Научная статья на тему 'ВАКЦИНОФОБИЯ, "ФУНДАМЕНТАЛИЗМ" И ТОНКАЯ НАСТРОЙКА СОВРЕМЕННОЙ ПАНДЕМИИ'

ВАКЦИНОФОБИЯ, "ФУНДАМЕНТАЛИЗМ" И ТОНКАЯ НАСТРОЙКА СОВРЕМЕННОЙ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАКЦИНОФОБИЯ / ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / АЛАРМИЗМ / КОНСПИРОЛОГИЯ / ПАНДЕМИЯ / ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ / ТЕЛЕОЛОГИЯ / РАЗУМНЫЙ ЗАМЫСЕЛ / ТОНКАЯ НАСТРОЙКА / ИНФЕРНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шохин Владимир Кириллович

В статье, являющейся ответом на публикацию, посвященную разоблачениям отвержения вакцинации от Covid-19 исходя из апокалиптической ментальности, эта тема расширяется до анализа не только субъективных, но и объективных причин того явления, которое в обозначенной публикации называется вакцинофобией. Однако автор статьи идет и дальше, анализируя не только следствия, но и причину - саму пандемию и различные аспекты ее воздействия на общество и религию. Авторская идея состоит в том, что понимание ковида возможно не только в компетенции медиков, социологов, политологов, но и теологов. Рассматривая три основные направления этого воздействия - как инструмента, используемого для демонтирования традиционных историкокультурной и даже биологической идентичности современного западного человека, гипертрофированного контроля над социумом под предлогом заботы о здоровье и сильнейшего давления под тем же предлогом на церковную жизнь, - автор статьи приходит к выводу о возможности аналогий между тонкой настройкой мироздания и координацией приведенных выше векторов в контексте того мирового сознательного целеполагания, которое изначально и все более изощренно оппонирует Божественному замыслу. В статье приводятся мнения авторитетных вирусологов об искусственном происхождении ковида, а также аргументы в пользу того, что христианская инфернология не может рассматриваться как реликт Средневековья, но составляет интегральную часть христианской доктрины, сохраняющую всю актуальность и для современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Шохин Владимир Кириллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VACCINOPHOBIA, “FUNDAMENTALISM” AND THE FINE TUNING OF THE PRESENT-DAY PANDEMIC

This article is a response to the paper that discloses the unwillingness to get vaccination against Covid-19 as based on the apocalyptic mentality. This topic is extended so that I analyse not only subjective but also objective reasons for the phenomenon which in the above-mentioned paper is termed vaccinophobia. I go even further and examine not only the consequences but also the cause, i.e. the pandemic itself and the various aspects of its impact on society and religion. I argue that the understanding of Covid is possible not only in the domain of doctors, sociologists, politologists, but also of theologians. I study the following main directions of its impact, i.e. being the instument used to destroy the traditional historical, cultural, and even biological identity of present-day Westerners; abnormal control over society on the pretext of caring for people, and extreme pressure on church life under the same pretext. My conclusion is that it is possible to see analogies between the ne tuning of Creation and coordination of the factors listed above in the context of the pervading purposeful set of objectives which are initially oppossed to the divine plan and are becoming more and more sophisticated. I cite opinions of prominent virusologists about the arti cial origin of Covid as well as the arguments in favour of the view that the Christian teaching about hell can no longer be seen as a remnant of Middle Ages but constitutes an integral part of the Christian doctrine and fully retains validity in the present day.

Текст научной работы на тему «ВАКЦИНОФОБИЯ, "ФУНДАМЕНТАЛИЗМ" И ТОНКАЯ НАСТРОЙКА СОВРЕМЕННОЙ ПАНДЕМИИ»

Вестник ПСТГУ

Серия I: Богословие. Философия.

Религиоведение.

2021. Вып. 97. С. 123-137

Б01: 10.15382Миг1202197.123-137

Шохин Владимир Кириллович, д-р филос. наук, профессор, зав. сектором философии религии Института философии РАН Российская Федерация,109240 г. Москва, ул. Гончарная, 12/1; проф. кафедры философии и религиоведения Богословского факультета ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1 vladshokhin@yandex.ru ОИСГО: 0000-0002-2111-8740

Вакцинофобия, «фундаментализм» и тонкая настройка современной пандемии

В. К. Шохин

Аннотация: В статье, являющейся ответом на публикацию, посвященную разоблачениям отвержения вакцинации от Ссмё-19 исходя из апокалиптической ментальности, эта тема расширяется до анализа не только субъективных, но и объективных причин того явления, которое в обозначенной публикации называется вакцинофобией. Однако автор статьи идет и дальше, анализируя не только следствия, но и причину — саму пандемию и различные аспекты ее воздействия на общество и религию. Авторская идея состоит в том, что понимание ковида возможно не только в компетенции медиков, социологов, политологов, но и теологов. Рассматривая три основные направления этого воздействия — как инструмента, используемого для демонтирования традиционных историко-культурной и даже биологической идентичности современного западного человека, гипертрофированного контроля над социумом под предлогом заботы о здоровье и сильнейшего давления под тем же предлогом на церковную жизнь, — автор статьи приходит к выводу о возможности аналогий между тонкой настройкой мироздания и координацией приведенных выше векторов в контексте того мирового сознательного целеполагания, которое изначально и все более изощренно оппонирует Божественному замыслу. В статье приводятся мнения авторитетных вирусологов об искусственном происхождении ковида, а также аргументы в пользу того, что христианская инфернология не может рассматриваться как реликт Средневековья, но составляет интегральную часть христианской доктрины, сохраняющую всю актуальность и для современности.

Ключевые слова: вакцинофобия, фундаментализм, алармизм, конспирология, пандемия, церковная жизнь, телеология, разумный замысел, тонкая настройка, инфернология.

Коллектив Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена стабильно специализируется в исследовании и разоблачении

© Шохин В. К., 2021.

Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 123—137. * Дата представления материала в редакцию — 25 августа 2021 г. В тексте точечно учтены некоторые обстоятельства и сентября 2021 г.

фундаментализма, и сам выбор этого направления нельзя не признать и умным, и рациональным. Умным потому, что на поле ультрапатриотизма (когда считается, что патриотизм исключает какую-либо критическую авторефлексию), нейтрализации инакомыслия (когда считается, что права имеет только «коллективный разум») и «так называемых правозащитников» (когда считается, что любой голос в защиту прав есть уже измена родине) трудятся сейчас очень многие, а выбранное коллегами поле в значительной мере остается «под паром». Рациональным же этот выбор следует считать потому, что если фундаментализм понимать правильно, то он действительно является, если можно так вульгарно выразиться, большим тормозом для религии, составляя крайность, симметричную либеральному индифферентизму.

В настоящее же время наши коллеги избрали в качестве своего объекта кон-спирологические настроения верующих по отношению к вакцинации от Covid-19, которые они скорее «выкладывают», чем анализируют, не обращаются к их причинам (или, как они выражаются на почитаемом ими наукообразном языке, к их этиологии), не прогнозируют описываемое ими явление и, что очень существенно, никак не контекстуализируют (буду следовать их литературным вкусам), т. е. не рассматривают на фоне гораздо более общих явлений в этом мире1. В вакцинофобных настроениях как феномене однозначно отрицательном (здесь коллеги проявили немалую прозорливость, всегда отличающую настоящих политиков, так как их статья была написана еще тогда, когда вакцинация была у нас только добровольной), они различают две ступени — простой конспиро-логизм (снова пишу в духе коллег) и конспирологизм эсхатологический, и если плох и первый, то второй уже много хуже. Но в статье нет призыва к конкретным действиям с «эсхатологической смутой», а есть только разве что самый общий намек на то, что «Пусть бдят консулы».

Правда, я не уверен в том, что коллеги употребляют сам термин фундаментализм вполне корректно. Скорее, на мой взгляд, здесь речь идет об алармизме, который до «фундаментализма» округляется по прагматическим соображениям, поскольку тот термин и более известный, и более «мобилизирующий»2. Предлагая восполнение оставленных в статье лакун, начнем с «этиологии».

1 Прилуцкий А. М., Соколов Р. А. Категориальная семиотика вакцинофобского дискурса эсхатологического мифа. Статья, публикуемая в текущем номере настоящего журнала.

2 Категориям эпистемологического фундаментализма (обозначается как foundationalism) и религиозного (обозначается как fundamentalism) и их корреляциям в интеркультурном поле (сопоставляются феномены христианские, исламские и индуистские) посвящена специальная статья: Шохин В. К. Эпистемологический и религиозный фундаментализм в перспективе интеркультурности // Философия религии: аналитические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 5—26. Если же совсем просто сопоставлять алармизм (на всякий случай, от фр. alarme — «тревога», «переполох») и религиозный (не философский) фундаментализм, то эти направления сознания являются взаимопротивоположными, так как первое центрируется на будущем (в модальности страха), а второе — на прошлом (в его сакрализации). Потому тревога из-за чипирования, на котором сосредоточена обсуждаемая статья, относится к стопроцентному алармизму, тогда как фундаментализм есть борьба с историей как отрицание исторических изменений, и к нему относится очень широкий круг явлений — от войны с любой историко-филологической критикой сакральных текстов до абсолютизации средневековых установлений и для настоящего времени (как в исламском «буквализме») или культа монархической

Конечно, восприятие уколов в качестве приобретения печати антихристовой очень затруднительно признать умным. Апокалипсис у нас тоже очень любят толковать, и давно (вспомним, что в «Белой гвардии» Булгакова доктор лечил депрессивного Лариосика прежде всего запретом на толкование этой книги). Однако и коллеги наши — судьи неправедные, которые похожи на тех, что в позапрошлом веке ссылали (чаще всего пожизненно) в Сибирь крестьян, поджигавших барские усадьбы, не вникая в то, чем баре могли их до этого довести. А еще более точная параллель — это более чем двухвековое одностороннее обличение и разоблачение старообрядцев, которые также по простоте считали, что все, что исходит от чиновников и «новообрядцев», есть печать антихристова (а сам Петр-царь и есть антихрист), но которым очень помогали это считать и те и другие, активно помогавшие им запираться в гетто-скитах и «самосжигаться» при отказе от отказа от своих убеждений. Так и в случае с «вакцинофобным» алармизмом, никак не учитывается восприятие реального ущерба, который нанес в 2020 г. православному сознанию Соу1ё-19 как таковой. А здесь и непонимание этим сознанием, почему храмы на Пасху (и не только храмы, но даже и их дворы) должны были быть закрыты, тогда как супермаркеты открыты, какие права госаппарат имеет на регулирование участия верующих в таинстве Евхаристии или почему они должны подражать прп. Марии Египетской в одном только удалении от храмов, а не во всем остальном «жестоком житии» (без одежды, пищи и ложа для сна) вместе с хождением по воде как по суше3, а также почему в СМИ Соу1ё-19 попытались было представить в виде профессиональной болезни священнослужителей. А ведь изоляция следствий от объективной совокупности причин препятствует научному исследованию любых явлений, и религиоведение не может быть исключением.

Не было обозначено и прогнозирование дальнейших тенденций в развитии вакцинофобии. Я полагаю, что соответствующую амплитуду можно рассчитать. Если нынешняя волна фактически принудительной вакцинации окажется временной, если реализуется на деле, а не только на словах призыв президента страны эту вакцинацию разъяснять, а не вынуждать, а также если «правила игры» не будут откровенно меняться в ходе самой «игры»4, то и диапазон действия вакцинофобии

формы правления и сакрализации фигур отдельных монархов (прежде всего Николая II) в отечественном «цареславии».

3 Богатый материалом обзор реакций РПЦ в целом и отдельных православных священнослужителей на пандемийные ограничения в богослужении представлен в статье: Агаджа-нян А. С. Сопротивление и покорность. Вызовы пандемии, позднемодерные эпистемы и русский православный этос // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 39 (1). С. 12-38.

4 Так, за лето 2021 г. у нас существенно менялась номенклатура профессий, представители которых подлежат обязательной вакцинации, например, вначале появившиеся в этом реестре «госслужащие» (чиновники) были заменены (из «тактичности») на «работников культуры» (куда можно включать практически неограниченный круг лиц). Но одно министерство пошло и дальше, например предписав вакцинацию и всем (от академиков до уборщиц) работникам РАН. См. в этой связи письмо Председателю профсоюза работников РАН, опубликованное в газете Московской региональной организации профсоюза работников РАН «Научное сообщество», в котором даются ссылки на неоднократные высказывания президента страны о добровольности вакцинирования граждан, а также на конкретные положения законода-

хотя и сохранится, но сузится. А если и дальше пойдет практика фактического аннулирования медотвода (со всеми последствиями для здоровья людей, во имя которого это делается), если не ослабеет то, что петербургские коллеги очень удачно называют информационным каскадом (только это каскад не столько блоггерский, сколько совершенно официальный), «предваряюще-запугивающего» характера5, я бы сказал как раз квазиапокалиптического типа, то и вакцинофобия со всеми признаками апокалиптизма будет просто обречена на успех.

Что же касается самого общего контекста того, по отношению к чему и вак-цинофобия (как и «вакцинофилия») является уже вторичной проекцией, то его поиски, мне кажется, должны направляться в область не только медицины, экономики, политики, но и теологии. Через метод аналогии, который всегда был, есть и будет основным механизмом физико-телеологического обоснования существования Бога и который в настоящее время называется преимущественно обоснованием от разумного замысла или от дизайна. А именно, в его новейшем формате, называемом теистической версией теории тонкой настройки, в соответствии с которой (в самом простеньком виде) жизнь на Земле и жизнь разумная стала возможной в результате координации очень тонких балансов в гравитации, электромагнетизме, сильном и слабом взаимодействии, а также в такой подборке углерода6, которые предполагают трансцендентную инженерную деятельность7. Однако данная концепция, которая опирается и на теорию вероят-

тельства, не позволяющие считать академические учреждения (не ведущие образовательную деятельность) в качестве тех, которые можно трактовать в качестве подлежащих такого рода опеке, и не допускающие нарушения основных прав работников и дискриминации в сфере труда: URL: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=c2ac45af-e861-4bc1-bd68-2aef0da91fa6 (дата обращения: 11.09.2021). Тут очевидны явные параллели с нашим прошлым в виде постоянных перевыполнений планов — будь то пятилетка за три года, коллективизация, стахановское движение и т. д. Служебно-карьерная ревность на местах всегда у нас оказывала значительно большее давление на население, чем государственные директивы (в Европе оно в связи с Covid-19 осуществляется непосредственно сверху).

5 Типа предложения министра здравоохранения о поголовной вакцинации пенсионеров (см.: URL: https://www.gazeta.ru/social/2021/08/03/13828286.shtml (дата обращения: 11.09.2021)).

6 Открытие ядерного резонанса в углероде-12 (тройная гелиевая реакция), подтвержденного опытами и обнаруживающего такую космическую калькуляцию, при которой вариация в 1% сделала бы жизнь на Земле невозможной, привела великого математика и астрофизика Фреда Хойла к отходу от атеизма и убеждению в том, что «Сверхинтеллект поигрался с физикой, как и с химией и биологией» и что «нет таких слепых сил в природе, о которых стоило бы говорить» (Lennox J. God's Undertaker: Has Science Buried God? Oxford: Lion, 2007. P. 69).

7 Напомним, что литература по теории тонкой настройки огромна. Основоположные книги физиков Пола Дэвиса, Джона Барроу и Фрэнка Типлера, астрофизика Мартина Риза и философа Джона Лесли вышли преимущественно в 1980-е гг. Аргумент в пользу Разумного Замысла от тонкой настройки с использованием теории вероятности был позднее обоснован в известных статьях Р. Холдера «Тонкая настройка, мультивселенная и теизм» (2002) и У. Крейга «Разумный Замысел и антропическая тонкая настройка» (2003). Одно из компактных обобщений их выкладок содержится в статье: Коллинз Р. Свидетельства в пользу тонкой настройки // Философия религии: Альманах 2008—2009 / отв. ред. В. К. Шохин. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 136—160. Иногда к четырем основным перечисленным выше настройкам добавляют и другие — принцип квантивизации и принцип запрета Паули: См.: Collins R.

ностей (прежде всего на теорему Байеса)8, не появилась внезапно, как Афина из головы Зевса, но опиралась на более чем двухтысячелетнюю аргументацию от целесообразного устроения следствий к целеполагающей деятельности Причины. В том числе и на то, что я называю иллюстративной аргументацией — например, при сравнении представлений о возможности стихийного появления целесообразной ткани макро- и микрокосма с возможностью сложения «Анналов» Энния и «Энеиды» Вергилия из брошенных на воздух литер латинского алфавита или набора «Левиафана» Гоббса творческими усилиями обезьяны9. Но тот же метод аналогии может сопровождать иллюстрирование деятельности не только Бога, но и Его оппонентов — через то же самое телеологическое умозаключение от целесообразных следствий к целеполагающим началам10. Посмотрим на несколько векторов деятельности того разума-воли, которые, мне кажется, выражают очевидную телеологию.

Если бы у него была даже только одна мишень, удачно сбитая — устроение такой выборной кампании в США, которая привела к устранению Дональда Трампа (а здесь Covid-19 был использован и для разжигания нужной расовой войны, и для голосования по почте, и для блокирования наблюдателей выборов местными органами управления) и приходу к власти демократов, этого было бы уже вполне достаточно для полного оправдания использования данного вида биооружия. Ибо последствия результатов этой кампании практически неисчислимы. «Одноэтажная Америка» и «Америка среднего класса», то есть опора всех

The Teleological Argument: An Exploration of the Fine-tuning of the Cosmos // The Blackwell Companion to Natural Theology / W. L. Craig, J. P. Moreland, ed. Oxford: Blackwell, 2009. P. 202-281.

8 См. в этой связи в первую очередь статью Р. Суинберна «Повторная оценка аргумента о Боге от тонкой настройки» (2004), а также небольшой раздел во втором издании его монографии: Суинберн Р. Существование Бога / пер. с англ. М. О. Кедрова. М.: Языки славянской культуры, 2014. С. 233-250.

9 Пример в связи с «Анналами» впервые приводится у Цицерона и был использован ранее стоиками в их полемике с эпикурейцами (De nat. deor. XXXVII.93, см.: Цицерон. Философские трактаты / пер. с лат. М. И. Рижский. М.: Наука, 1985. С. 131), в связи с «Энеидой» и «Левиафаном» — у английского филолога и богocлова Р. Бентли в проповеди «О безумии и неразумии атеизма» (1694) (Bentley R. Eight Sermons Preached at the Honourable Robert Boyle's Lecture. Cambridge: Cornelius Crownfield, 17225. P. 190-193), а аналогию с «Энеидой» у него заимствовал и качественно развил Ж.-Ж. Руссо в «Эмиле» (1762) (Rousseau J.-J. Oevres completes. Vol. 2. P.: Furne, 1835. P. 573). Классификация типов иллюстративной аргументации при реализации телеологического обоснования существования Божества представлена в статье: (Shokhin V. Natural Theology, Philosophical Theology and Illustrative Argumentation // De Gryuter Open Theology. 2016. Vol. 2. № 1. P. 810-815).

10 На всякий случай, следует уточнить, что это «оппонирование» инфернального мира и его «монарха» Богу является не онтологическим (иначе пришлось бы допустить дуализм, христианскому монотеизму совершенно чуждый), но «домостроительным». Им действительно очень многое попускается, но только с соизволения Бога ради осуществления Его целей в условиях грехопадения и его всевозрастающих последствий в мире. С одной стороны, в Писании не отрицается, что князь мира сего имеет большие возможности для наделения благами этого мира тех, кто ему поклоняются (Мф 4. 8-9), и сам этот «титул» за ним вполне признается (Ин 12. 31, 14. 30, 16. 11), с другой - он мог губить праведного Иова только в поставленных ему границах (Иов 1. 12, 2. 6), на Голгофе оказался в конечном счете изгнан вон (Ин 12. 31), а его подчиненные были очень довольны тем, что им не было приказано идти в бездну и дозволено войти в свиное стадо, низринувшееся в море (Лк 8. 31-32).

традиционных (более или менее здоровых) приоритетов, которая казалась совсем недавно еще незыблемой, рухнули как домик Ниф-Нифа под дутьем Волка. Первые уже дела новой администрации, идеология которой может быть охарактеризована как неомарксизм с гендерно-расовым «штаммом»11, показали, что хорошо знакомый по «Интернационалу» принцип «кто был ничем, тот станет всем» с самого начала стал осуществляться в квотах для чиновников из «новых высших рас», с государственным поощрением первертов и из «кавказской расы» (по этой идеологии белые с ориентацией на ЛГБТ12 или по крайней мере преследующие других белых, «плохих», могут обрести планку доверия, которую любые индейцы и афроамериканцы имеют, в соответствии с новой идеологией, по одному только рождению13). Моральное поощрение мирового терроризма было четко артикулировано новым хозяином Белого дома (дом этот не раз уже хотели переименовать из-за «расистских коннотаций» его названия), который совсем недавно так и заявил, что американский «расизм» (а это то, что еще осталось от прежней Америки) и в настоящее время «более смертоносен, чем "Аль-Кайда" и ИГИЛ»14. Вполне закономерно, что при новом «штамме» неомарксизма реали-

11 Марксистская идеология демпартии и ее ближайших союзников не является секретом. Достаточно упомянуть радикального социалиста Берни Сандерса, который был основным соперником Байдена в 2020 г. Третья фигура той же партии — Элизабет Уоррен — также выступила с чисто социалистической программой. Многие губернаторы и мэры от демократов откровенно называют себя марксистами. Как и основательницы движения BLM Патрисса Каллорс и Алисия Гарза, поддерживавшие Сандерса. В настоящее время имеются случаи отстранения от должностей в армии за критику распространения марксизма в США, а также блокирование некоторых учебных курсов, содержащих критику марксизма. См., к примеру: URL: https://www.gazeta.ru/army/news/2021/05/16/15986090.shtml, ср.: URL: https://lenta.ru/ news/2020/08/07/deti_60h/ (дата обращения: 11.09.2021).

12 Так, трансгендер Ричард Левин, выросший в религиозной еврейской семье (и потому с детства знавший, что пол у человека должен быть такой, который ему дан при творении) и ставший в 31 год Рэйчел Левин, 25.03.2021 получил от Байдена назначение на должность помощника министра здравоохранения. Это назначение не случайно и призвано помогать менять пол всем тем, кто хочет избавиться от «традиционных предрассудков». Заодно этим было продемонстрировано, какой путь к карьере при новых порядках является верным и надежным. Культивация транссексуалов стала с самого начала одним из первых приоритетов внутренней политики новых хозяев Белого дома: вступив официально в должность президента 20.01.2021, Байден уже к 22.01.2021 (т. е. непосредственно после клятвы на Библии) выпустил указ о том, что только те спортивные школы будут получать субсидии, в которых трансгендерные спортсменки будут допущены к соревнованиям для девочек (URL: https://zen.yandex.ru/media/ id/5c8a6a3973174100b4cfc94e/transgendery-v-shkolnyh-sportzalah-600a8d4a11af84570b99f2e1 (дата обращения: 11.09.2021)).

13 Это доверие за происхождение, как я полагаю, полностью оправдал первый министр обороны США из афроамериканцев Ллойд Остин, который чуть менее чем через две недели после своего назначения (19.01.2021) успел уволить членов 42 «трампистских» консультативных советов Пентагона (URL: https://www.pravda.ru/news/world/1584825-pentagon/ (дата обращения: 26.07.2021)). Другое мое предположение состоит в том, что об эффективности подобных кадровых решений, по крайней мере частично, свидетельствует полная сдача Афганистана «Талибану».

14 Для этого вердикта Байден воспользовался столетним юбилеем расового насилия в Талсе (Оклахома) 30 мая — 1 июня 1921 г. (см.: URL: https://www.freepressjournal.in/viral/terrorism-by-white-supremacy-more-lethal-than-isis-or-al-qaeda-joe-biden-quotes-us-intelligence-on-tulsa-massacres-100th-anniversary (дата обращения: 11.09.2021)).

зуется (начиная еще с июня 2020 г. — начала новой американской революции) и программа полной деконструкции американской истории — деконструкции, символом которой является национальное «мавзолейное» поклонение мемориалам крупного наркомана и мелкого преступника в сочетании с «покаянным» осквернением и демонтированием памятников (при поддержке местных «революционных властей») тем, кто основал великое государство и создавал его культуру15. А о том, что этот «штамм» может закрепиться в Белом доме (или он будет называться более «политкорректно») весьма надолго, свидетельствует новая для США чисто электоральная политика открытых дверей16 и социального популизма.

Эти «великие перемены» начали оказывать большую «моральную поддержку» и без того вполне достаточным суицидным движениям и в Старом Свете, которые долго испытывали дискомфорт из-за противодействия республиканских консерваторов. Разрушение Европы через активное продвижение ЛГБТ, фактическую безнаказанность джихадистов и постоянные приливы паразитарных нелегалов с Ближнего Востока и из Северной Африки (которым, кстати, никто не посмел сказать, что их «приливы» не лучшим образом вписываются в пандемий-ную ситуацию) давно уже прорвали тончайшую ряску местного консерватизма (европейские либералы говорят о его опасности только в электоральных целях) и дальше будут получать хорошие импульсы из-за океана. Оттуда же и экспорт «культурной революции»: Шекспир теперь обвиняется в расизме, в том же великий биолог Линней и Уинстон Черчилль, великая классическая музыка должна держать тест на отсутствие в ней расизма, а некоторые высшие школы прекращают обучение «расистским» греческому и латыни по той причине, что «афроевро-пейцам» эти предметы даются трудно. Начался и импорт войны с памятниками17. Несомненно, что Covid-19 не сам по себе породил эти извращенчества, но данное

15 Дело началось с осквернений и обезглавливаний преимущественно чернокожими (хотя и не только) погромщиками памятников конфедератам, прежде всего генералам Джефферсону Дэвису и Роберту Ли, а также «рабовладельцам» Христофору Колумбу (снесено более 30 монументов по стране), Джорджу Вашингтону, великому писателю Мигелю Сервантесу (который сам, кстати, успел побывать рабом в алжирском плену), Теодору Рузвельту. Не удержались на своих постаментах и те, кто более других боролся за права афроамериканцев — Абрахам Линкольн, Улисс Грант Фредерик Дуглас. Одновременно начались гонения на национальный символ — фильм «Унесенные ветром» (по выступлении афроамериканского режиссера Джона Ридли, после которого кинокритики сделали стойку, сразу найдя в нем что-то похожее на расизм), поставленный по роману, который занимает в американской культуре место, сопоставимое с местом «Войны и мира» в российской.

16 Она уже начала «плодоносить», о чем свидетельствуют первые нападения афганских беженцев на стражей порядка. См.: URL: https://www.kommersant.ru/doc/5006001 (дата обращения: 25.09.2021).

17 В Европе в том же ковидном июне 2020 г. «интернационал» организовал протесты против памятников Колумбу в Испании и Ирландии, а во Франции начали переосмыслять историческое значение Кольбера — выдающегося министра Людовика XIV, который поднял экономику, но регулировал и работорговлю. Мишенями же британского движения «Свалим расистов!» стали герои национальной истории — мореплаватель Френсис Дрейк и адмирал Нельсон. Очень тесные ассоциации с «культурными революциями» в СССР и КНР напрашиваются сами собой. Разница только, как уже отмечалось, в «штаммах» этого революционного вируса. Однако война с историей — константа этих революций. Есть и еще одно первостепенное сходство: подобно тому как в марксистской идеологии буржуазность трактовалась как

биологическое оружие глобализации действует на их интенсивный рост, подобно тому как палящее солнце ускоряет рост злокачественных опухолей.

Помимо интенсивного выращивания больных «ценностных клеток» та же болезнь ведет и к поражению социального иммунитета. Именно под предлогом борьбы с пандемией начали осуществляться антиутопии писателей-фантастов (правда, и они до этого не додумывались), писавших об опытах тотального контроля над населением Земли. Об этом было сказано прямым текстом еще в «Обращении к Церкви и к миру — к католикам и всем людям доброй воли», подписанном архиепископом Карло Мария Вигано, другими прелатами, иммунологами и вирусологами, журналистами, издателями и литераторами, адвокатами и учителями, а также рядом институций от 8 мая 2020 г.: «Факты показывают, что под предлогом ковидной эпидемии неотчуждаемые права граждан во многих случаях нарушаются, а их фундаментальные свободы, включая свободу богопочитания, самовыражения и передвижения, диспропорционально и неоправданно ограничиваются. Общественное здоровье не должно и не может становиться оправданием для нарушения прав миллионов людей во всем мире, не говоря уже об освобождении гражданской власти от ее долга действовать разумно для общего блага... У нас есть основания считать, на основании официальных данных о случаях заболеваний по отношению к смертям, что есть силы, заинтересованные в создании паники среди населения мира с единственной целью — постоянного наложения неприемлемых форм ограничений свобод, контролирования людей и отслеживания их передвижений»18. К этому практически нечего добавить, кроме одного существенного момента: во время публикации этого обращения еще не было всеобщей добровольно-принудительной вакцинации, обоснования которой можно было бы обобщить в виде трех очень сильных утверждений: 1) хотя ей, как говорится, еще только без году неделя, она должна почитаться никак не менее апробированной, чем те, которым уже не одно десятилетие и даже столетие (как, например, вакцинация от туберкулеза); 2) она является спасительной для всех без исключения (в том числе для тех, у кого есть природный иммунитет, который она в некоторых случаях способна эффективно разрушать), и надо верить тем производителям, которые настаивают на том, что нынешние вакцины применимы не только к действующим в настоящее время, но и ко всем будущим штаммам; 3) никакие другие средства (медикаментозные) значения не имеют и могут быть даже вредны, поскольку могут отвлекать от «единого на потребу»19. Те, кто в этом «символе веры» (а тре-

сама сущность западной цивилизации, так и в настоящее время таковым считается расизм — как понятие с бесконечно расширяющимся объемом.

18 См. полный текст обращения: URL: https://www.vanthuanobservatory.org/eng/appealfor-the-church-and-the-world-to-catholics-and-all-people-of-good-will-08-05-2020/ (дата обращения: 10.07.2021). В ответ последовал заказанный правительством ЕС и официальным Ватиканом протест против этого воззвания немецких епископов, с которым можно ознакомиться, например, по: URL: https://catholic-sf.org/news/german-bishops-reject-covid-19-conspiracy-theories-by-prominent-clergy (дата обращения: 10.07.2021).

19 Правда, в настоящее время все чаще раздаются компетентные скептические голоса, а в некоторых странах начали думать о серьезной разработке лекарственных препаратов (см. документ Министерства здравоохранения РФ «Временные методические рекомендации про-

буется не рассуждение, которое эти «догматы» не выдержат20, а безоговорочная в них вера) сомневаются, объявляются в самом лучшем случае «безграмотными». При этом вера в эти положения считается делом очень полезным, но не необходимым, поскольку и независимо от нее они реализуются на практике, тогда как протестные манифестации инакомыслящих (т. е. «неверующих») и в самых цивильных странах (лидируют Франция и Германия, серьезные выступления имеют место в Британии, Швейцарии, Канаде и многих других странах) весьма жестко подавляются21. Очевидно, что при сохранении и усилении этой политики последовательного глобализма через иглу22 все прежние способы контроля над людьми, которые были в истории, окажутся лишь трогательной архаикой.

Наконец, лихорадочно объявленная в самом начале 2020 г. новая пандемия быстро обнаружила стоящий за ней заказ и на разрушение церковной жизни. Так, например, в Лондоне в Великую Пятницу 2021 г. собравшиеся в церкви Царя-Христа были разогнаны полицией по санитарным аргументам. В Канаде (провинция Альберта) пастор «Церкви благодатной жизни» Джеймс Коутс месяц провел в тюрьме за то, что на его проповеди присутствовали более 15% «допустимых» прихожан (любопытно, как проводились такие точные подсчеты), и несмотря на то что его выпустили, это дело не пришло к завершению23. «Санитарные наезды» на приходы совершались в Калифорнии и Флориде. И они имеют перспективы. В Америке только «расист» Трамп объявил в 2020 г. о том, что церкви надо освобождать от «опеки» неомарксистских губернаторов и мэров, и в настоящее время лишь единичные «адаманты» вроде проповедника и хорошего библейского экзегета Джона Мак-Артура настаивают на том, что «кесарь» не имеет права ни под какими предлогами вторгаться в то, что принадлежит Богу24. Показательны и выращенные на фоне ковида в 2020 г. новые «покаянные культы»,

филактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Версия 11 от 07.05.2021) и медикаментозных средств противостояния этому глобальному биооружию (см., к примеру: URL: https://lenta.ru/news/2021/08/23/antibody/ (дата обращения: 24.08.2021)). Однако они вряд ли в скором времени составят реальную альтернативу (ре)вакцинациям вследствие того, что в последние вложены очень большие деньги (на страже которых стоит и ВОЗ), что их распространение является делом престижа для основных производителей (и предметом международной конкуренции — никак не меньше, чем в освоении космоса или в спорте) и что они, в отличие от препаратов, могут обеспечивать контроль над населением (к которому сильно приохотились под предлогом ковида и в странах традиционной западной демократии — см. выше).

20 Тест на рациональность вполне выдержали бы более умеренные пропозиции: 1) новое вакцинирование является перспективным, экспериментальным, но требующим исследований, свободных от политических и экономических интересов; 2) есть люди, и возможно, их немало, для которых оно может быть полезным; 3) оно не может и не должно рассматриваться в качестве победоносной альтернативы медикаментозным средствам.

21 Источников информации — масса. Можно сослаться, на выбор, например, на: URL: https://iz.ru/1201599/mariia-vasileva/ne-moi-dokumenty-frg-vsled-za-frantciei-zadumalas-o-pasporte-zdorovia (дата обращения: 11.09.2021).

22 Через периодические ревакцинации населения от позапрошлых штаммов.

23 Подробнее см.: URL: https://www.jccf.ca/court-disregards-charter-freedoms-in-pastor-james-coates-trial/ (дата обращения: 09.07.2021).

24 См. одно из его очень ясных рассуждений о разделении властей на основании апостольских посланий в применении к текущему моменту («Христос, а не кесарь глава Церкви»). URL: https://www.gracechurch.org/news/posts/1988 (дата обращения: 27.09.2021).

например такие, при отправлении которых кающиеся за свое рождение совсем молодые (что, кажется, страшнее всего) представители «кавказской расы» мыли ноги «угнетенных» афроамериканцев, «отчаяние» которых привело иных из них в ряды погромщиков из BLM25.

В континентальной Европе, где иммунитет религии и без того близок к ну-лю26, он гораздо легче подтачивается новой «пневмонией». Так, под предлогом всепобеждающей заботы об их здоровье, верующие Европы встретили Пасху 2020 г. у телеэкранов (это была великолепная победа, так как создавала очень мощный прецедент27), а в 2021 г. всего. 200 счастливчикам было разрешено попасть в собор св. Петра, вместимость которого составляет 15 тыс., тогда как в некоторых католических странах церкви закрыты и до настоящего времени. Разумеется, там, где верующие ощущают себя беззащитными и перед лицом некоторых гостей, которые иногда по настроению безнаказанно отрезают им головы в их же храмах, очень трудно представить себе какую-либо «резистивность» перед лицом тех стражей (бес)порядка, которым они должны быть благодарны и за разрешение покидать (в маске) свой дом. Если в Америке еще что-то остается от прежнего «запаса христианской прочности», то в Европе (за исключением Венгрии и Польши, на которые резко усилилось давление по линии ЛГБТ после смены власти в Вашингтоне) он начал уходить в историю уже задолго до Соу1ё-1928.

Можно предположить, что координация вышеобозначенных целей, осуществляемых через ковид, и средств, находящихся в его «распоряжении», которые обеспечиваются деятельностью больших международных организаций (ВОЗ обеспечивает нахождение населения Земли в состоянии постоянной паники29,

25 См.: URL: https://www.nationalreview.com/magazine/2020/07/0 6/the-white-guilt-cult/#slide-1 (дата обращения: 30.06.2020). Все вышесказанное не отрицает наличия реальной расовой проблемы в США, имеющей глубокую порочную предысторию, и не оправдывает избыточное применение полицейской силы к Джорджу Флойду, за которое Дерек Шовин получил заслуженный приговор; речь идет только о том, что его смерть была использована новой революцией как «залп Авроры», а место старого расизма стало быстро заполняться новым.

26 Полагаю, что до этого дна данный иммунитет вполне может дотянуть уже понтификат Франциска, которого вполне можно считать неформальным чиновником ЕС, ответственным за полную секуляризацию остаточной религии в этом новом государственном образовании, которое и официально отказалось недавно от христианства (все попытки включить хотя бы упоминание о христианстве — пусть даже и наряду с другими религиями — в договор о ЕС были полтора десятка лет назад решительно «выстрижены»).

27 На то была реакция католических активистов, согласно которым «что-то ужасно неправильное происходит с культурой, которая оставляет открытыми абортарии и алкогольные магазины, но закрывает места для поклонения Богу». В России была распространена обращенная к президенту петиция «Откройте храмы на Пасху» (см.: Агаджанян А. С. Указ. соч. С. 32—33).

28 Начало конца официального католицизма как общественного авторитета и силы восходит даже не ко Второму Ватиканскому собору (1962—1965), с которого стартует его становление в качестве религии политкорректности, но еще к предсоборному периоду. О том, что к идее Ю. Хабермаса о наступлении «постсекулярной эпохи» в Европе следует относиться с большим скептицизмом, мне доводилось упоминать неоднократно (с неоднократным же уточнением, что эта теория, может быть, оправдает себя, если в Европе установится закон шариата — тогда действительно секуляризму придет конец).

29 Делается это не бескорыстно. Данная организация обслуживает интересы фармацевтических компаний, IT-компаний и финансовых структур.

Давосский форум — идеологическое ее оправдание через концепцию «великой перезагрузки» человеческого сообщества — the great reset30, Всемирный банк — через точные «предсказания» границ пандемии31) и СМИ32, владельцы которых окончательно превратились в глобальную власть в мире, контролирующую и правительства, и население, несет все признаки аналогов тонкой настройки. Разумеется, речь идет об аналогах, а не о прямых параллелях: ломать, как известно, не строить, а потому и рушить мир под предлогом его спасения гораздо, конечно, легче, чем рассчитывать скорости расширения и сжатия Вселенной или даже соотношение кислорода и водорода на Земле и осуществлять эти расчеты, на что способен только Разум нетварный и всемогущественный. Но то, что Гегель называл хитростью мирового разума, который ведет нужным образом тех, кто преследует свои индивидуальные цели, к ведомым ему целям, несомненно присутствует (при уточнении того, что это разум не совсем того Провидения, о котором писал великий философ33) здесь налицо. Не хватает, кажется, только последней параллели тонкой настройке — в инженерном происхождении самого вируса. Однако даже ВОЗ согласилась, наконец, признать возможность его «утечки» из уханьской лаборатории34, и решительнейший отказ Китая допустить туда комиссии свидетельствует о том, что эта возможность практически равна действительности. Термин, однако, вводит в заблуждение, поскольку, как все чаще догадываются не только политики, но и ученые, речь идет скорее не столько о досадной случайности, сколько снова о телеологии35. Если это так, то мы имеем

30 Выражение, которое на деле есть программа, бессменного президента Давосского форума Клауса Мартина Шваба.

31 Такого рода предсказания международных организаций напоминают перформативные акты, о которых писал британский аналитик Дж. Остин — такие высказывания, которые являются одновременно и действиями, как, например, в свадебных или военных церемониях.

32 Например, когда какой-то более или менее известный человек умирает от какой-то болезни, то, как правило, делаются все попытки связать это с Covid-19, а когда никак нельзя скрыть, что умирает после вакцинации, это всегда связывается с какими-то другими параллельными болезнями, которые вакцинация предотвратить не могла.

33 Хотя он обращался к этому понятию (List der Vernunft) неоднократно (более всего в лекциях по философии истории), классическое определение вычитывается из третьей части «Науки логики» § 209 (1816) (см.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. М.: Мысль, 1975. С. 397-398).

34 См.: URL: https://news.ru/world/voz-perejdyot-ko-vtoromu-etapu-izucheniya-proishozh-deniya-covid/ (дата обращения: 20.07.2021).

35 В апреле 2020 г. французский вирусолог, лауреат Нобелевской премии Люк Монтанье совершенно определенно высказался о том, что ковид не естественного происхождения, но является «работой молекулярных биологов» (URL: https://ria.ru/20200417/1570213902.html (дата обращения: 10.09.2021)). Недавняя публикация британского профессора Ангуса Дал-глиша и норвежского вирусолога Биргера Соренсена делает более чем вероятным раскрытие механизма создания нового вируса в уханьской лаборатории совместными стараниями китайских и американских «конструкторов». Основной аргумент их состоит в том, что вначале действительно взяли основу коронавируса у пещерных летучих мышей, а затем присоединили к нему новый «шип», превратив его в SARS-CoV-2, осуществляя синтез аминокислот. По словам Соренсена, аминокислоты, имея положительный заряд, могут как магнит цепляться за отрицательно заряженные клетки человеческого организма. Однако, как магниты, одинаково заряженные аминокислоты отталкиваются друг от друга, а потому в вирусах природных цепочки и из трех аминокислот встречаются редко, а из четырех (что имеет место в данном

дело не с человеческим «мировым правительством», о котором говорят многие, но с таким разумом-волей, который обнаруживает признаки сверхчеловеческой и личностной деструктивной и одновременно властной интенциональности.

Приведенные выше ее векторы — установки на «зачистку» всех традиционных идентичностей (от историко-культурных36 до биологических37), создание нового мирового порядка и «нейтрализация» религии, прежде всего христианства, — подпадают под оба этих показателя. Отрицать эту интенциональность может опять-таки только тот, кто (вспомним вновь Цицерона, но также и его последователей) мог бы поверить в возможность сложения «Анналов» Энния или «Энеиды» Вергилия из одних разбросанных по ветру букв без участия автора, а набор «Левиафана» искусностью какой-нибудь обезьяны. На мой взгляд, таковыми могли бы быть разве только люди, не способные анализировать даже очевидные причинно-следственные отношения как таковые, глубоко верующие атеисты38 или политики, которым это выгодно.

В заключение хочу от души поблагодарить петербургских коллег за стимулирование этого разговора на сверхактуальную тему. Если же они и меня отнесут к маргиналам-фундаменталистам за утверждение активной деятельности инфернальных сил в нашем мире (на Западе о них религиозные деятели говорить не решаются — очень уж «развитое» там общество, — максимум о «мировом правительстве»), то я смогу сказать, опираясь на Писание и Предание, что учение о них составляет такую же интегральную часть христианской доктрины, как учения о творении, грехопадении, Боговоплощении и Искуплении. Потому и христианская инфернология может не нравиться только в том случае, если почти и все прочее в христианстве не устраивает. Более того, сам Основатель христианства перед страданиями показал решающий симптом вызываемых ими

случае) это соединение вообще маловероятно. На эти исследования сейчас много ссылок, одна из них: URL: https://www.gazeta.ru/social/2021/05/29/13613348.shtml (дата обращения: 24.09.2021). Совсем недавно и член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института молекулярной биологии Петр Чумаков проакцентировал, что «фантастическим кажется как раз естественное происхождение, потому что нет никаких промежуточных форм от вируса, который находится в природе и заражает летучих мышей, до вируса, который циркулирует в человеческой популяции. И это все очень странно и наводит на мысль, что происхождение — искусственное». Он же подтвердил, что в мире существуют технологии для искусственного создания вирусов, а также предположил, что исследования по модификации данного вируса начали производиться в Калифорнии, но затем, по недостатку финансирования, были переведены в Ухань (см.: URL: https://lenta.ru/news/2021/07/16/proishozhd/ (дата обращения: 24.07.2021)). Если последнее предположение верно, то можно предположить и то, что в Уха-ни работала интернациональная бригада, которая могла быть переведена туда не только по финансовым причинам, но и по стратегическим — для подготовки к выборам в США 2020 г. Но все приведенные комментарии делают, мне кажется, не лишенными оснований предположение, что и новые штаммы, так же как и «исходник», могут выращиваться в лабораторных условиях. В самом деле, если уже Квантунская армия в 1940-е гг. разрабатывала биооружие (экспериментируя его и на наших военнопленных, не говоря уже о китайских), то было бы очень странно, если бы 70 лет спустя биотехнология стояла на месте.

36 См. примеч. 14, 15.

37 См. примеч. 12.

38 См. об этом явлении специальную статью: Шохин В. К. Феномен атеистического фидеизма // Труды кафедры богословия СПБ ДА. 2018. Вып. 2. С. 6-18.

болезней, сказав: Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя... (Лк 22. 31—32). Употребляемый здесь глагол oivi&Zw означает «просеивать через сито», и это действие, поскольку его осуществляет царь падших духов, направлено не на очищение зерен пшеницы, а на низвержение их и подбрасывание, подбрасывание и низвержение, а в применении к людям их трясение между отчаянием страха и кратковременными надеждами, то есть как раз то самое состояние, в котором мир держат владельцы СМИ и «дистрибьютеры» штаммов, каждый из которых искуснее и «великан-нее» каждого предыдущего, как в фольклоре. Но в благодарность коллегам я бы рекомендовал им аккуратнее трактовать не только фундаментализм, но и эсхатологическую конспирологию как таковую. Иначе им с неизбежностью придется зачислить в фундаменталисты и апостола Павла, который, как хорошо известно, специально писал, что тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (1 Фес 2. 7, ср. 3—4). Конспирология и эсхатология здесь находятся в нераздельном единстве.

Список литературы

Агаджанян А. С. Сопротивление и покорность. Вызовы пандемии, позднемодерные эпи-стемы и русский православный этос // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 39 (1). С. 12-38. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. М.: Мысль, 1975. Коллинз Р. Свидетельства в пользу тонкой настройки // Философия религии: Альманах

2008-2009 / отв. ред. В. К. Шохин. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 136-160. Суинберн Р. Существование Бога / пер. с англ. М. О. Кедрова. М.: Языки славянской культуры, 2014.

Цицерон. Философские трактаты / пер. с лат. М. И. Рижский. М.: Наука, 1985. Шохин В. К. Феномен атеистического фидеизма // Труды кафедры богословия СПБ ДА. 2018. Вып. 2. С. 6-18.

Шохин В. К. Эпистемологический и религиозный фундаментализм в перспективе интеркультурности // Философия религии: аналитические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 5-26.

Bentley R. Eight Sermons Preached at the Honourable Robert Boyle's Lecture. Cambridge:

Cornelius Crownfield, 17225. Collins R. The Teleological Argument: An Exploration of the Fine-tuning of the Cosmos // The Blackwell Companion to Natural Theology / W. L. Craig, J. P. Moreland, ed. Oxford: Blackwell, 2009. P. 202-281. Lennox J. God's Undertaker: Has Science Buried God? Oxford: Lion, 2007. Ray J. The Wisdom of God Manifested in the Works of Creation. In Two Рarts. L., 1722. Rousseau J.-J. Oevres completes. Vol. 2. P.: Furne, 1835.

Shokhin V. Natural Theology, Philosophical Theology and Illustrative Argumentation // De Gryuter Open Theology. 2016. Vol. 2. № 1. P. 804-817.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.

Vladimir Shokhin, Doctior of Sciences in Philosophy, Professor Institute of Philosophy

2021. Vol. 97. P. 123-137

DOI: 10.15382/sturI202197.123-137

of the Russian Academy of Sciences 2/1 Goncharnaya Str., Moscow

109240, Russian Federation

St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities

6/1 Likhov pereulok, Moscow

127051, Russian Federation

vladshokhin@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORCID: 0000-0002-2111-8740

Vaccinophobia, "Fundamentalism" and the Fine Tuning of the Present-Day Pandemic

Abstract: This article is a response to the paper that discloses the unwillingness to get vaccination against Covid-19 as based on the apocalyptic mentality. This topic is extended so that I analyse not only subjective but also objective reasons for the phenomenon which in the above-mentioned paper is termed vaccinophobia. I go even further and examine not only the consequences but also the cause, i.e. the pandemic itself and the various aspects of its impact on society and religion. i argue that the understanding of Covid is possible not only in the domain of doctors, sociologists, politologists, but also of theologians. I study the following main directions of its impact, i.e. being the instument used to destroy the traditional historical, cultural, and even biological identity of present-day Westerners; abnormal control over society on the pretext of caring for people, and extreme pressure on church life under the same pretext. My conclusion is that it is possible to see analogies between the fine tuning of Creation and coordination of the factors listed above in the context of the pervading purposeful set of objectives which are initially oppossed to the divine plan and are becoming more and more sophisticated. I cite opinions of prominent virusologists about the artificial origin of Covid as well as the arguments in favour of the view that the Christian teaching about hell can no longer be seen as a remnant of Middle Ages but constitutes an integral part of the Christian doctrine and fully retains validity in the present day.

Keywords: COVID, vaccinophobia, fundamentalism, alarmism, conspiracy theory, church life, teleology, rational plan, fine tuning, Christian teaching about hell.

V. Shokhin

References

Agadzhanian A. S. (2021) "Soprotivlenie i pokornost'. Vyzovy pandemii, pozdnemodernye episte-my i russkii pravoslavnyi etos" [Resistance and submission. Pandemic's challanges, epistemes of late modernity and Russian Orthodox ethos]. Gosudarstvo, religiia, tserkov'vRossiiizarube-zhom, vol. 39 (1), pp. 12-38 (in Russian).

Collins R. (2009) "The Teleological Argument: An Exploration of the Fine-tuning of the Cosmos", in W. L. Craig, J. P. Moreland (eds) The Blackwell Companion to Natural Theology, Oxford: Blackwell, pp. 202-281.

Collins R. (2010) "Evidences for Fine-Tuning", in V. K. Shokhin (ed.) Filosofiia religii: Al'manakh 2008—2009 [Philosophy of religion. Almanac of 2008-2009], Moscow: Iazyki slavianskikh kul'tur, pp. 136-160 (in Russian).

Hegel G. W. F. (1975) Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften. Bd. 1. Wissenschaft der Logik. Moscow: Mysl' (Russian translation).

Lennox J. (2007) God's Undertaker: Has Science Buried God? Oxford: Lion.

Rizhskii M. I. (ed.) (1985) Cicero. Philosophical Treatises. Moscow: Nauka.

Shokhin V. K. (2016) "Natural Theology, Philosophical Theology and Illustrative Argumentation". De Gryuter Open Theology, vol. 2, no. 1, pp. 804-817.

Shokhin V. K. (2018) "Fenomen ateisticheskogo fideizma" [The phenomenon of atheist fideism]. Trudy kafedry bogosloviia SPB DA, vol. 2, pp. 6-18 (in Russian).

Shokhin V. K. (2020) "Epistemologicheskii i religioznyi fundmamentalizm v perspektive interkul'turnosti" [Epistemological and religious fundamentalism in intercultural perspective]. Filosofiia religii: analiticheskie issledovaniia, vol. 4, no. 1, pp. 5-26 (in Russian).

Swinburne R., Kedrova M. O. (transl.) (2014) The Existence of God. Moscow: Iazyki slavianskoi kul'tury (Russian translation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.