Научная статья на тему 'Варианты совладания со стрессом и переживаний положительных эмоций подростков с различным отношением к алкоголизации'

Варианты совладания со стрессом и переживаний положительных эмоций подростков с различным отношением к алкоголизации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
360
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К АЛКОГОЛИЗАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ / КОГНИТИВНЫЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕАГИРОВАНИЯ / ATTITUDE TOWARDS ALCOHOLIZATION / PERSONAL STRATEGIES FOR COPING WITH STRESS / EMOTIONAL / COGNITIVE / AND ACTIVE RESPONSES VARIANTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жиляев Андрей Геннадьевич, Палачёва Татьяна Ивановна

В статье приводятся результаты эмпирического исследования, которое позволило изучить личностные характеристики подростков, влияющие на их отношение к алкоголизации: варианты совладания со стрессом и переживаний положительных эмоций. В рамках реагирования на стресс в качестве факторов, связанных с употреблением алкоголя подростками, было выявлено преобладание эмоциональных вариантов при относительном снижении распространенности когнитивных ответов и деятельностных вариантов реагирования у девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variants of coping with stress and experiencing positive emotions in adolescence with different attitude to alcoholization

The article presents the results of an empirical study, which allowed to examine personal characteristics of adolescents affecting their attitude toward alcoholization: variants of coping with stress and experiencing of positive emotions. Under the reaction to stress the prevalence of emotional choices with relative decline in number of cognitive responses and active responses with girls was revealed as a factor associated with alcohol used by adolescents.

Текст научной работы на тему «Варианты совладания со стрессом и переживаний положительных эмоций подростков с различным отношением к алкоголизации»

А.Г. Жиляев, Т.И. Палачёва

ВАРИАНТЫ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ И ПЕРЕЖИВАНИЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К АЛКОГОЛИЗАЦИИ

В статье приводятся результаты эмпирического исследования, которое позволило изучить личностные характеристики подростков, влияющие на их отношение к алкоголизации: варианты совладания со стрессом и переживаний положительных эмоций. В рамках реагирования на стресс в качестве факторов, связанных с употреблением алкоголя подростками, было выявлено преобладание эмоциональных вариантов при относительном снижении распространенности когнитивных ответов и деятельност-ных вариантов реагирования у девочек.

Ключевые слова: отношение к алкоголизации; личностные стратегии совладания со стрессом; эмоциональные, когнитивные и деятельностные варианты реагирования.

Алкоголизация несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия. Подростковый алкоголизм в последние годы перерастает в проблему национального бедствия, наблюдается высокий темп роста подростковой алкоголизации, отмечается устойчивая тенденция к снижению возраста лиц, употребляющих алкогольные напитки. Подростки и молодежь испытывают кризисную социально-психологическую ситуацию. Наблюдается разрушение прежних стереотипов поведения, нормативных и ценностных ори-ентаций. Новые формы психологической и социальной адаптации формируются бессистемно и хаотично. У подростков и молодежи утрачивается ощущение смысла происходящего и в то же время еще не сформированы определенные жизненные навыки, которые

© Жиляев А.Г., Палачёва Т.И., 2016

позволили бы сохранить свою индивидуальность и выработать здоровый жизненный стиль. Под воздействием интенсивных и непрерывно возникающих стрессовых ситуаций возникают различные формы саморазрушающего поведения, в первую очередь употребление табака, алкоголя, наркотиков.

К решению данной проблемы алкоголизации подростков и молодежи существует несколько подходов. Одни авторы, анализируя причины алкоголизации подростков, выделяют социально-психологические факторы приобщения подростков к алкоголю1, другие как ведущий фактор риска определяют возрастные особенности2, ряд исследователей акцентируют внимание на мотивационной составляющей. В последнее время в литературе появляются работы, в которых исследователи к ведущим факторам алкоголизации относят личностные особенности подростков3.

Подростковый возраст специалисты с давних пор считают фактором, способствующим развитию алкоголизма и токсикомании4. По Клейбергу, «девиантность - не только самостоятельный психологический феномен, но и имманентная психологическая характеристика подросткового социума, атрибутивный механизм социализации и адаптации личности подростка, осуществляющийся в любом взаимодействии (как внешнем, так и внутреннем), обладающий динамичностью, мобильностью и способствующий обеспечению самовыражения личности через осознание и принятие ею избранных норм и социально значимых моделей поведения»5.

Многие исследователи рассматривают алкоголизацию подростков как признак глубокого личностного неблагополучия, как саморазрушающее поведение, наносящее вред будущему социальному статусу6. Мотивацию самоповреждения связывают с отчаянием, со стремлением любой ценой избежать стресса или желанием манипулировать окружающими.

Как отмечает Л.Ф. Блинова7, если в детстве человек воспринимал мир «искривленным», находясь среди таких же психически неполноценных взрослых, такой человек приобретает черты невротической личности, у него формируются защиты, сохраняющие его «Я - образ» от негативной и разрушающей информации о себе, в силу этого внутренний мир застывает в своей аномальности. Таким образом формируются стереотипы, которые ведут к развитию зависимых форм поведения.

В отечественной психологии в последнее время интенсивно развивается направление, изучающее мотивационно-потребност-ную сферу личности, поскольку изучение мотивов является одной из важнейших предпосылок для разработки мер профилактики за-

висимостей. А.Е. Личко, В.С. Битенский выделяют социально-психологические мотивы как потребность в изменении собственного состояния8. К социально-психологическим мотивам отнесены мотивы, обусловленные традициями и культурой; субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы; псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении подростка приспособиться к «наркотическим ценностям» подростковой группы. Авторы считают, что эти мотивы характерны для начального этапа наркотизации.

Роль субмиссии в приобщении подростков к алкоголю и наркотикам подчеркивают ряд исследователей, при этом в последние годы она становится доминирующей мотивацией. Б.С. Братусь и П.И. Сидоров выделяют два типа мотивов алкоголизации девочек-подростков: адаптивный для вхождения в референтную группу и удержания в ней и неадаптивный для ухода от конфликта, для снятия напряжения9. По мнению Л.К. Шайдуковой, наиболее частым мотивом потребления алкоголя девушками является самоутверждение10.

В.Н. Косырев, Т.И. Попова, исследуя мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте, получили следующие данные: для трети подростков алкоголь выступает в роли «средства от неприятностей»; одному из семи он помогает снять напряжение и расслабиться; каждому восьмому - поднять настроение или поучаствовать в компании11.

Таким образом, анализ исследований показал, что одним из значимых факторов риска алкоголизации является установка на изменение эмоционального состояния с помощью алкоголя, то есть имеет место сформировавшееся представление о возможности с помощью алкоголя изменять эмоциональное состояние, устранять негативные переживания, улучшать настроение.

По данным А.В. Воронкова, к личностным особенностям подростков, приводящих к алкоголизму и наркомании, относятся: толерантность к социальным девиациям, социальная незрелость, пассивность, дезориентация, десоциализация, потребительство, паразитизм, склонность к депрессиям, ипохондрии12.

Как показали исследования А.Н. Алехина, условиями аномального формирования личности, как правило, являются: неспособность ребенка к продуктивному выходу из кризисной ситуации, недостаточная интегрированность в социуме, трудности социально-психологической адаптации, низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам. Для таких подростков алкоголь является психотропным средством компенсации, облегчающим процесс поведения в ближайшем социальном окружении13.

Зарубежные исследователи рассматривают алкогольную зависимость в подростковом возрасте как защиту от депрессии и тревоги, как самодеструктивное поведение, которое связано с неразрешимыми проблемами фрустрирующего свойства14. Отмечено также, что чаще всего в состоянии тревоги и депрессии алкоголь употребляют девочки. По исследованиям зарубежных авторов, подростки в ситуации эмоционального дискомфорта готовы употреблять алкоголь, чтобы совладать с негативными эмоциями15.

Настоящая статья посвящена изучению факторов и механизмов, способствующих алкоголизации подростков. Исследование взаимодействия личностных особенностей и вариантов отношения к употреблению алкоголя подростками позволяют на основе выявленных механизмов процесса алкоголизации подростков создать профилактическую модель сопровождения и поддержки школьников.

Цель исследования: изучить взаимосвязь вариантов совлада-ния со стрессом и переживаний положительных эмоций у подростков с различным отношением к алкоголизации.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования.

1. Теоретический анализ проблем психологической профилактики девиантного поведения подростков.

2. Эмпирическое исследование, позволяющее изучить личностные характеристики подростков, влияющие на отношение подростков к алкоголизации, в том числе и варианты совладания со стрессом и переживаний положительных эмоций.

3. Выявление совокупности психологических факторов, характерных для основных групп отношений подростков к алкоголизации.

Материалы и методы исследования

Выборку исследования составили 213 детей в возрасте 13 лет, учащихся общеобразовательных школ, сопоставимые по гендер-ным характеристикам (106 мальчиков и 97 девочек). В ходе анонимного анкетирования при ответе вопрос «Будете ли вы употреблять алкоголь?» дети распределились по следующим группам: в 1 группу вошли 52 ребенка (27 мальчиков и 25 девочек), которые ответили - «нет, не буду», хотя они не исключали единичного употребления. Во 2 группу на фоне единичного употребления «скорее всего буду, эпизодически по праздникам» вошли 114 подростков; в 3 группу - 47 подростков, которые знакомы с алкоголем и периоди-

чески его употребляют не реже 2 раз в месяц. Таким образом, было получено 3 группы по отношению к алкоголю, остальные группы имели отличия по тендерным особенностям.

Для исследования одного из эмоциональных состояний - горя или радости, изучения представлений подростков о вариантах совладания со стрессом и переживаниях положительных эмоций использовалась тестовая программа «Что происходит с человеком, который испытывает горе/радость». Критериями оценок явилось преобладание когнитивных ответов: детям надо было выбирать, исследовать, искать причину; наличие деятельностных ответов, отражающих стремление что-то делать; присутствие эмоциональных ответов, отражающих переживания подростков.

Проективный тест «Несуществующее животное» (Л.А. Венгер) позволил выявить большое количество индивидуально-личностных особенностей: потребность в общении, недостаточность социальной опоры, низкая самооценка, завышенная самооценка, агрессия, защита от агрессии, тревожность.

Результаты исследования

Исследование по тестовой методике «Что происходит с человеком, который испытывает горе/радость» позволило получить следующие результаты.

При воспроизведении реакции на ситуацию «когда человек испытывает радость» удельный вес когнитивных ответов в группе с отрицательным отношением к алкоголю (мальчики - 32,2 ± 2,7 %, девочки - 29,5 ± 3,2 %) значимо отличался (р < 0,05) от показателей в группе с эпизодическим (мальчики - 21,1 ± 2,12 %, девочки -18,8 ± 2,4 %) и периодическим (мальчики - 19,8 ± 2,2 %, девочки -17,1 ± 1,4 % ) употреблением алкоголя при значимом повышении распространенности эмоциональных реакций (мальчики -44,6 ± 2,5 %, девочки - 41,9 ± 2,3 %).

При переживании положительных эмоций дети активно делились с другими этим состоянием, радовались, переживая чувство победы. При переживании положительных эмоций подростки с отрицательной инициацией думали что-то сделать в этом состоянии, чтобы оно было значимым, думали поделиться своей радостью, думали, как развить успех.

В ситуации переживания положительных эмоций подростки первой группы делились с друзьями, чувствовали внутреннюю силу и воплощали планы; делали то, что помогает им в самореализации.

В случае негативных реакций в группе с отрицательным отношением к алкоголю удельный вес деятельностных ответов (мальчики - 23,0 ± 2,0 %, девочки - 28,6 ± 2,5 %) также значимо отличался (р < 0,05) от показателей в группе с эпизодическим (мальчики -18,1 ± 1,6 %, девочки - 12,3 ± 1,7 %) и периодическим (мальчики -16,6 ± 1,8 %, девочки - 7,2 ± 0,6 % ) употреблением алкоголя.

Дети первой группы с отрицательным отношением к алкоголю в ситуации переживания горя использовали активные конструктивные позиции с выходом в социум, чтобы посоветоваться. На поведенческом уровне подростки анализировали причины, которые вызвали ситуацию «горя», шли к друзьям, близким, чтобы те помогли им выйти из этого состояния, переключиться на другую деятельность. На когнитивном уровне в первой группе в ситуации переживания горя дети думали, что «это пройдет», искали причины, чтобы устранить их и выйти из этого состояния. Они думали о тех, кто вместе с ними переживает, думали, как поделиться, что-то сделать в этом состоянии, чтобы оно было значимым, думали о своих возникших проблемах.

В то же время в вариантах совладания со стрессом в первой группе можно проследить риск развития прогрессивного алкоголе-потребления и формирование алкоголезависимости. Так, депрес-сивность, как опасная тенденция, обозначилась в личностных особенностях первой группы больше у девочек (25,6 ± 2,2 %), высокие значения этого показателя впоследствии отмечались у девочек с употреблением алкоголя (41,4 ± 4,4 %).

Аутоагрессивность в случае негативных ситуаций в меньшей мере получила распространение в личностных особенностях детей первой группы (мальчики - 12,3 ± 1,3 %, девочки - 14,4 ± 1,2 %), затем как наиболее характерная она проявилась на более значимом уровне в личностных характеристиках девочек с эпизодическим (24,3 ± 2,5 %) и мальчиков с периодическим употреблением алкоголя (28,4 ± 2,9 %). В первой группе детей агрессивность обнаружилась как фактор риска алкоголизации (мальчики - 26,6 ± 2,7 %, девочки - 24,9 ± 2,6 %), впоследствии проявившая устойчивую тенденцию в группе с установкой на эпизодическое (мальчики - 27,9 ±

3.3 %, девочки - 36,1 ± 3,8 %) и периодическое (мальчики - 36,3 ±

4.4 %, девочки - 30,1 ± 3,6 %) употребление алкоголя.

При воспроизведении реакции на ситуацию «когда человек испытывает радость» во 2-й и 3-й группах у мальчиков (2-я группа -21,1 ± 2,12 %, 3-я группа - 19,8 ± 2,2 %) и девочек (2-я группа -18,8 ± 2,4 %, 3-я группа - 17,1 ± 1,4 %) значимо отличалось количество когнитивных ответов (р < 0,05), а у девочек 2-й группы еще и деятельностных ответов (17,2 ± 2,6 %) при значимом повыше-

нии распространенности эмоциональных реакций (63,4 ± 2,6 %) (р < 0,05). Эмоциональный ответ в ситуации радости, прослеживаемый в большей мере у девочек с установкой на эпизодическое употребление алкоголя, устойчиво формировал алкогольную инициацию. В группах, употребляющих алкоголь, за исключением мальчиков 2-й группы, эта тенденция не достигла порога значимости.

Схожая тенденция с повышением распространенности эмоциональных ответов отмечалась во 2-й (мальчики - 58,2 ± 5,9 %, девочки - 69,6 ± 5,2 %) и 3-й (мальчики - 70,5 ± 6,7 %, девочки -82,8 ± 7,4 %) (р < 0,05) группах, употребляющих алкоголь, как реакция на переживание негативной ситуации.

Снижение удельного веса деятельностных ответов была отмечена у девочек 2-й (12,3 ± 1,7 %), 3-й (7,2 ± 0,6 %) групп, причем в последнем случае также наблюдалось значимое снижение когнитивных ответов у девочек 3-й (9,7 ± 0,8 %) группы (р < 0,05). Отмечаемое снижение когнитивного ответа как у мальчиков, так и у девочек может влиять на совладание со стрессом.

В переживаниях положительных эмоций подросток с эпизодическим употреблением алкоголя может забыть обо всех сложностях и невзгодах, он чувствует, что радостью можно делиться с друзьями, и поэтому возможно изменение его жизни. Он собирает друзей и устраивает праздничную атмосферу, меняя обстоятельства для получения отдыха; он стремится удовлетворить желания своих друзей. Он выбирает времяпрепровождение в стиле безумного отдыха, например, гонки, испытывая адреналиновый эффект. Подросток пытается решить, наладить отношения с новыми людьми, ищет новых друзей, помириться с тем, с кем в ссоре, ищет компанию, которая бы разделила его радость.

В случае негативных ситуаций подросток с эпизодическим употреблением алкоголя чувствует, что происходит то, с чем он не может справиться, люди вокруг достойные, но не обладают силами, чтобы ему помочь, его подвели, причиной этого стали ошибочные действия, недостаточно выверенные. В ситуации горя он не может подумать, что другие могут посочувствовать, он считает, что ему никто не может помочь. Считает себя виноватым, думая, что его действия и ошибки привели к таким результатам. В горе он стремится остаться один, пытается забыться, срывается на близких и раздражается по отношению к ним.

В отличие от подростка с установкой на эпизодическое употребление алкоголя подросток с периодическим употреблением алкоголя в горе чувствует отчаяние и безнадежность. В ситуации негативных воздействий он уповает на помощь извне, в том числе

на высшие силы, которые ему помогли бы; замирает в надежде на то, что рассосется, пройдет. Он считает, что в окружающем мире есть лишь одна причина этого состояния - ему не повезло в жизни.

В ситуации переживания положительных эмоций подросток с установкой на периодическое употребление алкоголя думает, что все плохое осталось позади, что он сам определяет свою судьбу и влияет на окружающих. Он удачливее других, и жизнь приготовила ему определенную миссию. Однако с установкой на периодическое употребление алкоголя он думает, что скоро это пройдет и поэтому нельзя расслабляться, что он один и его никто не понимает.

Традиционно ожидалось получение результатов дифференциации при оценке тревожности. Однако при общей высокой частоте признаки тревожности в группах сравнения распределились без значимых различий. Более показательными оказались результаты по следующим параметрам:

- признаки депрессивности выявлялись в ответах подростков при определении психологических реакций в случаях негативных ситуаций у мальчиков, употреблявших алкоголь эпизодически (29,4 ± 2,8 %) и периодически (32,2 ± 3,6 %), а также у девочек (41,4 ± 4,4 %);

- повышение распространенности агрессивных тенденций в рамках реакции совладания со стрессом выявлялось у эпизодически выпивающих девочек (36,1 ± 3,8 %) и периодически выпивающих мальчиков во 2-й (27,9 ± 3,3 %) и 3-й (36,3 ± 4,4 %) группах.

Характерным оказалось также повышение частоты ауто-агрессивных проявлений в ответах вплоть до суицидальных конструктов, что было выявлено на значимом уровне (р < 0,05) у девочек 2-й (24,3 ± 2,5 %) и 3-й (26,7 ± 2,9 %) групп по отношению к первой группе, а также у мальчиков 3-й (28,4 ± 2,9 %) группы, причем во 2-й (18,0 ± 1,8 %) группе у мальчиков отмечалась схожая тенденция, не дошедшая до уровня статистически значимого различия.

При обследовании по методике «Несуществующее животное» в качестве признаков, выделивших две группы - 2-ю и 3-ю - в целом выступали факторы недостаточности социальной опоры (2-я группа, мальчики - 59,8 ± 5,7 %, девочки - 48,4 ± 3,9 %; 3-я группа, мальчики - 41,5 ± 5,1 %, девочки - 38,8 ± 4,0 %) (р < 0,05) и тревожности (2-я группа, мальчики - 56,9 ± 6,9 %, девочки - 44,8 ± 3,8 %; 3-я группа, мальчики - 46,3 ± 4,3 %, девочки - 57,9 ± 5,2 %) (р < 0,05). Внешнее противоречие между предыдущим и этим тестами можно

объяснить различием в тестовых подходах, при том, что в тесте «Несуществующее животное» акцент делался на личностных характеристиках, а в тесте «Что происходит с человеком, который испытывает горе/радость» - на особенностях совладания личности со стрессом. При том, что проблемы в общении были значимо распределены во всех группах сравнения, достигая максимума у мальчиков 2-й группы (59,8 ± 5,7 %). При этом признаки заниженной самооценки оказались в большей степени характерны для мальчиков (39,8 ± 4,4 %) и девочек 2-й (44,9 ± 5,1 %) группы, а также девочек 3-й (49,9 ± 4,4) (р < 0,05) группы, при том, что завышенная самооценка была распределена во всех группах сравнения.

Также для подростков, употребляющих алкоголь, оказались характерны отличия в виде повышенного уровня личностной агрессии, наблюдаются значимые различия (р < 0,05) у мальчиков в 3-й (38,7 ± 3,5 %) и 2-й группах (33,4 ± 3,6 %), а также в проявлении защитных механизмов от агрессии во 2-й группе (61,3 ± 6,6 %) и у девочек 3-й (48,1 ± 4,9 %) группы (р < 0,05).

Таким образом, в психологических характеристиках личности формированию алкогольных установок способствуют: недостаточность социальной опоры личности, повышенная личностная тревожность и агрессивные черты личности подростков в сочетании с заниженной самооценкой. Описанное сочетание психологических характеристик сопряжено с развитием социально-психологической дезадаптации, при которой алкоголь служит психорелаксантом и средством метакоммуникации.

Результаты проведенного обследования по тестовой методике «Что происходит с человеком, который испытывает горе/радость» позволили получить дифференциацию выделенных личностных особенностей группы подростков в связи с различным отношением к алкоголю. В рамках реагирования на стресс в качестве факторов, связанных с употреблением алкоголя подростками, было выявлено преобладание эмоциональных вариантов при относительном снижении распространенности когнитивных ответов и деятельностных вариантов реагирования у девочек. Также была прослежена взаимосвязь формирующегося у подростков решения об алкоголизации с выраженностью аутоагрессивных и агрессивных тенденций, а также депрессивных проявлений в рамках совладания со стрессом.

Таким образом, навыки когнитивного и деятельностного подходов к выработке личностных стратегий совладания со стрессом необходимо развивать у ребенка в доподростковом возрасте, что позволит снизить риск принятия подростком решения об употреблении алкоголя.

Примечания

1 Клейберг Ю.А. Пспхологпя девпаптпого поведения: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.

2 Блинова Л.Ф. Зависимость как иллюзия независимости или причины обраще-ппя ребенка к наркотикам. Пособие для практического психолога. Казань, 2006.

3 Алёхин А.Н. Формирование личности подростка с донозологическими формами алкоголпзацпп // Ученые записки университета пм. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 11 (95). С. 7-11.

4 Попов Ю.В. Границы и типы саморегуляции поведения детей и подростков // Саморазрушающее поведение у подростков / Ред. А.Е Лпчко, Ю.В. Попов. Л., 1991. С. 3-9.

5 Клейберг Ю.А. Пспхологпя девпаптпого поведения: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.

6 Саморазрушающее поведение у подростков...

7 Блинова Л.Ф. Указ. соч.

S Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. М., 1991. С. 1S0.

9 Скворцова Е.С. Факторы рпска (куреппе, алкоголизация, паркотпзацпя) в образе жизни современных подростков // Актуальные проблемы медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией: Сб. науч. работ, посвященный 70-летию со дня рождения п 45-летию врачебной, научной п общественной деятельности д.м.н., проф. Г.М. Эптппа. М.; Орел, 1994. С. 55-59.

10 Шайдукова Л.К. Классическая наркология (для студентов, интернов, ординаторов п врачей): Учеб.-метод. пособие. Казань: Ип-т псторпп пм. Ш. Марджапп АН РТ, 200S.

11 Косырев В.Н., Попова Т.М. Индивидуально-психологические предпосылки алкоголпзацпп подростков // Вестппк ТГУ. 2005. № 3. С. 110-116.

12 Воронков А.В. Социально-психологические характеристики личности молодого человека - потребителя наркотических средств // Научные проблемы гуманитарных исследований. 200S. № 11. С. 51-59.

13 Алёхин А.Н. Указ. соч. С. 7-11.

14 Merenäkk L., Harro M., Kiive E. et al. Association between substance use, personality traits, and platelet MAO activity in preadolescents and adolescents // Addictive behaviors. 2003. Vol. 28. P. 1507-1514.

15 King C.A., Ghaziuddin N., McGovern L. et al. Predictors of comorbid alcohol and substance abuse in depressed adolescents // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1996. Vol. 35 (6). P. 743-751.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.