Научная статья на тему 'Валидизация опросника для диагностики пограничного личностного расстройства: определение конструктной валидности'

Валидизация опросника для диагностики пограничного личностного расстройства: определение конструктной валидности Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
913
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОГРАНИЧНОЕ ЛИЧНОСТНОЕ РАССТРОЙСТВО / ДИАГНОСТИКА ПОГРАНИЧНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАССТРОЙСТВА / BORDERLINE PERSONALITY DISORDER / DIAGNOSTICS OF BORDERLINE PERSONALITY DISORDER

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Ласовская Татьяна Юрьевна, Яичников Сергей Владимирович, Пономаренко Ирина Владимировна, Жовнер Ирина Викторовна, Егорова Оксана Андреевна

Цель исследования: определение конструктной валидности «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства» (Ласовская Т.Ю., Короленко Ц.П., Яичникова С.В.). Батарею конвергирующих тестов составили Шкала диссоциации, Шкала оценки суицидального риска, Шкала депрессии Бека. Тест смысложизненных ориентаций выбран как дискриминантный тест. Также в качестве дискриминантного параметра выбран возраст. Батарею тестов заполнили 104 студента НГМУ, средний возраст 22,0 года. Коэффициенты корреляции валидизируемого опросника и группы конвергирующих тестов: шкала диссоциации 0,47; шкала депрессии Бека 0,46; шкала оценки суицидального риска 0,54. Выявлена обратная корреляционная связь значений теста смысложизненных ориентаций и валидизируемого опросника (-0,43). С таким параметром как возраст связи не выявлено (-0,25). Выводы: конструктная валидность опросника является удовлетворительной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Ласовская Татьяна Юрьевна, Яичников Сергей Владимирович, Пономаренко Ирина Владимировна, Жовнер Ирина Викторовна, Егорова Оксана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALIDIZATION OF QUESTIONNAIRE FOR DIAGNOSTICS OF BORDERLINE PERSONALITY DISORDER: DEFINITION OF CONSTRUCTIVE VALIDITY

Research objective: definition of constructive validity «Questionnaire for diagnostics of borderline personality disorder» (T.Y. Lasovskaya, T.P. Korolenko, S.V. Yaichnikov). Converging tests included dissociation Scale, suicidal risk assessment Scale, Bek Scale of depression. Life sense orientations test is chosen as discriminant test. Also age is chosen as discriminant parameter. 104 students from NSMU filled the tests, middle age of them was 22,0 years. Correlative factors of validization questionnaire and group of converging tests: dissociation scale 0,47; scale Bek of depression 0,46; suicidal risk assessment scale 0,54. Return correlative communication of values of life sense orientations test and validization questionnaire (-0,43) is revealed. The communication it is not revealed with such age parameter (-0,25). Conclusions: constructive validization of questionnaire is satisfactory.

Текст научной работы на тему «Валидизация опросника для диагностики пограничного личностного расстройства: определение конструктной валидности»

№ 3 - 2012 г. 19.00.00 психологические науки

УДК 616.89-008.485-07:165.4

ВАЛИДИЗАЦИЯ ОПРОСНИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОГРАНИЧНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАССТРОЙСТВА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТРУКТНОЙ

ВАЛИДНОСТИ

Т.Ю. Ласовская, С.В. Яичников, И.В. Пономаренко, И.В. Жовнер, О.А. Егорова,

М.А. Артюшина, П.А. Лермонтов

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России (г. Новосибирск)

Цель исследования: определение конструктной валидности «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства» (Ласовская Т.Ю., Короленко Ц.П., Яичникова С.В.). Батарею конвергирующих тестов составили Шкала диссоциации, Шкала оценки суицидального риска, Шкала депрессии Бека. Тест смысложизненных ориентаций выбран как дискриминантный тест. Также в качестве дискриминантного параметра выбран возраст. Батарею тестов заполнили 104 студента НГМУ, средний возраст 22,0 года. Коэффициенты корреляции валидизируемого опросника и группы конвергирующих тестов: шкала диссоциации 0,47; шкала депрессии Бека 0,46; шкала оценки суицидального риска 0,54. Выявлена обратная корреляционная связь значений теста смысложизненных ориентаций и валидизируемого опросника (—0,43). С таким параметром как возраст связи не выявлено (—0,25). Выводы: конструктная валидность опросника является

удовлетворительной.

Ключевые слова: пограничное личностное расстройство, диагностика пограничного личностного расстройства.

Ласовская Татьяна Юрьевна — кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: Las121268@mail.ru

Яичников Сергей Владимирович — преподаватель кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: zbxybrjd@yandex.ru

Пономаренко Ирина Владимировна — преподаватель кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: I.V_Ponomarenko@mail.ru

Жовнер Ирина Викторовна — преподаватель кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: iren8002@rambler.ru

Егорова Оксана Андреевна — преподаватель кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: Shumova04@yandex.ru

Артюшина Мария Александровна — преподаватель кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: manyunj@rambler.ru

Лермонтов Павел Алексеевич — аспирант кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: domine87@mail.ru

Актуальность темы. В 2004-2008 гг. на базе кафедры клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета был создан «Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства». Актуальным явилось проведение валидизации нового диагностического инструмента, в частности определение конструктной валидности.

К. Купер предлагает несколько подходов проверки конструктной (концептуальной) валидности. Один из полезных способов проверки того, действительно ли тест измеряет то, что он должен измерить, — проведение продуманных экспериментов. Суть конвергентной валидизации состоит в том, чтобы проверить, связаны ли тестовые оценки с другими показателями, как ожидается. Например, необходимо проверить валиден ли тест по измерению тревоги. В арсенале методик имеются другие тесты по измерению тревоги. Группе студентов предъявляются сразу два теста, и полученные ряды оценок подвергают корреляционному анализу. Высокие показатели корреляции говорят о том, что шкала валидна.

Второй подход — исследование «дивергентной валидности» — устанавливает, что тест не измеряет никакой другой черты, с которой он теоретически не должен быть связан. Например, в литературе утверждается, что тревога не связана с интеллектом, социальным статусом, социальной желательностью. Поэтому если тест, предназначенный для измерения тревоги, на самом деле обнаружил высокую корреляцию с любой из этих переменных, должны возникнуть сомнения в том, действительно ли он измеряет тревогу в целом [1].

Материалы и методы. Конструктная (концептуальная) валидность определялась по процедуре, предложенной Д. Т. Кэмпбеллом и Д. В. Фиске. Эта процедура предполагает использование наряду с валидизируемым тестом специальной батареи тестов, подобранных таким образом, чтобы в нее входили как тесты, предположительно связанные с валидизируемым тестом, так и не связанные с ним. Экспериментатор должен заранее предсказать, какие тесты будут высоко коррелировать с валидизируемым тестом, а корреляция с какими тестами будет низкой. Тесты, которые по предположению высоко коррелируют с валидизируемым тестом, называются конвергирующими, а не коррелирующие — дискриминантными. Концептуальная валидность может считаться удовлетворительной, если коэффициенты корреляций валидизируемого теста с группой конвергирующих тестов статистически значимо выше коэффициентов корреляций с группой дискриминантных тестов [2].

Определение конструктной валидности началось с создания батареи конвергирующих тестов. Батарею конвергирующих тестов составили:

1. Шкала диссоциации. Основанием для включения этого теста явились результаты исследований, указывающие на высокую распространенность диссоциативных симптомов у лиц с пограничным личностным расстройством и высокий уровень значений по шкале диссоциации [3, 4, 7-10].

2. Шкала оценки суицидального риска Н. Пезешкиана. Основанием для включения этого теста явился высокий уровень коморбидности пограничного личностного расстройства и суицидального поведения. У подростков, совершивших суицидальные попытки, пограничное личностное расстройство диагностируется в 56,3 % случаев [5]. Отличительной чертой суицидального поведения при пограничном личностном расстройстве является хронический характер суицидальных попыток. Они повторяются неоднократно в течение жизни, и в среднем каждый пациент имеет в анамнезе по три суицидальные попытки [6].

3. Шкала депрессии Бека. Основанием для включения этого теста явились исследования, подтверждающие высокий уровень коморбидности пограничного личностного расстройства и депрессии [5].Ожидается, что все выбранные конвергирующие тесты будут иметь средний уровень корреляции со значениями валидизируемого теста.

В качестве дискриминантных тестов выбран тест смысложизненных ориентаций. Для лиц с пограничным личностным расстройством характерна многократная смена ряда жизненных ориентиров — выбор профессии, целей, непостоянство интересов и др. Поэтому по тесту смысложизненных ориентаций можно ожидать слабую отрицательную корреляционную связь.

В качестве дискриминантного параметра выбран также возраст. Так как динамика пограничного личностного расстройства подразумевает изменения ряда симптомов, но в течение длительного времени (20-27 лет), то в случае, если возраст испытуемых находится в пределах 10 лет, то можно ожидать слабую обратную связь при вычислении корреляций со значениями валидизируемого теста. Батарею тестов заполнили 104 студента НГМУ в возрасте от 18 до 28 лет (средний возраст 22,0 года) педиатрического, стоматологического факультета, факультетов высшего сестринского образования и клинической психологии. Методом математической обработки выбран корреляционный анализ по Спирмену.

Результаты исследования. Коэффициенты корреляции валидизируемого опросника и группы конвергирующих тестов находились в пределах: шкала диссоциации 0,47; шкала депрессии Бека 0,46; шкала оценки суицидального риска 0,54. В целом, гипотеза в отношении средней силы связи с группой конвергирующих тестов подтверждена. Это говорит о том, что кроме диссоциации, депрессии и суицидального риска «Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства» измеряет еще что-то. Высокие значения корреляции показывали бы, что валидизируемый опросник не измеряет никакой новой черты [1]. Неожиданным явилось выявленная обратная корреляционная связь значений теста смысложизненных ориентаций и валидизируемого опросника (—0,43). С таким параметром как возраст, как и ожидалось, связи не выявлено (—0,25).

Выводы. Поскольку полученные значения уровня корреляции с конвергирующими тестами превышают значения дискриминантных параметров, согласно подходу, предложенному Д. Т. Кэмпбеллом и Д. В. Фиске, тест считается валидным.

Список литературы

1. Купер К. Индивидуальные различия / Пер. с англ. Т. М. Марютиной ; под ред. И. В. Равич-Щербо. — М. : Аспект-Пресс, 2000. — С. 313; 315-316.

2. Мельников В. М. Введение в экспериментальную психологию личности : учебное пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-в / В. М Мельников, Л. Т. Ямпольский. — М. : Просвещение, 1985. — С. 172, 186-187.

3. Dissociation and emotion regulation in borderline personality disorder / S. Barnow [et al.] // Psychol. Med. — 2011. — Nov. — Vol. 9. — Р. 1-12.

4. Dissociation in borderline personality disorder: a detailed look / M. I. Korzekwa [et al.] // J. Trauma Dissociation. — 2009. — Vol. 10 (3). — Р. 346-67.

5. Suicide-related events among child and adolescent patients during short-term antidepressant therapy / Т. Kuba [et al.] // Psychiatry Clin. Neurosci. — 2011. — Apr. — Vol. 65 (3). — Р. 239-45.

6. Links P. S. Assessing suicidal youth with antisocial, borderline, or narcissistic personality disorder / P. S. Links, B. Gould, R. Ratnayake // Can. J. Psychiatry. — 2003. — Jun. — Vol. 48 (5). — Р. 301-310.

7. Ross C. A. Borderline personality disorder and dissociation / C. A. Ross // J. Trauma dissociation. — 2007. — Vol. 8 (1). — Р. 71-80.

8. Axis I Dissociative Disorder Comorbidity in borderline personality disorder and Repots of Childhood Trauma / V. Sar [et al.] // J. Clin. Psychiatry. — 2006. — Vol. 67 (10). — Р.1583-1590.

9. Trauma, dissociation, and posttraumatic stress disorder in female borderline patients with and without substance abuse problems / L. M. Van Der Bosch [et al.] // Austr. N. Z. J. Psychiatry. — 2003. — Oct. — Vol. 37 (5). — Р. 549-555.

10. The course of dissociation for patients with borderline personality disorder and axis II comparison subjects : a 10 —year follow-up study / M. C. Zanarini [et al.] // Acta Psychiatr. Scand. — 2008. — Oct. — Vol. 118 (4). — Р. 291-6.

VALIDIZATION OF QUESTIONNAIRE FOR DIAGNOSTICS OF BORDERLINE PERSONALITY DISORDER: DEFINITION OF CONSTRUCTIVE VALIDITY

T.Y. Lasovskaya, S.V. Yaichnikov, I.V. Ponomarenko, I.V. Zhovner, O.A. Egorova,

M.A. Artyushina, P.A. Lermontov

SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.)

Research objective: definition of constructive validity «Questionnaire for diagnostics

of borderline personality disorder» (T.Y. Lasovskaya, T.P. Korolenko, S.V. Yaichnikov). Converging tests included dissociation Scale, suicidal risk assessment Scale, Bek Scale of depression. Life sense orientations test is chosen as discriminant test. Also age is chosen as discriminant parameter. 104 students from NSMU filled the tests, middle age of them was 22,0 years. Correlative factors of validization questionnaire and group of converging tests: dissociation scale 0,47; scale Bek of depression 0,46; suicidal risk assessment scale 0,54. Return correlative communication of values of life sense orientations test and validization questionnaire (—0,43) is revealed. The communication it is not revealed with such age parameter (—0,25). Conclusions: constructive validization of questionnaire is satisfactory.

Keywords: borderline personality disorder, diagnostics of borderline personality disorder.

About authors:

Lasovskaya Tatyana Yurievna — candidate of medical sciences, assistant professor, head of clinical psychology chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail: Las121268@mail.ru

Yaichnikov Sergey Vladimirovich — teacher of clinical psychology chair at SEI HPE

«Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail:

zbxybrjd@yandex.ru

Zhovner Irina Viktorovna — teacher of clinical psychology chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail: iren8002@rambler.ru

Egorova Oksana Andreevna — teacher of clinical psychology chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail: Shumova04@yandex.ru

Artyushina Maria Aleksandrovna — teacher of clinical psychology chair at SEI HPE

«Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail:

manyunj@rambler.ru

Ponomarenko Irina Vladimirovna — teacher of clinical psychology chair at SEI HPE

«Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail:

I.V_Ponomarenko@mail.ru

Lermontov Pavel Alekseevich — PG student of clinical psychology chair at SEI HPE

«Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail: domine87@mail.ru

List of the Literature:

1. Cooper K. Individual differences / Translation from English. T.M. Maryutina; under the editorship of. I. V. Ravich-Shcherbo. — M: Aspect-Press, 2000. — P. 313; 315-316.

2. Melnikov V. M. Introduction in experimental psychology of person: manual for listeners of IPC the teachers ped. disciplines of high fur boots and ped. Inst. / V. M Melnikov, L. T. Yampolsky. — M: Education, 1985. — P. 172, 186-187.

3. Dissociation and emotion regulation in borderline personality disorder / S. Barnow [et al.] // Psychol. Med. — 2011. — Nov. — Vol. 9. — P. 1-12.

4. Dissociation in borderline personality disorder: a detailed look / M. I. Korzekwa [et al.] // J. Trauma Dissociation. — 2009. — Vol. 10 (3). — P. 346-67.

5. Suicide-related events among child and adolescent patients during short-term antidepressant therapy / T. Kuba [et al.] // Psychiatry Clin. Neurosci. — 2011. — Apr. — Vol. 65 (3). — P. 239-45.

6. Links P. S. Assessing suicidal youth with antisocial, borderline, or narcissistic personality disorder / P. S. Links, B. Gould, R. Ratnayake // Can. J. Psychiatry. — 2003. — Jun. — Vol. 48 (5). — P. 301-310.

7. Ross C. A. Borderline personality disorder and dissociation / C. A. Ross // J. Trauma dissociation. — 2007. — Vol. 8 (1). — P. 71-80.

8. Axis I Dissociative Disorder Comorbidity in borderline personality disorder and Repots of Childhood Trauma / V. Sar [et al.] // J. Clin. Psychiatry. — 2006. — Vol. 67 (10). — P.1583-1590.

9. Trauma, dissociation, and posttraumatic stress disorder in female borderline patients with and without substance abuse problems / L. M. Van Der Bosch [et al.] // Austr. N. Z. J. Psychiatry. — 2003. — Oct. — Vol. 37 (5). — P. 549-555.

10. The course of dissociation for patients with borderline personality disorder and axis II comparison subjects : a 10 —year follow-up study / M. C. Zanarini [et al.] // Acta Psychiatr. Scand. — 2008. — Oct. — Vol. 118 (4). — P. 291-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.