Научная статья на тему 'В. Ю. Новикова. Особенности европейской культуры чтения от античности до современности'

В. Ю. Новикова. Особенности европейской культуры чтения от античности до современности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
84
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. Ю. Новикова. Особенности европейской культуры чтения от античности до современности»

В.Ю. Новикова

ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ*

Восприятие текстов на протяжении веков не было неизменным, но было связано с историей и культурой народов, религиозными традициями и социальными изменениями.

У древних греков текст воспринимался как информация, запечатленная для хранения навечно. Архаичные тексты писались сплошняком, без деления на отдельные слова, абзацы, без знаков препинания, поэтому только владеющий методами понимания текста - опытный декламатор, умеющий превратить мертвые слова в эффектную речь -служил для человека эпохи Античности посредником между слушателем и текстом.

Как следствие этого зарождается такая наука, как риторика, которая со временем становится учением не только о декламации изустно распространяемых текстов, но и выразительном чтении текстов записанных.

Конец V в. до н.э., конец классического периода культуры и истории Древней Греции, ознаменован двумя важными событиями в истории чтения. Во-первых, произошло разделение функций текста на чисто информативные и не предназначенные для сохранения сведений и текста, а просто для чтения.

Во-вторых, появилось чтение про себя или, вернее, для себя. Несмотря на то что афинское государство было страной поголовной

* Новикова В.Ю. Особенности европейской культуры чтения от античности до современности. - Режим доступа: М1р://суЪег1етпка.гщ/аг11с1е/п/080Ьепп081;ь еуг0реу8к0у-ки11щу-сМетуа-01-апйсЬп0811-110-80Угетепп0811 210

грамотности, такой традиции до сих пор не существовало. Изначально чтение, видимо, не было занятием уединенным, оно переняло прежние социальные функции у архаической декламации и воспринималось как форма общественной жизни.

Постепенные изменения в менталитете древних греков были связаны и с тогдашними носителями письменной информации - кодексом и свитком. Свиток, сделанный из папируса, ввозился из Египта и стоил довольно дорого, поэтому его могли себе позволить не все. Кроме этого, он требовал определенной, не слишком удобной позы, принимаемой читающим. Свиток воспринимался как способ сохранения серьезной информации.

В отличие от свитка кодекс представлял собой прототип книги (нечто вроде тетради в примитивном переплете). Он делался из пергамента, который был дешевле, и с которого можно было соскоблить написанное и записать снова. Более удобный в употреблении кодекс мог теперь содержать не только общественно значимую информацию, но сохранял за письменным текстом новую функцию - функцию развлечения читателя.

В Древнем Риме в ранний республиканский период чтение было поначалу распространено в узкой среде патрициев. Оно устраивалось как некое мероприятие в домах владельцев самых больших библиотек. Собирание книг в последние века до нашей эры в Риме было популярным хобби, получившим распространение в эпоху римских завоеваний, потому что большинство библиографических редкостей привозили из завоевательных походов. Рим на рубеже тысячелетий превращается в гигантского потребителя письменной продукции, что объясняется всеобщим распространением грамотности не только в аристократических кругах, но и среди плебса, который в это время уже начинает смешиваться с патрициями. Кроме того, правление гигантским организмом римского общества эпохи его завоевательной экспансии требует большого военного и чиновничьего аппарата, состоящего из образованных людей.

С распространением удобного кодекса увеличивается количество людей, читающих не публично, а про себя или для себя, поскольку не установлено, действительно ли чтение наедине с самим собой происходило в молчании или читающий все же проговаривал текст.

Постепенно меняется и отношение читателей к написанному. Ранее текст, предназначавшийся для сохранения информации и обнаро-

дования этой информации, воспринимался римлянами исключительно как некая истина, которую нужно сохранить в памяти как историческую данность. Записывать свои фантазии не было принято.

Но уже в эпоху упадка династии Юлиев-Клавдиев и позже кризис прежней римской идеологической модели и падение интереса к традиционной римской религии приводят к спросу на литературу не реалистическую, а сугубо развлекательную (сочинения Овидия, Апулея).

С усилением в первых веках новой эры христианского влияния появляется спрос и на новую религиозную литературу и философские трактаты. Их чтение уже воспринимается не всегда как общественная обязанность, но как интимный процесс приобщения к истине - философской или божественной.

После краха Западной Римской империи как средоточия европейской культуры начался процесс масштабной христианизации Европы. Церковь теперь берет на себя не только религиозные функции, но и функции модератора политических конфликтов, а также становится единственным масштабным источником образования и книжной культуры, естественно, религиозной. Религиозное воспитание и образование становятся неразрывно связанными, а книга, написанная на латыни, единственном общеевропейском языке, видится теперь способом познания Бога и спасения души. Неграмотность большинства власть имущих в раннем Средневековье в отличие от времен Античности приводит к установлению тех правил использования книги, которые больше устраивают церковь. Развитие умения читать вслух в средневековом образовании в это время становится еще важнее из-за установки на обучение будущих деятелей церкви отправлению службы и прозелитизму. Но начиная с VI в., в монашеской среде все больше внимания начинают уделять и чтению про себя. Отчасти это объясняется тем, что труд монахов-переписчиков, работавших над копированием и распространением религиозных книг, требовал тишины и сосредоточенности. Именно им мы обязаны постепенным грамматическим разграничениям средневековых текстов, появлением разделения текста на столбцы и абзацы, красной строки и буквицы, выделением другим цветом или стилем письма, возникновением пунктуации.

Важным явлением в Средневековье стало и новое отношение к содержанию текстов. Оно непосредственно вытекает из факта крайней ограниченности количества потребителей письменного слова.

В Средние века тексты могли читать только священники, ученые, юристы, чиновники. В более позднее время - представители городского торгово-ремесленного сословия. Для всех этих лиц чтение было необходимо лишь в силу их профессиональной принадлежности: они читали по большей степени либо религиозную, либо профессиональную литературу. За редким исключением чтение художественной литературы было занятием бессмысленным. Потратив много времени на обучение чтению, человек в Европе времен жесткой сословной системы от этого занятия не получал ни финансовой, ни социальной выгоды.

Но даже те, для кого чтение было нормой жизни, делали это не так, как сейчас. Были распространены чтения Библии вслух, в малограмотной или неграмотной аудитории не только в церкви или церковной школе, но и на светских собраниях: в замках феодальных сеньоров и городских ратушах. При этом для не знающих латынь людей содержание скрывалось за формой прочтения, и религиозный пыл слушателя зависел от риторических талантов проповедника и его умения доступно трактовать латинский текст.

В эпоху Крестовых походов при феодальных дворах юга Европы начала распространяться мода на интеллектуальные развлечения, а занесенная с Востока традиция сочинения любовной лирики под музыкальный аккомпанемент вызвала всплеск куртуазной культуры, породившей светскую литературу на национальных языках. С Востока же, кружным путем, в Европу стали возвращаться тексты античных авторов, иногда переводимые уже с арабского языка.

После перенесенной Европой в XIV в. чумы возросло количество книг, доступных для употребления теми, кто остался в живых. Это вернуло большинству грамотных вкус к чтению. Образованных европейцев становилось все больше, книга - все дороже, оформлялась все красочнее, и собственные библиотеки в домах знатных или богатых европейцев уже воспринимались как естественное явление времени.

Эпоха Возрождения с ее гуманизмом и антропоцентрическим видением мира изменила и отношение к чтению. Большую роль в этом процессе сыграло изобретение в первой половине XV в. книгопечатания в Европе. Оно, как и Черная смерть, изменило соотношение между количеством книг и желающими их прочитать. Книги стали в разы быстрее создаваться, значительно подешевели, упростился рукописный шрифт, что облегчило чтение. Появилась книга в малом формате,

что сделало ее удобной для транспортировки, ее можно стало носить с собой. Вкусы покупателей книг стали, согласно незыблемым рыночным законам, менять и сами задачи производства печатной литературы.

Уже в XVI в. считалось, что новый способ тиражирования книг сыграл ключевую роль в распространении идей Мартина Лютера. С началом пропаганды протестантизма совпали увеличение книгопечатания на национальных языках и постепенный распад прежней социальной системы. Раньше люди не могли представить себе, что грамотность и чтение могут хоть как-то изменить их жизнь, вывести за пределы определенной социальной страты. Но с началом превращения прежнего ремесленного сословия в новый класс - торговцев, банкиров - это стало возможно. Если человек образован, это дает ему неплохой жизненный старт.

Вновь расширяется круг чтения. Это теперь не только религиозные сочинения, но и светская литература разной степени серьезности. В XVIII в. Европа начинает испытывать потребность в постоянно обновляющейся официальной информации в области политики и экономики. Результатом становится появление газет, а позже журналов. Бурное развитие наук породило необходимость в совершенно новом типе книги - словаре и энциклопедии. Кроме того, возникает новый тип читателя - читателя-женщины, для которой любимым времяпрепровождением стало чтение любовных романов.

Издательский бизнес стал поразительно прибыльным, и если еще полтора века назад большая часть печатаемой литературы была духовного содержания, то в конце XVIII в. книжные прилавки заполонили любовные романы и романы ужасов. Церковное влияние на паству резко уменьшилось потому, что моралистические проповеди в чистом виде уже не имели спроса. Чтение как развлечение окончательно закрепилось в европейском обществе.

XIX век для Европы стал золотым веком чтения, последним веком, когда печатное издание пока не имело соперников в лице радио, телевидения и Интернета. Число читателей резко увеличилось за счет образования, которое в Европе могли получить практически все. Это время было благодатным веком для издателей и авторов - писателей и поэтов, которые никогда раньше не были так ценимы читающей публикой.

Но бум чтения приводит к вполне закономерному последствию: тексты вновь становятся отчетливо делимыми на серьезную и несерьезную литературу. Чтение вслух сохраняется разве что в крестьянских семьях, рабочих кружках или буржуазных семьях как некая традиция, которая идет на спад.

В ХХ в. альтернативные источники получения информации теснят текст печатный, а сама информация дешевеет и перестает быть элитарным продуктом. Новые средства передачи текстов в ХХ в. получили возможность охватывать больший объем слушателей или зрителей. Радио и телевидение заняли место, прежде занимаемое чтением вслух. Кажется, можно провести параллель современной аудитории ТВ и радио со слушателями чтецов Средних веков или XIX в.: это почти всегда или менее образованные и эрудированные или больше склонные к легкому восприятию текстов люди.

Интернет - еще одна область распространения и потребления текстов, без которой немыслим сегодняшний день. Но у печатного текста в эпоху Интернета все еще остается главное преимущество -он не требует дополнительных энергозатрат на чтение. Тем не менее электронный текст постоянно совершенствуется и в будущем вполне может сильно измениться и изменить стратегии чтения в нашей цивилизации. То, что случилось в Средние века, когда тексту стали предпочитать краткий пересказ, происходит сегодня. Пользователи часто узнают в Интернете краткое содержание, не тратя время на поиск оригинала. История чтения вслед за историей европейской цивилизации развивается циклически, эпохи варварства, духовного и идеологического давления на чтение сменяются временами прорывов, и можно надеяться, что так будет и впредь.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.