Научная статья на тему 'Варава С.В., Захарова Н.Н., Левицкая Л.Г. Русский язык. Научный стиль. Филологический профиль: Для иностранных студентов высших учебных заведений: Учебное пособие – Харьков: ООО «ДИСА ПЛЮС», 2018. – 684 с.'

Варава С.В., Захарова Н.Н., Левицкая Л.Г. Русский язык. Научный стиль. Филологический профиль: Для иностранных студентов высших учебных заведений: Учебное пособие – Харьков: ООО «ДИСА ПЛЮС», 2018. – 684 с. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Варава С.В., Захарова Н.Н., Левицкая Л.Г. Русский язык. Научный стиль. Филологический профиль: Для иностранных студентов высших учебных заведений: Учебное пособие – Харьков: ООО «ДИСА ПЛЮС», 2018. – 684 с.»

Reviews and Notes

Варава С.В., Захарова Н.Н., Левицкая Л.Г. Русский язык. Научный стиль. Филологический профиль: Для иностранных студентов высших учебных заведений: Учебное пособие — Харьков: ООО «ДИСА ПЛЮС», 2018. — 684 с.

Varava S. V. Russian language. Scientific style: A manual for foreigners specialized in

philology - Kharkov, 2018.

Рекомендовано Министерством образования и науки Украины

ISBN 978-617-7645-38-1

Данное учебное пособие предназначено для иностранных студентов подготовительных

факультетов и студентов первого курса вузов, обучающихся по специальностям «филология», «журналистика»,

«иностранные языки».

m

Варава С. В., Захарова Н. Н.р Левицкая Л. Г.

РУССКИЙ

язык

НАУЧНЫЙ стиль

филйлйгичебкий профиль

В основу построения пособия легли коммуникативный, профессиональный и I общеобразовательный аспекты

обучения. В соответствии с этими аспектами авторы определили следующие конкретные задачи: овладение иностранными студентами основными лексико-грамматическими средствами русского языка, встречающимися в научной речи и необходимыми студентам во время учебы на первом курсе филологических факультетов и факультетов иностранных языков; формирование навыков чтения и понимания текстов по специальности, а также навыков устной монологической речи; ознакомление с некоторыми лингвистическими понятиями и использование этих новых знаний в практической работе при анализе языкового материала (в пределах изучаемых лексических и грамматических тем).

Материалом для учебного пособия послужили, в первую очередь, тексты, которые отвечают коммуникативным потребностям студентов первых курсов филологических факультетов и факультетов иностранных языков. Пособие готовит студентов к изучению таких лингвистических дисциплин, как «Введение в языкознание» и «Современный русский литературный язык» (разделы «Фонетика русского языка», «Морфология», «Синтаксис», «Лексикология» и некот. др.).

Пособие содержит 27 уроков и рассчитано на работу с иностранными студентами подготовительных факультетов в I и II семестрах.

Тематика первых четырех уроков («Вводно-предметный курс») отражает коммуникативные потребности студентов филологического профиля. Эти уроки окажут помощь в изучении различных учебных предметов, в частности, истории, географии, литературы), предусмотренных программой подготовительных факультетов.

Cross- Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES) ISSN -2470-1262

В основу организации языкового материала положено описание системы языка в прикладных целях с учетом функционирования языкового материала в речи.

Каждый урок содержит грамматический блок, список новых лексических единиц, предтекстовые упражнения, основной текст, послетекстовые задания, упражнения для самостоятельной работы, а также текст для самостоятельного чтения, с которым студенты будут работать дома.

Грамматический блок, расположенный в начале каждого урока, иллюстрирует использование новых грамматических конструкций и содержит упражнения, с помощью которых у студентов вырабатываются навыки употребления данных конструкций в научной речи. Особое внимание уделяется синонимичным конструкциям и трансформации предложений с использованием синонимичных конструкций. Упражнения, представленные в грамматическом блоке, базируются на ранее изученной лексике. Также большое внимание уделяется наиболее трудным грамматическим темам, изучаемым в основном курсе русского языка (в частности, образованию и употреблению причастий, деепричастий, степеней сравнения прилагательных и наречий; сложным предложениям; употреблению предлогов и некоторым другим). Упражнения, представленные в таких блоках, базируются на основе специальной лексики.

Новые лексические единицы представлены в алфавитном порядке, что существенно облегчает их поиск. Каждая лексема сопровождается ударением. Отдельно представлены видовые глагольные пары и отглагольные существительные, показано спряжение «трудных» глаголов и глагольное управление.

Работа с новой лексикой отражена в блоке «Предтекстовые упражнения». В этом блоке предлагаются различные лексические задания (сначала на уровне слова - демонстрация, а затем самостоятельный подбор учащимися синонимов, антонимов, однокоренных слов; а также работа с указанными лексемами на уровне предложения: например, выбор необходимого однокоренного слова и использование его в предложении в нужной форме; замена в предложениях слов синонимами или антонимами и т.д.). Работа с новой лексикой предполагает также выполнение ряда лексико-грамматических заданий (согласование прилагательных с существительными, образование однокоренных прилагательных от существительных, образование отглагольных существительных, трансформация именных и глагольных словосочетаний, работа с глаголами совершенного и несовершенного вида и т.п.).

Учебные тексты отобраны и адаптированы с учетом специфики будущей специальности студентов и базируются на курсах «Введение в языкознание» и «Современный русский литературный язык».

Задания к тексту опираются на текстовой материал конкретного урока и направлены на закрепление новой лексики и введение ее в активный лексический запас студента. С этой целью предлагаются упражнения в блоке «Послетекстовые упражнения», предполагающие умение вычленить нужную информацию из текста: вставить необходимый по смыслу глагол, закончить предложение, ответить на вопрос, прочитать ответ и задать подходящий по смыслу вопрос, определить, истинным или ложным является утверждение и т.п. Другие задания

предполагают составление плана текста и пересказ текста по этому плану, т.е. готовят студентов к репродуцированию текста в устной или письменной форме.

В конце каждого урока предлагается текст для самостоятельного чтения. Эти тексты, расширяющие кругозор и углубляющие языковую компетенцию будущих филологов, переводчиков и журналистов, направлены на развитие научной речи студентов.

Онкович Анна Владимировна доктор педагогических и кандидат филологических наук, профессор кафедры иностранных языков и социально-гуманитарных дисциплин

Киевского медицинского университета

(Украина)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.