Научная статья на тему 'Варианты практического применения принципов морфологической трансформации при проектировании одежды'

Варианты практического применения принципов морфологической трансформации при проектировании одежды Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
239
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Харьковская Галина Германовна

В статье представлены два варианта многофункциональной женской одежды. Рассмотрены принципы морфологической трансформации, использованные при их проектировании.Two variants of the multifunctional feminine cloth are presented in this article. The author considers the principles of morphological transformation used by their designing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Варианты практического применения принципов морфологической трансформации при проектировании одежды»

УДК 687.12

Г.Г. Харьковская

ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

В статье представлены два варианта многофункциональной женской одежды. Рассмотрены принципы морфологической трансформации, использованные при их проектировании.

Two variants of the multifunctional feminine cloth are presented in this article. The author considers the principles of morphological transformation used by their designing.

В условиях стремительно развивающихся современных технологий в связи с ростом производства и потребления, а также постоянной сменой функциональных процессов жизни человека появляется одежда, способная удовлетворять все его нужды, соответствовать тем или иным его запросам и потребностям. Современный человек нуждается в удобной одежде, позволяющей ему чувствовать себя комфортно вне зависимости от ситуации, времени или места нахождения. Помимо всего прочего, одежда должна подчеркивать социальный статус, соответствовать модным тенденциям и раскрывать человека как личность. Большинство потребителей, покупая одежду, руководствуется не только качеством и ценой, но также и желанием показать свою индивидуальность.

Процесс выбора и носки одежды - это игра, возможность экспериментировать, создавая свой образ. Постоянно меняя те или иные предметы одежды, человек создает множество вариаций своего костюма в различных стилевых решениях. Так, многие модельеры считают, что одежда в современном мире должна ко всему прочему внести разнообразие в «серые будни» повседневной жизни. Подобным целям, которые ставят перед собой современные модельеры, соответствуют многочисленные игровые элементы, юмор и ирония, присутствующие в одежде. Они пришли на смену отношению к моде как к выражению социального статуса человека. Игровые моменты предусматриваются многими дизайнерами в процессе эксплуатации одежды. Такие возможности могут быть заложены в изменяющихся формах, пристегивающихся элементах, в необычных дополнениях и аксессуарах. Бесконечные возможности для игры дает комбинирование отдельных предметов одежды, аксессуаров, рисунков и цветов [13, с. 3]. Почти безграничное разнообразие образов, которые дизайнеры одежды предлагают каждый сезон, предоставляет потребителю огромные возможности для выбора.

Использование элементов морфологической трансформации при проектировании швейных изделий позволяет значительно расширить ассортимент [2, с. 253], повысить универсальность и расширить функциональные возможности одежды, продлить сроки ее активной носки, сократить расходы на ее приобретение, т.е. создать одежду, успешно конкурирующую с зарубежными аналогами по техническим (конструкторско-технологические решения), экономическим (минимальная цена потребления за весь срок службы товара у потребителя) и социально-организационным (учет социальной структуры потребителей и реагирование на изменение моды) параметрам [1; 12, с. 37-38]. Трансформируемая одежда дает возможность продолжить этот эксперимент непосредственно с предметом гардероба.

Цель данной работы - разработка технических решений трансформируемой женской одежды с расширенными функциями для обеспечения возможности ее использования в различных жизненных ситуациях.

Для достижения цели сначала следует обратиться к основным принципам морфологической трансформации.

Ведущие специалисты в области трансформируемой одежды выявили двенадцать прототипов способов морфологической трансформации [1], которые были объединены в девять базовых принципов [7, с. 125-128; 14, с. 24-26]: растяжение - сжатие деталей или частей костюма; отделение - присоединение деталей и элементов одежды; регулирование - фиксация величины, объема и формы деталей одежды; свертывание - развертывание деталей и элементов одежды; исчезновение - появление объема всего изделия; замещение элементов или деталей костюма другими элементами или деталями; совмещение - вкладывание деталей костюма; ориентация элементов или деталей одежды или всего изделия в целом; перестановка элементов или деталей одежды [6, с. 34-35; 12, с. 37].

С учетом рассмотренной классификации принципов конструктивной реализации морфологической трансформации был разработан многофункциональный женский комплект одежды [8, с. 6-7].

Под комплектом понимается полный набор, состав каких-либо частей или элементов. В одежде это элементы и части костюма, сделанного по единому принципу, имеющего определенное назначение, цвет, материал. Комплект одежды может иметь неограниченное число взаимозаменяемых элементов, которые можно использовать вместе или по отдельности. В комплекте одежды отражена идея комбинирования [4, с. 172; 5, с. 28-29].

Многофункциональный трансформируемый комплект одежды состоит из корсажа 1, юбки 2, оборки 3, болеро с рукавом-фонариком 4 (рис. 1).

Корсаж 1 выполнен из наружного декоративного 5 и внутреннего подкладочного 6 слоев (рис. 2).

Наружный 5 и внутренний 6 слои корсажа выполнены конструктивно и технологически по типу корсета, повторяющего форму тела. Они неразъемно соединены между собой по верхнему краю, а в центральной части спинки вертикально расположена застежка, - например, шнуровка 7, снабженная планкой 8, обеспечивающая возможность регулирования корсета по фигуре (рис. 3 б). Здесь использован принцип морфологической трансформации растяжение - сжатие деталей или частей костюма. Между наружным 5 и внутренним 6 слоями расположен средний слой 9 (рис. 2), выполненный из тонкого шелкового материала, имеющий форму юбки «полусолнце» и неразъемно соединенный по меньшей длине полуокружности с нижним краем наружного декоративного слоя 5.

Юбка 2 состоит из двух слоев: наружного эластичного драпирующегося слоя 11 и внутреннего подкладочного слоя 12, разъемно соединенных между собой по верхнему краю с помощью, например, шнура 13, продернутого в блочки и фиксирующего юбку на талии (рис. 4). Использован принцип морфологической трансформации регулирование - фиксация величины, объема деталей одежды. Наружный слой 11 имеет по бокам кулисы 14 с продернутыми шнурами 15, обеспечивающими образование драпировки и регулирующими длину юбки по тому же принципу морфологической трансформации: регулирование - фиксация величины, объема и формы деталей одежды. Оборка 3 выполнена в виде юбки «солнце» с блочками по верхнему краю. Юбка 2 и оборка 3 разъемно соединены между собой посредством, например, шнура 10, продернутого в блочки нижнего края наружного эластичного драпирующегося слоя 11 юбки 2 и в блочки верхнего края оборки 3 (рис. 4).

Болеро 4 выполнено из наружного 16 и внутреннего подкладочного 17 слоев, разъемно соединенных между собой при помощи кнопок 18 по нижним краям и неразъемно соединенных по всем остальным краям. Между наружным 16 и внутренним 17 слоями расположен средний слой 19, выполненный из легкого шелкового материала, имеющий форму развертки усеченного конуса и неразъемно соединенный по меньшей длине полуокружности с нижним краем наружного слоя 16. Рукав-фонарик устроен аналогичным образом. В этих деталях болеро внутренний объем предназначен для вкладывания среднего слоя (принцип совмещение - вкладывание деталей костюма).

Рис. 1. Общий вид многофункционально го комплекта.

Рис. 2. Устройство корсажа.

Рис. 3. Платье для торжественных случаев: а) вид спереди; б) вид сзади.

Нижний край внутреннего слоя 19 рукава-фонарика снабжен кулисой с продернутым шнуром (рис. 5) для реализации принципа регулирования - фиксации величины, объема и формы деталей одежды, в данном случае - рукава.

Рис. 4. Устройство юбки Рис. 5. Устройство болеро.

с оборкой.

Устройство работает следующим образом.

1. Жакет-блузка.

В болеро 3 верхний слой 16 отсоединяется от внутреннего слоя 17 по нижнему краю при помощи кнопок 18. Средний слой 19 выправляется через нижний край болеро (рис. 5). Получается жакет-блузка с расширенной нижней частью (рис. 6). Аналогичным способом выправляется средний слой рукавов. Таким образом, реализуется принцип совмещения - вкладывания деталей одежды. Нижний край рукавов фиксируется на запястье при помощи шнуров, продернутых в кулисы по нижнему краю рукавов. С помощью шнуров регулируется длина рукавов (принцип регулирования - фиксации величины, объема и формы деталей одежды).

2. Платье для коктейля.

Оборка 3 отсоединяется от юбки 2 при помощи шнура 10 (рис. 4). В этом случае реализуется принцип морфологической трансформации: отделение - присоединение деталей и элементов одежды. Оборка 3 надевается на талию и фиксируется шнуром 10 (принцип регулирования - фиксации величины, объема деталей одежды). При ослаблении шнуровки 7 застежки корсажа выправляется наружу средний слой 9 (рис. 2), находящийся между наружным декоративным 5 и внутренним 6 (принцип совмещения - вкладывания деталей костюма). Сверху на оборку опускается выправленный слой 9. Получается платье для коктейля (рис. 7).

3. Платье для вечера.

Оборка 3 отсоединяется от юбки 2 посредством шнура 10 (рис. 4). Вертикальные драпировки по бокам юбки 2 распускаются при помощи шнуров 15, продернутых в кулисы 14 (принцип регулирования - фиксации величины, объема и формы деталей одежды). Юбка 2 надевается на торс и фиксируется шнуром 13 над грудью по тому же принципу. Получается вечернее платье (рис. 8).

Рис. 6. Жакет-блузка.

Рис. 7. Платье для коктейля.

Рис. 8. Платье для вечера.

Таким образом, предлагаемый трансформируемый комплект с расширенными функциональными возможностями позволяет увеличить ассортимент женской одежды путем преобразования его в другие предметы: платье для торжественных случаев, платье для коктейлей, платье для вечера, деловой комплект.

Техническими результатами использования многофункционального женского комплекта одежды являются:

1) расширение функциональных возможностей одежды;

2) расширение ассортимента - из женского комплекта путем трансформирования получаем дополнительные предметы одежды: платье для торжественных случаев, платье для коктейлей, платье для вечера;

3) удобство в эксплуатации за счет возможности регулирования предметов одежды по размеру и по росту;

4) быстрота и удобство трансформации;

5) технологичность конструкции модели;

6) возможность создания эстетических конструкций за счет внутренних слоев различной цветовой гаммы.

Другим объектом исследования является многофункциональный предмет одежды [3, с. 45].

В результате патентного поиска было выявлено изобретение [9], выбранное в качестве прототипа, которое представляет собой брюки, трансформирующиеся в комплект, состоящий из юбки и жакета-болеро. Брюки содержат правую и левую половины с частями разъемной текстильной застежки-«молнии» по верхнему краю. Половины брюк разъемно соединены между собой по среднему шву посредством текстильной застежки-«молнии», а по нижнему краю - при помощи текстильной застежки-«молнии» по бокам клина. При отсоединении нижних частей брюк от правой и левой половин, расстегивании разъемных текстильных застежек-«молний» по бокам клина и соединении их между собой брюки преобразуются в юбку. Жакет-болеро - результат разъединения левой и правой половин брюк по среднему шву и соединения их по верхнему краю.

Данное изделие имеет простую конструкцию и довольно легко в эксплуатации, но перечень получаемых предметов одежды ограничен. Также использование данного комплекта одежды - жакета-болеро и юбки может производиться только на одну фигуру, так как изделие жестко закреплено застежками-«молниями», а следовательно, исключается его межразмерное приращение.

Многофункциональный предмет одежды представлен на рис. 9 и состоит из верхней части брюк 1, разъемно соединенной по нижнему наклонному срезу при помощи застежек-«молний» 4 и 5 с нижними частями брюк 2 и 3. Поскольку линия среза наклонна, части 2 и 3 имеют разную длину - часть 2 короче части 3. Минимальная длина части 2 от нижнего края брюк со стороны бокового шва - 20 см. По верхнему срезу верхняя часть брюк 1 соединена разъемно при помощи застежки-«молнии» 6 с поясом-корсетом 7, на спинке которого расположена застежка-шнуровка 8, регулирующая объем изделия. Верхний край переда пояса-корсета 7 выполнен в виде тупого угла, направленного вверх с кольцом-люверсом 9, расположенным в вершине угла. Через кольцо 9 продет шнур 10, а по сторонам тупого угла расположены попарно части кнопок 11 и 12. Верхняя часть брюк 1 имеет декоративный элемент - брошь 13. На верхнюю часть брюк 1 вкруговую по верхнему краю настрачиваются отлетные декоративные детали 14 и 15 - таким образом, чтобы закрыть застежки-«молнии» 4 и 5. Нижняя часть брюк 3 имеет застежку 16 по шаговому шву. По нижнему краю нижних частей брюк 2 и 3 располагаются шнуры 17 и 18, продернутые в кулисы. Нижние части брюк 2 и 3 по ширине должны быть не менее размера обхвата головы.

а) б)

Рис. 9. Общий вид многофункционального предмета одежды: а) вид спереди; б) вид сзади.

Преобразование многофункционального предмета одежды в топ проводится следующим образом. Верхняя часть брюк 1 отстегивается от пояса-корсета 7 (рис. 10) при помощи разъемной застежки-«молнии» 6, тем самым реализуется принцип отделения-присоединения деталей и элементов одежды. Затем застегиваются попарно части кнопок 11 и 12, получается объем на выпуклость груди (принцип регулирования - фиксации величины, объема и формы деталей одежды). Шнур 10, пропущенный через кольцо-люверс 9, завязывается вокруг шеи, а с помощью застежки-шнуровки 8, расположенной на спинке изделия (рис. 11 а), регулируется объем топа (принцип регулирования - фиксации величины, объема и формы деталей одежды).

Затем от верхней части брюк 1 отсоединяются нижние части 2 и 3 посредством разъемных застежек-«молний» 4 и 5 соответственно (рис. 10). Таким образом, с реализацией принципа отделения-присоединения деталей и элементов одежды получаются брюки-капри (рис. 11 г).

Далее нижняя часть брюк 2 стягивается по своему нижнему краю с помощью шнура 17, продернутого в кулису (рис. 10), по принципу растяжения - сжатия деталей или частей костюма. Верхний наклонный край нижней части брюк 2 подгибается и фиксируется брошью 13. Образование головного убора происходит лишь при условии поворота его основной детали (нижней части брюк 2) на 180° относительно своего центра (рис. 11 б). При этом реализуется принцип ориентации элементов или деталей одежды или всего изделий в целом.

По принципу свертывания - развертывания деталей и элементов одежды нижняя часть брюк 3 разъединяется по шаговому шву при помощи разъемной застежки 16 (рис. 10), накидывается на плечи и фиксируется на шее с помощью шнура 18 таким образом, чтобы образовывать пелерину-накидку (рис. 11 в). Образование пелерины-накидки становится возможным лишь при условии поворота ее основной детали (нижней части брюк 3) на 180°

относительно своего центра. В данном случае реализуются два принципа: регулирование -фиксация величины, объема и формы деталей одежды; ориентация элементов или деталей одежды или всего изделий в целом.

г)

Рис. 10. Промежуточная Рис. 11. Общий вид предметов трансформации:

стадия трансформации. а) топ: вид спереди, вид сзади; б) головной убор;

в) пелерина-накидка; г) брюки-капри.

Таким образом, разрешается поставленная задача - расширение функциональных возможностей предмета одежды, ассортимента, размерного ряда путем преобразования брюк в комплект одежды: топ, брюки-капри, головной убор и пелерину-накидку.

Рассмотренные примеры устройств многофункциональной одежды наглядно демонстрируют реализацию шести принципов морфологической трансформации: растяжение -сжатие деталей или частей костюма; отделение - присоединение деталей и элементов одежды; регулирование - фиксация величины, объема и формы деталей одежды; свертывание -развертывание деталей или элементов одежды; совмещение - вкладывание деталей костюма; ориентация элементов или деталей одежды или всего изделия в целом.

Новизна данных технических решений подтверждена патентами на изобретения [10, 11].

1. Акилова, А.А., Петушкова, Г.И., Пацявичюте, А.А. Моделирование одежды на основе принципа трансформации (новые приемы разработки новых форм одежды): Учеб. пособие для вузов. - М.: Легпромбытиздат, 1993. - 200 с.

2. Ананенкова, Л.А., Толмачева, А.В., Бездольная, И.А., Харьковская, Г.Г. Проектирование детской одежды с использованием элементов трансформации // Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности (ПОИСК-2009): Сборник материалов межвузовской научно-практ. конф. аспирантов и студентов. - Часть I. - Иваново: ИГТА, 2009. - С. 253-254.

3. Ахметгареева, О.И., Харьковская, Г.Г. Многофункциональный предмет одежды // Изобретения стран мира. - Вып. 004 - М.: ПАТЕНТ. - 2012. - № 1. - С. 4-5.

4. Балдано, И.Ц. Мода ХХ века: Энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 400 с.

5. Борисова, Л.Н., Зернина, М.Г., Акилова, З.Т., Горина, Г.С. Проектирование многофункционального комплекта одежды для молодежи // Швейная промышленность. - 1988. - № 5. - С. 28-29.

6. Куренова, С.В., Бескоровайная, Г.П. Морфологическая трансформация при проектировании детской одежды // Швейная промышленность. - 1998. - № 4. - С. 34-35.

7. Куренова, С.В., Савельева, Н.Ю. Конструирование одежды. Учеб. пособие / Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.

8. Ледовская С.Ю., Харьковская Г.Г. Многофункциональный женский комплект // Изобретения стран мира. - Вып. 004 - М.: ПАТЕНТ. - 2012. - № 5. - С. 6-7.

9. Пат. 2236805 Российская Федерация, МПК 7 А 41 Б 15/00. Многофункциональные брюки / Г.Г. Харьковская, Т.В. Сорокина, О.Я. Шурбина; заявитель и патентообладатель - Амурский государственный университет. - № 2002109395; заявл. 10.04.2002; опубл. 27.09.2004. Бюл. № 32.

10. Пат. 2437600 Российская Федерация, МПК А41Б 15/00. Многофункциональный предмет одежды / О.И. Ахметгареева, Г.Г. Харьковская; заявитель и патентообладатель - Амурский государственный университет. - № 11109542; заявл. 14.03.2011; опубл. 27.12.2011. Бюл. № 36.

11. Пат. 2446726 Российская Федерация, МПК А41Б 15/00. Многофункциональный женский комплект / Ледовская С.Ю., Харьковская Г.Г.; заявитель и патентообладатель - Амурский государственный университет. - № 2010149032; заявл. 30.11.2010; опубл. 10.04.2012. Бюл. № 10.

12. Сухова, Т.Н. Использование трансформации при проектировании одежды // Вестник АмГУ (Факультет прикладных искусств. - Вып. 1, 2002). - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2002. - С. 37-40.

13. Харьковская, Г.Г., Медведев, А.М. Совершенствование практического использования приемов морфологической трансформации при проектировании одежды. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2013. - 112 с.

14. Шамухитдинова, Л.Ш., Коблякова, Е.Б., Смирнова, Т.В. Классификация и кодирование конструктивных решений трансформируемых элементов одежды // Швейная промышленность. -1991. - № 6. - С. 24-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.