Научная статья на тему 'Варшавские гастроли Н. К. Богдановой (по материалам "Kurier Warszawski" 1855-1867 гг. )'

Варшавские гастроли Н. К. Богдановой (по материалам "Kurier Warszawski" 1855-1867 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. БОГДАНОВА / N. BOGDANOVA / А. ТАРНОВСКИЙ / A. TARNOWSKI / Р. ТУРЧИНОВИЧ / ТЕАТР ВЕЛЬКИ / TEATR WIELKI / "KURIER WARSZAWSKI" / РОМАНТИЧЕСКИЙ БАЛЕТ / ROMANTIC BALLET / ИСТОРИЯ БАЛЕТА / BALLET HISTORY / R. TURCZYNOWICZ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сибильска-сюдым Й.

Статья посвящена знаменитой русской балерине Надежде Константиновной Богдановой, которая гастролировала в Театре Вельки в Варшаве с 1855 по 1867 гг. Богданова также с большим успехом гастролировала в Париже, Петербурге и Москве. В Варшаве она выступила свыше 50-ти раз в романтическом репертуаре (постановки Р. Турчиновича). Таким образом оказались тесно переплетенными сценические судьбы Богдановой и ее партнеров, варшавских солистов Александра и Антония Тарновских,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Warsaw tours of N.K. Bogdanova (materials of "Kurier Warszawski" 1855-1867)

The report is dedicated to great Russian ballerina, Nadezhda Bogdanova and her guest performances in the Teatr Wielki in Warsaw in the years 1855-1867. The career of the artist took place in Paris, St. Petersburg and Moscow. She also performed in many European capitals. She appeared on the Warsaw stage over 50 times and took part in the romantic repertoire, which was brought to Warsaw by Roman Turczynowicz. Bogdanova’s performances greatly influenced the lives of the Warsaw dancers who she danced with.

Текст научной работы на тему «Варшавские гастроли Н. К. Богдановой (по материалам "Kurier Warszawski" 1855-1867 гг. )»

УДК 792.8

Й. Сибильска-Сюдым

ВАРШАВСКИЕ ГАСТРОЛИ Н. К. БОГДАНОВОЙ (По материалам «Kurier Warszawski» 1855-1867 гг.).

Варшава всегда с жадным любопытством тянулась к балетным новинкам и к тем зарубежным знаменитостям, которые завоевывали зрительские сердца. Так было и в XIX в. Сюда охотно приезжали звезды мирового уровня, их визиты повторялись, становились традицией. Не обошли Варшаву стороной даже такие европейские кумиры как Мария и Филипп Тальони. Мария появлялась тут периодически. А ее отец Филипп счел возможным принять приглашение и длительное время работать в польской столице хореографом и педагогом. Перечень визитеров подобного уровня можно длить и длить.

Постоянными были контакты и с балетной Россией. Особое место в этих, становящихся желанными, привычными и даже необходимыми связях принадлежит известной русской балерине Надежде Константиновне Богдановой (1836-1897), которая выступала на сцене варшавского Театра Вельки в 1856, 1857, 1859, 1866 и 1867 гг. — всего свыше пятидесяти раз.

Впервые Богданова гастролировала в Варшаве в конце 1855 — начале 1856 гг. То был расцвет творчества балерины, шел десятый год ее сценической деятельности. Она продолжала артистическую династию: ее родители — выдающиеся московские танцовщики Т. С. Карпакова — первая Одетта (версия В. Рейзингера «Лебединого озера») и К. Ф. Богданов. Поначалу училась у отца, затем в Париже у знаменитого Ж. Мазилье (и там же пять лет танцевала на сцене прославленной Оперы). В дальнейшем с большим успехом выступала на петербургской и московской сцене (1850-1864), снискав огромную любовь и признательность самой взыскательной публики.

В Варшаву приехала зрелая балерина, получившая заслуженное признание в Париже. Первым спектаклем она выбрала «Жизель». Выступление состоялось 1 декабря и имело выдающийся успех. «Вчера Театр Вельки был полон, — писал рецензент газеты «Варшавский курьер», — потому как любопытство привело многих зрителей на первое выступление в балете «Жизель» госпожи Богдановой, ранее первой танцовщицы Большой Оперы в Париже. Госпожу Богданову опередила ее слава, утвержденная суждениями заграничных газет, а вчерашнее появление на нашей сцене подтвердило мнение о ее таланте, который оценили ведущие столицы Европы». Автор статьи настаивал — балерине в равной мере удаются и мимическая сторона роли, и вся танцевальная часть: ни тому, ни другому не отдавалось предпочтения: «Госпожа Богданова замечательна как артистка мимическая: ее игра выразительна, и столько в ней правды и грации в каждом движении, настолько подчеркнуто каждое чувство, что кажется, она говорит словами, и мы слышим голос ее сердца. Что касается танцевальной части, нельзя не восхищаться легкостью, силой, грацией и тщательностью отделки. Кроме того, мы с восторгом

заметили множество поз и pas, нам прежде не известных, но исполненных мастерски. Словом, госпожа Богданова оказалась первой среди ведущих танцовщиц» [1, s. 3].

В репертуар этих гастролей вошли также «Эсмеральда», балетная сцена из оперы «Роберт-дьявол» и, кроме того, ряд концертных номеров. Молодая балерина пробовала себя и в качестве постановщика — сочинила pas de deux «Les Regrets» («Сожаления»).

Во время первого пребывания в Варшаве Богданова дважды приняла участие в благотворительных спектаклях. «Варшавский курьер» отмечал: «благодаря благородному сердцу» балерина «сразу согласилась на участие» [2, s. 3-4]. Билеты, цены на которые тут же взлетели, были мгновенно распроданы, а сборы целиком получило Варшавское Благотворительное общество.

Партнерами Богдановой были ее брат Николай, солист французского происхождения Ипполит Менье и ведущие солисты варшавской сцены братья-близнецы Тарновские: Александр и Антоний. Александр исполнял роль Альберта в «Жизели» и Феба в «Эсмеральде», Антоний — Гренгуара.

Благодарные зрители не хотели отпускать Богданову после окончания спектакля, вызывали ее бесконечно. Нашлись и те, кто эти выходы на поклоны старательно подсчитывал, фиксировал их для истории. и, надо сказать, сейчас, по прошествии времени, эти данные представляют определенный интерес. Например, после прощальной «Эсмеральды» балерину вызвали кланяться 45 раз! Цифра вполне впечатляющая — можно было говорить о триумфе. Корреспондент «Варшавского курьера» объявил итог — за эти первые варшавские гастроли отвечать на приветствия публики гастролерше пришлось 337 раз! [см.: 3, s. 4].

Второй визит Богдановой в Варшаву состоялся в марте 1857 г. Брат Николай вновь сопровождал ее. Балерина выступила в восьми спектаклях — последний состоялся 6 апреля. В «Жизели» танцевала 21 марта со своим братом, 28 марта с Алекандром Тарновским. Близнецы Тарновские были ее партнерами в «Эсме-ральде» (24 и 25 марта, 6 апреля). танец Богдановой продолжал нравиться зрителям, которые многократно вызывали ее после спектаклей (варшавские солистки: Стефаньска, Оливиньска, Кочмеровска и Рачиньска тоже были вызываны, но реже).

Публика уже знала и ценила Надежду Богданову, и быть может поэтому заметно меньше пресса уделяла внимание таланту и исполнительским качествам балерины. Новинкой было ее выступление в балете «Катарина, дочь разбойника» Жюля Перро опять с близнецами (Александр — Сальваторе, Антоний — Дьяволино). «Варшавский курьер» откликнулся на это событие: «Публика принимала ее беспрерывными аплодисментами, а после спектакля вызвала на поклон 22 раза» [4, s. 3]. Спектакль повторили 1 и 2 апреля, затем 5 апреля последовала смешанная программа: первый и четвертый акты «Катарины» и второй акт «Жизели». Зрители на этот раз преподнесли артистке букет цветов с серьгами и браслетом внутри [см.: 5, s. 3].

Начинался Великий Пост, время запрета на развлечения. Богданова, обласканная варшавянами, отбыла на Родину.

Очередной приезд в Варшаву состоялся в 1859 г. Надежда Богданова выступала в ноябре и декабре, ограничившись на этот раз пятью спектаклями. 15 и 17 ноября станцевала главную роль в балете «Асмодеа, вюбленный бес» (в России известен под названием «Сатанилла»). Этот балет был поставлен польским хореографом Романом Турчиновичем в 1853 г. по Мазилье и настолько врос в репертуар, что просуществовал до 1890 г.

Уже на следующий день после первого выступления Богдановой в «Варшавском курьере» появился восторженный отзыв: «Госпожа Богданова, всемирно известная знаменитая танцовщица, которую мы несколько лет тому назад видели на нашей сцене, вчера выступила в роли Асмодеи в балете под таким же названием. Уже после ее первых выступлений мы отдали дань ее великому таланту. Сегодня мы обязаны только добавить, что ее выступление и на этот раз вполне удовлетворило публику, так как госпожа Богданова сыграла роль Асмодеи с большим талантом. И столько было в ее танце грации, легкости, прелести и красоты линий, столько выразительности и понимания, что восхищенная публика непрерывно награждала ее аплодисментами и вызывала в конце 13 раз» [6, s. 2].

Спустя неделю, 24 и 26 ноября, Богданова исполнила главную роль в балете «Катарина, дочь разбойника» (в нем она уже и прежде блистала талантом перед варшавской публикой). В «Варшавском курьере» отмечено ее выступление и вновь дотошно подсчитано количество поклонов в финале — 14 раз [см.: 7, s. 2].

Прощальным спектаклем была «Жизель» 3 декабря. Та же газета писала: «Публика попрощалась со знаменитой и талантливой танцовщицей громкими овациями, вызывала ее 19 раз и вручала букеты цветов» [8, s. 3]. Во время этого визита ее постоянным партнером был один Антоний Тарновский. Он больше года заменял брата Александра во всех его ролях: тому пришлось покинуть сцену по причине обострения психического заболевания, из-за чего он некоторое время пребывал в психиатрической больнице Братьев Бонифратров в Варшаве. Несмотря на депрессию, он не переставал упражняться и вскоре оказался дома. В дальнейшем именно Богданова помогла Александру Тарновскому вернуться на сцену.

Любимица варшавян предстала перед ними спустя семь лет, после кратковременной гастроли в Париже (ноябрь 1865 г., балет «Жизель»). В 1866 г. Богданова появлялась на польской сцене с февраля по июнь (18 выступлений) и с октября по декабрь (7 выходов на сцену).

Начала 8 февраля «Эсмеральдой». «Варшавский курьер» отреагировал оперативно: „Вчера госпожа Надежда Богданова, с высоким хореографическим талантом которой мы имели возможность познакомиться несколько лет тому назад, выступила в «Эсмеральде». Любители балета восхищаются ее танцем не только у нас, но и заграницей, о чем мы можем узнать благодаря переписке между Берлином и журналом „Indépendance Belge"». Далее в заметке следовала цитата из № 36 названного издания: «Госпожа Богданова, известная танцовщица императорского театра в Петербурге, которой так аплодировала в «Жизели» парижская публика, выступала несколько раз в Королевском театре в Берлине. Ее талант полон грации и законченности линий, танец, во всех отношениях совершенный, обеспечил ей громкий успех. У нее выразительная мимика, благородные

pas и чрезвычайная легкость. Не видно никакой усталости, и преодоление трудностей для нее нипочем. Ее позы и движения создают вполне эстетический образ. Она выбрала три балета: «Сильфиду», «Эсмеральду» и «Алладина», которые обеспечили ей тройную победу, позволив явить три разных характер. < ... > В Берлине несколькими днями ранее ее имя не сходило с уст. Переехав из Берлина в Варшаву, она не заметит, что зритель сменился, встретив такие же аплодисменты как в столице Пруссии» [9, s. 2-3]. Прочитав эти слова берлинского корреспондента, мы можем только добавить, что его прогноз относительно успеха в Варшаве полностью подтвердился.

Второе выступление Богдановой на варшавской сцене состоялось 11 февраля в балете «Асмодеа». Тут произошел несчастный случай: во время исполнения па-де-де у партнера Антония тарновского случилась серьезная травма и ему пришлось прервать выступление. Богданова близко к сердцу приняла случившееся. Чтобы поддержать коллегу, выступила инициатором бенефисного спектакля в пользу Тарновского. Бенефис (для Антония, увы, ознаменовавший прощание со сценой) состоялся спустя неделю и, конечно, Богданова приняла в нем участие.

Оставшись без партнера, Надежда Богданова приложила много усилий, чтобы убедить Александра Тарновского, отошедшего от дел, вернуться в театр. Тот поставил условие: он будет танцевать, если получит телеграмму от самого императора. Балерина использовала свои связи в высших кругах, заручилась поддержкой Федора Федоровича Берга (с 1863 г. наместника русского императора в Царстве Польском), и благоволивших ей чиновников, и в итоге эта хитрость удалась. 4 марта Богданова танцевала второй акт «Жизели», где Альбертом был Александр Тарновский!

Спектакль превзошел самые смелые ожидания. Все та же газета захлебывалась от трудно сдерживаемого восторга: «Вчерашнее зрелище в Театре Вельки было исключительно: после долгого отсутствия вернулся на сцену господин Александр Тарновский и выступил во втором акте «Жизели» с госпожой Надеждой Богдановой. Последняя причастна к организации бенефисного спектакля для г. Антония Тарновского. Спустя неделю после несчастья бенефис состоялся и, конечно, балерина Богданова, желая возместить утрату господина Антония Тарновского, убедила выступить на сцене единственного соперника и брата, Александра. Публика приняла громом аплодисментов обоих талантливых артистов < . > В танце г. Александра Тарновского не было видно, что он уже распрощался со сценой. Зато было видно, что он беспрерывно работал и развивался. < ... > Во время спектакля Богданова получила огромный букет белых камелий» [10, s. 3-4]. После этого представления Александр Тарновский стал регулярно выступать во всех своих прежних ролях.

Следующим был балет «Асмодеи», с тем же партнером. Восторг публики был полным, и это нашло отражение в прессе [см.: 11, s. 3]. 18 марта последовало смешанное представление: второй и третий акты «Асмодеи» и дивертисмент. В зрительном зале присутствовал августейший гость великий князь Николай Николаевич Старший (третий сын Николая I) [см.: 12, s. 3].

B переписке известного польского композитора Станислава Монюшко с его другом содержится восторженный отзыв о выступлениях Надежды Богдановой: «Сегодня опять госпожа Богданова, самая лучшая из балерин, унесет нас на восьмое небо; седьмое наверняка уже пройдено и переполнено нашим восхищением» [цит. по: 13, s. 498].

20 марта Богданова выступила во втором акте «Сильфиды» и станцевала па-де-де с Тарновским [см.: 14]. Затем наступил месячный перерыв, связанный с Великим Постом. Богданова в это время готовилась к первому выступлению в роли Медоры в «Корсаре». Тут она повторила свой постановочный опыт, досочинив некоторые номера: «Новые танцы, введенные в балет госпожой Богдановой, исполнены ею с истинной грацией и поэзией. Они ввели разнообразие в этот шедевр и прибавили великолепия» [15, s. 3]. Балерина продолжала успешно выступать вместе с Александром Тарновским: они танцевали в «Корсаре» 26 апреля, 10 и 22 мая. Но только после первого спектакля появилась заметка: «Публика, собравшаяся в большом количестве, заслуженными аплодисментами одарила артистов, особенно же госпожу Богданову и господина Тарновского» [16, s. 3]. Затем следуют лишь анонсы о выступлениях Богдановой в балетах, в которых она уже танцевала перед варшавской публикой. Это были «Асмодеа», второй акт из «Сильфиды» (17 мая ее партнером был Людвик Жондца), «Жизель» и «Катарина, дочь разбойника».

3 июня Богданова впервые появилась в балете «Модистки» («Modniarki, czyli Karnawai paryski»). Поставленный Паскуалем Борри (1820-1884), одним из самых талантливых учеников Карля Блазиса, в 1858 г. на венской сцене, годом позже спектакль был перенесен Р. Турчиновичем в Варшаву. Последнее в сезоне выступление Богдановой было отмечено прессой: «Вчера в Театре Вельки по желанию публики выступила госпожа Богданова в балете «Модистки». Она украсила его новым танцем из «Венецианского карнавала», исполнив его с г. Тарновским, и номером «La tulipe orageuse» с господином Менье, которые были приняты аплодисментами» [17, s. 4].

Надежда Богданова вернулась в Варшаву в октябре 1866 г. и выступила тогда семь раз: 16 октября шел второй акт «Сильфиды», 1 ноября «Корсар». Причем в «Корсар» она ввела дополнение, отмеченное рецензентом: «Исполненное ею па «Цветочницы из гарема», введенное артисткой, всем понравилось» [18, s. 4]. После этого 4 ноября Богданова станцевала первый акт «Жизели» и балетную сцену из «Роберта-дьявола», 29 ноября — второй акт из «Катарины, дочери разбойника» и первый акт из «Корсара», затем трижды (6, 16 и 30 декабря) балет «Морской разбойник». Последний был поставлен Филиппо Тальони в Петербурге на музыку Адольфа Адана в 1840 г., а год спустя повторен автором на варшавской сцене. Специально для Богдановой балет возобновили. Газета не преминула высказаться и на этот раз: «Балет вполне удался. Госпожа Богданова и господин Тарновский, г-жа Холевицка и другие танцовщицы удостоены заслуженных аплодисментов, причем госпоже Богдановой поднесли два великолепных букета цветов» [19, s. 5].

В январе 1867 г. гастроли продолжились. Заезжая знаменитость появилась 10 января в роли Донны Марии в «Морском разбойнике», 24 января во втором акте «Сильфиды», 10 февраля снова вернулась к «Морскому разбойнику».

Последнее выступление состоялось в субботу 2 марта 1867 г. Это был прощальный бенефис Надежды Константиновны Богдановой1. Все та же газета констатировала: «Замечательный талант этой артистки получил всеобщее признание и любые похвалы тут кажутся излишними. Публика неоднократно выказывала свой восторг громом аплодисментов и преподнесенными цветами» [20, s. 4].

Примечательно, что на родине карьера Надежды Богдановой завершилась уже в 1864 г., когда той было всего двадцать восемь. Начав выступать десяти лет, она была полна сил, находилась в прекрасной творческой форме. Успех ей постоянно сопутствовал, зрительские симпатии не ослабевали.

Известный русский балетовед В. М. Красовская так характеризовала амплуа балерины: «... Главным свойством артистической индивидуальности Богдановой был лиризм. Зрителей восхищала чистота, наивная прелесть и робость созданных ею характеров. В ее танце, плавном и поэтичном, преобладали полутона, склонность смягчать порывистые и резкие движения, естественность, теплота и задушевность.» [20, с. 106-107]. Дар особой лирической выразительности Н. К. Богдановой, как мы видим, оказался близок польской публике, привязанность которой была длительной и прочной. Гастроли в Польше (как и в Париже) стали последним ярким свидетельством ее таланта и высочайшего профессионализма, а также позволили замечательной русской балерине успешно продлить свою сценическую жизнь2.

* * *

Экземпляр книги В. М. Красовской «история русского балета», который автор унаследовала от госпожи Янины Пудэлек3, подписан собственноручно Верой Михайловной: «For Janina Pudelek with all best wishes from her cologne». и Пудэлек, и Красовская посвятили страницы своих трудов творчеству Надежды Богдановой4, судьба которой была так прочно связана с варшавской сценой, а через годы стала причиной еще одного, уже научного, прецедента российско-польских балетных связей.

1 Варшавский партнер Богдановой, Александр Тарновский, выступил еще в одной премьере — балете под названием «Монте Кристо» в постановке Р. Турчиновича (премьера состоялась 27 августа 1866 г.). 5 мая 1868 г. Тарновский покинул сцену в возрасте сорока пяти лет. Его заменили уже не настолько талантливые танцовщики-солисты: Людвик Жондца и Константин Турчинович (сын Р. Турчиновича).

2 Подробнее см.: В. М. Красовская. Танцовщица Надежда Богданова// Ученые записки Научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии. Т. 1. Л., 1958. С.295-322.

3 Янина Пудэлек (1930-2004) — историк и теоретик балета, профессор Музыкального Университета им. Ф. Шопена в Варшаве.

4 См.: PudelekJ. Warszawski balet romantyczny 1801-1866. Krakow, 1968; PudelekJ. Warszawski balet w latach 1867-1915. Krakow, 1981.

ЛИТЕРАТУРА

1. В. а. Kurier Warszawski. N 320. 02. XII. 1855.

2. В. а. Kurier Warszawski. N 9. 11. I. 1856.

3. В. а. Kurier Warszawski. N 18. 20. I. 1856.

4. В. а. Kurier Warszawski. N 88. 2. IV.1857.

5. В. а. Kurier Warszawski. N 92. 06. IV. 1857.

6. В. а. Kurier Warszawski. N 304. 16. XI. 1859.

7. В. а. Kurier Warszawski. N 315. 27. XI. 1859.

8. В. а. Kurier Warszawski. N 31. 09. II. 1866.

9. В. а. Kurier Warszawski. N 51. 5. III. 1866.

10. В. а. Kurier Warszawski. N 57. 12. III. 1866.

11. В. а. Kurier Warszawski. N 63. 19. III. 1866.

12. S. Moniuszko. Listy zebrane. Krakow, 1969. 678 s.

13. В. а. Kurier Warszawski. N 65. 21. III. 1866.

14. В. а. Kurier Warszawski. N 89. 20. IV. 1866.

15. В. а. Kurier Warszawski. N 95. 27. IV. 1866.

16. В. а. Kurier Warszawski. N 131. 13 VI 1866.

17. В. а. Kurier Warszawski. № 247. 2. XI. 1866.

18. В. а. Kurier Warszawski. № 275. 7. XII. 1866.

19. В. а. Kurier Warszawski. № 52. 4. III. 1867.

20. В. М. Красовская. История русского балета. Л.: Искусство, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.