УДК 791.4 + 008 ББК 85.373(3) + 71.4
DOI: 10.30628/1994-9529-2019-15.4-155-178 recieved 29.07.2019, accepted 26.12.2019
ЕЛКА ЧЕРНОКОЖЕВА
Европейская ассоциация исследователей культуры
(ERICarts Network) Кёльн, Германия ORCID: 0000-0002-5589-3841 e-mail: [email protected]
«ВАВИЛОН-БЕРЛИН»:
СЕРИАЛЫ - ПРОСМОТР ФИЛЬМОВ -
ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ
Аннотация. Статья посвящена изменениям и актуальным тенденциям в просмотре фильмов, в частности, в просмотре фильмов и сериалов о повседневной жизни. Современная ситуация характеризуется тем, что все больше фильмов просматривается на компьютерах, ноутбуках, планшетах, смартфонах и всевозможных цифровых устройствах. Особый интерес у массового зрителя вызывают киносериалы. С распространением стриминговых сервисов и возможностью просмотра фильмов в режиме онлайн, т.е. в любом месте и в любое время, потребление киносериалов постоянно растет. В связи с этим феноменом уже возникли новые термины, такие как Binge-Watching (буквально «запойный просмотр»), Binge-Viewing (буквально «запойное видео») (по-немецки — Komaglotzen или Serienmarathon), обозначающие сериальную зависимость, т.е. просмотр нескольких эпизодов или даже целого сезона телесериала подряд. В этом контексте ставится вопрос о влиянии сериалов на повседневную жизнь сегодняшнего зрителя.
Статья основана на исследовании, проведенном в форме социологического опроса. При анализе эмпирических данных сформулированы и вынесены на обсуждение три тезиса:
• просмотр сериалов в Интернете или на цифровых носителях является сегодня неотъемлемой частью повседневной жизни молодых людей;
• просмотр сериалов онлайн — это стратегия переживания жизни;
• просмотр сериалов тесно связан с повышением значимости частной жизни. С одной стороны, он способствует расширению личной свободы и независимости, с другой — ведет к новым ограничениям, ослабляет способность действовать.
Текст завершается изложением авторской точки зрения на интерсубъективные исследования культуры в отношении цифровой революции. Автор выражает убеждение в насущной необходимости переосмысления узких границ нынешней модели современного общества и разработке реалистичной картины будущего, в основе которой лежат не технологии, а человек.
Ключевые слова: киносериалы, производство фильмов в Германии, эмпирические культурные исследования, показ фильмов, Binge-Watching, повседневная жизнь, культура повседневности, частная жизнь, молодежная культура, сериал, взаимоотношения, интерсубъективность
«ВАВИЛОН-БЕРЛИН» В 2018 году сериал «Вавилон-Берлин» получил одну из самых престижных немецких кино- и телевизионных премий. Награды, завоеванные фильмом, варьируются от «Бэмби» до Немецкой телевизионной премии и премии Гримме в нескольких номинациях. Сюжет сериала разворачивается в Берлине в конце двадцатых годов ХХ века. С точки зрения содержания он относится к категории криминальных и одновременно исторических фильмов. Анонс, размещенный на суперобложке DVD фильма, сообщает: «Берлин. Весной 1929 года в мегаполисе начались беспорядки. Спекуляция и инфляция уже проникли в основание молодой Веймарской республики. Растущая бедность и безработица резко контрастируют с избыточной роскошью ночной жизни и все еще насыщенной творческой энергией города».
Первоначально сериал состоял из двух сезонов по 8 эпизодов каждый. В марте 2019 года пресса сообщила, что готовится третий сезон, так что 12 новых эпизодов выйдут в конце 2019 года, а затем
осенью 2020 г. «Съемки третьего сезона «Вавилон-Берлин» завершены», — можно было прочитать в июне 2019 года на ARD Die Erste. Многочисленные анонсы фильма неоднократно обращали внимание на «уникальную историю успеха».
Рисунок 1: «Вавилон-Берлин», 1 сезон. Фото автора.
Режиссерами столь сложного и масштабного кинопроекта стали Том Тайквер, Акимфон Боррис и Хенк Хэндлоегтен. Сценарии первых двух сезонов написаны как свободная интерпретация сюжета детективного романа Фолькера Кучера «Der nasse Fisch» («Мокрая рыба»). Третий сезон основан на романе того же писателя «Der stumme Tod» («Немая смерть»), второй книге серии бестселлеров о комиссаре Гереоне Рате. Основными актерами являются Волкер Брюх в роли комиссара и Лив Лиза Фриз в роли Шарлотты «Лотты» Риттер, которая также работает в полиции. Роли второго плана в фильме играют выдающиеся актеры, такие как Йенс Харцер, а также
представители молодого поколения талантливых артистов, например, Леони Бенеш.
Премьера фильма состоялась 28 сентября 2017 года в театре Шиффбауэрдамм (Schiffbauerdamm) — одном из мест, где проходили съемки фильма. При трансляции сериала «Вавилон-Берлин» были продемонстрированы новейшие разработки в области кинопоказов. Первый сезон «Вавилон-Берлин» впервые вышел в эфир на платном телеканале Sky 1. С 13 октября по 3 ноября 2017 года каждую неделю в определенное время появлялись новые два эпизода. 10 ноября 2017 года начался второй сезон с еженедельными премьерами сдвоенных эпизодов. С 17 ноября 2017 года все эпизоды второго сезона стали транслироваться в сети Интернет на Sky Go, так что премьера 4-8 эпизодов состоялась там.
Только спустя некоторое время, с 30 сентября 2018 года, «Вавилон-Берлин» начал транслироваться по телевидению. В Германии фильм был показан на Первом канале ARD, в Швейцарии — на втором SRF, в Австрии — на первом ORF. В контексте нашей темы важно и интересно то, что до трансляции сериала официальными государственными телеканалами фильм уже был доступен для просмотра через медиатеки телестанций.
Сериал за короткое время достиг высокого рейтинга. Только в первый день бесплатной телевизионной трансляции, 30 сентября 2018 года, сериал «Вавилон-Берлин» увидели 7,83 миллиона зрителей Германии. К этому надо добавить зрителей канала Sky 1. За первые шесть дней первые два эпизода посмотрели в общей сложности 1,19 миллиона зрителей. По сообщению прессы, это считается «вторым самым успешным серийным запуском на канале Sky». Кроме того, существует продажа сезонов для частного просмотра. Вот отчет на портале АRD: «Впервые совокупный баланс бесплатной телевизионной премьеры был столь выдающимся: в среднем почти пять миллионов зрителей посмотрели 16 эпизодов. В медиате-ке ARD «Вавилон-Берлин» получил беспрецедентный успех: было зарегистрировано более десяти миллионов просмотров видео. Се-
риал также покорил миллионы зрителей Sky, сделав «Вавилон-Берлин» одной из самых успешных серий на этом канале»1.
Что касается финансирования этого фильма, то в этой связи следует также отметить некоторые инновации. Первоначально планировался сериал из 16 эпизодов, продолжительностью около 45 минут каждый, разделенных на два сезона. С бюджетом почти 40 миллионов евро, или 2,5 миллиона евро за серию, на сегодняшний день он считается самым дорогим немецким телевизионным продуктом и самым дорогим неанглоязычным сериалом. Впервые в Германии сериал был снят при финансовой поддержке ARD, платного ТВ канала Sky, X Filme и Beta Film. Кроме того, производство «Вавилон-Берлин» получило государственное финансирование. Проект поддерживается Совету по медиа Berlin-Brandenburg, Фондом кино и фондом NRW, Немецким кинофорумом и Программой СМИ Европейского Союза. ARD описывает эту новую форму смешанного финансирования как новаторскую, призванную сделать подобные сложные немецкие телевизионные форматы возможными и в будущем. Тем не менее, здесь есть ряд моментов для обсуждения. Смешанное финансирование открывает новые возможности для кинопроизводства, но также порождает определенные ограничения и зависимости, поэтому такой способ ни в коей мере не может рассматриваться как неоспоримый.
Сериал «Вавилон-Берлин» специально и целенаправленно создавался для международного распространения. Это направление является существенной составляющей всего кинопроизводства «Вавилон-Берлин». На текущий момент сериал уже был продан в более чем 100 стран, а также завоевал международные телевизионные премии и награды, включая австрийскую «Romy», испанскую телевизионную премию «Premios Onda» и «Magnolia Award» Шанхайско-
1 Einzigartige Erfolgsgeschichte // ARD1: Интернет-портал.
URL: https://www.daserste.de/unterhaltung/serie/babylon-berlin/babylon-berlin-dreharbeiten-dritte-staffel100.html (дата обращения: 24.06.2019).
Рисунок 2: «Вавилон-Берлин», 2 сезон. Фото автора.
BINGE-WATCHING В название настоящего исследования сериал «Вавилон-Берлин» вынесен не для того, чтобы провести собственно киноведческий анализ, а для того, чтобы указать на некоторые новые тенденции в области способов кинопросмотра. Конкретная ситуация с просмотром фильмов приводит к существенным изменениям во всей сфере кинопроизводства. Значение и способ кинопросмотров в повседневной жизни реципиентов во многом определяет, какие форматы и содержание фильмов будут произведены и, следовательно, актуальны с художественной и социальной точек зрения. В этом смысле необходимо поставить вопрос о ситуации и способе просмотра кинопроизведений в центр культурологического исследования.
В последние годы наметилась тенденция к просмотру фильмов на компьютерах, ноутбуках, планшетах, мобильных телефонах, смартфонах и всех видах цифровых устройств. Эта новая ситуация
приема видеоконтента идет рука об руку с изменением всех параметров просмотра самого фильма: что именно смотрят; как долго смотрят тот или иной видеопродукт; с кем смотрят (с кем-то или в одиночку); какие медиапровайдеры или какие цифровые услуги используются. С распространением стримингового вещания и возможностью просмотра фильмов и сериалов в режиме онлайн, т.е. почти всегда и везде, готовность к приему видеоконтента растет в широких кругах потребителей. Уже появились новые термины для таких явлений, как Binge-Watching («запойный просмотр»), Binge-Viewing («запойное видео») (по-немецки — Komaglotzen или Serienmarathon) или сериальная зависимость. Binge-Watching — просмотр нескольких эпизодов телесериала или фильма подряд. Тот факт, что в 2015 году английский словарь Collins объявил новое слово binge-watching словом года, является доказательством огромного распространения этого феномена.
Многое свидетельствует о том, что это стало культурной тенденцией, которой особенно благоприятствует растущая популярность и доступность сервисов видео по запросу, т.е. возможность скачивания цифрового видео по запросу из онлайн-сервиса или просмотра его напрямую по видеотрансляции. Эти технические достижения позволяют зрителям просматривать видеоматериалы в любое время посредством стриминга. В отличие от линейного телевидения, в котором программа определяется телеканалом и обычно транслируется в течение нескольких месяцев, видео по запросу позволяет смотреть несколько эпизодов подряд.
Хотя самостоятельный просмотр фильма стал возможен с момента изобретения видеокассеты, а также публикации полной версии сериала на DVD, сначала эпизоды фильма, как правило, транслировались по телевидению. Просмотр типа Binge-Watching стал актуален, когда поставщики видео по запросу, такие как Netflix или Prime Video, ввели в практику выпуск всех эпизодов сезона одновременно. По данным опроса Netflix, во время «запойного просмотра» пользователи в среднем смотрят от двух до шести эпизодов. Если
один эпизод длится около 60 минут, это означает, что некоторые зрители Netflix могут смотреть фильм по 6 часов подряд. Предполагается также, что есть пользователи, которые смотрят весь сезон за один раз [1].
Культурология сегодня стоит перед задачей осветить эти новые тенденции, особенно значение новых способов просмотра фильмов и сериалов в контексте бытования социума, а также в конкретной повседневной жизни отдельных зрителей. Эта задача тем более актуальна, что педагогические и психологические исследования уже содержат дискуссии, указывающие на опасность формирования медиазависимости. В традиционной воспитательной практике неумеренное потребление видеоконтента подвергается критике, особенно по отношению к молодежи, и в то же время выдвигается требование регулировать и контролировать эту повседневную практику. Гораздо меньше в этих текстах рассматривается аспект свободного выбора и активного действия личности.
В последнее время участились сообщения о предполагаемых опасностях, связанных с медиазависимостью, при этом отсутствует анализ культурных особенностей данного явления. Например, исследователи из Университета Мельбурна обнаружили, что медиа-зависимость может привести к ухудшению памяти. В ходе эксперимента у «запойных» зрителей возникли проблемы с запоминанием действий и содержания серий. «Причина этого заключается в том, что информацию не удалось консолидировать и обработать из-за отсутствия пауз при просмотре. В^^а^ег был просто перегружен массой информации. Это нашло отражение в ограничении когнитивной работоспособности»2.
Мне кажется интересным, что в подобных текстах восприятие сериалов рассматривается в узких рамках негативного влияния на
2 Was ist Binge-Watching? Bedeutung, Definition, auf deutsch, Übersetzung // Bedeutung Online: Insider, Phänomene und Sprache erklärt: Интернет-портал.
URL: https://www.bedeutungonline.de/was-ist-binge-watching-bedeutung-definition-auf-deutsch-uebersetzung (дата обращения: 25.06.2019).
обучаемость. Развлечения и другие коммуникативные аспекты здесь остаются совершенно неучтенными. При этом в рамках такого узко определенного образовательного аспекта можно обнаружить и другие опасности «запойного видеопросмотра», например, путаницу в ежедневном ритме: «Binge-Watching заставляет долго, до самого позднего вечера смотреть сериал, вследствие чего человек идет спать позже обычного, что плохо влияет на сон и последующее бодрствование. Это также влияет на качество сна и, следовательно, на когнитивные способности». Объяснение опасностей продолжается: «Запойный» видеопросмотр может также заставить зрителей отказываться от сна и спорта в пользу сериала. «Видеозапой» также приводит к недостатку физической активности. Из-за отсутствия регламентации просмотра сериала очень легко смотреть сразу несколько эпизодов. Доступ к видео прост — одним щелчком мыши и без ограничений. Действуют и психологические эффекты. Зрители знакомятся с персонажами сериала и ощущают определенное чувство сопричастности. ... зрители всегда хотят знать, как все будет продолжаться»3.
Исследования в области культуры могут внести ценный вклад в эту дискуссию. Я думаю, важно, чтобы мы включились в нее с имеющимся опытом, потому что речь идет о насущном вопросе свободы и самоопределения в современных условиях развитой глобализации и цифровизации. В этом контексте мы должны поставить вопрос о специфике сериалов и серийности как культурных феноменов. Речь идет также о давнем споре искусствоведения о подлиннике и копии, произведении искусства и репродукции, образовании и развлечении и не в последнюю очередь — об элите и массе. На более общем философском уровне речь в конечном счете идет о фундаментальном вопросе, как быть с дуализмом. Таким образом, я вижу
3 Was ist Binge-Watching? Bedeutung, Definition, auf deutsch, Übersetzung // Bedeutung Online: Insider, Phänomene und Sprache erklärt: Интернет-портал.
URL: https://www.bedeutungonline.de/was-ist-binge-watching-bedeutung-definition-auf-deutsch-uebersetzung (дата обращения: 25.06.2019).
огромную проблему в области культурно-научных изысканий в новом исследовательском поле, в которых мы должны позиционировать себя как исследователей и первооткрывателей.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Чтобы получить первоначальное представление об этой теме, в период с февраля по март 2019 года я провела небольшое социологическое исследование. Опрос, за время которого я взяла интервью у 19 молодых людей в возрасте от 30 до 40 лет, проводился по электронной почте. Все респонденты имеют высшее или среднее профессиональное образование, представляют разные профессии, работают, живут в городах Германии. В целях исследования я задала три коротких вопроса. Объем ответов варьировался от 1/2 до 2 страниц. Опрос не носил репрезентативного характера, но из полученного материала уже можно сделать убедительный вывод о некоторых реальных тенденциях. Я обобщила свои наблюдения в трех тезисах.
Первый тезис:
просмотр сериалов в Интернете является сегодня неотъемлемой частью повседневной жизни молодых людей.
На вопрос «Сколько часов в неделю в среднем вы смотрите телевизионные сериалы?», ответы варьировались в пределах от 7 до 16 часов. Только один человек ответил, что не смотрел ни одного сериала в Интернете. Как правило, смотрятся два эпизода подряд, без перерыва, «зимой чуть больше, чем летом», как выразился один собеседник. Тот факт, что цифровые средства коммуникации дают возможность самому решать, когда, где и сколько сериалов смотреть, а не ждать, когда покажут следующий эпизод, как на классическом линейном телевидении, не только получил положительную оценку, но и был принят почти как должное. Для поколения молодых людей, выросших с компьютерами, Интернетом и новыми цифровыми медиа, это, скорее, «нормальность». Некоторые из моих информаторов сообщили, что у них больше нет телевизора или: «Мы больше не смотрим обычное телевидение».
Если мы хотим понять значение киносериалов в сегодняшней жизни молодых людей, мы должны использовать в дебатах два конкретных термина. Это термины «повседневность» и «серия» или «серийность» как культурологические/ антропологические/философские категории. Термин «повседневность» определяет важнейшую категорию культурологических исследований. Научный интерес к повседневной жизни тесно связан с промышленной революцией и распространением средств массовой информации, особенно с появлением кино как нового художественного и культурного явления. По отношению к кино классическая эстетика и представление об искусстве подверглись существенным сомнениям, были переработаны и переосмыслены [2]. Здесь я не могу углубляться в эту масштабную дискуссию, но в качестве примера можно привести текст Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» ("Das Kunstwerk im Zeitalter seiner Technischen Reproduzierbarkeit"). Беньямин в своем исследовании вводит понятие ауры и подводит итог следующим образом: «То, что при этом исчезает, может быть суммировано с помощью понятия ауры: в эпоху технической воспроизводимости произведение искусства лишается своей ауры». [3, S. 13]. Эссе Беньямина было написано еще в 1936 году, а широкое обсуждение тем повседневной жизни, культуры и массового искусства докатилось до университетов и научно-исследовательских институтов только в конце 70-х и 80-х годов XX века. По сей день в этой области продолжаются споры, которые вспыхивают с появлением каждого нового средства массовой информации — будь то телевидение, компьютерные игры или Интернет — в тоске по ауре классического искусства.
Что касается определения повседневности, то я понимаю ее не как противоположность празднику. Также я не рассматриваю ее только в аспекте повторяемости и частоты. Под повседневностью я подразумеваю ту точку соприкосновения и взаимодействия, в которой объективные координаты и структуры общества встречаются с субъективными событиями и чувствами. Термин «повседневность»
отражает конкретно-историческую ситуацию в обществе, включая уровень развития технологий, экономику, политику, а также то, как эти аспекты соотносятся с конкретной жизнью людей. Если мы выбираем повседневность в качестве области исследований, то мы ориентируемся на изучение всей совокупности взаимоотношений, т.е. масштабов и характера действий индивидуумов. Мы выясняем условия, в которых протекает индивидуальная жизнь, но в тоже время изучаем, как человек понимает, присваивает, отражает и изменяет объективные и исторические условия своего существования. Кроме того, он делает это индивидуально и коллективно, в своей социальной группе и трансгенеративно, что также будет подчеркнуто в нашем исследовании. В этом смысле просмотр киносериалов в Интернете является неотъемлемой частью жизни молодежи в новых условиях глобализации, цифровой революции и рыночной экономики.
Что касается серийности, то существуют различные подходы к ее определению [4; 5]. Несколько исследователей приходят к утверждению, что серийность может быть дифференцирована, поэтому нужно учитывать различные аспекты и различать ее типы. Идеей, особенно эффективно стимулирующей наше исследование, считаю мысль Умберто Эко о том, что культурологическое изучение вопросов серии и серийности может помочь преодолеть все еще глубокую пропасть между высокой и популярной культурой, чаще рассматриваемой как низкая [6]. По мнению Эко, феномен серийности особенно хорошо подходит для этой цели, поскольку серии существовали в разные эпохи и в разных жанрах искусства, так что здесь можно проследить историческую динамику. Можно убедительно доказать, что разделение на «высокую» и «популярную», или «высокую» и «развлекательную» культуру сформировалось только в романтизме, т.е. около 1800 года. Сюда также включается тот факт, что серийные явления в искусстве (например, серийный роман в журналах, радиосериал и, наконец, сериал на телевидении или в Интернете) утвердились в основном в содержании популярных культурных СМИ. У. Эко отмечает, что такое строгое разделение редко встречается в
других культурах; например, в восточном исламском орнаменте присутствует серийный аспект, не умаляющий эстетического значения этих артефактов. Скорее, только классическое западная искусствоведческая концепция рассматривает искусство как нечто «новое», «оригинальное», «инновационное» и требует от каждого художественного произведения создания новой парадигмы, чтобы было возможно классифицировать его как искусство. Мы, по примеру В. Беньямина, также можем назвать это «аурой». С другой стороны, отдельные эпизоды серии содержат много повторяющихся элементов и не претендуют на уникальность. Итерация и повторение являются характерными приемами в сериалах, которые, тем не менее, имеют эстетическую и художественную легитимность. При этом важно понимать, что изначально именно концепция развлечений открыла новую парадигму в области культурных исследований [7].
С точки зрения нашей темы весьма убедительным является также другое соображение У. Эко: он резко критикует встревоженное отношение к читателю или зрителю, якобы находящемуся под угрозой исчезновения. В медиапедагогике, в частности, неоднократно отмечалась опасность «пассивного знакомства с медиаконтентом», но У. Эко высказывается в пользу дифференцированного восприятия интеллектуального, активного зрителя или читателя. Он описывает образцового рецепиента, который, обладая ироничным отношением к воспринимаемому, может одновременно развлекаться и критически оценивать продукт популярной массовой культуры. Конечно, есть и пассивные, «наивные» реципиенты, как их называет У. Эко, которые не воспринимают «условности» серии и простодушно «ведутся», но причины этого нужно искать в социально-политической сфере, а не привязывать к сущности сериала. Самый банальный нарративный продукт может вызвать такое критическое восприятие, однако это не может повторяться достаточно часто. Мои эмпирические данные также дают достаточную пищу для размышлений в этом направлении.
Кроме того, как понятия, повседневность и серийность взаимосвязаны. У. Эко вводит ключевое слово «миф» и подчеркивает:
«Каждая эпоха имеет своего создателя мифов, свое понятие священного» [6, s. 323]. Сначала миф — это не искусство, а прежде всего повествование. Сущность мифов — это удовольствие постоянно повторять правду. По мнению Эко, сериал функционирует именно в силу своей повторяющейся структуры как светский носитель мифов и профанат, т.е. несвященный производитель мифов. Весь акт восприятия носит эмоциональный, удовлетворяющий, катарсический и, прежде всего, общинный характер. Это умозаключение Эко указывает на важную социальную функцию серии. Данное обстоятельство не следует недооценивать в исследованиях, поскольку ни общество, ни человек не могут обойтись без мифологических нарративов, формирующих их идентичность.
Рисунок 3: Просмотр сериалов. Фотография из личной коллекции.
Второй тезис:
просмотр сериалов онлайн — это стратегия переживания жизни.
Просмотр сериала всегда происходит в определенной ситуации, это часть конкретной, единичной жизни. Акт восприятия воспроизводится более или менее активно, более или менее сознательно, как действие, направленное на то, чтобы наполнить свою жизнь.
Но именно это и есть культура: возможность найти в жизни смысл, радость, силу, ощутить ее непрерывность. Культура как «спасательное движение пловца руками» — так однажды поэтично назвал ее Хосе Ортега-и-Гассет [8, S. 9]. Культура как стратегия переживания жизни — так мы можем сформулировать это научно. Культура всегда связана с поиском, в котором люди воплощают свои представления о хорошей, правильной жизни в повседневном мышлении и действиях [9].
Вот некоторые выдержки из опроса, которые ясно показывают, как серийные шоу дают молодым людям возможность проживать свою жизнь, исходя из тех или иных конкретных жизненных ситуаций (что также мгновенно демонстрируют фотографии на иллюстрациях 3 и 4):
Респондент А.
Четверг, вечер.
Дети наконец-то в постели.
Похоже, наступила тишина.
Я сажусь рядом с другом и мы смотрим 2 фильма, я засыпаю.
Респондент B.
Вчера за ужином мы попробовали посмотреть новый сериал. «Вдова». В описании говорилось, что женщина ищет своего мужа, пропавшего без вести в Конго. Это звучало очень интригующе. В каждом сезоне 10 эпизодов продолжительностью около 30-50 минут. Обычно мы любим смотреть фильм по вечерам в выходные дни. Но этот сериал был настолько захватывающим, что мы продолжили после ужина, посмотрев сразу 3 эпизода. Немного неприятно было то, что желание узнать, что будет дальше, становилось почти невыносимым. Как зрители, мы все время испытывали повышенный уровень адреналина. Это было несколько утомительно. И несмотря на то, что нам хотелось смотреть дальше, мы остановились после 3-х эпизодов, потому что хотели еще обсудить и какие-то частные (по поводу работы) темы. После просмотра мы потратили время на это.
Респондент С.
С тех пор, как я посмотрела первый сезон «Шарите», который мне очень понравился, мне хотелось посмотреть новый, второй сезон. Поскольку я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком, я решила, что найду на это время в течение дня. Я началa смотреть первый эпизод второго сезона, удобно устроившись на диване рядом с ребенком, пока он спал. Но чтобы не беспокоить малыша, я сделала звук таким тихим, что не моглa понять некоторые важные места. Приходилось прокручивать фильм туда-сюда и сильно вслушиваться. Это было утомительно и мешало просмотру. Пока я справилась только с двумя эпизодами.
Респондент D.
Недавно меня навещала сестра. Я читала в Интернете о документальном фильме про Майкла Джексона, который вызвал сенсацию в США, потому что там два взрослых мужчины обвиняют его в сексуальных домогательствах. Поскольку Майкл Джексон был такой большой иконой, и его всегда окружали слухи и мифы, фильм сразу заинтересовал нас. Конечно, в том числе, из-за огромного скандала, вызванного им в США. Поскольку погода была плохой, мы улеглись в кровать и сразу посмотрели первую часть на ноутбуке. Нам пришлось смотреть фильм с незаконного сайта, потому что он не был доступен на Netflix или Amazon (...) На следующий день уже утром за завтраком мы с нетерпением ждали, чтобы посмотреть вторую часть. Мы много говорили о фильме не только во время просмотра, но и после него. Я уже рекомендовалa этот фильм своим друзьям.
Респондент Е.
В последний раз я смотрелa фильм на планшете с довольно маленьким экраном, лежа в постели с другом. Тема фильма меня не очень волновала, но друг хотел мне его показать. Так как я очень устала, я через полчаса заснула (...) Если бы я была однa, я
бы даже не начала смотреть фильм. Но так как мне хотелось сделать другу «одолжение», я не сказала «нет».
Респондент F.
Прошлой ночью с моим другом.
У нас был довольно трудный разговор о наших отношениях и нашем будущем.
Очень сложно было принять решение.
В какой-то момент слова потеряли смысл.
Мы устали и были подавлены.
После всего этого я выбрала фильм, и мы стали смотреть его, лежа бок о бок в постели, мы вместе смеялись и плакали.
И это сблизило нас (как физически, так и психологически) и вернуло к главному... А именно к тому счастью, которое есть у нас здесь и сейчас, когда мы вместе.
Фильм был настолько хорош, что смог избавить нас от текущих проблем и забот и расширить наше представление о том, что такое жизнь.
После этого мы заснули рядом, руку об руку.
Третий тезис:
Просмотр сериалов тесно связан с ростом значимости частной жизни. С одной стороны, это означает расширение личной свободы и независимости, с другой, ведет к новым ограничениям, ослабляет способность действовать.
Как уже упоминалось, при цифровом просмотре сериала реципиент самостоятельно выбирает, когда, где, что, как долго и с кем смотреть. Это активное, целенаправленное, более или менее сознательное действие, что следует рассматривать как новую форму свободы и независимости. Именно этот аспект молодые люди считают особенно важным. Он тесно связан с иными потребностями молодых людей, которые в настоящее время развиваются в сторону увеличения значимости частной жизни.
Рисунок 4: Просмотр сериалов. Фотография из личной коллекции.
Исследования, сосредоточенные на феномене нового осмысления частной жизни, появились в конце 1990-х годов. Приведу в пример книгу социолога У. Бека «Своя жизнь. Экскурсии в неизвестное общество, в котором мы живем». Книга начинается так: «В западном мире вряд ли есть более распространенное желание, чем жить своей собственной жизнью» [10, S. 9]. Бек указывает на некоторые важные моменты подобного стремления: это ограничения и возможности, связанные с высокой степенью дифференциации общества. Более того, единичная жизнь не свободна от общества, она является выражением поздней, постмодернистской формы социализации. Существенным новым аспектом здесь является фундаментальная рефлексивность, требуемая от человека. Поэтому в теории, описывая текущий момент, мы говорим о рефлексивной современности. Далее: единичная жизнь зависит от институтов и требует от каждого самостоятельной деятельности для того, чтобы позиционировать себя здесь, и для того, чтобы существовать здесь. Аспекты прогрессирующей глобализации смешиваются также, как смешиваются тенденции уходящей традиции и процессы формирования новых. Некоторые изменения в сфере современной культуры
можно резюмировать под заголовком «Гибридизация и гибридные культуры» [11]. Все эти процессы проходят через человека, который удерживает их вместе и управляет ими. Это пожизненный эксперимент, который требует многочисленных размышлений и принятия собственных решений. Рассмотрение сериалов на цифровых носителях органично вписывается в этот контекст.
С другой стороны, мы не должны забывать, что то, что размещается в сети или на других цифровых носителях, в значительной степени ограничено и следует определенным законам и рамкам. Реципиент постоянно получает новые предложения, но часто они очень похожи, а главное — все они работают в соответствии с правилами и условиями той отрасли, в которой производятся и распространяются фильмы. Сами сериалы, как и Интернет, имеют определенные условности и ограничения, которые нелегко устранить. Новая свобода, которая открывается перед аудиторией, быстро оказывается регулируемой. Мы можем рассмотреть эти рамки и ограничения, по крайней мере, на трех уровнях:
• относительно технических возможностей,
• относительно экономических возможностей,
• относительно идеологических, политических и других духовных форм жизни в обществе.
Здесь открывается широкое поле для культурологии, но уже сейчас можно сказать, что эти три уровня тесно связаны и что только духовная зрелость общества приводит к необходимости создания новых технологий и соответствующих экономических структур. Но нам не стоит заблуждаться: новая свобода и независимость, которые мы наблюдаем сегодня, в реальности — ограниченная свобода и в значительной степени ограниченная независимость.
Вот выдержка из эмпирического исследования как пища для размышлений:
Респондент G.
Сериалы и клипы на Youtube.
В конце клипа вам часто предлагают ролики, которые име-
ют отношение к той же теме, и вы просто продолжаете искать. Аналогично это работает и с потоковыми платформами сериалов. Поэтому прослеживается тенденция смотреть несколько сериалов/роликов один за другим.
Недавно я смотрел документальный фильм о вулканах на YouTube. В заключение я также посмотрел документальные фильмы о тектонике плит и земном ядре, предложенных YouTube. Человек погружается во вселенную знаний и испытывает чувство, что может потреблять неограниченное количество материала по основной теме. Увлекательно, но в то же время отнимает много времени.
Взаимосвязь между свободой и цифровой революцией является одним из главных вопросов нашего времени. Чтобы подойти к этому вопросу, нам понадобятся новые общественно-политические утопии, потому что без утопии, рассказов и историй о ней невозможно создать будущее. Значительная попытка в этом направлении осуществлена в новой книге Ричарда Давида Прехта „Jäger, Hirten, Kritiker. Eine Utopie für die digitale Gesellschaft" («Звероловы, пастыри, критики. Утопия для цифрового общества») [12]. Автор сетует здесь на отсутствие социальной утопии и готовности к утопии. По словам Прехта, это оставляет прогресс на усмотрение технологий и экономики, что чревато опасными последствиями. Книга заканчивается заявлением о том, что необходимо пересмотреть узкие границы нынешней модели общества и разработать реалистичные образы будущего, достойные жизни, в которой акцент делается не на технологиях, а на человеке.
Другой аргумент можно найти в чуть более старой книге Цве-тана Тодорова, озаглавленной «Приключения совместного проживания. Попытка создать общую антропологию». Вот аргументация Тодорова: «Общение — это не нечто незначительное или случайное, а основное предназначение человека» [13, S. 26]. Далее: «Человек формируется таким в отношениях с близкими людьми (...), следова-
тельно, он — отражение коллективного в единичном». И последнее, но не менее важное: «"Я" существует только в отношениях с Другими; активизировать социальный обмен — значит обогатить себя (...) Каждый человек имеет право на существование, и для этого ему необходим взгляд Другого. Ибо бытие измеряется не с точки зрения добра и зла, но с точки зрения счастья и несчастья» [13, S. 167-172].
В заключение я хотела бы остановиться на важности интерсубъективных исследований культуры, над которыми, помимо Цве-тана Тодорова, работали такие разные авторы, как Михаил Бахтин, Юлия Кристева, Мартин Бубер, Маргарет Митшерлих, Эммануил Левинас, Симоне де Бовуар, Шарль Тейлор, Юрген Хабермас. Здесь опять же можно процитировать Тодорова: «Но отношение к другим не является результатом интереса к себе, оно предшествует любым собственным интересам (...) Люди не живут в обществе по причине следования каким-либо интересам, добродетелям или по любой другой уважительной причине. Они делают это, потому что для них нет другой возможной формы существования» [13, S. 17].
Настало время совместить эту дискуссию с дебатами о цифровой революции. В теории пока мало убедительных выводов в этом направлении, но идеи и видения уже находятся в научном и публицистическом обращении. Для выдающегося специалиста в приматологии Сары Блаффер Хрди самым поразительным отличием человека от человекообразных обезьян является наша гораздо более выраженная способность сопереживать другим и, соответственно, способность к объединению и сотрудничеству. Возможно, это было бы хорошим стимулом при разработке теорий и технологий «искусственного интеллекта» и «человекоподобных роботов». Разве не важно, что при рассуждениях об «искусственном интеллекте» — а уже известны такие машины — едва ли может идти речь об «искусственной эмоциональности» или «искусственной эмпатии»? Возможно ли это вообще? Здесь открывается гораздо более сложная и тонкая область, которую еще предстоит развивать в культурологических исследованиях. Может быть, то, что отличает нас как людей
от человекообразных обезьян, — если взять пример Блаффер Хрди, — не сильно разнится с тем, что отличает нас от машин и роботов. Об этом стоит подумать.
Сара Блаффер Хрди цитирует в своей глубокой книге «Матери и другие: Как эволюция сделала нас социальными существами» [14] граффити-надпись, которая выражает связь между цифровой революцией и интерсубъективностью весьма проницательно и остроумно. Анонимный «художник» оставил такое сообщение на стене:
«В будущем всем понадобится быстрый доступ в Интернет и бабушка».
(Аноним)
ЛИТЕРАТУРА
1. Lückerath T. Binge-Watching: Ein Trend, der linearem TV schadet? // DWDL.de-Archiv, Archivmaterial von 25.09.2013.
URL: https://dwdl.de/sl/a34a9f (дата обращения: 21.06.2019).
2. Tschernokoshewa E. Der Film - eine neue Kunst und eine theoretische Reflexion. Probleme ästhetischer Theoriebildung, untersucht am Modell der Stummfilmtheorien, Dissertation. Manuskript. Humboldt-Universität zu Berlin, 1976.
3. Benjamin W. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit, Frankfurt/Main: Suhrkamp Verlag, 1963. 160 s.
4. Populäre Sehalität: Narration - Evolution - Distinktion Zum seriellen Erzählen seit dem 19 / F. Kelleter (Hg.). Jahrhundert: Transkript Verlag, 2012. 408 s.
5. Serialität und Moderne Feuilleton, Stummfilm, Avantgarde / D. Winkler, M. Stemberger, I. Pohn-Lauggas (Hg.). Bielefeld: Transcript Verlag, 2018. 274 s.
6. Eco U. Serialität im Universum der Kunst und der Massenmedien // Im Labyrinth der Vernunft. Texte über Kunst und Zeichen / M. Franz, S. Richter (Hg.). Leipzig: Reclam, 1999. S. 301-324.
7. Чернокожева Е. Развлечение и култура. София: Наука и Изкуство, 1987. 196 с.
8. Ortega y Gasset J. Um einen Goethe von innen bittend. Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 1951. 50 s.
9. Tschernokoshewa E. So langsam wird's Zeit. Bericht der unabhängigen Expertenkommission zu den kulturellen Perspektiven der Sorben in Deutschland. Bonn: ARCult, 1994. 220 s.
10. Beck U. Eigenes Leben. Skizzen zu einer biographischen Gesellschaftsanalyse // U. Beck, W. Vossenkuhl, U.E. Ziegler. Eigenes Leben. Ausflüge in die unbekannte Gesellschaft, in der wir leben. München: Verlag Beck, 1997. S. 9-20.
11. Tschernokoshewa E. Hybride Welten, Bücherreihe, (Herausgeberin), Bd.1 bis Bd.8. Münster; Berlin; New York: Waxmann Verlag, 2000-2015.
12. Precht R.D. Jäger, Hirten, Kritiker. Eine Utopie für die digitale Gesellschaft. München: Verlag Goldmann, 2018. 288 s.
13. Todorov T. Abenteuer des Zusammenlebens. Versuch einer allgemeinen Anthropologie. Berlin: Verlag Wagenbach, 1996. 188 s.
14. Blaffer Hrdy. S. Mütter und Andere. Wie die Evolution uns zu sozialen Wesen gemacht hat. Berlin: Berlin Verlag, 2010. 544 s.
REFERENCES
1. Lückerath T. Binge-Watching: Ein Trend, der linearem TV schadet? DWDL. de-Archiv, Archivmaterial von 25.09.2013.
URL: https://dwdl.de/sl/a34a9f (accessed 21.06.2019).
2. Tschernokoshewa E. Der Film - eine neue Kunst und seine theoretische Reflexion. Probleme ästhetischer Theoriebildung, untersucht am Modell der Stummfilmtheorien, Dissertation. Manuskript. Humboldt-Universität zu Berlin, 1976.
3. Benjamin W. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit. Frankfurt/Main: Suhrkamp Verlag, 1963. 160 s.
4. Populäre Serialität: Narration - Evolution - Distinktion Zum seriellen Erzählen seit dem 19. F. Kelleter (Hg.). Jahrhundert: Transkript Verlag, 2012. 408 s.
5. Serialität und Moderne Feuilleton, Stummfilm, Avantgarde. D. Winkler, M. Stemberger, I. Pohn-Lauggas (Hg.). Bielefeld: Transcript Verlag, 2018. 274 s.
6. Eco U. Serialität im Universum der Kunst und der Massenmedien. Im Labyrinth der Vernunft. Texte über Kunst und Zeichen. M. Franz, S. Richter (Hg.). Leipzig: Reclam, 1999, S. 301-324.
7. Chernokozheva E. Razvlechenie i kul'tura [Entertainment and culture]. Sofiya: Nauka i Iskusstvo, 1987. 196 p.
8. Ortega y Gasset J. Um einen Goethe von innen bittend. Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 1951. 50 s.
9. Tschernokoshewa E. So langsam wird's Zeit. Bericht der unabhängigen Expertenkommission zu den kulturellen Perspektiven der Sorben in Deutschland. Bonn: ARCult, 1994. 220 s.
10. Beck U. Eigenes Leben. Skizzen zu einer biographischen Gesellschaftsanalyse. U. Beck, W. Vossenkuhl, U.E. Ziegler. Eigenes Leben. Ausflüge in die unbekannte Gesellschaft, in der wir leben. München: Verlag Beck, 1997. S. 9-20.
11. Tschernokoshewa E. Hybride Welten, Bücherreihe, (Herausgeberin), Bd.1 bis Bd.8. Münster; Berlin; New York: Waxmann Verlag, 2000-2015.
12. Precht R.D. Jäger, Hirten, Kritiker. Eine Utopie für die digitale Gesellschaft. München: Verlag Goldmann, 2018. 288 s.
13. Todorov T. Abenteuer des Zusammenlebens. Versuch einer allgemeinen Anthropologie. Berlin: Verlag Wagenbach, 1996. 188 s.
14. Blaffer Hrdy. S. Mütter und Andere. Wie die Evolution uns zu sozialen Wesen gemacht hat. Berlin: Berlin Verlag, 2010. 544 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: ЕЛКА ЧЕРНОКОЖЕВА Dr. phil. habil.,
соучредитель и сотрудник Европейской ассоциации исследователей культуры (ERICarts Network), D-50999, ФРГ, Кёльн, Ульменалле, 24a ORCID: 0000-0002-5589-3841 e-mail: [email protected]