Научная статья на тему 'В. В. Розанов о феномене духовного странничества в русском сознании ХIХ В. '

В. В. Розанов о феномене духовного странничества в русском сознании ХIХ В. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
157
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семенюк Антон Павлович

Статья посвящена отдельному эпизоду многовековой духовной традиции ухода от мира в русской культуре, западным аналогом которой может послужить разве что мотив «духовных скитаний» в европейском романтизме XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.V. Rozanov about phenomenon of a spiritual wandering in Russian consciousness ofXIX century

The article is dedicated to one episode оf spiritual tradition to leave the world in Russian culture. It is western equivalent of this matter is a tune of spiritual wandering in European romanticism of XIX century.

Текст научной работы на тему «В. В. Розанов о феномене духовного странничества в русском сознании ХIХ В. »

А.П. Семенюк

В.В. РОЗАНОВ О ФЕНОМЕНЕ ДУХОВНОГО СТРАННИЧЕСТВА В РУССКОМ СОЗНАНИИ XIX в.

Статья посвящена отдельному эпизоду многовековой духовной традиции ухода от мира в русской культуре, западным аналогом которой может послужить разве что мотив «духовных скитаний» в европейском романтизме XIX в.

В раннем труде Розанова «О понимании», содержащем описание чистых сущностей, помимо прочих категорий разума, разбору подлежит оппозиция становления-изменения. Розанов убедительно показывает, что сущность изменения как такового не в происшедшем, осуществленном, а в различии, т.е. в самой процессуальности. «Изменение есть возникновение в чем-либо различия», определяет он [1. С. 160]. За этими размышлениями просматривается неприятие Розановым разнообразных модных западных и отечественных теорий своей эпохи, предлагающих различные вариации идеи социального рая на земле. Ожидание, что процесс какого бы то ни было «странничества» может привести к устроению судеб человечества на земле и вообще к каким-либо определенным результатам, Розанов считал главным заблуждением уходящего XIX в. Цель галки «в том, чтобы слететь с крыши, а не в том, куда она прилетит» [2. С. 590].

Уже в книге «О понимании» Розанов перешел от механического мировоззрения, от идеи счастья, воспринятой у Дж. Милля, к идее понимания как органическому мировоззрению, выступая, таким образом, против нигилистического духа своего времени. В юности Розанов разделял повальный нигилизм своих современников, почитая кумирами западных и доморощенных позитивистов, рационалистов, нигилистов Белинского, Добролюбова, Милля, Конта и пр. Поколению русских людей 60-70-х гг. было свойственно отсутствие чувства реального, оторванности от «здешней» предлежащей данности, насущной действительности. Помыслы их были разлучены с бытовой стороной существования и поглощены чтением литературы, уводящей их в мир мечтаний. В прочитанных книгах, главным образом, они черпали понятия о жизни, пренебрегая опытом наличного бытия. Розанов впоследствии развенчивает мировоззрение своего бывшего любимца Милля. «Можно предполагать, что эта же необходимость заставила Милля усомниться: “Буду ли я лично счастлив, если будут осуществлены в человечестве все перемены, которые я нахожу полезными”. Но чрезвычайно тяжелое чувство, которое он испытал при этом и которое можно назвать утратой вкуса к действительности, в обществе, принявшем идею счастья за верховный принцип для себя, будет испытываться и каждым: тогда кто же будет счастлив?» [3. С. 6].

А еще позднее Розанов разоблачает и Белинского, называя его «Лютером русской истории», что в роза-новских понятиях отнюдь не означало похвалы. Белинский, собственно, оказался глубоко «антинатураль-ным» человеком, у которого «одни идеи», «одни книги», хотя и о жизни, но только «одни схемы» и «одни понятия о жизни» [2. С. 504]. Историческая роль Белинского, несмотря на узость практического опыта и короткую жизнь, была огромной. Оказалось, что россий-

ское общество училось жить у того, кто сам жизни не знал, кто по своей сути был книжником. Розанов подчеркивает, что действительность была «просто не нужна ему, не интересна, а интересны были только книги и те идеи, на которые эти книги его наводили» [Там же].

Ранняя розановская система взглядов также включала в себя опыт прочтения Достоевского. Достоевский имеет особое положение и особое предназначение в розанов-ской мифологии русской литературы. Романы Достоевского в существенной степени конституировали мирочув-ствование и самоощущение Розанова. Исследователь С. Носов вообще определяет вторую большую розанов-скую книгу «Легенда о Великом Инквизиторе» как художественно-философское повествование по мотивам творчества Достоевского. «Минуя, в общем-то, вопрос об углах преломления действительности в творчестве Достоевского, Розанов воспринимает художественный мир Достоевского как саму первичную реальность бытия, осязая и отражая которую создает - частично и ненаправленно, бессознательно, конечно, - некий второй этаж литературно-философского творчества: пишет о своем переживании творчества Достоевского как о переживании материальной данности жизни» [4. С. 55].

Розанов размышлял над текстами Достоевского непрестанно, обращаясь к ним почти во всех своих значительных работах, ассоциируя себя с его героями и пытаясь изжить, побороть в себе «русского мальчика». В заслугу Достоевскому он ставил открытие процесса мышления самого по себе, внутреннего мира человека в русской литературе. Достоевский и Толстой, как считал Розанов, сильно «разрыхлили», углубили душевные проявления, мышление, психологию и язык русского народа. Эти процессы протекали взаимосвязанно. Литература, отталкиваясь от действительности, влияла на последнюю и изменяла ее в обратном порядке. Достоевский расширил границы исторического и реального в своих романах, совсем в соответствии с одной сентенцией раннего Розанова: «Истинно сознаваемое шире истинно существующего» [1. С. 56], и перефразируя: мир, заключенный в воображении человека, шире мира, лежащего вне его. Все персонажи Достоевского имеют отражения в реальной жизни: Петруша Верховенский - Нечаев, Степан Трофимович - Грановский, Кармазинов - Тургенев и пр.

Исторический тип, введённый Достоевским в осознанность, являет картину русской жизни второй половины XIX столетия. Это длинный ряд лиц - Алёша и Иван, князь Мышкин, Версилов и т. д. Сам Достоевский дает этому типу емкое определение «русские мальчики». Основные черты и признаки «русских мальчиков» - навязчивые «идеи-фантомы», преследующие и губящие их, «бегство в чтение», «мышление, ни с чем не связанное», «ни от чего не зависящее», «не тяго-

теющее ни к чему» реальному, психологические качества - «неприкаянности», тревоги, тоски, скуки, брезгливости к существованию, избыток воображения [2. С. 577]. «Их царапала и “оскорбляла”, в сущности, всякая действительность не оттого, что она была дурна, а оттого, что она была не воздушна и слишком тяжело ложилась на их существо, как бы сделанное все из воздуха, мечты и воображения» [Там же].

Достоевский находил эти черты также и за пределами своего творчества - Алеко в пушкинских «Цыганах», например, герои Лермонтова и Гоголя, даже несмотря на то, что они и не имели непосредственного, прямого отношения к теме «тоскующих мальчиков» [5]. Розанов, по примеру Достоевского, находит признаки «духовного странничества» в речах толстовского Левина, в гоголевской «Шинели» и в самой исторической реальности, например, в том, как повела себя русская аристократия и консервативная часть русской интеллигенции в 1905 г. и т. д.

Повсюду разыскивая «русских мальчиков», Розанов существенно расширяет значение метафоры Достоевского. Если для Достоевского «странничество», «отвлеченность» - это, прежде всего, явления, приравниваемые к «книжности» второй половины XIX в., связанные с ростом образованного класса и уходящие истоками к петровской эпохе, то в понимании Розанова это понятие приобретает глубинный метафизический смысл. «Достоевский все явление связывает с реформою Петра Великого, “оторвавшего общество от народа”. Но это - явная ошибка. Аналогичные “бегуны” были у нас до Петра. На самом деле, пойдя не “от Петра”, а выражая черту русского духа, они не исчезнут вовсе и никогда. И... либо разрушат русскую державу, определенный строй, кристалл русской жизни, или... может быть, занесут его куда-нибудь в небо. Дело в том, что тут много и “монгольщины”, и “святой души”» [2. С. 579]. История «русских мальчиков», всего поколения, подверженного нигилизму, превращается тем самым в отдельный эпизод исконного русского странничества. Возведенное Розановым в статус метафизической категории странничество, таким образом, становится неотъемлемым формообразующим элементом русского сознания. Более того, странничество может иметь всечеловеческое значение, в котором человечество разделяется на две основные категории: с органическим мировоззрением и с антинатуральным, искусственным мировоззрением. Первый тип особенно присущ человечеству на ранних ступенях развития. Второй - более распространен на поздних стадиях мировой цивилизации. «Подобным же образом жизнь природы в отдаленные эпохи, когда она была еще близка к своей причине и не раздроблена, как теперь, во множестве разнообразнейших форм, - эта жизнь, несомненно, отличалась неизмеримо большею энергиею... В этом же, быть может, скрывается объясне-

ние и меньшей долговечности, и меньшей духовной силы в новых народах сравнительно с древними, и среди них -у новых поколений в сравнении с поколениями отжившими» [1. С. 237].

К людям с органическим восприятием действительности в розановской типологии относятся Гёте и Пушкин, с неорганическим - Конт, Милль, Гоголь, Соловьев, Толстой, большинство современников нигилистов и декадентов. Гёте и Пушкина характеризует универсализм мировосприятия, ощущение полноты бытия. В то время как Гоголь, Соловьев, Толстой воспринимают жизнь отвлеченно, с вытекающими из этого пренебрежением и брезгливостью к действительности. Для них характерна форма страдания в отношениях с окружающей средой.

Чувство потери действительности началось не с «русских мальчиков», уточняет Розанов, психологически оно началось с Гоголя. Гоголь был потусторонен, генетически не мог принадлежать жизни и воспевать её. Экзистенция Гоголя погружена в мистический мир, перешагнув через действительность, Гоголь стал нигилистом до самих нигилистов. «Ни один политик и ни один политический писатель в мире не произвёл в “политике” так много, как Гоголь» [7. С. 220].

Фигурирует в списке Розанова и Толстой, истинное значение духовного странничества которого состояло в несовместимости его этических представлений с подлинной ценностью жизни. «Природа всегда более неисповедимая тайна, чем разум человеческий. Толстой был - разум. А история и Церковь - это природа» [2. С. 56].

Философию Владимира Соловьева Розанов понимает как нелепую несвоевременную попытку возрождения монашеской аскетической практики ухода от мира. «Вл. Соловьев очертил свое историческое положение -как человека в момент какого-то исторического излома, в котором ему самому больно, где он занял некрасивое и неестественное положение и не может из него ни рвануться назад, ни рвануться вперед» [2. С. 68]. Соловьев был типичным духовным скитальцем, его отвлеченная философия растворилась «в пустынности, в безмолвии нашего исторического бытия. Всё - безосновательно, всё безбытийственно пока у нас...» [Там же].

Розанов считал духовное странничество XIX в. симптомом глубокой болезни русского общества, двигающегося к своему распаду, рассредоточению своего духовного фокуса [6]. Было ли странничество «железного» века настоящей причиной кризиса начала ХХ в., было ли оно, с другой стороны, первичным в своем роде явлением в русской духовной жизни или возобновлением чего-то более древнего, укорененного в национальном подсознании, оставим эти вопросы открытыми для возможных последующих исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. РозановВ.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. СПб.: Наука. 1994. 540 с.

2. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995. 734 с.

3. Розанов В.В. Цель человеческой жизни. М.: Прогресс-Культура, 1994. Режим доступа: //http//www.wco.ru/biblio/books/rozanov 1/main. htm

4. Носов С.Н. В.В. Розанов. Эстетика свободы. СПб.: Logos; Дюссельдорф: Голубой всадник. 1993. 208 с.

5. Достоевский Ф.М. Пушкин // Собрание сочинений: В 10 т. М.: Художественная литература, 1958. Т. 10. 624 с.

6. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М.: Искусство, 1990. 605 с.

7. Розанов В.В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990. 543 с.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 9 октября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.