Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ВАЖНОСТЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / ДЕЛОВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свиридова О.А.

В статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в обучении экономическим специальностям, приводится пример проведения деловой игры в области управления цепями поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Свиридова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF GAMING TECHNOLOGY IN ECONOMIC EDUCATION

The article is devoted to the problem of using gaming techniques in economic studying, there is an example of business game in supply chain management studying.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 33

ВАЖНОСТЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Свиридова О.А.. к.э.н.. доцент кафедры математических методов в экономике ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г. В. Плеханова», e-mail:

sviridova.OA@rea.ru

В статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в обучении экономическим специальностям, приводится пример проведения деловой игры в области управления цепями поставок.

Ключевые слова: моделирование, принятие решений, системный подход, управление пепями поставок, деловая игра.

THE IMPORTANCE OF GAMING TECHNOLOGY IN ECONOMIC EDUCATION

Sviridova O.. Ph.D. Associate Professor, Department of mathematical methods in Economics, Plekhanov Russian University of Economics,

e-mail: sviridova.OA@rea.ru

The arlicle is devoted to the problem of using gaming techniques in economic studying, there is an example of business gante in supply chain management studying.

Keywords: mathematical modeling, decision making, gaming techniques, systems concept, supply chain management, business game

Руководство многих компаний сталкивается с проблемой неэффективного управления ресурсами, с последствиями неоптимальных решений, влекущих дополнительные кгграты или несоответствие получаемой. прибыли ожидаемым значениям. Чувство, что что-то «может быгь сделано лучше» -заставляет искать способы повышения качесгва управленческих решений. Развитие технологий невозможно без соответствующего научного обеспечения [2]. Так. качество принимаемых решений может улучшить специальный математический анализ. Студенты экономических вузов овладевают опытом такого анализа в рамках специальностей «Прикладная математика», «Прикладная математика и информатика», «Математические методы в экономике» и других, близких к упомянутым. Однако, профессор Финансового Университета при

Правительстве РФ д.э.н. Дрогобынкий И.И. |3| выражает сомнение в способности дипломированных экономистов применить системный подход к принятию решений в деловой сфере. Одной из причин такого положения является го. что необходимая для формирования системного мышления дисциплина «Системный анализ» либо не преподается, либо преподается в очень малом объеме. Другая причина - это бессистемность учебных планов, что в свою очередь происходит из-за того, что перечень компетенций и выбор дисциплин не отвечает требованиям работодателей, также упоминается нелогичность в очередности изучения учебных дисциплин.

По мнению автора, отчасти преодолеть этот разрыв между университетской программой и практическое! предпринимательской деятельностью поможет привлечение в учебный процесс бизнес-симуляторов. деловых игр, в разработке которых принимал бы участие реальный бизнес.

В деловой игре моделируется реальная ситуация, в котором игроки должны принимать решения, которые принимают каждый день компании, и именно от этого решения зависит, будет компания успешна или нет. Они узнают, что надо планировать, прогнозировать [5] и почему это важно. Столкнутся с рисками и необходимостью выбора. Ответят на главный вопрос «Что. если?» и попробуют остаться «устойчивыми». В игре можно почувствовать бизнес на кончиках пальцев, потому что вс£ вокруг взято из реального мира. Игра должна быть максимально наполнена реальными событиями и фактами. Тогда игроки познакомятся с различными сферами бизнеса и профессиональными компетенциями. Как у преподавателей, так н у студентов возникнет целостная картина роли и места изучаемых дисциплин для практического применения. Появится интерес к инструментальным программным средствам поддержки принятия оптимальных управленческих решений.

Автору данной статьи интересна тема управления цепями поставок в силу своей актуальности, повсеместности н перспективности исследования. Эффективное управление информационными, денежными и товарными потоками уже выходит за классическое понимание логистики и требует новых подходов к анализу и обучению. Управление цепями поставок включает планирование, прогнозирование и проектирование цепи поставок, управление ассортиментом, закупки и управление поставщиками, контроль качества устойчивости цепи поставок от внешних и внутренних факторов (как прогнозируемых, так и непрогнозируемых). Таким образом, встает необходимость по-

иска рациональных способов принятия решений в перечисленных проблемах, что возможно в рамках применения системного анализа. Очевидно, что изучение логистических процессов требует привлечения дисциплин, связанных с исследованием и проектированием сложных систем. В. Н. Волкова и A.A. Денисов [ I ] предлагают для обобщения таких дисциплин использовать термины «системные исследования», «системный подход».

Направления системных исследований развиваются учеными, начиная с 30-х гг. двадцатого века, среди них системный подход, имитационное моделирование, исследование операций и др. ">ги направления используют аппарат математического программирования, стохастического программирования, теории расписаний, теории управления запасами, теории игр, теории принятия решений.

Возможности имитационного и оптимизационного моделирования. методы исследования операций для решения задач управления цепями поставок в условиях неопределенности продемонстрированы в работах [4|. [6].

Вместе с тем. изучение процесса управления цепями поставок требует глубокого практического «погружения» в проблему: определения стратегии цепи поставок, проектирования цепи поставок, осознания рисков цепи поставок, планирования финансовых ресурсов, проведения тендеров. Каким образом можно обеспечить сочетание использования принципов системного подхода с вовлечением обучающегося в решение практической задачи'.' Ответ на данный вопрос дают практические методы обучения (деловые игры, практические задания, решения конфликтных ситуаций и пр.). По мнению автора, игровые методы работы с такими сложными системами как цепочка поставок открывают новые интересные возможности для их изучения. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр способствует расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности. развитию обшеучебных умений и навыков. Кроме того, если деловая игра предполагает согласованность действий участников, то развиваются еще и навыки работы в команде.

Например, известная еше с 1960-х годов игра «The Веет game» наглядно демонстрирует причины появления и механизмы борьбы с «эффектом хлыста» в цепях поставок.

Суть этой деловой игры заключается в том. что в игровом формате моделируетея процесс управления цепями поставок. Участники делятся на команды из четырех игроков, которые символизируют четыре звена цепи: Магазин -Дистрибьютор - Региональный Представитель Завод-Производитель. На рисунке 1 изображен пример игрового поля оригинальной версии игры.

Цель игры максимально в полном объеме удовлетворить спрос потребителей на пиво, сохраняя при этом издержки всей цепи поставок на минимальном уровне. Издержки цепи вклкмаютзатраты па хранение п издержки дефицита (в виде недополученной прибыли за неудовлетворенный спрос). Выигрывает та команда, общие затраты цепи которой минимальны. В игровом процессе имеет место двухнедельный лаг при движении вниз по цепи (т.е.. товар, например, от завода к дистрибьютеру находится в пути 2 недели), а также двухнедельный лаг при движении вверх по цепи (оформление заказа занимает 2 недели). В настольной

INNOVATIVE FX'ONOMY | №4 2016 | 21

щя

Re,ai, J I^Wbolesa,^ J I F-f,

Raw Materials

1

Oooü-. *

Рис. I Пример игрового поля оригинальной версии «Thebeergame». Потребители

10 9 8 7 6 s

4

3 2 1 0

1 3

5 7 9 11 1315 17 19 21 23 2527 29 313335 37 394143 45 47 4951 Рис. 2. Потребительский спрос в «TheBeerGame»

версии чтобы понять спрос потребителя игрок «Магазин» тянет карту из колоды карт с размерами заказов, информация о размере заказа для следующих звеньев передается с помощью стакеров, па которых пишется соответствующее число. Вербальное общение о значениях спроса и других количественных характеристиках правилами не предусмотрено, поэтому, как правило, почти все игроки испытывают общее чувство растерянности из-за несоответствия результата их ожиданиям. 11о мере развития игры (от недели к неделе) игроки наблюдают переменчивый и непредсказуемый характер спроса, накапливаются лишние запасы и растет размер неудовлетворенного спроса, возникает тот самый «Эффект хлыста». В классической версии игры спрос имеет характер, изображенный на рисунке 2. Какого же удивление игроков, узнающих, что всего один перепад приводит к волатилыюсти, пример которой приведен на рисунке 3!

Эффект хлыста (bullwhip effect, whiplash effect, Forrester effect и др.) феномен в цепях поставок, который заключается в усилении амплитуды колебания спроса (объема заказов) по мере удаления от реального источника спроса в цепи поставок.

Очевидно, что для обеспечения максимальной прибыльности всей цепи поставок необходима скоординнрованность действий ее звеньев. Координация звеньев, в свою очередь зависит от понимания того факта, что действия одного звена непосредственно влияют на

Магазин Оптовый продавец

работу других звеньев. Координация может быть нарушена из-за противоречий целей различных звеньев или же вследствие искажения информации при движении от одного звена цепи к другому. Противоречия целей могут возникать, если у каждого звена цепи свой собственник в этом случае каждое звено, стремясь увеличить собственную прибыль, в конечном счете будет уменьша л, суммарную прибыль всей цепи. Искажение информации непременно возникает при движении от одного звена к другому из-за огромного ассортимента товаров, человеческого фактора и других причин. Эффект хлыста оказывает большое влияние на издержки производства (вызывая простои оборудования пли строительство лишних мощностей), увеличивая себестоимость продукции, на издержки хранения, колебания в спросе увеличивают стоимость транспортировки, дефицит товара влечет потерю постоянных клиентов и издержки в виде упущенной прибыли, кроме того растет недоверие и нарушается взаимодействие между звеньями цепи. Таким образом, отрицательное влияние эффекта хлыста на цепь поставок трудно переоценить.

Имея опыт проведения адаптированной версии (в рамках проекта www.supplychains.ru) бизнес-игры «ТЬеВееЮатс» как у студентов ведущих экономических вузов, так и в реальных бизнес компаниях, можно сделать вывод, что несмотря на практику по управлению закупками и запасами, участники очень наглядно демонстрируют шаблонные поведенческие ошибки. 11а рисункеЗ явно просматривается эффект хлыста т.е. можно проследить, как от одного звена цепи к другому (от магазина к заводу) увеличивался объем заказа.

Игра «ТЪеВееКЗате» учит необходимости выстраивания эффективной коммуникации и координации всех звеньев системы, во избежание срывов поставок, роста издержек хранения и дефицита, потерн прибыли. Здесь речь идет именно о необходимости выстраивания эффективной внешней системы коммуникации на протяжении всей цепи поставок. Только в этом случае возможно максимально обезопасить себя от таких проблем как:

— Затоваривание,

— Увеличение оборотного капитала.

— Низкий уровень удовлетворения спроса.

— Низкий уровень загрузки производственных мощностей

и других, несущих в себе угрозу для эффективного функционирования бизнеса процесса.

Дистрибьютор

Завод

I 4 I 10111414П

I 4 ' 10 II II. /4 II И I 4 / 101] Ht»» « 1140 41*4*1*

Оптовый продавец

Дистрибьютор

I 4 I lall lu»» J4JÉ и 14 ,\/*>Л1И»1\*

Завод

__л___ ^V

t 4 / 10 11 IM* » Л Ш II 14 I/ 4041 41. (ч VJ I 4 Г 1011 14П»МЛ11 III' 40414«4*Ч; | « I 1П 11 Ü И !) 1\ H d U 17 40 4Я 46 I* M | I 1 10 1.1 Itl*» ttM Il M " 4(141 •

Рис. 3. Эффект хлыста в игре «TheBeerGame»

22 INNOVATIVE ECONOMY I .Ч»4 2016 I

Рис. 4 Проведение деловой игры «Днетрнбьют» на факультет «Высшая школа управления и инноваций» МГУ, октябрь 2016

Рис. 5.Проведение деловой игры «Кроссдок» на факультете «Международного бизнеса и администрирования» ИБДА РАНХиГС при

Президенте РФ. март 2016

Самое интересное, что у этой игры нет ни победителей, ни проигравших, выигрывают все участники, так как после, примерно часовой игры, происходит обсуждение и подведение итогов, что занимает столько же. если не больше времени. Выводы, которые делают участники, позволяют им по-новому смотреть на привычную ситуацию повышенных н минимальных заказов, политику нормативных и страховых запасов, по-другому оценивать эффект от кампаний по снижению цен на определенный товар в определенный период времени и другие вопросы, с которыми ежедневно сталкиваются работники Supply Chain Management.

Процесс геймнфикацни активно внедряется в сферы бизнеса и обучения, значительно увеличивая мотивацию для достижения результатов и поиска оптимальных решении. Симуляция реальных бизнес-задач позволяет менеджерам по управлению цепями поставок расширить свой кругозор, а специалистам профессий, не связанных с данной сферой, понять требования и важность данной функции. Студентам и даже школьникам процесс погружения в решение ситуационных задач позволит лучше понять реалии бизнес-процессов, а также, возможно, определиться с будущей профессией.

Разработанные деловые игры «Дистрибыот» (адаптированная версия «TheBeerCame» и «Кроссдок» (www.supplychains.ru) являются моделями сложной системы управления цепями поставок.

Разработанная игра «Дистрибыот» в обучении управлению цепями поставок, позволяет на личном опыте понять важность коммуникации звеньев цепи поставок и сбалансированного подхода к планированию и прогнозированию, необходимость применения системного подхода и методов системного анализа (см. рисунок 4 ).

Разработанная игра «Кроссдок» [7J позволяет (рисунок 5):

- привлечь молодое поколение к одной из важнейших специальностей XXI века;

- повысить уровень компетенции менеджеров компании в области управления цепями поставок, через знакомство с:

• рисками и возможностями;

• важностью удовлетворения требований клиентов;

• выбором оптимального пути и транспорта для удовлетворения требований;

• эффективным управлением финансами;

• эффективными закупками и участием в тендерах;

• проектированием цепи поставок и ответом на вопрос «Что если?» при принятии решений.

Автору статьи, как преподавателю вуза, хочется отметить, что игровые технологии должны занять важное место в учебном про-

цессе, так как они способствуют преодолению пассивности и активизации деятельности студентов, повышают интерес к изучаемым дисциплинам и систематизируют получаемые знания, знакомят с требуемыми бизнесу компетенциями и лают почувствовать на себе последствия принимаемых бизнес-решений.

Литература:

1. Волкова В Н. Теория систем и системный анализ: учебник /

B.Н.Волкова. A.A. Денисов- М.: Юрайг, 2016. 464с.

2. Гарнов А., Гарнова В. Инновационный потенциал России: проблемы и перспективы реализации. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2016. № I. С. 92-97. ISSN: 0130-3848

3. Дрогобынкнй И. I I. Системность экономического образования //Системный анализ в экономике - 2016: сборник трудов IV Международной научно-практической конференции -биеннале(9-11 ноября 2016)/под ред. Г.Б. Клейнера. С.Е. Щепетовой. T.I. М.: Финансовый университет. 2016. С. 17-20.

4. Косоруков O.A., Свиридова O.A. Имитационное моделирование в стохастической задаче управления запасами // Статистика и экономика. 2013. № 2. С. 148-151.

5. Моисеев H.A. Современные инструментальные методы прогнозирования процессов нестабильной экономики // Международная научно-практическая конференция «Интеграция отечественной науки в мировую: проблемы, тенденции и перспективы» Сборник научных докладов. Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». 2014. С. 42-54.

6. Мойленко A.A., Шидловский И.Г. Имитационное моделирование адаптивной непн поставок. Межвузовская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов им. Е.В. Армейского: Материалы конференции (17-29 февраля 2016). - М.: Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ. 2016. С. 34-35.

Электронные ресурсы

7. www.supplychains.ru

8. Максимов Д.А., Спиридонов Ю.Д. О необходимости комплексного подхода при исследовании рисков организации Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 201? V 37

C. 285-296.

9. Халиков VI.А., Вельчснко C.B.. Щепилов М.В. Управление трансакционными издержками интегрированной группы предприятий: модели и методы // Москва. 2011 171 с

INNOVATIVE ECONOMY ЛЫ2016

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.