Научная статья на тему 'Вариативные модели аттестации педагогических работников'

Вариативные модели аттестации педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
902
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ / МОДЕЛЬ / СТАНДАРТ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CERTIFICATION / MODEL / STANDARD REQUIREMENTS FOR THE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Червонный М. А., Лежнина Л. В., Обухова Е. А.

На основе анализа опыта работы региональных образовательных систем Российской Федерации выявляется содержание понятия «аттестация педагогических работников», предлагается систематика моделей аттестации учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Червонный М. А., Лежнина Л. В., Обухова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIANT MODELS OF CERTIFICATION OF TEACHERS

In the article on the basis of the analysis of the regional educational systems experience of the Russian Federation the concept of “certification of teachers” is revealed, the taxonomy of the teacher certification models is proposed.

Текст научной работы на тему «Вариативные модели аттестации педагогических работников»

УДК 378.046.4 377.111.3

М. А. Червонный, Л. В. Лежнина, Е. А. Обухова ВАРИАТИВНЫЕ МОДЕЛИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

На основе анализа опыта работы региональных образовательных систем Российской Федерации выявляется содержание понятия «аттестация педагогических работников», предлагается систематика моделей аттестации учителей.

Ключевые слова: аттестация, модель, стандарт требований к профессиональной педагогической деятельности.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. и Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. называют образование приоритетным направлением государственной политики, единственным механизмом, способным обеспечить достойную жизнь гражданам, а России - место среди ведущих стран мира по уровню социально-экономического развития. Достижение нового качества образования предполагает обновление состава и компетенций педагогических кадров. Для этого государственной программой «Развитие образования в Российской Федерации» на 2013-2020 гг. предусматривается комплекс мер, включающий в том числе введение стандартов профессиональной деятельности для педагогов и руководителей образовательных организаций и основанных на данных стандартах систем оплаты труда и аттестации; формирование новых моделей педагогической карьеры и сопровождения профессионального развития педагога [1, с. 152].

Формирование современного кадрового ресурса является ключевой проблемой развития региональных образовательных систем Российской Федерации. Согласно современным концепциям управления человеческим капиталом одна из ведущих функций кадровой политики образовательных систем связана с организацией независимой экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников на основе требований, установленных региональными общественными и профессиональными объединениями, т. е. с аттестацией

[2-4].

Аттестация - это в первую очередь институт [5], который задает систему установления качества профессиональной деятельности за счет разработки и переоформления заинтересованными сторонами требований к профессиональной деятельности; формирования работодателем заказа на повышение квалификации работника в соответствии с требованиями к профессиональной деятельности; экспертной оценки качества профессиональной деятельности. Вместе с тем система аттестации педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профес-

сиональное развитие, должна создавать пространство для их карьерного роста [1, с. 15].

Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений, но адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ [1, с. 15]. Формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов предполагает завершение перехода на персонифицированную модель финансового обеспечения программ повышения квалификации, модернизацию системы методических служб, интеграцию систем повышения квалификации и аттестации педагогов [1, с. 16].

Аттестация педагогических работников проводится на основе стандарта требований к их профессиональной деятельности, которые являются и содержательными требованиями к квалификационной категории. Показателями таких требований являются различные виды профессиональной деятельности и профессиональные нормы поведения учителей. Также оценивается степень оправдания ожиданий потребителей, выраженных в результативности образовательного процесса - достижениях обучающихся и динамике учебных результатов. Важным показателем качества работы является набор реализуемых образовательных программ и описание используемых технологий.

В настоящее время можно предложить следующую систематику моделей аттестации педагогических работников:

1. «Аттестационная сессия».

2. «Персональная аттестация».

3. «Экспертиза».

4. «Рейтинг».

5. «Тестирование».

6. «Составление конспекта урока (педагогического мероприятия)».

7. «Решение педагогических ситуаций».

Модель аттестации выбирается аттестуемым работником и указывается в заявлении и представлении работодателя на аттестацию работника. Проведение аттестации на соответствие первой (высшей)

квалификационной категории осуществляется по моделям аттестации с первой по четвертую. Проведение квалификационного испытания на соответствие работника занимаемой должности осуществляется по пятой - седьмой моделям аттестации.

Модель «Аттестационная сессия» связана с организацией внутренней и внешней экспертизы педагогической деятельности, которую проводит эксперт. Он организует проведение экспертной оценки с применением контрольно-измерительных материалов, выявляя готовность аттестуемого к использованию информационно-коммуникационных технологий, преподаванию предметной области, развитию личностных качеств и др.

Педагогический работник предоставляет диагностическую карту - документ, отражающий результаты педагогической деятельности, заверенный руководителем образовательного учреждения; а также самоанализ профессиональной деятельности, в котором содержится информация о результатах деятельности и готовности педагога к решению профессиональных задач.

Модель «Персональная аттестация» может быть использована педагогом при подтверждении уже имеющейся квалификационной категории. Персональная аттестация проводится для педагогических работников, которые в межаттестационный период получили государственные и ведомственные награды, победили в конкурсных отборах лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», региональных конкурсах профессионального мастерства. В этом случае аттестуемые педагоги либо получают категорию по результатам представления руководителя, либо по результатам тестирования в дистанционном режиме по одному из направлений: информационно-коммуникационные технологии, профессиональная компетентность в предметной области, развитие социальной компетентности.

При проведении аттестации в форме экспертного заключения учитель представляет результаты своей профессиональной деятельности за межатте-стационный период специально созданной экспертной группе. Оценка деятельности учителя проводится на основе анализа открытого урока (педагогического мероприятия), изучения представленных материалов. Зачастую в регионах России педагогические работники дополнительно проходят тестирование в предметной области на решение задач повышенной сложности.

Аттестация в форме «Модельный паспорт» включает анализ экспертами проведенного по выбору аттестуемого открытого мероприятия (аналитический отчет, творческий отчет, отчет об опытно-экспериментальной работе, отчет о методической работе, мастер-класс), а также исследование результатов профессиональной деятельности (портфолио).

Экспертная группа заполняет модельный паспорт - документ, отражающий основные направления профессиональной деятельности педагога и устанавливает соответствие результатов аттестационных экспертиз требованиям, предъявляемым к педагогам первой (высшей) квалификационной категории.

Следующие три модели аттестации связаны с прохождением учителем квалификационных испытаний на соответствие занимаемой должности. Тестирование педагогических работников (пятая модель) проводится по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью в соответствии с занимаемой должностью. Тестирование, как правило, осуществляется в дистанционном режиме, а его результаты оцениваются по рейтинговой системе.

Шестая модель - «Составление конспекта урока (педагогического мероприятия)». Педагогическому работнику заранее предлагается определить учебный предмет и программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа. Конспект связан с подготовкой урока, направленного на рассмотрение новой темы (нового учебного материала).

Довольно распространена такая модель аттестации как решение учителем различных педагогических ситуаций. Аттестуемому педагогическому работнику предлагается выполнить три задания. При оценке варианта ответа по каждой ситуации используется рейтинговая система.

Государственной программой «Развитие образования в Российской Федерации» на 2013-2020 гг. поставлена задача внедрения новых моделей аттестации педагогических и руководящих работников системы образования [1, с. 123, 197]. Решение этой задачи должно стать предметом особого внимания при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров для системы образования и обеспечить эффективную интеграцию систем оценки качества образования и аттестации педагогических кадров [6, 7].

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. 11^: Мр://минобрнауки.рф/%00%В4% 00%ВЕ%00%ВА%01%83%00%ВС%00%В5%00%В0%01%82%01%8В/2882/%01%84%00%В0%00%В9%00%ВВ/1406/12.11.22-8F_2013-2020.pdf

2. Бузырев В. В., Гусарова М. С., Чикишева Н. М. Кадровые стратегии в управлении персоналом. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 128 с.

3. Воробьев А. Д. Технология стратегического управления. Киров: Полекс, 2007. 150 с.

4. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. 2-е изд. СПб.: Высшая школа менеджмента; ИД СПбГУ, 2008. 548 с.

5. http://edu.tomsk.ru/page/27

6. Сошенко И. И. Маркетинговые исследования потребностей в дополнительном образовании как ресурс разработки эффективного мо-

ниторинга. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2013. № 1 (1). С. 58-62.

7. Добрынина Г. А. Проблемы и пути модернизации системы дополнительного образования: управленческий аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 1 (129). С. 125-131.

Червонный М. А., кандидат педагогических наук, проректор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Лежнина Л. В., старший научный сотрудник.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: nis@tspu.edu.ru

Обухова Е. А., старший научный сотрудник.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 02.12.2013.

M. A. Chervonny, L. V. Lezhnina, E. A Obukhova VARIANT MODELS OF CERTIFICATION OF TEACHERS

In the article on the basis of the analysis of the regional educational systems experience of the Russian Federation the concept of “certification of teachers” is revealed, the taxonomy of the teacher certification models is proposed.

Key words: certification, model, standard requirements for the professional pedagogical activity.

References

1. State program of the Russian Federation «Development of education» for 2013-2020. 31 p. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0 %BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2882/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1406/12.11.22-8F_2013-2020.pdf

2. Buzyrev V. V., Gusarova M. S., Chikisheva N. M. Personnel strategies in human resource management. St. Petersburg, StPSUEF Publ., 2001, 128 p. (in Russian).

3. Vorobyev A. D. Strategic management of technology. Kirov, Poleks Publ., 2007. 150 p. (in Russian).

4. Katkalo V. S. The evolution of the strategic management theory. 2nd ed. St. Petersburg, Visshaya shkola menedzhmenta Publ., St. Petersburg State University Publ., 2008. 548 p. (in Russian).

5. URL: http://edu.tomsk.ru/page/27.

6. Soshenko I. I. The market research of the needs in the additional education as a resource for the development of effective monitoring. Scientific

and pedagogical review. Pedagogical Review, 2013, no.1 (1), pp. 58-62 (in Russian).

7. Dobrynina G. A. Problems and ways of modernization the system of additional education: management aspect. Tomsk State Pedagogical

University Publ., 2013, vol. 1 (129), pp. 125-131 (in Russian).

Chervonny M. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russia, 634061.

Lezhnina L. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russia, 634061.

Obukhova E. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russia, 634061.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.