А.П. Семенюк
В.В. РОЗАНОВ О ФЕНОМЕНЕ ДУХОВНОГО СТРАННИЧЕСТВА В РУССКОМ СОЗНАНИИ XIX в.
Статья посвящена отдельному эпизоду многовековой духовной традиции ухода от мира в русской культуре, западным аналогом которой может послужить разве что мотив «духовных скитаний» в европейском романтизме XIX в.
В раннем труде Розанова «О понимании», содержащем описание чистых сущностей, помимо прочих категорий разума, разбору подлежит оппозиция становления-изменения. Розанов убедительно показывает, что сущность изменения как такового не в происшедшем, осуществленном, а в различии, т.е. в самой процессуальности. «Изменение есть возникновение в чем-либо различия», определяет он [1. С. 160]. За этими размышлениями просматривается неприятие Розановым разнообразных модных западных и отечественных теорий своей эпохи, предлагающих различные вариации идеи социального рая на земле. Ожидание, что процесс какого бы то ни было «странничества» может привести к устроению судеб человечества на земле и вообще к каким-либо определенным результатам, Розанов считал главным заблуждением уходящего XIX в. Цель галки «в том, чтобы слететь с крыши, а не в том, куда она прилетит» [2. С. 590].
Уже в книге «О понимании» Розанов перешел от механического мировоззрения, от идеи счастья, воспринятой у Дж. Милля, к идее понимания как органическому мировоззрению, выступая, таким образом, против нигилистического духа своего времени. В юности Розанов разделял повальный нигилизм своих современников, почитая кумирами западных и доморощенных позитивистов, рационалистов, нигилистов Белинского, Добролюбова, Милля, Конта и пр. Поколению русских людей 60-70-х гг. было свойственно отсутствие чувства реального, оторванности от «здешней» предлежащей данности, насущной действительности. Помыслы их были разлучены с бытовой стороной существования и поглощены чтением литературы, уводящей их в мир мечтаний. В прочитанных книгах, главным образом, они черпали понятия о жизни, пренебрегая опытом наличного бытия. Розанов впоследствии развенчивает мировоззрение своего бывшего любимца Милля. «Можно предполагать, что эта же необходимость заставила Милля усомниться: “Буду ли я лично счастлив, если будут осуществлены в человечестве все перемены, которые я нахожу полезными”. Но чрезвычайно тяжелое чувство, которое он испытал при этом и которое можно назвать утратой вкуса к действительности, в обществе, принявшем идею счастья за верховный принцип для себя, будет испытываться и каждым: тогда кто же будет счастлив?» [3. С. 6].
А еще позднее Розанов разоблачает и Белинского, называя его «Лютером русской истории», что в роза-новских понятиях отнюдь не означало похвалы. Белинский, собственно, оказался глубоко «антинатураль-ным» человеком, у которого «одни идеи», «одни книги», хотя и о жизни, но только «одни схемы» и «одни понятия о жизни» [2. С. 504]. Историческая роль Белинского, несмотря на узость практического опыта и короткую жизнь, была огромной. Оказалось, что россий-
ское общество училось жить у того, кто сам жизни не знал, кто по своей сути был книжником. Розанов подчеркивает, что действительность была «просто не нужна ему, не интересна, а интересны были только книги и те идеи, на которые эти книги его наводили» [Там же].
Ранняя розановская система взглядов также включала в себя опыт прочтения Достоевского. Достоевский имеет особое положение и особое предназначение в розанов-ской мифологии русской литературы. Романы Достоевского в существенной степени конституировали мирочув-ствование и самоощущение Розанова. Исследователь С. Носов вообще определяет вторую большую розанов-скую книгу «Легенда о Великом Инквизиторе» как художественно-философское повествование по мотивам творчества Достоевского. «Минуя, в общем-то, вопрос об углах преломления действительности в творчестве Достоевского, Розанов воспринимает художественный мир Достоевского как саму первичную реальность бытия, осязая и отражая которую создает - частично и ненаправленно, бессознательно, конечно, - некий второй этаж литературно-философского творчества: пишет о своем переживании творчества Достоевского как о переживании материальной данности жизни» [4. С. 55].
Розанов размышлял над текстами Достоевского непрестанно, обращаясь к ним почти во всех своих значительных работах, ассоциируя себя с его героями и пытаясь изжить, побороть в себе «русского мальчика». В заслугу Достоевскому он ставил открытие процесса мышления самого по себе, внутреннего мира человека в русской литературе. Достоевский и Толстой, как считал Розанов, сильно «разрыхлили», углубили душевные проявления, мышление, психологию и язык русского народа. Эти процессы протекали взаимосвязанно. Литература, отталкиваясь от действительности, влияла на последнюю и изменяла ее в обратном порядке. Достоевский расширил границы исторического и реального в своих романах, совсем в соответствии с одной сентенцией раннего Розанова: «Истинно сознаваемое шире истинно существующего» [1. С. 56], и перефразируя: мир, заключенный в воображении человека, шире мира, лежащего вне его. Все персонажи Достоевского имеют отражения в реальной жизни: Петруша Верховенский - Нечаев, Степан Трофимович - Грановский, Кармазинов - Тургенев и пр.
Исторический тип, введённый Достоевским в осознанность, являет картину русской жизни второй половины XIX столетия. Это длинный ряд лиц - Алёша и Иван, князь Мышкин, Версилов и т. д. Сам Достоевский дает этому типу емкое определение «русские мальчики». Основные черты и признаки «русских мальчиков» - навязчивые «идеи-фантомы», преследующие и губящие их, «бегство в чтение», «мышление, ни с чем не связанное», «ни от чего не зависящее», «не тяго-
теющее ни к чему» реальному, психологические качества - «неприкаянности», тревоги, тоски, скуки, брезгливости к существованию, избыток воображения [2. С. 577]. «Их царапала и “оскорбляла”, в сущности, всякая действительность не оттого, что она была дурна, а оттого, что она была не воздушна и слишком тяжело ложилась на их существо, как бы сделанное все из воздуха, мечты и воображения» [Там же].
Достоевский находил эти черты также и за пределами своего творчества - Алеко в пушкинских «Цыганах», например, герои Лермонтова и Гоголя, даже несмотря на то, что они и не имели непосредственного, прямого отношения к теме «тоскующих мальчиков» [5]. Розанов, по примеру Достоевского, находит признаки «духовного странничества» в речах толстовского Левина, в гоголевской «Шинели» и в самой исторической реальности, например, в том, как повела себя русская аристократия и консервативная часть русской интеллигенции в 1905 г. и т. д.
Повсюду разыскивая «русских мальчиков», Розанов существенно расширяет значение метафоры Достоевского. Если для Достоевского «странничество», «отвлеченность» - это, прежде всего, явления, приравниваемые к «книжности» второй половины XIX в., связанные с ростом образованного класса и уходящие истоками к петровской эпохе, то в понимании Розанова это понятие приобретает глубинный метафизический смысл. «Достоевский все явление связывает с реформою Петра Великого, “оторвавшего общество от народа”. Но это - явная ошибка. Аналогичные “бегуны” были у нас до Петра. На самом деле, пойдя не “от Петра”, а выражая черту русского духа, они не исчезнут вовсе и никогда. И... либо разрушат русскую державу, определенный строй, кристалл русской жизни, или... может быть, занесут его куда-нибудь в небо. Дело в том, что тут много и “монгольщины”, и “святой души”» [2. С. 579]. История «русских мальчиков», всего поколения, подверженного нигилизму, превращается тем самым в отдельный эпизод исконного русского странничества. Возведенное Розановым в статус метафизической категории странничество, таким образом, становится неотъемлемым формообразующим элементом русского сознания. Более того, странничество может иметь всечеловеческое значение, в котором человечество разделяется на две основные категории: с органическим мировоззрением и с антинатуральным, искусственным мировоззрением. Первый тип особенно присущ человечеству на ранних ступенях развития. Второй - более распространен на поздних стадиях мировой цивилизации. «Подобным же образом жизнь природы в отдаленные эпохи, когда она была еще близка к своей причине и не раздроблена, как теперь, во множестве разнообразнейших форм, - эта жизнь, несомненно, отличалась неизмеримо большею энергиею... В этом же, быть может, скрывается объясне-
ние и меньшей долговечности, и меньшей духовной силы в новых народах сравнительно с древними, и среди них -у новых поколений в сравнении с поколениями отжившими» [1. С. 237].
К людям с органическим восприятием действительности в розановской типологии относятся Гёте и Пушкин, с неорганическим - Конт, Милль, Гоголь, Соловьев, Толстой, большинство современников нигилистов и декадентов. Гёте и Пушкина характеризует универсализм мировосприятия, ощущение полноты бытия. В то время как Гоголь, Соловьев, Толстой воспринимают жизнь отвлеченно, с вытекающими из этого пренебрежением и брезгливостью к действительности. Для них характерна форма страдания в отношениях с окружающей средой.
Чувство потери действительности началось не с «русских мальчиков», уточняет Розанов, психологически оно началось с Гоголя. Гоголь был потусторонен, генетически не мог принадлежать жизни и воспевать её. Экзистенция Гоголя погружена в мистический мир, перешагнув через действительность, Гоголь стал нигилистом до самих нигилистов. «Ни один политик и ни один политический писатель в мире не произвёл в “политике” так много, как Гоголь» [7. С. 220].
Фигурирует в списке Розанова и Толстой, истинное значение духовного странничества которого состояло в несовместимости его этических представлений с подлинной ценностью жизни. «Природа всегда более неисповедимая тайна, чем разум человеческий. Толстой был - разум. А история и Церковь - это природа» [2. С. 56].
Философию Владимира Соловьева Розанов понимает как нелепую несвоевременную попытку возрождения монашеской аскетической практики ухода от мира. «Вл. Соловьев очертил свое историческое положение -как человека в момент какого-то исторического излома, в котором ему самому больно, где он занял некрасивое и неестественное положение и не может из него ни рвануться назад, ни рвануться вперед» [2. С. 68]. Соловьев был типичным духовным скитальцем, его отвлеченная философия растворилась «в пустынности, в безмолвии нашего исторического бытия. Всё - безосновательно, всё безбытийственно пока у нас...» [Там же].
Розанов считал духовное странничество XIX в. симптомом глубокой болезни русского общества, двигающегося к своему распаду, рассредоточению своего духовного фокуса [6]. Было ли странничество «железного» века настоящей причиной кризиса начала ХХ в., было ли оно, с другой стороны, первичным в своем роде явлением в русской духовной жизни или возобновлением чего-то более древнего, укорененного в национальном подсознании, оставим эти вопросы открытыми для возможных последующих исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. РозановВ.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. СПб.: Наука. 1994. 540 с.
2. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995. 734 с.
3. Розанов В.В. Цель человеческой жизни. М.: Прогресс-Культура, 1994. Режим доступа: //http//www.wco.ru/biblio/books/rozanov 1/main. htm
4. Носов С.Н. В.В. Розанов. Эстетика свободы. СПб.: Logos; Дюссельдорф: Голубой всадник. 1993. 208 с.
5. Достоевский Ф.М. Пушкин // Собрание сочинений: В 10 т. М.: Художественная литература, 1958. Т. 10. 624 с.
6. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М.: Искусство, 1990. 605 с.
7. Розанов В.В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990. 543 с.
Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 9 октября 2007 г.