УДК 376.37
ВАРИАТИВНОСТЬ ФОРМ ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УРОКА
© 2019 О. В. Грищенкова
старший преподаватель кафедры дефектологии E-mail: olga. grishchenkova @ mail. ru
Республика Беларусь, Минск, Академия последипломного образования
В статье рассматриваются вопросы использования принципов универсального дизайна в обучении детей с особенностями психофизического развития. Раскрываются различные формы вовлечения учащихся в учебный процесс на примере группы детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: универсальный дизайн в обучении, принципы универсального дизайна в обучении, дети с тяжелыми нарушениями речи.
На современном этапе развития системы образования в Республике Беларусь отмечается более широкое включение детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) в совместный образовательный процесс с нормотипичными сверстниками. В данном контексте расширяется сеть учреждений, реализующих интегрированное обучение и воспитание, проходит этап экспериментальной апробации модель инклюзивного образования.
В изменяющихся условиях перед педагогом стоит важная задача - сделать образовательный процесс доступным для каждого ученика. Профессиональные компетенции предполагают не только владение методикой преподавания того или иного предмета, но и умение опираться на имеющиеся у ребенка ресурсы, создавать необходимые условия для сформирования знаний, умений и навыков.
В системе интегрированного обучения и воспитания дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) составляют достаточно многочисленную группу. Эта категория разнородна с учетом речевого и психологического статуса, характера познавательной активности, мотивационной направленности, моторной организации [Баль 2018].
Учитывая такую разнородность группы учащихся с ТНР, организовывая их совместное обучение с нормально говорящими сверстниками, педагогу необходимо опираться в работе на принципы универсального дизайна в обучении (УДО).
УДО - это принцип разработки урока, опирающийся на принципы универсального (инклюзивного) дизайна в архитектуре. В архитектуре дизайнеры заранее предусматривают отсутствие барьеров для повышения доступности зданий, общественных мест, а также информации для каждого. Педагог, руководствуясь принципами УДО, заранее предусматривает отсутствие барьеров в восприятии, понимании и использовании информации, возможности ее переноса в новые условия. Если учитель строит процесс обучения в обозначенном направлении, не только снижаются барьеры для учащихся с ОПФР, но и улучшаются условия обучения для всех учеников, индивидуализируется преподавание, учебный процесс становится более гибким и вариативным.
Для педагогической практики важны три принципа УДО:
1) обеспечивать разнообразные средства презентации материала - предлагать
Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
учащимся возможность усваивать информацию и знания различными способами, с опорой на различные модальности, активно используя практические действия, тем самым поддерживая интерес к содержанию и теме урока;
2) обеспечивать разнообразные средства действия и выражения - предоставлять учащимся разнообразные способы для демонстрации своих знаний, оперирования учебными материалами в различных условиях, тем самым поддерживать усилия и настойчивость учащихся в достижении результата по освоению умений и навыков;
3) обеспечивать разнообразные средства вовлечения в учебную деятельность -использовать интересы учащихся, ставить перед ними актуальные для них задачи, оказывать необходимую помощь и, соответственно, повышать мотивацию, тем самым формируя умения саморегуляции поведения в различных ситуациях, использования формируемых умений и навыков в новых условиях [Universal Design for Learning],
Основной постулат УДО - барьер не в ученике с ОПФР, а в подходе (дизайне) обучения, Следовательно, важно менять дизайн обучения, его стратегию и тактику, а не подстраивать ученика под ситуацию обучения, Педагогу следует быть готовым создать условия, касающиеся и физической и методической составляющих обучения, Важно, чтобы они характеризовались гибкостью, Например, в контексте реализации физической составляющей можно предложить сидеть на мячах, использовать пружинящий стул, специальный стол для инвалидной коляски, теннисные мячи на ножках стульев для минимизации шума, использование конторок и др, Методическая составляющая представлена богатым арсеналом методов, приемов и форм работы педагога, которые позволяют построить «универсальный» урок,
Как уже отмечалось, дети с ТНР достаточно разнородная группа, Вместе с тем можно выделить ряд специфических особенностей, которые создают барьеры в обучении, Инертность познавательного интереса, стереотипность действий, монотонность деятельности, болезненная реакция на неудачи, речевой и поведенческий негативизм создают барьеры в формировании позитивной мотивации к учению, Наличие речевого дефекта как импрессивной, так и экспрессивной стороны речи, сложности вербального интеллекта, особенности памяти создают проблемы в восприятии и понимании академической информации, Сложности операционной стороны деятельности, моторные нарушения, особенности зрительно-моторной координации создают трудности в организации практической стороны процесса обучения [Специфика обучения... 2018], Все эти факторы влияют на эффективность и продуктивность урока,
Наличие яркой мотивационной основы видится одним из компонентов, позволяющих снять барьеры в обучении, В соответствии с этим актуальным видится при планировании урока продумать и обеспечить вариативность форм вовлечения учащихся с ТНР в образовательный процесс, Вовлеченность и мотивированность зависит от личностных особенностей, субъективного опыта, базовых знаний и других составляющих, Предварительный анализ ситуации в этом контексте позволит выбрать оптимальные формы, способствующие поддержанию интереса и позитивной мотивации в обучении,
Для некоторых учащихся с ТНР мотивационным фактором вступает новизна и необходимость активной деятельности по добыванию знаний, Другие предпочитают привычный ритм урока, рутинные действия, Для минимизации данного дисбаланса следует предусматривать использование на уроке маркеров: таймеров, сигналов, календарей, планеров, что позволит повысить предсказуемость ежедневно выполняемых действий, Кроме того, такого рода маркеры позволят структурировать и временную последовательность урока, а также выступят для детей с нарушениями речи
Auditorium, Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2019, № 2 (22)
Грищенкова О. В. Вариативность форм вовлечения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в учебный процесс как фактор повышения качества урока
опорой в организации рефлексии по проведенной работе. Имея перед глазами общую структуру урока, ребенок с ТНР может выделить наиболее привлекательные и яркие или наиболее сложные и проблемные моменты в контексте своей деятельности.
Отношение в среде детей с ТНР к групповым формам работы тоже может быть двояким. Одни предпочитают работать самостоятельно, другие в паре, а третьи активны в групповых видах деятельности. Дети с нарушениями речи часто нацелены на получение помощи от взрослого, даже если хорошо владеют материалом. Они нуждаются в постоянном одобрении, уточнении верного решения, сиюминутной проверке выполненного задания. В таком разнообразии сложно отыскать универсальную форму работы, оптимально подходящую всем.
Урок, построенный с учетом УДО, предоставляет несколько вариантов взаимодействия. Как вариативные могут использоваться: работа по индивидуальным карточкам, модульные задания, взаимоконсультирование, обращение за помощью, экспериментирование, элементы проектной деятельности, получение продукта в процессе совместной деятельности со сверстниками, работа в парах и др. Адекватный выбор форм работы, их вариативность обеспечивают активное участие ребенка с ТНР в уроке, формирование и поддержание познавательных интересов и мотивов учебной деятельности.
С позиции реализации социализирующего контекста образования важным видится обучение детей с ТНР эффективному и продуктивному взаимодействию с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Добиться разнообразия возможно, создавая гибкие, а не фиксированные группы учеников. В данном случае ребенок имеет возможность попробовать себя в нескольких ролях, дифференцированно формулировать коммуникативное намерение с учетом адресата.
Для снятия речевого негативизма в условиях гетерогенной детской среды, представленной детьми с ТНР и нормально говорящими сверстниками, можно предусматривать использование коммуникативных словарей, инструкционных карточек, опорных сигнальных схем. Для нормотипичных детей эти опоры будут выступать как справочный материал, для детей с ТНР - как основа для построения речевого высказывания. Активное использование невербальных средств коммуникации позволит разнообразить способы предоставления информации, повысить интерес к уроку и создать благоприятную атмосферу.
Одним из способов привлечения интереса следует считать демонстрацию ученикам практической значимости и полезности изучаемого материала. Для этого активно используются задания практической направленности, связанные с жизненными, бытовыми ситуациями.
Учитель должен создать благоприятный климат, обеспечить безопасное пространство для учащихся, уменьшить потенциальные угрозы (в том числе психологические - боязнь наказания, ошибки, неожиданности). Учебная среда для детей с ТНР не должна содержать отвлекающих элементов, избыточной сенсорной стимуляции, большого количества предметов, представленных одновременно. Необходимо обеспечить возможность изменения темпа работы, предоставления перерывов, чередование видов деятельности и рабочих поз. Материалы для фронтальной работы на уроке для детей с ТНР целесообразно продублировать в индивидуальном плане (алфавит для закрепления письменных букв, линейка для отработки навыков счета и др.), что минимизирует проблемы зрительно-моторной координации и возможности фиксации взора, выполнения прослеживающих действий.
Обеспечение обратной связи по каждому этапу работы и по результативности урока в целом призвано поощрять настойчивость, усилия по достижению эталона, а не деятельность ради деятельности, привлечение и использование помощи,
Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
эмоциональное восприятие,
Таким образом, определяя формы работы по привлечению и поддержанию интереса, важно помнить о необходимости опоры на индивидуальный выбор и автономность ученика, опираться на жизненные перспективы, демонстрацию ценности информации, минимизировать отвлекающие факторы,
Предоставляя формы поддержки волевых усилий и настойчивости в достижении цели, поддержания интереса, следует подчеркивать социальную значимость формируемого навыка; использовать различные уровни заданий и уместные стратегии оказания помощи, организовывать сотрудничество и коммуникацию на протяжении всего процесса обучения, Выполнение всех этапов заданий должно сопровождаться обратной связью, с обязательным вербальным сопровождением деятельности,
В формировании вариантов саморегуляции следует опираться на личные цели, жизненный опыт учащихся, формировать адекватную реакцию на неудачи, включать в урок приемы, повышающие самооценку (делегирование ответственности, определение капитана команды, демонстрация реальных успехов и достижений ребенка, определение номинаций и др,),
При разработке урока на основе УДО педагог анализирует барьеры, которые могут возникнуть у ученика на пути освоения знаний, Универсальность достигается предоставлением ребенку с ТНР различных альтернатив, вариантов внутри гибких учебных модулей, которые изначально «встроены» в учебный материал и методику его преподавания, а не добавляются к ним позже,
Библиографический список
Universal Design for Learning (UDL) Guidelines, URL: http://www,udlcenter,org/aboutudl/udlguidelines/downloads (дата обращения: 13,03,2019),
Баль Н.Н. Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (I ступень) с учетом инклюзивных подходов: учеб,-метод, пособие : в 3 ч, Ч, 3 / Н,Н, Баль, Т,В, Варенова, С,Е, Гайдукевич, Минск : БГПУ, 2018, 168 с,
Специфика обучения учащихся с особенностями психофизического развития : учебно-методическое пособие / В,В, Гладкая [и др,]; под общ, ред, В,В, Гладкой, Минск : Зорны Верасок, 2018, 296 с.
Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)