Научная статья на тему 'Василий баталов первый приморский художник-педагог'

Василий баталов первый приморский художник-педагог Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
438
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА / ВЫСТАВКА / ART EDUCATION / FINE ARTS / PAINTING / GRAPHIC ARRTS / ETUDE / EXHIBITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прантенко Надежда Александровна

Рассматривается жизненный путь и творчество известного живописца и графика Василия Алексеевича Баталова, с именем которого связаны первые попытки формирования академической системы профессионального художественного образования в Приморье (20-е годы ХХ в.). Созданные им Художественная школа Баталова и Среднее художественное училище Баталова с правами для учащихся стали первыми в Дальневосточном регионе учебными заведениями для будущих художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vassily Batalov the first Primorye artist teacher

The article deals with the life and creative activities of the well-known painter and draughtsman V. A. Batalov, who was the first to make an attempt to reform the academic system of the professional education in the field of art in the Primorye of the 1920s and contributed much to attract the local inhabitants to painting. He established the Art School and Art College, both named after him, which became the first educational institutions for future artist of the Russian Far East.

Текст научной работы на тему «Василий баталов первый приморский художник-педагог»

УДК № 372.874 Н. А. Прантенко

ВАСИЛИЙ БАТАЛОВ - ПЕРВЫЙ ПРИМОРСКИЙ ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ

Рассматривается жизненный путь и творчество известного живописца и графика Василия Алексеевича Баталова, с именем которого связаны первые попытки формирования академической системы профессионального художественного образования в Приморье (20-е годы ХХ в.). Созданные им Художественная школа Баталова и Среднее художественное училище Баталова с правами для учащихся стали первыми в Дальневосточном регионе учебными заведениями для будущих художников.

Ключевые слова: изобразительное искусство, педагогическая деятельность, живопись, графика, выставка.

Vassily Batalov the first Primorye artist teacher. NADEZHDA A. PRANTENKO (Primorye State Art Gallery, Vladivostok).

The article deals with the life and creative activities of the well-known painter and draughtsman V. A. Batalov, who was the first to make an attempt to reform the academic system of the professional education in the field of art in the Primorye of the 1920s and contributed much to attract the local inhabitants to painting. He established the Art School and Art College, both named after him, which became the first educational institutions for future artist of the Russian Far East.

Key words: art education, fine arts, painting, graphic arrts, etude, exhibition.

В 20-е годы прошлого века в Приморье первым педагогом изобразительного искусства, имеющим классическую профессиональную подготовку, был живописец и график Василий Алексеевич Баталов [5, с. 302]. В Приморье художник прожил 15 лет, и это были яркие и плодотворные годы в его творческой биографии [2, 3]. (см. цв. вкл.)

В.А. Баталов родился 30 декабря 1889 г. (по старому стилю) в Уфе. В аттестате Одесского художественного училища указано, что он - сын крестьянина Сулаевской волости. Василий рано остался сиротой и воспитывался в земском детском приюте старинного уральского городка Верхотурье, что «в 3-5 км от железной дороги, со старинными соборами и церквями, остатками мощного кремля. В приюте окончил начальную школу и четырехклассное училище, проявив незаурядные способности к рисованию. Земство направило его учиться в Петербург, в Центральное училище технического рисования Барона Штиглица»1.

В середине августа 1907 г. Баталов поступил в подготовительный класс, а в начале 1908 г., выдержав конкурсные испытания, был зачислен в третий класс декоративного отделения этого училища. С 1909 по 1912 г. он учился уже в Художественном училище Одесского общества изящных искусств им. Великого князя Владимира Александровича (ныне Одесское художествен-

ное училище им. М.Б. Грекова) по классам живописи, рисунка и скульптуры. Его преподавателем был известный акварелист Г.А. Ладыженский, а в выпускных мастерских - живописец К.К. Костанди. В аттестате записано, что Баталов «окончил полный курс по живописному отделению»2. Затем ему дали стипендию для поездки в Мюнхен, где он учился в Королевской академии художеств. За два года пребывания за границей молодой художник посетил музеи не только Мюнхена, но и Берлина, Дрездена, Лейпцига, Вены. Получив диплом академии, в 1913 г. вернулся в Уфу и был назначен преподавателем рисования в Уфимскую мужскую классическую гимназию. В этом городе В.А. Баталов начал участвовать в выставках.

Во Владивосток художник приехал в 1915 г. Далекий приморский город ему очень понравился, с большим подъемом и вдохновением он писал этюды Владивостока и его окрестностей. В этом городе проявились его таланты превосходного организатора и педагога: Василий Алексеевич стал преподавать в Первой женской гимназии.

С Владивостоком у Баталова связаны и личные переживания. Здесь он встретил Ольгу Федоровну Бутовскую, которая стала ему женой и верным другом. Она окончила Женскую гимназию во Владивостоке, затем училась рукоделию при монастырской школе в Киеве и

ПРАНТЕНКО Надежда Александровна, заведующая отделом (Приморская государственная картинная галерея, Владивосток). E-mail: [email protected] © Прантенко Н.А., 2011

1Архив семьи художника.

2Там же.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

окончила курсы немецкого языка, впоследствии работала учителем труда и немецкого языка. Женственная и красивая необыкновенно, Ольга стала музой художника: «В конце 1910—1920-х годов Баталов часто пишет и рисует ее, создавая то по-домашнему простые и милые, то полные поэзии одухотворенные образы Ольги Федоровны»1.

Масштабы деятельности В.А. Баталова в области педагогики и просветительства поражали современников: «Этот гимназический учитель рисования активно работал в портрете и пейзаже, пробуждая в учениках творческие интересы» [3, с. 5]. В первый же год своего учительства во Владивостоке он вместе со своими учениками как турист побывал в Японии. О непринужденной творческой атмосфере в гимназии свидетельствует записанное педагогом в 1925 г. шуточное стихотворение его ученицы Тамары Мышкиной, в котором называются фамилии других его учеников: Витусовской, Наседкиной, Мильо и упоминается центральная улица города Светланская, по которой девушки любили прогуливаться.

В.А. Баталов обладал прирожденным педагогическим даром, а рамки гимназического курса рисования его ограничивали. И Василий Алексеевич открывает первую во Владивостоке частную художественную школу. Занятия в ней шли с первого июня 1917 г. до 1923 г.: «Художественная школа Баталова, Среднее художественное училище Баталова с правами для учащихся - под такими названиями это заведение фигурирует во Владивостоке тех лет» [3, с. 5, 6]. На творческие вечера, что устраивал в своем училище Василий Алексеевич, собирались не только ученики, но профессиональные художники, которых Владимир Алексеевич сумел привлечь преподавать.

В сферу интересов самого художника входило также театрально-декорационное искусство, так как он периодически совмещал педагогическую деятельность с работой в театре. О деятельной натуре Баталова свидетельствуют организованные им три большие художественные выставки. Для участия в каждой из них он привлек более 30 самодеятельных и профессиональных художников. Василий Алексеевич продолжал много работать, несмотря на постоянные политические перевороты в Приморье и во Владивостоке: «В его автобиографии есть запись о том, что в 1919-1920-х годах он устраивал выставки совместно с Д. Бурлюком, с которым был знаком»2. В 1920 г. устраивал также выставки учеников и много писал сам. В эти годы он создал свою первую серию произведений «Владивосток и его окрестности».

Творческая и педагогическая деятельность у Баталова всегда соседствовали, преподавал он много и неустанно. В архиве семьи художника хранится документ, свидетельствующий, что в июне 1919 г. педаго-

'Там же.

2Там же.

гический совет Реального училища Владивостокского торгово-промышленного собрания избрал В.А. Баталова преподавателем рисования.

Работы Баталова владивостокского периода имеют не только художественную, но и историческую ценность: мы можем увидеть запечатленные им места такими, какими были они много лет назад, в начале ХХ в.

В собрании Приморской государственной картинной галереи хранится 37 работ художника, в основном это этюды, выполненные в технике акварели. Большинство - дар Владимира Павловича Иванова, ученика Баталов, который в 1972 г. передал галерее 21 графическое произведение. Еще шесть работ, в том числе две живописных, поступили в фонды галереи в 2005 г. Из-за этой коллекции сложилось мнение, что Баталов работал именно в такой технике. Но нам удалось установить, что во Владивостоке он обращался и к живописи маслом.

С большой любовью художник изображал живописные уголки природы Владивостока и пригорода. Интерес вызывают сюжеты, связанные с историей Приморья: «Интервенты появились», «Пожар. Американские военные склады на Эгершельде». Уникален портрет известного художника Карла Каля, который вместе с Баталовым преподавал в его частной художественной школе, а впоследствии сыграл важную роль в становлении профессионального изобразительного искусства в Приморье в 1930-е годы. Забегая вперед, отметим, что в 2009 г. коллекцию приморского искусства галереи пополнили еще 10 акварелей Баталова (дар внучки художника Галины Вадимовны Митиной, проживающей в Санкт-Петербурге).

В 1923 г. Баталов уехал на Урал - в Верхотурье, затем был назначен преподавателем и заведующим школы второй ступени в г. Надеждинске (ныне г. Серов). С 1924 г. жил в Нижнем Тагиле, активно участвовал во всех выставках, продолжал заниматься педагогической деятельностью, работал в театре художни-ком-декоратором. На Урале Баталов создал большое количество пейзажей, которые стали началом серии «Урал».

Из переписки с Г.В. Митиной выяснилось, что в сентябре 1927 г. по настоянию супруги В.А. Баталов с семьей вновь приехал в ее родной город Владивосток. Много и вдохновенно работал, но это был период, когда изобразительное искусство испытывало пресс тоталитарной государственной политики и регламентации всех сфер художественной жизни. В 1933 г. Василий Алексеевич навсегда покинул Приморье и обосновывался в Перми.

В 1933-1940 гг. Баталов преподавал в Пермском художественном техникуме, участвовал в художественных выставках тех лет. Был в числе первых членов образованного в 1939 г. Союза художников Молотовской (Пермской) области [1]. В период Великой Отечественной войны художник был членом

Василий Баталов - первый приморский художник-педагог

Н.А. ПРАНТЕНКО

агитационной мастерской по изготовлению плакатов и агитокон1.

В 1946-1953 гг. Баталов преподавал в художественно-ремесленном училище № 6, что существовало при старинном фарфоровом заводе в рабочем поселке Песочное Ярославской области, где обосновался с семьей. Здесь художник занимался новым видом изобразительной деятельности - росписью по фарфору. В этот период он писал живописные портреты учеников, создал многочисленные пейзажи, в том числе, Волги и ее берегов.

В общей сложности педагогический стаж Василия Алексеевича насчитывал 40-лет.

В 1953 г. после выхода на пенсию В.А. Баталов переехал к сыну в г. Чебоксары. «Чувашия открывает новую главу в жизни художника. Живя в Чебоксарах, он часто писал городские пейзажи, старые уголки и новые районы: <...> Он писал Волгу не только около Чебоксар, но и на всем ее протяжении, привозил массу этюдов, путешествуя на теплоходах»2 [4, с. 104].

В последние годы жизни В.А. Баталова тянуло в места его детства - он совершал длительные поездки в Верхотурье, где акварелью и маслом писал пейзажи и портреты. В конце 1970-х годов он подарил около 200 своих работ этому городу, где тогда создавался музей. Умер Василий Алексеевич Баталов 22 августа 1971 в г. Чебоксары на 82-м году жизни.

Прижизненная персональная выставка произведений художника состоялись в 1957 г., а после его смерти - в 1975, 1995 и 2000 годах - в Чебоксарах. Последнюю экспозицию, приуроченную к 110-летию со дня рождения В.А. Баталова, развернули в залах Чувашского государственного художественного музея. Было выставлено около 150 работ из собрания музея и из коллекции В.В. Баталова, сына художника.

Произведения В.А. Баталова хранятся в Приморской и Пермской государственных картинных галереях, Нижнетагильском художественном музее и Чувашском государственном художественном музее [4, 5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казаринова Н.В. Художники Перми. Л.: Художник РСФСР. 1987. 192 с.

2. Кандыба В.И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (1858-1938). Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1985. 175 с.

3. Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР, 1990. 128 с.

4. Серебренников Н.Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь. 1959. 256 с.

5. Художники народов СССР: биобиблиографический словарь: в 6 т. Т. 1. М.: Искусство, 1970. 445 с.

1 Агитокна - вид наглядной агитации: в окна общественных зданий выставлялись плакаты, рисунки, карикатуры на злобу дня.

2 Архив семьи художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.