УДК 621.311.001.57
Саврасов Фёдор Витальевич
ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Кафедра информатики и проектирования систем
г. Томск, Россия Старший преподаватель E-Mail: savrasov@tpu.ru
Варианты построения автономных систем электроснабжения с использованием фотоэлектрических устройств и алгоритмы их работы
Аннотация: В настоящее время всё большую актуальность приобретают автономные системы электроснабжения, основанные на возобновляемых источниках энергии (солнце, ветер, и т.п.). Несмотря на однотипность основных вариантов проектирования таких энергетических комплексов (в том числе - гибридных), в настоящее время не существует эффективных алгоритмов управления устройствами, входящими в состав комплекса, с целью обеспечения оптимальной его работы и покрытия необходимого уровня потребительской нагрузки.
Соответственно, требуются продолжительные исследования в области определения критериев максимально энергоэффективного взаимодействия компонентов автономных энергоисточников данного типа.
В работе проанализированы и предложены основные варианты построения гибридных электротехнических комплексов на основе фотоэлектрических систем, пригодных для использования в условиях децентрализованного электроснабжения. Также предложены оригинальные алгоритмы эффективного управления гибридными автономными системами электроснабжения, содержащими фотоэлектрические преобразователи, с целью экономии топлива и моторесурса дизельной электростанции, а также позволяющие эффективно эксплуатировать аккумуляторную батарею, входящую в состав комплекса с целью обеспечения бесперебойного электроснабжения.
Унификация вариантов построения систем автономного электроснабжения, а также процессов, описываемых алгоритмами работы этих систем, при их формализации способна облегчить проектирование и масштабирование энергетических комплексов.
Ключевые слова: Автономная система электроснабжения; фотоэлектрическая
система; дизельная электростанция; аккумуляторная батарея; балластная нагрузка; гибридный электротехнический комплекс.
Идентификационный номер статьи в журнале 36TVN613
Fedor Savrasov
National Research Tomsk Polytechnic University Department of Computer science and System engineering
Russia, Tomsk E-Mail: savrasov@tpu.ru
Variants of the autonomous power supply systems’s design with photovoltaic devices and algorithms for their work
Abstract: At present, there is the increasing actuality of autonomous power supply system based on renewable energy sources (solar, wind, etc.). Despite the uniformity of the main options for the design of energy systems (including - hybrid), currently there is no effective control algorithms for devices that are part of the complex, in order to ensure optimal coverage of his work and the required level of customer loads.
Accordingly, longitudinal studies are needed to define the criteria of the most energy-efficient interaction between the components of this type of autonomous power supply.
This paper analyzes and proposed the basic variants of the hybrid electrical systems based on photovoltaic systems suitable for use in decentralized power supply. Also there are offered the original algorithms for effective management of autonomous hybrid power systems containing photovoltaic cells, in order to save fuel and the service life of diesel power plant, as well as to effectively exploit the battery that is part of the complex in order to ensure uninterrupted power supply.
Unification of options for building autonomous power systems, as well as the processes described by the algorithms of these systems, with their formalization is able to facilitate the design and scale of energy systems.
Keywords: Stand-alone power system; photovoltaic system; diesel power; battery; ballast load; hybrid electrical complex.
Identification number of article 36TVN613
Введение
Реальным способом повышения энергетической эффективности автономных дизельных систем электроснабжения является включение в их состав установок возобновляемой энергетики, среди которых наиболее универсальными являются фотоэлектрические системы. При этом сложность процессов энергопреобразования в гибридных энергоустановках, совершенствование их характеристик и расширение масштабов практического применения возобновляемой энергетики требуют продолжительных исследований электротехнических комплексов данного типа с целью повышения их энергоэффективности.
Так как при внедрении фотоэлектрических систем (ФЭС) в настоящее время становится необходимым обеспечение автоматизированного управления такими системами, необходим анализ возможных способов управления гибридными электротехническими комплексами, а также построение алгоритмов рационального взаимодействия составляющих систем электроснабжения с фотоэлектростанциями.
Основные варианты построения автономных систем электроснабжения
Обобщая результаты ряда научных разработок и практических экспериментов, отражённых в ряде работ [1-8], можно выделить три основных варианта построения автономных систем электроснабжения (АСЭ), имеющих в своём составе ФЭС (а также гибридных), наиболее пригодных для функционирования в регионах децентрализованного электроснабжения. Рассмотрим их более подробно.
На рис. 1. представлена структурная схема варианта АСЭ, не имеющего в своём составе устройств аккумулирования избыточно вырабатываемой электроэнергии. В ней используется Ф - совокупность фотоэлектрических модулей, преобразующих солнечную энергию в электричество для покрытия нагрузки Н, и Д - источник электроснабжения, предназначенный для периодов, когда суммарное значение солнечной инсоляции недостаточно для обеспечения необходимого количества энергии. В состав данного АСЭ входит автоматически регулируемая балластная нагрузка (Б), предназначенная для перенаправления избыточной мощности от солнечной батареи (СБ); фактически, данный избыток, в свою очередь, может быть использован для дополнительного энергообеспечения (тепло- и горячее водоснабжение).
Преобразование напряжения, поступающего от СБ, из постоянного в переменное осуществляется с помощью инвертора И. Для того, чтобы в моменты интенсивной работы СБ происходила экономия электроэнергии, поступающей от дополнительного источника, в системе предусмотрен коммутирующий элемент К, осуществляющий как отключение источника Д в периоды избыточной инсоляции, так и подключение к нему тогда, когда мощность, вырабатываемая СБ, является недостаточной для покрытия потребительской нагрузки. При этом компенсация величин электроэнергии от различных источников с целью обеспечения оптимального электроснабжения может происходить автоматически. Передача энергии от генерирующих источников осуществляется через распределительное устройство
РУ.
Н
Рис. 1. Вариант построения АСЭ без накопителя энергии
Данный вариант построения может быть применён в системах, где источник Д является основным. В этом случае, основное предназначение Ф - экономия топлива дизельной электростанции (ДЭС) при достаточном уровне приходящей солнечной радиации.
Во втором варианте исполнения (рис. 2) к уже упомянутым выше компонентам добавляется аккумуляторная батарея АБ, которая предназначена для обеспечения бесперебойной работы электротехнического комплекса (например, в случае возникновения аварии на источнике Д, либо в те интервалы суток, когда источник Ф не вырабатывает необходимую мощность, либо когда происходит переключение между источниками). При этом батарея АБ расходует свой заряд на покрытие необходимой в данный момент нагрузки. Восстановление ёмкости аккумуляторов осуществляется за счёт накопления избытков электроэнергии, поступающей от Ф; также подзарядка батареи, при необходимости, может осуществляться от источника Д, что способствует увеличению коэффициента использования его мощности.
Для того чтобы не происходил перезаряд аккумуляторов, в системе предусмотрены контроллер заряда от фотоэлектрической системы КЗ (может быть встроен в И) и регулятор заряда от дизельной электростанции РЗ, обеспечивающие оптимальный процесс заряда аккумуляторной батареи с целью увеличения срока службы и эффективности её работы.
Рис. 2. Вариант построения АСЭ с накопителем энергии
Необходимо отметить, что емкость АБ в различных случаях применения данного варианта электротехнического комплекса может существенно различаться. Если источник Д
Н
является основным, то назначение Ф - поддержка стабильного уровня электроснабжения и экономия ресурсов Д, а АБ работает в буферном режиме с небольшой глубиной разряда, соответственно, её общая ёмкость может быть относительно небольшой. В случае, если АСЭ предполагается использовать в местах, где источник Ф будет являться основным, а источник Д - вспомогательным, либо вероятны частые его отключения, АБ будет часто эксплуатироваться в циклическом режиме, вследствие чего её ёмкость необходимо увеличить. При этом следует учитывать, что совокупная стоимость АБ может значительно изменяться, что, в конечном итоге, отразится на стоимости всей АСЭ в целом.
Данный вариант построения является наиболее универсальным, и область его применения достаточно широка: от мест, где подключение к центральному источнику электроснабжения присутствует постоянно, но стоимость электроэнергии является достаточно высокой, до мест, где электроснабжение крайне нестабильно, а источниками энергии выступают ДЭС либо какие-либо другие установки (например, ветроэлектрические). Схема позволяет построение локальных АСЭ в достаточно большом диапазоне мощностей, от единиц до нескольких десятков и сотен кВт.
Структурная схема АСЭ на основе ФЭС без дублирующих энергоисточников приведена на рис. 3. Вся необходимая нагрузка должна покрываться СБ (в моменты времени, когда её мощности достаточно) и АБ (в пасмурную погоду, ночью, и т.д.). Эксплуатация АСЭ данного типа предполагает наличие аккумуляторной батареи, обладающей достаточной ёмкостью, и совокупной мощности СБ, достаточной для покрытия нагрузки и подзарядки аккумуляторов.
Применение такого рода АСЭ ограничено случаями, когда общий суточный объём потребляемой энергии относительно небольшой. Фактически, данный комплекс может применяться для обеспечения работы различного электрооборудования в полевых условиях.
Рис. 3. Вариант построения АСЭ без дублирующих энергоисточников
Эффективное использование АСЭ на основе ФЭС (в том числе, с применением современных средств автоматизации) предполагает разработку ряда правил и алгоритмов её работы, которые должны быть направлены на повышение энергоэффективности АСЭ. Данные цели достигаются за счёт внимательного рассмотрения всех аспектов, связанных с функционированием системы, среди которых главными являются:
• нагрузка, которую запрашивает потребитель в определённый момент времени;
• мощность, вырабатываемая СБ в это момент;
• мощность, которую система может получить от других источников
(аккумуляторная батарея, ДЭС) в этот момент;
• стоимость электроэнергии от источников, входящих в состав АСЭ.
При этом необходимо учитывать, насколько оперативно может осуществляться подача электроэнергии в случаях, когда необходимо переключение между источниками. Например,
если управляющий контроллер произвёл отключение ДЭС, то для её повторного включения может понадобиться определённое количество времени (на пуск и переход двигателя в рабочий режим может уйти до нескольких минут), соответственно, получить необходимое количество энергии в минимальный срок не всегда представляется возможным. Также для дизель-генераторов недопустимо частое немедленное выключение сразу через несколько секунд после запуска.
Именно на основе этих и других подобных критериев формируются основные правила функционирования АСЭ. При моделировании работы комплекса важно учесть все ситуации, связанные с отказом того или иного оборудования, которые теоретически могут возникнуть.
Различные алгоритмы работ АСЭ представлены в [9-18], однако они являются либо предназначенными для конкретной модели комплекса, либо не учитывают возникновения ряда возможных ситуаций (например, выход из строя одного из источников электроснабжения). Соответственно, в данной статье предлагаются алгоритмы, описывающие функционирование АСЭ, варианты построения которых представлены выше, оптимизированные с учётом упомянутых недостатков.
Для описания алгоритмов введём ряд универсальных обозначений:
• Рн - мощность, необходимая для покрытия потребительской нагрузки в текущий момент времени;
• Рф - мощность, генерируемая СБ в текущий момент времени;
• Рд - мощность, которая требуется в текущий момент времени от дополнительного источника;
• РДх - мощность, которая генерируется от дополнительного источника при его функционировании в режиме максимальной экономии топлива (холостого хода);
• Раб - мощность, которую аккумуляторная батарея должна отдать в текущий момент времени;
• Рз - мощность, необходимая для заряда аккумуляторной батареи в текущий момент времени;
• Рзр - реальная мощность, которую система может выделить для заряда либо подзарядки аккумуляторной батареи в текущий момент времени;
• Рб - мощность, рассеиваемая в текущий момент времени на балластном сопротивлении;
• К - состояние переключателя, отвечающего за подключение либо отключение источника энергии, не являющегося ФЭС;
• Т - величина временного периода, в течение которого переключатель К не может изменить своего состояния; в самом начале работы равна 0;
• Тп - минимально возможный период времени с начала подключения дополнительного источника до момента его отключения;
• То - минимально возможный период времени с начала отключения дополнительного источника до момента его подключения;
• At - промежуток времени между выполнением очередного цикла алгоритма.
Алгоритм работы гибридной автономной системы без аккумуляторной батареи
Структурная схема данного алгоритма приведена на рис. 4. Ход выполнения процессов алгоритма описывается ниже.
В начале работы автоматизированной системы управления АСЭ (при подаче на неё питания, фактически - при запуске) считываются ключевые параметры - текущие значения мощности Рн, необходимой для покрытия нагрузки, и мощности Рф, вырабатываемой в данный момент фотоэлектрическими преобразователями.
Одновременно с этим, изменяется значение периода Т (оно уменьшается на количество времени At, прошедшее с начала предыдущей итерации). Если это значение было выставлено на предыдущем шаге (это могло произойти, например, если подключался или отключался источник Д), то происходит обратный отсчёт таймера до следующего возможного включения/отключения. Если же значение до этого не выставлялось, то будет происходить его увеличение в отрицательную сторону.
Далее процесс разветвляется: необходимо определить, достаточна или нет мощность, вырабатываемая СБ, для удовлетворения потребительских нужд.
Если текущее значение Рф больше, чем нужно потребителю, то вся нагрузка начинает получать электроэнергию от СБ, а избыточная мощность, если таковая есть, рассеивается на балластном сопротивлении. При этом осуществляется проверка состояния дополнительного источника электроснабжения. Если он отключен (значение К равно 0), то очередная итерация алгоритма завершается, и система функционирует в текущем состоянии до изменения какого-либо из параметров (Рн, Рф). Если дополнительный источник в настоящий момент подключен, то осуществляется проверка на возможность его отсоединения от сети. Фактически, проверяется значение Т - если оно больше 0, это означает, что дополнительный источник недавно запускался, и отключать его непосредственно в данный момент нельзя. В этом случае, ДЭС переходит в режим максимальной экономии топлива, после чего очередная итерация алгоритма заканчивается (до изменения значения Т либо других ключевых параметров). Если значение Т меньше либо равно 0 (критичный для пуска либо останова срок истёк), то Т принимает значение, равное То, а дополнительный источник отключается.
В случае, если поступающей от СБ мощности недостаточно, проверяется подключение к другому источнику. Если оно имеется, то нехватка мощности Рф компенсируется разницей между Рн и Рф, восполнение которой возлагается на дополнительный источник. Если он отключен, тогда проверяется возможность его подключения. Если попытка выполнить подключение завершилась удачно, то значение Т принимается равным Тп, после чего выполняются те-же самые действия, что и при имеющемся подключении к дополнительному источнику. Если период, в течение которого этот источник нельзя задействовать, не истёк, либо попытка подключения к нему оказалась неудачной, то необходимо уведомить потребителя о невозможности восполнения требуемой нагрузки от СБ, после чего система переходит в режим ожидания изменения параметров Рн, Рф, Т.
Рис. 4. Алгоритм работы АСЭ без аккумуляторной батареи
Необходимо отметить, что при выполнении всех приведённых действий не имеет значения причина недостаточной мощности, поступаемой от СБ: и в случае наступления тёмного времени суток, и в случае кратковременных неблагоприятных погодных условий алгоритм будет обрабатывать данные с учётом возникших ситуаций.
Алгоритм работы гибридной автономной системы с аккумуляторной батареей, работающей в буферном режиме
В отличие от варианта исполнения АСЭ без накопителя электроэнергии, в рассматриваемом варианте исполнения появляется аккумуляторная батарея, соответственно, алгоритм, описанный в предыдущем разделе, не в полной мере подходит для описания процесса функционирования этой системы, и требуется его модификация (см. рис. 5). Следует отметить, что данный алгоритм подразумевает, что аккумуляторная батарея эксплуатируются в буферном режиме (малая глубина разряда, возможность постоянной подзарядки).
В начале запуска системы необходимо дополнительно определить значение требуемой мощности для подзаряда аккумуляторов (если батарея заряжена на 100 %, то значение Рз становится равным 0). Мощность Рзр, которую система может отдать для подзаряда накопителя, также в начале каждой итерации принимает нулевое значение. Далее вводятся изменения в каждый из подпроцессов, запускающихся в зависимости от текущего значения
Если Рф > Рн, то в дальнейшем, если невозможно отключение дополнительного источника, вся генерируемая им мощность используется для подзаряда аккумуляторов (чтобы двигатель даже в экономичном режиме работы был задействован максимально эффективно). Далее проверяется величина разности между Рф и Рн. Если она больше той мощности, которая требуется для подзаряда накопителя энергии, то батарея заряжается за счёт образовавшегося профицита Рф (остальное рассеивается на балластной нагрузке). Если величина меньше необходимой для подзарядки мощности, то её значение добавляется к значению Рзр, которая используется для восполнения общей ёмкости аккумуляторов (даже если её не хватит для полного заряда, она позволит батарее функционировать в буферном режиме).
Если Рф < Рн, то, при наличии подключения к дополнительному источнику, подзарядка аккумуляторов происходит за счёт дополнительно вырабатываемой им энергии. Если подключения к такому источнику не произошло (либо оно в настоящий момент времени невозможно), тогда недостаток нагрузочной мощности компенсируется тем объёмом, который способна выдать аккумуляторная батарея. Если величина Раб недостаточна для этого, потребителю выдаётся уведомление о нехватке совокупной мощности от СБ и аккумуляторной батареи, необходимой для покрытия нагрузки; в дальнейшем, возможно, понадобится принимать какие-либо дополнительные меры по обеспечению бесперебойной работы АСЭ.
Рф.
р ф, ри, р з
> г
о4 II Т:=Т-Л
Рис. 5. Алгоритм работы АСЭ с аккумуляторной батареей, работающей в буферном режиме
Данный алгоритм предназначен для режимов работы АСЭ, функционирующих на основе варианта построения № 2, в тех случаях, когда ёмкость аккумуляторной батареи небольшая, и она предназначена для обеспечения электроэнергетической нагрузки в тех случаях, когда происходит переключение между основным и дополнительным источниками,
либо для повышения безотказности снабжения потребителя электричеством. Фактически, отключение дополнительного источника возможно только в период максимальной солнечной активности (днём), при этом мощности, вырабатываемой ФЭС, хватает на покрытие текущей нагрузки и, возможно, на подзарядку накопителя электроэнергии (если таковая требуется).
Алгоритм работы автономной системы на основе фотоэлектрической станции без дублирующего энергоисточника
Алгоритм, описывающий работу варианта исполнения АСЭ, где электричество обеспечивается только за счёт фотопреобразователей и аккумуляторов, является самым простым из всех рассматриваемых (рис. 6).
Рис. 6. Алгоритм работы для АСЭ на основе ФЭС без дублирующего энергоисточника
В те периоды, когда ФЭС вырабатывает достаточную мощность, от неё питается нагрузка и подзаряжаются аккумуляторы (заряд может быть полным или частичным, в зависимости от ёмкости батареи и уровня солнечной инсоляции); в остальные моменты времени, электроэнергия, необходимая потребителю, берётся от аккумуляторной батареи.
Заключение
В целом, анализируя вышеприведённые варианты построения автономных систем электроснабжения, использующих фотоэлектрические преобразователи, и алгоритмы их работы, можно отметить, что они включают в себя ряд однотипных (стандартизированных) устройств либо операций (или последовательностей действий), которые встречаются в любой версии. Данное обстоятельство следует учитывать при разработке аппаратно-программных комплексов автоматизированного управления АСЭ с целью облегчения процесса их проектирования и тестирования.
Необходимо отметить, что аппаратная реализация описываемых алгоритмов может быть различной. Если в упомянутых вариантах переход на следующую итерацию происходит по изменению какого-либо ключевого параметра (событийно), то может быть использована схема контроля на основе реле. Если цикличность определяется таймером, то предполагается задействование более сложных схемотехнических устройств (включающих в свой состав АЦП, ПЛК, и, возможно, микрокомпьютеры).
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. Wichert, B. PV-Diesel Hybrid Energy Systems for Remote Area power Generation /
B. Wichert // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 1997. - Vol. 1, № 3. - P. 209-228.
2. Lim, P.Y., Nayar, C.V. Control of Photovoltaic-Variable Speed Diesel Generator battery-less hybrid energy system / P.Y. Lim, C.V. Nayar // Energy Conference and Exhibition, Manama, 18-22 December 2010: extended abstracts and papers. - P. 223-227.
3. Carta, J.A., Gonzalez, J., Gomez, C. Operating Results of a Wind-Diesel System which Supplies the Full Energy Needs of an Isolated Village Community in the Canary Islands / J.A. Carta, J. Gonzalez, C. Gomez // Solar Energy. - 2003. - Vol. 74, № 1. - P. 53-63.
4. Bernal-Agustin, J.L., Dufo-Lopez, R. Simulation and optimization of stand-alone hybrid renewable energy systems / J.L. Bernal-Agustin, R. Dufo-Lopez // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2009. - Vol. 13. - P. 2111-2118.
5. Kenfack, J., Neirac, F., Tatietse, T., Mayer, D., Fogue, M., Lejeune, A. Micro hydro-PV-hybrid system: sizing a small hydro-PV-hybrid system for rural electrification in developing countries / J. Kenfack, F. Neirac, T. Tatietse, D. Mayer, M. Fogue, A. Lejeune // Renewable Energy. - 2009. - Vol. 34. - P. 2259-2263.
6. Razak, J., Sopian, K., Ali, Y., Alghoul, M., Zaharim, A., Ahmad, I., Optimization of PV-Wind-Hydro-Diesel Hybrid System by Minimizing Excess Capacity / J. Razak, K. Sopian, Y. Ali, M. Alghoul, A. Zaharim, I. Ahmad // European Journal of Scientific Research. - 2009. - Vol. 25, № 4. - P. 663-671.
7. Ehnberga, J., Bollen, M. Reliability of a small power system using solar power and hydro / J. Ehnberga, M. Bollen // Electric Power Systems Research. - 2005. - Vol. 34. - P. 119-127.
8. Mondal, A., Denich, M. Hybrid systems for decentralized power generation in Bangladesh / A. Mondal, M. Denich // Energy for Sustainable Development. - 2010. - Vol. 14. - P. 48-55.
9. Muselli, M., Notton, G., Louche, A. Design of hybrid-photovoltaic power generator with optimization of energy management / M. Muselli, G. Notton, A. Louche // Solar Energy. -1999. - Vol. 65, № 3. - P. 143-157.
10. Rashed, M., Elmitwally, A., Kaddah, S. New control approach for a PV-diesel
autonomous power system / M. Rashed, A. Elmitwally, S. Kaddah // Electric Power Systems Research. - 2008. - Vol. 78. - P. 949-956.
11. Chao, K.H., Ho, S.H., Wang, M.H. Modeling and fault diagnosis of a photovoltaic system / K.H. Chao, S.H. Ho, M.H. Wang // Electric Power Systems Research. - 2008. - Vol. 78. -P. 95-107.
12. Seeling, G. A combined optimisation concept for the design and operation strategy of hybrid-PV energy system / G. Seeling // Solar Energy. - 1997. - Vol. 61, № 2. - P. 77-87.
13. Bernal-Agustin, J.L., Dufo-Lopez, R. Design and control strategies of PV-Diesel
systems using genetic algorithm / J.L. Bernal-Agustin,
R. Dufo-Lopez // Solar Energy. - 2005. - Vol. 79. - P. 33-46.
14. Santarelli, M., Cali, M., Macagno, S. Design and analysis of stand-alone hydrogen
energy systems with different renewable sources /
M. Santarelli, M. Cali, S. Macagno // International Journal of Hydrogen Energy. - 2004. Vol. 29, № 15. - P. 1571-1586.
15. Nfah, E.M., Ngundamb, J.M., Tchinda, R. Modelling of solar-diesel-battery hybrid
power systems for far-north Cameroon / E.M. Nfah,
J.M. Ngundamb, R. Tchinda // Renewable Energy. - 2007. - Vol. 32. - 832-844.
16. Park, J.-S., Katagi, T., Yamamoto, S., Hashimoto, T. Operation control of photovoltaic-diesel hybrid generating system considering fluctuation of solar radiation / J.-S. Park, T. Katagi, S. Yamamoto, T. Hashimoto // Solar Energy. - 2001. - Vol. 67, №. 1-4. - P. 535-542.
17. Ashari, M., Nayar, C.V. An optimum dispatch strategy using set points for a photovoltaic-diesel-battery hybrid power system / M. Ashari,
C.V. Nayar // Solar Energy - 1999. - Vol. 66, №. 1. - P. 1-9.
18. Onar, O.C., Uzunoglu, M., Alam, M.S. Dynamic modeling, design and simulation of a wind-fuel cell-ultra-capacitor-based hybrid power generation system / O.C. Onar, M. Uzunoglu, M.S. Alam // Journal of Power Sources (Science Direct). - 2006. - Vol. 161. - P. 707-722.
Рецензент: Лукутин Борис Владимирович, доктор техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Электроснабжения промышленных предприятий» ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский Политехнический университет».