Научная статья на тему 'Варианты трансфера технологий в зависимости от распределения прав на объекты интеллектуальной собственности'

Варианты трансфера технологий в зависимости от распределения прав на объекты интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СЛУЖЕБНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ / УНИВЕРСИТЕТЫ / СПИН-ОФФ КОМПАНИИ / INTELLECTUAL PROPERTY / TRANSFER OF TECHNOLOGIES / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / OFFICE INVENTION / UNIVERSITIES / SPIN-OFF COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раднабазарова Санда Жамьяновна

В статье освещаются проблемы распределения прав между научным учреждением и ученым на объекты интеллектуальной собственности, созданные в научном учреждении. Автор рассматривает варианты трансфера технологий от науки в бизнес в зависимости от принадлежности прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Раднабазарова Санда Жамьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variants of technologies transfer depending on distribution of the rights to intellectual property objects

The article presents some problems of an accessory of the rights to the objects of intellectual property created in scientific institution, between scientific institution and the scientist are covered. The author explains some variants of a transfer of technologies from a science in business depending on an accessory of the rights.

Текст научной работы на тему «Варианты трансфера технологий в зависимости от распределения прав на объекты интеллектуальной собственности»

С. Ж. РАДНАБАЗАРОВА

Санда Жамьяновна Раднабазарова — аспирантка кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГУЭФ.

В 2003 г. окончила Бурятский государственный университет.

Автор 7 публикаций.

Область научной специализации — интеллектуальная собственность, трансфер технологий.

^ ^ ^

ВАРИАНТЫ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ*

В развитых странах университеты выполняют основной объем фундаментальных исследований, ведут подготовку кадров и обеспечивают трансфер не только НИОКР, но и кадров в промышленность. В России основной объем фундаментальных научных исследований проводится преимущественно в институтах Российской академии наук, в то же время на вузы приходится основной объем подготовки кадров, в том числе и высшей квалификации, при достаточно слабой научной базе и скромных масштабах финансирования НИОКР [1].

Рассмотрим, как отражено в действующем законодательстве распределение прав на интеллектуальную собственность, созданную в научном учреждении, между научным учреждением и ученым (работником научного учреждения) (рис. 1).

Если изобретение является служебным, то возникают имущественные права работодателя на них [2]. Это может создать значительные риски для изобретателя, решившего коммерциализировать свою технологию «в обход» материнского учреждения. Легальным выходом из создавшейся ситуации является участие НИИ или вуза в прибыли создаваемого старт-апа. Таким образом, все малые предприятия, действующие в инновационной сфере, можно разделить на две основные группы: предприятия, созданные при материнских НИИ или вузах, и самостоятельные структуры (рис. 2).

Малые инновационные предприятия (МИП) при материнских НИИ/вузах — это фирмы, основанные студентами, аспирантами либо сотрудниками НИИ или вузов, а также фирмы, владеющие лицензиями на ключевые технологии материнской организации [3]. Большинство малых инновационных фирм относится именно к этому типу. Существование «при НИИ» дает им ряд преимуществ, а именно: позволяет отсрочить платежи за аренду и коммунальные услуги; пользоваться наработанными ранее связями института с партнерами и заказчиками, его научным потенциалом, его брендом при продвижении своих разработок; использовать опытно-эксперимен-

тальную базу; получать через материнскую организацию часть госзаказа.

Во всем мире существует практика, когда научные и учебные учреждения могут передавать свои технологии для коммерческого использования в обмен на участие в прибыли или получение роялти. Подобные сделки заключаются через центры трансфера технологий (ЦТТ) [там же]. Старт-апы, созданные таким образом, называются спин-оффами (от англ. spin-off). Необходимым условием создания спин-оффа на базе учебных и научных учреждений является законодательная поддержка процесса технологического трансфера, разрешающая противоречие между некоммерческим характером деятельности материнского заведения и венчурным, коммерческим характером спин-оффа. В развитых странах данный процесс является четко отлаженным и эффективным. В США регламентация этого процесса началась с законов Бэя-Доула и Стивенсона-Уайдлера, подкрепленных дополнительными законодательными актами и поправками.

Изобретение, созданное работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (п. 1, ст. 1 370 ГК РФ), работник имеет право на вознаграждение (п. 4 ст. 1370 ГК РФ) Изобретение, созданное работником с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (п. 5 ст. 1370 ГК РФ)

^ j простая неисключительная лицензия

право на получение патента на служебное изобретение переходит работнику, если:

• работодатель в течение 4 месяцев со дня уведомления не подаст заявку на выдачу патента;

• работодатель не передаст право на получение патента третьему лицу;

• работодатель не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате инновационной деятельности в тайне

Рис. 1. Распределение прав между работодателем (научное учреждение) и работником (изобретатель/ученый) на интеллектуальную собственность, созданную на рабочем месте

Когда говорят о передаче технологий, особенно в учебных заведениях, к которым относятся университеты, то возникает следующая проблема. В целом существуют три основных пути коммерциализации интеллектуальной собственности (с незначительными вариациями): через заказные НИОКР, через патентование с последующей уступкой патентных прав и лицензированием и через создание spin-off компаний на базе вузовских разработок и технологий. Если речь идет о заказных НИОКР, то здесь все просто, понятно и законодательно четко определено. По сути, сегодня это единственный реальный путь коммерциализации технологий, которые создаются в вузах и институтах.

Что касается второго пути, то ни в Законе об образовании, ни в Законе об образовательных учреждениях не указано, что вуз имеет право заниматься лицензированием. Этот вид деятельности «закрыт». Так, Московский государственный университет сегодня имеет 182 «живых» патента, т. е. те, которые поддерживаются, однако они не приносят ему дохода [4]. Научные и вузовские учреждения не могут получать доходы от деятельности инновационных предприятий и не заинтересованы в их развитии. Они должны тратить силы, время, деньги, но ввести в хозяйственный оборот интеллектуальную собственность, которую будут защищать патенты, они не могут. Третий путь — создание spin-off компаний на базе разработок и вузов. В России создание спин-оффа при НИИ или вузе крайне затруднено. В качестве причины можно назвать нерешенность вопроса о принадлежности ОИС, созданной по госконтрактам, и невозможность долевого участия бюджетных организаций (а таких среди научно-исследовательских и учебных организаций — подавляющее большинство) в старт-апах, созданных за счет внебюджетных источников. На сегодняшний день практически отсутствуют формы легального участия НИИ и вузов в капитале инновационных старт-апов или передачи им земли и оборудования на взаимовыгодной основе.

Рис. 2. Варианты трансфера технологий в зависимости от распределения прав на объект интеллектуальной

собственности

Сегодня вуз практически не может выступать в роли учредителя таких компаний, а следовательно, он не может получать свою долю дохода при реализации технологий и разработок. Соответственно вуз как юридическое лицо не заинтересован в образовании таких компаний. Поэтому сейчас ситуация в разных вузах определяется исключительно позицией первого лица.

Основными подходами к разработке механизма введения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет средств государственного бюджета, должны стать закрепление прав на интеллектуальную собственность за организациями-разработчиками, а также стимулирование передачи прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет бюджетных средств, от научных организаций и университетов в промышленность для ускорения ее коммерциализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интеллектуальная собственность в России и Европейском сообществе: правовые проблемы: сборник статей / под ред. М. М. Богуславского и А. Г. Светланова. М.: Волтерс Клувер, 2008. 296 с.

2. Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая. ФЗ от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ.

3. Венчурное инвестирование в России (юридические аспекты). Материалы к обсуждению. СПб.: РАВИ, 2001.

4. Атоян В. Р. Инвестирование в инновационную экономику. Саратов: СГТУ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.