УДК 784.1 (470)
ББК 85.314 (2)
Цуканова Марина Вениаминовна
доцент
кафедра истории и теории музыки Академия хорового искусства им. В.С. Попова
г. Москва
Tsukanova Marina Veniaminovna Assistant Professor СИап- History and Theory of Music Academy of the Choral Art named after V.S. Popov
Moscow
Валерий Кикта и Виктор Попов: поэтика хоровых жанров и их интерпретация Valery Kikta and Victor Popov:
Poetics of Choral Genres and Their Interpretation
Поэтика музыки - наша научная проблема. Изучение музыкального языка композитора В. Кикты, заслуженного деятеля искусств России и Украины, профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и его интерпретация великим дирижером В. Поповым, - наша актуальная задача. Обращаясь к проблемам индивидуального стиля знаменитых музыкантов современности, автор рассматривает вопросы эстетики хорового искусства и музыкального образования. Статья посвящена 75-летию со дня рождения народного артиста России, лауреата Государственных премий профессора В. Попова, основателя Академии хорового искусства.
Music poetics is our scientific problem. Studying the musical language of such composer as V. Kik^, the Honored Art Worker of Russia and Ukraine, professor of Moscow State Conservatory named after P.I. Tchaikovsky and its interpretation by the great conductor V. Popov is our topical problem. Addressing the problems of the individual style of the well-known musicians of nowadays, the author considers the questions of the choral art aesthetics and musical education. The article is devoted to the 75th anniversary of the National Artist of Russia, the winner of the State Awards, of the professor V. Popov, the founder of the Choral Art Academy.
Ключевые слова: эстетика хорового искусства, музыкальное образование, наследие и современность, поэтика и интерпретация, художественное время/пространство, идеал творческой личности, духовность.
Key words: aesthetics of choral art, musical education, heritage and modern times, poetics and interpretation, art time and space, ideal of a creative person, spirituality.
Гений творит из глубины национального
духовного опыта, творит, а не заимствует и не подражает.
И.А. Ильин
Со-творчество В.Г. Кикты и В. С.Попова, выросшее и расцветшее в условиях свешниковской школы, - это художественная интерпретация музыки разных эпох, стилей и жанров. В чем близость творческих позиций этих мастеров? Какова роль композитора, В.Г. Кикты, в развитии хоровой отечественной культуры? Каково значение дирижера, В.С. Попова, в исполнении его хоровых сочинений? Эти вопросы, требующие углубленного рассмотрения, здесь будут обозначены как важное направление деятельности обоих мастеров.
«Хоровое пение России - это очень древняя и важная традиция, с учетом нашей исторической сути. Для русского человека коллективное пение - это и глубочайшая потребность», - писал В.С. Попов. «Не надо забывать: какие бы события не происходили в России на протяжении истории, многие века существовали Придворная певческая капелла в Петербурге, Синодальный хор и Синодальное училище церковного пения в Москве»[8, с. 36-37].
Современные задачи искусства, по мысли музыканта, определяются основными, глубинными истоками: «Вот если бы мы обновлялись с умом, воспринимая лучшее и сообразуя все новое с нашей культурой, с нашими корнями.... А корни наши - в духовной музыке и в народной песне. Но кто создавал народную песню? Талантливые люди. Потом их стали называть композиторами. И эти композиторы, их творчество - наша гордость!»[8, с. 37]
В исполнительской традиции, заложенной Мастером, хоровые сочинения современных российских композиторов занимают одно из важнейших мест. Отметим некоторые важные вехи дирижерской деятельности В.С. Попова и концертной жизни Московского хорового училища в 1970-80-е годы. Хор мальчиков часто исполнял сочинения первых выпускников училища - А. Флярковского, Р. Бойко, Р. Щедрина и Вл. Агафонникова, Э. Артемьева. Год 1983-й был ознаменован началом концертов к памятным и юбилейным датам, тогда состоялся концерт памяти А. Юрлова (к 10-летию со дня смерти). С этого времени обязательным концертным приношением отмечались юбилейные и творческие события: 50-летие Московского Государственного училища им. Свешникова, 70-летие В. Рубина, 60-летия В. Попова, В. Агафонникова и Р. Бойко, 60-летие Гос. Оркестра п\у Е. Светланова.
В.С. Попов, строя репертуарную стратегию, всегда мыслил концептуально. Он часто говорил об исполнении произведений своих современников, и, особенно, выпускников училища, как об одной из важных задач репертуара. Вот что об этом пишет В.Г. Кикта: «Вокруг АХИ сформировалась отечественная хоровая композиторская школа. В ее круг вошли: Т. Корганов, В. Рубин, Р. Бойко, А. Флярковский, Р. Щедрин, В. Агафонников, Э. Артемьев, В. Григо-ренко, Г. Дмитриев, А. Киселев, В. Ульянич и многие другие авторы, доверившие хору Академии первые исполнения своих произведений»[6, с. 1]. Эти авторы «вросли в традицию», многие из них впитали ее с детства. Они проявляют себя во многих жанрах, но особо чутко воспринимают и любят хоровую музыку.
Какой творческий импульс ощутил Виктор Сергеевич в сочинениях своего младшего коллеги? Что позволило в 1995 году осуществить премьеру «Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста» В.Г. Кикты вслед за исполнением Литургии П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова? Почему список современных аналогов жанра открывает именно цикл В.Г. Кикты? (Напомним, что после этого сочинения были исполнены Литургии В.Г. Агафонникова и А.И. Киселева).
В художественном мире В.Г. Кикты и В.С. Попова много общего. Творчество каждого из них - живое, одухотворенное, привлекающее слушателей искренностью и яркостью мировосприятия. Самобытность их творчества, неразрывно связанного с историей России - в ее эпохальных и художественнокультурных вехах. Художественная манера каждого из них стала подлинным и глубоким проявлением современного эстетического сознания.
«Отправной точкой» в творческом союзе В.Г. Кикты и В.С. Попова стал «Пушкинский диптих» (1980), посвященный памяти А.С. Пушкина, и включающий два мужских хора a cappella: «Как за церковью, за немецкою» и «Зимняя колыбельная» (вокализ). Гений поэта вдохновляет В.Г. Кикту на всем его творческом пути. Это трепетное отношение к А.С. Пушкину, «чей светлый дух незримо присутствует здесь своим сиянием», можно выразить словами И.А. Ильина: «Все, что он создал прекрасного, вошло в самую сущность русской ду-
ттти... Его творения стали лучшей школой русского художества и русского духа» [4, с. 37].
Попова-исполнителя неоднократно привлекали такие яркие и своеобразные сочинения, как хоры «Как за церковью, за немецкою», «Зимняя колыбельная», «Великопостная молитва». Эти многоплановые и многозначные опусы, «раздвигающие» границы жанра, образуют, по сути, полисемантические драматические «действа». Сочинения, исполненные подлинного лиризма, чрезвычайно показательны для авторского стиля: они насыщены драматургическим развитием и, что важно, создают эффект «хорового театра».
Впервые исполнив «Пушкинский диптих» в 1988 году, В.С. Попов многократно к нему возвращался. Хоровой цикл и ныне присутствует в репертуаре. (Любовь к этим хорам В.С. Попов передал и своему художественному преемнику, нынешнему главному дирижеру Академии хорового искусства А.К. Петрову.)
Художественное сознание двух музыкантов - это сознание духовное. Творчество обоих мастеров связано как с искусством прошедших эпох, так и с современностью. Московское хоровое училище, наследующее традиции Синодального училища церковного пения, сформировало в своих воспитанниках явно выраженное духовное мировоззрение. Оба мастера являются мудрыми и верными последователями многовековых традиций Московской школы, воспринятой ими от педагогов-синодалов - Н.И. Демьянова, А.А. Сергеева и
А.Ф. Гребнева, - приглашенных в МХУ в 1944 году А.В. Свешниковым.
Неразрывная связь живого эстетического и духовно-исторического опыта проявляется на всех этапах их творческого пути. В творчестве В. Кикты воплощение историко-христианской тематики началось в 1970-х годах.
Панорамный обзор творчества - крупных произведений различных жанров и произведений малых хоровых форм - выявляет главную его тему: «История Руси». Взгляд композитора простирается от великого князя Владимира к особо значимым историческим фигурам: преп. Сергию Радонежскому (XIV в.), св. Дмитрию Ростовскому (XVII-XVIII вв.) и преп. Серафиму Саровскому (XVIII-
XIX вв.). От X века к веку XX выткана символическая нить от великой княгини Ольги к великой княжне Ольге Романовой1.
Характерной чертой стиля являются неординарные микстовые жанровые формы, в которых хоровые эпизоды становятся драматургическим и идейным центром, а «хоровой генезис» явственно обозначается во многих инструментальных темах. В целом, «картина исторической всеохватности» составляет сознательно реализованную художественную систему. Отметим, что важной гранью историзма В.Г. Кикты становится концепт «Память культуры», одухотворяющий современные творения.
С 1989 года наступает главный этап в творческом пути дирижера-просветителя - восхождение к русским сочинениям духовной тематики. Согласно репертуарным спискам, В.С. Поповым постоянно исполняется «Литургия св. Иоанна Златоуста» П.И. Чайковского соч. 41 и С.В. Рахманинова соч. 31, с 1990 года - «Всенощное бдение» соч. 37. В это же время были исполнены: «Тобольская Литургия» А.А. Алябьева и «Литургия по напеву КиевоПечерской Лавры» в переложении А.Д. Малашкина.
Эта особая позиция отразилась в обращении к новейшим сочинениям данной тематики: в 1991 году прозвучало «Всенощное бдение» Г.П. Дмитриева и литургическое песнопение «Светлое воскресение» В.И. Рубина. Следующей знаменательной творческой страницей стала «Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста» (памяти великого певчего Ивана Козловского, 1994) В.Г. Кикты. «В наше скорбное и неустроенное время Валерий Кикта сумел, «трезвясь телом и духом», создать светлое и одухотворенное произведение, сумел связать слово и звуки в уникальном духовно-музыкальном образе», - так оценивает стиль произведения Н.С. Гуляницкая [1, с. 270-271].
История возникновения этого сугубо церковного сочинения такова: «Мне хотелось написать искреннее, сердечное произведение памяти Ивана Семеновича Козловского.. Но не как знаменитого солиста Большого театра, а как ве-
1 Оратория «Княгиня Ольга» (1970) - «Молитва» для смешанного хора a cappella на стихи великой княжны Ольги Романовой «Христос-Спаситель, помоги» (1990).
ликого певчего. Это было важнее всего» [2, с. 209]. Для данного стиля характерно обращение к высокому духовному жанру не с позиций профессиональной задачи, а как дани человеческому гению и историко-национальной традиции.
Первый антифон «Благослови. Душе моя, Господа» вначале имеет минорное ладовое наклонение, которое может вызвать у слушателя некоторое недоумение. Композитор, и вслед за ним дирижер, словно извлекает звучание из небытия забвения, воссоздает образ, удаленный из сердца, из исторической памяти. Роль хора мальчиков, его неповторимый тембр - холодноватый, серебристый - замечателен. Антифон парит, возрождается, ангельски привносится в нашу повседневную жизнь, в наши души. Божественная окрыленность творчества - вот главное качество, объединяющее двух Мастеров.
В последующих разделах Литургии «разлив» молитвенного пения постепенно усиливается. Исконно русским «длением», сугубо молитвенным - владеет как композитор, так и дирижер. Беспредельность сакрального времени и пространства «Божественной Литургии» находит свое блистательное воплощение в интерпретации В.С. Попова.
Значительное место в ней занимают победно-торжествующие песнопения. Так, «Аллилуйя», написанная на напев Киево-Печерской Лавры, почти скандируется. (В стилистической точности этого образа, прочитанного как динамически шествующий, убеждаешься, услышав подобный же строй монашеского пения в современной Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре.) Прикоснемся к особой и сложной исследовательской задаче: сравнению исполнительских стилей пения Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лавры. Сопоставим звуковой энергетический почерк В.С. Попова с иными индивидуальными творческими манерами современных хормейстеров и регентов.
Гипотетически предположим, что оптимистичный и действенный стиль «школы Попова» восходит, скорее, к яркой звуковой картине южнорусской и византийской, нежели к более сдержанной и весомой северорусской манере. Дирижер достигает предела, отдаляя звуковые полюса. В их крайних смысловых точках - сокровенная тишина молитвы и звенящее ликование славословия.
Евхаристический канон у Попова-Кикты - безграничный, словно остановленный во времени. Этот раздел Литургии зримо «отделён» от соседних частей (может быть, более чем в «обиходных» службах). В XVI части «Милость мира» хормейстер как будто совсем «снимает» метр - это движение в бесконечность -особенно в окончании на возгласе: «Троице Единосущней и Нераздельней». Интерпретации Попова создают индивидуальное время сочинений, подчиняя их новой архитектонике. (Эта тема может стать специальной областью изучения данной исполнительской стилистики - так же, как исполнение мастером жанра херувимских песен.)
Хормейстер вкладывал в понятие «профессионализм» в хоровом искусстве его свешниковское понимание, подчеркивая, что не только владение ремеслом, но «вдохновение, благодаря которому сам руководитель, дирижер должен окрылить артистов, чтобы воспроизвести художественное творение, раскрыть художественный образ» [9, с. 258-259]. Он вспоминал: «Обостренное внимание к слову и звуку всегда отличало школу Свешникова. Учитель любил Слово. Особое внимание Учитель уделял раздольности и широте звучания. Он добился такой плотности, сочности и красочности исполнения, что хор зазвучал, как настоящий орган! Необычайных эффектов Свешников достигал и в работе с хором мальчиков» [Там же]. Эстетические принципы своего учителя продолжают воплощать его последователи.
Мотив «ангельского гласа» - это один из излюбленных во многих хоровых жанрах; это один из драматургически значимых, если не сказать ведущих, выразительных приемов, исполняемых хором мальчиков. Это мотив легчайшего ангельского парения, воздушно-таинственное звучание которого, придает образам особую небесную прозрачность. В Литургии композитор добивается возвышенности и бестелесности звучания во многих разделах чинопоследования благодаря тембру дискантов. Особенно это проявляется в XI части, «Иже херувимы», и в центральной части Евхаристического канона - «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (ХVII), «Тебе поем» (XVIII), как и в «Достойно есть» (XIX) (при этом специально подчеркивается роль хора мальчиков в смешанном составе исполнителей).
Добавим, что «ангельская песнь» неоднократно звучит не только в Божественной Литургии, но и в малых хоровых формах. В таких сочинениях, как «Хоральная прелюдия» и «Ночь роняет звезды», - партия поручается soprano solo. В Божественной Литургии дирижер добивается создания бесплотных «ангельских звучаний» - это исключительная черта исполнительского стиля В.С. Попова.
Музыкант запечатлевал пространственно-временные образы действенно и трепетно. Как никто из современных дирижеров, мастер владел даром подчинения музыкального времени своей творческой созидающей воле, своему истинно русскому, духовному слышанию.
По инициативе дирижера в апреле 2003 года в Рахманиновском зале Московской Консерватории состоялся концерт, посвященный 40-летию творческой деятельности В.Г. Кикты «Ночь роняет звёзды.». В.С. Попов-режиссер свободно воссоздал жанровую панораму творчества композитора. Программа отнюдь не следовала обычной репертуарной схеме, согласно которой, духовные сочинения исполняются в первом отделении, а фольклорные, жанровые и лирические - во втором. Был создан особенный образец творческого вечера, показавшего разные грани авторского стиля Кикты во всей их целостности.
Художественное видение Попова продемонстрировало широту и прозорливость. Исполнив произведения для хора разных лет, он соподчинил «художественное время и художественное пространство» сочинений различной тематики и стилистики, одновременно выстроив «духовную вертикаль концерта». Возвышенно-лирическая и трогательная поэма «Ночь роняет звезды» (на стихи
В. Татаринова) стала Прологом и Эпилогом программы:
Край родной, Россия,
Неба высота.
Там, за синей синью Светлый лик Христа.
Экспозиционный зачин эпического сказа «Сокол и вороны» - метафоричен. Борьбу благородного Сокола с не всегда достойным окружением можно
соотнести с судьбой творческой личности. Этот хор в концерте открыл ряд премьерных исполнений, которые соседствовали с проверенными временем сочинениями - такими, как: «Пушкинский диптих», «Великопостная молитва», «Весенний кант», «Тульские песни», «Улетают журавли». Драматичный «хоровой театр», динамичные и колоритные народные картины, доверительные и чарующие лирические образы, - все нашло свое место в этом концертном посвящении композитору.
Создается впечатление, что обращение к простым жанровым формам, вероятно, означает для автора «припадание» ко многим проявлением русского народного духа, проникновение в ее глубину и суть. Оно похоже на непосредственное общение с народом. «Возвратное» движение к псальмам, колядкам и песням, вероятно, имеет для него тот же смысл, что и любовь В. Попова к частушкам - этому фольклору советских времен.
Не была обойдена вниманием в концерте одна из важнейших тем русского художественного творчества - покаянная тема, составляющая главное содержание хоров «Покаянный псалм гетмана И. Мазепы» и «Великопостная молитва». Кульминацией первой части концерта стало сочинение, воплощающее главный христианский догмат «Да воскреснет Бог», прозвучавший с огромной силой апологетического убеждения.
Особое внимание дирижер уделил специальной тематической группе - сочинениям на тему памяти, неразрывно связанной в творчестве автора с поиском идеала творческой личности. Посвящения А.С. Пушкину, С.Ф. Людкеви-чу, И.С. Козловскому, Б.А. Чайковскому об этом свидетельствуют. Патриарху украинской музыки С.Ф. Людкевичу посвящена «Хоральная прелюдия», а важные черты личности этого музыканта содержатся в статье В.Г. Кикты: «В облике Станислава Филипповича удивительно сочетаются исконная интеллигентность - и народная умудренность и простота.. Этого принципа - взял у народа и ему отдай - композитор придерживается по сей день» [5, с. 53]. Можно добавить, что это авторское слово в полной мере относится к самому композитору и, несомненно, роднит его с творческим credo В.С. Попова.
Говоря о Б. А. Чайковском, в знак памяти которого сочинена теплая и щемящая «Тихая песня», композитор вновь подчеркивает идею русской самобытности и подлинной глубины: «Нам нужно знать и помнить своих, национальных, истинно талантливых композиторов, а не тех, которые сегодня в моде, чьи имена назойливо навязываются слушателям средствами массовой информации!..» [2, с. 209].
Духовной кульминацией концерта стали части Божественной Литургии, органично составляющие малый цикл и увенчанные «Многолетием». В целом -родилась соборная, теплая и проникновенная молитва о России, свидетельствующая о том, что мышление композитора полностью и целостно укорено в хоровой и, в частности, национальной певческой манере.
Одновременно вечер послужил важной учебно-просветительской задаче: к исполнению были привлечены дипломники академии. Показательны слова В.С. Попова, не только исполнителя современной музыки, но просветителя и педагога: «Наши воспитанники должны хорошо разбираться в современной музыке и знать все важнейшие ее направления. Думается, по этому пути мы движемся весьма успешно» [7].
Многие образы из творческого собрания композитора становились лейттемами исполнительского стиля дирижера и педагога. Выше были обозначены те главные творческие контакты, которые концептуально отразили важнейшие черты стиля обоих музыкантов, емко и точно расставили акценты на самом главном.
Завершая это краткое сравнение творчества двух мастеров, смеем предположить, что в произведениях композитора для дирижера привлекательны такие особенности стиля, как:
- многоразличные и яркие темы и образы - подлинно народные и лирически выразительные;
- динамический и полисемантичный «хоровой театр»;
- соборная хоровая молитва.
Наряду с самобытным «планом содержания», благодатен для хорового исполнения и «план выражения», такие стилистические черты, как:
- естественный мелодический дар, столь редкий в современных идиолектах;
- кантиленная хоровая фактура, - качество, определенное Римским-Корсаковым как «русское голосоведение», - особенно полно проявившееся в нескончаемых звуковых потоках «Божественной Литургии» [10, с. 382];
- гармонические «изюминки», часто приберегаемые автором для заключительных моментов композиций и современные сонорные эффекты, специфические средства звукоизвлечения;
- естественное и максимальное использование возможностей хора;
- исключительная «культура звука», позволяющая автору создавать малыми количественными средствами богатые обертонами «звуковые поля».
Огромное культурное пространство, созданное В.С. Поповым в Академии хорового искусства (1992-2008), - это многогранное и целостное явление российской культуры, аккумулирующее древние истоки со многими современными достижениями музыкального искусства. Вокальное и хоровое исполнительство, композиторское творчество, образовательные программы слиты в едином комплексе и на сегодняшний день настоятельно требуют своего научного осмысления.
На сегодняшний день сформирована, но не исследована новая эстетика современного хорового искусства; требует обобщения и описания исторический опыт становления Академии. Создание творческих портретов В.С. Попова и его соратников, хормейстеров и композиторов «круга АХИ», - одна из наиболее важных исследовательских задач. Выявлению духовной основы «хоровой школы В.С. Попова», анализу ее исполнительских особенностей и творческих результатов могут быть посвящены многие научные работы.
Рассматривая творческие этапы обоих художников на «оси времени», заметим, что во всех жанровых видах историко-эпическая, фольклорная и лирическая тематика сначала преобладает, но постепенно она все более сливается, синтезируется с духовной. Отношение известных родовых типов сочинений, то
есть эпоса, драмы и лирики, к художественному целому подчинено еще более высокой реальности - реальности надмирной, духовной.
В исполнительском творчестве В.С. Попова сначала преобладали простые песенные жанры и малые хоровые формы. Постепенно жанровая картина неуклонно усложнялась, обогащаясь ораториальными произведениями западноевропейской и русской классики, циклическими сочинениями современников. Вторая половина жизни музыканта, в значительной степени, была посвящена возрождению традиции русской духовной музыки и открытию новых сакральных сочинений. С конца 80-х годов духовные жанры занимали все более значимое и обширное место, предуготовляя, по словам Н.Б. Сербул, поле для «мега-проектов» [11, с. 38].
Многогранность творчества и высокий профессионализм, гармоничность и целеустремленность, - вот те качества, которые объединяют этих художников. Но самое существенное в их художественном мире определим как «живой опыт нашего духовного бытия» (И.А. Ильин). Характерно и не случайно посвящение композитором дирижеру своего знаменательного цикла «Пасхальные распевы Древней Руси» (1997). В.С. Попов - суть воплощение динамичной радости и света, поистине пасхального жизнеутверждения и творческой силы (теперь он уже не может запретить называть вещи своими именами).
Итак, музыка В.Г. Кикты и её интерпретация В.С. Поповым представляют современную российскую ментальность, охватывающую историю и религию, классическую музыкальную традицию и фольклорную интонацию. Обоим мастерам свойственно сочетание классического канона и индивидуального стиля в условиях, воплощаемой ими многоуровневой образной системы.
Каждому из них могли быть посвящены слова И.А. Ильина: «В этом жизненном развитии искра Божия очеловечивается и индивидуализируется, а человек оправдывает свое существование и освящается в своем творчестве. Человек становится художественным созданием Божиим, личным светильником Его Света, индивидуальным иероглифом Духа Божия...» [3, с. 452].
Библиографический список
1. Гуляницкая, Н.С. Поэтика музыкальной композиции [Текст] / Н.С. Гуляницкая // Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - С. 270-271.
2. Докучаева, Р.С. Беседа с В.Г. Киктой [Текст] / Р.С. Докучаева // Академия хорового искусства: от училища к вузу. Музыкальные традиции на рубеже тысячелетий / Отв. ред. Ю.И. Паисов. Ред.-сост. Р.С. Докучаева. - М.: Форма Т, 2006. - С. 209.
3. Ильин, И.А. Книга раздумий и тихих созерцаний [Текст] / И.А. Ильин. - М.: Альта-Принт, 2006. - C. 452.
4. Ильин, И.А. Пророческое призвание Пушкина [Текст] / И.А. Ильин // Собр. соч.: В 10 т. Т.6. Кн.11. - М.: Русская книга, 1996. - C. 37-45.
5. Кикта, В.Г. О С.Ф. Людкевиче [Текст] / В.Г. Кикта // Советская музыка. - М., 1977.
- №9. - C. 53.
6. Кикта, В.Г. Хоровая империя Виктора Сергеевича Попова [Текст] / В.Г. Кикта // Рукопись, 2009. - C. 1.
7. Попов, В.С. Мы потеряли аудиторию для серьезной музыки [Текст] / В.С. Попов // Интервью Е. Кривицкой // Культура №3 (7462) . - 2005. - 20-26 января.
8. Попов, В. С. Сохраним приоритеты и ценности хорового образования [Текст] / В. С. Попов // Академия хорового искусства: от училища к вузу. Музыкальные традиции на рубеже тысячелетий / Отв. ред. Ю.И. Паисов. Ред.-сост. Р.С. Докучаева. - М.: Форма Т, 2006. - С. 36-37.
9. Попов, В.С. Труд нужен адский, изнурительный. Беседа с музыковедом Р.С. Докучаевой [Текст] / В. С. Попов // Особняк на Большой Грузинской: К 50-летию Московского государственного хорового училища имени А.В. Свешникова [Текст] // Воспоминания, заметки, беседы. - Сост. Р. Докучаева, А. Тевосян. - М.: Новости, 1994. - C. 258-259.
10. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.У. Александр Кастальский [Текст] // Статьи, материалы, воспоминания, переписка / Ред.- сост., автор вступит. ст. и коммент. С.Г. Зверева. - М.: Знак, 2006. - C. 382.
11. Сербул Н.Б. Хор как жизнь [Текст] / Н.Б. Сербул. - М.: Музыка, 2009. - C. 38.
Bibliography
1. Dokuchayeva, R.S. Conversation with V.G. Kikta [Text] / R.S. Dokuchayeva // Academy of the Choral Art: From High School to Higher School: Musical Traditions at the Turn of Millenia / Editor-in-Chief Yu.I. Paisov, Managing Editor R.S. Dokuchayeva. - М.: Form T, 2006. - P. 209.
2. Gulyanitskaya, N.S. Poetics of a Musical Composition [Text] / N.S. Gulyanitskaya // Theoretical Aspects of Russian Sacred Music of XX Century. - М.: Languages of Slavic Culture, 2002. - P. 270-271.
3. Ilyin, I.A. The book of Meditations and Silent Contemplations [Text] / I.A. Ilyin. - М.: Alta-Print, 2006. - P. 452.
4. Ilyin, I.A. Pushkin’s Prophetic Calling [Text] / I.A. Ilyin // Coll. Works: In 10 Volumes. Vol.6. Book II. - М.: Russian Book, 1996. - P. 37-45.
5. Kikta, V.G. About S.F. Lyudkevich [Text] / V.G. Kikta // Soviet Music. - 1977 - №9. -
P. 53.
6. Mkta, V.G. Choral Empire of Victor Sergeevich Popov [Text] / V.G. Kikta // Manuscript.
- 2009. - P. 1.
7. Popov, V.S. We Have Lost Audience for sSrious Music [Text] / V.S. Popov. Interview of Е. Krivitskaya // Culture №3 (7462). - 2005. - January, 20-26.
8. Popov, V.S. Let's Keep Priorities and Values of Choral Education [Text] / V.S. Popov // Academy of Choral Art: From High School to Higher School: Musical Traditions at the Turn of Millenia / Editor-in-Chief Yu.I. Paisov, Managing Editor R.S. Dokuchayeva. - М.: Form T, 2006. -P. 36-37.
9. Popov, V.S. Work Is Necessary Infernal, Onerous... Conversation with Musicologist R.S. Dokuchaeva [Text] / V.S. Popov // The Mansion in the Bolshaya Gruzinskaya St.: To the Fiftieth
Anniversary of Moscow State Choral School named after A.V.Sveshnikov [Text] / Memories, Notes, Conversations // Editor-in-Chief R.S. Dokuchayeva, A.T. Tevosyan. - М.: The News, 1994.
- P. 258-259.
10. Russian Sacred Music in Documents and Materials: Vol. V. Alexander Kastalsky [Text] // Articles, Materials, Memoirs, Correspondence / Editor-in-Chief, the Author of the Introductory Words and Comments S.G. Zverev. - М.: Znak, 2006. - P. 382.
11. Serbul, N.B. Chorus as a Life [Text] / N.B. Serbul. - М.: Music, 2009. - P. 38.