Валюты и демократия
Опыт евро для мировых денег будущего Дарио Вело
Дарио Вело - ординарный профессор Университета Павии. Данный комментарий написан по заказу Международного дискуссионного клуба «Валдай» и опубликован на сайте клуба в разделе «Аналитика». С другими материалами автора можно познакомиться здесь: https://ru.valdaiclub.com/about/experts/19672/
001: 10.31278/1810-6439-2023-21-1-163-170
Европейская валюта, евро, начала циркулировать в начале XXI века. Правила, регулирующие европейский валютный порядок, установил Маастрихтский договор. Европейские денежные институты стали формироваться в 1979 г. с созданием Европейской валютной системы. Распространению европейской валютной единицы (ЭКЮ), которая предшествовала евро, способствовало распространение частных ЭКЮ, что внесло немалый вклад в развитие Европейского валютного союза. Проект Европейского экономического и валютного союза был предопределён в начале 1970-х гг. планом Вернера, который опирался на политико-экономический вклад Роберта Триффина и Жана Монне; теоретический вклад внёс также экономист Эдмон Жискар д'Эстен, отец президента Французской Республики Валерии Жискар д'Эстена, сыгравшего важную роль в реализации европейского валютного объединения.
Этот краткий исторический очерк доказывает, что рождение евро не было результатом точечного решения, принятого в конкретный момент. Европейская денежная унификация - плод процесса, благодаря которому постепенно были решены проблемы, казавшиеся непреодолимыми. Сегодня многие скептически относятся к жизнеспособности евро, так
как эта валюта существует без поддержки государства в традиционном смысле этого слова. Однако невозможная цель - монета без государя, который мог бы её выпустить, - была достигнута.
Сам метод даже важнее достигнутого успеха; именно он может положить начало мировому денежному порядку ещё до рождения Всемирной Федерации. Это потребует промежуточных шагов, и можно предположить, что они будут осуществляться по той же логике, что и постепенный процесс европейской валютной унификации. Такое видение руководило Триффином, а вместе с ним и федералистами, сыгравшими фундаментальную роль в рождении Европейского центрального банка. Игнорирование подобного исторического видения означает непонимание эволюции валютного порядка, который развивался с 1950 г. и всё ещё продолжает совершенствоваться.
Изложенный выше список этапов на пути к Европейскому валютному союзу может быть прочитан двояко: от актуального момента до начальной фазы процесса или, наоборот, от начала до актуального момента. Два разных прочтения заставляют сосредоточить внимание на двух разных, хотя и в равной степени реальных явлениях. Вариант от текущих событий до корней процесса приводит к сосредоточению внимания на согласованности и линейном развитии денежной унификации. Выясняется, что каждый пройденный этап становился предпосылкой для следующего; это метод конституционной постепенности Жана Монне. Процесс денежной унификации, безусловно, имел экономическое измерение, но решающее значение имеет именно конституционный аспект. Каждый шаг, предпринятый в процессе валютной унификации, в соответствии с последовательной логикой обогащал конституционные инструменты, доступные для поддержки функционирования соглашений.
Важнейшая цель Триффина и Монне заключается в том, чтобы обеспечить координацию отдельных этапов. Историческая цель по Триффи-ну состояла в создании мировой валюты; процесс европейской валютной унификации должен был стать этапом на пути к этому, положив начало общим правилам. Успех евро учит нас, как идти дальше.
Триффин понимал, что путь к мировой валюте требует создания региональных валютных зон в качестве промежуточных этапов. Евро-
па выглядела благоприятной территорией для создания региональной валюты, способной стать примером валюты наднациональной, и для разработки метода, который можно будет применять, с соответствующими изменениями, в других частях мира и во всём мире. Важность примера европейской единой валютной зоны определяется переходом от порядка, основанного на нации, к порядку, основанному на процессе федеративного объединения.
Альтернативное прочтение, удобное для технического анализа, идёт от корней к последующим событиям вплоть до актуальных валютных вопросов. На каждом этапе велись очень оживлённые академические и политико-экономические дебаты. На каждый тезис высказывались возражения. Возможность реализации всегда казалась чрезвычайно трудной, близкой к невозможности. Дебаты подогревались техническим анализом, который позволяет понимать отдельные аспекты, но упускает из виду суть обсуждаемого в целом.
Тот, кто вводит новшества, всегда встречает возражения, причём со ссылкой на лучшие традиции. Избегание второстепенных проблем и сохранение верности долгосрочному видению ведёт не к показным успехам, а к награде, заключающейся в осознании вклада в проект исторической значимости.
Анализ этапов процесса денежной унификации требует понимания того, в чём заключались сильные стороны вариантов, гарантировавших развитие и решение назревших проблем. В этом смысле полезно проанализировать устав Европейского центрального банка, поскольку тот представляет собой синтез характеристик, которые должна иметь федеральная валюта.
НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ПОРЯДОК
Рождение евро изменило международный валютный порядок, сделав евро наряду с долларом платёжной и международной резервной валютой. В послевоенный период эту роль, помимо доллара, играл фунт стерлингов, важность которого проистекала из прошлого. Однако значение фунта постепенно снижалось с исчезновением империи и серией антиисторических шагов Британии. Сегодня в резервах центральных банков
доля доллара снижается, а евро и золота увеличиваются. Последнее свидетельствует о факторе неопределённости.
Евро частично сбалансировал международный валютный порядок, но не поставил под сомнение его фундаментальные характеристики. Международный валютный порядок начал подвергаться сомнению, когда Российская Федерация и Китай, благодаря своему развитию, начали стремиться обеспечить собственным валютам международную роль. Международная роль китайской валюты является естественным следствием экономического роста страны, которая стала третьей мировой экономической державой, уступая только Соединённым Штатам и Европейскому союзу. В свою очередь, роль рубля на международном уровне может поддерживаться способностью Российской Федерации экспортировать стратегическое сырьё, прежде всего энергоресурсы.
УПРАВЛЕНИЕ НОВЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ВАЛЮТНЫМ ПОРЯДКОМ
Весной 2022 года Российская Федерация потребовала от европейских стран платить за экспорт нефти и газа в рублях, а не в долларах или евро. Это решение истолковали как ответ на санкции, принятые против России. Такая интерпретация не учитывает тенденции, сложившиеся в мире задолго до начала украинской кампании.
Проблема, которую необходимо решить, - организация нового международного валютного порядка, сбалансированного и поддерживаемого максимально широким консенсусом. То же верно для всех международных институтов. Порядок, сложившийся после Второй мировой войны, постепенно ослабевал; эпоха закончилась, и теперь необходимо организовать новый порядок с новыми или, как минимум, должным образом обновлёнными международными институтами. Формирование нового международного порядка займёт немало времени. Принятию решений должны предшествовать широкие дебаты. Некоторые фиксированные точки могут служить компасом для ориентации в этой фазе.
Новый международный валютный порядок является первой целью, которую необходимо преследовать. Он должен служить предпосылкой
построения экономического порядка, основанного на мирной интеграции. Текущий международный валютный порядок фактически основан на использовании валют, выпущенных наиболее развитыми державами - то есть США и государствами Европейского союза. Налицо разрыв между интересами стран, выпускающих валюту, и международного сообщества.
Расхождение ещё больше, если преобладает только одна валюта, доллар. Оно сохраняется, хотя и в меньшей степени, в случае использования большего количества резервных валют. Это так называемая дилемма Триффина. Она описывает выбор, который должна сделать страна, валюта которой используется в качестве резервной: увеличить свой внешний долг, чтобы удовлетворить международный спрос на ликвидность, или отдать предпочтение балансу своих счетов с зарубежными странами, из-за чего международному сообществу будет не хватать необходимой ликвидности.
В системе, основанной в Бреттон-Вудсе, преобладала первая альтернатива, предоставляющая стране-эмитенту большую свободу манёвра в пользу внутренней политики. Это неотъемлемая асимметрия при использовании валюты страны в качестве международной валюты. Системе, задуманной таким образом, трудно обеспечить оптимальное управление международной ликвидностью; вероятны колебания между избытком и нехваткой ликвидности, что негативно сказывается на циклах международной экономики, главным образом в ущерб государствам, которые не выпускают резервную валюту.
Чтобы избежать валютных и финансовых дисбалансов, возможны два фундаментальных варианта. Во-первых, организация международной валютной системы, которая будет использовать несколько резервных валют, выпущенных странами с наибольшим экономическим потенциалом. Так станет возможным преодолеть порядок, основанный на одной валюте-лидере. Во-вторых, создание международной валюты, выпущенной мировым валютным органом; эта альтернатива относится к проекту Джона Майнарда Кейнса по созданию «банкора» и первоначальному опыту специальных прав заимствования.
В обоих случаях возникает необходимость, хотя и по-разному, организовать орган, способный управлять международной валютной
системой. Первый вариант опирается на появление со времён Брет-тон-Вудса новых промышленно развитых стран, способных выпускать резервные валюты. Предполагается, что «пул» будет включать США, ЕС, Россию, Китай, Индию, Японию, а также другие страны, экономика которых расширяется. Это решение уменьшит существующую сегодня асимметрию между Соединёнными Штатами и странами, использующими доллар; асимметрия между странами-эмитентами и странами-пользователями сохранится, но в меньших масштабах. Однако для упорядоченного функционирования системы в этом случае понадобится международный денежно-кредитный орган, наделённый соответствующими полномочиями.
Второй вариант более амбициозен и опирается не только на теоретический вклад Кейнса, но и на опыт создания специальных прав заимствования. Идеи Кейнса искажала культура того времени, придававшая преобладающее значение централистской организации национальных государств. Банкор Кейнса был нацелен на утверждение централизованного мирового правительства, что выглядело явно преждевременным в 1944 году.
Всемирная федерация возникнет не ранее XXII века, а скорее всего, ещё позже.
Опыт специальных прав заимствования (СПЗ) показывает, что процесс мировой валютной унификации реалистичен, если разбить его на последовательные этапы. Есть прецедент ЭКЮ, который затем привёл к евро и рождению Европейского центрального банка. Развитие специальных прав заимствования в направлении международной, а затем мировой валюты ставит конституционные проблемы, которые трудно определить. В случае с Европой Европейская валютная система начала формировать ядро Европейского центрального банка, которое затем утвердилось с рождением евро. Чтобы процесс повторился на международном уровне, придётся преодолеть серьёзные препятствия, связанные с государственным суверенитетом.
Учреждением, которое могло бы претендовать на центральную роль, является Международный валютный фонд. Но он страдает от ограничений. С одной стороны, обеспечивает преобладающую роль
доллара. С другой, действует в основном как банк развития, лишь во вторую очередь соблюдая логику центральных банков. Банк международных расчётов обладает большим потенциалом для развития; в его органы управления могут попасть государства с наибольшим экономическим потенциалом. В текущих условиях развитие СПЗ требует создания частного рынка, как это произошло с ЭКЮ.
Проблема, которую необходимо решить, чтобы поддержать эволюцию СПЗ в валюту, которая будет сначала международной, а затем всемирной, заключается не в денежной корзине, из которой состоят сами СПЗ, а в управлении системой. Природа проблемы не экономическая, а конституционная.
У этого подхода есть преимущество перед проектом Кейнса. Кейнс думал о международных институтах на основе национальной модели, эволюция специальных прав заимствования требует федерального характера института управления валютой.
Новый международный цикл, которому суждено открыться, ставит аналогичные проблемы перед всеми международными институтами. Завершающийся цикл определялся ведущей державой, новый следующий будет основан на движении нескольких ведущих стран к мировому федеративному порядку, с федеративными международными институтами.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ВАЛЮТА, КОТОРАЯ УВАЖАЕТ СУБСИДИАРНОСТЬ
Опыт евро многому учит, в том числе и с точки зрения упомянутых выше альтернатив. С появлением евро и определением согласованного устава Европейского центрального банка утвердилась федеральная валюта, уважающая субсидиарность. Это революционная новинка Европейского валютного союза.
Требуется перейти к новому международному валютному порядку, уважающему конституционные процессы, лежащие в фундаменте региональных федераций и международного управления, способному гарантировать сбалансированное развитие и консенсусный порядок. Для этого необходимо утвердить ценности и правила федерализма и субсидиарности как на региональном, так и на международном уровне. Евро дал возможность убедиться, что решение достижимо.
Возможность демократического валютного порядка была встречена скептически во время создания Европейского валютного союза. Такой же скептицизм неминуем в отношении нового международного валютного порядка. Самая опасная альтернатива - капитуляция перед суверенитетом, война и напряжённость между наиболее могущественными государствами и их вассалами, денежные, финансовые и политические беспорядки. Выбор предстоит сделать не между оптимизмом и пессимизмом, а между реализмом и иллюзией, что самый сильный всегда будет самым сильным, между насилием и ценностями мира.