» - Аграрный вестник Урала № 12 (130), 2014 г. - < JJJ^Tl
Экономика
щ
УДК 332.135
вариантыформированиямоделипродовольственного
обеспечениянаселенияразвивающихсяарктических территорий
A. И. ТАТАРКИН,
доктор экономических наук, академик Российской академии наук, профессор, директор, С. Н. ПОЛБИЦЫН,
кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник,
B. В. ДРОКИН,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, А. С. ЖУРАВЛЕВ,
кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
(620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29; тел.: 8 (343) 371-37-56; e-mail: [email protected])
Ключевые слова: система продовольственного обеспечения, арктические территории, продовольственные потребности населения, продовольственная безопасность, межрегиональное сотрудничество.
В статье на основании анализа статистических данных и исследований, проведенных российскими и зарубежными учеными, исследуются перспективы формирования и развития системы продовольственного обеспечения северных и арктических территорий Российской Федерации. Авторами выделяются основные варианты формирования системы продовольственного обеспечения населения, основанные на агропромышленном потенциале региона, а также возрастающих потребностей в продовольствии, вызванных миграцией трудоспособного населения, вызванной вовлечением северных и арктических территорий в хозяйственный оборот страны. Авторы доказывают необходимость формирования агроинновационных макрорегионов, направленных на обеспечение продовольственной безопасности арктических территорий. Предлагаемая методическая схема формирования агроинновационного макрорегиона может уменьшить остроту конкуренции на агропродовольственном рынке и обеспечить гарантированное снабжение качественным продовольствием населения арктических территорий. Учитывая хорошо развитую транспортную инфраструктуру этих городов негативные последствия для потребителей продукции будут минимальными, то есть организацию продовольственного обеспечения на основе сочетания государственных и рыночных механизмов регулирования в границах искусственно формируемых межрегиональных агропродовольственных макрорегионов в целом можно рассматривать как один из возможных вариантов в системе организации продовольственного обеспечения населения арктических и граничащих с ними северных территорий.
options for forming models food security population in developing arctic territories
A. I. TATARKIN,
doctor of economic sciences, academician of the Russian Academy of Sciences, professor, director, S. N. POLBITSYN,
candidate of technical sciences, associate professor, senior scientist, V. V. DROKIN,
candidate of economic sciences, senior scientist, A. S. ZHURAVLEV,
candidate of technical sciences, associate professor, senior scientist, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
(29 Moskovskaya Str., 620014, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-37-56; e-mail: [email protected])
Keywords: food system, arctic territories, food demand, food security, regional cooperation.
Based on statistical analysis and analysis of research results obtained by foreign and Russian scientists the perspectives of formation and development of food system for artic and northern regions of Russia are introduced. Authors define main variants of food system formation, based on agricultural potencies of the region, increasing food demand caused by additional migration of population to northern territories due to increasing industrial production in regions. Authors prove the necessity to form agricultural innovative macro regions to ensure food security of arctic territories. The suggested methodical scheme of agricultural innovative macro region formation will allow decreasing the unnecessary competition on food market and ensuring quality food supply for arctic territories population. Given the well-developed transport infrastructure in these cities negative consequences for consumers would be minimal, on the example the organization of food supply through a combination of state and market mechanisms to regulate the boundaries artificially generated interregional agricultural macro-regions as a whole can be regarded as one of the options in the organization of the food supply of the population bordering the Arctic and northern territories with them.
Положительная рецензия представлена А. Л. Пустуевым, доктором экономических наук, профессором Уральского государственного аграрного университета.
Аграрный вестник Урала № 12 (130), 2014 г.
Экономика
Цель и методика исследований.
Освоение северных, полярных и арктических территорий предполагает организационно приемлемые условия для проживания как местного, так и привлекаемого в эти районы населения из других регионов России. Особое значение при этом имеет и будет иметь продовольственное обеспечение.
На организацию продовольственного обеспечения населения этих территорий оказывает влияние, прежде всего:
— количество проживающего на территории населения, в том числе коренного малочисленного населения (КМНС);
— сложившийся уровень и рекомендуемые нормы потребления основных видов продовольствия;
— соотношение численности городского и сельского населения, постоянно проживающего в данной местности и временно занятого на работах по освоению и эксплуатации месторождений полезных ископаемых вахтовым методом;
— экстремальные природные (суровый климат) и экономические (слабое развитие инфраструктуры) условия для аграрного производства;
— наличие и структура сельскохозяйственных угодий;
— объемы производства сельскохозяйственной продукции на территории;
— недостаточная развитость сельскохозяйственного производства и низкая его эффективность;
— сезонная ограниченность завоза продовольственной продукции;
— возможности завоза продовольственных товаров из соседних и других регионов России на условиях государственного заказа.
Все это оказывает непосредственное влияние на уровень обеспеченности населения продовольствием — как основу его комфортного проживания в северных и арктических территориях страны.
В период реформирования российской экономики роль государственного регулирования в организации обеспечения продовольственной безопасности населения этих территорий заметно ослабла, а рыночные механизмы пока не решают в достаточной мере данную проблему, что привело к резкому снижению качества продовольственного обеспечения населения северных и арктических территорий.
Сложившиеся тенденции развития агропродоволь-ственной системы в Российской Федерации в целом и отдельных агропродовольственных организаций характеризуются не просто замедлением темпов развития, а полным прекращением роста, и в большинстве случаев даже деградацией и депрессией [1]. Причиной деградации агропродовольственной системы является ее организация, не соответствующая требованиям социально-экономического развития страны. Единственным выходом из создавшегося положения является смена парадигм, вместо дорогостоящей парадигмы экстенсивного развития системы продовольственного обеспечения населения развивающихся арктических территорий Российской Федерации должна активно внедряться парадигма инновационного развития в ее наивысшем проявлении — концепции агроинновационной системы. Поэтому возникает необходимость в определении вариантов развития агроинновационной системы продовольственного обеспечения населения развивающихся
арктических территорий Российской Федерации, которые могут быть реализованы как на отдельных агропро-довольственных организациях, так и в рамках агроин-новационной системы региона, позволяющие повысить продовольственную безопасность регионов и страны и улучшить качество продовольствия для населения. Вне всякого сомнения, вариант инерционного развития не сможет привести к необходимым результатам, обеспечивающим даже минимальное развитие или неухудшение существующего положения. Существовавшая в советское и постсоветское время стратегия развития агропромышленного комплекса отвечала в первую очередь интересам сельскохозяйственных производителей, но не конечных потребителей — населения, поэтому инерционный вариант развития нельзя признать эффективными в современных условиях и направленными на достижение продовольственной безопасности страны. Как альтернатива варианту инерционного развития вариант интенсивного, в рассматриваемом случае инновационного развития, направлен на улучшение делового климата через многоплановые меры содействия инновационной деятельности агропродовольственных организаций.
Для осуществления правильного выбора варианта развития агроинновационной системы целесообразно использовать анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих воздействие на развитие агроинновацион-ной системы.
При этом следует понимать, как уже было высказано ранее, что для каждого региона эффективность формирования и развития агроинновационной системы продовольственного обеспечения населения развивающихся арктических территорий Российской Федерации определяется уникальным образом и не может быть использована или перенесена на другой регион. Отсюда следует, что и вариант развития агроинновационной системы для каждого региона будет носить специфический характер.
Подобные рассуждения приводят нас к мысли, что невозможно разработать универсальный вариант развития агроинновационной системы, приемлемый для агро-инновационных систем всех территорий, или какой-либо стандартный алгоритм действия, позволяющий прийти к искомым результатам. Максимально возможная конкретизация постановки и решения инновационных задач будет заключаться только в определении основных принципов инновационного подхода.
Для осуществления выбора правильного варианта развития необходимо выработать критерии, по которым и следует осуществлять выбор. Рассматривая факторы деятельности агроинновационных систем продовольственного обеспечения населения развивающихся арктических территорий Российской Федерации, в качестве критериев можно выбрать следующие:
— размер рынка;
— конкурентная среда;
— доступность ресурсов;
—специфические природно-климатические условия.
Наиболее удобным видом анализа вышеуказанных факторов в целях определения варианта развития является ситуационный анализ, или анализ сильных и слабых сторон. Этот тип анализа позволяет определить степень воздействия каждого из факторов на развитие агро-инновационной системы, то есть каждый из факторов анализируется для того, чтобы выяснить его влияние на эффективность функционирования агроинновационной системы. В результате анализа можно выявить основ-
Аграрный вестник Урала № 12 (130), 2014 г. - <
Экономика
ные угрозы и возможности для ее развития и выработать такую стратегию, которая позволит снизить негативное влияние угроз и в полной мере реализовать открывающиеся позитивные возможности.
Результаты исследований.
Вариант организации методической схемы продовольственного обеспечения населения арктических территорий авторами был исследован на примере схемы продовольственного обеспечения для Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Этот округ, оставаясь при этом субъектом РФ, официально входит в состав Тюменской области, которая находится в Уральском федеральном округе. Как объект исследования по организации продовольственного обеспечения округ имеет следующие характеристики.
ЯНАО расположен в арктической зоне Западно-Сибирской равнины, относится к районам Крайнего Севера. Более половины округа расположено за Полярным кругом, небольшая часть его территории находится на восточном склоне Уральского хребта.
Все это в целом характеризует территорию ЯМАО практически малопригодной для производства растениеводческой сельскохозяйственной продукции в открытом грунте.
В структуре валового регионального продукта ЯНАО в 2011 г. основным видом экономической деятельности являлась добыча полезных ископаемых — 48,3 %; на долю автономного округа приходится свыше половины общероссийской добычи природного и попутного газа. На территории ЯНАО сосредоточены значительные запасы газа и нефти, добыча которых производится, в том числе и вахтовым методом. В связи с этим в округе кроме коренного населения и других постоянно проживающих граждан для выполнения соответствующих работ прибывают работники из других регионов России.
В сельском хозяйстве развито оленеводство, звероводство, пушной промысел.
Методическая схема организации продовольственного обеспечения арктических территорий построена нами на концепции агропродовольственной кооперации субъектов РФ в рамках макрорегионов.
С позиции сбалансированного производства и потребления сельскохозяйственной продукции в группе субъектов РФ, часть которых имеет излишне произведенную продукцию, а другая часть в связи с низкой самообеспеченностью нуждается в дополнительном завозе этой продукции целесообразно рассмотреть возможные варианты интеграции их интересов. Необходимость решения этой проблемы появляется в случаях усиления межрегионального государственного регулирования процессов продовольственного обеспечения. В качестве одного из инструментов такого регулирования можно рассматривать систему государственного заказа, предусматривающей с одной стороны, гарантированный сбыт произведенной сельскохозяйственной продукции, а с другой — гарантированный завоз отдельных видов продовольствия в регионы их потребления. В этом случае в систему государственного регулирования должны включаться и предприятия по производству продовольственных товаров из сельскохозяйственного сырья, произведенного в объемах государственного заказа.
Организация и усиление государственного регулирования агропродовольственных процессов в рассматриваемом аспекте позволит:
— обеспечить гарантированный сбыт части произведенной продукции как у сельхозтоваропроизводителей, так и у ее переработчиков;
— гарантировать объем транспортных услуг предприятиям по перевозке продовольственных товаров к месту их потребления;
— оказать влияние на формирование цен (в сторону их снижения) в районах потребления продукции, произведенной как в рамках государственного заказа, так и реализуемой предпринимателями — конкурентами.
В числе основных задач государственного механизма регулирования межрегиональных агропродовольствен-ных процессов следует рассматривать следующие направления его формирования:
— Определение границ межрегионального агроин-новационного макрорегиона.
— Уточнение механизма ценообразования конечного продукта потребления и распределения полученных в процессе производства сельхозпродукции, ее переработки, транспортировки и реализации между участниками этих процессов.
— Корректировка правового обеспечения по регулированию межрегиональных агропродовольственных процессов.
— Организация управления межрегиональными агропродовольственными процессами (формирование межрегиональной структуры управления для выполнения соответствующих функциональных задач).
Новое понятие «агроинновационный макрорегион» вводится с целью необходимости краткого изложения (характеристики) процессов в формируемых межрегиональных агропродовольственных системах. В качестве ведущего звена в этих системах рассматривается необходимость продовольственного обеспечения населения, проживающего на исследуемой территории. Поскольку численность населения и его платежеспособный спрос на продукты питания могут изменяться будут изменяться и границы проектируемых межрегиональных агро-продовольственных макрорегионов.
В состав макрорегиона на стадии его проектирования включаются соседние (с исследуемым центром потребления) территории субъектов РФ, на которых производится сельскохозяйственная продукция. При этом уровень самообеспеченности этих субъектов собственной сельскохозяйственной продукцией на первом этапе исследования во внимание не принимается. Уровень самообеспеченности соседних регионов и возможности вывоза сельхозпродукции и продуктов ее переработки в центр потребления учитываются на следующем этапе — при оценке вариантов организации транспортировки готовой продукции.
Граничащие с центром потребления регионы, производящие сельхозпродукцию можно условно определить как «первый пояс обеспечения продукцией». В случаях, когда в регионах «первого пояса обеспечения» излишне произведенной сельхозпродукции будет не достаточно для удовлетворения потребностей центра, то в состав проектируемого макрорегиона должны включаться субъекты, граничащие с регионами «первого пояса обеспечения».
Если в нашем примере принять за центр потребления население территорий Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, то в «первый пояс» непосредственно граничащих регионов следует включить юг Тюменской области, Ненецкий автономный округ (Ар-
^SZ-Аграрньш вестник Урала № 12 (130), 2014 г. - <
Экономика
хангельская область), Республику Коми, Свердловскую область, Томскую область и Красноярский край (северная часть).
В качестве второго дополнительного пояса обеспечения можно рассматривать при условии минимизации транспортных издержек Пермский край, Республику Башкортостан, Челябинскую, Омскую и Новосибирскую области.
Организация государственного регулирования агро-продовольственных процессов в формируемом агроин-новационном макрорегионе по принципу граничащих субъектов преследует реализацию следующих целей:
— гарантированное обеспечение населения территорий основными продуктами питания;
— гарантированный сбыт (в рамках государственного заказа) продукции сельхозтоваропроизводителей, что позволяет одновременно решать и социально-экономические проблемы сельских территорий, находящихся в зоне с менее благоприятными природно-климатическими условиями;
— минимизация транспортных издержек.
В конечном итоге предложенную схему организации агропродовольственных процессов в границах формируемых макрорегионов можно рассматривать как один из возможных вариантов в дифференциации адресной государственной финансовой поддержки на основе межрегионального административного регулирования, необходимого соотношения рыночных и государственных механизмов в организации продовольственного обеспечения.
Проведенный нами анализ позволяет сделать следующие выводы:
— Самообеспеченность населения автономных округов Тюменской области сельскохозяйственной продукцией остается на низком уровне почти по всем ее основным видам.
— Для стимулирования развития сельскохозяйственной отрасли необходимо усилить государственную поддержку не только сельхозорганизаций, но и других категорий хозяйств, что позволит полнее обеспечивать на-
селение свежими полноценными продуктами питания, а также решать как экономические, так и социальные вопросы.
— Учитывая динамику производства сельскохозяйственной продукции в округах и необходимость увеличения уровня потребления достаточное продовольственное обеспечение населения этих районов возможно за счет поступления основных продуктов питания из других регионов России и импорта.
При расчете необходимых объемов завоза основных продовольственных товаров важно определиться с общей потребностью в этих товарах, которая может исчисляться, на наш взгляд, как по рекомендуемым рациональным нормам питания, так и по фактически сложившимся уровням среднедушевого потребления.
В регионах с развитой транспортной инфраструктурой и значительным количеством поставщиков продовольствия фактически сложившийся уровень потребления различных видов продовольственных товаров обусловлен в первую очередь уровнем платежеспособного спроса.
Выводы. Рекомендации.
Предлагаемая методическая схема формирования межрегионального агроинновационного макрорегиона может уменьшить остроту конкуренции на агропродо-вольственном рынке таких крупных потребителей как Екатеринбург и Новосибирск с вытекающими отсюда последствиями в ценовом секторе. Однако, учитывая хорошо развитую транспортную инфраструктуру этих городов негативные последствия для потребителей продукции будут минимальными, то есть организацию продовольственного обеспечения на основе сочетания государственных и рыночных механизмов регулирования в границах искусственно формируемых межрегиональных агропродовольственных макрорегионов в целом можно рассматривать как один из возможных вариантов в системе организации продовольственного обеспечения населения арктических и граничащих с ними северных территорий.
Публикация подготовлена при финансовой поддержке по проекту 12-П-47-2013 «Разработка стратегических ориентиров развития и институтов освоения северных, полярных и арктических территорий», выполняемого в рамках программы РАН № 31 «Роль пространства в модернизации России: природный и социально-экономический потенциал».
Литература
1. Анфиногентова А. А. Теоретико-методологические основы формирования единой агропродовольственной политики // Региональные агросистемы : экономика и социология. 2009. № 1. [Электронный ресурс]. URL : http://www.iagpran. ru/journal.php?id=35.
2. Российский статистический ежегодник. 2013 г. : стат. сб. М., 2013. 717 с.
3. Логинов В. Г. Социально-экономические аспекты освоения и развития северных районов. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2012. 450 с.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013 г. : стат. сб. М., 2013. 990 с.
5. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации : методические рекомендации. [Электронный ресурс]. URL : http://www. ovitamine.ru/download/normy2008.pdf.
6. Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания : приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 593н. [Электронный ресурс]. URL : http://www.rg.ru/gazeta/rg/2010/10/15.htm.
References
1. Anfinogentova A. A. Theoretical and Methodological Principles of Consolidated Agrifood Policy Formation // Regional Agrisystems : Economy and Sociology. 2009. № 1. [Electronic resource]. URL : http://www.iagpran.m/journal.php?id=35
2. Russian Statistical Yearbook. 2013 : collection of articles. M., 2013. 717 с.
3. Loginov V. G. Socio-economic Aspects of Northern Regions Development. Ekaterinburg : Institute of Economy, 2012. 450 p.
4. Regions of Russia Census. 2013 : collection of articles. М., 2013. 990 p.
5. Rational Diet. Physiological requirement in energy and nutritional needs for different groups of population of Russian Federation : recommendations. [Electronic resource]. URL : http://www.ovitamine.ru/download/normy2008.pdf.
6. On approval of recommendations for rational norms of food consumption that meet the modern requirements of healthy diet : Decree of Health Minister of Russian Federation on August 2, 2010 № 593n. [Electronic resource]. URL : http://www. rg.ru/gazeta/rg/2010/10/15.htm.