Научная статья на тему 'Ватикан перед лицом финансово- экономического кризиса'

Ватикан перед лицом финансово- экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
285
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / БЕНЕДИКТ ХVI / ЭНЦИКЛИКА "СARITAS IN VERITATE" / THE ENCYCLICAL "CARITAS IN VERITATE" / FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS / BENEDICT XVI

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кантеров Игорь Яковлевич

В статье исследуется отношение Римо-Католической Церкви к охватившему многие государства мира финансово-экономическому кризису, раскрывается трактовка папой Бенедиктом ХVI причин кризиса и путей его преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vatican in front of financial and economic crisis

The article reveals the attitude of the Roman Catholic Church towards the financial and economic crisis, which enveloped many word countries. The interpretation of the reasons behind the crisis and ways of overcoming it made by Pope Benedict XVI is being disclosed.

Текст научной работы на тему «Ватикан перед лицом финансово- экономического кризиса»

ВАТИКАН ПЕРЕД ЛИЦОМ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

И.Я. Кантеров

Введение. Религиозные организации мира не остались безучастными к охватившему большинство государств глубокому и затяжному финансово-экономическому кризису. Реакция на кризис и суждения о его природе и причинах заметно различаются. Эти различия обусловлены рядом факторов. Один из них -наличие основательно разработанного социального учения, с одной стороны, содержащего принципы понимания социально- экономических и политических реалий, с другой стороны, - позволяющего гибко реагировать на меняющееся бытие людей. Оценки религиозными образованиями широкого набора факторов, относящихся к кризису, имеют многоплановую задачу - продемонстрировать готовность и способность сформулировать собственные трактовки причин и последствий постигшего мир глобального кризиса и показать пути выхода из него. В то же время религиозные объединения стремятся сохранить свои позиции и упрочить положение в сложной и противоречивой жизни современного общества.

Из всех известных конфессий Римо-Католическая Церковь располагает наиболее доктринально разработанным, структурированным и организационно оформленным социальным учением. Еще в 1891 г. Папа Лев Х111 в энциклике Rerum novarum («О новых вещах») представил видение католицизмом состояния общества и путей его переустройства. Заметим, что «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» были утверждены юбилейным Архиерейским собором РПЦ только 15 августа 2000 г.1

В 2004 г. книжное издательство Ватикана публикует «Компендиум социального учения Церкви». В нем содержатся высказывания римских пап по десяткам проблем, начиная от семьи и брака и кончая организацией международного сообщества2. 29 июня 2009 г. Бенедикт ХУ1 публикует социальную энциклику Caritas in veritate («Милосердие в истине»). Весьма примечательно: на титульном листе

1 См.: Овсиенко Ф.Г. Особенности формирования социальной доктрины православия и

католицизма // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2001. № 2 (26). См.: Компендиум социального учения Церкви. М., 2004.

воспроизводится перевод с латыни первых двух слов текста на «живые языки», чуждого духу католицизма, что при этом емко и понятно выражает содержание папского документа: «О целостном человеческом развитии в любви и истине»3.

Энциклика Caritas in Veritate замышлялась как юбилейный документ, приуроченный к сорокалетию опубликования 26 марта 1967 г. Папой Павлом VI энциклики Popolorum Progressi («Прогресс народов»). Но обнародована она была в конце июня 2009 г., поскольку, как отмечалось в католической прессе, Бенедикт ХVI счел необходимым дополнить уже написанный текс суждениями о потрясшем мир глобальном кризисе.

В католическом мире энциклика Caritas in Veritate расценивается как крупное событие в жизни Римо-Католической Церкви и как новое слово в социальном учении Ватикана. Более того, говорится о том, что энциклика будет стимулировать качественное преподавание социального учения католицизма и воспитывать христиан в духе гражданского долга. Анжело Казиле - директор Национального бюро по социальным проблемам и труду при Итальянской епископской конференции -перечислил «три орудия» современной Церкви - Священное Писание, энциклику Caritas in Veritate и Свод социальной доктрины Церкви. Казиле в Catholic news (Католические новости) от 15 февраля 2010 г. призывает помнить, что задача христиан, живущих в земном граде, - возвещать и воплощать в своей жизни Евангелие, душевный мир в условиях всемирного кризиса. Священник напомнил ответ блаженного Августина на жалобы христиан, оплакивавших трудный исторический момент, в который они жили. Он ответил: «Вы говорите - времена лихие, тяжелые. Живите хорошо, и времена изменятся!».

Природа и причины кризиса

К пониманию кризиса Бенедикт ХVI призывает подходить комплексного, не концентрировать внимание лишь на одной (пусть и существенной) причине, не заниматься «латанием дыр». «Кризис обязывает нас перепланировать маршрут, выработать новые правила и найти новые формы деятельности, взять на вооружение успешные начинания и отбросить неудачные». Таким образом, кризис дает возможность провести различение и построить новые планы (с. 26). В приведенных словах Бенедикта ХУ1 обращает на себя внимание использование терминов, ранее не встречавшихся в социальной проблематике католицизма: «перепланировать маршрут»,

3 ...

См.: Энциклика Caritas in veritate. М., 2009. Далее отсылки на эту энциклику приводятся в тексте в круглых скобках.

«взять на вооружение». Обращение к лексике публицистики делает оценки кризиса боле понятными широкой аудитории, в том числе и за пределами католического мира. Другой важный методологический посыл трактовки Бенедиктом ХУ1 кризиса - призыв рассматривать проявления этого прискорбного явления во взаимозависимости. Аспекты кризиса и способы выходов из него, а также возможности нового развития все теснее переплетаются, немыслимы друг без друга, требуют новых усилий по целостному пониманию и нового гуманистического осмысления (с. 26). Энциклика предостерегает от облегченного отношения к глобальному кризису, признавая, что сложность и драматизм нынешнего экономического положения вызывают законную тревогу. И поэтому, говорится далее, «...мы должны реалистично, с доверием и надеждой взять на себя новую ответственность, как это требует обстановка в мире, который нуждается в глубоком культурном обновлении и должен вернуться к базовым ценностям, чтобы возвести на их основе лучшее будущее» (там же).

В рассматриваемом документе фиксируются и анализируются процессы, исподволь подготавливавшие разбалансировку устоявшихся финансово-экономических механизмов и в итоге приведшие к обвальному кризису. В терминах политэкономии характеризуются изменения, охватившие функционирование экономической жизни после выход в свет энциклики Роро1огит рго^геззю. Главным из таких изменений называется глобализация рынка, побуждающая богатые страны искать территории, где бы разместить дешевое производство, чтобы снизить цены на многие товары, повысить покупательную способность и тем самым ускорить темпы развития. «Таким образом, рынок стимулировал новые формы соревнования между государствами, желающими привлечь на свою территорию производственные центры иностранных предприятий - привлечь разнообразными средствами, в числе которых благоприятная фискальная политики и либерализация рынка труда» (с. 30). Позитивно оценивая процессы глобализации рынка, энциклика отмечает и их негативные последствия. «Эти процессы привели к сокращению систем социальной защиты -такую цену приходится платить за повышение конкурентоспособности на глобальном рынке. В результате подвергаются серьезной угрозе трудящиеся, основные права человека и солидарность, сопряженная с традиционными формами социального государства» (с. 30-31).

Папа отмечает глубинные, не всегда замечаемые последствия систематического увеличения неравенства между социальными группами внутри одной страны и между разными странами, ведущие не только к росту бедности в относительном смысле, но и подрывающие социальную сплоченность, демократию. Кроме того, перечисленные

процессы ...«оказывают пагубное влияние на экономику, поскольку неотвратимо размывают "социальный капитал" - ту совокупность отношений в духе доверия, надежности, уважения к правилам, которая необходима любому гражданскому обществу» (с. 41-42). Для усиления драматизма ситуации следуют ссылки на экономическую науку, свидетельствующие о том, что структурная неуверенность снижает рабочий настрой и приводит к разбазариванию человеческих ресурсов.

Через многостраничные размышления Папы о причинах кризиса рефреном проходит мысль: нынешний капитализм, действительно, надо реформировать, иначе всем будет плохо. В то же время в энциклике Caritas in Veritate несколько раз подчеркивается, что капитализм нуждается именно в реформировании, а не в устранении его несущей конструкции - рыночной экономики.

Причину кризиса идеологи католицизма связывают и с отстраненностью государственных институтов от решения широкого круга социальных проблем. При этом отмечаются не только изъяны либеральной экономической модели, сводящей к минимуму участие государства в экономике. Говорится об ограничениях суверенитета государства, налагаемых на него новым международным контекстом. Он характеризуется растущей мобильностью финансовых капиталов, материальных и нематериальных средств производства, «Этот новый контекст модифицировал политическую власть государства» (там же). Экономический кризис, по словам Папы, принуждает государственную власть непосредственно заняться исправлением ошибок и неполадок, представляется уместным заново переоценить ее роль и полномочия; они нуждаются в мудром пересмотре, чтобы власть могла отвечать - в том числе и с применением новых способов функционирования - на вызовы современного мира.

Пути преодоления кризиса

Универсальное средство преодоления и недопущения впредь глубоких кризисных потрясений Бенедикт ХУ1 видит в целостности человеческого развития. Эта тема, по словам Папы, сегодня обретает новые смыслы: «. взаимосвязь между ее многочисленными элементами требует, чтобы мы постарались интегрировать различные уровни человеческого знания ради содействия подлинному развитию народов» (с. 39). При этом, наставляется в энциклике, совместная деятельность нуждается в том, чтобы ее направляли, поскольку за каждым действием стоит некое учение. Более того, в силу сложности проблем различные дисциплины должны взаимодействовать в рамках упорядоченного междисциплинарного подхода. Однако любые складно и убедительно составленные социально-экономические проекты не

приведут к желаемому результату, если их исполнение не будет вдохновлять любовь. Этому понятию в энциклике придается первостепенное значение. Любовь (в христианском понимании) не противостоит знанию и, тем более, не исключает его, «но требует знания, продвигает его вперед и одушевляет изнутри... Действие слепо без знания, а знание бесплодно без любви» (с. 39).

Как явствует из последующих суждений автора рассматриваемой энциклики, любовь фактически тождественна моральной оценке результатов научного поиска. Это значит, - поясняет Бенедикт ХУ1, - что моральная оценка и научный поиск должны идти рука об руку, а любовь призвана одушевлять, где они пребывают в единстве, но не утрачивают различий. Затем в энциклике вполне отчетливо дается понять, что хранителем и выразителем любви является социальное учение Церкви, у которого есть «важное междисциплинарное измерение», и оно может в этой перспективе выполнять исключительно действенную функцию. Оно позволяет вере, богословию, метафизике и наукам найти свое место в совместном служении человеку (с. 40).

В сущности, Бенедикт ХУ1 призывает искать в социальном учении католицизма новые решения грандиозных проблем, обновивших картину развития народов. Претендующее на целостное представление о человеке, это учение позволяет обнаружить изумительные созвучия и конкретные решения, причем ни от одного фундаментального компонента человеческой жизни не придется отказываться. С позиции модифицированной версии социальной доктрины Церкви в Caritas in Veritate осмысливаются такие злободневные проблемы, как имущественное неравенство, доступность работы и сохранение рабочего места. Содержание энциклики свидетельствует о продолжающейся уже не одно десятилетие активной сакрализации цивилизационных процессов, «теологическом переваривании» как глобальных проблем, так и таких конкретным тем, как охрана окружающей среды, человеческий труд, семейные отношения и многие другие.

Люди бизнеса не восприняли наставления и предостережения Иоанна Павла II. Разгул рыночной стихии, безудержное стремление к получению сверхприбыли при минимальных затратах делают основную массу представителей этой категории по меньшей мере равнодушными к призывам сообразовывать свои действия с общегосударственными интересами. Это относится и к странам с преобладанием населения, исповедующего католицизм. И государственные институты, и бизнессообщества таких стран оказались не в силах (или не хотели) как-то противодействовать разрушительному кризису. Поэтому и сегодня многие задаются вопросом: сумеет ли бизнес извлечь необходимые уроки, умерить свои аппетиты, стать

действительно социально ориентированным? И способны ли государственные власти впредь не допускать превращения последствий неконтролируемого рынка в катастрофу планетарного масштаба?

Такие вопросы отнюдь не являются риторическими. В большинстве ведущих странах мира большой бизнес и в кризисный период нацелен на умножение богатств. А государственные институты направляют основные усилия на спасение банков, крупных корпораций, сокращая бюджетные расходы на здравоохранение, образование и иные социальные программы.

В социальном учении католицизма много внимания уделяется глобализации, пониманию природы этого феномена, его позитивным и негативным последствиям для различных областей жизни. Отмечается многомерность глобализационных процессов, подчеркивается необходимость их взвешенных оценок. Ошибочным называется фаталистический (детерминистский) взгляд на глобализацию, представление о том, будто нынешними глобализационными процессами «движут анонимные безличные силы и структуры, не зависимые от человеческой воли» (с. 58). То, что глобализация является объективным социально-экономическим процессом, не отрицается, однако это - не единственное ее измерение. «Преодоление границ - факт не только материальный, но и культурный, если говорить о его причинах и следствиях» (с. 59). Папа призывает не бояться глобализации, быть не ее жертвами, а активными участниками. Слепое сопротивление глобализации называется ошибкой и следствием предубеждения. Страхи перед ней порождены неверным пониманием этого феномена. Главное понять: глобализация - дело рук человеческих, за ней стоят разные культурные установки, требующие различных подходов: «поэтому надлежит неустанно поддерживать тот культурный аспект процесса всемирной интеграции, который направлен на благо личности и сообщества и открыт трансцендетному» (с. 59).

Перечень позитивных последствий глобализационных процессов (среди них великое и беспрецедентное перераспределение благ) сочетается с признанием серьезных трудностей и опасностей, сопряженных с переходом к глобализации. Преодолеть их, отмечается в энциклике Caritas in veritate, удастся при помощи обнаружения той антропологической и этической движущей силы, «которая из глубины подталкивает саму глобализацию к гуманизму и солидарности» (с. 60).

Но сделать это непросто, поскольку эту силу часто подавляют индивидуалистические и утилитаристские этико-культурные устремления. Бенедикт ХУ1 не предлагает конкретных способов нейтрализации таких устремлений, а

ограничивается повторным напоминанием о многомерности и амбивалентности глобализации, необходимости рассматривать это явление в многообразии и единстве всех его аспектов, включая богословский. «Это позволит воспринимать и направлять глобализацию человечества в терминах взаимоотношений, в терминах единства и солидарности» (там же).

Бенедикт ХУ1 и его окружение ищут альтернативу капитализму, поскольку, по мнению Папы, в результате нынешнего кризиса современный капитализм потерял свои ориентиры. Учение Церкви призвано помочь восстановить позитивное экономическое развитие за счет придания экономике этического измерения и жесткого контроля рынка. В этой связи в отмечается широкое обсуждение способов включения этической тематики в экономическую, финансовую и хозяйственную области. Но тут же следует существенное пояснение - следовало бы разработать убедительный критерий толкования слова «этический», поскольку наблюдается некоторое злоупотребление этим прилагательным: в качестве общего слова его применяют для обозначения очень разных смыслов и даже для прикрытия решений, противоречащих справедливости и подлинному благу человечества (с. 65). Но все, поясняет Папа, зависит от системы моральных ориентиров, и социальное учение Церкви вносит в обсуждение этой темы свой особый вклад. Он базируется на неприкосновенности достоинства личности, а также на трансцендентной ценности естественных моральных норм. «Экономическая этика, - предостерегает Бенедикт ХУ1, - пренебрегающая этими двумя столпами, неизбежно подвергается опасности утратить свой собственный смысл и превратиться в инструмент, а точнее говоря, подчиниться существующим экономико-финансовым системам, вместо того чтобы исправлять их недостатки» (с. 65-66).

Таким образом, экономика будет содействовать гармоничному развитию человека (материальному и духовному), если субъект экономической деятельности будет осмысливаться в русле христианской этики, а более конкретно - с позиций социального учения католицизма. Тем самым Церковь (как эксперт по вопросам гуманизма) берет на себя функции нового типа - раскрывать природу кризисных

и и т-\

явлений, противоречий и антагонизмов, присущих современному миру. В социальном учении Церкви этот мир предстает как то, что необходимо преобразовывать и организовывать согласно модели, соответствующей рекомендациям и наставлениям энциклик римских по злободневным общественно- политическим и нравственным проблемам.

Отмечая глубинную причинную связь кризисных процессов с «экономическим детерминизмом» (осмыслением проблематики общества и индивидуума исключительно через призму экономических категорий), социальное учение католицизма настойчиво выступает за придание экономике нравственно-этических измерений. «Ведь экономика, - по словам Бенедикта ХУ1, - нуждается в этике, чтобы правильно функционировать».

Но не любая этика может стать нравственной опорой правильно функционирующей экономики. Среди первоочередных мер, способных вывести мир из кризисного состояния, главой Римо-Католической Церкви называется неотложная необходимость реформы существующих систем международных организаций и экономических объединений. Из всей совокупности международных институтов, подлежащих реформированию, прямо называется только Организация Объединенных Наций. Конечная цель предлагаемой реформы - превращение понятия «семьи наций» в конкретную реальность. Перечисляются разные способы достижения этой цели. Наибольшее внимание аналитиков вызвал призыв к созданию «настоящей всемирной политической власти». «Эта власть должна руководствоваться правом, последовательно придерживаться принципов субсидиарности и солидарности, стремиться к общему благу и способствовать подлинному и целостному человеческому развитию, вдохновляемому ценностями любви к истине» (с. 95-96). Из приведенного отрывка из энциклики Caritas in veritate явствует: предлагаемая реформа достигнет успеха, если ее проведение будет основываться на социальном учении католицизма. Ведь принципы «субсидиарности и солидарности», а также учение об «общем благе» образуют несущую конструкцию социальной доктрины Католической Церкви.

Их методологическая ценность и актуальность неизменно отмечается в большинстве социальных энциклик римских пап. Бенедикт ХУ1 достаточно подробно разъясняет смысл названных принципов, отмечая невозможность выстраивания без них модели международных отношений, гарантирующих каждому безопасность, справедливость, соблюдение прав. Под субсидиарностью, например, в энциклике Caritas in veritate понимается помощь человеку через автономию промежуточных образований. «Такую помощь предлагают, когда человек или социальные субъекты не справляются самостоятельно со своими задачами; она всегда нацелена на их эмансипацию, поскольку поощряет свободу и участие как взятие на себя ответственности» (с. 83). Поскольку именно в субсидиарности находит выражение неотчуждаемая человеческая свобода, «этот принцип великолепно подходит для того,

чтобы руководить глобализацией и направлять ее к подлинному человеческому развитию» (с. 95-96). Субсидиарное управление глобализацией способно предотвратить установление опасной всемирной тирании. Новая международная власть, к учреждению которой призывает Бенедикт ХУ1, непременно должная быть субсидиарного типа. Такая власть призвана установить наконец общественный строй, сообразный моральному порядку и единству между моральной и социальной сферами, между политикой и экономикой. Рассуждения Бенедикта ХУ1 о необходимости построения новой международной власти в журналистских кругах были истолкованы как призыв к созданию «мирового правительства». Между тем такой термин в энциклике Caritas in veritate не встречается, в ней говорится о «настоящей всемирной политической власти». В какой институциональной форме должна существовать предлагаемая власть - не сообщается, равно как ничего не сообщается и о том, как такая власть станет взаимодействовать с ООН и объединениями стран, входящими в «Восьмерку» и «Двадцатку». В связи с этим обращает на себя внимание отсутствие интереса лидеров ведущих государств мира к инициативе Бенедикта ХУ1. Никак не откликнулись на инициативы главы Римо-Католической Церкви и руководители Российской Федерации, неоднократно заявлявшие о необходимости радикального реформирования существующей модели международных отношений.

Ватикан и марксизм

Выдвигая проекты переустройства мира, исключающие кризисы, Ватикан в то же время считает в корне неприемлемым коллективистскую модель общества. Вместе с тем в католических изданиях можно встретить мысль о том, что неудачи «реального социализма» вовсе не означают интеллектуального поражения марксизма. Отмечается, что вопросы, поставленные марксизмом, вновь обрели актуальность во время глобального финасово-экономического кризиса. Более того, неудачи социалистического проекта привнесли в экономику и политику идею морального превосходства неолиберальной идеологии в ее агрессивном и антигуманном обличье. И это не злорадные голоса непоколебимых приверженцев марксизма, а признания церковных иерархов самого высокого ранга. В энциклике Spe salvi («Спасенные в надежде») Папа Бенедикт ХУ1 не отрицает, что К. Маркс был талантливым мыслителем. Он, пишет Понтифик, «очень точно, хотя и несколько односторонне, описал ситуацию своего времени и, обнаружив недюжинные аналитические способности, перечислил пути к революции». Более того, он не ограничился теорией, а вместе с опубликованным в 1848 г. «Манифестом коммунистической партии»

предпринял ряд конкретных шагов по пути реализации надежды на освобождение от несправедливостей капитализма. «Его обещание, благодаря остроте анализа и четкому указанию способов решительно изменить мир, ослепило и до сих пор ослепляет множество умов».4 По своей обличительной силе некоторые фрагменты уже упоминавшейся книги Бенедикта ХУ1 «Иисус из Назарета», созвучны с известными словами «Манифеста Коммунистической партии»: «В ледяной воде эгоистического расчета потопила она [буржуазия] священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности... Буржуазия лишила все сословия деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта она превратила в своих платных наемных работников»5.

Сходные оценки капиталистического общества, но уже наших дней, содержатся в словах Папы Римского. Он осуждает последствия колонизации, поскольку европейцы лишь грабили и развращали коренное население, а не просвещали его. И после такой характеристики «будней» буржуазного общества следуют позитивные оценки Марксова учения об отчуждении человека в системе буржуазных производственных отношений. Карл Маркс, отмечает Бенедикт ХУ1, «дал яркое описание этого "отчуждения человека" ... он показал со всей наглядностью, что происходит с человеком, который "попался разбойникам"»6.

21 октября 2009 г. ватиканская газета «Osservatore Romano» публикует статью, признающую актуальность Марксова диагноза природы капитализма. В первую очередь это относится к социальному отчуждению, которое ощущают в сегодняшнем обществе многие слои населения. Написанная известным профессором философии папского Григорианского университета Георгом Сансом статья утверждает, что учение Карла Маркса востребовано сегодня, когда общество ищет «новую гармонию».

Цитирование главой Римо-Католической Церкви критических суждений К. Маркса о капитализме некоторые журналисты поспешили объявить чуть ли не грядущей реабилитацией марксизма (вслед за Галилео Галилеем и Чарлзом Дарвиным). Между тем внимательное прочтение всего сказанного и написанного Бенедиктом ХУ1 о К. Марксе и марксистском учении убедительно показывает несостоятельность скороспелых суждений о грядущем примирении Ватикана и марксизма. Появившиеся позитивные оценки обличений Марксом пороков

4 Энциклика Бре БаЫ. М., 2008. С. 26.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1955. С. 426-427.

6 Ратцингер Йозеф (Папа Бенедикт ХУ.I). Иисус из Назарета. М., 2009. С. 206.

буржуазного общества скорее свидетельствуют о продолжении начавшегося еще при Папе Иоанне Павле II «методологического разграбления» марксизма. В своей первой «социальной» энциклике Redeptor hominis (1979) он активно использует понятие «отчуждение» в описании несправедливостей социально-экономических порядков, не ссылаясь при этом на Маркса. Об отчуждении человека труда от результатов своей деятельности Иоанн Павел II пишет и в другой энциклике - Laborem exercens (1981), целиком посвященной детальному анализу различных аспектов трудовой деятельности.

Хотя авторитетные католические аналитики неоднократно заявляли о маргинализации влияния левых идей в Латинской Америке и за ее пределами, нынешний глава Католической Церкви не считает эту проблему по-прежнему актуальной. В беседе с журналистами на борту лайнера по пути в Бразилию (9.05.2007) он рассуждал о преимуществе религиозного понимания социальных феноменов над светскими теориями. Обращаясь к содержанию «теологии освобождения», Папа воспроизводит критические оценки этого течения, сформулированные более двух десятилетий тому назад в двух инструкциях возглавляемой им тогда Конгрегации веры. В то же время в интервью проводится мысль об исторической оправданности зарождения построений теоретиков «теологии освобождения». Но сегодня, подчеркнул Папа Бенедикт ХУ!, положение значительно отличается от того времени, когда возникла «теология освобождения» и совершенно очевидно, что тезисы о том, что полноценная жизнь может быть достигнута посредством революции, оказались ложными. Сегодня это понимают все, и вопрос заключается в том, каким образом Церковь может участвовать в борьбе за справедливость, и по этому вопросу у богословов и социологов нет единого мнения.

В заключение отметим: сегодня еще рано делать окончательные выводы о том, способны ли антикризисные инициативы Ватикана заметно ослабить негативные последствия кризисных явлений для многих миллионов людей. Но уже сегодня очевидна слабая эффективность обновленных версий социального учения католицизма. Концептуально и логически оформленные суждения по широкой социально-экономической проблематике обнаружили один общий изъян - в большинстве своем они не стали «руководством к действию». Ни настойчивые призывы следовать библейским заповедям, ни апелляции к наставлениям Римских Пап, не смогли воспрепятствовать обвалу базовых показателей экономического состояния стран мира с преобладанием Католицизма. Одна из причин такой слабости -отсутствие эффективных механизмов влияния социально-этических доктрин

религиозных объединений на реалии повседневной жизни. Подавляющее большинство католиков имеет весьма смутное представление о содержании социального учения своей конфессии, а стабильно невысокий процент регулярно посещающих богослужения существенно ограничивает возможности трансформировать теоретические наработки социальных учений в убеждения и поступки паствы.

Д если бы необходимые механизмы существовали, были отлажены и работали безотказно, то и тогда не удалось бы предотвратить наступление масштабного и глубокого кризиса, охватившего страны с различными национальными и религиозными традициями. В работах итальянского протестантского социолога М. Ниедже показано, что присущие протестантам самодисциплина и способность к инициативе в процессе производства никогда не отделяются от четкого осознания социальной иерархии, характеризующей крупное промышленное предприятие7. Подобное замечание применимо и к социальному учению католицизма. И не только светские экономисты, но и видные представители крупных конфессий сегодня все чаще признают принципиальную неустранимость спадов производства и кризисов в рыночной экономике.

© Кантеров И.Я., 2010

7

КазановаА. Второй Ватиканский собор. М., 1973. С. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.