Научная статья на тему 'Варианты описания значения слова экспериментальными методами'

Варианты описания значения слова экспериментальными методами Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
301
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / СЕМАНТИКА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / PSYCHOLINGUISTIC MEANING / EXPERIMENTAL METHODS / SEMANTICS / LANGUAGE CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стернин Иосиф Абрамович

В статье рассматриваются разные варианты описания значения слова экспериментальными методами. Предложены варианты лексикографического описания психолингвистического значения слова. Предлагаются варианты описания, удовлетворяющие различным исследовательским задачам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variants of the description of word meaning by experimental methods

Inthe article differentvariants ofthe description ofa word meaningby experimental methods are considered. Variants of lexicographic description of psycholinguistic word meanings are offered, satisfying various research problems.

Текст научной работы на тему «Варианты описания значения слова экспериментальными методами»

УДК 81'33

варианты описания значения слова экспериментальными методами1

стернин Иосиф Абрамович

директор Центра коммуникативных исследований Воронежского университета, Воронеж, Университетская пл. 1 e-mail: sterninia@mail.ru

В статье рассматриваются разные варианты описания значения слова экспериментальными методами. Предложены варианты лексикографического описания психолингвистического значения слова. Предлагаются варианты описания, удовлетворяющие различным исследовательским задачам.

ключевые слова: психолингвистическое значение, экспериментальные методы, семантика, языковое сознание.

В теоретических исследованиях Н.В.Уфимцевой обосновано, что значение слова является отображением социокультурной реальности [Уфимцева 2015], а важнейшим аспектом психолингвистического описания языка является описание развития субъективного содержания знакового образа [ Уфимцева 2011], а также образов сознания носителей той или иной культуры [Уфимцева 1996]. В опоре на данные положения, как и в целом на концепцию Московской психолингвистической школы, мы осуществляем описание психолингвистического значения слова [Стернин, Рудакова 2011; Стернин, Рудакова 2015: 100-133; Маклакова 2013; Рудакова 2014а, Рудакова 20146, Рудакова 2014в], которое представляет собой описание значений лексических единиц по результатам психолингвистических экспериментов с разной степенью детализации в соответствии с поставленными целями.

Конечная цель описания психолингвистических значений - составление психолингвистического словаря русского языка, в котором значения слов будут представлены в виде, максимально приближенном к их содержанию в языковом сознании носителей языка.

Результаты описания психолингвистических значений могут быть представлены в разной форме, с разной полнотой и степенью семантической детализации/ На данном этапе исследования можно привести примеры возможных описаний, преследующих разные цели.

Покажем возможные варианты описания психолингвистических значений слов на примере слова блондинка. Используемая терминология и формулировки семантических компонентов подробно пояснены в работе «Трафаретная модель

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ №15-04-00250 «Значение как феномен актуального языкового сознания носителя языка (проблема теоретического и лексикографического описания)», НИЧ 15021.

описания психолингвистического значения слова» [Стернин , Рудакова 2015: 100133].

Следует, прежде всего, разграничить исследовательское и лексикографическое описание.

1. Исследовательское описание

Исследовательское описание необходимо как база для всех возможных видов (вариантов) описания психолингвистического значения и как «контрольный материал», необходимый для проверки адекватности любого сделанного описания.

Исследовательское описание психолингвистического значения предполагает, что приводятся все ассоциативные данные, которые послужили основой получения обобщенного психолингвистического представления семантики слова:

- ассоциации, обобщенные в семы с указанием количества испытуемых и количества отказов;

- ассоциации, актуализирующие релятивные признаки;

- ассоциации, обобщенные каждым оценочным признаком;

- ассоциации, обобщенные каждым эмоциональным признаком;

- функциональные семы - все характеризуются по трафаретной модели и выделяется сема, характерная для описываемого значения.

Блондинка 100: девушка 18; дура 12; тупая 9; брюнетка, глупая 5; крашеная, цвет волос 3; в шоколаде, девушки, красивая, с грудью, светлые волосы, умная 2; анекдот, белая, белочка, блондинка, в розовом, глупость, девушка с белыми волосами, девушка со светлыми волосами, женщина, женщина с белыми волосами, красавица, красотка, крашеная женщина, кукла, «Мазда», машина, Мэрилин Монро, мозг работает слабо, не очень умная девушка, овца, светлая, Скляднев, Собчак, состояние души, удовольствие, «умная», хитрая, человек, шатенка, я 1; 97, отказ 3. Психолингвистическое значение 100 ии, 3 отказа

1. Красивая, глупая светловолосая девушка

Красивая 6 (красивая 2, с грудью 2, красавица 1 красотка 1), глупая 31 (дура 12; тупая 9; глупая 5; глупость, мозг работает слабо, не очень умная девушка, овца, «умная»), светловолосая 17 (белая, белочка, девушка с белыми волосами, женщина с белыми волосами1, брюнетка 5, цвет волос 3; светлые волосы 2, девушка со светлыми волосами, светлая, шатенка) девушка 20 (девушка 18; девушки 2) или женщина 2 (женщина, человек), ездит на машинах 2 («Мазда», машина), умная 2 (умная 2), хитрая 1 (хитрая), любит розовый цвет 1 (в розовом), вызывает положительные эмоции 1 (удовольствие), героиня анекдотов 1 (анекдот 1) , например, Мэрилин Монро 1, Собчак 1, я 1

Прецедентные тексты 3 - телевизионная передача «Блондинка в шоколаде» 2 (в шоколаде 2), героиня рассказов Л. Скляднева 1 (Скляднев 1)

Устойчивые выражения 1 - «блондинка - это состояние души» (состояние души 1)

БЛОНДИНКА Ассоциативное поле стимула

Коммуникативная реакция - нет Метаязыковые признаки - нет СИЯ 91

Оценочная характеристика

(от 91 ИИ, давшего ассоциации на данное значение) Ассоциативное поле, актуализирующее данное значение:

красивая 2, с грудью 2, красавица 1 красотка 1, дура 12; тупая 9; глупая 5; глупость, мозг работает слабо, не очень умная девушка, овца, «умная», белая, белочка, девушка с белыми волосами, женщина с белыми волосами 1, брюнетка 5, цвет волос 3; светлые волосы 2, девушка со светлыми волосами, светлая, шатенка 1, девушка 18; девушки 2, женщина, человек, «Мазда», машина 1, умная 2, хитрая, в розовом, удовольствие, анекдот, Мэрилин Монро, Собчак, я 1, в шоколаде 2, Скляднев 1, состояние души 1. 91

Неоценочное

белая, белочка, девушка с белыми волосами, женщина с белыми волосами

1, брюнетка 5, цвет волос 3; светлые волосы 2, девушка со светлыми волосами, светлая, шатенка 1, девушка 18; девушки 2, женщина, человек, «Мазда», машина, в розовом, анекдот, Мэрилин Монро, Собчак, я 1, в шоколаде 2, Скляднев 1, состояние души 1. -51 - 56%

Положительно-оценочное

красивая 2, с грудью 2, красавица 1 красотка 1, умная 2 - 8 - 8,8% Отрицательно-оценочное

дура 12; тупая 9; глупая 5; глупость, мозг работает слабо, не очень умная девушка, овца, «умная», хитрая 1-32 - 35,2% Эмоциональная характеристика (от 91 ии, давшего ассоциации на данное значение) Ассоциативное поле, актуализирующее данное значение: красивая 2, с грудью 2, красавица 1 красотка 1, дура 12; тупая 9; глупая 5; глупость, мозг работает слабо, не очень умная девушка, овца, «умная», белая, белочка, девушка с белыми волосами, женщина с белыми волосами 1, брюнетка 5, цвет волос 3; светлые волосы 2, девушка со светлыми волосами, светлая, шатенка 1, девушка 18; девушки 2, женщина, человек, «Мазда», машина 1, умная 2, хитрая, в розовом, удовольствие, анекдот, Мэрилин Монро, Собчак, я 1, в шоколаде

2, Скляднев 1, состояние души 1 (91).

Неэмоциональное

красивая 2, с грудью 2, глупая 5; глупость, мозг работает слабо, не очень умная девушка, белая, белочка, девушка с белыми волосами, женщина с белыми волосами 1, брюнетка 5, цвет волос 3; светлые волосы 2, девушка со светлыми волосами, светлая, шатенка 1, девушка 18; девушки 2, женщина, человек, «Мазда», машина 1, умная 2, хитрая, в розовом, удовольствие, анекдот, Мэрилин Монро, Собчак, я 1, в шоколаде 2, Скляднев 1, состояние души 1 - 66 - 72,5% Положительно-эмоциональное красавица 1 красотка 1, удовольствие 1 - 3 - 3,3%

Отрицательно-эмоциональное дура 12; тупая 9; «умная»1 - 22- 24,2% стилистический микрокомпонент - разговорное социальный микрокомпонент - общеупотребительное темпоральный микрокомпонент - новое территориальный микрокомпонент - общераспространенное частотный микрокомпонент - употребительное социально-нормативный микрокомпонент - неполиткорректное коммуникативно-тональный микрокомпонент - ироничное Примеры употребления:

Ты что, блондинка - простого вопроса не понимаешь? Включила блондинку. Задавать сложные вопросы было бесполезно- блондинка! 2. Девушка, женщина со светлыми волосами

светловолосая 17 белая, белочка, девушка с белыми волосами, женщина с белыми волосами1, брюнетка 5, цвет волос 3; светлые волосы 2, девушка со светлыми волосами, светлая, шатенка 1) девушка 20 (девушка 18; девушки 2) или женщина 2 (женщина, человек), обычно красящая волосы 4 (крашеная 3, крашеная женщина)

Прецедентные тексты 3 - телевизионная передача «Блондинка в шоколаде» 2 (в шоколаде 2), героиня рассказов л. скляднева 1 (Скляднев 1). Устойчивые выражения - нет Коммуникативная реакция - нет Метаязыковые признаки - нет СИЯ 46

Оценочная характеристика

(от 46 ии, давших ассоциации на данное значение) Ассоциативное поле, актуализирующее данное значение:

белая, белочка, девушка с белыми волосами, женщина с белыми волосами 1, брюнетка 5, цвет волос 3; светлые волосы 2, девушка со светлыми волосами, светлая, шатенка 1, девушка 18; девушки 2, женщина, человек 1, крашеная 3, крашеная женщина 1, в шоколаде 2, Скляднев 1 - 46 неоценочное

белая, белочка, девушка с белыми волосами, женщина с белыми волосами 1, брюнетка 5, цвет волос 3; светлые волосы 2, девушка со светлыми волосами, светлая, шатенка 1, девушка 18; девушки 2, женщина, человек 1, крашеная 3, крашеная женщина 1, в шоколаде 2, Скляднев 1 - 46- 100% неодобрительное - 0 одобрительное - 0 Эмоциональная характеристика (от 46 ии, давших ассоциации на данное значение) неэмоциональное

белая, белочка, девушка с белыми волосами, женщина с белыми волосами 1, брюнетка 5, цвет волос 3; светлые волосы 2, девушка со светлыми волосами, светлая, шатенка 1, девушка 18; девушки 2, женщина, человек 1, крашеная 3, кра-

шеная женщина 1, в шоколаде 2, Скляднев 1 - 46- 100% отрицательно-эмоциональное - 0 положительно-эмоциональное - 0, Функциональная характеристика: стилистический микрокомпонент - межстилевое; социальный микрокомпонент - общеупотребительное темпоральный микрокомпонент - современное территориальный микрокомпонент - общераспространенное; частотный микрокомпонент - употребительное социально-нормативный микрокомпонент

коммуникативно-тональный микрокомпонент - тонально-нейтральное Примеры употребления: Она была стройной блондинкой. Это такая же высокая, нежная и холодная красавица блондинка (Калмыков, видно, признавал только один тип женской красоты).

Не интерпретировано 1 - блондинка 1

Исследовательское описание - наиболее полный вариант описания психолингвистического значения, который можно рассматривать как базовый вариант описания.

2. лексикографическое описание

Цель лексикографического описания - представить психолингвистические значения в словарной форме, удобной для использования носителями языка в качестве справочного пособия по выявлению психологически реальных значений слов. Возможно несколько вариантов таких словарей. 2.1 Ассоциативный семантический словарь

В данном типе словаря значения описываются как совокупности ассоциативных реакций, актуализирующих в эксперименте соответствующее значение.

К каждому выделенному значению слова (а отдельные значения могут быть выделены методом обобщения словарных дефиниций или обобщением результатов ассоциативных экспериментов, краткое описание значения формулирует исследователь) приводится ассоциативное поле, актуализирующее данное значение, с его совокупным индексом яркости (СИЯ) - суммарной частотность ассоциативных реакций, актуализирующих данное значение. Это можно назвать ассоциативным значением слова - совокупность ассоциаций, объективирующих данное значение в сознании носителей языка,

Этим этапом часто завершаются традиционные работы по ассоциативным

полям.

блондинка

100 ии, 3 отказа Ассоциативное поле стимула

Блондинка 100: девушка 18; дура 12; тупая 9; брюнетка, глупая 5; крашеная, цвет волос 3; в шоколаде, девушки, красивая, с грудью, светлые волосы, умная 2; анекдот, белая, белочка, блондинка, в розовом, глупость, девушка с белыми волосами, девушка со светлыми волосами, женщина, женщина с белыми волосами, красавица, красотка, крашеная женщина, кукла, «Мазда», машина, Мэрилин Мон-

ро, мозг работает слабо, не очень умная девушка, овца, светлая, Скляднев, Собчак, состояние души, удовольствие, «умная», хитрая, человек, шатенка, я 1; 97, отказ 3. Блондинка 100 ии, 3 отказа

1. Красивая, глупая светловолосая девушка Ассоциативное поле, актуализирующее данное значение:

красивая 2, с грудью 2, красавица 1 красотка 1, дура 12; тупая 9; глупая 5; глупость, мозг работает слабо, не очень умная девушка, овца, «умная», белая, белочка, девушка с белыми волосами, женщина с белыми волосами 1, брюнетка 5, цвет волос 3; светлые волосы 2, девушка со светлыми волосами, светлая, шатенка

1, девушка 18; девушки 2, женщина, человек, «Мазда», машина 1, умная 2, хитрая, в розовом, удовольствие, анекдот, Мэрилин Монро, Собчак, я 1, в шоколаде

2, Скляднев 1, состояние души 1 СИЯ - 91.

2. Девушка, женщина со светлыми волосами Ассоциативное поле, актуализирующее данное значение:

белая, белочка, девушка с белыми волосами, женщина с белыми волосами 1, брюнетка 5, цвет волос 3; светлые волосы 2, девушка со светлыми волосами, светлая, шатенка 1, девушка 18; девушки 2, женщина, человек 1, крашеная 3, крашеная женщина 1, в шоколаде 2, Скляднев 1

Не интерпретировано - блондинка 1.

2.2. Cемемный психолингвистический словарь

Основной принцип данного типа психолингвистического словаря - редукционизм: семемы получают семантическое описание через связное перечисление основных компонентов значения, небольшого количества ярких сем.

Значение формулируется на базе 3-5 самых ярких сем, по возможности - по убыванию их яркости, в виде связной дефиниции.

Описываются только семемы, без семной расшифровки значения. Указывается СИЯ, по убыванию СИЯ располагаются значения в словарной

статье.

Не приводятся реляционные признаки - у них низкая яркость. Оценка и эмоция приводятся в абсолютных цифрах.

Функциональные параметры - в словарной статье фиксируются только отклонения от нормы, если отклонений нет, то данный параметр опускается в

блондинка

100 ии, 3 отказа Ассоциативное поле стимула

Блондинка 100: девушка 18; дура 12; тупая 9; брюнетка, глупая 5; крашеная, цвет волос 3; в шоколаде, девушки, красивая, с грудью, светлые волосы, умная 2; анекдот, белая, белочка, блондинка, в розовом, глупость, девушка с белыми волосами, девушка со светлыми волосами, женщина, женщина с белыми волосами, красавица, красотка, крашеная женщина, кукла, «Мазда», машина, Мэрилин Монро, мозг работает слабо, не очень умная девушка, овца, светлая, Скляднев, Собчак,

СИЯ - 46

описании.

состояние души, удовольствие, «умная», хитрая, человек, шатенка, я 1; 97, отказ 3. психолингвистическое значение 100 ии, 3 отказа

1. Глупая 31 светловолосая 13 красивая 6 девушка 20

Неоценочное 51, положительно-оценочное 8, отрицательно-оценочное 32. Неэмоциональное 66, положительно-эмоциональное - 3, отрицательно-эмоциональное - 22.

Новое, неполиткорректное, ироническое. СИЯ 91

Ты что, блондинка - простого вопроса не понимаешь? Включила блондинку. Задавать такие вопросы ей как блондинке было бесполезно.

2. светловолосая 13 девушка 20, обычно крашеная 4 неоценочное 46, положительно-оценочное - 0, отрицательно-оценочное - 0 неэмоциональное 46 , отрицательно-эмоциональное - 0, положительно-

эмоциональное - 0 СИЯ 46

Примеры употребления: Она была стройной блондинкой. Это такая же высокая, нежная и холодная красавица блондинка (Калмыков, видно, признавал только один тип женской красоты).

Не интерпретировано 1 (блондинка) 2.3. семное словарное описание (семный психолингвистический словарь)

Значения приводятся в кратких формулировках (для того, чтобы можно было называть, кратко упоминать значение в ходе его описания или обсуждения) с последующим полным семным описанием.

Приводятся все семы значения, по возможности в виде связной дефиниции с указанием индекса яркости каждой семы.

Реляционные признаки приводятся после описания денотативного компонента значения; отсутствующие признаки, предполагаемые трафаретной моделью, не приводятся.

Индексы яркости семантических компонентов, оценочные и эмоциональные признаки приводятся в абсолютных цифрах.

Функциональные признаки приводятся, если они отражают отклонение от нормы, в форме перечисления.

блондинка

100 ии, 3 отказа Ассоциативное поле стимула

Блондинка 100: девушка 18; дура 12; тупая 9; брюнетка, глупая 5; крашеная, цвет волос 3; в шоколаде, девушки, красивая, с грудью, светлые волосы, умная 2; анекдот, белая, белочка, блондинка, в розовом, глупость, девушка с белыми волосами, девушка со светлыми волосами, женщина, женщина с белыми волосами, красавица, красотка, крашеная женщина, кукла, «Мазда», машина, Мэрилин Монро, мозг работает слабо, не очень умная девушка, овца, светлая, Скляднев, Собчак, состояние души, удовольствие, «умная», хитрая, человек, шатенка, я 1; 97, отказ 3.

1. глупая 31 светловолосая 13 красивая 6 девушка 20

Красивая 6, глупая 31 светловолосая 17 девушка 20 или женщина 2, ездит на машинах, умная 2, хитрая, любит розовый цвет, вызывает положительные эмоции, героиня анекдотов, например, Мэрилин Монро, Собчак 1, я 1; телевизионная передача «Блондинка в шоколаде» 2, героиня рассказов Л. Скляднева 1, «блондинка - это состояние души» 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неоценочное 51, положительно-оценочное 8, отрицательно-оценочное 32. Неэмоциональное 66, положительно-эмоциональное - 3, отрицательно-эмоциональное - 22.

Новое, неполиткорректное, ироническое. Примеры употребления:

Ты что, блондинка - простого вопроса не понимаешь? Включила блондинку. Задавать сложные вопросы ей как блондинке было бесполезно. 2. Девушка 20, женщина 2 со светлыми волосами 17 Светловолосая 17 девушка 20 или женщина 2, обычно красящая волосы 4; телевизионная передача «Блондинка в шоколаде» 2, героиня рассказов Л. Скляднева 1.

Неоценочное 46, положительно-оценочное - 0, отрицательно-оценочное - 0; неэмоциональное 46 , отрицательно-эмоциональное - 0, положительно-эмоциональное - 0

Примеры употребления: Она была стройной блондинкой. Это такая же высокая, нежная и холодная красавица блондинка (Калмыков, видно, признавал только один тип женской красоты).

Не интерпретировано 1 (блондинка)

Вариантом семного психолингвистического описания семантики слова является вариант описания с характеристикой индекса яркости сем и других количественных параметров значения в процентах от количества ассоциатов; при этом представление результатов в виде десятичной дроби удобнее и легче для вычисления - количественное значение отдельного признака просто делится на общее число ассоциативных реакций.

Чем ближе десятичный индекс к единице, тем ярче соответствующий признак в языковом сознании носителей языка.

Данный вариант описания удобнее для сопоставительного описания значений - гендерных, возрастных, региональных, социальных и под. Поскольку разные группы испытуемых могут различаться количественно, именно относительная характеристика того или иного семантического компонента или признака значения - доля относительно количества ассоциативных реакций в группе - позволит сопоставить групповые значения и семантические компоненты.

Подобное описание будет иметь следующий вид.

блондинка

100 ии, 3 отказа

Ассоциативное поле стимула

СИЯ 91

СИЯ 46

Блондинка 100: девушка 18; дура 12; тупая 9; брюнетка, глупая 5; крашеная, цвет волос 3; в шоколаде, девушки, красивая, с грудью, светлые волосы, умная 2; анекдот, белая, белочка, блондинка, в розовом, глупость, девушка с белыми волосами, девушка со светлыми волосами, женщина, женщина с белыми волосами, красавица, красотка, крашеная женщина, кукла, «Мазда», машина, Мэрилин Монро, мозг работает слабо, не очень умная девушка, овца, светлая, Скляднев, Собчак, состояние души, удовольствие, «умная», хитрая, человек, шатенка, я 1; 97, отказ 3.

Индексы яркости семантических компонентов вычисляются от 91 (таково количество ассоциаций, актуализирующих данное значение).

Глупая 0,34 светловолосая 0, 19 красивая 0,07 девушка 0,22

ИЯ вычисляется от 91.

Красивая 0,07, глупая 0,34 светловолосая 0,19 девушка 0,22 или женщина 0,02, ездит на машинах, умная 0,02, хитрая, любит розовый цвет, вызывает положительные эмоции, героиня анекдотов, например, Мэрилин Монро, Собчак, я 0,01; телевизионная передача «Блондинка в шоколаде» 0,02, героиня рассказов Л. Скляднева, «блондинка - это состояние души» 0,01.

Неоценочное 0,56, положительно-оценочное 0,09, отрицательно-оценочное

0,35.

Неэмоциональное 0,73, положительно-эмоциональное - 0,03, отрицательно-эмоциональное - 0,24.

Новое, неполиткорректное, ироническое. Примеры употребления:

Ты что, блондинка - простого вопроса не понимаешь? Включила блондинку. Задавать сложные вопросы ей как блондинке было бесполезно.

2. Девушка 0,43, женщина 0,04 со светлыми волосами 0,17 ИЯ вычисляется от 46.

Светловолосая 0,17 девушка 0,43 или женщина 0,04, обычно красящая волосы 0,09; телевизионная передача «Блондинка в шоколаде» 0,04, героиня рассказов Л. Скляднева 0,02.

Неоценочное 1,00 положительно-оценочное - 0, отрицательно-оценочное - 0; неэмоциональное 1,00 , отрицательно-эмоциональное - 0, положительно-эмоциональное - 0

Примеры употребления: Она была стройной блондинкой. Это такая же высокая, нежная и холодная красавица блондинка (Калмыков, видно, признавал только один тип женской красоты).

Не интерпретировано 1 (блондинка)

Количественные показатели, выраженные в десятичных дробях, дают удобную возможность сопоставления значений и отдельных сем по яркости при различном количестве испытуемых и разном количестве ассоциаций, актуализирующих то или иное значение.

Выбор формы описания психолингвистического значения диктуется конкретными задачами, которые ставит перед собой исследователь.

СИЯ 0,99

СИЯ 0,79

Маклакова Е.А. Теоретические проблемы семной семасиологии: монография / Е.А. Маклакова, И.А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2013. - 272 с.

Рудакова А.В. Методика описания денотативного макрокомпонента психолингвистического значения слова / А.В. Рудакова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2014. - №2. - С. 66-68.

Рудакова А.В. Проблемы описания психолингвистического значения слова / А.В. Рудакова // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их исследования. - 2014. - №3. - С. 36-42.

Рудакова А.В. Теоретические и прикладные проблемы психолингвистической лексикографии: монография /А.В. Рудакова. - Воронеж: Истоки, 2014. - 180 с.

Стернин И.А. Психолингвистическое значение слова и его описание. Теоретические проблемы: монография / И.А. Стернин, А.В. Рудакова. - LAP Lambert Academic Publishing: Saarbrücken, 2011. - 192 с.

Стернин И.А., Рудакова А.В. Трафаретная модель описания психолингвистического значения слова //Психолингвистика и лексикография: сб. научных трудов / Науч. ред. А.В. Рудакова. - Воронеж: Истоки, 2015. - Вып. 2. - С. 100-133

Уфимцева Н.В. Значение слова как отображение социокультурной реальности // Вопросы психолингвистики. - № 25. - С.83-95.

Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. - М., Калуга: Институт языкознания РАН, 2011. - 252 с.

Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. - М.,1996. - 227с.

Литература

variants of the description of word meaning by experimental methods

sternin Iosif Abramovich

Head of Communication Studies Centre University of Voronezh, Voronezh, Universiteskaya pl. 1 e-mail: sterninia@mail.ru

In the article different variants of the description of a word meaning by experimental methods are considered. Variants of lexicographic description of psycholinguistic word meanings are offered, satisfying various research problems.

Keywords: psycholinguistic meaning, experimental methods, semantics, language consciousness.

Maklakova E.A. Teoreticheskie problemy semnoy semasiologii: monografiya / E.A. Maklakova, I.A. Sternin. [[Theoretical problems of seme semasiology: the monography / E.A.Maklakova, I.A.Sternin. - Voronezh: Istoki, 2013. - 272 p.] -Voronezh: Istoki, 2013. - 272 s.

Rudakova A. V. Metodika opisaniya denotativnogo makrokomponenta psikholingvisticheskogo znacheniya slova [Technique of the description of denotative macrocomponent of psycholinguistic word meaning / /The Bulletin of the Voronezh state university. Series: Philology. Journalism. - 2014. - №2. - pp. 66-68]. / A.V. Rudakova // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika. - 2014. - №2. - S. 66-68.

Rudakova A. V. Problemy opisaniya psikholingvisticheskogo znacheniya slova [The problem of the description of a psycholinguistic word meaning / A.V.Rudakov// Bulletin PyflH. A series: Russian and foreign languages and a technique of their research. - 2014. - №3. - pp. 36-42]. / A.V. Rudakova // Vestnik RUDN. Seriya: Russkiy i inostrannye yazyki i metodika ikh issledovaniya. - 2014. - №3. - S. 36-42.

Rudakova A.V Teoreticheskie i prikladnye problemy psikholingvisticheskoy leksikografii: monografiya [Theoretical and applied problems of psycholinguistic lexicography: the monography/A.V. Rudakov. - Voronezh: Sources, 2014. - 180 pp.] /A.V. Rudakova. - Voronezh: Istoki, 2014. - 180 s.

Sternin I.A. Psikholingvisticheskoe znachenie slova i ego opisanie. Teoreticheskie problemy: monografiya [Psycholinguistic word meaning and its description. Theoretical problems: the monography / I.A.Sternin, A.V.Rudakov. - LAP Lambert Academic Publishing: Saarbrücken, 2011. - 192 pp.]/ I.A. Sternin, A.V. Rudakova. - LAP Lambert Academic Publishing: Saarbrücken, 2011. - 192 s.

Sternin I.A., Rudakova A.V. Trafaretnaya model' opisaniya psikholingvisticheskogo znacheniya slova [Trafaret model of the description of psycholinguistic word meaning

References

//Psycholinguistics and lexicography:. Proceedings / Ed. A.V.Rudakov. - Voronezh:, 2015. - Vyp. 2. - S.100-133] // // Psikholingvistika i leksikografiya: sb. nauchnykh trudov / Nauch. red. A.V. Rudakova. - Voronezh: Istoki, 2015. - Vyp. 2. - S. 100-133

Ufimtseva N.V Znachenie slova kak otobrazhenie sotsiokul'turnoy real'nosti // oprosy psikholingvistiki. [Word meaning as display of sociocultural realities / Problems of psycholinguistics ] - № 25. - S.83-95.

Ufimtseva N.V. Yazykovoe soznanie: dinamika i variativnost'. [Language consciousness: dynamics and variability. - M.- Kaluga: Institute of linguistics of the Russian Academy of Sciences, 2011. - 252 pp.] - M., Kaluga: Institut yazykoznaniya RAN, 2011. - 252 s.

Ufimtseva N.V. Russkie: opyt eshche odnogo samopoznaniya [Russians: experience of one more self-knowledge// Ethnocultural specificity of language consciousness ] // Etnokul'turnaya spetsifika yazykovogo soznaniya. - M.,1996. - 227s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.