Научная статья на тему 'Вариативность и взаимосвязь движений рук в спринтерском беге с длиной бегового шага и скоростью передвижения'

Вариативность и взаимосвязь движений рук в спринтерском беге с длиной бегового шага и скоростью передвижения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЛИНА ШАГА / STRIDE LENGTH / СКОРОСТЬ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / SPEED OF MOVEMENT / ВРОЖДЁННЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС / CONGENITAL MOTOR REFLEX / МЫШЦЫ-РАЗГИБАТЕЛИ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ / EXTENSOR MUSCLES OF UPPER AND LOWER EXTREMITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беглецов А.Н.

When walking or running arm movements are usually considered in terms of maintaining balance. A.B. Maysky, studying the interactions of legs, torso and arms in sprint concludes that arm movements are of investigative manner, as a result of turns of upper part of torso around longitudinal axis. Proceeding from the descriptions in the sports methodological literature, the peculiarities of arm movements in running stride can be reduced mainly to amplitude differences, depending on the distance run. In sprint, i.e. at high speed, arms move with a wide-amplitude and some extension in elbow. In long-distance running the amplitude of arm movements greatly reduces and there is a tendency to preserve the degree of flexion in elbow joints. Upper and lower limbs are close in anatomical organization. They are inherently interrelated with a single locomotor act both in phylogenesis and ontogenesis. Hence, the authors assume that the unconditional origin of movements in cyclic exercises can be seen in the combined action of arms and legs. Thus, assuming that arms' motor work in running is poorly studied, the scientists decided to make a research in the interesting area. The theoretical and practical significance of the results of the study is in the revealed relationship between variability of arm movements and the structure of progressive run. The proper understanding of this relationship enhances capabilities and reliability of correction of running technique and speed of movement. Surely, the paper does not contain a complete analysis of the interactions of arm and leg muscle groups due to manifestations of the other components of movements, such as pace of movements. So today the researchers are not inclined to specify the features of technique and speed of movement, displayed influenced by targeted intervention in arm work in sprint. They believe that further studies of coordination neuromuscular relations at the level of psychophysiology of perception of motor information by the involved ones will contribute to improvement of the methodology of teaching technique of exercises not only in running, but also in other sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вариативность и взаимосвязь движений рук в спринтерском беге с длиной бегового шага и скоростью передвижения»

УДК: 796.422.12

ТРЕНЕР

вариативность и взаимосвязь движений рук в спринтерском беге с длиной бегового шага и скоростью передвижения

Кандидат педагогических наук, доцент А.н. Беглецов

Российская ассоциация лечебно-образовательньк учреждений «Биоренессанс», Магнитогорск

VARIABILITY AND INTERRELATION OF ARM MOVES WITH PROGRESSIVE RUN LENGTH AND TRAVEL SPEED IN SPRINT

A.N. Begletsov, associate professor, Ph.D.

Russian Association of medical and educational institutions «Biorenaissance», Magnitogorsk Key words: stride length, speed of movement, congenital motor reflex, extensor muscles of upper and lower extremities.

When walking or running arm movements are usually considered in terms of maintaining balance. A.B. Maysky, studying the interactions of legs, torso and arms in sprint concludes that arm movements are of investigative manner, as a result of turns of upper part of torso around longitudinal axis. Proceeding from the descriptions in the sports methodological literature, the peculiarities of arm movements in running stride can be reduced mainly to amplitude differences, depending on the distance run. In sprint, i.e. at high speed, arms move with a wide-amplitude and some extension in elbow. In long-distance running the amplitude of arm movements greatly reduces and there is a tendency to preserve the degree of flexion in elbow joints. Upper and lower limbs are close in anatomical organization. They are inherently interrelated with a single locomotor act both in phylogenesis and ontogenesis. Hence, the authors assume that the unconditional origin of movements in cyclic exercises can be seen in the combined action of arms and legs. Thus, assuming that arms' motor work in running is poorly studied, the scientists decided to make a research in the interesting area.

The theoretical and practical significance of the results of the study is in the revealed relationship between variability of arm movements and the structure of progressive run. The proper understanding of this relationship enhances capabilities and reliability of correction of running technique and speed of movement. Surely, the paper does not contain a complete analysis of the interactions of arm and leg muscle groups due to manifestations of the other components of movements, such as pace of movements. So today the researchers are not inclined to specify the features of technique and speed of movement, displayed influenced by targeted intervention in arm work in sprint. They believe that further studies of coordination neuromus-cular relations at the level of psychophysiology of perception of motor information by the involved ones will contribute to improvement of the methodology of teaching technique of exercises not only in running, but also in other sports.

Ключевые слова: длина шага, скорость передвижения, врождённый двигательный рефлекс, мышцы-разгибатели верхних и нижних конечностей.

Введение. В передвижениях шагом или бегом движения рук обычно рассматриваются с точки зрения сохранения равновесия. А. Б. Майский [6], исследуя взаимодействия ног, туловища и рук при беге на короткие дистанции, приходит к заключению, что движения рук носят следственный характер, как результат поворотов верхней половины туловища вокруг продольной оси.

Особенности движений рук в беговом шаге, по описаниям в спортивно-методической литературе, можно свести преимущественно к различиям амплитудного характера, в зависимости от пробегаемой дистанции. При беге на короткие дистанции, то есть с высокой скоростью передвижения, руки двигаются по широкой амплитуде и с некоторым разгибанием в локтевых суставах. При беге на длинные дистанции амплитуда движений рук значительно сокращается и прослеживается тенденция к сохранению угла сгибания в локтевыхсуставах.

Однако в ряде случаев (рис. 1) различную величину разгибания рук в локтевых суставах можно наблюдать и у бегущих на одних и тех же отрезках дистанции.

В свете сказанного возникает вопрос: ограничивается ли работа рук у бегущего человека только необходимостью сохранять равновесие или в этой работе сокрыта ещё какая-то другая функция?

В. М. Смирнов и В. И. Дубровский отмечают, что в циклических движениях физиологическую основу выполняет ритмический двигательный цепной рефлекс, имеющий безусловно-рефлекторное происхождение и поддерживаемый автоматически. Отмечается общность всех фаз движений в одном цикле. И основными переменными величинами в этих движениях являются мощность и длительность выполняемой работы, определяемые частотой циклов, амплитудой и силой движений [8, с. 529].

Верхние и нижние конечности близки по своему анатомическому строению. Они как в филогенезе, так и в онтогенезе органически взаимосвязаны единым локомоторным двигательным актом. Следовательно, по нашему предположению, безусловно-рефлекторное происхождение движений в циклических упражнениях может проявиться и в совместной работе рук и ног.

Таким образом, предположив, что двигательная работа рук в беге недостаточно изучена, приняли решение провести исследование в интересующем нас плане.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты (38 человек), занимающиеся тяжёлой атлетикой по учебной программе со спортивным уклоном - три занятия за две недели.

В процессе исследования было проведено три экспериментальных занятия, на которых решались специальные задачи исследования:

1. Предварительный контрольный замер исходного результата - времени (!) пробегания 60 м дистанции в привычном для студентов варианте. Бег выполнялся с высокого старта.

Время регистрировалось с помощью ручного хронометра с точностью до сотых долей секунды. С целью исключения двигательной реакции испытуемых на сигнал стартера хронометр включался по первому движению стартующих.

Предпринятая попытка определить исходный, привычный вариант движений рук испытуемых с целью дальнейшего анализа результатов исследования оказалась нереальной в связи с высокой вариативностью и неопределённостью этих движений.

2. Бег по заданию. Выполнялось две пробежки.

В первой пробежке давалось задание: при

движениях рук в передне-заднем направлениях сохранять угол сгиба в локтевых суставах, движения выполнять локтями - Вторая пробежка выполнялась с активным разгибанием рук в локтевых суставах - (<.

Перед забегом давалась инструкция по движению рук - с рассказом, показом и с практической апробацией в разминочном ускорении. О движениях ног и длине бегового шага в инструкции не упоминалось.

Регистрировалось время пробегания дистанции и проводился замер длины шага со старта до финиша. Бег выполнялся по земляной дорожке в беговых туфлях с шипами. Длина шага измерялась обычной измерительной линейкой по следу, оставляемому от шипов туфли.

3. Бег по заданию второго занятия, но с отягощением в форме резинового бинта.

Предполагалось, что резиновый бинт - перекинутый через шею и плечевые суставы, повысит чувство специализированной физической нагрузки мышц рук (рис. 2). А при наличии безусловно-рефлекторной связи в циклических движениях (см. выше) можно ожидать без специального указания и автоматическое повышение активности соответствующих групп мышц ног. Повышение активности мышц ног, по нашим представлениям, прежде всего должно было бы отразиться на мощности (длине) бегового шага.

Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки результатов проведённого исследования был использован математический метод дисперсионного анализа.

В связи с большими различиями в беговой подготовке испытуемых (! от 7,72 до 9,57 с), зафиксированными при контрольном замере на первом занятии, группа была разделена на две квалификационные подгруппы. В первую вошли студенты, пробежавшие 60 м при начальном обследовании за ! < 7,8 с, а во вторую - за ! > 7,8 с.

На рис. 3 показана динамика длины шага и времени бега на 60 м под влиянием запрограммированной в исследовании работы рук. Рисунок построен по факторам и градациям дисперсионного комплекса.

Сила влияния движений рук и квалификации испытуемых на время пробегания дистанции составила

Рис. 1. Различные углы разгибания рук в локтевых суставах

Рис. 2. Бег с разгибанием рук в локтевых суставах, отяго-щённых резиновым бинтом

60.6 %, р <0,01. Влияние на длину бегового шага -

11.7 %, р < 0,05.

Во всех исследуемых вариантах работы рук длина шага в сфере тех же психологических установок (заданий) всегда оказывалась больше при активном разгибании рук в локтевых суставах сравнительно с работой согнутыми в локтях рук. Особенно значительное увеличение длины шага наблюдалось при совместном использовании этого задания и резинового бинта (см. рис. 2). В отдельных случаях при таком психофизическом воздействии длина шага иногда увеличивалась ещё на 20 см, уже после её первого увеличения в беге с согнутыми руками.

Известно, что скорость бега на коротких дистанциях взаимосвязана с длиной бегового шага. У новичков, как правило, шаг короче, чем у бегунов высокой квалификации. Поэтому основные усилия тренеров направлены на то, чтобы с увеличением длины шага повысить скорость передвижения.

В наших исследованиях не наблюдалось повышения скорости бега с увеличением длины бегового шага, однако тенденция к проявлению подобной двигательной реакции испытуемых в определённых границах длины бегового шага просматривается и на материалах нашего исследования.

Так, в первой подгруппе при выполнении задания на работу согнутыми в локтях руками без отягощения наблюдалось некоторое снижение времени пробе-гания дистанции относительно исходного уровня tx = 8,38 до 8,28 с при длине шага 170,1 см. Дальнейшее увеличение длины шага до 172,6 см под влиянием разгибающихся в локтях рук позволило ещё раз снизить время пробегания дистанции до 8,19 с. Но последующее увеличение длины шага с помощью отягощения рук стало сопровождаться ухудшением

времени передвижения (рис. 3, слева, /шэга = 175,5 см, Г = 8,68 с и«*,/ = 181,2 см, Г= 8,82 с).

' ' ' у^ч { ' шага ' ' ' '

Во второй подгруппе в отличие от первой лучшее время относительно исходного - ^ = 9,12 с и наибольшая длина шага наблюдались в пробегании дистанции при совмещении заданий с отягощением

рук (рис. 3, справа, (<{, /шэга = 177,8 см, Г = 9,08 с).

При таком же задании, но без отягощения у них наблюдалось увеличение длины бегового шага со 168,2 до 174,7 см, но с одновременным увеличением времени пробегания дистанции сравнительно

с исходным (^ = 9,12, 9,14 и (< 9,18 с).

Мы предположили, что студенты первой подгруппы сравнительно со второй обладали более тонким чувством анализа. Поэтому они смогли реализовать свой двигательный потенциал, не прибегая к отягощению рук, что оказалось недоступным для студентов второй подгруппы. Вполне вероятно и то, что у студентов второй подгруппы в отличие от первой очень низкими оказались общий и специальный физический потенциалы, которые можно было бы срочно реализовать в двигательном навыке в его новом качестве.

Дополнительный анализ скорости пробегания дистанции под влиянием всех вариантов исследо-

Рис. 3. Динамика времени передвижения и длины бегового шага на дистанции 60 м под влиянием различных вариантов движений рук:

□ - спортивная квалификация испытуемых, ? < 8,7 с, I - спортивная квалификация испытуемых, ? > 8,7 с,

□ - l шага,

^ - движения рук, согнутых в локтевых суставах, ^ - активное разгибание рук в локтевых суставах,

| - движения с отягощением (резиновый бинт)

вания сравнительно со скоростью бега испытуемых в привычном для них варианте показал, что из 89,6 % случаев повышения скорости бега 58,6 % приходится на бег с выпрямляющимися в локтях руками и 31 % -с согнутыми.

Столь высокий процент количества случаев повышения скорости бега относительно исходного результата свидетельствует о неоднократном проявлении положительной двигательной реакции одними и теми же испытуемыми на различные экспериментальные варианты движений рук, в том числе и на случаи, когда скорость бега повышалась за счёт сокращения длины шага, то есть за счёт повышения темпа движений.

Заслуживает внимания и тот факт, что с положительным увеличением длины бегового шага наблюдалось снижение скорости передвижения.

Подобную двигательную реакцию можно наблюдать в «прыжковом беге» - специальном упражнении легкоатлета, направленном на повышение мощности и быстроты отталкивания. При выполнении этого упражнения шаг всегда длиннее, чем в беге, скорость передвижения ниже и время опоры большее. Но локальная направленность упражнения не гарантирует кардинальной перестройки бегового шага. Упражнение обычно выполняется за счёт тех же двигательных, привычных координаций. А поэтому в дальнейшем в результате кумулятивного (накопительного) тренировочного эффекта повышаются функциональная способность нервно-мышечной системы, быстрота отталкивания, может повыситься и скорость бега, но техника бега обычно остаётся прежней.

Коррекция бегового шага посредством специальной работы рук может облегчить решение поставленной задачи.

Разгибание рук в локтевых суставах происходит за счёт работы мышц - разгибателей предплечья -трёхглавой и локтевой [3, с. 160]. Эти мышцы, по нашим данным, сопряжены в своей работе с разгибателем голени в коленном суставе - четырёхглавой мышцей бедра [3, с. 185].

Механизм увеличения длины бегового шага за счёт активизации четырёхглавой мышцы бедра и других мышц - разгибателей бедра на фоне общего утомления отслеживался нами и ранее посредством замера электробиопотенциалов в биологически активных точках [2]. Связав результаты указанного исследования с движениями рук в беговом шаге, можно утверждать, что мышцы - разгибатели голени и разгибатели предплечья находятся в рефлекторной связи родственного врождённого происхождения. Это подтверждается результатами контрольного исследования, проведённого нами на примерах из серии других упражнений.

На рис. 3 наглядно просматривается динамика длины бегового шага и под влиянием движений рук, согнутых в локтевых суставах, особенно при использовании резинового бинта, который увеличивает напряжение мышц, отводящих руки назад [3, с. 148]. Увеличение длины шага на этот раз происходит за счёт протягивания тела бегуна над опорой [2], то есть за счёт активизации других мышц ног - разгибателей бедра [3, с. 177].

Исследования локомоторной функции человека в постнатальном онтогенезе [1, с. 46-60] свидетельствуют о гетерохронном вызревании структуры движений в сенситивные периоды двигательных функций.

Конец первого года жизни ребёнка в свете сказанного - это особый возраст, возраст передвижения на четырёх конечностях - ползанье, вставание, различные приседания, прямостояние и прямохождение в манеже [4, с. 88-154], и всё это с помощью рук.

Полагаем, что такой набор физических упражнений стимулирует первичное пробуждение филогенезом обусловленных нервно-мышечных взаимосвязей рук и ног и проявление на этой основе соответствующей координации движений.

В последующие годы жизни ребёнка по мере вызревания двигательного анализатора наблюдается дальнейшее совершенствование двигательной координации уже на более высоком уровне. Однако результативность двигательных действий теперь уже зависит как от условий тренировочного режима в жизни ребёнка, так и от его генетической предрасположенности, что и просматривается в материалах предложенного исследования при сравнительном анализе двигательных реакций студентов двух подгрупп.

Г. И. Ковальчук в результате проведённых исследований находит, что способность управлять длиной и темпом бегового шага в сочетании с другими ан-тропогенетическими и психофизиологическими показателями, передающимися по наследству, повышает надёжность прогнозирования спортивных результатов уже в подростковом возрасте. Предлагается методика обучения, способствующая включению испытуемых в поиск образа ощущений правильных двигательных

действий в зависимости от условий соревновательного упражнения [5, с. 54-59].

Считаем, что результаты проведённого нами исследования взаимодействия мышц рук и ног в спринтерском беге и возникающие при этом двигательные ощущения на подсознательном уровне, способствуют воспитанию ощущений по управлению длиной и темпом бегового шага, а точнее - переносу этих ощущений на уровень осознания.

Выводы. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что раскрыта связь между вариативностью движений рук и структурой бегового шага. Правильное понимание этой взаимосвязи повышает возможности и надёжность корректировки техники бега и скорости передвижения.

Разумеется, в статье приведён далеко не полный анализ взаимодействий мышечных групп рук и ног в связи с проявлениями других компонентов движений, например таких, как темп движений. А поэтому мы не склонны сегодня детализировать особенности техники и скорости передвижения, которые проявляются под влиянием направленного вмешательства в работу рук при спринтерском беге.

Полагаем, что дальнейшие изучения координационных нервно-мышечных взаимоотношений на уровне психофизиологии восприятия занимающимися двигательной информации будут способствовать совершенствованию методики обучения технике выполнения упражнений не только в беге, но и в других видах спорта.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. -М.: Теория и практика физической. культуры, 2000. - 274 с.

2. Беглецов А.Н. Нетрадиционное обучение (бег, ходьба, двигательные реакции): Научно-исследовательский аспект и методические рекомендации по дисциплине «Физическая культура» / А.Н. Беглецов. - Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2009.

- 28 с.

3. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник для ин-тов физ. культ. / М.Ф. Иваницкий. - Изд. 6-е / под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. - М.: Терра-Спорт, 2003. - 624 с.

4. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни / М.Ю. Кистяковская. - М.: Педагогика, 1970. - 224 с.

5. Ковальчук Г.И. Отбор легкоатлетов-прыгунов и спринтеров на начальных этапах спортивной подготовки: монография / Г.И. Ковальчук. - Омск: СибГУФК, 2009. - 220 с.

6. Майский А.Б. Экспериментальное исследование взаимодействия ног, туловища и рук при беге на короткие дистанции: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Б. Майский. - Тарту, 1969. - 22 с.

7. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студ. средн. и высш. учебных заведений / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М.: Владос-Пресс, 2002. - 608 с.

References

1. Balsevich, V.K. Human ontokinesiology / V.K. Balsevich. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2000. - 274 P. (In Russian)

2. Begletsov, A.N. Unconventional training (running, walking, motor responses): Research aspect and guidelines on the discipline «Physical culture» / A.N. Begletsov. - Magnitogorsk: MSTU, 2009.

- 28 P. (In Russian)

3. Ivanitsky, M.F. Human anatomy (with the basics of dynamic and sports morphology): textbook for institutes of physical culture / M.F. Ivanitsky. - 6th ed. / Ed. by B.A. Nikityuk, A.A. Gladysheva, F.V. Sudzilovsky. - Moscow: Terra-Sport, 2003. - 624 P. (In Russian)

4. Kistyakovskaya, M.Yu. Development of movements in infants / M.Yu. Kistyakovskaya. - Moscow: Pedagogika, 1970. - 224 P.

5. Kovalchuk, G.I. Qualification of jumpers and sprinters at early phases of sports training: monograph / G.I. Kovalchuk. - Omsk: SibSUPhC, 2009. - 220 P. (In Russian)

Maysky, A.B. The experimental study of the interaction of legs, torso and arms in sprint: abstract of Ph.D. thesis / A.B. Maysky. -Tartu, 1969. - 22 P. (In Russian)

Smirnov, V.M. Physiology of physical education and sport: textbook for students of secondary and higher educational institutions / V.M.

Smirnov, V.I. Dubrovsky. - Moscow: Vlados-Press, 2002. (In Russian)

■ 608 P.

Информация для связи с автором: d.begletsov@gmail.com

Поступила в редакцию 12.09.2013 г.

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.015.1

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ

КОМПОНЕНТ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Кандидат педагогических наук доцент Ю.В. Чехранов Адъюнкт Х.Б. Ципинов Московский университет МВД РФ, Москва С.Д. Серпорезюк

Спортивный клуб им. ИИ Латышева, Москва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: спортивная подготовленность, самбо, техника, тактика, стратегия борьбы.

Специалисты по спорту отмечают такие незыблемые стороны подготовленности спортсменов, как техническая, физическая, тактическая, психологическая, а также интегральная, как объединяющая все перечисленные компоненты. При этом нередко такая сторона, как стратегическая подготовленность спортсмена, в этом перечне отсутствует. Анализ литературы свидетельствует, что стратегическая составляющая оказывается незаслуженно забытой учёными, что подчёркивает актуальность нашего исследования.

Цель исследования - выявление различий между понятиями «стратегия», «тактика» и «техника» спортивной борьбы.

Результаты исследования и их обсуждение.

Термины «тактика» и «стратегия» пришли в спортивную науку из военного лексикона. При этом термин «тактика» был принят к применению всеми спортивными специалистами ещё в начале прошлого века, а термин «стратегия» до сих пор используется учёными с настороженностью, и в программах подготовки юных спортсменов в ДЮСШ ему места не находится. Но ведь слова В. Н. Платонова [2] о том, что «на ранних этапах предварительной и специализированной базовой подготовки необходимо ориентироваться на те составляющие, которые обеспечивают успех на уровне высших спортивных достижений», следует отнести не только к созданию функционального фундамента спортсмена, но и ко всем составляющим сторонам спортивного мастерства.

На сложность разделения учёными понятий «стратегия» и «тактика» указывает и Г. С. Туманян [3], при этом исследователь делает важнейший вывод: «нет тактики без стратегии». Учёный приводит аналогичные тактике виды стратегии: применения отдельных единиц техники, ведения поединка, участия в соревновании.

Определённую роль в смешении этих терминов играют их одинаковые определения при классификации. Так, А. Н. Ленц [1] выделял три вида тактики

ведения схватки: наступательную, контратакующую и оборонительную. Но специалисты выделяют также и три вида стратегии, которые получили такие же названия: оборонительная, или защитная, атакующая, или наступательная, и контратакующая стратегии. Поэтому нам представляется вполне логичным за стратегией закрепить следующие определения: наступательная, оборонительная и оборонительно-наступательная. Видам тактики предлагается присвоить следующие определения: атакующая, контратакующая и защитная. В этом случае уже по определению можно будет безошибочно различать, когда речь идёт о стратегии, а когда - о тактике спортивной борьбы.

И, если вернуться к компонентам спортивного мастерства, сторона, называемая специалистами интегральной, как раз и отвечает всем требованиям, предъявляемым к стратегическому компоненту подготовленности.

Вывод. В итоге стратегия должна восприниматься как путь достижения цели, ведь именно цель является категорией стратегической. На этом пути спортсмены решают различные задачи, которые относятся к тактическим категориям. Но как решение тактических задач, так и достижение стратегической цели невозможно без главного средства спорта - техники, вернее, технических действий. Такое диалектическое единство этих разных и в то же время очень близких понятий следует ясно понимать и спортсменам, и их наставникам. И обучать основам стратегической подготовки следует, наравне с техникой и тактикой, на этапе начальной спортивной специализации.

Литература

1. Ленц А.Н. Ведущие элементы в сложных технико-тактических действиях / А.Н. Ленц // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1979. - С. 19-20.

2. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов. - Киев: Вища школа, 1984. - 352 с.

3. Туманян Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.С. Туманян. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 592 с.

Информация для связи с автором: yvch@mail.ru

Поступила в редакцию 17.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.