Научная статья на тему 'Валютное регулирование: о чем необходимо знать участникам валютных операций'

Валютное регулирование: о чем необходимо знать участникам валютных операций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воздвиженская Наталья

18 июня вступил в силу новый закон о валютном регулировании и валютном контроле (далее Закон), который существенно меняет сложившуюся в стране систему валютного регулирования, вводит новые принципы регулирования и в целом является более либеральным по сравнению с прежде действовавшим законодательством. Закон содержит ряд новых понятий (так, изменено понятие резидентства для физических лиц, введены такие термины, как «внутренние» и «внешние» ценные бумаги). Он является актом прямого действия, т.к. содержит множество норм, подлежащих прямому применению. Однако реализация отдельных положений Закона может создать ощутимые препятствия для компаний, ведущих бизнес в России. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с применением нового Закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currency exchange control: what the parties of currency transactions should know

On the 18th of June this year a new law on currency regulation and currency control came into effect, which liberalizes the norms previously in force. At the same time, the reservation of receipts through exchange transactions is introduced, in other words, their actual freezing for a fixed term, and this could make a negative impact on the turnover of the free flow of money.

Текст научной работы на тему «Валютное регулирование: о чем необходимо знать участникам валютных операций»

26

главная тема: фармгиганты в России

О ЧЕМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ УЧАСТНИКАМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

2004 сентябрь РШШШШ

Наталья ВОЗДВИЖЕНСКАЯ, старший юрист PricewaterhouseCoopers CIS Law Offices BV

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ:

18 июня вступил в силу новый закон о валютном регулировании и валютном контроле (далее — Закон), который существенно меняет сложившуюся в стране систему валютного регулирования, вводит новые принципы регулирования и в целом является более либеральным по сравнению с прежде действовавшим законодательством. Закон содержит ряд новых понятий (так, изменено понятие резидентства для физических лиц, введены такие термины, как «внутренние» и «внешние» ценные бумаги). Он является актом прямого действия, т.к. содержит множество норм, подлежащих прямому применению. Однако реализация отдельных положений Закона может создать ощутимые препятствия для компаний, ведущих бизнес в России. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с применением нового Закона.

Новый Закон направлен на смягчение валютного законодательства, что выражается, главным образом, в отмене разрешительного порядка проведения валютных операций. Ранее валютные операции могли осуществляться только при условии получения соответствующего разрешения органа валютного регулирования и контроля, как операции, связанные с движением капитала. Однако, взамен разрешительного порядка, Банк России (ЦБ РФ) и Правительство РФ оставили за собой право вводить ограничения на осуществление определенных валютных операций, указанных в Законе. Виды этих ограничений прямо предусмотрены в Законе — и введение каких-либо иных ограничений невозможно без изменения самого Закона. Такое положение, безусловно, может быть отнесено к определенного рода гарантиям прав субъектов валютных операций в силу невозможности для государственных органов использовать иные, помимо перечисленных в Законе, инструменты для регулирования валютных операций. Под действие Закона теперь подпадают не только операции с иностранной валютой и внешними ценными бумагами, являющимися валютными ценностями, но также и операции с рублями и внут-

ренними ценными бумагами («рублевые ценности»). Если ранее расчеты между нерезидентами и резидентами в рублях, хотя и относились к валютным операциям, но не подразделялись на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала, а соответственно могли осуществляться без разрешения ЦБ РФ, то теперь операции как с валютными, так и с рублевыми ценностями подлежат одинаковому ограничению. Так, если ранее резиденты имели возможность обезопасить себя от нарушения валютного законодательства путем изменения валюты платежа по договору на рубли (допустим, если нарушался срок в 90 дней при получении экспортной валютной выручки), то теперь вне зависимости от валюты платежа по договору операция подлежит одинаковому регулированию, и указанным способом избежать ответственности уже нельзя.

В соответствии с прежним валютным законодательством бремя получения разрешения ЦБ РФ для осуществления определенных операций ложилось на резидента. По новому Закону, в зависимости от вида валютной операции ограничениям могут подлежать не только резиденты, но и нерезиденты. К основным ограничениям, предусмотренным Законом, относятся:

1. Требование об осуществлении валютных операций с использованием специальных счетов.

2. Требование об осуществлении резервирования при проведении валютных операций.

3. Требование о прохождении предварительной регистрации.

На первый взгляд, данные ограничения не являются существенными и обременительными для участников валютных операций. Однако на практике введение указанных выше ограничений, особенно в отношении резервирования, может оказать существенное влияние на финансовое состояние компании. Так, в случае, если ЦБ РФ и Правительство РФ воспользуются предоставленным им Законом правом устанавливать ограничение в виде резервирования в полном объеме, субъектам валютных операций придется отвлекать из бизнеса значительную часть денежных средств на определенный срок — ведь

On the 18th of June this year a new law on currency regulation and currency control came into effect, which liberalizes the norms previously in force. At the same time, the reservation of receipts through exchange transactions is introduced, in other words, their actual freezing for a fixed term, and this could make a negative impact on the turnover of the free flow of money. N.Vozdvizhenskzya, senior jurisconsult for PricewaterhouseCoopers CIS Law Offices BV. Currency exchange control: what the parties of currency transactions should know.

по некоторым операциям, например, с ценными бумагами, сумма резервирования может достигать 100% от суммы самой операции, а по внешнеторговым сделкам — до 50% сроком до 2-х лет. К настоящему моменту ЦБ РФ уже принят подзаконный нормативный акт — Инструкция №116-И от 07.06.2004 г. «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов», устанавливающая требование об использовании специальных счетов резидентами и нерезидентами при осуществлении отдельных операций, перечисленных в Инструкции. К таким операциям относятся только операции, совершаемые между резидентами и нерезидентами и связанные со сделками с внутренними и внешними ценными бумагами, а также с получением и предоставлением резидентами кредитов (займов) в рублях и иностранной валюте. В случае, если операция осуществляется между резидентами или между нерезидентами, открывать специальные счета для ее осуществления в соответствии с данной Инструкцией не нужно, т.к. подобная операция проводится через обыкновенные расчетные рублевые и валютные счета резидентов и нерезидентов. Общий принцип использования специальных счетов заключается в том, что валютные операции, по которым требование об использовании специальных счетов установлено соответствующими нормативными актами (в данном случае Инструкцией №116-И), могут и должны осуществляться исключительно с использованием таких специальных счетов.

Так, например, в случае получения резидентом кредита (займа) от нерезидента в иностранной валюте резидент должен будет открыть и использовать для этих целей специальный валютный банковский счет «Р1». В случае же получения кредита (займа) от нерезидента в рублях специальный рублевый банковский счет уже открывает нерезидент. При этом указанные операции проводятся через специальные счета только в случае, если срок кредита (займа) не превышает 3-х лет, т.е. является краткосрочным.

Регулирование операций в рамках внешнеторговой деятельности отнесе-

но к компетенции Правительства РФ. В сфере внешнеторговой деятельности Закон предусматривает возможность введения правительством только одного из вышеперечисленных ограничений — резервирования. Сумма резервирования, как уже упоминалось, может достигать максимально 50% от суммы сделки, а максимальный срок — 2-х лет. При этом требование о резервировании может быть применено только по отношению к операциям, указанным в Законе, если:

Ф резидентом предоставлена отсрочка нерезиденту по экспортному контракту на срок более 180 дней, или Ф резидент сделал предоплату по импортному контракту, а товар (работы услуги и т.п.) не был поставлен в срок 180 дней.

Резервирование осуществляется на 180-ый день. К настоящему моменту ЦБ РФ выпустил Инструкцию 114-И от 1 июня 2004 г. «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций», предусматривающую порядок осуществления резервирования, однако само резервирование пока Правительством РФ не введено. Это означает, что до момента введения резервирования указанные валютные операции могут осуществляться резидентами в свободном порядке.

Резервирование осуществляется в рублях и является беспроцентным. То есть, фактически, происходит замораживание денежных средств на определенный период, по истечении которого они подлежат возврату. Таким образом, реализация правительством права введения резервирования, предоставленного ему Законом, на практике может привести к серьезному сокращению свободных денежных потоков компаний, ухудшению их финансовых показателей и, как следствие, к снижению инвестиционной привлекательности.

Закон снимает ограничения, установленные предыдущим валютным законодательством, в отношении обязанности резидента получить (зачислить на счет в уполномоченном российском банке) валютную выручку по экспортным контрактам в течение 90 дней. Незачисле-

ние валютной выручки в указанный срок влекло ответственность резидента в соответствии со ст. 15.25 и 16.17 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). Теперь же, взамен данного ограничения, фактически вводится другое, предусмотренное в ст. 19 Закона, а именно — обязанность резидентов обеспечить зачисление от нерезидентов выручки (рублей или валюты) в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами. При этом меры за несоблюдение этой нормы остались прежними в соответствии с КоАП РФ. Таким образом, прежние «90 дней» заменены на сроки договоров. Хорошо это или плохо? Давайте представим, что у резидента заключен долгосрочный (на 10 лет) внешнеторговый договор по поставке товаров (оказанию услуг, выполнению работ) на передачу информации или результатов интеллектуальной деятельности. При этом согласно условиям оплаты, предусмотренным в контракте, оплата со стороны нерезидента-покупателя должна производиться за каждую партию товара в течение, например, 30 дней, следующих за месяцем поставки. Следуя формулировке Закона это, фактически, означает, что неполучение оплаты в указанный срок (30 дней) будет являться нарушением со стороны резидента норм Закона.

В этой связи особую актуальность приобретает тщательный контроль со стороны резидентов за сроками внешнеторговых договоров, по которым резидентам причитается оплата со стороны нерезидента, и их своевременная пролонгация.

Как и прежде, осуществление взаимных зачетов за счет выручки (причем теперь не только валютной, но и рублевой), получаемой резидентом от нерезидента, является невозможным (Закон содержит только два исключения на этот счет: для организаций рыбного промысла и транспортных организаций).

В соответствии с новым законодательством требование об обязательной репатриации валютной выручки применяется только в отношении внешнеторговых договоров, к которым, в соответствии с Законом «Об основах государственного ре-

28

главная тема: фармгиганты в России

2004 сентябрь РШШШШ

гулирования внешнеторговой деятельности от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ», не могут быть отнесены договора, предусматривающие покупку и продажу товара за границей без ввоза в РФ, а также покупку-продажу товаров между резидентами и нерезидентами только на территории РФ. Это связано с тем, что данного вида сделки не подпадают под определение внешнеторговых в соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности1. Таким образом, по договорам такого рода у резидентов отсутствует обязанность по обязательной репатриации валютной выручки в сроки, установленные внешнеторговым договором (т.к. такого договора просто нет), однако не снимает с них обязанности по обязательной продаже ее части (в силу положений ч.3 ст. 21 Закона). Соответственно, резидент все равно оказывается вынужденным осуществлять репатриацию выручки в РФ, хотя и не обязан при этом зачислять ее на свой счет в российском банке в сроки, предусмотренные договором. Как и ранее, резиденты обязаны открывать паспорта сделок согласно Инструкции ЦБ РФ №117-И от 15 июня 2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов

1 В соответствии с указанным законом о внешнеторговой деятельности к внешней торговле товарами отнесены только экспорт и импорт.

сделок», хотя процедура и количество представляемых документов несколько изменились.

Кроме того, в соответствии с данной Инструкцией «паспортизации» теперь подлежат не только операции по экспортно-импортным контрактам в отношении товаров, но также и операции, связанные с кредитами (займами), оказанием услуг, выполнением работ, передачей результатов интеллектуальной деятельности и информации.

Новый Закон вводит прямой запрет на осуществление между резидентами операций в иностранной валюте, за исключением операций, прямо перечисленных в Законе. Хотя такой запрет существовал и ранее, количество запрещенных операций увеличилось. В разряд запрещенных теперь попали и такие операции, как, например, заемные операции между резидентами в иностранной валюте — вне зависимости от срока займа (ранее были возможны займы между резидентами в иностранной валюте на срок до 180 дней); транзакции по страхованию и перестрахованию в иностранной валюте, которые ранее были разрешены. К разрешенным операциям в иностранной валюте между резидентами относится перевод иностранной валюты между комитентами и комиссионерами при оказании комиссионерами услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров (работ, услуг и т.д.). При этом комиссионное вознаграждение, получаемое

комиссионером в иностранной валюте, не подлежит обязательной продаже. Если же российский комиссионер представляет интересы иностранного комитента, комиссионное вознаграждение комиссионера подлежит обязательной продаже.

В отношении посреднических договоров (агентский, комиссионный) также необходимо отметить, что заключение такого договора между резидентом и нерезидентом независимо от того, кто является посредником, а кто принципалом, будет представлять из себя внешнеторговый договор, к которому могут быть применены все вышеупомянутые условия и ограничения. В целом можно сказать, что в новом Законе предпринята попытка действительной либерализации валютного законодательства. Однако надо признать, что Закон не является совершенным, содержит в себе целый ряд недочетов, которые несомненно отразятся на участниках валютных операций, нуждается в доработке. Недостаточная проработка некоторых норм закона с юридической точки зрения оставляет возможности для неоднозначных толкований их положений как субъектами валютных операций, так и контролирующими органами.

И тем не менее можно говорить о том, что принятие данного Закона, является существенным шагом вперед по направлению к более цивилизованной и либеральной системе валютного регулирования.

ЬРИотиккм йвдмт Мвднцннол "ДО

Им нспрпв вдимс про иг ¡ы в м^щтцниим Ьгдтгн^нйнгкни^ фо-,1

Л ?претинних ф«Дпад^ши ^ЙОЧШ-О-И! т**

О

НДаоЦЮ^иРадСИЧМХ

¥□.,(! И ШИРЯ Р. ПрйШАДОШЁ* |'АМЯ|

6

к-и ч и и т ччмчкщ! ы"

¡[.'ЧЛЧИМ'.Пр:

м □таре-; опстонтсн

в Центральном дегмуч«них РАН

Оргкитнп^г ПрМкшйЁТ твзкнч заявки надоклады потвмв

□сгскиипучапш: ■ □ькпппке п4кйрпнгнмь* ¿рйй'п»-Поц?0&чрвирфврыацна ма сайте; ■ \ ■' ГУРЬ

1111 ¿Ь. к.лн.р. (туднчвмм. 36 ТйП.! ..<1451ШМЗД. 2*» 4902. 149-ЗЙП1.

Е-ппН: ь г^т.г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.