Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ И РОЛЬ ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ ТУРГУНА АЛИМАТОВА В ТРАДИЦИОННОМ ИСПОЛНЕНИИ НА ТАНБУРЕ'

ВАЖНОСТЬ И РОЛЬ ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ ТУРГУНА АЛИМАТОВА В ТРАДИЦИОННОМ ИСПОЛНЕНИИ НА ТАНБУРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРГУН АЛИМАТОВ / ТАНБУР / МАКОМ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ / МЕТОДЫ ИСПОЛНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маматкулова М.М.

инструментальное исполнительство (созандалик) - один из древних видов узбекского музыкального исполнительского искусства, является неоценимым вкладом в жизнь, духовность, одухотворенность и развитие человечества. История нашего национального музыкального наследия, включая наше национальное музыкальное исполнение, восходит к периоду в несколько столетий до нашей эры. Воплощая в себе несравненные и бессмертные традиции музыкального искусства, развитие их на современный лад является продуктом обладателей огромной души. Наряду с изучением их творчества, способов исполнения и методов интерпретации, будучи из бесконечных тайн музыки, ценя наше культурное богатство, это также открывает широкие возможности для воспитания подрастающего поколения в духе преданности любви к родной земле. В этой статье приводится информация о великом исполнителе Тургуне Алиматове, который внес огромный вклад в искусство традиционного исполнения на танбуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE AND ROLE OF THE TECHNIQUE OF PERFORMING TURGUN ALIMATOV IN THE TRADITIONAL EXECUTION ON TANBUR

instrumental performance (sozandalik) is one of the ancient types of Uzbek musical performing art and is an invaluable contribution to the life, spirituality, spirituality and development of mankind. The history of our national musical heritage, including our national musical performance, dates back to the period of several centuries BC. Embodying the incomparable and immortal traditions of musical art, their development in a modern way is the product of the owners of a huge soul. Along with studying their creativity, methods of performance and methods of interpretation, being from the endless mysteries of music, appreciating our cultural wealth, it also opens up wide opportunities for educating the younger generation in the spirit of devotion to the love of their native Land. This article provides information about the great performer Turgun Alimatov, who made a huge contribution to the art of traditional tanbur performance.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ И РОЛЬ ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ ТУРГУНА АЛИМАТОВА В ТРАДИЦИОННОМ ИСПОЛНЕНИИ НА ТАНБУРЕ»

ВАЖНОСТЬ И РОЛЬ ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ ТУРГУНА АЛИМАТОВА В ТРАДИЦИОННОМ ИСПОЛНЕНИИ НА ТАНБУРЕ Маматкулов М.М.

Маматкулов Махаммаджон Мамасадикович - преподаватель, кафедра макомного инструментального исполнительства, Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: инструментальное исполнительство (созандалик) - один из древних видов узбекского музыкального исполнительского искусства, является неоценимым вкладом в жизнь, духовность, одухотворенность и развитие человечества. История нашего национального музыкального наследия, включая наше национальное музыкальное исполнение, восходит к периоду в несколько столетий до нашей эры. Воплощая в себе несравненные и бессмертные традиции музыкального искусства, развитие их на современный лад является продуктом обладателей огромной души. Наряду с изучением их творчества, способов исполнения и методов интерпретации, будучи из бесконечных тайн музыки, ценя наше культурное богатство, это также открывает широкие возможности для воспитания подрастающего поколения в духе преданности любви к родной земле. В этой статье приводится информация о великом исполнителе Тургуне Алиматове, который внес огромный вклад в искусство традиционного исполнения на танбуре. Ключевые слова: Тургун Алиматов, танбур, маком, инструментальное исполнение, методы исполнения.

THE IMPORTANCE AND ROLE OF THE TECHNIQUE OF PERFORMING TURGUN ALIMATOV IN THE TRADITIONAL EXECUTION ON TANBUR

Mamatkulov M.M.

Mamatkulov Mahammadjon Mamasadikovich - Teacher, DEPARTMENT OFMAKOMINSTRUMENTAL PERFORMANCE, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: instrumental performance (sozandalik) is one of the ancient types of Uzbek musical performing art and is an invaluable contribution to the life, spirituality, spirituality and development of mankind. The history of our national musical heritage, including our national musical performance, dates back to the period of several centuries BC. Embodying the incomparable and immortal traditions of musical art, their development in a modern way is the product of the owners of a huge soul. Along with studying their creativity, methods of performance and methods of interpretation, being from the endless mysteries of music, appreciating our cultural wealth, it also opens up wide opportunities for educating the younger generation in the spirit of devotion to the love of their native Land. This article provides information about the great performer Turgun Alimatov, who made a huge contribution to the art of traditional tanbur performance.

Keywords: Turgun Alimatov, tanbur, makom, instrumental performance, performance methods.

УДК 787.8

Среди национальных музыкальных инструментах танбур занимает особое место. Музыкальный инструмент танбур стал популярным и любимым инструментом среди узбекского народа, благодаря красочные национальные декорации, своеобразные меллизмы и, несмотря на сложность в обучении и исполнительстве. Трудно представить узбекскую духовную жизнь без произведений в исполнении Тургуна Алиматова. От многозначительных, тонких и элегантных тонов мы всегда получаем удовольствие, пытаясь понять их.

"Ключ макома" - танбур является национальным инструментом узбекского народа. Форси "тан" -сердце, душа, "бур" - раздражать, щекотать. И в правду, когда играет танбур, мелодия волнует душу и раздражает сердце. Не зря среди многих музыкальных инструментов, которые унаследовали предки узбекского народа, танбур известен и славится своей магией, обаянием, дарит радость и счастье слушателью [1].

Тургун Алиматов родился в 1921 году в январе в селе Чувалачи Ташкентской области в семье служащего. В самом сердце его детства пробуждение страсти и восхищения музыкой было вызвано невероятно приятным исполнением его отца Алимата на дуторе. Известная в народе в 1930-е годы песня "Фабрика" стала первым музыкальным произведением, которое изучал юный Тургун. В то время, наряду с всегда звучащей мелодией "Джигарпора" по радиоволнам, он также старательно учился играть народные мелодии, такие как "Дилхирадж", "Муножот".

Школа, которую создал Тургун Алиматов, прежде всего это приемлемая и понятная школа для всех. Он углубил "кашиш" в своем выступлении. Раньше четвертные тоны, если редко исполнялась "кашиш" в количестве одного тона, то теперь это исполняется в количестве целого одного тона, и на основании этого учения оно также перешло на уровень полутора тон.

Глубоко вглядываясь в творчество Тургуна Алиматова, чувствуется, немало обращений к исполнению своих предыдущих учителей [2]. Искусство ряда мастеров исполнителей стало важным фактором в формировании техники исполнения Тургуна Алиматова. Такие мастера-музыканты, как Ризки Раджаби, Журабек Сайидалиев, Каюм Шомуродов, Асадкори Лутфуллаев, Ориф Косимов, Махмуд Юнусов оставили большой след в творчестве Тургуна Алиматова. Стиль исполнения, основанный на "якка зарб" в таких мелодиях, как "Пайрави асал", "Джигарпора", "Сурнай навоси" в исполнении Журабека Сайидалиева, отличается своими особенностями. В то же время в интерпретации Журабека Сайидалиева можно встретить орнаменты, используемые в традиционном исполнении, такие как "нола", "кашиш", а в небольших нотах больше "гили-гили". Уникальность техники исполнения Асадкори Лутфуллаева заключается главным образом в том, что зарб "пирранг" отличается невероятно плавным и приятным выражением. Такой метод делает исполнение более привлекательным. В технике исполнения таких мастеров-музыкантов, как Ризки Раджаби, Каюм Шомуродов, присутствует щелчок сверху вниз. В технике исполнения Тургуна Алиматова выделяется щелчок снизу вверх. Такое действие сделает звук, исходящий из танбура, более мягким, приятным.

В настоящее время существуют разные види школы исполнительства на танбуре. Но среди них самой популярной мы можем назвать школой мастера Тургуна Алиматова. Он является одним из наиболее ярких представителей в узбекской классической исполнительской музыке. Его музыкальный потенциал был очень большой и разнообразный. Со своими непрерывными исследованием, исполнительских искусством он создал новый стиль и обогащал исполнительство танбура. Неспроста его признают как великий мастер, совершенный музыкант [3].

В процессе формирования собственного стиля исполнения Тургун Алиматов подобрал мелодий различных характеристик из числа образцов нашего музыкального наследия. Он тренировал исполнение, чтобы довести их до идеального уровня. Во время своей исполнительской деятельности Тургун Алиматов интерпретировал многие произведения, существующие в нашем музыкальном наследии, в своем собственном стиле исполнения и дал им новую жизнь. Эти мелодии основаны на уникальном стиле исполнения, будь то танбур, дутор или гиджак. Такие произведения как, "Наво", "Чоргох I-II" , "Эшвой", "Сегох", "Самарканд ушшоги", "Гиря", "Сурнай навоси", "Ро^ат", "Эшвой курд", "Кушчинор", "Гулёрахон ва Билак узук", "Жигарпора ва Пайрави асал", "Тановар", "Нола", "Муножот I-II-Ш", "Насрулло I-II-III", "Ажам", "Наврузи ажам", "Куйгай", "Эй сабо", "Гулузорим", "Бозургоний", "Ёлгиз" являются примерами таких шедевров.

У профессора Тургуна Алиматова также был особый стиль в работе с певцами. При пении звук его танбура или сато слышится отдельно и привлекает внимание слушателя. Это связано с тем, что Тургун Алиматов относился к пению так, как будто начал исполнять самостоятельно отдельную мелодию. В свою очередь, такая ситуация свидетельствует об уважении и привязанности к певцу и его/ее творчеству. На этом фоне исполнение танбура в процессе пения певца имеет особый вид, особенно при изложении произведения создается впечатление, что слушатель во время соло танбура слушает реально звучащую мелодию. Здесь видно требовательность Тургуна Алиматова на чрезвычайно чистое и комфортное, понятное и стабильное исполнение. Внедряя "штрих", "нола", "кочирим", "якка зарб" ва "кушзарб" и стиль исполнения "гили гили" в свой стиль исполнения танбура, Тургун Алиматов с очень тонким вкусом исполнял мелодии без помех певцу. Этим он доказал что танбур имеет особое место в исполнении песен.

Список литературы /References

1. Абдугаппоров А.А. «Роль узбекского танбура в исполнении Шашмаком». «Наука, образование и культура». №4(28), 2018.

2. Сафаров О.А. «Школы исполнительства на танбуре в Узбекистане». «Проблемы педагогики». № 5 (50), 2020.

3. Зуфаров А.М. «Узбекский танбур / Uzbek tanbur». «Вестник науки и образования». № 11 (65), часть 4, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.