узлов нагрузки. К сожалению, ЭАД задавался некими средними значениями, поэтому полученные от двух моделей зависимости не совпали.
Список литературы
1. Применение математических моделей электрической нагрузки в расчётах устойчивости энергосистем и надёжности электроснабжения промышленных потребителей. Ю.Е. Гуревич, Л.Е. Либова. М.: ЭЛЕКС-КМ, 2008. 248 с.
2. СО 153-34.20.576-2003 «Методические указания по устойчивости энергосистем», утверждены приказом Минэнерго России 30.06.2003. № 277.
ВАРИАНТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО
ТОРМОЖЕНИЯ
1 2 3
Аверьянов Д.А. , Головин Е.В. , Зуев А.И.
1Аверьянов Данила Андреевич - студент; 2Головин Евгений Викторович - студент;
3Зуев Александр Игоревич - студент, кафедра электроэнергетических систем, Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрены возможные варианты выполнения устройств электрического торможения.
Ключевые слова: электроэнергетика, поперечное, продольное, продольно-поперечное.
Рассмотрим возможные варианты выполнения устройств электрического торможения. Существует три способа подключения тормозных сопротивлений к схеме ЭЭС. Поперечное, продольное и продольно-поперечное.
Рис. 1. Схема включения тормозного сопротивления
При наиболее опасном трехфазном КЗ на шинах электростанции, имеющей устройство ПЭТ, эффективность последнего проявляется лишь в послеаварийном режиме после отключения поврежденного участка с КЗ, так как напряжение на ZT при КЗ близко к нулю. При менее опасных возмущениях действие ПЭТ проявляется уже в аварийном режиме. Поэтому, если выбрать мощность устройства ПЭТ, исходя из условия сохранения динамической устойчивости в первом цикле качаний ротора, вызванного наиболее опасным возмущением, то с полным основанием можно считать, что и при менее опасных возмущениях с помощью ПЭТ сохранение устойчивости ЭЭС обеспечивается. В силу этого при составлении различных вариантов в качестве расчетного следует рассматривать наиболее опасное возмущение в системе, а именно трехфазное на шинах удаленной электростанции [2].
Рис. 2. Принципиальная схема ЭЭС с устройством продольного активно-емкостного
электрического торможения
Другим видом электрического торможения является продольное, осуществляемое включением активного тормозного сопротивления последовательно в статорную цепь генератора, что предлагалось использовать для повышения динамической устойчивость и нашло отражение в работах П. С. Жданова и др. [1].
В цепь статора последовательно включена батарея статических конденсаторов, в аварийном режиме она шунтируется цепью с сопротивлением R через искровые промежутки, которые пробиваются вследствие появления перенапряжения на БСК при протекании через нее тока КЗ. В это время генератор работает на активное тормозное сопротивление. Вследствие этого максимальный угол сдвига ротора в первом цикле качаний не превышает критического значения, если правильно подобраны величины сопротивлений R и Xc. Вследствие этого сохраняется динамическая устойчивость ЭЭС.
Рис. 3. Принципиальная схема ЭЭС с устройством продольно-поперечного электрического
торможения
ПрПЭТ - вид электрического торможения, сочетающий в себе два выше рассмотренных вида торможения. Применение ПрПЭТ наиболее эффективно, поскольку торможение ротора генератора в аварийном и начале послеаварийного режима наиболее эффективно и осуществляется с наибольшей интенсивностью [1].
Таким образом, электрическое торможение является допустимым способом увеличения запаса динамической устойчивости в энергосистемах, обеспечивающим повышение надежности работы ЕЭС. Однако в настоящее время известны лишь отдельные случаи практического использования установок электрического торможения генераторов ввиду высокой стоимости этих установок.
Список литературы
1. Жданов П.С. Вопросы устойчивости электрических систем. М: Энергия, 1979. 456 с.: ил.
2. Кощеев Л.А., Шмелькин Б.М. О применении электрического торможения и разгрузки генераторов в сложной энергосистеме. // Известия НИИ постоянного тока. Передача энергии постоянным и переменным током, 1961. Сб. восьмой.