А .М . КАСЬЯНОВ A .M . KASIANOV
В СВУ НАЗРЕЛА ПРОБЛЕМА «ВОЕНИЗАЦИИ»
AT SUVOROV MILITARY SCHOOLS THERE IS THE PROBLEM OF «MILITARISATION»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
PRACTICAL REALISATION OF THE MILITARY COMPONENT IN THE EDUCATIONAL PROGRAMME OF MOSCOW SUVOROV MILITARY SCHOOL: EXPERIENCE AND PROBLEMS
Сведения об авторе. Александр Касьянов — начальник Московского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации, генерал-майор, доктор исторических наук, член Российской академии наук, член Академии военных наук Российской Федерации.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации военной составляющей в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ в рамках урочной, внеурочной деятельности и в сфере воспитательной работы. Выявлена и обоснована необходимость введения военной составляющей не только в основную образовательную программу, но и в область организации повседневной деятельности обучающихся. В статье обобщается практический опыт «военизации» суворовского образования для формирования суворовца как будущего кадрового военнослужащего. Автор подчеркивает целесообразность продолжения интегрированного внедрения военных знаний в различные предметные области и сферу дополнительного образования.
Ключевые слова. Военная составляющая, довузовские образовательные учреждения, урочная и внеурочная деятельность, основная образовательная программа, военизация, кадровый военнослужащий.
Information about the author. Alexander Kasianov — the Head of Moscow Suvorov Military School of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Major-General, doctor of Historical Sciences, the member of the Russian Academy of Sciences, the member of the Russian Academy of Military Sciences.
Summary. The questions of realisation of the military component in pre-university educational institutions of the Ministry of Defence of the Russian Federation in curricular and extracurricular activities as well as in pedagogical sphere are considered in the article. The necessity of the military component introduction not only into the principal educational programme, but also into the area of the organization of daily activities is revealed and proved. Practical experience of «militarization» in Suvorov Military School in order to form a suvorovite as the future regular officer is generalized in the article. The author emphasizes the expediency to continue the integrated introduction of the military knowledge into various subject fields and into the sphere of supplementary education.
Keywords. Military component, pre-university educational institutions, curricular and extracurricular activities, principal educational programme, militarization, regular officer.
Несмотря на частоту обращения к данной теме, смею утверждать, что в ближайшие годы актуальность привития воспитанникам суворовских, нахимовских, кадетских училищ и корпусов вкуса к военной службе не только не будет снижаться, а будет возрастать . Россия,
как это следует из последних международных событий, стала костью в горле для государств, претендующих на главенство в мире, и тем самым обязана менять парадигму обеспечения своей собственной безопасности Думаю, подойдет время, когда расширение сети уч-
реждений военного образования приведет к реальному включению в нее первичного звена подготовки военных кадров в лице общеобразовательных организаций со специальными наименованиями. И наработки в этой сфере — это дело уже сегодняшнего дня.
^ ■ = 1 =г нь *: 1г;
; 1 1 ТЩ52 я
Надо признать, что до настоящего времени суворовские и однотипные с ними училища не восстановились в полной мере в той части образовательного процесса, которая непосредственно воздействовала на подготовку будущего военного профессионала. По темам, непосредственно сопряженным с профессией военного, работали, как говорится, на любительских началах.
Теперь нами получено реальное право вычленять тематику основ военной подготовки в учебных планах . В своем училище мы включили за счет училищного компонента в учебный план для 8-го, 9-го и 11-го классов 35 часов учебных занятий и 70 часов для десятых учебных классов . Исследованиями, проведенными в рамках выполнения поручения руководителя Учебно-методического объединения довузовских образовательных организаций Минобороны России, и согласно плану работы секции УМО № 2 установлено, что в большинстве училищ и кадетских корпусов на изучение ОВП выделяется по 35 часов Разница есть только в том, что где-то оно ведется уже в 5-8-х, а где-то — начиная со старших классов. Здесь нужно соответствующее рекомендательное решение органа управления военным образованием.
Однако немалый, если не основной резерв того, что касается военной составляющей, лежит и в других, кроме основной образовательной программы, сферах
учебно-воспитательной деятельности
Хотелось бы отметить значение интегрированного внедрения военных знаний в предметную область гуманитарных и естественных научных дисциплин .
показные уроки, конкурсы, коммуникационные средства и живой обмен опытом Пользу приносит определение в качестве ведущего звена в междисциплинарном взаимодействии отдельной дисциплины ОБЖ и ОВП.
Здесь надо учитывать то обстоятельство, что преподавателями в наши учебные заведения приходят в основном не из сферы военного образования . Многие педагоги не владеют не только военными познаниями, но и военной терминологией . В своем училище мы пытаемся решить этот пробел путем организации методической помощи в овладении педагогами приемами увязывания учебного материала по предмету с примерами его использования в военной профессии
Арсенал возможностей решения этой задачи известен Но наиболее эффективными и прижившимися на практике оказались целевые методические разработки, проектная деятельность,
Откровенно говоря, я завидую тем дружественным нашим училищам и кадетским корпусам, которые имеют возможность приобщать воспитанников к военному делу организацией полевых выходов на собственной учебно-материальной базе
Тем не менее мы тоже не стояли на месте При поддержке главкомата Сухопутных войск училищу вернули участок учебного центра Военного института (филиала общевойсковой академии) . При этом его содержание оставлено за балансодержателем
В прошлом году территория участка и полевой городок приведены в порядок, и в июне проведен двухне-
1 нм д^ьу: уугугт
ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
дельный лагерный сбор со история Российской армии
всеми присущими ему эле- и традиции офицерского
ментами, включая боевые корпуса. В системе допол-
стрельбы. В этом году мы нительного образования
расширяем формат и в пе- реализуется учебная про-
риод ожидания результатов грамма «Как наши предки
ОГЭ проведем полевой вы- воевали», рассчитанная на
ход для девятиклассников . суворовцев от 5-го до 7-го
Подготовка уже началась: учебных классов . издан приказ, определены Уже к сегодняшнему дню задачи и сроки их выполне- у нас имеются наработки ния. Не преувеличивая, от- в выполнении задачи, помечу, что даже период под- ставленной Министром готовки к полевому выходу обороны, по организации имеет положительное воз- изучения воспитанниками действие на настроение и автодела. Ранее реализу-поведение суворовцев . Тем емый учебный план под более, что по договоренно- наименованием «Дорога сти с руководством инсти- без опасности» мы допол-тута мы даем возможность нили вопросами изучения воспитанникам перед по- материальной части автолевым сбором выполнить транспортных средств При упражнения начальных поддержке председателя стрельб из АК-74, а во время ДОСААФ генерал-полков-полевого выхода выполняем ника Александра Петровича зачетные стрельбы . Колмакова и по договорен-Два года назад мы со- ности с руководством Мо-здали творческое объедине- сковской региональной ние в форме «Клуба будущих организации ДОСААФ сфор-командиров», где во внеу- мирована группа суворов-рочное время проводятся цев старших классов для мероприятия по освоению прохождения полного курса первичных навыков руко- подготовки водителей с вы-водства воинскими под- дачей справки о допуске к разделениями, изучается экзаменам в органах ГАИ.
Существует также система опосредованного воздействия на формирование суворовца как будущего кадрового военнослужащего . Она включает в себя тематически оформленные участки территории и учебных площадей. Имеется класс военно-профессионального ориентирования в составе Центра психологической работы. Элементами анализа и корректировки поведения военнослужащего при выполнении учебно-боевых задач оснащен недавно оборудованный электронный тир . Таким образом, практические звенья военной составляющей увязываются в единую схему, компенсирующую существующие несоответствия между возможностями планового обучения суворовцев основам военной подготовки и задачей привить им знания, навыки и умения, необходимые для обучения на последующей ступени военного образования
Во всем комплексе учебных, воспитательных, управленческих и иных мер, воздействующих на формирование выпускника как будущего профессионала военной, да и другой государственной службы, решающая роль принадлежит тем, кто находится рядом с ним в течение всего периода обучения Отсюда вытекает необходимость увеличения среди постоянного состава тех, кто сам обладает соответствующим военно-профессиональным опытом, являет собой пример чести и достоинства
Не смешивая функции преподавателя и воспитателя, мы взяли курс на то, чтобы последние по своему месту в училищном сообществе становились педагогическими наставниками, профессионалами прежде всего в сфере воинского воспитания. На это нацелена работа по подбору и расстановке кадров Внедрена система профессионально-должностной подготовки . Не скрою, что в интересах преодоления разрыва между предназначением и реальной способностью работать с людьми с некоторыми из воспитателей и педагогов пришлось расстаться .
Параллельно велся поиск наиболее рационального использования имеющихся кадровых ресурсов в обеспечении единства учебной и воспитательной деятельности. Должностными инструкциями удалось приблизить обязанности педагогов-организаторов к тем задачам, которые сегодня в линейных подразделениях, в том числе вузовской системы, решают заместители по работе с личным составом В каждом учебном классе выделен воспитатель с функциями классного руководителя Таким образом, в основном преодолено то, что называется пересечением функций воспитателей, а воспитательный компонент образовательного процесса приобрел уровневый, ступенчатый характер
Вряд ли можно рассчитывать на то, что дефицит в кадрах, готовых к работе в системе довузовского обра-
зования, будет закрыт в ближайшее время . А это означает необходимость выстраивания системы, воздействующей на профессиональный рост постоянного состава, в том числе с учетом возрастания роли военной составляющей функционирования довузовских образовательных организаций Речь идет о целесообразности целевой переподготовки кадров с определением базового военно-учебного заведения и выделением целевого финансирования Нельзя также считать нормальной ситуацию, когда одинаковые по размерам должностные оклады установлены для всех категорий воспитателей от учебного класса (взвода) до учебного курса (роты) Не лишним было бы посмотреть и на возможность осуществления специальных мер по моральному стимулированию труда тех, кто посвятил себя делу подготовки будущих военных профессионалов Почему бы, к примеру, не расширить практику присвоения лучшим очередных воинских званий или ввести компенсацию за приобретаемую воен-
ную форму одежды? Словом, подумать над существенным повышением авторитета труда военных педагогов и воспитателей
В частности, в требованиях стандарта к портрету выпускника отсутствует упоминание о результатах освоения образовательной программы ОВП Не разработан единый учебно-методический комплекс по «Основам военной подготовки» . Пока в преподавании ОВП приходится довольствоваться учебными программами в авторском исполнении
И еще . Нам нужны единые подходы к преподаванию ОВП во всех довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны, и прежде всего по объему, содержанию и срокам
Прослеживается необходимость иметь двухуровневые учебные программы: инвариантную, т.е . постоянную (видимо, это общевойсковая подготовка), и вариантную часть (особенности подготовки по видам Вооруженных Сил и родам войск) .