси хисобланади ва 10.47.390 DOI префиксига эга. Хар бир нашр ва илмий маколага индивидуал Crossref DOI раками берилади.
Google Scholar
Журнал Google Scholar (Академия) да индексацияланади.
"Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари" электрон журнали 1368-сонли гувохнома билан давлат руйхатига олинган.
Муассис: "SCIENCEPROBLEMS TEAM" масъулияти чекланган жамият.
Тахририят манзили:
100070. Тошкент шахри, Яккасарой тумани, Кичик Бешёгоч кучаси, 70/10-уй. Электрон манзил: [email protected]
МУНДАРИЖА
ЩТИСОДИЁТ ФАНЛАРИ
Шаисламова Наргиза Кабиловна
КОРХОНАНИНГ КРЕДИТГА ЛАЁКАТЛИЛИГИНИ БАХДЛАШ РИСК ДАРАЖАСИНИ ПАСАЙТИРИШ ВОСИТАСИ СИФАТИДА...................................7-20
Mavrulova Nihifar Abduxalilovna
TIBBIY SUG'URTA: AMALDAGI TURLARINI RIVOJLANTIRISH VA MAJBURIY TURINI JORIY ETISH IMKONIYATLARI..................................................................21-29
ФАЛСАФА ФАНЛАРИ
Маматкулов Давлатжон Махаматжоновнч
ИСЛОМ ЕОЯЛАРИНИ УРТА ОСИЁЕА КИРИБ КЕЛИШ ТАРИХИ ВА УЛАРНИНЕ МАФКУРАВИЙ ЖАРАЁНЛАРЕА ТАЪСИРИ..........................................................30-36
Umarjonov Sohibjon Soyibjon о 'g li
IBN SINONING "ISHORALAR VA TANBEHLAR" ASARI VA POSTKLASSIKISLOM FALSAFASINING BOSHLANISHI..............................................................................37-50
ФИЛОЛОГИЯ ФАНЛАРИ
Ahmedov Oybek, Tilavova Malika
SEMANTIC STRUCTURE OF WORDS RELATED TO EDUCATION IN
ENGLISH AND UZBEK LANGUAGES.......................................................................51-62
Ашурова Ситора Эркиновна
ВАЖНОСТЬ КОМПЬЮТЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВ..................63-69
ЮРИДИК ФАНЛАР
Абдуллаева Мафтуна Мурот кизи
СУДНИНГ хук,У^НИ ШАРХДАШ ХУЖЖАТЛАРИ КОНСТИТУЦИЯВИЙ НАЗОРАТ ОБЪЕКТИ СИФАТИДА.............................................................................70-77
Авезова Элеонора Парахатовна
УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИДА ДАВЛАТ ФУКА РОЛ И К ХИЗМАТИГА КАБУЛ ^ИЛИШНИ ХУКУКШ ТАРТИБГА СОЛИШ..........................................................78-86
Ахмедова Шахноза Озоджоновна
СООТНОШЕНИЕ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ...........................................................................87-95
ПЕДАГОГИКА ФАНЛАРИ
Tashpulatov Farxad Alisherovich
GANDBOLCHILAR OYIN FAOLIYATI SAMARADORLIGINI HAR TOMONLAMA BAHOLASH METODIKASI .......................................................................................96-104
Парманов Абулцосим, АбдурашидоваМавжуда
у^увчиларда тескари функция тушунчасини шакллантириш
усули хдк;ида......................................................................................................105-1 ю
Hamrayeva Zuhro Bahodirovna
bolalarni go'daklik davridan suzishga o'rgatish orqali jismoniy rivojlanishini takomillashtirish ..........................................................111-119
Турабоева Мадинахон Рахмонжон цизи
талабаларнинг шахсий-креатив компетенциясини ривожлантиришда ук^ув лойихдларидан фойдаланиш..........120-126
Абдурахмонова Сайёрахон Шахобидиновна
акмеологик ёндашув - булгу си тарбиячиларида касбий тайёргарлигини олий таълимда такомиллаштиришнинг асоси сифатида...............................................................................................................127-135
Shermatov Gulom Kaxxorovich
"5-1" himoyasini bajarishda gandbol o'yinchilarining taktik o'zaro ta'siri........................................................................................................136-143
SCIENCE
PROBLEMS.UZ
Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари. -2022. -№ 2(5).
ISSN: 2181-1342 (Online)
https://scienceproblems.uz
Филология фанлари Ашурова Ситора Эркиновна
Преподаватель, Каршинский инженерно-экономический институт
ВАЖНОСТЬ КОМПЬЮТЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВ
d https://doi.org/10.47390/1342V3IlY2023N6
Аннотация. Эта статья о важности и актуальности использования компьютеров в процессе изучения иностранных языков в современном мире. В этой статье показаны причины, цели, преимущества и недостатки использования компьютеров на уроках. Статья поможет студентам понять, в каких целях компьютеры могут быть использованы.
Ключевые слова: технологии, компьютерные технологии, учебный процесс, электронные книги, взаимодействие, общение, ресурсы.
Ashurova Sitora Erkinovna
O qituvchi, Qarshi muhandislik-iqtisodiyot instituti
KOMPYUTERLARNING TILLARNI O'RGANISHDAGI AHAMIYATI
Annotatsiya. Ushbu maqola hozirgi vaqtda til o'rganish jarayonida kompyuterlardan foydalanishning muhimligi va dolzarbligi haqidadir. Maqolada darslarda kompyuterlardan foydalanishning sabablari, maqsadi, afzallik va kamchiliklari ko'rsatilgan. Maqola til o'rganuvchilarga kompyuterdan qanday maqsadlarda foydalanish mumkinligini tushunishga yordam beradi.
Kalit so'zlar: texnologiya, Kompyuter texnologiyasi, o'quv jarayoni, elektron kitoblar, o'zaro ta'sir, aloqa, resurslar.
Ashurova Sitora Erkinovna
Teacher, Karshi Engineering and Economic Institute
THE IMPORTANCE OF COMPUTERS IN LEARNING LANGUAGES
Annotation. This article is about importance and relevance of computers in the process of learning languages in today's world. The article analyzes reasons and purposes, advantages and
disadvantages of using computers in lessons; helps the learners to understand what purposes should be used computers.
Key words: technology, Computer Technology, learning process, e-books, interaction, communication, resources.
Введение.
В наше время информационные технологии играют большую роль. Эпоха технологий повлияла на жизнь человека. Компьютеры, одна из самых популярных технологий, интегрируются практически во все виды человеческой деятельности. Он был включен в большинство школьных программ в качестве учебного пособия; это полезно для повышения качества образования. Значение компьютеров ежегодно повышает спрос на компьютеры в образовании.
Уроки технологий и дизайна позволяют детям и подросткам проявлять творческий подход, а также развивать новые навыки и понимать, как все работает. Технологическое образование может предоставить учащимся огромное количество информации и знаний, которые они затем могут использовать в будущем для построения соответствующей карьеры или просто в качестве предмета интереса и интриги. Технологии становятся все более важной частью общества, в котором сегодня растут дети, поэтому вполне естественно, что они должны узнавать об устройствах и системах, которым они ежедневно пользуются. Технологии, как и наука, также вдохновляют учащихся думать и формулировать вопросы на основе того, что они видят и узнают; это приводит к тому, что они хотят получить дополнительные знания и понимание, которые они могут передать другим.
Технологии становятся все более важным аспектом современной образовательной жизни и резко изменили то, как учителя и ученики занимаются своей повседневной деятельностью.
Литературный обзор.
Одним из видов новых технологий являются компьютерные технологии. Компьютерные технологии сделали системы получения и записи информации намного более эффективными и действенными; компьютерные записи гораздо труднее потерять, чем бумажные записи. Дополнительные изменения, такие как отправка работ по электронной почте и ответы на запросы в Интернете, экономят время и энергию.
Для учащихся компьютерные технологии предоставили неописуемое богатство ресурсов, информации и знаний; с момента появления Интернета студенты теперь могут получить доступ к информации по любому предмету,
который они хотят, и где они хотят. Ресурсы включают журналы, статьи, электронные книги, практические тесты и экзамены, типовые ответы и результаты исследований. Исследования также показали, что компьютерные технологии помогли учащимся улучшить свои оценки по другим предметам, в первую очередь по естественным наукам. На практике учащиеся могут работать намного быстрее, используя компьютер, что позволяет им выполнять больший объем обучения за тот же период времени.
Компьютерные и коммуникационные технологии могут устранить два самых серьезных барьера на пути преподавания и обучения: где (место) и когда (время). Компьютерное образование приобретает все большую популярность и роль в высших учебных заведениях. Уже сейчас большинство высших учебных заведений активно предлагают компьютерные классы для студентов дистанционного обучения. Я предсказываю, что через несколько лет традиционные студенты (магистранты) также будут иметь возможность выбирать некоторые курсы независимо от места (кампус) и времени (расписание занятий). Технологии не только принесли новый способ преподавания и обучения, но и предоставили возможность преподавать и учиться всем, где бы они ни находились (виртуальный класс).
Компьютер может сыграть важную роль в повышении эффективности процесса обучения языку, делая учащихся более творческими и предоставляя им индивидуальную среду обучения. Среди всех стратегий обучения компьютерное обучение, возможно, является лучшим, поскольку оно предлагает индивидуальное обучение.
Компьютер помогает учащимся быстро понять язык. Они могут очень легко выучить язык в своем собственном темпе и самостоятельно, без помощи своих учителей. Дает возможность самообучения. Компьютер можно использовать -
• проверить способность ясно понимать изучаемый предмет
• повысить способность учащихся распознавать письменные формы языка
• дать учащимся возможность узнать написание и произношение каждого
слова
Студенты могут читать по-английски с большим пониманием. Визуальные эффекты, звуки и т. д. также могут быть созданы с помощью мультимедийного эффекта. В целом, учащиеся могут хорошо учиться с компьютером за значительно меньшее время.
Обсуждение и результат.
Мы используем компьютеры для проведения тестов для студентов, которые помогают им отвечать на вопросы, и, наконец, они получают свои баллы и могут оценивать себя. Кроме того, они могут получить ответы сразу после
получения счета. Это помогает студентам развивать свои знания, а также они могут иметь самокоррекцию. Мы обучаем студентов, давая звуки различных слов. Это помогает им лучше понимать произношение и концепцию языка. Кроме того, это способствует развивитию навыков аудирования у учащихся.
Коммуникативная теория обучения, подчеркивающая роль языка как социально сконструированного инструмента, уступает место другому важному способу общения: общению вокруг компьютера.
Часто говорят, что одно из основных преимуществ компьютеров в изучении языков заключается в том, что они позволяют индивидуализировать процесс преподавания-обучения. Однако учащийся, работающий в одиночку, рассматривается как изолированный и лишенный многих преимуществ, которые может дать работа с другими сверстниками за компьютером. В совместных группах студенты имеют возможность обсуждать и учиться с пониманием. Учащиеся могут исправлять ошибки между собой более успешно, чем когда на них указывает учитель в то время, когда вводная информация, которую они обсуждают, становится более запоминающейся [1;68-75 с].
Модели группового взаимодействия, которые может представить этот подход, очень разнообразны: учащиеся могут использовать компьютер как источник информации, чтобы помочь им взаимодействовать (решать, какой путь выбрать, пытаться решить проблему, выполнять закрытое задание и т. д.).
Помощь компьютера в процессе обучения обучения имеет важное значение. За последние несколько десятилетий общество стало более грамотным в компьютерной сфере, и по мере развития технологий росла зависимость общества от вычислительных систем. Таким образом, включение компьютеров в учебный процесс обучения необходимо для того, чтобы с раннего возраста познакомиться с различными компьютерными помощниками, особенно в классе.
Роль компьютера в учебном процессе преподавания также может использоваться как способ взаимодействия с учащимися вне школьной среды в качестве вспомогательного средства для выполнения домашних заданий и заданий, которые были заданы во время каникул. Это дополнительное преимущество означает, что можно настроить систему электронной почты или доску обсуждений, чтобы, если учащиеся испытывают какие-либо трудности в своей работе, они могли либо незаметно обратиться к учителю за помощью, либо, в качестве альтернативы, могли обсудить проблемы со своими учениками, сверстников для решения проблем между ними. Эта концепция позволяет всегда иметь под рукой помощника, а также делает задачу более интерактивной.
Точно так же можно создать веб-сайт курса, чтобы предоставлять информацию будущим студентам, которые думают записаться на определенный курс. Это позволит студентам получить всестороннее представление о
программе курса и о том, что от них требуется в течение курса, а также о том, как курс будет оцениваться.
Компьютеры помогают учащимся познавать мир и знать, что в нем происходит. Они содействуют ученикам стремиться к отличной работе в будущем и преуспеть в ней. Компьютер стал стандартом образования во всем мире и это фактор делает компьютерное образование важным.
Некоторое значение компьютерного образования:
Компьютерное образование улучшает исследовательские навыки: компьютер является самым важным инструментом для исследований в современной жизни — Интернетом. Интернет определяется как сеть, которая формируется путем соединения различных сетей. Сегодня Интернет может помочь нам почти во всем. Самое главное, интернет помогает нам в исследованиях. От школьников до ученых, работающих в лабораториях, компьютер, а точнее интернет, помогает в исследованиях всем. Интернет наводнен обильной информацией практически по всем известным нам темам. Во время летних каникул учащимся дается домашнее задание для исследования или создания проектов по темам, о которых они не знают. По этим темам, о которых студенты не имеют ни малейшего представления, им помогает Интернет. Интернет может дать им много информации по нужной теме. Ученый может воспользоваться помощью Интернета для поиска уже существующих открытий, чтобы создать новое. Поэтому компьютеры могут очень помочь в исследованиях. Так что знание компьютеров необходимо. Каждый должен знать, как использовать компьютерную систему и связанные с ней ресурсы для улучшения собственных исследовательских навыков.
Компьютерное образование соединяет нас с онлайн-миром: сегодня все становится онлайн. Это просто сделано для нашего удобства. Сегодня нам не нужно ни посещать банк для перевода денег, ни идти на рынок, чтобы делать покупки. Это доступно нам в Интернете, как онлайн-банкинг и онлайн-покупки. Мы можем заполнить экзамен и другие виды формы онлайн. Теперь нам не нужно бежать в театр или на вокзал, чтобы купить билеты в кино и на поезд, мы можем забронировать их онлайн. Мы можем планировать наши туры онлайн, связаться с нашими друзьями в Интернете. Интернет-мир также предоставляет нам развлечения. Все это было бы невозможно без компьютеров. Но для использования всех этих возможностей требуется компьютерное образование. Без компьютера мы не можем пользоваться теми средствами, которые специально созданы для нашего удобства.
Компьютерное образование помогает создать лучшую образовательную среду: в наши дни появляются умные классы. Каждая школа использует компьютеры для обучения своих учеников. Это создает более эффективную
среду обучения и преподавания. Обучение становится проще с использованием технологий. Наряду с тем, что становится легче, это становится намного веселее. Чтобы использовать средства, доступные в умном классе, необходимо компьютерное образование. Каждая школа предпочитает нанимать тех учителей, которые могут использовать компьютеры в качестве учебного пособия. Компьютеры можно использовать для обучения многим вещам. Благодаря мультимедийным средствам, доступным в компьютерной системе, сложные темы можно легко понять. Информация, доставляемая учащимся через компьютер, гораздо легче запоминается ими, чем при обычной доставке информации. Таким образом, для обеспечения надлежащего и эффективного обучения студентов учителя должны иметь хорошее представление о компьютерной системе и ее использовании.
Телеконференция — это один из видов дистанционного взаимодействия, который сейчас развивается в сфере образования. Интерактивное онлайн-общение, которому помогают компьютеры, помогает учащимся общаться со своими учителями так, как будто учителя находятся перед ними. Это позволяет людям говорить и видеть друг друга во взаимодействии [2;68-75с]. Действительно, это будет интереснее для студентов, так как их действительно привлекает использование компьютеров. Еще одну роль компьютеров в общении можно увидеть из использования «чатовой» активности. Это позволяет людям со всего мира взаимодействовать одновременно, по множеству различных каналов, с множеством разных людей [3;73-75с]. Кроме того, чат также может помочь ученикам, которые не могут высказать свои идеи лицом к лицу с учителями. Компьютеры, как инструмент связи, также можно использовать для отправки почты в электронном виде вместо отправки ее авиапочтой, получение которой может занять несколько дней.
Вывод.
Компьютерное обучение играет жизненно важную роль в современной системе образования. Студентам проще обратиться в Интернет, чем искать информацию в толстых книгах. Компьютерные технологии сделали мечту о дистанционном обучении реальностью. Обучение больше не ограничивается только классными комнатами. Преимущества компьютерной системы заключаются в том, что она быстра и эффективна, собирает информацию почти мгновенно, с возможностью обработки и доступа к информации, которая вручную заняла бы слишком много времени. Кроме того, через Интернет можно получить доступ к различным типам учебных материалов или учебных пособий, которые можно использовать для повышения интерактивности занятий в классе. Эта система обеспечивает гибкость стиля обучения с дополнительным преимуществом, заключающимся в том, что она способствует быстрому
реагированию на варианты методов обучения, которые доступны и которые были продвинуты компьютерной системой.
Ад абиётлар/JIитерату pa/References :
1. Hall, К. А. (1977). A research model for applying computer technology to the interactive instructional process. Journal of Computer-Based Instruction, 3, 6875.
2. K. Jebakirubai, Computer Assisted Teaching and Learning in Classrooms Assistant Professor of English, PSNA College of Engineering and Technology, Dindigul. (2014).
3. Keane, A and Gibson, I.S. Communication trends in firms: implications for undergraduate courses. International Journal of Engg. Edu., (1999).
4. Priscilla Norton, Debra Sprague. Technology for Teaching (2001).