УДК 331
С.Г. Володина, Дальрыбвтуз, Владивосток
ВАРЬИРОВАНИЕ ЦЕНАМИ И ПРИБЫЛЬЮ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С УЧЕТОМ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ
Анализируется процесс варьирования ценами и прибылью на рыбохозяйственных предприятиях с помощью коэффициента эластичности спроса по цене.
В современных условиях применение эластичности спроса в ценовой политике предприятий имеет много преимуществ и возможностей, позволяющих сделать ценообразование более гибким, усилить влияние цен на рост прибыли. Это особенно важно для предприятий рыбной промышленности, которые в условиях ограниченной сырьевой базы и большой изношенности флота выпускают широкий ассортимент продукции.
На неэластичном рынке повышение цены вызовет весьма незначительное сокращение продажи, а дополнительные поступления за счет прибавки к цене будут направлены на формирование дополнительной прибыли. На относительно неэластичном рынке эффект изменения цен может проявиться двояко. Возможно, предприятие пойдет на уменьшение цены, надеясь на увеличение объема продаж. Однако если рынок неэластичен, то увеличение будет незначительным, и предприятие потеряет часть прибылей. Снижение цен в данной ситуации оправдывается, если предприятие желает оградить себя от конкурентов, так как высокие цены и прибыли часто являются сигналом другим фирмам о том, что им необходимо осуществить капиталовложения в производство подобного товара и выйти на «высокоприбыльный» рынок.
В некоторых случаях совершенно неэластичного спроса повышение цены приводит к значительному росту объема продаж. Подобный вариант возникает, когда покупатели более высоко оценивают товар и воспринимают его качество как более высокое, если на него назначена более высокая цена. Зачастую такие товары имеют снобистскую привлекательность. На таких рынках с увеличением цен существенно возрастают прибыли из-за суммарного положительного эффекта от увеличения объема продаж и более высокого уровня цен.
Когда соотношение «цена/спрос» эластично, прибыли увеличиваются при уменьшении цен, и наоборот, уменьшаются при их увеличении. Снижение цены на эластичном рынке приведет к значительному росту объема продаж (и прибылей) за счет покупателей, которые временно воздерживались от покупок, ожидая более доступной цены. В то же время увеличение цены станет причиной существенного снижения объема продаж, так как потребители переключатся на более
дешевые товары, что в конечном итоге приведет к снижению прибыли предприятия.
Увеличение цен на рынке с высокой ценовой эластичностью может иметь место, если кратковременное уменьшение прибыли оправдывается тем, что предприятие считает уровень цен в отрасли слишком низким и решает «дать сигнал» конкурентам, чтобы те подняли цену. Если конкуренты ответят на сигнал увеличением цены, прибыли увеличатся у всех продавцов.
Проанализируем эластичность рынка рыбопродукции и процесс варьирования ценами и прибылью. Расчет коэффициента по отдельным рыботоварам приведен в табл. 1. При этом использовались фактические цены и объемы продаж за месяцы промысла данной рыбопродукции, когда наблюдается наибольшая насыщенность рынка. Так, для минтая, сельди, кальмара - это июнь-июль, для лосося -сентябрь-октябрь. Если расчет производить по годовым данным, то можно исказить результаты анализа прибыли, поскольку на цены и объемы продаж сильное влияние оказывают также инфляция, рост цен на другие продукты питания и т.д.
Таблица 1
Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса по рыбопродукции предприятия
Рыбопродукция Цена за 1 т, тыс. руб. Объем продаж, т Коэффициент эластичности
1 месяц 2 месяц 1 месяц 2 месяц
Минтай н/р 10,40 10,20 40,7 42,2 - 1,9
Минтай б/г 18,40 18,65 14,1 13,5 - 3,1
Сельдь н/р 7,10 7,09 149,0 152,3 - 1,6
Кальмар (тушка) 36,35 36,10 24,7 24,9 - 1,2
Лосось разд. 24,9 23,9 40,5 43,0 - 1,5
Из таблицы видно, что под влиянием фактора насыщенности рынка цены на все виды рыбопродукции в рассматриваемых периодах снижаются (кроме минтая б/г), а продажи возрастают. Следовательно, рыбохозяйственные предприятия работают в условиях эластичного рынка, что дает им возможность, используя ценовую эластичность, маневрировать уровнем цены таким образом, чтобы прибыль возрастала.
Например, проанализируем изменение маржинальной прибыли при различных вариантах цен (фактической и предполагаемых) на рыбопродукцию (табл. 2). При этом следует учитывать, что чистая прибыль начинает поступать только после возмещения постоянных затрат. Однако оценка маржинальной прибыли, включающей постоянные затраты, приближает к ценам, максимизирующим прибыль.
Таблица 2
Расчет маржинальной прибыли на рыбопродукцию предприятия
Рыбопроду кция Показатели Р1 Р2 Ра Рэ Р4
1 2 3 4 5 6 7
Минтай н/р Цена за 1 т, тыс. руб. 9,0 9,50 10,20 10,3 10,5
Переменные затраты на 1 т, тыс. руб. 5,1 5,1 5,1 5,1 5,1
Маржинальная прибыль на 1 т, тыс. руб.* 3,9 4,4 5,1 5,2 5,4
Объем продаж, т 51,6 47,7 42,2 41,4 39,8
Маржинальная прибыль на весь объем продаж, тыс. руб. 201,4 209,9 215,2 215,4 215,1
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5 6 7
Минтай б/г Цена за 1 т, тыс.руб. 16,5 17,0 18,65 19,0 19,5
Переменные затраты на 1 т, тыс. руб. 9,5 9,5 9,5 9,5 9,5
Маржинальная прибыль на 1 т, тыс. руб. 7,0 7,5 9,15 9,5 10,0
Объем продаж, т 18,3 17,2 13,5 12,7 11,6
Маржинальная прибыль на весь объем продаж, тыс. руб. 128,3 129,0 123,5 120,8 115,9
Сельдь н/р Цена за 1 т, тыс.руб. 6,0 6,5 7,09 8,0 8,5
Переменные затраты на 1 т, тыс. руб. 4,3 4,3 4,3 4,3 4,3
Маржинальная прибыль на 1 т, тыс. руб. 1,7 2,2 2,79 3,7 4,2
Объем продаж, т 189,8 172,6 152,3 121,0 103,8
Маржинальная прибыль на весь объем продаж, тыс. руб. 322,6 379,7 424,9 447,8 436,1
Кальмар (тушка) Цена за 1 т, тыс. руб. 35 35,5 36,1 45 47
Переменные затраты на 1 т, тыс. руб. 17,4 17,4 17,4 17,4 17,4
Маржинальная прибыль на 1 т, тыс. руб. 17,6 18,1 18,7 27,6 29,6
Объем продаж, т 25,8 25,4 24,9 17,5 15,9
Маржинальная прибыль на весь объем продаж, тыс. руб. 454,3 459,7 465,6 483,9 470,0
Лосось разд. Цена за 1 т, тыс.руб. 22,5 23,0 23,9 28 29
Переменные затраты на 1 т, тыс. руб. 16,3 16,3 16,3 16,3 16,3
Маржинальная прибыль на 1 т, тыс. руб. 6,2 6,7 7,6 11,7 12,7
Объем продаж, т 46,8 45,4 43,0 31,9 29,2
Маржинальная прибыль на весь объем продаж, тыс. руб. 290,0 304,4 326,8 373,6 371,3
Примечания. Р0 - первоначальная цена (фактическая).
**Рі, Р2, Рз, Ра - предполагаемый диапазон цен, маржинальная прибыль = = (Цена - Переменные) х Объем продаж.
Объем продаж рассчитан, исходя из формулы коэффициента
эластичности спроса по цене: О: = О0 х (1 + Кэл.у. ———), где С^, О0 - объем
Ро
продаж соответственно при предполагаемой и первоначальной цене; Р-і, Р0 -цена соответственно предполагаемая и первоначальная.
Из таблицы видно, что за счет роста цены и неизменных переменных затрат маржинальная прибыль в расчете на 1 т по всем видам рыбопродукции возрастает. Но за счет снижения объема продаж по мере роста цены маржинальная прибыль на весь объем продаж сначала возрастает, а затем уменьшается.
Другими словами, установление самой высокой цены не максимизирует прибыль. Снижение цены по сравнению с первоначальной для увеличения объема продаж также не всегда приводит к ее увеличению.
Для достижения максимальной маржинальной прибыли следует выбрать наиболее выгодную комбинацию цены и объема продаж.
Например, по кальмару максимальная маржинальная прибыль достигается при цене 45 тыс. руб. и объеме продаж 17,5 т. Если снизить цену до 36,1 тыс. руб., то увеличение объема продаж с 17,5 т до 24, 9 т не обеспечивает рост маржинальной прибыли: как показывают расчеты, она снизится на 18,3 тыс. руб. (483,9-465,6 тыс. руб.). И наоборот, увеличение цены до 47 тыс. руб. за 1 т также не приводит к росту прибыли.
Таким образом, использование ценовой эластичности спроса для анализа прибыли при различных уровнях цен на рыбохозяйственных предприятиях могло бы значительно повлиять на повышение прибыли от продаж. Следует отметить, что цены, рассчитанные с учетом требования максимизации маржинальной прибыли, могут
рассматриваться как предварительные. Они должны быть скорректированы также с учетом конкурентных факторов и варьироваться при изменении условий рынка.
Библиографический список
1. Дудов А.С. К вопросу о ценообразовании в рыночной экономике // Финансы. 1991. № 11. С. 22-28.
2. Ефимов В.В., Барт Т.В. Расчет цены и конкурентоспособности продукции // Методы менеджмента качества. 2000. № 8. С. 15-18.
3. Коммерческое ценообразование: учебник / Под ред. И.В. Липсица. М.: БЕК, 2000. С. 3-178.
4. Липсиц И.В. Управление ценообразованием в фирме: Мировой опыт и российская практика: автореф. дис. ... канд. экон. наук / ВШ экономики Минэкономики и Минобразования РФ. М., 2000. 49 с.
5. Финансовый менеджмент: Теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Перспектива, 2000. С. 182-235; 264-307.
6. Ценообразование и рынок / Под ред. Е.И. Пунина, С.Б. Рычкова. М.: Прогресс, 1992. 317 с.
7. Цены и ценообразование: учебник / Под ред. В.Е. Есипова. СПб.: Питер, 2000. 459 с.