Научная статья на тему 'Важнейшие факторы формирования межгенерационных отношений в современной России'

Важнейшие факторы формирования межгенерационных отношений в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖГЕНЕРАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕННОСТИ ЛИБЕРАЛЬНО-РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / РОССИЯ / RELATIONS OF INTERGENERATIONS / VALUES OF LIBERALLY-RATIONALISTIC CULTURE / RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стригунов Юрий Владимирович

В данной статье рассматриваются основные факторы, определившие характер межгенерационных отношений в современном российском обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major factors of forming of relations of intergenerations are in modern Russia

Basic factors, defining character of relations of intergenerations in modern Russian society, are examined in this article

Текст научной работы на тему «Важнейшие факторы формирования межгенерационных отношений в современной России»

УДК 304 С-85

Стригунов Юрий Владимирович

старший преподаватель отделения «Информационные технологии» ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления» (МГУ ТУ) (филиал в г. Ростов-на-Дону) тел. (928) 135 78 00

Важнейшие факторы формирования межгенераци-онных отношений в современной России

В данной статье рассматриваются основные факторы, определившие характер межгенерационных отношений в современном российском обществе.

Ключевые слова: межгенерационные отношения, ценности ли-берально-рационалистической культуры, Россия.

Множество факторов, определивших характер межгенерационных отношений в современном российском обществе, можно объединить в несколько групп.

Первая группа - это долговременные факторы, исторически сформировавшие аксиологическую неоднородность российского общества, приведшие к длительному закреплению модели «противостояния отцов и детей» в ментальности россиян.

Особенности российской культуры обусловлены не историческим переходом от одной цивилизации к другой, а специфическим характером этого перехода, который при наличии существования перманентного социокультурного раскола можно рассматривать как основу особого цивилизационного типа, характерная черта которого заключается в том, что он является продуктом приспособления к этому расколу. Противопоставляя и сталкивая между собой поколения, присущий российскому обществу социокультурный раскол захватывает каждую личность, формируя двойственность мышления, неуверенность в правильности принимаемых решений и в адекватном восприятии их результатов. А. Андреев указывает, что вне зависимости от конкретных случаев существует необходимость соотнесения места и роли изучаемого аспекта специфики и с расколом, и с возможностями его преодоления [1, с. 13-15].

Формирование и усиление российской государственности находилось в прямой зависимости от православной церкви, которая в ходе исторического развития страны приняла черты государственной идеологии. В отличие от Западной Европы, где церковь существовала как независимое от государственной власти образование, в

России деятельность церкви была прямо подчинена интересам государства. Проблемы человека и общества рассматривались государством и церковью только исходя из собственной выгоды. Относилось это, разумеется, и к отношениям между поколениями.

Однако подлинная христианизация России, которая бы затронула глубинные основы национальной культуры, так и не произошла. На смену официальному православию после революционных потрясений начала XX века пришла официальная секуляризация. Ее успех свидетельствовал, в том числе, и о том, что христианизация русского народа была поверхностной. Значительная часть россиян без особых внутренних колебаний сразу же отказалась от православия, многие превратились в «воинствующих атеистов» и участвовали в массовых разрушениях церквей, издевательствах над священниками, глумлении над верующими, характерными для 1920-х годов.

Социально-исторический опыт западной цивилизации свидетельствует о том, что история человеческого общества, так или иначе, приходит к вытеснению традиционной, основанной на этнопсихологических архетипах, культуры культурой рациональной, модернистской. Эмоциональная доминанта, присущая обществам с догосудар-ственным типом культуры, уступает место доминанте рациональной, характерной для государственных обществ. Но при рассмотрении российского социально-исторического опыта становится ясно, что в нашей стране социокультурная трансформация, характерная для западных обществ, не произошла.

В. Г. Федотова в данной связи подчеркивает, что идеализация западного пути социального развития влечет за собой убежденность в необходимости организации российского общества по европейским и американским стандартам. Эта глубоко ошибочная позиция будет существовать, «пока мы не осознаем, что у России есть свои, отличные от Запада задачи, что некоторые наши особенности никогда не позволят нам превратиться в Запад, как бы сильно кто-то ни желал этого... Западный вектор развития сегодня - это лишь усвоение отдельных нужных нам элементов западной экономики, политики, образования, культуры и т.д... Но Западом мы все равно никогда не станем» [2, с. 34, 35].

Ценности либерально-рационалистической культуры, которые на Западе плотно вошли в массовое сознание, в России укоренились только среди незначительного, относительно общей численности населения страны, слоя людей, которые обладали соответствующими данными для усвоения этой культуры - образованием, образом жизни, материальным достатком, социальным положением. Основу этого слоя составляла отечественная интеллигенция.

Русский народ, по определению далекий от государственности и от идеологий, не испытывал потребности в «советчиках» в лице интеллигенции. Крестьянская община относилась к ней с непонима-

нием и даже ненавистью, как к инородному субъекту, пытающемуся навязать с неизвестными целями свой образ жизни и мышления. Человек из народа, по каналам вертикальной социальной мобильности переходивший в слой интеллигенции, практически сразу становился для народа чужим, поскольку терял с ним близость в главном -в мировоззрении, в восприятии окружающей действительности. Как отмечает А.С. Ахиезер, в сознании российских масс «интеллектуальная логика окружена непониманием и враждебностью. Она, в особенности в гуманитарной сфере, имитирует логику эмоций. Об этом, в частности, свидетельствует преобладание при решении сложных проблем логики инверсии, движущей силой которой является возникновение эмоционального дискомфорта» [3].

Следующей характерной социокультурной чертой российского общества является коллективизм. Его происхождение и существование напрямую связано с догосударственной культурой и общинным типом социальной организации. Для русского крестьянина было характерно восприятие себя в неразрывной связи с общиной, в которой проходила вся его жизнь. С самого рождения человека окружал коллектив - семья, многочисленные родственники, соседи, односельчане. Выработке коллективистского мышления способствовала и совместная для всех членов общины трудовая деятельность - обработка общинного поля, строительство домов, борьба со стихийными бедствиями.

Как отмечает С.К. Бондырева, «развитие человечества - это постепенный отрыв от земли все большего числа людей при непременном условии - сохранении способности села кормить город. Процесс ухода людей в города в нормальных условиях именно этим и лимитируется. В нашей стране естественность этой исторической тенденции была нарушена вследствие того, что задача расширения промышленности (и городов) стала самодовлеющей, решалась ценой разорения села, причем в «кратчайшие сроки» [4, с. 247].

Индустриализация, начавшаяся в конце XIX - начале XX века и набравшая особенно стремительные темпы в 1930-е - 1950-е гг., вызвала массовое переселение крестьянской молодежи из деревень в города. В городе брошенные в гигантский «общий котел» крестьянские дети быстро теряли самоидентификацию с конкретной общиной. Ценности родительского поколения, традиции конкретной общины более не казались им абсолютными. Для городского пролетария уже не имел значения опыт крестьянской жизни в общине, который могли передать ему старшие поколения. Авторитет старших родственников или членов общины мерк по сравнению с необходимыми в новых социальных условиях знаниями. «Увидевший город» молодой крестьянин начинал ставить себя выше своих старших родственников, плохо адаптированных к современным условиям жизни.

В русле рассмотрения межгенерационных отношений мы счи-

таем необходимым отметить в качестве важного фактора урбанизацию российского общества. Начало социокультурному расколу между различными поколениями россиян было положено в городе.

Перейдем теперь к следующей группе факторов, определивших межгенерационные отношения современной России. Это факторы, связанные с посттрансформационной культурной травмой. Теорию социокультурной травмы ввел в научный оборот П. Штомпка, использовавший для обозначения последствий радикальных трансформаций для общества и конкретного индивида аналогию между социальной реакцией на внезапные изменения в обществе и реакцией организма на болезненное воздействие извне, также приводящее к нарушению привычных ритмов функционирования организма.

Штомпка указывает, что в основе социальной травмы лежит ломка укоренившихся в конкретном обществе ценностей и смыслов социальной реальности [5, с. 3-12].

Пореформенное российское общество, безусловно, перенесло тяжелую социокультурную травму, последствия которой не преодолены до конца и в настоящее время. Политические и экономические преобразования российского общества имели за собой не только позитивные последствия в плане демократизации общественной жизни. Можно перечислить целый ряд негативных процессов, сопровождавших трансформацию российского общества.

И.Ф. Дементьева подчеркивает, что в годы реформ в российском обществе изменилось отношение к самой возможности детского труда. Вызванное рыночными реформами ухудшение материального положения большинства российских семей заставило многих родителей не только лояльнее относится к трудовой занятости своих несовершеннолетних детей, но и самим направлять их на работу [6, с. 103].

Посттрансформационная культурная травма сопровождалась в России также алкоголизацией, наркотизацией и криминализацией населения, еще раз отметим, что эти процессы затронули, в отличие от обнищания, прежде всего молодые поколения россиян.

Ю.А. Агафонов отмечает, что в современной России подвергаются переосмыслению «определенные иерархические системы ценностей, связываемые с определенными отношениями между ценностями и нормами - нормативно-оценочными порядками или системами» [7, с. 172].

Наконец, трансформация российского общества негативно сказалась и на молодежи. На первый взгляд, социальные преобразования открыли перед молодым поколением новые перспективы, которые нельзя было даже представить в советское время. Но в реальности результатами социальной трансформации смогла воспользоваться лишь малая часть молодежи, обладавшая для этого исходными данными - высоким положением родителей, личными качества-

ми, определенными профессиональными навыками.

В результате мы видим следующее положение вещей: те представители старшего и среднего поколений, которые находятся на верхних этажах социальной иерархии, испытывают по отношению к молодежи опасения как к опасному конкуренту, покушающемуся на их положение; внизу социальной лестницы ситуация меняется с точностью до наоборот - старшее и среднее поколение оказываются вытесненными молодежью как более трудоспособной категорией, что не может не пробуждать у поколения «отцов» негативные эмоции.

Следующая группа факторов, детерминирующих межгенераци-онное противостояние в современном российском обществе, связана с глобализацией. Под глобализацией мы понимаем общемировой процесс формирования единого экономического и культурного пространства. Отметим, что единое экономическое и культурное пространство, тем не менее, дифференциировано. В нем достаточно четко выделяются «мировой центр» - индустриально развитые страны Западной Европы, Северной Америки и Япония, и «мировая периферия» - большинство государств «третьего мира», многие бывшие советские республики. И если центр определяет экономическую и культурную политику, являясь генератором идей и технологий, то периферия обречена следовать в фарватере центра, выступая в роли сырьевого и людского придатка, потребителя производимой центром материальной и духовной продукции [8, с. 38-49].

Экономическая глобализация характеризуется ростом влияния транснациональных корпораций, включением в мировые экономические процессы периферийных регионов за счет переноса на периферию производства из индустриально развитых стран. Немецкий социолог К.Х. Рот подчеркивает, что «эпохальная экспансия торговых потоков способствовала развитию товарных капиталов и «потребительского» типа поведения в самых отдаленных уголках планеты. За этим последовал взлет транснациональных фирм, которые или непосредственно экспортировали капиталы, или участвовали в создании «совместных предприятий» вне зон своего происхождения, и теперь уже развивающиеся страны также подключались к общей модели накопления. Одновременно началась аграрно-капиталистичес-кая трансформация постколониальных территорий. Но, прежде всего, приобрела международное значение финансовая сфера; она открыла новые денежные рынки вне тогдашних монетарных контрольных систем и взвинтила процентные ставки, «освободившись» от падающих уровней прибыли» [9].

Культурная глобализация заключается в создании космополитичной культуры, основанной на стирании границ между национальными культурами. Происходит универсализация культурных предпочтений, вне зависимости от региональных, этнических или конфес-

сиональных особенностей. Но если в экономической глобализации многие исследователи видят позитивные моменты, то глобализация культурная не может не настораживать. Так, В. Межуев отмечает: "То, что является благом для рынка, для культуры - смертельная угроза. Рынок нуждается в единых для всех правилах игры, культура - в их разнообразии. Рынок нивелирует все национальные различия и особенности, культура без них не существует» [10, с. 25]. Глобализационные процессы в культуре на деле оборачиваются отнюдь не взаимодействием равноценных культурных традиций, а унификацией культурных пространств под единый стандарт западной, точнее - американизированной, массовой культуры, при этом происходит исчезновение национальных культурных традиций, что неизбежно влечет за собой мировоззренческий кризис.

В. Г. Федотова отмечает, что в современной России проблемы социокультурного характера, связанные с переоценкой ценностей, с поиском национальной идентичности, представляют даже большую важность, чем экономические затруднения, связанные с переходом от административно-командной системы организации хозяйства к свободному рынку [11, с. 172].

Формируется новый тип идентичности, который мы назовем глобальным. Исследователь Ф.И. Атмурзаева отмечает, что процесс глобализации ведет к осознанию индивидом себя как «гражданина мира», но глобальная идентичность индивида находится в противоречивых отношениях с его предыдущей культурной идентичностью, основанной на конкретных социокультурных традициях [12, с. 110].

Восприятие «общечеловеческих» культурных ценностей характерно, в первую очередь, для молодежи, особенно студенческой. Молодое поколение в силу своего возраста обладает большим потенциалом к коммуникации. В современной России одним из важнейших средств приобщения молодежи к космополитической культуре, получения информации, стал Интернет. Общаясь через Интернет, молодежь как бы преодолевает государственные границы и национальные барьеры, находит единомышленников и собеседников в других странах мира. Национальные различия отходят на второй план.

В меняющемся обществе к негативным последствиям ведут обе линии - и ультраконсервативная, основанная на сохранении традиционных ценностей в статичном состоянии, и космополитическая, ведущая к унификации мировой культуры и разрушению национальных традиций. Как справедливо отмечает И. Валлерстайн, «нам нужно знать не о том, что мы - граждане мира, а о том, что мы занимаем особые ниши в неравном мире и что беспристрастность и глобальность, с одной стороны, и отстаивание узких интересов - с другой, - это не противоположные, а сочетающиеся между собой сложным образом позиции. Одни сочетания желательны, другие - нет. Одни желательны здесь, но не там, сейчас, а не тогда. Узнав об этом, мы смо-

жем лучше понять нашу социальную реальность» [13].

В свете нашего исследования представляется, что достижение компромисса между «общечеловеческими» и национальными ценностями, принятие отечественной культурой своего собственного пути развития, без копирования западных моделей, способствует, в том числе, и уменьшению остроты противоречий между различными поколениями россиян.

Библиографический список

1. Андреев А. Современные дискуссии о специфике России // Тезисы докладов XXXII научной конференции студентов. Самара, 2001.

2. Федотова В. Г. Политический класс, население и территория // Свободная мысль - XXI. 2004. № 2.

3.Ахиезер А.С. Проблемы государственной власти России // Рубежи. 1995. № 6; 1996. № 1-5, 7, 9; 1997. № 1-7; 1998. № 1, 2.

4.Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. М.; Воронеж, 2004.

5.1±1томпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе (статья вторая) // Социологические исследования. 2001. №2.

6. Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социологические исследования. 2008. № 9.

7.Агафонов Ю.А. Глобализм и дезинтеграция (нормативноценностный аспект) // Глобализация, федерализм и региональное развитие. Тюмень, 2001.

8. Делягин М. 11 сентября 2001 года: завершение формирования пост-советского мира // Гпобализация: варианты для России: Материалы круглого стола. СПб., 2001.

9. Рот К.Х. Глобализация. Принципиальные соображения об изменении мировой капиталистической системы. URL: http: avtonom. org./llb/lndex. html.

10. Межуев В.М. Модернизация и глобализация - два проекта / Глобализация и перспективы современной цивилизации // [ред. Де-локаров К.Х.]; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: КМК, 2005.

11. Федотова В. Г. Глобализация и российская идентичность / / Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., 2005.

12. Атмурзаева Ф.И. Специфика социальных трансформаций в современной России (глобализационный и этнокультурный аспекты). Диссерт. на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб., 2006.

13. Валлерстайн И. Ни патриотизм, ни космополитизм //Логос. 2006. № 2 (53).

78

УДК 101.9 Д-40

Джагарова Галина Михайловна

кандидат философских наук, доцент, профессор Военно-техническо-го университета при Спецстрое РФ тел. (903) 148 44 21

Лексема «имя» в тексте труда П.А. Флоренского «Столп и утверждение истины»

Сделана попытка решения проблемы: каков критерий отнесения того или иного авторского текста к определенному тематическому пространству в наследии П.А. Флоренского, - которая актуализирует внимание к лексеме «имя» с целью обнаружения её присутствия в тексте «Столпа...».

Ключевые слова: лексема «имя», П.А. Флоренский, «Столп и утверждение истины», православная теодицея.

Труд П.А. Флоренского (1882-1937) «Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах» был опубликован в 1914 году. Он представляет собой уникальное сочетание исповеди, проповеди и научного трактата православного священника, интерес к творчеству которого возрастает на новом рубеже веков и в России, и за рубежом.

На первый взгляд «Столп...» трудно напрямую отнести к произведениям, связанным с темой имени в творчестве о. Павла. Темоука-зуемость на уровне названия самой православной теодицеи, ее разделов отсутствует, а лексема «имя» и ее производные встречаются эпизодически и не выступают у автора объектом специального анализа. В этой ситуации встает проблема: каков критерий отнесения того или иного авторского текста к определенному тематическому пространству в наследии мыслителя? Попытка решения этой проблемы актуализирует внимание к лексеме «имя» с целью обнаружения её присутствия в тексте «Столпа...».

Презумпция латентной тематизации феномена имени в «Столпе...» подтверждается до чтения книги. Во-первых, в самом названии труда «Столп и утверждение Истины» именуется имя Христа, именование настолько явное, насколько и демонстративно игнорируемое, ибо зачастую при публикации труда в его названии имя «Истина» заменено словом «истина». Во-вторых, сама лексема «имя» встречается читателю до текста труда, предваряя и сам текст, и его название. Речь идет о посвящении «Столпа...», посвящении Всебла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.