Научная статья на тему 'ВАЛИДАЦИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА ОЦЕНКИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У ПОДРОСТКОВ (GAME ADDICTION SCALE FOR ADOLESCENTS)'

ВАЛИДАЦИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА ОЦЕНКИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У ПОДРОСТКОВ (GAME ADDICTION SCALE FOR ADOLESCENTS) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зависимость от компьютерных игр / интернет-зависимость / подростки / опросник / валидизация / психометрические характеристики / computer games addiction / Internet addiction / adolescents / questionnaire / val-idation / psychometric properties

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терещенко Сергей Юрьевич, Горбачева Нина Николаевна

С быстрым ростом индустрии видеоигр и повышением доступности онлайн-игр во всем мире растет число проблемных игровых моделей поведения, имеющих существенные психосоциальные и соматические последствия. Цель данного исследования – перевод и валидизация русской версии Шкалы игровой зависимости для подростков (Game Addic-tion Scale for Adolescents; GASA), краткого 7-пунктового психометрического инструмента для выявления зависимости от компьютерных игр у подростков. Методы. Опросник GASA был переведен на русский язык и протестирован на выборке из 2 380 подростков в возрасте 11–19 лет из школ г. Красноярска. Внутренняя согласованность, факторная структура и одновременная валидность GASA-RU были изучены с помощью эксплора-торного факторного анализа, конфирматорного факторного анализа и взаимоотношений со шкалой интернет-зависимости Chen (Chen Internet Addiction Scale; CIAS) и опросником «Сильные стороны и трудности» (Strengths and Difficulties Questionnaire; SDQ). Также была оценена ретестовая надежность с интервалом 6 месяцев. Результаты. Опросник GASA-RU продемонстрировал хорошую внутреннюю согласованность (альфа Кронба-ха = 0,81) и ретестовую надежность (коэффициент корреляции Спирмена = 0,56, p < 0,001). Подтверждающий факторный анализ подтвердил однофакторную структуру опросника, что соответствует его теоретической модели: χ2 = 373 (df = 14, p < 0,001), CFI = 0,97, TLI = 0,95, RMSEA = 0,098 (90% ДИ: 0,087–0,110), Значительные положи-тельные корреляции были обнаружены между показателями опросников GASA-RU и CIAS, а также различными субшкалами опросника SDQ, что свидетельствует о его хо-рошей внешней валидности. Распространенность игровой зависимости составила 10,9% (16,2% среди мальчиков и 6,3% среди девочек). Таким образом, русскоязычный вари-ант опросника GASA продемонстрировал адекватные надежность и валидность, сопо-ставимые с его оригинальной версией. Опросник GASA-RU представляется полезным кратким скрининговым инструментом для оценки риска зависимости от компьютерных игр в различных популяциях русскоязычных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Терещенко Сергей Юрьевич, Горбачева Нина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Validation of the Russian-Language Version of the Adolescent Computer Games Addiction Assessment Questionnaire (Game Addiction Scale for Adolescents)

With the rapid growth of the video game industry and the increasing availability of online gaming worldwide, problematic gaming behaviors are on the rise, with significant psychoso-cial and somatic consequences. The aim of this study was to translate and validate the Russian version of the Game Addiction Scale for Adolescents (GASA), a brief 7 item psychometric instrument to identify addiction to computer games in adolescents. Methods. The GASA questionnaire was translated into Russian and tested on a sample of 2380 adolescents ages 11 19 from schools in Krasnoyarsk. Internal consistency, factor structure, and concurrent validity of the GASA RU were examined using exploratory factor analysis, confirmatory factor analy-sis, and relationships with the Chen Internet Addiction Scale (CIAS) and the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ). Retest reliability at 6 month intervals was also assessed. Results. The GASA RU questionnaire demonstrated good internal consistency (Cronbach's alpha = 0.81) and retest reliability (Spearman correlation coefficient = 0.56; p<0.001). Con-firmatory factor analysis confirmed the single factor structure of the questionnaire, consistent with its theoretical model: χ2 373 (df=14; p<0.001), CFI = 0.97, TLI = 0.95, RMSEA = 0.098 (90% CI: 0.087 0.110). Significant positive correlations were found between the scores of the GASA RU and CIAS questionnaires and the different subscales of the SDQ question-naire, indicating good external validity. The prevalence of game addiction was 10.9% (16.2% among boys and 6.3% among girls). Conclusion. The Russian language version of the GASA questionnaire demonstrated adequate reliability and validity comparable to the original scale. The GASA RU questionnaire appears to be a useful brief screening tool to assess the risk of computer game addiction in different populations of Russian speaking adolescents.

Текст научной работы на тему «ВАЛИДАЦИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА ОЦЕНКИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У ПОДРОСТКОВ (GAME ADDICTION SCALE FOR ADOLESCENTS)»

Сибирский психологический журнал.

2024. № 93. С. 22-36. DOI: 10.17223/17267080/93/2

УДК 159.9.072.59

ВАЛИДАЦИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА ОЦЕНКИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У ПОДРОСТКОВ (GAME ADDICTION SCALE FOR ADOLESCENTS)

С.Ю. Терещенко1, Н.Н. Горбачева1

1 Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера - обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН, Россия, 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 3г

Резюме

С быстрым ростом индустрии видеоигр и повышением доступности онлайн-игр во всем мире растет число проблемных игровых моделей поведения, имеюшдх существенные психосоциальные и соматические последствия. Цель данного исследования - перевод и валидизация русской версии Шкалы игровой зависимости для подростков (Game Addiction Scale for Adolescents; GASA), краткого 7-пунктового психометрического инструмента для выявления зависимости от компьютерных игр у подростков. Методы. Опросник GASA был переведен на русский язык и протестирован на выборке из 2 380 подростков в возрасте 11-19 лет из школ г. Красноярска. Внутренняя согласованность, факторная структура и одновременная валидность GASA-RU были изучены с помощью эксплора-торного факторного анализа, конфирматорного факторного анализа и взаимоотношений со шкалой интернет-зависимости Chen (Chen Internet Addiction Scale; CIAS) и опросником «Сильные стороны и трудности» (Strengths and Difficulties Questionnaire; SDQ). Также была оценена ретестовая надежность с интервалом 6 месяцев. Результаты. Опросник GASA-RU продемонстрировал хорошую внутреннюю согласованность (альфа Кронба-ха = 0,81) и ретестовую надежность (коэффициент корреляции Спирмена = 0,56, p < 0,001). Подтверждающий факторный анализ подтвердил однофакторную структуру опросника, что соответствует его теоретической модели: х2 = 373 (df = 14, p < 0,001), CFI = 0,97, TLI = 0,95, RMSEA = 0,098 (90% ДИ: 0,087-0,110), Значительные положительные корреляции были обнаружены между показателями опросников GASA-RU и CIAS, а также различными субшкалами опросника SDQ, что свидетельствует о его хорошей внешней валидности. Распространенность игровой зависимости составила 10,9% (16,2% среди мальчиков и 6,3% среди девочек). Таким образом, русскоязычный вариант опросника GASA продемонстрировал адекватные надежность и валидность, сопоставимые с его оригинальной версией. Опросник GASA-RU представляется полезным кратким скрининговым инструментом для оценки риска зависимости от компьютерных игр в различных популяциях русскоязычных подростков.

Ключевые слова: зависимость от компьютерных игр; интернет-зависимость; подростки; опросник; валидизация; психометрические характеристики

Введение

С экспоненциальным ростом индустрии видеоигр и увеличением доступности интернет-игр на компьютерах и мобильных устройствах во всем мире растет число проблемных игровых моделей поведения, которые могут значительно нарушать повседневное функционирование подростков (Gupta, Kumar, Deshpande, Mittal, Chopade, Raut, 2024). Поскольку подавляющее большинство современных компьютерных игр сопряжено с использованием Интернета и подразумевает активное online-общение, в настоящее время зависимость от компьютерных видеоигр большинством авторов рассматривается как частная, специфическая форма интернет-зависимого поведения (Fineberg et al., 2022).

Феномен интернет-зависимости (ИЗ) вызывает многочисленные научные, клинические и социальные дебаты с момента своего появления в середине 1990-х гг. (Oreilly, 1996; Young, 1996; Griffiths, 1999). Аддиктивное online-поведение является относительно новым феноменом поведенческой зависимости и не имеет к настоящему времени общепринятого формального определения. В англоязычной литературе используются различные термины, такие как problematic interactive media use, problematic Internet use, pathological Internet use, compulsive Internet use и Internet addiction. Все перечисленные термины являются взаимозаменяемыми зонтичными понятиями, отражающими генерализованное проблемное использование Интернета без привязки к конкретным контенту и технологии (Fineberg et al., 2022). На данный момент выделяют пять основных видов онлайн-активности, которые могут быть потенциально аддиктивными и рассматриваются как специфические формы ИЗ: проблемное использование компьютерных видеоигр, проблемное использование социальных медиа, проблемное использование порнографии в Интернете, азартные игры в Интернете и навязчивый поиск и серфинг в Интернете (Kuss, Griffiths, 2011; Kaess et al., 2021). Только один из этих видов аддиктивного поведения, а именно проблемное использование компьютерных игр, признано официальным ментальным расстройством (Internet Gaming Disorder, DSM-5, 2013; Gaming Disorder, ICD-11, 2019).

Зависимость от online компьютерных игр характеризуется нарушением контроля над игровым поведением, повышением приоритета игры над другими интересами подростка, а также продолжением или эскалацией игрового поведения, несмотря на негативные последствия (Kakul, Javed, 2023). Связанный с этим вред может быть серьезным, включая ухудшение физического здоровья, качества сна, школьной успеваемости и психосоциального благополучия (Sachdeva, Verma, 2015; Tereshchenko, Kasparov, Smolnikova, Shubina, Gorbacheva, Moskalenko, 2021; Tereshchenko et al., 2022).

Как было показано в систематическом обзоре S. Mihara и S. Higuchi (2017), распространенность зависимости от компьютерных игр варьирует от 0,7 до 27,5% и зависит от использованных опросников и оценочных критериев. По данным метаанализа 16 публикаций средняя распространенность игро-

вой зависимости среди подростков составила 4,6% (95%-ный доверительный интервал (ДИ) = 3,4-6,0%) (Fam, 2018). Авторы этих публикаций показали, что во многих популяционных исследованиях использовался опросник для оценки зависимости от компьютерных игр у подростков Game Addiction Scale for Adolescents (GASA), разработанный в 2009 г. (Lemmens, Valkenburg, Peter, 2009). Опросник был валидизирован во многих странах и широко используется для скрининговой оценки распространенности и клинических характеристик игровой зависимости (Brunborg et al., 2013; Monacis, Palo, Griffiths, Sinatra, 2016; Lee, Kim, 2017; Baysak, Kaya, Dalgar, Candansayar, 2016; André, Munck, Hâkansson, Claesdotter-Knutsson, 2022;). D. King и соавт. (2020) рассмотрели 32 различные шкалы оценки зависимости от компьютерных игр и пришли к выводу, что GASA является одним из пяти инструментов, имеющих наибольшую доказательную базу в отношении психометрических свойств. T. Finserâs и соавт. (2019) подтвердили этот вывод при оценке опросника GASA на предмет соответствия девяти критериям зависимости от компьютерных игр, предложенным Американской психиатрической ассоциацией.

В России к настоящему времени валидизирован Internet Gaming Disorder - 20 Test (Pontes, Király, Demetrovics, Griffiths, 2014; Петров, Черняк, 2019), в оригинальной версии разработанный для взрослых лиц и состоящий из 20 вопросов. В то же время опросник GASA разработан и валидизирован именно для подростковой популяции и содержит всего 7 вопросов, что может быть удобным для крупномасштабных популяцион-ных исследований с одновременным использованием большого количества психометрических инструментов.

В связи с отсутствием краткого и надежного инструмента скрининговой оценки игровой аддикции среди русскоязычных геймеров-подростков целью нашего исследования была валидация опросника для оценки зависимости от online компьютерных игр у подростков Game Addiction Scale for Adolescents (GASA).

Материалы и методы

Нами были осуществлены перевод опросника GASA (за основу взята англоязычная версия (Lemmens et al., 2009)) на русский язык и обратный перевод с оценкой качества перевода профессиональным переводчиком. Русскоязычная версия опросника (GASA-RU), как и англоязычная, состоит из 7 вопросов, касающихся нарушений поведения у подростка, вызванных чрезмерным увлечением компьютерными играми. Первоначально подросткам задавался вопрос: «Вы играли в online компьютерные игры (на стационарном компьютере, ноутбуке, планшете, смартфоне) в течение последнего месяца?» При положительном ответе предлагалось ответить на 7 пунктов вопросника GASA-RU. Каждый из вопросов оценивается по 5-балльной шкале Лайкерта: «никогда» (1 балл), «редко» (2 балла), «иногда» (3 балла), «часто» (4 балла), «очень часто» (5 баллов). Согласно рекомендациям раз-

работников оригинального опросника GASA наличие игровой зависимости может оцениваться в двух вариантах:

1. Жесткие критерии зависимости (монотетическая модель, по интерпретации авторов анкеты, - monothetic format). Критерии: на любые 4 или более из 7 вопросов подросток ответил - часто или очень часто.

2. Мягкие критерии зависимости (политетическая модель, по интерпретации авторов анкеты, - polythetic format). Критерии: на любые 4 или более из 7 вопросов подросток ответил - иногда, или часто, или очень часто.

Авторы считают, что монотетическая модель более специфична, лучше выявляет истинно зависимых, позволяет избегать гипердиагностики и более пригодна для использования в клинической практике. В то же время политетическая модель оценки выявляет игровую зависимость с большей чувствительностью и может использоваться для популяционных исследований. Для оценки распространенности и валидности игровой зависимости в нашей выборке была использована политетическая модель оценки.

Объект исследования - выборка 3 075 подростков 11-19 лет (46,1% мальчиков и 53,9% девочек) - учащихся десяти случайно отобранных общеобразовательных учебных заведений пяти районов г. Красноярска.

Исследование одобрено Этическим комитетом ФГБНУ ФИЦ КНЦ СО РАН. Сбор материала проводился с января по май 2019 г. Протокол заседания экспертной комиссии № 12 от 10 декабря 2018 г. Случайным образом для проведения обследования было выбрано 10 школ в разных районах города. После получения информированного согласия родителей ученики были уведомлены о добровольности и конфиденциальности исследования и им было предложено заполнить опросники для самоотчета в течение одного урока.

Для оценки внешней валидности опросника GASA-RU в исследование были включены следующие методики:

1. Для изучения наличия интернет-зависимого поведения применялась международно принятая шкала интернет-зависимости Chen (Chen Internet Addiction Scale; CIAS) (Chen, Weng, Su, Wu, Yang, 2003), адаптированная В.Л. Малыгиным и соавт. (Малыгин, Меркурьева, Искандирова, Пахтусова, Прокофьева, 2015). Надежность и валидность инструмента недавно были подтверждены и для молодых взрослых (Трусова, Шумская, Кибитов, 2021). CIAS охватывает пять симптоматических критериев зависимого поведения: компульсивные симптомы, симптомы абстиненции, признаки толерантности, наличие психологических или соматических проблем и трудности управления временем. Опросник включает 26 утверждений, каждое из которых оценивается по 4-балльной шкале: «совсем не подходит» (1 балл), «слабо подходит» (2 балла), «частично подходит» (3 балла) и «полностью подходит» (4 балла). Общий балл CIAS от 27 до 42 расценивался как адаптивное пользование Интернетом; 43-64 баллов - неадаптивное пользование Интернетом; 65 и выше - интернет-зависимость.

2. Анализ психического здоровья проводился с применением стандартизованного скринингового опросника «Сильные стороны и трудности» (SDQ)

(Goodman, Ford, Simmons, Gatward, Meltzer, 2000), русскоязычная версия которого была ранее валидизирована Е.Р. Слободской и соавт. (Goodman, Slobodskaya, Knyazev, 2005). Опросник состоит из 25 утверждений, касающихся проблемного и социально одобряемого поведения подростка за последние 6 месяцев. Ответы оцениваются по 3-балльной шкале как «неверно», «отчасти верно» или «верно» и группируются по пяти шкалам: 1) просоциальное поведение; 2) эмоциональные симптомы; 3) проблемы с поведением; 4) гиперактивность / невнимательность; 5) проблемы со сверстниками. Каждая шкала состоит из пяти пунктов; таким образом, общая оценка генерируется суммированием соответствующих значений. На основании общей оценки SDQ психическое состояние у подростков классифицируется как нормальное (оценка 0-15), пограничное (оценка 16-19) и отклоняющееся (оценка 20-40).

Статистические методы. Основная обработка данных производилась с помощью пакета статистических программ Statistica 12.0. Статистический анализ качественных порядковых признаков проводился путем регистрации количества объектов в выборке, имеющих одинаковое значение качественной переменной, с дальнейшим подсчетом относительной частоты, или доли (%). Сравнение групп по качественному бинарному признаку проводилось с помощью критерия Pearson %2. Сравнение групп по количественному порядковым признаку проводилось с помощью критерия MannWhitney (U). Силу связи между двумя переменными определяли с помощью непараметрического коэффициента корреляции Спирмена (R). Экс-плораторный и конфирматорный факторный анализ проводился в системе статистических вычислений R, пакете lavaan, реализованном в графическом интерфейсе Jamovi (ver. 1.0.4.0). Для выявления латентной внутренней структуры русскоязычной версии опросника использовались такие критерии, как тест Бартлетта на сферичность, коэффициент адекватности факторной структуры KMO (Kaiser-Meyer-Olkin measure of sampling adequacy) и факторный анализ с вращением варимакс. Качество соответствия модели эмпирическим данным оценивалось с помощью следующих показателей: %2, корень среднеквадратичной ошибки аппроксимации (RMSEA), сравнительный индекс соответствия (CFI), индекс Такера-Льюиса (TLI).

Результаты исследования

Описательные статистики русскоязычной версии опросника Game Addiction Scale for Adolescents (GASA-RU)

Средний возраст испытуемых составил 14,5 ± 1,5 лет, соотношение мальчики / девочки 46,5/53,5%. Младшие подростки (11-14 лет) - 52,0%, старшие (15-19 лет) - 48,0%. Из протестированных 3 075 подростков 2 414 (78,5%) указали, что играли в компьютерные игры в последний месяц и полностью заполнили опросник GASA-RU. Из них 34 подростка не указали пол или возраст и были исключены из дальнейшего анализа. Таким образом, для оценки валидности была использована база данных, содержащая результа-

ты 2 380 полностью заполненных опросников. Описательные статистики по каждому из пунктов опросника GASA-RU представлены в табл. 1.

Таблица 1

Описательные статистики опросника GASA-RU (в % соответствующих ответов на каждый вопрос)

За последние 6 месяцев как часто... ? Никогда Редко Иногда Часто Очень часто Среднее значение баллов ± стандартное отклонение

1 На протяжении всего дня Вы думаете о том, чтобы поскорее поиграть в любимую компьютерную игру? 38,1 31,5 20,6 6,9 2,9 2,1 ± 1,6

2 Вы тратили на игру больше времени, чем вначале планировали? 31,7 27,9 22,7 12,8 5,0 2,3 ± 1,2

3 Вы играли, чтобы отвлечься от реальной жизни? 46,9 19,6 17,2 9,8 6,6 2,1 ± 1,3

4 Другие люди (родители, родственники, друзья) безуспешно пытались уменьшить время, проводимое Вами за компьютерными играми? 58,2 20,5 11,4 6,1 3,8 1,8 ± 1,1

5 Вы чувствуете себя неважно, если Вам не удалось поиграть в этот день? 75,3 15,9 5,4 2,1 1,4 1,4 ± 0,8

6 У Вас бывают конфликты с другими людьми (родителями, родственниками, друзьями), потому что Вы слишком много времени потратили на компьютерные игры? 68,9 19,9 6,5 3,1 1,6 1,5 ± 0,9

7 Вы нечаянно упустили другие важные для Вас дела (школьные, спортивные, любые другие), потому что играли в компьютерную игру? 70,9 18,5 7,3 2,4 1,0 1,4 ± 0,8

Из представленных в табл. 1 данных следует, что чаще всего подростки указывали на наличие потери контроля над временем во время игры (вопросы 2 и 4) и на увеличение значимости игровой деятельности в системе ценностей и увлечений (вопросы 1 и 3). При этом негативное влияние избыточной игровой активности на повседневную жизнь подростками чаще всего отрицалось (вопросы 5-7).

Общая частота скрин-положительных подростков с наличием игровой зависимости (политетическая модель - на любые 4 или более из 7 вопросов подросток ответил - «иногда», или «часто», или «очень часто») в нашей выборке составила 10,9%, что принципиально не отличается от распро-

страненности зависимости, выявленной в голландской подростковой когорте авторами вопросника (9,4% в первой выборке исследования и 9,3% во второй (Lemmens et al., 2009). При использовании монотетической модели распространенность игровой зависимости в нашей выборке составила 3,0%, что также мало отличается от выборки голландских подростков (2,3% в первой выборке исследования и 1,9% во второй (Lemmens et al., 2009). Другие популяционные исследования, использующие GASA в подростковых выборках Гонконга, Финляндии и Норвегии, также показывают близкие результаты (Mentzoni et al., 2011; Brunborg et al., 2013; Wang, Chan, Mak, Ho, Wong, Ho, 2014). Нами выявлена значительно большая частота игровой зависимости у мальчиков по сравнению с девочками (16,2 и 6,3%, соответственно, p < 0,001), что соответствует результатам большинства других исследований (Mentzoni et al., 2011; Brunborg et al., 2013; Wang et al., 2014; Yu, Mo, Zhang, Li, Lau, 2021).

Кроме того, нами выявлено преобладание частоты встречаемости зависимости в младшей возрастной группе (11-14 лет) в сравнении со старшей возрастной группой (15-19 лет) - 12,3 и 9,4% (p = 0,01) соответственно. Причем такое снижение частоты регистрируемой зависимости отмечалось как у мальчиков (с 18,3 до 14,0%, p = 0,03), так и с тенденцией у девочек (с 7,4 до 5,2%, p = 0,07). Данный факт позволяет предположить, что у значительной части младших подростков в нашей выборке чрезмерное увлечение компьютерными играми - временное явление, исчезающее в процессе взросления со смещением интересов в сторону более адаптивного использования компьютера и Интернета.

Эксплораторный факторный анализ

Предварительный анализ показал, что используемые в модели переменные подходят для проведения эксплораторного факторного анализа: тест Бартлетта на сферичность подтверждает значимую корреляцию между переменными: х2 = 11 555, df = 21, p < 0,001; коэффициент адекватности факторной структуры KMO составил 0,917, что показывает отличную адекватность выборки для проведения анализа.

Результат факторного анализа с вращением варимакс показал, что все пункты опросника GASA-RU входят в один фактор, который объясняет 31,8% общей дисперсии. Значения факторных нагрузок для отдельных вопросов составили от 0,332 для вопроса 6 до 0,759 для вопроса 2.

Внутренняя валидность и надежность русскоязычной версии опросника Game Addiction Scale for Adolescents (GASA-RU)

Результаты конфирматорного факторного анализа показывают удовлетворительное соответствие опросника GASA-RU однофакторной модели: X2 = 373 (df = 14, p < 0,001), CFI = 0,97, TLI = 0,95, RMSEA = 0,098 (90%-ный ДИ: 0,087-0,110). Таким образом, можно с определенной степенью уверенности говорить о соответствии результатов эмпирическим данным в одно-факторной модели, где фактор № 1 - зависимость от компьютерных игр.

Наши данные близки к данным оригинальной валидации опросника в голландской подростковой когорте (х2 = 594, p < 0,001; CFI = 0,90; RMSEA = 0,08) (Lemmens et al., 2009), а также валидаций французской (х2 = 69,9, p < 0,001; CFI = 0,97; RMSEA = 0,05) (Gaétan, Bonnet, Bréjard, Cury, 2014), турецкой (CFI = 0,98, RMSEA = 0,079) (Baysak et al., 2016) и норвежской (CFI = 0,905, RMSEA = 0,089) (Brunborg et al., 2013) версий опросника.

Значение стандартизированного коэффициента альфа Кронбаха для опросника GASA-RU составило 0,81, что лежит в пределах интервала, характеризующего хорошую внутреннюю согласованность теста (> 0,8). Адекватная надежность теста по показателю коэффициента альфа Кронбаха была также подтверждена разработчиками оригинального теста Game Addiction Scale for Adolescents - значения для двух выборок составили 0,86 и 0,81 (Lemmens et al., 2009). Данные других валидаций также показывают близкие результаты: турецкая версия - 0,88 (Brunborg et al., 2013), бразильская - 0,92 (Lemos, Cardoso, Sougey, 2016).

Внешняя валидность русскоязычной версии опросника Game Addiction Scale for Adolescents (GASA-RU)

Оценка конструктной валидности нового опросника должна включать также и сопоставление полученных результатов с уже известными валиди-зированными тестами, описывающими близкий психологический конструкт и / или уже известные психометрические ассоциации, например известную коморбидность.

Поскольку большинство современных компьютерных игр сопряжено с активным использованием Интернета, нами была проведена оценка сопоставимости результатов специально разработанной для подростков шкалы интернет-зависимости CIAS (Chen et al., 2003) в адаптации В.Л. Малыгина и соавт. (2015) с результатами оценки по опроснику GASA-RU. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты теста интернет-зависимости Chen (шкала CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина и соавт. (2015) у подростков с отсутствием и наличием игровой зависимости по опроснику GASA-RU (баллы; медиана, 25-75-й квартили)

Шкалы опросника интернет-зависимости Chen (CIAS) Результат тестирования на наличие игровой зависимости, опросник GASA-RU p, MannWhitney

Отрицательный (n = 2 005) Положительный (n = 325)

Шкала компульсивных симптомов 8(6-10) 11 (9-13) < 0,001

Шкала симптомов отмены 8(6-11) 12 (10-14) < 0,001

Шкала толерантности 7(5-9) 9 (7-11) < 0,001

Шкала внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем 9(8-11) 12 (10-15) < 0,001

Шкала управления временем 7(6-9) 10 (8-13) < 0,001

Общий балл CIAS 41 (34-48) 55 (47-64) < 0,001

Как следует из представленных в табл. 2 данных, общий CIAS-балл и баллы всех субшкал, характеризующих наличие интернет-зависимого поведения, были статистически значимо выше у подростков с положительными результатами опросника GASA-RU. Кроме того, нами установлена высокая корреляция общего количества положительных ответов опросника GASA-RU и общего CIAS-балла (коэффициент корреляции Спирмена R = 0,48, p < 0,01). Таким образом, опросник выявления игровой зависимости GASA-RU показывает очень высокую степень согласованности с вали-дизированным опросником выявления интернет-зависимости CIAS, что свидетельствует о фиксации обоими опросниками близкого психологического конструкта.

Большим количеством исследований убедительно показана выраженная коморбидность ИЗ, частным случаем которой является зависимость от online компьютерных игр, с широким спектром психопатологических состояний (Weinstein, Lejoyeux, 2010; Gonzalez-Bueso et al., 2018). Так, в метаанализе R. Ho и соавт. (2014) продемонстрирована коморбидность ИЗ с депрессией (отношение шансов (ОШ) = 2,77, ДИ = 2,04-3,75), тревожными расстройствами (ОШ = 2,70, ДИ = 1,46-4,97), синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ; ОШ = 2,85, ДИ = 2,15-3,77). V. Carli и соавт. (2013) в своем систематическом обзоре показали, что наибольшую связь с ИЗ имеют депрессивное расстройство и СДВГ, меньшую, но значимую связь обнаруживают также тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, социальная фобия и агрессивное поведение. Такие же выводы были сделаны и в недавнем систематическом обзоре V. Gonzalez-Bueso и соавт. (2018). Исследование T. Durkee и соавт. (2016), включавшее репрезентативную выборку 11 356 подростков из 11 европейских стран, убедительно показало ассоциацию ИЗ с самоповреждающим и суицидальным поведением, так же как и с депрессией и тревожностью. Такие же ассоциации были выявлены в исследовании Q. Jiang и соавт. (2018).

В этой связи наша гипотеза в рамках проверки внешней валидности опросника GASA-RU состояла в вероятном наличии у обследованных подростков ассоциации зависимости от компьютерных игр с разнообразными психологическими проблемами. С целью проверки этой гипотезы нами проведен анализ результатов опросника «Сильные стороны и трудности» (Strengths and Difficulties Questionnaire; SDQ), разработанного профессором R. Goodman в качестве краткого и надежного скринингового теста для детекции и классификации психопатологических и психосоциальных проблем у подростков (Goodman et al., 2000). В России опросник SDQ был впервые адаптирован и валидизирован профессором Е.Р. Слободской на выборке новосибирских школьников; результаты валидизации подтвердили его высокую информативность и клиническую значимость (Goodman et al., 2005). Данные результатов тестирования по опроснику «Сильные стороны и трудности» (SDQ) в адаптации Е.Р. Слободской у подростков с отсутствием и наличием игровой зависимости, зафиксированными опросником GASA-RU, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты опросника «Сильные стороны и трудности» (SDQ) в адаптации Е.Р. Слободской у подростков с отсутствием и наличием игровой зависимости по опроснику GASA-RU (баллы; медиана, 25-75-й квартили)

Шкалы опросника «Сильные стороны и трудности» (SDQ) Результат тестирования на наличие игровой зависимости, опросник GASA-RU P, MannWhitney

Отрицательный (n = 2 711) Положительный (n = 331)

Эмоциональные проблемы 3(1-5) 4 (2-6) < 0,001

Проблемы с поведением 2(1-3) 3 (2-4) < 0,001

Гиперактивность 3 (2-4) 4 (3--6) < 0,001

Проблемы со сверстниками 2(1-4) 3 (2-5) < 0,001

Просоциальное поведение 7 (6-9) 7(5-8) < 0,001

Общее число проблем 11 (7-14) 14 (10-18) < 0,001

Как следует из представленных в табл. 3 данных, нами зафиксирована ассоциация наличия зависимости от компьютерных игр с широким спектром психологических проблем. Таким образом, проведенный анализ подтверждает высказанную нами гипотезу об ассоциации зависимости от компьютерных игр, фиксируемой опросником GASA-RU, с психосоциальными проблемами подростков.

Тест-ретестовая надежность русскоязычной версии вопросника Game Addiction Scale for Adolescents (GASA-RU)

Проверка надежности опросника GASA-RU проведена также с помощью процедуры тест-ретеста. Интервал между двумя замерами составил 6 месяцев. В исследовании приняли участие 63 подростка (22 мальчика и 41 девочка). Средний возраст испытуемых 14,7 лет. Статистический анализ показал высокую согласованность результатов теста и ретеста: коэффициент корреляции Спирмена (R) между суммами баллов двух замеров вопросника GASA-RU составил 0,56, p < 0,001.

Обсуждение результатов

Адаптированная нами русскоязычная версия разработанного для подростков опросника зависимости от компьютерных игр GASA-RU обладает достаточными информативностью, надежностью, внутренней и внешней валидностью. Описательные статистики показывают, что подростки не испытывали трудностей с пониманием вопросов и заполнением опросного листа, результаты конфирматорного факторного анализа подтверждают его однофакторную структуру, высокое значение показателя альфа Кронбаха показывает достаточную внутреннюю согласованность и надежность. Внешняя валидность опросника GASA-RU подтверждается установленными ассоциациями с результатами шкалы интернет-зависимости Chen (CIAS) и опросника «Сильные стороны и трудности» (SDQ). Тест-ретестовая надежность при замере с интервалом 6 месяцев также показала приемлемые

результаты: коэффициент корреляции Спирмена между суммами баллов двух замеров составил 0,656, p < 0,05. Психометрические характеристики опросника GASA-RU принципиально не отличаются от таковых, полученных авторами оригинальной версии и многочисленных национальных валидиза-ций. Достигнутые результаты свидетельствуют о достаточной валидности протестированной методики выявления игровой зависимости и возможности ее применения в российской подростковой популяции.

Общая распространенность выявленной с помощью опросника GASA-RU игровой зависимости среди подростков 11-19 лет г. Красноярска составила 10,9%, что принципиально не отличается от распространенности, выявленной в голландской подростковой когорте авторами оригинального опросника Game Addiction Scale for Adolescents (9,3-9,4%). Нами установлена большая частота встречаемости зависимости от компьютерных игр у мальчиков по сравнению с девочками (p < 0,001) и у подростков до 14 лет в сравнении с подростками 15-19 лет (p = 0,01).

Авторы надеются, что представленная русскоязычная версия опросника зависимости от online компьютерных игр Game Addiction Scale for Adolescents будет востребована среди широкого круга специалистов - педиатров, детских психологов, психиатров в учреждениях образовательного, медицинского и научного профилей деятельности.

Литература

Малыгин, В. Л., Меркурьева, Ю. А., Искандирова, А. Б., Пахтусова, Е. Е., Прокофьева, А. В. (2015). Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением. Медицинская психология в России, 33(4), 9. URL: http://mprj.ru/ archiv_global/2015_4_33/nomer02.php Петров, А. A., Черняк, Н. Б. (2019). Валидизация русскоязычной версии опросника Internet Gaming Disorder-20 Test. Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 102(1), 7178. doi: 1Q.26617/181Q-3111 -2019-1(102)-71-78 Трусова, А. В., Шумская, Д. С., Кибитов, А. О. (2021). Психометрические свойства и валидизация русскоязычной версии Шкалы интернет-зависимости CIAS в выборке молодых взрослых. Вопросы наркологии, 202(7), 34-54. doi: 10.47877/0234-0623_2021_07_34

Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.

Поступила в редакцию 30.04.2024 г.; принята 08.07.2024 г.

Терещенко Сергей Юрьевич - заведующий клиническим отделением соматического и психического здоровья детей Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера - обособленного подразделения ФИЦ КНЦ СО РАН, доктор медицинских наук, профессор. E-mail: [email protected]

Горбачева Нина Николаевна - старший научный сотрудник соматического и психического здоровья детей Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера - обособленного подразделения ФИЦ КНЦ СО РАН. E-mail: [email protected]

For citation: Tereshchenko, S. Y., Gorbacheva, N. N. (2024). Validation of the Russian-Language Version of the Adolescent Computer Games Addiction Assessment Questionnaire (Game Addiction Scale for Adolescents). Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 93, 22-36. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/93/2

Validation of the Russian-Language Version of the Adolescent Computer Games Addiction Assessment Questionnaire (Game Addiction Scale

for Adolescents)

S.Y. Tereshchenko1, N.N. Gorbacheva1

1 Research Institute for Medical Problems in the North, RIMPN, 3g, Partizana Zheleznyaka Str., Krasnoyarsk, 660022, Russian Federation

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

With the rapid growth of the video game industry and the increasing availability of online gaming worldwide, problematic gaming behaviors are on the rise, with significant psychosocial and somatic consequences. The aim of this study was to translate and validate the Russian version of the Game Addiction Scale for Adolescents (GASA), a brief 7-item psychometric instrument to identify addiction to computer games in adolescents. Methods. The GASA questionnaire was translated into Russian and tested on a sample of 2380 adolescents ages 1119 from schools in Krasnoyarsk. Internal consistency, factor structure, and concurrent validity of the GASA-RU were examined using exploratory factor analysis, confirmatory factor analysis, and relationships with the Chen Internet Addiction Scale (CIAS) and the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ). Retest reliability at 6-month intervals was also assessed. Results. The GASA-RU questionnaire demonstrated good internal consistency (Cronbach's alpha = 0.81) and retest reliability (Spearman correlation coefficient = 0.56; p<0.001). Confirmatory factor analysis confirmed the single-factor structure of the questionnaire, consistent with its theoretical model: %2 - 373 (df=14; p<0.001), CFI = 0.97, TLI = 0.95, RMSEA = 0.098 (90% CI: 0.087-0.110). Significant positive correlations were found between the scores of the GASA-RU and CIAS questionnaires and the different subscales of the SDQ questionnaire, indicating good external validity. The prevalence of game addiction was 10.9% (16.2% among boys and 6.3% among girls). Conclusion. The Russian-language version of the GASA questionnaire demonstrated adequate reliability and validity comparable to the original scale. The GASA-RU questionnaire appears to be a useful brief screening tool to assess the risk of computer game addiction in different populations of Russian-speaking adolescents.

Keywords: computer games addiction; Internet addiction; adolescents; questionnaire; validation; psychometric properties

References

André, F., Munck, I., Hâkansson, A., & Claesdotter-Knutsson, E. (2022). Game Addiction Scale for Adolescents-Psychometric Analyses of Gaming Behavior, Gender Differences and ADHD. Frontiers in Psychiatry, 13, 791254. doi: 10.3389/fpsyt.2022.791254 Baysak, E., Kaya, F. D., Dalgar, I., & Candansayar, S. (2016). Online game addiction in a sample from Turkey: Development and validation of the Turkish version of game addiction scale. Klinik Psikofarmakoloji Bulteni-Bulletin of Clinical Psychopharmacology, 26(1), 21-31. doi: 10.5455/bcp.20150502073016 Brunborg, G. S., Mentzoni, R. A., Melkevik, O. R., Torsheim, T., Samdal, O., Hetland, J., ... Palleson, S. (2013). Gaming addiction, gaming engagement, and psychological health

complaints among Norwegian adolescents. Media psychology, 16(1), 115-128. doi: 10.1080/15213269.2012.756374 Carli, V., Durkee, T., Wasserman, D., Hadlaczky, G., Despalins, R., Kramarz, E., ... Kaess, M. (2013). The association between pathological internet use and comorbid psychopathology: a systematic review. Psychopathology, 46(1), 1-13. doi: 10.1159/000337971 Chen, S.-H., Weng, L.-J., Su, Y.-J., Wu, H.-M., & Yang, P.-F. (2003). Development of a Chinese Internet Addiction Scale and Its Psychometric Study. Chinese Journal of Psychology, 45(3), 279-294. doi: 10.1037/t44491-000 Durkee, T., Carli, V., Floderus, B., Wasserman, C., Sarchiapone, M., Apter, A., ... Wasserman, D. (2016). Pathological Internet Use and Risk-Behaviors among European Adolescents. International Journal of Environmental Research and Public Health, 13(3), 294. doi: 10.3390/ijerph13030294 Fam, J. Y. (2018). Prevalence of internet gaming disorder in adolescents: A meta-analysis across three decades. Scandinavian Journal of Psychology, 59(5), 524-531. doi: 10.1111/sjop. 12459

Fineberg, N. A., Menchón, J. M., Hall, N., Dell'Osso, B., Brand, M., Potenza, M. N., ... Zohar, J. (2022). Advances in problematic usage of the internet research - A narrative review by experts from the European network for problematic usage of the internet. Comprehensive Psychiatry, 118, 152346. doi: 10.1016/j.comppsych.2022.152346 Finserás, T. R., Pallesen, S., Mentzoni, R. A., Krossbakken, E., King, D. L., & Molde, H. (2019). Evaluating an Internet Gaming Disorder Scale Using Mokken Scaling Analysis. Frontiers in Psychology,, 10, 911. doi: 10.3389/fpsyg.2019.00911 Gaetan, S., Bonnet, A., Bréjard, V., & Cury, F. (2014). French validation of the 7-item Game Addiction Scale for adolescents. European Review of Applied Psychology, 64(4), 161168. doi: 10.1016/j.erap.2014.04.004 González-Bueso, V., Santamaría, J. J., Fernández, D., Merino, L., Montero, E., Jiménez-Murcia, S., ... Ribas, J. (2018). Internet Gaming Disorder in Adolescents: Personality, Psychopathology and Evaluation of a Psychological Intervention Combined With Parent Psychoeducation. Frontiers in Psychology, 9, 787. doi: 10.3389/fpsyg.2018.00787 Goodman, R., Ford, T., Simmons, H., Gatward, R., & Meltzer, H. (2000). Using the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ) to screen for child psychiatric disorders in a community sample. The British Journal of Psychiatry, 177, 534-539. doi: 10.1192/bjp.177.6.534 Goodman, R., Slobodskaya, H., & Knyazev, G. (2005). Russian child mental health - a cross-sectional study of prevalence and risk factors. European Child & Adolescent Psychiatry, 14(1), 28-33. doi: 10.1007/s00787-005-0420-8 Griffiths, M. (1999). Internet addiction: Fact or fiction? The Psychologist, 12(5), 246-250. Gupta, K., Kumar, C., Deshpande, A., Mittal, A., Chopade, P., & Raut, R. (2024). Internet gaming addiction - a bibliometric review. Information Discovery and Delivery, 52(1), 6272. doi: 10.1108/IDD-10-2022-0101 Ho, R. C., Zhang, M. W. B., Tsang, T. Y., Toh, A. H., Pan, F., Lu, Y., ... Mak, K.-K. (2014). The association between internet addiction and psychiatric co-morbidity: a meta-analysis. BMC Psychiatry, 14(1), 183. doi: 10.1186/1471-244X-14-183 Jiang, Q., Huang, X., & Tao, R. (2018). Examining Factors Influencing Internet Addiction and Adolescent Risk Behaviors Among Excessive Internet Users. Health Communication, 33(12), 1434-1444. doi: 10.1080/10410236.2017.1358241 Kaess, M., Klar, J., Kindler, J., Parzer, P., Brunner, R., Carli, V., ... Wasserman, D. (2021). Excessive and pathological Internet use - Risk-behavior or psychopathology? Addictive Behaviors, 123, 107045. doi: 10.1016/j.addbeh.2021.107045 Kakul, F., & Javed, S. (2023). Internet Gaming Disorder: An Interplay of Cognitive Psychopathology. Asian Journal of Social Health and Behavior, 6, 36-45. doi: 10.4103/shb.shb_209_22 King, D. L., Chamberlain, S. R., Carragher, N., Billieux, J., Stein, D., Mueller, K., ... Delfabbro, P. H. (2020). Screening and assessment tools for gaming disorder:

A comprehensive systematic review. Clinical Psychology Review, 77, 101831. doi: 10.1016/j.cpr.2020.101831 Kuss, D. J., & Griffiths, M. D. (2011). Online social networking and addiction - a review of the psychological literature. International Journal of Environmental Research and Public Health, 8(9), 3528-3552. doi: 10.3390/ijerph8093528 Lee, C., & Kim, O. (2017). Predictors of online game addiction among Korean adolescents.

Addiction Research & Theory, 25, 58-66. doi: 10.1080/16066359.2016.1198474 Lemmens, J. S., Valkenburg, P. M., & Peter, J. (2009). Development and validation of a game addiction scale for adolescents. Media Psychology, 12(1), 77-95. doi: 10.1080/1521326 0802669458

Lemos, I. L., Cardoso, A., & Sougey, E. B. (2016). Validity and reliability assessment of the Brazilian version of the game addiction scale (GAS). Comprehensive Psychiatry, 67, 1925. doi: 10.1016/j.comppsych.2016.01.014 Malygin, V. L., Merkurieva, Yu. A., Iskandirova, A. B., Pakhtusova, E. E., & Prokofieva, A. V. (2015). Osobennosti tsennostnykh orientatsiy u podrostkov s internet-zavisimym povedeniem [Value orientations in adolescents with Internet addictive behavior]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii, 33(4), Art. 9. http://mprj.ru/archiv_global/2015_4_33/nomer02.php Mentzoni, R. A., Brunborg, G. S., Molde, H., Myrseth, H., Skouverae, K. J., Hetland, J., & Pallesen, S. (2011). Problematic video game use: estimated prevalence and associations with mental and physical health. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 14(10), 591-596. doi: 10.1089/cyber.2010.0260 Mihara, S., & Higuchi, S. (2017). Cross-sectional and longitudinal epidemiological studies of Internet gaming disorder: A systematic review of the literature. Psychiatry and Clinical Neurosciences, 71(7), 425-444. doi: 10.1111/pcn.12532 Monacis, L., Palo, V., Griffiths, M. D., & Sinatra, M. (2016). Validation of the Internet Gaming Disorder Scale - Short-Form (IGDS9-SF) in an Italian-speaking sample. Journal of Behavioral Addictions, 5(4), 683-690. doi: 10.1556/2006.5.2016.083 Oreilly, M. (1996). Internet addiction: a new disorder enters the medical lexicon. Canadian

Medical Association Journal, 154(12), 1882-1883. Petrov, A. A., & Chernyak, N. B. (2019). Validizatsiya russkoyazychnoy versii oprosnika Internet Gaming Disorder-20 Test [Validation of the Russian-language version of the Internet Gaming Disorder-20 Test questionnaire]. Sibirskiy vestnikpsikhiatrii i narkologii, 102(1), 71-78. doi: 10.26617/1810-3111-2019-1(102)-71 -78 Pontes, H. M., Kirâly, O., Demetrovics, Z., & Griffiths, M. D. (2014). The conceptualisation and measurement of DSM-5 Internet Gaming Disorder: the development of the IGD-20 Test. PLoS One, 9(10), e110137. doi: 10.1371/journal.pone.0110137 Sachdeva, A., & Verma, R. (2015). Internet Gaming Addiction: A Technological Hazard. International Journal of High Risk Behaviors and Addiction, 4(4), e26359. doi: 10.5812/ijhrba.26359

Tereshchenko, S., Kasparov, E., Smolnikova, M., Shubina, M., Gorbacheva, N., & Moskalenko, O. (2021). Internet Addiction and Sleep Problems among Russian Adolescents: A Field School-Based Study. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(19). doi: 10.3390/ijerph181910397 Tereshchenko, S., Kasparov, E., Semenova, N., Shubina, M., Gorbacheva, N., Novitckii, I., ... Lapteva, L. (2022). Generalized and Specific Problematic Internet Use in Central Siberia Adolescents: A School-Based Study of Prevalence, Age&ndash;Sex Depending Content Structure, and Comorbidity with Psychosocial Problems. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(13), 7593. doi: 1660-4601/19/13/7593 Trusova, A. V., Shumskaya, D. S., & Kibitov, A. O. (2021). Psikhometricheskie svoystva i validizatsiya russkoyazychnoy versii Shkaly internet-zavisimosti CIAS v vyborke molodykh vzroslykh [Psychometric properties and validation of the Russian-language version of the CIAS Internet Addiction Scale in a sample of young adults]. Voprosy narkologii, 202(7), 34-54. doi: 10.47877/0234-0623_2021_07_34

Wang, C. W., Chan, C. L., Mak, K. K., Ho, S. Y., Wong, P. W., & Ho, R. T. (2014). Prevalence and correlates of video and internet gaming addiction among Hong Kong adolescents: a pilot study. Scientific World Journal, 874648. doi: 10.1155/2014/874648 Weinstein, A., & Lejoyeux, M. (2010). Internet addiction or excessive internet use. American

Journal of Drug and Alcohol Abuse, 36(5), 277-283. doi: 10.3109/00952990.2010.491880 Young, K. S. (1996). Psychology of computer use: XL. Addictive use of the Internet: a case that breaks the stereotype. Psychological Reports, 79(3, Pt. 1), 899-902. doi: 10.2466/pr0.1996.79.3.899 Yu, Y., Mo, P. K. H., Zhang, J., Li, J., & Lau, J. T. F. (2021). Why is Internet gaming disorder more prevalent among Chinese male than female adolescents? The role of cognitive mediators. Addictive Behaviors, 112, 106637. doi: 10.1016/j.addbeh.2020.106637

Received 30.04.2024; Accepted 08.07.2024

Sergey Yu. Tereshchenko - Head of the Clinical Department of Somatic and Mental Health of Children, Research Institute of Medical Problems of the North - a separate division of the Federal Research Center KSC SB RAS, D. Sc. (Med.), Professor. E-mail: [email protected]

Nina N. Gorbacheva - Senior Researcher of Somatic and Mental Health of Children, Research Institute of Medical Problems of the North - a separate division of the Federal Research Center KSC SB RAS. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.