Научная статья на тему 'Валютно-финансовая система как основа конкурентоспособности национальной экономики'

Валютно-финансовая система как основа конкурентоспособности национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
471
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малинина Е. В.

Регулирование валютно-финансовой системы способно оказывать воздействие на многие экономические параметры, которые в той или иной мере предопределяют мирохозяйственные позиции национальной экономики. Финансовая система, которая в других странах защищает экономику от дестабилизирующего влияния финансовых рынков, в нашей стране относительно узка и слаба. Поэтому, если согласно принятому Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле», происходит снятие валютного регулирования, то вся нагрузка от финансовых шоков внешних рынков ложится на финансовую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валютно-финансовая система как основа конкурентоспособности национальной экономики»

1 (1751 -2009

ЭКОНОМИКА РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ И МНЕНИЯ

ВАЛШТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Е. В. МАЛИНИНА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры мировой экономики

Российский государственный гуманитарный университет

Регулирование валютно-финансовой системы способно оказывать воздействие на многие экономические параметры, которые в той или иной мере предопределяют мирохозяйственные позиции национальной экономики.

Финансовая система, которая в других странах защищает экономику от дестабилизирующего влияния финансовых рынков, в нашей стране относительно узка и слаба. Поэтому, если согласно принятому недавно закону происходит снятие валютного регулирования, то вся нагрузка от финансовых шоков внешних рынков ложится на финансовую систему [1].

Бесспорно, что в этой связи необходимо повысить конкурентоспособность самой банковской системы России. Нельзя быть в числе ведущих стран мира, не имея развитого финансового рынка и главного ее элемента — развитой банковской системы.

Развитие валютно-финансовой системы — это универсальный инструмент и ключевое звено в решении задачи повышения конкурентоспособности России. От конкурентоспособности российской валютно-финансовой системы зависит развитие национальной промышленности, в том числе обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей.

Развитие конкурентоспособной валютно-фи-нансовой сферы — это возможность вовлечения большего объема средств в легальный оборот, повышения уровня культуры ведения бизнеса и де-

криминализации рынка, включения в банковский оборот средств населения.

Актуальность повышения конкурентоспособности валютно-финансовой сферы России возрастает в настоящее время не только в связи с задачами социально-экономического развития страны, но и в связи с необходимостью обеспечения экономической безопасности России при вступлении в ВТО. Включение России в международное сотрудничество требует принятия энергичных мер по защите национальных интересов в финансовой сфере.

В настоящее время в России отсутствует устойчивая финансовая база для развития экономики. При этом масштабы российской банковской системы явно не соответствуют экономическим потребностям страны и значительно меньше масштабов банковских систем стран, с которыми Россия сопоставима по геополитическому значению. Резкое отставание банковской системы тормозит экономическое и социальное развитие страны. Существенно возрастает также зависимость российских предприятий от иностранного капитала, российский бизнес лишается самостоятельности в принятии инвестиционных решений. Это может привести к постепенной утрате Россией экономического суверенитета.

По данным Ассоциации российских банков за 2008 г., в настоящее время более 37 % общего объема кредитов получено российскими предприятиями от иностранных кредиторов. С учетом кредитов,

ранее предоставленных российским банкам их иностранными партнерами, эта цифра увеличивается до51 %.

К основным проблемам, сдерживающим развитие российской банковской системы, относятся: существующая ограниченность источников пополнения долгосрочной ресурсной базы и повышения уровня капитализации банков; слабое развитие системы рефинансирования; высокие риски кредитования; слабая юридическая защита законных прав и интересов кредиторов; чрезмерный надзор и высокий уровень зарегулированности банковской деятельности; значительные затраты и низкая рентабельность банковской деятельности; высокая цена банковских услуг для населения и предприятий.

Для решения задач по развитию валютно-финансовой системы требуется выработка государственной политики по этому важнейшему направлению. Государственная политика должна быть направлена на то, чтобы в условиях глобализации и либерализации финансовых рынков российская финансовая система не рухнула под натиском иностранного капитала и финансовых спекуляций. России необходимы долгосрочные инвестиции прежде всего в производственный сектор экономики, и необходимо делать все возможное для того, чтобы эти задачи могла решать и решала национальная финансовая система.

Следует привлечь государство к формированию инфраструктуры рынка банковских услуг, определить первоочередные меры по законодательному решению назревших проблем, пути повышения качества и эффективности работы кредитных организаций, с тем чтобы совместная деятельность государства и банковского сообщества способствовала решению наиболее актуальных проблем повышения конкурентоспособности экономики России.

Актуальность разработки стратегии повышения конкурентоспособности валютно-финан-совой системы усиливается в связи с избранной Россией моделью либерализации системы валютного регулирования. Принятые в последнее время масштабные решения в области либерализации валютного законодательства, подготовка к вступлению в ВТО, введение системы страхования вкладов, возрастающая вовлеченность в процессы глобализации дают не только новые возможности, но и создают новые риски. Риски эти могут реализоваться в полной утрате национальной финансовой системы. Тем самым государство утратит не просто инструменты контроля в финансовой сфере, но и значительную часть того, что является неотъемлемой частью национального экономического суверенитета [2].

Новое российское валютное законодательство основывается на концепции, предусматривающей снятие ограничений на трансграничное оказание банковских услуг без адекватной либерализации внутреннего финансового рынка. Это может привести к негативным последствиям для российской экономики.

Так, после вступления в силу 18 июня 2005 г. нормы, предоставляющей юридическим лицам — резидентам право свободного открытия счетов в зарубежных банках и распоряжения зачисленными на них средствами, ожидаются следующие отрицательные последствия для развития российской банковской системы:

1) переход наиболее надежных и кредитоспособных клиентов на обслуживание в иностранные банки. Дополнительный рост капитала иностранных банков за счет комиссионных доходов, полученных от операций с российской клиентурой;

2) резкое уменьшение трансграничных денежных потоков вследствие перевода их за рубеж;

3) сокращение ресурсной базы российских банков;

4) сокращение объемов кредитования (особенно долгосрочного, в том числе ипотечного) и предоставления других банковских продуктов российскими банками;

5) повышение рискованности операций российских банков за счет ухудшения качества клиентуры, в конечном счете возрастание системного банковского риска;

6) снижение уровня монетизации экономики;

7) снижение темпов роста частного предпринимательства (особенно малого бизнеса);

8) дальнейшее усиление долларизации российской экономики.

При отсутствии должного механизма налогового контроля над операциями по зарубежным счетам данная норма фактически лишает российские налоговые органы возможности проверять представляемую им информацию о сумме подлежащих уплате налогов, в результате чего государство может утратить значительную часть налоговых поступлений.

Не менее серьезные сложности могут возникнуть и в гражданском обороте. Здесь проблемой является отсутствие у России соглашений о взаимном признании судебных решений с рядом крупнейших стран (например, Великобританией, США). В связи с этим даже при наличии решений российских судов о взыскании задолженности с резидентов, имеющих счета в банках за пределами территории РФ, кредитор не будет иметь юридической возможности осуществить взыскание с указанных счетов.

В результате национальная экономическая и денежно-кредитная политика становится крайне

подверженной влиянию извне, лишается важных инструментов защиты от неблагоприятных внешнеэкономических процессов, и как следствие, ставится под угрозу национальная экономическая безопасность страны.

Избежать таких угроз для экономики возможно путем введения моратория надействие соответствующих законодательных норм на срок до выравнивания уровня развития иностранных и российской банковских систем, создания эффективного механизма защиты прав кредиторов за рубежом, атакже совершенствования международного налогового администрирования.

Если данные меры не будут введены, то отказ от использования инструментов контроля за возможным масштабным притоком и оттоком спекулятивного капитала после 1 января 2007 г. может привести к непредсказуемым последствиям для внутреннего финансового рынка.

Отсутствие валютных ограничений делает рынок повышенно волатильным, курс национальной валюты - неустойчивым и тем самым привлекательным для спекулятивной игры. Согласно экспертным оценкам, только в результате отказа от основных валютных ограничений приток спекулятивного капитала в Россию в среднем составит около 8 % ВВП. Столь значительный приток капитала повлечет существенный рост денежного предложения, что в свою очередь приведет либо к дальнейшему укреплению курса рубля, ухудшая конкурентные условия для российских экспортеров, либо к росту эмиссии для покупки иностранной валюты, провоцируя инфляцию.

Таким образом, поддерживая идею создания в России соответствующей мировым стандартам финансовой системы, необходимо соизмерять степень либерализации валютного законодательства с повышением конкурентоспособности отечественной финансовой системы в целях предотвращения угрозы экономической безопасности страны.

Среди наиболее актуальных вопросов развития валютно-финансовой политики следует отметить следующие.

1. В связи с повышением открытости российской экономики и финансовой системы на приоритеты денежно-кредитной политики все в большей степени влияет мировая конъюнктура. Объемы эмиссии и денежного предложения, рост монетизации практически полностью определяются потоками экспортной выручки. Покупка валюты Банком России уже в течение 5 лет остается основным каналом эмиссии.

В то же время задача сохранения высоких темпов роста ВВП требует большей предсказуемости денежной и курсовой политики и ее базирования

на приоритетах развития российской экономики, когда рост монетизации будет связан нес экспортными потоками, а с ростом товарной массы внутри страны, ростом внутреннего спроса и производительности труда в России.

2. Необходимо пристальное внимание уделять развитию рынка государственного долга. Регулирование требует наличия в портфеле активов банковской системы низкорискованных активов — госбумаг, поскольку без них банкам гораздо сложнее выполнять требования по достаточности капитала. Однако слабое развитие этого рынка в условиях профицита бюджета ограничивает возможности банков. Другим ограничителем является отрицательная реальная доходность таких бумаг (т. е. ниже инфляции).

В этой ситуации целесообразно осуществлять выпуск целевых займов на отдельные проекты (например, развитие телефонной связи или строительство дорог, портов). Также могут эмитироваться суррогатные госбумаги, т. е. обычные коммерческие бумаги, но имеющие государственную гарантию (выпускаемые, например, в рамках реализации проектов по государственно-частному партнерству). Такое решение позволит увеличить вложения участников рынка в российские государственные ценные бумаги. Принципиально неверно финансировать чужие экономики, в то время как Россия остро нуждается в инвестициях.

3. Особое внимание должно быть уделено наращиванию долгосрочной ресурсной базы банков. В России росту сбережений мешает отсутствие доверия к банкам.

Удлинение ресурсной базы банковской системы даст возможность с меньшим риском предоставлять долгосрочные кредиты экономике, спрос на которые постоянно увеличивается. Только через развитие инструментов долгосрочного кредитования технического перевооружения промышленности Россия может совершить инвестиционный рывок, преодолев технологическое отставание и решив проблему зависимости экономики от экспорта сырья.

Рост вкладов населения — существенный фактор удлинения ресурсной базы банков.

Необходимо максимально вовлечь в банковский оборот самые «длинные» ресурсы экономики — пенсионные и бюджетные средства.

Целям вовлечения данных ресурсов в банковский оборот будут способствовать следующие мероприятия: введение практики размещения части пенсионных накоплений, хранящихся во Внешэкономбанке РФ, на конкурсной основе на счетах в российских коммерческих банках; разрешение Пенсионному фонду РФ размещать пенсионные

накопления не только во Внешэкономбанке РФ, но и в других управляющих компаниях; увеличение квот на инвестирование средств пенсионной системы в банковские депозиты; внесение дополнений и изменений в Бюджетный кодекс РФ в целях предоставления субъектам РФ, а также органам местного самоуправления права открытия счетов бюджетов в кредитных организациях; разрешение банкам совмещать банковскую деятельность и деятельность по управлению инвестиционными, паевыми инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами; отказ от обременения иностранных пассивов банковской системы путем введения резервирования и пр. (за исключением случаев, связанных с чрезвычайными обстоятельствами); разрешение хранить средства ГУПов и МУПов в коммерческих банках, а также устранение практики принудительного перевода средств указанных предприятий из коммерческих банков в Федеральное казначейство.

Банковские облигации и сертификаты должны стать одним из дополнительных финансовых инструментов аккумулирования банками средств на средние и длинные сроки.

Ускорению развития рынка облигаций коммерческих банков будет способствовать снятие ограничений на объем эмиссии облигаций. Целесообразно ограничивать размер не обеспеченной залогом собственного имущества или третьими лицами эмиссии облигаций банков не величиной уставного капитала, а размером собственных средств банка-эмитента.

В целях развития кредитного рынка необходимо создание правовых возможностей по секью-ритизации активов. Целесообразно подготовить специальный закон о секьюритизации активов, который будет регулировать выпуск обеспеченных активами ценных бумаг посредством создания специализированных паевых инвестиционных фондов, а также формы и методы регулирования этого процесса.

В целях укрепления стабильности банковской системы, поддержания ее текущей ликвидности и бесперебойного осуществления расчетов кредитным организациям необходимо обеспечить эффективное функционирование механизма пополнения банковской ликвидности в виде операций рефинансирования со стороны Банка России.

Наряду с развитием и укреплением системы рефинансирования необходимо активнее использовать возможности межбанковского кредитного рынка для перераспределения средств между банками с избыточными и с недостаточными ресурсами.

Одновременно рынку межбанковских кредитов и депозитов требуется поддержка со стороны

Банка России и его территориальных управлений для обеспечения нормальной работы и снижения рисков. Деятельность территориальных управлений Банка России может заключаться в координации действий и организации информационного обмена с кредитными организациями при заключении межбанковских кредитных сделок. Это позволит снизить вероятность невозврата средств, увеличить доверие банков друг другу и ускорить процесс согласования условий сделок МБК. Такая задача может быть решена как на внутрирегиональном, так и межрегиональном уровнях.

Учитывая институциональный дефицит долгосрочных ресурсов, а также снижение риска ликвидности по мере развития системы рефинансирования, рынка МБК и совершенствования риск-менеджмента кредитных организаций, становится целесообразным более активное вовлечение краткосрочных ресурсов в процесс кредитования нефинансового сектора экономики на продолжительные сроки. В этой связи необходимо постепенно снижать требования, предъявляемые к количественным показателям ликвидности банков. При этом в первую очередь нужно снижать нормативы, отражающие идею обязательного покрытия долгосрочных кредитов пассивами соответствующей срочности. В перспективе, сообразуясь с практикой развитых стран, ряд нормативов ликвидности может быть отменен в принципе.

В целях расширения кредитования экономики принципиально важно развивать законодательное обеспечение функционирования рынка производных инструментов в России. Его разработка позитивно повлияет на инвестиционный климат в стране и позволит инвесторам хеджировать риски в соответствии с мировой практикой.

Особое внимание необходимо уделить обеспечению судебной защиты требований по срочным сделкам, введению института ликвидационного неттинга, повышению эффективности обеспечения при операциях с деривативами (залог и т. д.), а также разработке договорной базы для внебиржевых срочных сделок, соответствующей международным стандартам.

Плохое финансовое положение заемщиков, отсутствие четких программ развития бизнеса — важнейшие препятствия развития кредитования в России.

Расширению кредитования экономики будут способствовать разработка и реализация единой государственной программы развития и структурной перестройки российской экономики, ускоренное развитие отраслей, обеспечивающих насыщение внутреннего рынка и повышение эффективности экономики.

Нужна скоординированная работа банков, бизнес-сообщества и местных органов власти в регионах по подготовке и реализации бизнес-проектов, организация консультационной, информационной, административной и финансовой поддержки таких проектов.

Препятствует кредитованию и низкая транспарентность российских заемщиков. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование учета и отчетности предприятий, в том числе на основе составления и раскрытия отчетности на консолидированной основе. Это создаст возможности для более качественного и оперативного мониторинга их финансового состояния.

Недостаток финансирования является одной из основных трудностей, с которой сталкиваются российские предприниматели при попытке организовывать и развивать свои предприятия [3].

Возможности малых предприятий получить банковский кредит ограничены зачастую полного отсутствия у них отчетности.

Для стимулирования предоставления кредитов предприятиям малого бизнеса необходимо осуществить комплекс мер по перераспределению рисков кредитования.

Основными направлениями решения этой проблемы должны стать:

— расширение страхования возвратности части кредита малым предприятиям за счет средств бюджета и компенсации процентных ставок;

— рассмотрение возможности создания системы гарантирования кредитов малому бизнесу с участием государства, с использованием средств Стабилизационного фонда;

— закрепление практики рефинансирования банков, осуществляющих программы поддержки малых предприятий, по пониженной процентной ставке под поручительства и казначейские гарантии органов субъектов РФ и муниципальных властей.

— целевое размещение органами власти субъектов РФ муниципального заказа на малых предприятиях, что позволит им привлекать кредитные ресурсы банков на его выполнение;

— создание органами государственной власти совместно с банками региональных информационных баз данных субъектов малого предпринимательства.

Необходимым условием дальнейшего развития банковской системы, повышения ее конкурентоспособности является обеспечение единства двух ее уровней - коммерческих банков и Банка России.

Стабильность банковского рынка должна быть признана одной из приоритетных целей деятельности Банка России, в том числе и проводимой

им денежно-кредитной политики. Банку России на законодательном уровне необходимо предоставить полный объем полномочий по использованию всего спектра инструментов поддержания стабильности на финансовом рынке и недопущения кризисных ситуаций, в том числе широкого набора инструментов рефинансирования, стабилизационных кредитов. Одновременно за Банком России законодательно должна быть закреплена ответственность за негативные последствия для рынка в результате неприменения имеющихся в его распоряжении инструментов стабилизации.

В современных условиях в банковской системе значительно возрастает роль региональных банковских объединений. В настоящее время экономический потенциал во многих регионах страны не подкреплен соответствующим банковским капиталом, что сдерживает развитие как отдельных регионов, так и экономики страны в целом.

Более 80 % банковских активов и свыше 70 % капитала контролируются кредитными организациями столицы, при том, что 90% ВВП страны производится в регионах.

Ни в одной стране, относящейся к развитым или к странам с экономикой переходного типа, нет такой диспропорции между размещением производительных сил и концентрацией капитала.

Необходимо на государственном уровне способствовать перераспределению капитала из центра в регионы. Необходимо упростить требования к открытию филиалов банков и дополнительных офисов филиалов банка вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России. Это поможет расширить филиальную сеть банков, сократить значительные материальные затраты и уменьшить время на открытие филиалов.

Требуется также создать механизм стимулирования кредитных организаций, открывающих и имеющих филиалы и отделения в труднодоступных районах и малонаселенных пунктах.

Следует выработать стратегию развития платежной системы России, обеспечения ее безопасности и создания режима наибольшего благоприятствования для развития российских национальных платежных систем. Ее цель — разработка аналога систем, которые функционируют в развитых странах (Cartes Bancaires, Geldkarte).

Итогом такой деятельности будет достижение взвешенного и разумного результата, когда внутри страны действует единая национальная платежная система. В совокупности с развитием национальной платежной системы увеличение доли выплат населению, осуществляемой посредством безналичных перечислений, приведет к увеличению дешевой ресурсной базы банков.

В качестве целевых ориентиров необходимо рассматривать развитые европейские страны, где доля налично-денежного оборота не превышает 10 % от общего объема платежей и расчетов населения.

В заключение отметим, что элементами повышения конкурентоспособности валютно-финансо-вой сферы России являются:

1. Меры по укрупнению валютно-финансовых институтов. В частности, введение освобождения от налогообложения части прибыли, направляемой на увеличение собственного капитала банковского сектора.

2. Требования к условиям функционирования иностранных банков в России с сохранением преобладания национального банковского сегмента. Государственная политика в этой сфере должна предусматривать равные условия для открытия филиалов иностранных банков в России и филиалов российских банков за рубежом.

3. Увеличение степени доступности и качества информации в финансовой сфере (кредитные бюро, оперативная статистика по эмитентам и т.п.), что крайне позитивно сказывается на эф-

фективности функционирования всей финансовой системы и, как следствие, на росте ВВП и производительности труда.

4. Переход на принятую в международной практике систему учета и статистики.

5. Организационно-экономические меры, обеспечивающие поддержку и реализацию данной стратегии повышения конкурентоспособности национальной кредитной и валютно-финансовой сферы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 30.12.2006 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2007).

2. Ершов М. В. Экономический суверенитет России в глобальной экономике. — М. : Экономика, 2005.

3. Гелъвановский М. И. Национальная стратегия конкурентоспособности как основа промышленной политики России // Россия и современный мир. 2006. № 3. С. 118-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.