Научная статья на тему 'Вариабельность ритма сердца у детей 8-10 лет с различными типами соматической конституции в процессе когнитивной деятельности'

Вариабельность ритма сердца у детей 8-10 лет с различными типами соматической конституции в процессе когнитивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
614
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arctic Environmental Research
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИЯ / АВТОНОМНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТИПЫ СОМАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукина Светлана Фёдоровна, Чуб Игорь Сергеевич

Методом кардиоинтервалографии исследованы временные и спектральные характеристики сердечного ритма у детей младшего школьного возраста, имеющих торакальный и мышечный тип телосложения, под влиянием различных функциональных нагрузок. Проведенный корреляционный и регрессионный анализ данных позволил выявить связь между типом соматической конституции и параметрами вариабельности ритма сердца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лукина Светлана Фёдоровна, Чуб Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEART RATE VARIABILITY IN CHILDREN AGED 8-10 YEARS WITH VARIOUS TYPES OF SOMATIC CONSTITUTION IN THE PROCESS OF COGNITIVE ACTIVITY

Cardiointervalography investigated temporal and spectral characteristics of heart rate in primary school children with thoracic and muscular body type under the influence of different functional loads. The correlation and regression analysis revealed a relationship between the type of somatic constitution and parameters of heart rate variability.

Текст научной работы на тему «Вариабельность ритма сердца у детей 8-10 лет с различными типами соматической конституции в процессе когнитивной деятельности»

УДК [612.172.2:612.187]-053.2(211)

ЛУКИНА Светлана Фёдоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и экологии человека Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 46 научных публикаций, в т.ч. 5учебно-методических пособий

ЧУБ Игорь Сергеевич, аспирант кафедры биологии и экологии человека Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций

ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ РИТМА СЕРДЦА У ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ СОМАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

Методом кардиоинтервалографии исследованы временные и спектральные характеристики сердечного ритма у детей младшего школьного возраста, имеющих торакальный и мышечный тип телосложения, под влиянием различных функциональных нагрузок. Проведенный корреляционный и регрессионный анализ данных позволил выявить связь между типом соматической конституции и параметрами вариабельности ритма сердца.

Младший школьный возраст, кардиоинтервалография, автономная нервная система, когнитивная деятельность, типы соматической конституции

Морфофункциональное развитие ребенка обусловлено влиянием генетических и экологоклиматических факторов, сочетание которых определяет индивидуально-типологические особенности организма [1-3]. Взаимодействие специфических условий Европейского Севера, на территории которого находится Архангельская область, и комплекса школьных стрессовых факторов оказывает дополнительную нагрузку на функционирование организма школьника. По данным некоторых авторов, до 30-50% школьников имеют срывы адаптации в виде нейровегетативных, психоневротических

и других нарушений здоровья [3, 4]. Во многом эти неблагоприятные изменения усугублены и/ или обусловлены нерациональным школьным режимом. Обучение в современной начальной школе характеризуется следующими особенностями: значительной информационной перегрузкой, нерациональным планированием учебной деятельности и дефицитом времени, нарастающей гипокинезией [5, 6]. Обучение связано с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций, которые могут способствовать развитию нервного перенапря-

© Лукина С.Ф., Чуб И.С., 2011

* Работа выполнена при поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» (проект 2.2.3.3./4704).

жения [4, 7]. В отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно изучено влияние умственной нагрузки на показатели работы сердечно-сосудистой системы у различных возрастных групп [2, 6, 8, 9]. Значительное число научных работ посвящено индивидуально-типологическим особенностям физического развития [2, 9, 10, 11]. По мнению Д.П. Осипова с соавторами, учение о конституции в современной медицине и физиологии представляет собой сложное и перспективное направление [11]. В работах Т.В. Панасюк с соавт. установлена гетерохронность развития физической силы и выносливости у старшей дошкольной группы детей, имеющих различные варианты соматотипов [12]. В исследовании С.Г. Криво-щекова и Н.В. Мозолевской было установлено значительное напряжение механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы и функционирования кислородтранспортных систем у эндоморфов по сравнению с другими типами конституции [1]. Анализ вегетативной регуляции на соматотипологической основе, проведенный Л.Д. Цатурян с соавторами, выявил состояние «критического напряжения» у 30% здоровых мальчиков торакального соматотипа [13]. Однако малоосвещенной и актуальной становится проблема взаимосвязи конституциональной типологии, регуляции функций и психофизиологических свойств. В соответствии с актуальностью направления исследований целью данной работы стало определение особенностей вегетативной регуляции сердечного ритма у младших школьников с различными вариантами соматической конституции при выполнении когнитивной задачи.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для реализации данной цели применялся метод кардиоинтервалографии (КИГ) на коротких промежутках времени [14, 15]. Кардиоинтервалограммы записывались на аппаратно-программном комплексе «ВНС-Спектр» (Нейрософт, Россия) с последующей математической обработкой результатов. Про-

должительность регистрации ритмограммы составляла две минуты в различных вариантах проб: спокойное бодрствование (фон) - в положении сидя, ортостатическая проба - переход в вертикальное положение, постортостатиче-ское состояние (восстановительный период) и когнитивная задача - устный счет в пределах школьных требований (оба варианта проб в положении сидя). Испытуемым предлагалось решить 5 арифметических примеров на сложение и вычитание. Успешность выполнения когнитивной задачи оценивалась по 3-балльной системе (от 0 - неудовлетворительно до 3 -счет выше школьных требований для данного возраста). Регистрация и анализ кардиоритма проводился в соответствии с международными стандартами метода (2006). От каждой 2-минутной записи ритмограммы было получено не менее 150 кардиоинтервалов, что было необходимым условием для валидности оценки. Анализу подвергались показатели временных и спектральных характеристик сердечного ритма, а также параметры вариационной пульсограм-мы по РМ. Баевскому [14]. Кардиоритмогра-фическому исследованию предшествовало определение типов соматической конституции по методике Штефко-Островского [16]. Анализ проводился в отношении детей с торакальным и мышечным соматотипами. Статистический анализ осуществлялся средствами SPSS 14.0 и включал в себя описательную статистику, непараметрический анализ различий между средними (Mann-Whitney) по возрастным, половым и соматотипическим признакам. Использование линейной регрессионной модели позволило определить степень взаимообусловленности параметров вариабельности ритма сердца (ВРС) и соматотипа. Также для оценки взаимосвязи исследуемых показателей использовался ранговый корреляционный анализ (Spearman).

В исследовании принимало участие 358 детей обоего пола из Архангельска и районов области (Онежского, Пинежского и Мезенского). Наполняемость возрастно-половых групп составляла от 14 до 52 человек. Применение непараметрических методов анализа позволило включить малочисленные группы в анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ ВРС во временной и спектральной области в состоянии спокойного бодрствования показал отсутствие значимых половых различий у детей 8-9 лет торакального со-матотипа (табл. 1).

Девятилетние школьники мышечного со-матотипа характеризуются значительным числом половых различий как по фоновым характеристикам сердечного ритма, так и в состоянии когнитивного напряжения (табл. 2). Кардиоритм у мальчиков этой возрастной группы отличается напряжением регуляторных механизмов. Объективно это выражается в снижении вариативности интервалограм-мы (SDNN ниже на 36,5%, СУ - на 34,5%, число пар интервалов, различающихся на

50 ms, - в 1,6 раза меньше, чем у девочек). Спектральные различия выявляются и в суммарной мощности TP (Total power), которая у мальчиков значительно снижена (в 1,8 раза) по отношению к девочкам. Распределение детей данной возрастно-половой группы по уровням адаптации показывает, что у 61,3% мальчиков наблюдается напряжение или срыв адаптационных механизмов, у девочек -около 30%. В процессе анализа возрастной динамики кардиоритма в состоянии спокойного бодрствования отмечается отсутствие достоверных статистических различий у девочек торакального соматотипа. Это может быть связано с особенностями выборки. Максимальное число возрастных изменений наблюдается у девочек мышечного соматоти-па при переходе от 8 лет к 9 годам (рис. 1).

Таблица 1

ПАРАМЕТРЫ ВРЕМЕННОГО И СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗОВ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У 8-10-ЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ ТОРАКАЛЬНОГО И МЫШЕЧНОГО ТИПОВ КОНСТИТУЦИИ В СОСТОЯНИИ СПОКОЙНОГО БОДРСТВОВАНИЯ (МЕ)

Показатель 8 лет 9 лет 10 лет

ТС МС ТС МС ТС МС

Д n=27 STT с *ТТ n М n=52 Д n=23 М n=13 Д n=23 М n=27 Д n=13 М n=16 5 n М n=36

RRNN, ms 697,00 677,00 658,00 683,50 713,00 670,00 717,00 707,00 701,50 696,00

SDNN, ms 62,00 63,50 59,00 54,00 62,00 46,50 71,00$Л 50,00** 70,50 56,00 74,00 55,00

pNN50, % 37,71 33,00 29,28 28,87 33,72 24,37 41,75$$ 26,79** 36,61 28,87 36,50 27,65

TP, ms2 5056,09 4886,20 4880,26 3935,37 4886,58 3027,00 6380,05 3511,17** 6539,42 3719,87 6646,53 4012,64

VLF, % 25,18 18,76 18,43 21,57 22,31 23,58# 18,06 24,36 23,12 19,83 15,86 25,87

LF, % 28,49 28,89 28,97 29,39 32,67 38,04 24,80 34,90*# 26,66 28,93 25,50 30,88

HF, % 45,78 50,55 49,20 48,55 40,80 38,51# 55,91 35,66* 50,35 43,63 51,31 39,79

Mo, s 0,65 0,64 0,62% 0,64* 0,67 0,68 0,69$$ 0,66 0,70 0,70 0,67 0,67

ВР, с 0,29 0,35 0,30 0,31 0,31 0,26 0,37$Л 0,26** 0,36 0,32 0,38 0,31

ИН, у.е. 67,77 71,09 91,33 98,96 81,16 119,71 114,77* 67,31 80,41 64,45 80,40

ЧСС, уд/мин 86,65 89,46 95,63% 92,28* 88,20 85,41 84,17$$ 90,09 84,48 85,30 88,19 86,72

Примечание. ТС - торакальный соматотип, МС - мышечный соматотип; М - мальчики, Д - девочки; * -половые различия внутри групп соматотипов при р<0,05, ** - при р<0,01; # - возрастные отличия между мальчиками по сравнению с предыдущим возрастом при р<0,05; $ - возрастные отличия между девочками по сравнению с предыдущим возрастом при р<0,05, $$ - при р<0,01; % - различия между соматотипами для 8-летних девочек при р<0,05; л - различия между соматотипами для 9-летних девочек при р<0,05. Оценка достоверности различий проводилась посредством непараметрического критерия Манна-Уитни.

В различных работах по кардиоритмологии индекс напряжения ИН (или 1С - индекс централизации) выступает как наиболее вариабельный показатель, отражающий степень преобладания центрального контура регуляции над автономным, условная граница нормы ИН составляет 90 единиц [17]. Изменения в ритмограмме отражаются в возрастании р№№50% (рост около 40%), снижении частоты пульса на 9,3% и ИН на 13,8% и характеризуются благоприятной направленностью, отражая прогрессивные изменения в совершенствовании регуляторных механизмов [9]. Функциональное состояние 9-летних девочек мышечного соматотипа можно рассматривать как вариант нозологической нормы [10].

Анализ распределения детей по группам с преобладающим влиянием ВНС демонстрирует, что с возрастом у мальчиков мышечного соматотипа в выборке увеличивается доля лиц с эйтоническим состоянием регуляции.

У мальчиков торакального соматотипа к 9 годам происходят изменения в спектральной характеристике кардиоритма в различных состояниях. В отличие от девочек мышеч-

ного соматотипа эти изменения носят неблагоприятный характер. Симпато-вагальный баланс смещается в сторону симапатикуса, в структуре спектра снижается высокочастотная составляющая (33,3%), усиливается централизация регуляторных механизмов (рост VLF% - 35%). У 8-летних девочек мышечного соматотипа ЧСС в состоянии спокойного бодрствования на 5,3% выше, чем у торакального типа (р<0,05), аналогично и для ортостатического напряжения. У 9-летних девочек мышечного соматотипа ИН оказывается ниже, а величина вариационного размаха, характеризующего степень вариативности интервалограммы выше, чем у девочек торакального типа конституции. Уровень адаптационных резервов у 9-летних девочек достоверно различается по группам соматотипов (р<0,05). При этом у 12,5% девочек торакального соматотипа регистрируется срыв адаптации. У их сверстниц с мышечным типом подобное состояние не отмечается, более того, 6,5% детей этой группы обладают хорошими адаптационными резервами. Анализ кардиоритма 10-летних детей независимо от пола и типа соматической конституции

160 140 120 100 80 60 40 20

БОШ рЫМ50% ТР ВР Мо ЧСС ИН

□ 9 лет ■ 10 лет

Рис. 1. Возрастная динамика показателей ВРС у девочек мышечного соматотипа в состоянии спокойного бодрствования (за 100% приняты значения у 8-летних детей): * - при р<0,05; ** - при р<0,01

не обнаруживает значимых отличий. Также слабо проявляются статистически достоверные различия по группам соматотипов.

Полученные нами результаты временной и спектральной характеристики ритмограммы исследуемой выборки в состоянии ортостатического напряжения согласуются с выводами других авторов [S, 9, 14]. Е частности, у большинства испытуемых снижаются временные параметры кардиоритма, что связано с активирующим влиянием со стороны симпатической нервной системы и ослаблением вагусного контроля сердечной деятельности.

Анализ спектральных характеристик сердечного ритма выявил существенные отличия у мальчиков и девочек S лет мышечного со-матотипа в ортостатической пробе. Показатель симпато-вагального баланса LF/HF у мальчиков в 1,Б4 раза выше, чем у девочек в состоянии ортостатического напряжения (p<0,01). Аналогичными были результаты данного показателя у 10-летних детей мышечного соматотипа. Реактивность симпатического звена регуляции у мальчиков оказывается выше в 1,6 раза по результатам ортостатической пробы, при этом значительно сниженной оказывается дыхательная аритмия (HF% компонент снижается на S0% по сравнению с результатами девочек).

Динамика параметров временного и спектрального анализов в восстановительный период (постортостатическое состояние) маловариабельна. ^атест^е^и достоверны различия были обнаружены в показателе сим-пато-вагального баланса (LF/HF) у S-летних школьников, при этом его значение у мальчиков снижается на 33,3% (после ортостатического напряжения), тогда как у девочек он снижается на 14% (p<0,01), демонстрируя высокий уровень симпатической активности.

Е возрастной группе 9-летних школьников наблюдается различная динамика показателей вариабельности сердечного ритма в процессе умственной нагрузки. Общая реакция на когнитивную нагрузку выражается в снижении высокочастотного компонента и усиление регуляторных влияний со стороны симпатического звена (табл. 2). Еероятно, этого механизма ста-

новится недостаточно для удовлетворения растущих энергетических затрат и подключаются более высокие уровни регуляции, в частности гуморально-метаболический и центральный эрготропный. Эти изменения выражаются в повышении доли очень низкочастотного компонента спектра. У мальчиков мышечного соматотипа данные изменения выражены значительнее, чем у девочек, особенно в отношении показателей TP, LF/HF и pNN 50% (рис. 2). Вклад VLF% компонента в структуру спектра у мальчиков оказывается более выраженным (на 37,8% выше, чем у девочек). Симпато-вагальный баланс характеризуется симпато-тонией, что ведет к снижению вариативности ритмограммы и учащению пульса. Длительное пребывание в таком состоянии приводит к напряжению регуляторных механизмов и истощению адаптивных возможностей миокарда и снижению функционального состояния сердечно-сосудистой системы [9, 17].

Заметим, что выраженная тахикардия у девочек, независимо от возраста и типа конституции, регистрировалась значительно чаще, чем у мальчиков. С точки зрения «цены» напряжения регуляторных реакций когнитивная проба оказывает менее выраженное влияние на кардиоритм, чем ортостатическая проба. Например, в возрастной группе детей 10 лет соотношение LF/HF в пробах ортостат-счет составляет 1,0-0,62 единиц у девочек, у мальчиков этот показатель выше: 1,60-1,08 единиц. Данная возрастно-половая группа характеризуется высоким процентом детей с напряжением адаптивных реакций (около 50%, независимо от пола). Анализ величины ранговой корреляции у 10-летних детей показывает, что имеется выраженная взаимосвязь успешности выполнения когнитивной пробы и величиной индекса напряжения (r=0,75; p<0,05). Так, медиана ИН у девочек торакального соматотипа, которые показали плохую результативность устного счета, составляет 119,00 усл. ед., а у хорошо считающих сверстниц - 216,50 усл. ед. Также четкой динамикой роста медианы ИН по группам успешности выполнения ког-

нитивной задачи характеризуются 9-летние девочки торакального соматотипа. Реактивность в процессе когнитивной деятельности у 9-летних девочек менее выражена, при этом снижение ИН составило 64,5% (р<0,05). У мальчиков торакального соматотипа к 9 годам наблюдаются изменения и в процессе умственного счета: ритм сердца становится менее вариабельным, уменьшается дыхательная аритмия (р<0,01). Подобная динамика, но менее выраженная, наблюдается у мальчиков мышечного типа конституции, в частности централизация ритма в процессе когнитивной деятельности составляет около 30%, а у мальчиков торакального соматотипа - 70%, по сравнению с предыдущим возрастом. Полученные нами результаты возрастной динамики вегетативной реактивности в процессе

умственного счета согласуются с данными

Н.И. Шлык с соавторами, где в исследовании на большой группе детей младшего школьного возраста было показано, что активация ВНС происходит на уровне центрального контура регуляции (в т.ч. надсегментарно). Также этими авторами отмечается, что с возрастом показатели спектральной мощности после когнитивной нагрузки не восстанавливаются полностью до прежнего уровня, вызывая «оставленную» реакцию, подобно ортостатическому напряжению [18]. Методом простой линейной регрессии установлена связь параметров вариабельности сердечного ритма с типом соматической конституции. Особенно взаимосвязь этих переменных наблюдается у 8-летних детей, независимо от пола. Со-матотип влияет на распределение величины

Таблица 2

ПАРАМЕТРЫ ВРЕМЕННОГО И СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗОВ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У 8-10-ЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ ТОРАКАЛЬНОГО И МЫШЕЧНОГО ТИПОВ КОНСТИТУЦИИ В СОСТОЯНИИ КОГНИТИВНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (МЕ)

Пока- затель 8 лет 9 лет 10 лет

ТС МС ТС МС ТС МС

Д п=27 С *тт п М п=52 Д п=23 М п=13 Д п=23 М п=27 3 * |Т С М п=16 5 п М п=36

RRNN, па 649,00 659,00 611,00% 636,50** 637,00 619,00 674,00Л$$ 633,00 618,00 673,00* 632,00 657,00

SDNN, па 54,00 50,00 48,00 51,00 55,00 45,00 62,00$ 42,00** 53,00 45,00 58,00 53,50

pNN50, % 28,18 25,82 20,31 19,43 22,30 9,33 31,18 18,56** 18,09 17,39 25,93 21,22

ТР, п^2 3851,10 3357,00 3476,49 3745,91 4028,23 2911,74 5005,42$ 2461,67**# 5022,34 2403,02 5185,20 3678,34

% 18,53 16,00 19,44 18,00 22,34 38,34## 19,77 27,28*# 33,42 24,89 24,33 24,55

LF, % 29,42 31,86 29,72 34,84* 34,24 33,70 32,29 39,00 30,02 32,14 29,05 40,24

Щ % 47,66 46,00 46,41 40,63 31,92 26,95# 49,59 31,96**## 31,25 40,69 45,50 34,78

Мо, s 0,61 0,64 0,59 0,63** 0,60 0,61 0,66$ 0,64 0,59 0,64 0,64 0,67

ВР, с 0,25 0,26 0,28 0,29 0,33 0,24 0,35 0,24* 0,31 0,23 0,34 0,42#

ИН, у.е. 116,48 112,40 101,95 91,92 107,16 145,80 62,55$ 142,10* 94,20 119,00 57,60 60,00#

ЧСС, уд/мин 96,86 92,09 99,45 93,15** 95,46 97,40 87,63$$Л 92,26 99,00 89,75* 93,00 86,00

Примечания: ТС - торакальный соматотип, МС - мышечный соматотип; М - мальчики, Д - девочки;

* - половые различия внутри групп соматотипов при р<0,05, ** - при р<0,01; # - возрастные отличия между мальчиками по сравнению с предыдущим возрастом при р<0,05, ## - при р<0,01; $ - возрастные отличия между девочками по сравнению с предыдущим возрастом при р<0,05, $$ - при р<0,01; % - различия между соматотипами для 8-летних девочек при р<0,05; л - различия между соматотипами для 9-летних девочек при р<0,05. Оценка достоверности различий проводилась посредством непараметрического критерия Манна-Уитни.

%

270

220

170

120

70

20

"кіс "к"к

**

<—7\

PL

**

SDNN pNN50% TP %VLF %LF %HF ИН

□ мальчики Идевочки

Рис. 2. Половые различия параметров временного и спектрального анализов кардиоритма у 9-летних детей мышечного соматотипа в состоянии когнитивного напряжения (за 100% приняты значения исследуемых параметров у девочек): * - при p<0,05; ** - при p<0,0l

минимального межинтервального расстояния N-N (p<0,05) при выполнении умственной нагрузки у мальчиков S лет. У 9-летних девочек достоверно выявлена взаимообусловленность среднего значения межинтервального расстояния N-N и типа конституции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования выявлено, что дети торакального соматотипа характеризуются напряжением механизмов регуляции кардиоритма и их физиологическая «цена» когнитивной нагрузки оказывается выше, чем у детей мышечного типа конституции. Тип соматической конституции обуслав-

ливает некоторые параметры вариабельности сердечного ритма в процессе когнитивной деятельности. Успешность выполнения когнитивной задачи, которая требует от ребенка концентрации внимания и эмоционального напряжения, положительно коррелирует со степенью централизации кардиоритма. Выявлены половые различия в степени напряжения регуляторных механизмов сердечного ритма у 9-летних школьников мышечного со-матотипа. Дети, обладающие более высокими адаптационными резервами, успешнее справляются с повседневной учебной нагрузкой. Исследование подтверждает необходимость индивидуально-типологического подхода в определении функционального состояния организма школьника.

Список литературы

1. Кривощеков С.Г., Мозолевская Н.В. Индивидуально-типологические особенности морфо-функциональ-ного развития и поведения младших школьников // Бюл. СО РАМН. 2007. № 3(125). С. 150-158.

2. Соколов А.Я., Гречкина Л.И. Тенденции физического развития школьников Северо-востока России за последние 25 лет // Экология человека. 2005. № 7. С. 40-43.

3. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников // Вопр. соврем. педиатрии. 2008. Т. 7, № 4. С. 9-12.

4. Грибанов А.В., Волокитина Т.В. Здоровье и функциональное развитие школьников на Европейском Севере России // Вестн. национ. комитета «Интеллектуальные ресурсы России». 2006. № 4. С. 71-75.

5. Евстифеева Е.И., Османов Э.М. Проблемы адаптации первоклассников к образовательной среде // Вестн. ТГУ 2007. Т. 12. Вып. 3. С. 380-382.

6. Либина И.И. Влияние факторов учебной среды на физиологические показатели у подростков разного пола и возраста // Экология человека. 2004. № 5. С. 51-53.

7. Характеристика среды жизнедеятельности современных российских школьников // Вопр. соврем. педиатрии. 2006. № 5. С. 31.

8. Short-term Heart Rate Variability during a Cognitive Challenge in Young and Older Adults / R. Wood, B. Maraj, C. Matthew Lee, R. Reyes // Age Ageing. 2002. № 31. P. 131-135.

9. Крысюк О.Н. Возрастные, типологические и индивидуальные особенности биоэлектрической активности миокарда и автономной нервной регуляции сердечного ритма у детей 7-11 лет: автореф. дис. ... канд. биол. наук. М., 2007. С. 21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1999. С. 179.

11. Осипов Д.П. Конституциональные особенности мальчиков - жителей юга России // Фундамент. исследования. 2004. № 2. С. 142-143.

12. Панасюк Т.В., Лобанова Ю.О. Конституциональные особенности развития движений у старших дошкольников // Вопр. соврем. педиатрии. 2006. № 5 . С. 442.

13. Цатурян Л.Д. Вегетативная регуляция сердечно-сосудистой системы организма детей с учетом их конституциональных особенностей: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Ставрополь, 2004.

14. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем // Вестн. аритмологии. 2002. № 24. С. 65.

15. Соболев А.В. Методы анализа вариабельности сердечного ритма на длительных промежутках времени / А.В. Соболев. М., 2009. С. 172.

16. Штефко В.Т., Островский А.Д. Схема клинической диагностики конституциональных типов. М.; Л., 1929. С. 78.

17. Волокитина Т.В., Грибанов А.В. Вариабельность ритма сердца у детей младшего школьного возраста. Архангельск, 2004. С. 194.

18. Возрастные и индивидуальные особенности вариабельности сердечного ритма у детей в возрасте от 7 до 12 лет // Актуальные проблемы физической культуры и спорта студенческой молодежи: тез. докл. Респ. науч.-практ. конф., 28-29 марта 2001 г. Ижевск, 2001. С. 84-86.

Lukina Svetlana, Chub Igor

HEART RATE VARIABILITY IN CHILDREN AGED 8-10 YEARS WITH VARIOUS TYPES OF SOMATIC CONSTITUTION IN THE PROCESS OF COGNITIVE ACTIVITY

Cardiointervalography investigated temporal and spectral characteristics of heart rate in primary school children with thoracic and muscular body type under the influence of different functional loads. The correlation and regression analysis revealed a relationship between the type of somatic constitution and parameters of heart rate variability.

Контактная информация: Лукина Светлана Фёдоровна e-mail: lukina68@list.ru Чуб Игорь Сергеевич e-mail: igor-chub@yandex.ru

Рецензент - Грибанов А.В., доктор медицинских наук, профессор, директор Института развития ребенка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.