Научная статья на тему 'Вариативность роли женщины и женского образования в семейном укладе различных цивилизационных типов культур'

Вариативность роли женщины и женского образования в семейном укладе различных цивилизационных типов культур Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАК / ТИП СЕМЬИ / МОНОГАМИЯ / ПОЛИГИНИЯ / ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ / МАТРИАРХАЛЬНЫЙ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MARRIAGE / FAMILY / MONOGAMY / POLYGYNY / PATRIARCHAL / MATRIARCHAL / INDIVIDUAL / FEMALE EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фанталов Алексей Николаевич, Малязина Маргарита Александровна

Изменения, происходящие в современных семейных отношениях, приводят к потере некоторых важных социальных ценностей. С другой стороны, положение женщин в семейной жизни в настоящее время в значительной степени пересматривается. Эти два обстоятельства диктуют необходимость понимания эволюции семейных традиций и особенностей роли, которую женщины играли в семейных структурах различных типов исторических обществ. Исторические системы брака включали: групповой брак; многоженство; полиандрию и моногамию. В статье описывается семейная специфика в древневосточных, античных, средневековых и современных обществах. Раскрыта роль женщин в семье этих исторических обществ и особенности женского воспитания в них. Мы можем видеть, что в процессе эволюции от древневосточных обществ к современному, тенденция к расширению прав и возможностей женщин в семье и развитию женского семейного образования проявляется как прогрессивный, но «неравномерный» процесс. Например, ситуация по этим аспектам в обществе древнего Египта была более «продвинутой», чем в ряде средневековых обществ (мы отмечаем аналогичный регресс при переходе от домонгольского к постмонгольскому обществам в России).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variability of the role of women and female education in the family structure of various civilizational types of cultures

The changes taking place in modern family relationships lead to the loss of some important social values. On the other hand, the position of women in family life is now being largely revised. These two circumstances dictate the need to understand the evolution of family traditions and the peculiarities of the role that women played in family structures of various types of historical societies. Historical marriage systems included: group marriage; polygyny; polyandry and monogamy. The article describes family specifics in the ancient Eastern, ancient, medieval and modern societies. The role of women in family of these historical societies and the features of female education in them are revealed. Thus, we can see that, in the process of evolution from ancient oriental societies to modern society, the trend towards the empowerment of women in the family and the development of female family education is characterized as a progressive, but “uneven” process. Thus, the situation on these aspects in the society of ancient Egypt was more “advanced” than in a number of medieval societies (we note a similar regress in the transition from pre-Mongol to post-Mongolian societies in Russia).

Текст научной работы на тему «Вариативность роли женщины и женского образования в семейном укладе различных цивилизационных типов культур»

УДК 37.014

Алексей Николаевич Фанталов

г. Санкт-Петербург Маргарита Александровна Малязина

г. Санкт-Петербург

Вариативность роли женщины и женского образования в семейном укладе различных цивилизационных типов культур

Изменения, происходящие в современных семейных отношениях, приводят к потере некоторых важных социальных ценностей. С другой стороны, положение женщин в семейной жизни в настоящее время в значительной степени пересматривается. Эти два обстоятельства диктуют необходимость понимания эволюции семейных традиций и особенностей роли, которую женщины играли в семейных структурах различных типов исторических обществ.

Исторические системы брака включали: групповой брак; многоженство; полиандрию и моногамию.

В статье описывается семейная специфика в древневосточных, античных, средневековых и современных обществах. Раскрыта роль женщин в семье этих исторических обществ и особенности женского воспитания в них.

Мы можем видеть, что в процессе эволюции от древневосточных обществ к современному, тенденция к расширению прав и возможностей женщин в семье и развитию женского семейного образования проявляется как прогрессивный, но «неравномерный» процесс. Например, ситуация по этим аспектам в обществе древнего Египта была более «продвинутой», чем в ряде средневековых обществ (мы отмечаем аналогичный регресс при переходе от домонгольского к постмонгольскому обществам в России).

Ключевые слова: брак, тип семьи, моногамия, полигиния, патриархальный, матриархальный, индивидуальный, женское образование.

Alexey Nikolaevich Fantalov St. Petersburg Margarita Alexandrovna Malyazina

St. Petersburg

Variability of the role of women and female education in the family structure of various

civilizational types of cultures

The changes taking place in modern family relationships lead to the loss of some important social values. On the other hand, the position of women in family life is now being largely revised. These two circumstances dictate the need to understand the evolution of family traditions and the peculiarities of the role that women played in family structures of various types of historical societies.

Historical marriage systems included: group marriage; polygyny; polyandry and monogamy.

The article describes family specifics in the ancient Eastern, ancient, medieval and modern societies. The role of women in family of these historical societies and the features of female education in them are revealed.

Thus, we can see that, in the process of evolution from ancient oriental societies to modern society, the trend towards the empowerment of women in the family and the development of female family education is characterized as a progressive, but "uneven" process. Thus, the situation on these aspects in the society of ancient Egypt was more "advanced" than in a number of medieval societies (we note a similar regress in the transition from pre-Mongol to post-Mongolian societies in Russia).

Keywords: marriage, family, monogamy, polygyny, patriarchal, matriarchal, individual, female education.

Современное общество переживает очень быстрые изменения, в которых люди не всегда успевают сориентироваться. В процессе революционных перемен теряются важнейшие социальные ценности, которые ранее помогали людям выживать и справляться с трудностями. В значительной степени страдает от этого и семья, которая во многие эпохи для многих людей была оплотом стабильности и поддержки.

В связи с этим, современному человеку целесообразно знать специфику формирования, возникновения и развития семьи как социального института, которая лежит в основе существования и развития исторических типов семьи; уметь использовать и применять психолого-педагогические знания для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, про-

блем социального благополучия семьи; владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов характеристики основных типов семей и методиками посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам семьи и брака [3, С. 87-89].

Согласно ряду теорий, семья как таковая возникла в процессе разложения родового строя.

Исторические системы брачных отношений включали групповой брак - (брачный союз нескольких мужчин и женщин); полигиния - один мужчина и несколько женщин; полиандрия - одна женщина и несколько мужчин (очень редко); моногамия - один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).

Первая форма классической моногамии -большая патриархальная семья. Она включала отца («патриарха»), его потомков с собственными семьями, а также неполноправных членов семьи, включая «рабов» Данный тип семьи прекрасно описан в первых книгах Библии (напр., семья Иакова).

Конверсия большой патриархальной семьи происходил постепенно. Сначала это была «большая семья» с частной собственностью, затем - малая нуклеарная семья.

Теперь целесообразно рассмотреть особенности семьи и положение в ней женщины в конкретных исторических обществах.

Древний Вавилон

Законный брак в Вавилоне (согласно «Законам Хаммурапи», 1750-е гг. до н.э.) скреплялся соответствующим договором. В брачный договор входили: порядок его заключения, отношения между мужем и женой, родительско-детские отношения, имущественно-юридические аспекты. Допускались браки между свободными и рабами; дети в этих случаях признавались свободными. Запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, а также некоторые иные (например, между мачехой и пасынком).

Брачный договор заключался между женихом и отцом невесты. Жених вносил выкупную плату, ему передавалось приданое. В случае несостоявшегося брака, имущественно страдал жених. Очевидно, в этом отражалось представление о том, что такая ситуация наносила больший урон репутации невесты (сравните наказание за отказ об «обещании жениться» в буржуазной Европе).

Расторжение брака для мужчины реализовы-валось достаточно легко, хотя и требовал некоторого обоснования (бесплодие, расточительство, дурное поведение жены); жена же имела право на развод лишь при наличии серьезных причин: злостной клеветы на нее, нарушение мужем супружеской верности и пренебрежение ею как женой, длительное отсутствие и неоказание семье материальной помощи, при серьезном заболевании, когда муж вторично женится или берет в дом наложницу. Дети, как правило, остаются с отцом и только в исключительных случаях следуют за матерью, когда ее социальный и имущественный статус выше, чем у отца.

Вместе с тем Законы Хаммурапи рассматривали замужнюю женщину как юридического субъекта. В случае развода приданое остается ее собственностью, она имеет право распоряжаться подарками супруга; после смерти мужа она может завещать его любому из своих детей. Жена имеет право заключать имущественные и финансовые сделки и даже заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством. По условиям брачного договора долги, сделанные мужем до брака, на имущество жены не распространялись [1, С. 167-190].

Древний Египет

Женщины в этой стране, по сравнению со многими древними восточными обществами, обладали юридическими правами, сопоставимыми с мужскими.

Как и в Древней Месопотамии, они имели право заключать сделки и распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

Представительницы высшего общества и среднего класса умели писать и читать. Женщины в Древнем Египте не могли занимать важных государственных постов, однако они часто помогали своим мужьям в работе.

Большинство семей были моногамны, вступление в брак определялось для девушек с четырнадцати лет, мужчин - около двадцати. Существовали процедура развода и брачный контракт, позволявшие женщине забрать приданое и личное имущество и вновь выйти замуж.

Древняя Греция

Греки одни из первых среди древних народов начали придерживаться принципа строгого единобрачия. Считалось, что иметь много жен - это варварский обычай, недостойный эллина. В системе семейных отношений было закреплено патриархальное право, а счет родства считался по отцовской линии.

Дамы в Древней Греции не участвовали в общественной жизни, они не имели гражданских прав, которыми обладали мужчины, не распоряжались имуществом, находясь целиком под опекой мужчин. Жениха для дочери искали родители, лучшими претендентами на руку дочери считались молодые люди, знакомые отцу.

В Древней Греции девушек замуж выдавали очень рано, обычно в возрасте от 12 до 15 лет. Перед заключением самого брака должно было состояться формальное обручение. Браки в Древней Греции могли происходить и между близкими родственниками. Так дети одного отца могли стать мужем и женой, на уровне закона существовал запрет только на браки детей одной матери. За невестой обязательно должны были дать приданное, если же девушка происходила из бедной семьи, приданное для нее собирали в складчину сограждане, либо давало государство.

В рамках древнегреческой цивилизации существовали различные модели женской роли в социуме. Например, в Афинах (несмотря на развитые элементы политической демократии) роль женщины в общественной жизни была невелика. В «тоталитарной» же Спарте, где привилегированным членам общины - спартиатам было запрещено заниматься финансовыми сделками, данную функцию выполняли их супруги.

Крайне важную роль имело гражданство супругов. Только брак между гражданами считался законным, женитьба на иностранке не одобрялась законом, а дети от такого брака считались незакон-

норожденными со всеми вытекающими последствиями их будущих гражданских и имущественных прав. Лишь за особые заслуги перед родным полисом, афинскому лидеру Периклу разрешено было узаконить своих детей от милетянки Аспазии.

Любопытны взгляды знаменитого философа Платона на идеальные (с его точки зрения) семейные отношения. Платон предполагал, чтобы не только заключение брака, но и сам выбор будущих супругов осуществлялся по инициативе специалистов-астрологов. Затем, за новобрачными «закреплялись» специально отобранные немолодые женщины «матроны», которые после женитьбы не оставляли своих «подопечных» без присмотра, контролировали их семейную жизнь и, в случаях признанной ими целесообразности такого решения (бездетность и пр.) инициировали развод и новые браки.

Взгляды Платона на семейную жизнь отличала свойственная данному мыслителем «утопичность», однако по-своему выражали запросы и представления определенных влиятельных кругов в Древней Греции [2].

Кроме того, известно, что в современном Платону полисе Спарте, женщины играли значительно большую роль в семье и обществе, чем в остальной Греции, обладая правом заключения сделок и управления поместьями.

Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома -гинекее (где в семейных условиях девушка приобретала навыки чтения, письма, музицирования, танцев и рукоделия).

Древний Рим

Несмотря на то, что брак в Древнем Риме считался священным действием, он (особенно в привилегированных слоях) заключался по расчёту. В период Империи возобладало мнение, что республиканские времена характеризовались высокой моралью, в противовес позднейшему «упадку» (современные исследования показывают преувеличенность подобного мнения).

Совершеннолетие для мальчиков наступало в 14 лет, для девочек - в 12 лет.

Существовало понятие «брачного договора», хотя его заключение не считалось обязательным.

В древнеримском обществе существовали различные формы брака. Изначально преобладал сышшапы - брак «с рукой» (женщина переходила из попечения отца на попечение супруга).

Существовали также фиктивный и заочный браки. При фиктивном браке женщина из богатого или знатного рода находила бедняка, который не стеснял ее в личной жизни.

К периоду Империи проявился брак 5твшапы - «без руки», (жена продолжала пребывать под властью отца или опекуна). Фактически, замужняя матрона уже к концу республики приобрела супружеские права, аналогичные правам мужа.

Еще в республиканское время в Риме для выходцев из зажиточных страт социума были созданы грамматические школы (в них изучали греческий и латинский языки, теорию словесности, греческую литературу и историю). Сюда поступали мальчики 12-летнего возраста, которые учились здесь до 16 лет. Во времена Империи грамматические школы смогли посещать и девушки.

Древний Китай

Семейные отношения в Древнем Китае имели патриархальный характер. Большая семья являлась хозяйственной единицей, во главе ее стоял мужчина.

Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства, «чтобы человек, - как было записано в Ли цзы, - был в состоянии правильно служить усопшим предкам и иметь возможность продолжать свой род». Для заключения брака необходимо было соблюдение ряда условий. Брак заключался семьями сторон или только женихом и скреплялся частным соглашением.

Одним из базовых принципов установленного социального порядка был принцип «Один муж -одна жена», но действовал он своеобразно, требуя лишь строгой верности жены мужу. Муж мог иметь «второстепенных» жен и наложниц (особенно в случае бесплодия жены), число которых определялось в зависимости от социального положения мужчины.

Ответственность мужа за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему на поруки.

В китайском традиционном праве развод не только разрешался, но и поощрялся или прямо предписывался под угрозой уголовного наказания в случае «нарушения супружеского долга». Однако возможности женщины оставить своего мужа или протестовать против развода были незначительны.

Согласно принципу «ли» конфуцианской доктрины, первейшим долгом человека были его обязанности по отношению к членам семьи - ближайшим родственникам, затем к дальним родственникам и друзья и только потом - к государству [4].

Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура по умершим родственникам, несли ответственность за целый ряд «семейных» преступлений, например несоблюдение сроков ношения траура.

Статус человека в его семье во многом определял тяжесть наказания для него как за различные виды правонарушений. Так, воровство отцом у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, мог быть наказан.

Девочки получали почти исключительно домашнее воспитание.

Арабский халифат

Безбрачие считалось у мусульман нежелательным состоянием, а брак рассматривался как религиозная обязанность. С другой стороны, де-факто брак являлся не «таинством», а гражданским состоянием.

Коран дозволял мужчине иметь одновременно до 4-х жен, а также неограниченное число наложниц. Однако их содержание полностью ложилось на плечи мужчины, так что в реальности позволить гаремы могли только очень богатые и знатные люди.

Женщины обязывались вести домашнее хозяйство и следить за детьми, возможности управлять хозяйством были невелики. Однако жены часто заключали предварительные имущественные сделки (которые потом подтверждались либо дезавуировались их мужьями).

Развод в мусульманском мире имел место. Мужчины могли расторгать брак без приведения каких-либо мотивов, женщина имела право обращаться в суд на развод в некоторых случаях (например, при несоблюдении мужем супружеских обязанностей). После развода дети оставались в доме отца.

При наследовании женщина получала половинную долю по отношению к мужчине.

По исламским законам женщинам не возбранялось получать религиозное образование, хотя многими современниками это осуждалось. Поэтому женщины не записывались на занятия официально, но могли посещать неофициальные лекции и семинары в мечетях, медресе и прочих общественных местах.

Средневековая Европа

Эпоха Средних веков для женщин характеризуется ранними браками (12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков). При таком положении вещей выбор супруга целиком зависел от родительской воли.

Христианская культура Средневековья характеризуется двойственностью отношения к женщине. С одной стороны - это «ведьма», с другой -Дева Мария. В целом, средневековая традиция рекомендовала супругу относиться к супруге, как учитель к ученику.

В Средние века образование было сосредоточено в руках церкви. Женщинам из дворянского сословия следовало уметь читать и писать, разбираться в ряде культурных вопросов (любопытно, что знатные женщины в эту эпоху нередко были

образованнее мужчин, сосредоточенных на военно-физической подготовке). Образование такие женщины обычно получали в монастырях, хотя в Средние века впервые появились и специализированные женские учебные заведения (например, во Флоренции).

Древняя Русь и Россия

Семейные нормы в Древней Руси обусловливались влиянием, с одной стороны, старых (еще дохристианских) обычаев древних славян, с другой - византийского законодательства. На основании последнего, возраст вступления в брак определялся в 13 лет для девушек и 15 лет для юношей.

Браки заключались, во многих случаях, по решению родителей.

Среди восточных славян (русских, белорусов и украинцев) доминировала большая семья: дед, сыновья, внуки и правнуки; совместно ведшие хозяйство. Управлял такой семьей один из старших мужчин, у которого имелась советница - немолодая женщина. Возможности остальных женщин были весьма ограничены, в том числе и в сфере наследования. Со временем в крестьянской среде возникла индивидуальная семья, включающая два -три поколения родственников.

Современная семья (в том числе и в России) представлена (по преимуществу) следующими типами:

1. Патриархальная семья (во главе с мужчиной, распоряжающимся своим имуществом). Она распространена в определенных регионах, либо среди социальных групп, обладающих высоким уровнем материального благополучия).

2. Индивидуальная семья, объединяющая обычно мужа, жену, детей, которая наиболее распространена в современном обществе и возникает в результате бракосочетания.

Таким образом, мы можем видеть, что, в процессе эволюции от древневосточных обществ к современному социуму, тренд на расширение прав женщины в семье и развитие женского семейного образования характеризуется как поступательный, но «неровный» процесс. Так, ситуация по данным аспектам в обществе Древнего Египта была более «продвинутой», чем в ряде средневековых социумов, (аналогичный регресс мы отмечаем при переходе от домонгольского к постмонгольским социумам на территории России).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. История Древнего Востока. Тексты и документы : учеб. пособие / под ред. В.И. Кузищина. - М. : Высшая школа, 2002. - 685 с.

2. Платон. Государство / Платон. - М. : Наука, Ленинград. отд-ние, 2005. - 576 с.

3. Фанталов, А.Н. Возможности релаксации и совладания с трудными жизненными ситуациями в семье и школе на основе применения графических техник / А.Н. Фанталов, М.А. Малязина // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. - Пенза, 2017. - Ч. 2. - С. 87-89.

4. Лю Фаньцзы. Каноны Конфуция / Лю Фаньцзы. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 576 с.

REFERENCES

1. Kuzishchin V.I. (ed.) Istoriya Drevnego Vostoka. Teksty i dokumenty: ucheb. posobie [History of the Ancient East. Texts and documents]. Moscow: Vysshaya shkola, 2002. 685 p.

2. Platon. Gosudarstvo [The state]. Moscow: Nauka, Leningrad. otd-nie, 2005. 576 p.

3. Fantalov A.N., Malyazina M.A. Vozmozhnosti relaksacii i sovladaniya s trudnymi zhiznennymi situaciyami v sem'e i shkole na osnove primeneniya graficheskih tekhnik [The possibilities of relaxation and coping with difficult life situations in the family and school through the use of graphic techniques]. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki v XXI veke: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii: sb. st. II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. V 2 ch. Ch. 2 [Education and pedagogical sciences in the 21st century: current issues, achievements and innovations. Part 2]. Penza, 2017, pp. 87-89.

4. Lyu Fan'czy. Kanony Konfuciya [Confucius's canons]. Rostov na-Donu: Feniks, 2013. 576 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.Н. Фанталов, кандидат культурологии, доцент, старший преподаватель, ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: fantalov@mail.com, ORCID: 0000-0002-8971-7141.

М.А. Малязина, заведующий кабинетом института детства, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: malyzinamaggi@gmail.com.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.N. Fantalov, Ph. D. in Cultural Studies, Associate Professor, Senior Lecturer, St. Petersburg Academy Graduate Pedagogical Education, St. Petersburg, Russia, e-mail: fantalov@mail.com, ORCID: 0000-0002-8971-7141.

M.A. Malyazina, Head of Cabinet of the Institute of Childhood, Russian State Pedagogical University of. A.I. Herzen, St. Petersburg, Russia, e-mail: malyzinamaggi@gmail.com.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378.14.015.62

Светлана Владимировна Федулова г. Омск Юлия Анатольевна Курило

г. Омск

Опыт по формированию IT-компетенции студентов в процессе обучения профессиональным дисциплинам

Использование современных медиатехнологий в образовательном пространстве повышает у обучающихся мотивацию к действию. Таким образом, внедрение новейших медиасредств в процесс обучения, весьма актуально. В статье рассматривается проблема формирование медиакомпетенций у студентов ВУЗа. Особое внимание авторы уделяют адаптации медиатехнологий в учебный процесс, что является действенным средством в преподавании дисциплин профессионального цикла по профилю «Технологическое образование», стимулирующим познавательный интерес студентов, формирования IT- компетенции. В ходе исследования использованы научные методы: анализ научной литературы и документов, анкетирование и интервьюирование бакалавров, образовательный эксперимент, анализ и интерпретация его результатов. Опытным путем установлено, что развитие IT-компетенции при обучении профильным дисциплинам происходит более продуктивно посредством реализации структурно-содержательной модели, содержащей мотиваци-онно-целевой, содержательно-деятельностной и контрольно-коррекционный компоненты.

Ключевые слова: образование, медиатехнологии, IT-компетенции, познавательный интерес, электронно-образовательный ресурс.

Svetlana Vladimirovna Fedulova

Omsk

Yuliya Anatolevna Kurilo

Omsk

Experience in the formation of IT-competence of students in the learning process

professional disciplines

The use of modern media technologies in the educational space increases students' motivation for action. So the introduction of the latest media tools in the learning process is very important. The article discusses the problem of the formation of media competencies among university students. The authors pay special attention to the adaptation of media technologies in the educational process, which is an innovative effective means in teaching the disciplines of the professional cycle in the direction of "Technological education", which is aimed at enhancing the cognitive interest of students, the formation of IT competence. In the course of the study scientific methods were used: analysis of scientific literature and documents, questioning and interviewing bachelors, an educational experiment, analysis and interpretation of its results. It has been experimentally established that the development of IT competency in teaching specialized disciplines is more productive through the implementation of a structurally-meaningful model containing a motivational-targeted, meaningful-active and control-corrective component.

Keywords: education, media technology, IT-competence, cognitive interest, electronic educational resource.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.