УДК 334.021
ВАЖНОСТЬ КОМАНДЫ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ
© Матвеева Е. Д., 2016
Иркутского государственного университета, г. Иркутск
В данной статье автор раскрывает понятие «управление проектами» и выделяет основные характеристики проектов. Также, автор освещает важность команды в управлении проектами, факторы успеха при реализации проекта и подчеркивает важность профессионализма менеджера проекта.
Ключевые слова: команды, управление проектами, успех проекта, менеджер проектов, ключевые характеристики проектов, влияющие на проект факторы.
Управление проектами возникло несколько десятилетий тому назад, однако популярность этого направления на сегодняшний день очень высока, так как во многих компаниях появляются специфичные задачи, наилучшей организационной формой решения которых являются проекты.
По данным Российской ассоциации Управления Проектами «СОВНЕТ», около 40 % целенаправленной общественно полезной деятельности реализуется через различные проекты и программы и 25 % мирового бюджета тратится на проекты. Профессиональное управление проектами позволяет эффективно распределить
ответственность и обязанности между участниками проекта, сэкономить до 30% времени и до 20 % средств, снизить риски неуспеха проектов [2]. Другая интересная статистика говорит о том, что участие в проектах занимает от 30 до 70 % рабочего времени менеджеров среднего и высшего звена [1].
Существует множество определений проекта, приведем некоторые их них.
Согласно определению, данному в книге РМВооК, проект — это «временное предприятие, предназначенное для создания уникальных
продуктов, услуг или результатов» [3]. Похожее определение дает Английская Ассоциация проект-менеджеров, в котором говорится, что «Проект — это отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов» [3]. Согласно А. Г. Ивасенко, Я. И. Никоновой, М. В. Каркавину, проект — «это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре» [1].
Несмотря на множество трактовок понятия «управление проектами», во всех определениях авторы схожи во мнении относительно признаков проекта, к которым относятся:
• Наличие конкретной, четко определенной цели
• Каждый проект уникален (различные цели, условия реализации и ресурсы)
• Разовый характер (в отличии от бизнес-процессов, проект разрабатывается, реализуется, завершается, а бизнес-процесс постоянен)
65 Бизнес-образование в экономике знаний
№ 2 • 2016
• Ограниченность проекта во времени
• Ограниченность ресурсов (определенный бюджет, ограниченные человеческие ресурсы, материальные, технические ресурсы) [3]
Ключевыми характеристиками проекта являются его самые важные критерии: качество, время и стоимость. От баланса этих критериев и их взаимосвязанности зависит сам проект (чем дольше время, тем выше стоимость, чем выше качество, тем дольше время и т.д.). Конечно, естественная цель реализации проекта — это наилучшее качество по наименьшей стоимости и в кратчайшие сроки. Эти показатели целиком и полностью зависят от степени организованности планирования и реализации проекта, основным действующим лицом, где выступает команда проекта.
Команда проекта — это группа людей, обладающих взаимодополняющими навыками и характерами, чувствующих себя связанными общей целью и нуждающихся друг в друге для достижения результатов проекта.
В научной литературе различают также команду управления проектом (члены команды проекта, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, включая представителей некоторых участников проекта и технический персонал). Однако для небольших проектов эта команда может включать в себя практически всех членов команды проекта, поэтому для простоты будем подразумевать, что все члены команды проекта вовлечены в его реализацию.
Здесь важно отметить, что для управления проектом нужна именно команда, а не группа людей, так как в группе каждый работает на достижение собственных целей, для проекта же основа эффективности — взаимозависимость участников друг от друга, достижение общей цели и взаимная ответственность.
К другим факторам успешности команды относятся: мотивация и вовлеченность участников, максимально проработанный план проекта с учетом рисков, система коммуникаций и компетентность руководителя проекта. Конечно, к ним можно еще добавить внешние факторы, также влияющие на эффективность команды, как то: наличие ресурсов, инструментов и инфраструктуры; понимание целей и потребностей заказчика и выстраивание реализации проекта в соответствии с ними и т.д. Однако наличие внешних условий не гарантирует эффективную реализацию проекта.
Одним из самых важных моментов для реализации проекта является компетентность руководителя, так как он отвечает за подбор членов в команду проекта и координирует процессы реализации проекта.
На практике, однако, можно встретить такие случаи, когда команда проекта уже сформирована из работников компании, и для реализации проекта приглашают внешнего менеджера.
Так как основным «движущим звеном» проекта являются люди, состав команды крайне важен. При его формировании необходимо достигнуть гармоничного распределения задач между людьми с определенными навыками, стилями мышления и различными личностными качествами, причем каждая из названных черт должна способствовать достижению целей и совершенствованию процесса работы.
Таким образом, в процессе набора команды проекта важно учитывать следующие факторы:
• Компетентность и специальные навыки потенциального члена,
• Соответствие навыков и компетентен потребностям проекта
• Умение работать в команде
• Определение командной роли потенциального участника
Также, одним из ключевых факторов успешной реализации проекта является система связи (коммуникации) между членами проекта, которая позволяет эффективно координировать действия участников проекта. Это прямая обязанность руководителя проекта. Руководитель проекта тратит порядка 90 % своего времени на взаимодействие и коммуникации с различными стейкхолдерами проекта.
Управление коммуникациями проекта включает в себя процессы, необходимые для своевременной подготовки, сбора и хранения информации по проекту, а также ее распространения между участниками проекта. K ним относятся:
• Планирование коммуникаций (Communications Planning);
• Определение потребностей участников проекта в информации и формах коммуникаций (кому, когда и какая информация необходима)
• Распространение информации (Information Distribution);
• Своевременное предоставление необходимой информации участникам проекта.
• Отчетность по исполнению (Performance Reporting);
• Распространение информации о текущем состоянии, прогрессе и прогнозах выполнения работ проекта.
• Управление Участниками Проекта (Manage Stakeholders);
• Удовлетворение требований участников проекта и решение возникающих проблем [3].
От эффективности управления коммуникациями в целом зависит скорость реализации проекта, что влияет и на сроки, и на качество, и на стоимость проекта.
Управление проектами — перспективная и важная область менеджмента, и ключевым элементом при реализации проектов являются люди. В командной работе присутствует всё: обмен опытом, работа, мысли, чувства, волнение, счастье,
№ 2 • 2016
Бизнес-образование в экономике знаний 66
напряжение, удовольствие, эмоции, сомнения, успех. От того, насколько эффективно выстроена работа и взаимодействие команды проекта, насколько участники вовлечены в реализацию проекта, насколько компетентен руководитель в области управления проектами зависит соблюдение необходимого баланса ключевых факторов проекта — стоимость-время-качество. ■
1. Воропаев В. Управление проектами: Неиспользованный ресурс в экономике России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. iteam. ru/publications/proj ect/section_3 5/ article_1635/
2. Характеристики проектов // [Эл. ресурс]. - Режим доступа: http://www.intel.ru/content/ www/ru/ru/ education/k 12/proj ect-design/ design/proj ect-characteristic s. html
3. Что такое «проект»? // [Эл. ресурс]. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/365896/
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воропаев В. Управление проектами: Неиспользованный ресурс в экономике России
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. iteam. ru/pub lications/proj ect/section_3 5/ article_1635/
Характеристики проектов // [Эл. ресурс]. -Режим доступа: http://www.intel.ru/content/
www/ru/ru/education/k 12/proj ect-design/design/project-characteristics.html
Что такое «проект»? // [Эл. ресурс]. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/365896/
Importance of command in project management
© Matveeva E., 2016
The author defines project management and points out the main characteristics of projects and critical success factors. In the article it is stated that command is an important factor in project management. The author also describes main things that could affect command in projects.
Keywords: commands, project management, project success factors, project manager, key characteristics of projects, influence on projects.