КОЛОНКА ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Варианты взаимодействия родителей с недоношенными детьми в отделениях реанимации и интенсивной терапии новорожденных
Суханова Е.И._
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117997, г. Москва, Российская Федерация
Резюме
В статье рассмотрены современные направления гуманизации медицинского подхода к выхаживанию недоношенных детей в отделениях реанимации и интенсивной терапии новорожденных и предложены варианты взаимодействия матери (родителей) с младенцем.
Ключевые слова: взаимодействие матери с новорожденным в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных; контакт матери и ребенка в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных; поддержка семьи в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Суханова Е.И. Варианты взаимодействия родителей с недоношенными детьми в отделениях реанимации и интенсивной терапии новорожденных // Неонатология: новости, мнения, обучение. 2024. Т. 12, № 1. С. 81-83. DOI: 1|Н^:// doi.org/10.33029/2308-2402-2024-12-1-81-83
Статья поступила в редакцию 19.01.2024. Принята в печать 22.02.2024.
Options for interaction between parents and premature babies in the intensive care unit
Sukhanova E.I.
National Medical Research Center of Obstetrics, Gynecology and Perinatology named after Academician V.I. Kulakov, Ministry of Health of Russian Federation, 117997, Moscow, Russian Federation
Abstract
The article evaluates the modern trends in the humanization of the medical approach to caring for premature babies in neonatal intensive care units. It suggests options for interacting with the mother (parents) and the baby.
Keywords: mother-newborn interaction in the neonatal intensive care units; mother-baby contact in the neonatal intensive care units; family support in the neonatal intensive care units
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interest. The author declares no conflict of interest.
For citation: Sukhanova E.I. Options for interaction between parents and premature babies in the intensive care unit. Neonatologiya: novosti, mneniya, obuchenie [Neonatology: News, Opinions, Training]. 2024; 12 (1): 81-3. DOI: https://doi.org/10.33029/2308-2402-2024-12-1-81-83 (in Russian) Received 19.01.2024. Accepted 22.02.2024.
КОЛОНКА ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Перинатальные заболевания, осложняющие неонаталь-ную адаптацию, зачастую приводят к серьезным проблемам здоровья и развития преждевременно родившихся детей в течение всей последующий жизни.
Очевидно, что в первую очередь недоношенные дети нуждаются в качественной медицинской помощи на всех этапах выхаживания, а это и является важной задачей современного здравоохранения. В последние годы все активнее внедряются практики гуманизации акушерской и перинатальной помощи, которые включают планирование семьи, пренатальную подготовку к родам, повышение внимания к нуждам и потребностям матери и больного/недоношенного ребенка в противовес строгим больничным ограничениям. Идею пациентоориентиро-ванного отношения к матери и ребенку (плоду) разрабатывали и продолжают разрабатывать Н.П. Шабалов, Т. Верни, М. Оден, Ф. Лебойе, С. Рэй, Р. Туннел, А. Левин.
Однако, несмотря на научную обоснованность, подобный подход встречает немало практических трудностей.
Перед врачами отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных (ОРИТН) встает вопрос о необходимости поддержания баланса между оказанием неотложной специализированной/высокотехнологичной медицинской помощи и удовлетворением потребности матери в эмоциональном и физическом контакте с ребенком.
При организации посещений ОРИТН с целью организации контакта семьи с ребенком следует учитывать специфику психоэмоционального состояния членов семьи, обусловленную переживанием за жизнь и здоровье ребенка. Помимо пережитого стресса, связанного с преждевременными родами, семье предстоят и дальнейшие трудности - длительная разлука с ребенком, чувство потери контроля за его судьбу и неопределенность относительно отдаленных прогнозов; у многих родителей может возникать чувство вины и другие тяжелые переживания.
Все это в совокупности отрицательно влияет на психологическое состояние родителей, а также на детско-родительские эмоциональные отношения в дальнейшем, что подтверждено рядом исследований [1-3].
Однако роль семьи (матери) в успехе выхаживания глубоконедоношенного ребенка сложно переоценить [4].
Условия и качество дальнейшей жизни недоношенных детей зависят не только от характера и степени перинатальных осложнений, но и от отношения родителей к сложностям со здоровьем и включенности всей семьи в процессы лечения, реабилитации, воспитания и образования ребенка [5, 6]. Это делает необходимым формирование активной позиции семьи в качестве равноправного партнера медицинским работникам по организации специального ухода и медико-социальной поддержки больным детям.
Рассмотрим основные варианты активного взаимодействия матери с младенцем в ОРИТН.
Физический контакт
В настоящее время активно разрабатываются и реализуются программы включения родителей (матерей) в выхаживание детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела. Особое внимание уделяется регулярному физическому
контакту матери и ребенка, в частотности методу «кенгуру», который демонстрирует положительное влияние на состояние новорожденных различного гестационного возраста [7].
В случаях когда тяжесть физического состояния ребенка не дает возможности применения данного метода, важен любой щадящий физический контакт матери и младенца: поглаживания и прикосновения мамой малыша при посещениях и т.д.
Сохранение лактации
Большое внимание в выхаживании самых маленьких детей врачи-неонатологи уделяют поддержке грудного вскармливания [8].
Как известно, сохранение лактации и длительное грудное вскармливание в значительной степени определяют состояние здоровья ребенка не только в раннем возрасте, но ив последующие годы его жизни. В дополнение к медицинскому лечению стимуляция и поддержание лактации мам недоношенных детей обеспечивают их нормальный рост и развитие. Клиническими исследованиями показано, что грудное молоко имеет максимально сбалансированный состав и является оптимальным источником питания для детей.
На процессы грудного вскармливания, помимо физиологических причин, могут повлиять и психологические факторы. Помешать процессу выделения молока могут стресс и тревога матери, болевые ощущения и физическая усталость [9, 10].
Именно поэтому поддержка и разъяснения специалистов по поводу пользы грудного вскармливания для мамы и младенца чрезвычайно важны, вне зависимости от того, возможно на данный момент лечения ребенка непосредственно грудное вскармливание или речь идет о сохранении лактации на будущее. В свою очередь, процесс регулярного сцеживания, хоть и является энергозатратным для женщины, становится важным стимулом, обеспечивающим ощущение нужности ребенку и возвращает возможность заботы о нем, которого мамы недоношенных детей лишены в полной мере во время нахождения ребенка в ОРИТН.
Эмоциональный контакт
Эмоциональный контакт матери и ребенка в первую очередь достигается посредством интонаций голоса, обращенного к ребенку.
Доказано, что новорожденные, в том числе недоношенные, способны узнавать голос матери среди голосов других женщин. Это связано с тем, что к голосу матери ребенок привыкает еще во внутриутробном периоде. Ласковые интонации особенно успокаивающе действуют на ребенка, если мать разговаривала с ним, когда он был у нее в утробе.
После преждевременных родов и во время пребывания ребенка в ОРИТН контакт матери с младенцем приобретает скорее тревожный и наблюдательный характер ввиду его нестабильного состояния, а также болезненного вида, что подавляет обычное материнское поведение (ласковые интонации голоса и умиление). Врачам необходимо всячески стимулировать общение матери с ребенком как с обычным младенцем, поощрять проявление к нему нежных чувств, разговоров с ним, пение колыбельных и т.д.
82
Журнал для непрерывного медицинского образования врачей
Суханова Е.И.
варианты взаимодействия родителей с недоношенными детьми в отделениях реанимации и интенсивной терапии новорожденных
Мероприятия по медицинскому уходу, посильные для матери и безопасные для ребенка
Современные методы выхаживания новорожденных предполагают активное участие матери не только в общении с ребенком, но ив медицинском уходе за младенцем. Для этого необходимо создать оптимальные безопасные и развивающие условия внешней среды, полезные как для ребенка (физический и эмоциональный контакт с матерью), так и для мамы (вовлеченность в процесс ухода, ощущение нужности ребенку,
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
возвращение материнской роли). Маме должны быть доверены самые элементарные процедуры, которые она сначала будет выполнять под контролем медицинских сотрудников, а далее самостоятельно.
В совокупности соблюдение 4 условий (физического и эмоционального контакта, поддержания лактации и вовлечения в мероприятия по медицинскому уходу) позволяет активно включать родителей в заботу о недоношенном ребенке на самых ранних этапах его выхаживания, что является крайне важной составляющей медико-социальной реабилитации как самого младенца, так и всей семьи в целом.
Суханова Елизавета Ивановна (Elizaveta I. Sukhanova) - медицинский психолог ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-7866-7516
ЛИТЕРАТУРА
1. Квасова Л.К. Психологические особенности эмоционального взаимодействия матерей и их преждевременно рожденных детей младенческого возраста // Медицинская психология в России. 2019. Т. 11, № 1 (54).
2. Квасова Л.К., НемыхЛ.С., Иванова О.А. Психологическая характеристика эмоционального взаимодействия матерей и их преждевременно рожденных детей // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3, № 4. С. 20-22.
3. Emotional reactions of mothers facing premature births: study of 100 mother-infant dyads 32 gestational weeks// PLoS One. 2014. Vol. 9, N 8. Article ID e104093. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0104093 (date of access December 12, 2017).
4. GuillaumeS., Michelin N., Amrani E. et al. Parents' expectations of staff in the early bonding process with their premature babies in the intensive care setting: a qualitative multicenter study with 60 parents // BMC Pediatr. 2013. Vol. 13. P. 18. DOI: https://doi.org/10.1186/1471-2431-13-18
5. Boykova M., Kenner C. Transition from hospital to home for parents of preterm infants// J. Perinat. Neonatal Nurs. 2012. Vol. 26, N 1. P. 81-87. DOI: https://doi. org/10.1097/JPN.0b013e318243e948
6. Kerbl R., Sperl W., Strassburg H.M. et al. Overview of habilitation and rehabilitation for children and adolescents in Europe// J. Pediatr. 2016. Vol. 172. P. 233-235. DOI: https://doi.org/10.1016/jjpeds.2015.12.078
7. Шабалов Н.П. Этические проблемы в неонатологии // Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. 2016. Т. 95, № 4. С. 57-62.
8. Ахмадеева Э.Н., Латыпова Ф.М., Микунов А.М., Минигазимова А.Я. Выхаживание и ранняя реабилитация новорожденных с перинатальной патологией с позиций гуманизации медицинской помощи // Медицинский вестник Башкортостана. 2010. № 2. С. 71-75. URL: https://api.semanticscholar.org/ CorpusID:74959380
9. Гмошинская М.В. Разработка и оценка эффективности системы поддержки грудного вскармливания детей первого года жизни : автореф. дис.... д-ра мед. наук. Москва, 2008. 50 с.
10. Абольян Я.В., Черепанова И.С., Джатдоева Ф.А., Кочешнова О.Е., Негодов А.А., Смоленская И.М. Социально-психологические факторы распространенности грудного вскармливания детей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. № 2. С. 39-43.
REFERENCES
1. Kvasova L.K. Psychological features of emotional interaction between mothers and their prematurely born infants. Meditsinskaya psykhologiya v Rossii [Medical Psychology in Russia]. 2019; 11 [1 (54)]. (in Russian)
2. Kvasova L.K., Nemykh L.S., Ivanova O.A. Psychological characteristics of emotional interaction between mothers and their prematurely born children. Tsentral'niy nauchniy vestnik [Central Scientific Bulletin]. 2018; 3 (4): 20-2. (in Russian)
3. Emotional reactions of mothers facing premature births: study of 100 mother-infant dyads 32 gestational weeks. PLoS One. 2014; 9 (8): e104093. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0104093 (date of access December 12, 2017).
4. GuillaumeS., Michelin N., Amrani E., et al. Parents' expectations of staff in the early bonding process with their premature babies in the intensive care setting: a qualitative multicenter study with 60 parents. BMC Pediatr. 2013; 13: 18. DOI: https://doi.org/10.1186/1471-2431-13-18
5. Boykova M., Kenner C. Transition from hospital to home for parents of preterm infants. J Perinat Neonatal Nurs. 2012; 26 (1): 81-7. DOI: https://doi.org/10.1097/ JPN.0b013e318243e948
6. Kerbl R., Sperl W., Strassburg H.M., et al. Overview of habitation and rehabilitation for children and adolescents in Europe. J Pediatr. 2016; 172: 233-5. DOI: https://doi.org/10.1016/jjpeds.2015.12.078
7. Shabalov N.P. Ethical problems in neonatology. Pediatriya. Zhurnal imeni G.N. Sper-anskogo [Pediatrics Journal named after G.N. Speransky]. 2016; 95 (4): 57-62. (in Russian)
8. Akhmadeeva E.N., Latypova F.M., MikunovA.M., Minigazimova A. Ya. Nursing and early rehabilitation of newborns with perinatal pathology from the standpoint of humanization of medical care. Meditsinskiy vestnik Bashkortostana [Medical Bulletin of Bashkortostan]. 2010; (2): 71-5. URL: https://api.semanticscholar.org/ CorpusID:7495 9380 (in Russian)
9. Gmoshinskaya M.V. Development and evaluation of the effectiveness of a system for supporting breastfeeding of children in the first year of life: Autoabstract of Diss. Moscow, 2008: 50 p. (in Russian)
10. Abol'yan Ya.V., Cherepanova I.S., Dzhatdoeva F.A., Kocheshnova O.E., NegodovA.A., Smolenskaya I.M. Social and psychological factors in the prevalence of breastfeeding in children. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine]. 2004; (2): 39-43. (in Russian)