Научная статья на тему 'Вариативная оценка экономической эффективности инвестиций в систему теплоснабжения муниципалитета'

Вариативная оценка экономической эффективности инвестиций в систему теплоснабжения муниципалитета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / СИСТЕМА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ / ECONOMIC EFFECTIVENESS / INVESTMENTS / SYSTEM OF HEAT SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярилов Евгений Витальевич

Цель работы: оценка экономической эффективности инвестиций в систему теплоснабжения муниципалитета. Методы исследования: в статье рассматриваются результаты эмпирических исследований по определению экономической эффективности инвестиций в систему теплоснабжения муниципалитета. Результаты: определена сравнительная характеристика инвестиционных ожиданий участников процесса теплоснабжения. Выводы: на основании исследования установлено, что частичная модернизация с выполнением перечня пуско-наладочных и режимных работ, частичная реконструкция с выполнением перечня пуско-наладочных и режимных работ экономически нецелесообразна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ярилов Евгений Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIABLE EVALUATION OF ECONOMIC EFFECTIVENESS OF INVESTMENTS INTO THE SYSTEM OF HEAT SUPPLY OF A MUNICIPALITY

The goal of the study: an evaluation of economic effectiveness of investments in the system of heat supply of a municipality. In this manuscript we discuss the results of empirical studies determining economic effectiveness of investments in the system of heat supply of a municipality. We have defined a comparative characteristic of investment expectations of the participants of the process of heat supply. Based on the research we have established that partial modernization completing a list of installation and startup, and operational work, partial reconstruction completing a list of installation and startup, and operational work is economically undesirable.

Текст научной работы на тему «Вариативная оценка экономической эффективности инвестиций в систему теплоснабжения муниципалитета»

УДК 336:697 ЯРИЛОВ ЕВГЕНИИ ВИТАЛЬЕВИЧ

к.э.н., директор, Забайкальский институт железнодорожного транспорта - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный университет путей сообщения" (сокращенно, ЗабИЖТ),

e-mail: [email protected]

йО!: 10.26726/1812-7096-2018-11-191-195 ВАРИАТИВНАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В СИСТЕМУ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА

Аннотация. Цель работы: оценка экономической эффективности инвестиций в систему теплоснабжения муниципалитета. Методы исследования: в статье рассматриваются результаты эмпирических исследований по определению экономической эффективности инвестиций в систему теплоснабжения муниципалитета. Результаты: определена сравнительная характеристика инвестиционных ожиданий участников процесса теплоснабжения. Выводы: на основании исследования установлено, что частичная модернизация с выполнением перечня пуско-наладочных и режимных работ, частичная реконструкция с выполнением перечня пуско-наладочных и режимных работ экономически нецелесообразна.

Ключевые слова: экономическая эффективность, инвестиции, система теплоснабжения.

YARILOV EVGENY VITAL YEVICH

Ph. D. in Economics, Director, TRANS-Baikal Institute of railway transport-branch of the Federal state budgetary educational institution of higher education "Irkutsk state

University of railway transport" (abbreviated, Zabizht),

e-mail: [email protected]

VARIABLE EVALUATION OF ECONOMIC EFFECTIVENESS OF INVESTMENTS INTO THE SYSTEM OF HEAT SUPPLY OF A MUNICIPALITY

Abstract. The goal of the study: an evaluation of economic effectiveness of investments in the system of heat supply of a municipality. In this manuscript we discuss the results of empirical studies determining economic effectiveness of investments in the system of heat supply of a municipality. We have defined a comparative characteristic of investment expectations of the participants of the process of heat supply. Based on the research we have established that partial modernization completing a list of installation and startup, and operational work, partial reconstruction completing a list of installation and startup, and operational work is economically undesirable.

Keywords: economic effectiveness, investments, a system of heat supply.

Введение. Экономическая оценка эффективности инвестиций дает возможность оценить проект с точки зрения его рентабельности и таким образом минимизировать риски вложения денежных средств в заведомо убыточное предприятие. Оценка коммерческой эффективности инвестиций не вызывает каких-либо вопросов, а вот оценка бюджетной эффективности сопряжена со многими внешними факторами.

Методы исследования. Рассмотрим эффективность инвестиций в систему теплоснабжения муниципального образования Забайкальского края (одна центральная котельная и до 100 абонентов сети - потребителей тепловой энергии).

Система теплоснабжения (СТС) включает в себя:

- генерацию тепла (в рассматриваемом варианте - котельная на твердом топливе);

Ярилов Е.В.

ВАРИАТИВНАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В СИСТЕМУ _ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА _

- транспортировку тепла - тепловая сеть;

- распределение тепла - индивидуальные тепловые узлы.

Все три указанных элемента могут находиться на обслуживании как у одной организации, так и у разных. Для определения наиболее экономически эффективного способа вложений инвестиций в систему теплоснабжения необходимо сравнить несколько различных вариантов инвестиционных проектов с точки зрения их экономической целесообразности.

Экономическая эффективность системы теплоснабжения характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов варианта проекта применительно к интересам его участников [2]. Инвестиционные проекты следует оценивать как с позиции пользы для муниципального образования (МО), так и абонентов сети (АС) и энерго-снабжающей компании (ЭСК) (или группы компаний), обслуживающей котельную и тепловую сети (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика инвестиционных ожиданий участников процесса теплоснабжения

Участник процесса Ожидания от инвестиций

Муниципальное образование Администрация МО, не являясь участником производства, транспортировки и распределения тепловой энергии, тем не менее несет ответственность за обеспечение теплом жилого фонда. При этом, как правило, МО является собственником генерации и тепловых сетей, которые передает третьему лицу либо в аренду, либо в концессию. В связи с этим МО видит пользу от инвестиций в СТС для повышения надежности, так как в случае аварий затраты на их устранение ложатся на бюджет МО. Стоит учитывать, что устранение последствий аварии ориентировочно в 5 раз дороже, нежели выполнение тех же работ в ремонтный период.

Энергосберегающие компании Тарифы на отпуск тепловой энергии регулируются Региональной службой по тарифам и ценообразованию. В частности, предусмотрено, что служба осуществляет согласование отнесения поселения, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения [10]. При здравом размышлении устанавливаемый тариф на отпуск тепловой энергии должен включать в себя себестоимость производства, транспортировки и распределения тепловой энергии, а также рентабельность. Плюс с определенного времени инвестиционную составляющую на модернизацию (реконструкцию) СТС. Тариф на отпуск тепловой энергии должен подтверждаться расчетами и нормативами. Но так как тариф на отпуск тепловой энергии является социально значимой величиной для населения, то тарифообразование происходит не по экономической логике, а исходя из социально-политических аспектов. При этом не учитывается, что котельное и сетевое оборудование в лучшем случае имеет износ от 70 %; не существует предприятий-абонентов - потребителей тепловой энергии в МО Забайкальского края, на которые можно было бы переложить часть расходов, -перекрестное финансирование, как это было принято ранее; уголь и электроэнергия -два основных составляющих для производства тепловой энергии - ежегодно растут в цене. В итоге такой тариф практически не обеспечивает ЭСК рентабельности. Поэтому, чтобы ее заработать, нужны энергосберегающие мероприятия, позволяющие снизить себестоимость, которые не возможны без инвестиций.

Абоненты сети Потребители тепловой энергии, к счастью, из года в год становятся все более грамотными с точки зрения их прав как потребителей. Они же являются основными инвесторами в модернизацию системы теплоснабжения, так как львиная доля инвестиций закладывается в тариф, который они и платят. Однако обещания, что тариф увеличили на инвестиционную составляющую, и на эти деньги система будет модернизирована, и потом тариф будет расти медленно, ежегодно не выполняются по определенным причинам. Поэтому АС видят пользу от инвестиций в реальной модернизации СТС и «замораживании» тарифов, то есть когда тарифы ежегодно будут индексироваться на величину инфляции, но не более1.

Для проведения оценки экономической эффективности инвестиций в систему теплоснабжения необходимо рассматривать следующие показатели:

- показатели коммерческой эффективности, учитывающие финансовые последствия ре-

1 Для справки, тарифы на отпуск тепловой энергии в различных МО Забайкальского края индексируются ежегодно на 12-25 %.

ализации инвестиционного проекта для всех непосредственных участников;

- показатели экономической эффективности, учитывающие связанные с проектом затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов его участников и допускающие стоимостное измерение;

- показатели технико-экономической эффективности от различных вариантов инвестиционного проекта: модернизация, реконструкция, частичная модернизация с выполнением перечня пуско-наладочных и режимных работ*, частичная реконструкция с выполнением перечня пуско-наладочных и режимных работ*.

Последние две позиции как понятия вводятся настоящей статьей, хотя в том или ином виде они встречаются на практике. Однако при планировании инвестиций чаще используются только такие позиции, как модернизация и реконструкция.

Результаты. Необходимость введения в практику оценки экономической эффективности инвестиций в систему теплоснабжения муниципалитета позиций «Частичная модернизация с выполнением перечня пуско-наладочных и режимных работ» и «Частичная реконструкция с выполнением перечня пуско-наладочных и режимных работ» обусловлены тем, что выполнение перечня пуско-наладочных и режимных работ, используя новейшие методики и средства измерения, зачастую дает колоссальную экономию энергоресурсов (угля, электроэнергии) - до 30 %, при этом продляя срок службы основных узлов и агрегатов СТС и давая возможность полностью исчерпать потенциал СТС без снижения надежности системы.

Для примера, рассмотрим ситуацию в ПГТ «Дарасун» Забайкальского края: центральная котельная, 74 абонента, в том числе многоквартирные жилые дома. СТС данного МО ежегодно работала с годовым перерасходом к обоснованному тарифу:

- уголь 2 500 тонн;

- электроэнергия 700 000 кВт/ч.

Решение независимой комиссии: требуется реконструкция тепловой сети. Стоимость работ - 33 млн руб.

Инициативным порядком проведен энергоаудит, технико-экономическое обоснование, выполнены гидравлические расчеты, выполнены режимные и наладочные работы. В результате достигнута годовая экономия:

- уголь 3 000 тонн;

- электроэнергия 900 000 кВт/ч. Затраты на выполнение работ составили 1,8 млн руб. Предложенные и реализованные мероприятия не заменяют необходимости реконструкции СТС ПГТ «Дарасун» в будущем. Однако позволяют отсрочить принятие решения о проведении реконструкции. Указанная отсрочка, а в примерном случае - 5 лет, достаточно легко переводится в сэкономленные суммы.

Су = Цу х Ку = 1100 х 3000 = 3 300 000 руб.

Сэ = Цэ х Кэ = 3,0 х 900 000 = 2 700 000 руб., где: Су/э - стоимость сэкономленного за год угля, электроэнергии; Цу/э - цена угля, (электроэнергии);

Ку/э - количество сэкономленного угля (электроэнергии).

Э = 5(Эу+Ээ) - З = 5(3 300 000 + 2 700 000) - 1 800 000 = 16 200 000 руб., где: Э - экономия, полученная за 5 лет от проведенных режимных и наладочных мероприятий, где Эу - годовая экономия на угле; Ээ - годовая экономия на электроэнергии; З - затраты на мероприятия.

При проведении указанных мероприятий сумма инвестиций, которые потребуются через 5 лет (с учетом коэффициента инфляции без проведенных мероприятий: Ип = 33 000 000 х 1,217 = 40 149 545,8 руб.), составит:

И = Ип - Э = 40 149 545,8 - 16 200 000 = 23 949 548,8 руб.,

где: И - потребные инвестиции;

Ип - первоначально планируемые инвестиции,

Э - экономия, полученная от проведенных режимных и наладочных мероприятий за 5 лет.

Ярилов Е.В.

ВАРИАТИВНАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В СИСТЕМУ _ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА _

Или 60 % от первоначально планируемых капиталовложений. Соответственно, на 40 % уменьшится срок окупаемости проекта к первоначально планируемому.

Выводы. Как мы видим, пренебрегать при оценке экономической эффективности инвестиций в систему теплоснабжения муниципалитета предложенными вариантами капиталовложений, такими как частичная модернизация с выполнением перечня пуско-наладочных и режимных работ, частичная реконструкция с выполнением перечня пуско-наладочных и режимных работ, экономически нецелесообразно. Поэтому предложенный подход стоит рекомендовать при вариативной оценке экономической эффективности инвестиций в систему теплоснабжения муниципалитета.

Литература

1. Бродач М. М. Повышение тепловой эффективности зданий оптимизационными методами: Диссертация канд. техн. наук. - М., 1988.

2. Дмитриев А. Н., Табунщиков Ю. А., Ковалев И. Н., Шилкин Н. В. Руководство по оценке экономической эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия. - М.: АВОК-ПРЕСС, 2005.

3. Закон Забайкальского края от 26 декабря 2017 года № 1544-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», статья 11, п. 8).

4. Затирко А. В. Коммунальная яма Гениатулина или теплоэнергетика Ильковского? Раздел «Забытые инновации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.chita.ru/ (дата обращения: 28.11.2013), свободный. - Загл. с экрана.

5. Колыхаева Ю. А. Комплексная оценка эффективности функционирования системы теплоснабжения /Ю. А. Колыхаева, К. Э. Филюшина //Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1(41).

6. Постановление Губернатора Забайкальского края от 25.12.2017 № 60 «О внесении изменения в пункт 2 Порядка подготовки и подписания договоров и соглашений, заключаемых от имени Забайкальского края и от имени Правительства Забайкальского края, утвержденного постановлением Губернатора Забайкальского края от 13 августа 2013 года № 50».

7. Постановление Правительства Забайкальского края от 19.12.2017 № 534 «О внесении изменений в Положение о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденное постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года № 196».

8. Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (ред. от 05.07.2018) «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», «Основы ценообразования в сфере теплоснабжения», «Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», «Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона О теплоснабжении», «Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала», «Правила заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.».

9. Приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 25 ноября 2015 г. № 414 «Обустановлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые МУП Тепло, Вода и Коммунальные услуги п. Букачача"потребителям на территории муниципального образования городское поселение Букачачинское'муниципального района Чернышевский район"на 2016-2018 годы».

10. Приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 29.12.2017 № 666-НПА «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2018 год».

11. Р НП «АВОК» 5-2006. Рекомендации по оценке экономической эффективности инвестиционного проекта по теплоснабжению. Общие положения. - М., 2006.

12. Табунщиков Ю. А. Потребительские качества здания //АВОК. -2004. - № 4.

13. Табунщиков Ю. А., Ковалев И. Н., Гегуева Е. О. Основные принципы оценки экономической эффективности средств энергосбережения зданий // Энергосбережение. - 2004. - № 7.

14. Табунщиков Ю. А., Шилкин Н. В. Оценка экономической эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.abok.ru/forspec/ articles.php?nid=3014, свободный. - Загл. с экрана.

15. Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ.

16. Экономика и право. Энциклопедический словарь. /А. В. Шестаков. Издательство: Дашков и Ко; 2000.

17. Энергосбережение в жилищном фонде: проблемы, практика и перспективы. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2004. - 108 с.

18. Ярилов Е. В. «О теплоснабжении в Забайкальском крае». Доклад на совещании Глав муниципальных образований Забайкальского края, Чита, 20.11.2013.

19. Evaluating Energy Efficiency Policies with Energy-Economy Models Annual Review of Environment

and Resources Vol. 35: 305-344 (Volume publication date November 2010). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.annualreviews.org, свободный. - Загл. с экрана.

20. What Have We Learned from Energy Efficiency Financing Programs? Research Report U115 -September 20, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aceee.org/publications? pubtype=Research+Report, свободный. - Загл. с экрана.

References:

1. Tabunshchikov Y. U. A. Potrebitel'skie kachestva zdaniya //AVOK. 2004. No. 4.

2. Brodach M. M. Povyshenie teplovoj effektivnosti zdanij optimizacionnymi metodami: Dissertaciya kand. tekhn. nauk. M., 1988.

3. Dmitriev A. N., Tabunshchikov Y. U. A., Kovalev I. N., Shilkin N. V. Rukovodstvo po ocenke ekonomich-eskoj effektivnosti investicij v energosberegayushchie meropriyatiya. M.: A VOK-PRESS, 2005.

4. RNP «AVOK» 5-2006. Rekomendacii po otsenke ekonomicheskoj effektivnosti investicionnogo proekta po teplosnabzheniyu. Obshchie polozheniya. M., 2006.

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22.10.2012 N 1075 (red. ot 05.07.2018) «O cenoobrazovanii v sfere teplosnabzheniya», «Osnovy cenoobrazovaniya v sfere teplosnabzheniya», «Pravila regulirovaniya cen (tarifov) v sfere teplosnabzheniya», «Pravila ustanovleniya dolgosrochnyh parametrov regulirovaniya deyatel'nosti organizacij v otnesennoj zakonodatel'stvom Rossijskoj Federacii k sferam deyatel'nosti subektov estestvennyh monopolij sfere teplosnabzheniya i (ili) cen (tarifov) v sfere teplosnabzheniya, ko-torye podlezhat regulirovaniyu v sootvetstvii s perechnem, opredelennym stat'ej 8 Federal'nogo zakona O teplosnabzhenii," Pravila opredeleniya stoimosti aktivov i investirovannogo kapitala i vedeniya ih razdel'nogo ucheta, primenyaemye pri osushchestvlenii deyatel'nosti, reguliruemoj s ispol'zovaniem metoda obespecheniya dohodnosti investirovannogo kapitala», «Pravila zaklyucheniya dolgosrochnyh dogovorov teplosnabzheniya po cenam, opredelennym soglasheniem storon, v celyah obespecheniya potrebleniya teplovoj energii (moshchnosti) i teplonositelya obektami, potreblyayushchimi teplovuyu energiyu (moshchnost') i teplonositel' i vvedennymi v ekspluataciyu posle 1 yanvarya 2010 g.».

6. Federal'nyj zakon «O teplosnabzhenii» ot 27.07.2010 N190-FZ.

7. Yarilov E. V. «O teplosnabzhenii v Zabajkal'skom krae». Doklad na soveshchanii glav municipal'nyh obrazovanij Zabajkal'skogo kraya, Chita, 20.11.2013.

8. Zakon Zabajkal'skogo kraya ot 26 dekabrya 2017 goda № 1544-ZZK «O byudzhete Zabajkal'skogo kraya na 2018 god i planovyj period 2019 i 2020 godov», stat'ya 11, p. 8).

9. Prikaz Regional'noj sluzhby po tarifam i cenoobrazovaniyu Zabajkal'skogo kraya ot 25 noyabrya 2015 g. No. 414 «Ob ustanovlenii tarifov na teplovuyu energiyu (moshchnost'), goryachuyu vodu v otkrytoj sisteme teplosnabzheniya (goryachee vodosnabzhenie), postavlyaemye MUP Teplo Voda i Kommunal'nye uslugi p. Bukachacha" potrebitelyam na territorii municipal'nogo obrazovaniya gorodskoe poselenie Bukachachinskoe'municipal'nogo rajona Chernyshevskij rajon,"na 2016-2018 gody».

10. Postanovlenie Pravitel'stva Zabajkal'skogo kraya ot 19.12.2017 No. 534 «O vnesenii izmenenij v Polozhenie o Regional'noj sluzhbe po tarifam i cenoobrazovaniyu Zabajkal'skogo kraya, utverzhdennoe postanovleniem Pravitel'stva Zabajkal'skogo kraya ot 16 maya 2017goda N196».

11. Zatirko A. V. «Kommunal'naya yama Geniatulina ili teploenergetika Il'kovskogo?», razdel «Zabytye innovacii». [An electronic resource]. Access mode: www.chita.ru/, free. Heading from the screen.

12. Postanovlenie Gubernatora Zabajkal'skogo kraya ot 25.12.2017 No. 60 «O vnesenii izmeneniya v punkt 2 Poryadka podgotovki i podpisaniya dogovorov i soglashenij, zaklyuchaemyh ot imeni Zabajkal'skogo kraya i ot imeni Pravitel'stva Zabajkal'skogo kraya, utverzhdennogo postanovleniem Gubernatora Zabajkal'skogo kraya ot 13 avgusta 2013 goda No. 50».

13. Prikaz Regional'noj sluzhby po tarifam i cenoobrazovaniyu Zabajkal'skogo kraya ot 29.12.2017. No. 666-NPA «Ob ustanovlenii edinyh (kotlovyh) tarifov na uslugi po peredache elektricheskoj energii po setyam na territorii Zabajkal'skogo kraya na 2018 god».

14. Kolyhaeva Y. U. A. Kompleksnaya ocenka effektivnosti funkcionirovaniya sistemy teplosnabzheniya / Yu. A. Kolyhaeva, K. E. Filyushina //Problemy sovremennoj ekonomiki. 2012. No. 1(41).

15. What Have We Learned from Energy Efficiency Financing Programs? Research Report U115 September 20, 2011. [An electronic resource]. Access mode: http://www.aceee.org/publications? pubtype=Research+Report, free. Heading from the screen.

16. Evaluating Energy Efficiency Policies with Energy-Economy Models Annual Review of Environment and Resources Vol. 35: 305-344 (Volume publication date November 2010) http://www.annualreviews.org, free. Heading from the screen.

17. Tabunshchikov Y. U. A., Kovalev I. N., Gegueva E. O. Osnovnye principy ocenki ekonomicheskoj effek-tivnosti sredstv energosberezheniya zdanij // Energosberezhenie. 2004. No. 7.

18. Tabunshchikov YU. A., Shilkin N. V. Ocenka ekonomicheskoj effektivnosti investicij v energosberegayushchie meropriyatiya. [An electronic resource]. Access mode: http://www.abok.ru/forspec/articles.php? nid=3014, free. Heading from the screen.

19. Ekonomika ipravo. Enciklopedicheskij slovar'/A. V. Shestakov. Izdatel'stvo: Dashkov i Ko; 2000.

20. Energosberezhenie v zhilishchnom fonde: problemy, praktika i perspektivy. M.: Fond «Institut ekonomiki goroda», 2004. 108 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.