Научная статья на тему 'ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ'

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1018
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / СФЕРА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / CURRENCY TRANSACTIONS / CURRENCY OPERATION / SPHERE OF CURRENCY REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каранец Снежана Михайловна

В статье предпринята попытка рассмотреть валютный контроль как выстроенную систему. Проанализированы актуальные изменения валютного законодательства, выделены три наиболее важных этапа, а также показаны основные направления либерализации валютного контроля ипроблемы, влияющие на его эффективность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONETARY CONTROL: SUBSTANCE, FORMS, STAGES OF DEVELOPMENT

In the article there is an attempt to treat exchange control as a structured system. Analysis of current changes in the currency law, identification of the three most important stages, as well as the main directions of the liberalization of exchange control and problems affecting its effectiveness

Текст научной работы на тему «ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ»

S «

S §

X

§

л 'S

о

X X

W

S

Сн

со О

и

W

£

0

Рн

С

W

3

1

л

<

£ н

УДК 339.7, 342, 339.72

валютный контроль: сущность, формы, этапы развития

Каранец Снежана Михайловна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры правового обеспечения внешнеэкономической деятельности, к.э.н., доцент, e-mail: richne2016@ya.ru

В статье предпринята попытка рассмотреть валютный контроль как выстроенную систему. Проанализированы актуальные изменения валютного законодательства, выделены три наиболее важных этапа, а также показаны основные направления либерализации валютного контроля и проблемы, влияющие на его эффективность

Ключевые слова: валютные операции; валютный контроль; сфера валютного регулирования

MONETARY CONTROL: SUBSTANCE, FORMS, STAGES OF DEVELOPMENT

Karanets Snezhana M.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Legal Basis for Foreign Economic Activity, PhD, Docent, e-mail: richne2016@ya.ru

In the article there is an attempt to treat exchange control as a structured system. Analysis of current changes in the currency law, identification of the three most important stages, as well as the main directions of the liberalization of exchange control and problems affecting its effectiveness

Keywords: currency transactions; currency operation; sphere of currency regulation

Для цитирования: Каранец С.М. Валютный контроль: сущность, формы, этапы развития // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 3 (75). С. 64-69.

Современный валютный контроль представляет собой сложнейший высокозатратный механизм, вынуждающий лиц, осуществляющих валютные операции, в постоянном режиме отслеживать актуальные изменения валютного законодательства, а органы валютного контроля и агентов валютного контроля - проводить частые проверки, выявлять пробелы в законодательстве. Эффективность проводимого валютного контроля определяется по ряду параметров:

- масштаб оттока капитала,

- возможность осуществления валютных операций, связанных с теневой экономикой,

- объёмы и сроки репатриации капитала и другое.

Продолжающиеся научные дискуссии, споры о сущности валютного контроля, элементах его системы, методах, формах говорят об актуальности темы. Одним из самых сложных

и дискуссионных вопросов является определение термина «валютный контроль» и структурный состав элементов системы валютного контроля. Все многообразие мнений можно сгруппировать по трем направлениям.

Таможенными органами валютный контроль рассматривается как инструмент обеспечения экономической безопасности государства. Такой подход развивают О.А. Юрченко, Е.В. Зыбина и др. [1, 2].

Экономисты же, следует отметить В.И. Панчен-ко, исследуют валютный контроль как инструмент прямого метода валютного регулирования наряду с валютными ограничениями (рис. 1).

Юридический подход можно найти в трудах А.А. Тедеева, Г.Ф. Ручкиной. Валютный контроль исследуется ими как часть финансового контроля, имеющего свои отличительные особенности. Так, А.А. Тедеев предлагает определять валютный

Рис. 1. Валютный контроль как инструмент прямого метода валютного регулирования [3]

контроль как государственный финансовый контроль в валютной сфере [4]. Его особенность заключается в том, что валютное регулирование отнесено к ведению РФ (согласно пункту «ж» ст. 71 Конституции РФ).

Г.Ф. Ручкина исследует валютный контроль как разновидность государственного финансового контроля, «поскольку эффективная финансовая деятельность государства зависит от положения в валютной сфере» [5]; отличие валютного контроля от других видов государственного финансового контроля она видит в элементах, которые и составляют систему валютного контроля (рис.2).

Если пояснить данную схему, можно обозначить следующее:

- если Г.Ф. Ручкина органы валютного контроля (ВК), агентов валютного контроля и подконтрольных субъектов объединяет в группу «субъектов валютного контроля», то Департамент регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудиторской деятельности Министерства финансов РФ к субъектам валютного контроля относит Правительство РФ, органы и агентов валютного контроля;

- административный регламент осуществления Федеральной налоговой службой (ФНС) контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации

(Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации относит резидентов и нерезидентов к субъектам проверки;

- Семнадцатый арбитражного апелляционный суд объектом валютного контроля со стороны государства называет внешнеторговый контракт (превышающий в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю), а «объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ», называет «отношения в области валютных операций» [8];

- Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в качестве объекта валютного контроля рассматривает валютную выручку, «которая должна поступить на счет российского экспортера в уполномоченном банке в Российской Федерации» [9].

Анализ административного регламента ФНС, решений Семнадцатого арбитражного апелляционного суда и Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, документов Департамента регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудиторской деятельности Минфина РФ позволил выявить различное толкование сущности основных элементов системы валютного контроля, что и видно наглядно на рис. 2.

Контролирующие органы при принятии решений в области валютного контроля используют собственный категориальный аппарат, который может не совпадать с решениями,

Ашгш валютного ншпро.гя [ 1равнтельс гни

Рис. 2. Структурный состав системы валютного контроля [5-9]:

^^ точка зрения Минфина; ^^ позиция административного регламента;

^^ точка зрения Г.Ф. Ручкиной;

^^ точка зрения арбитражного апелляционного суда.

отраженными в документах другого контролирующего органа.

Отсутствие унификации в нормативно-правовой терминологии неизбежно создаст проблему при переходе от ЕАЭС к валютному союзу, отрицательно отразится на гармонизации валютного законодательства. Аналогичный разброс мнений существует и в Республике Беларусь (например, в публикациях Е.Н. Дуля, А.В. Сташкевич).

Необходимо на законодательном уровне перейти к единым, унифицированным формулировкам, выделив:

1. Субъекты, непосредственно участвующие в проведении валютного контроля, т.е. субъекты, в отношении которых проводится валютный контроль, субъекты, осуществляющие валютный контроль и т.д.

2. Предмет валютного контроля для органов и агентов валютного контроля в виде валютной операции (большая часть из которых, имеет свой собственный код).

В настоящее время в России построена трёхуровневая система валютного контроля (рис. 3).

В состав органов валютного контроля входит Центральный банк России, с 2016 г. ФНС России и Федеральная таможенная служба (ФТС) России. Роль агентов валютного контроля продолжают исполнять: 1) уполномоченные банки; 2) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг; 3) государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» (до 2018 г. государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»).

Каждый субъект (рис. 3), осуществляющий валютный контроль, обладает определённой компетенцией (исключительной или совместной). Правительство РФ не имеет специально установленного

статуса в области валютного контроля, однако обеспечивает координацию деятельности нижестоящих уровней и их взаимодействие с Центральным банком России.

«Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации» [10].

Совет директоров ЦБ РФ ежеквартально предоставляет информацию по валютному контролю Национальному финансовому совету.

Существует несколько классификаций форм валютного контроля. Общепринято подразделять валютный контроль на предварительный, текущий и последующий (рис. 4).

Как показано на рис. 4, валютный контроль проводится не только в процессе выполнения валютной операции, он затрагивает и период времени после ее осуществления. Описанная форма контроля получила название «последующий контроль». Благодаря этой форме контроля выявляются фирмы-однодневки, корпорации оболочки (Shell company, Briefkastengesellschaft, letterbox company).

Валютный контроль ограничен строгими временными рамками, как и срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

В истории валютного контроля принято выделять основные этапы. Выделим три основных этапа: этап становления современной системы валютной контроля, этап усиления валютного контроля

Рис. 3. Система валютного контроля РФ (рис. авторский)

Фирмы ВК Времи проислепим

Предварительный валютный контроль Контроль проводится ли соверши мня ЬаЛЕОГНОЙ операции (в ЦСЛЯХ санкционирования).

Текущий (оперативный} валютный контроль Контроль проводится а коде проведения валютной операция

Последующий валютный контроль Контроль проводится после совершения валютной операции путем сопоставления документов и информации, подтверждающих совершение валютных операций, выполнение обязательств по валютным контрактам. Контроль предполагает углублённый анализ ВО субъекта за определенный период.

Нос-юс 1 и ни

Предупреждение валютных

правонарушений.

Укрепление финансовой

ЛИСШШ.ШНЫ.

— Предупреждений

нарушения

законодательства;

Ьыарое контрол иру ю шсго (подаонтрольного

или

ВЫЯВДСНИС

валютного

реагирование органа субъекта) ма

изменение финансовой деетельностн.

— Выявление нарушений валютного законодательства;

Определение степени

эффективности проведённых ранее предварительного и текущего контроля

Рис. 4. Формы валютного контроля (рис. авторский)

и этап постепенного ослабления (либерализации) валютного контроля

На каждом этапе валютные контролеры использует определенные инструменты валютного контроля, направленные на реализацию денежно-кредитной политики страны. На первом этапе система валютного контроля ограничивалась проверкой экспортных операций в иностранной валюте. С 1996 г. валютный контроль стал охватывать импортные операции, предусматривающие расчёты в иностранной валюте. Указ Президента РФ от 18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» [11] изменил регулирование внешнеторговых бартерных сделок, обогатив предмет проверки паспортом бартерной сделки. Учёные, исследовавшие валютный контроль, пришли к выводу о расширении зоны действия таможенно-банковского валютного контроля. В 1999 г. контролем «было охвачено 60 % внешнеторговых операций, а в 2003 г. - уже 80-90 %» [12].

Дальнейшее усиление валютного контроля было продиктовано решением масштабной проблемы вывоза, а впоследствии и «бегства» капитала из РФ, возникновением угрозы экономической безопасности. Образованная в 1989 г. БАТЕ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, ФАТФ) для защиты мировой финансовой системы от проникновения преступных капиталов внесла РФ в черный список.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ратификация Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбургской конвенции) [13], создание комитета РФ по финансовому мониторингу, участие, начиная с 2003 г., в системе сертификации

Кимберлийского процесса и другие меры позволили трансформировать сложившуюся систему валютного контроля, внедрить международные стандарты борьбы с коррупцией и постепенно отказаться от обязательной продажи валютной выручки экспортеров.

После 1 марта 2018 г. паспорт сделки сменился присвоением уникального номера контракта, а каждая валютная операция, проводимая уполномоченным коммерческим банком, получила код вида валютной операции. Запрашиваемая информация об ожидаемых максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты перестала быть актуальной. Ее сменил запрос относительно сроков исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам) при осуществлении внешнеторговой деятельности. Ограниченный перечень запрашиваемых документов у субъектов проверки в целях осуществления валютного контроля таможенными органами приводится в Приказе ФТС России от 17.07.2019 № 1171 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений» [14].

Недостатком современной системы валютного контроля является возможность проведения валютных операций через банки, участвующие в ландромате (Russian Laundromat); 19 российских уполномоченных банков отмывали деньги, используя молдавский вариант схемы [15, 16]. Только за последние два года (2018-2019 гг.) Центральный банк России отозвал лицензии у 49 кредитных организаций за нарушение законодательства в сфере Противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [17].

Решение сложившейся проблемы ФАТФ видит в изменении количества проводимых ЦБ РФ камеральных, плановых и внеплановых выездных проверок агентов валютного контроля и предании публичной огласке их результатов. С точки зрения автора, эффективность проверок можно повысить, привлекая к выездным проверкам аудиторов территориальных органов межрегионального управления Росфинмониторинга, а также путем составления рейтинга надежных уполномоченных банков ЕАЭС, опубликования списка уполномоченных банков, замешанных в схемах Laundromat на основе сформированной информационной базы ЦБ РФ и Росфинмониторинга, а в перспективе - сводной базы, составленной на основе данных, полученных от:

- Национального банка Республики Беларусь (РБ) и Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля РБ;

- Национального банка Республики Казахстан (РК) и Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов РК;

- Национального банка Кыргызской Республики (КР) и Службы финансовой разведки КР;

- ЦБ Республики Армения (РА) и Центра финансового мониторинга РА.

Подводя итог, следует отметить - современная система валютного контроля в РФ является достаточно гибкой и мобильной, отвечающей современным потребностям безопасности. Можно предположить, что дальнейшее реформирование российской системы валютного контроля пойдёт по пути стран - эмитентов свободноконвертируемой валюты, т.е. практически полной отмены государственного валютного контроля, изменения роли банковских институтов и усиленного мониторинга со стороны Росфинмониторинга. Еще в 1960-х гг. валютный контроль в странах Западной Европы стал меняться - от валютных ограничений к постоянному отслеживанию «валютных операций с целью предотвращения отмывания» [18]. С позиции Н.В. Майер, «валютный контроль постепенно уходит из арсенала механизмов валютной политики и трансформируется в систему контроля доходов, полученных преступным путем» [19].

Проект национального плана по восстановлению экономики - антикризисного плана, разработанного Правительством РФ в мае-июне

2020 г. - уже содержит поэтапное, хотя и временное, ослабление валютного контроля, предусматривающее проверку только сомнительных операций, отмену штрафов за невозврат валютной выручки, возможность взаимозачёта для экспортёров [20].

Библиографический список:

1. Юрченко А.О. Валютное регулирование и валютный контроль: структурные элементы системы экономической безопасности Российской Федерации // Вестник МГЭИ. 2019. № 1. С. 89-98.

2. Зыбина Е.В. Совершенствование управленческо-ме-тодических аспектов валютного контроля, осуществляемого таможенными органами в целях повышения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Российской академии. 2008. № 1(2). С. 129.

3. Панченко В.И. Валютное регулирование. СПб: Троицкий мост. 2014. 150 с.

4. Тедеев А.А. Осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих финансовую деятельность. Валютное законодательство: учебник для среднего профессионального образования / А.А. Тедеев. 4-е изд., перераб. и доп. М: Издательство Юрайт. 2020. 167 с. С. 117.

5. Валютное право / под редакцией Г.Ф. Ручкиной. М: Юрайт. 2020. 178 с.

6. Валютный контроль в Российской Федерации. Методические материалы Департамента регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудиторской деятельности Министерства финансов РФ: 2015. // URL: https://www.minfin.ru/common/ upload/library/2015/11/main/valutnyy_kontrol.pdf (дата обращения: 23.06.2020).

7. Приказ ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418с «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,

и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам)» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2019 № 56704) // URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 23.06.2020).

8. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 № 17АП-6061/2011-АК по делу № А71-3266/2011 Повышение общей суммы внешнеторгового контракта, начиная с которой такой контракт становится объектом валютного контроля со стороны государства, свидетельствует о смягчении контроля государства за сделками, совершенными участниками валютного рынка // URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 23.06.2019).

9. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.11.2001 № Ф08-3770/2001 // URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 23.06.2020).

10. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О валютном регулировании и валютном контроле». Ст. 22. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.08.2020).

11. Указ Президента РФ от 18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.08.2020).

12. Москалев Б.Е. Особенности формирования и функционирования системы валютного регулирования и валютного контроля внешнеторговой деятельности в России. автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2004. 27 с.

13. Федеральный закон от 26.07.2017 № 183-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.08.2020).

14. Приказ ФТС России от 17.07.2019 № 1171 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений». (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2019 № 56733). URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 27.08.2020).

15. Глава Росфинмониторинга сообщил о спорах с FATF. Официальный сайт РБК // URL: https://www.rbc.ru/ finances/11/12/2019/5df0b6509a7947b140046903 (дата обращения: 23.06.2020).

16. British banks handled vast sums of laundered Russian money. In: The Guardian, 20. März 2017.

17. Годовой отчет Банка России за 2019 г. М: АЭИ ПРАЙМ. 2020. 140 с.

18. Козлов В. Развитие валютного контроля коммерческих банков за экспортно-импортными операциями: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск: НГАЭиУ. 2003. С. 5-6.

19. Майер Н.В. Методическое обеспечение валютных операций в управлении внешнеэкономической деятельностью российских организаций: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Йошкар-Ола. 2011. С. 11.

20. Антикризисные меры. Правительство ослабит валютный контроль на фоне пандемии // РБК от 03.06.2020 // https://www.rbc.ru/economics/03/06 /2020/5ed679789a794708ba718916 (дата обращения: 27.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.