Научная статья на тему '«в стороне от труда, человечности и мысли»: персонаж, противопоставленный «Разинскому типу», в прозе В. Шукшина'

«в стороне от труда, человечности и мысли»: персонаж, противопоставленный «Разинскому типу», в прозе В. Шукшина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
250
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«РАЗИНСКИЙ ТИП» / АНТИГЕРОЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / АРХЕТИП / "RAZIN TYPE" / "ANTIHERO" / NATIONAL CHARACTER: ARCHETYPE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гончаров Петр Андреевич

Шукшинский «антигерой» различными своими свойствами и параметрами «напоминает» о Степане Разине и потому еще ярче противостоит «разинскому типу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AWAY FROM WORK, HUMANITY AND THOUGHT: CHARACTER OPPOSED TO RAZIN TYPE IN SHUKSHIN'S PROSE

Shukshin's antihero for his various properties and parameters is like Stepan Razin and therefore more clearly opposed to Razin type.

Текст научной работы на тему ««в стороне от труда, человечности и мысли»: персонаж, противопоставленный «Разинскому типу», в прозе В. Шукшина»

УДК 821.161.1-3

«В СТОРОНЕ ОТ ТРУДА, ЧЕЛОВЕЧНОСТИ И МЫСЛИ»: ПЕРСОНАЖ, ПРОТИВОПОСТАВЛЕННЫЙ «РАЗИНСКОМУ ТИПУ»,

В ПРОЗЕ В. ШУКШИНА

© Петр Андреевич ГОНЧАРОВ

Мичуринский государственный педагогический институт, г. Мичуринск, Тамбовская область, Российская Федерация, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой литературы, проректор по научной работе, e-mail: GoncharovPA@yandex.ru

Шукшинский «антигерой» различными своими свойствами и параметрами «напоминает» о Степане Разине и потому еще ярче противостоит «разинскому типу».

Ключевые слова: «разинский тип»; антигерой; национальный характер; архетип.

Герой «разинского типа» предполагает присутствие в прозе В. Шукшина противопоставленного этому типу «антигероя». Здесь В. Шукшин оказывается в рамках свойственных русской культуре оппозиций. Богатырь в русской былине не реализует свое богатырство без противника, врага, соперника, «поединщика». Существование «ра-зинского типа» само по себе предполагает присутствие в художественном мире В. Шукшина типа противоположного по своей сути, композиционно противопоставленного в рамках всего его литературного творчества.

Здесь необходимо оговориться, что в понятие «антигероя» мы вкладываем смысл не столько связываемый с «подчеркнутым» лишением персонажа «героических черт» [1], сколько со смысловой и структурной противопоставленностью «герою», его аксиологии и идеологии. Шукшинский «антигерой» различными своими свойствами и параметрами «напоминает» о Разине и потому еще ярче противостоит «разинскому типу».

Так, нами уже отмечалось, что сорок лет -роковой возраст для Разина и героев «разин-ского типа», черта, за которой стоят смерть

или значимые свершения [2]. Разинский возраст оказывается роковым не только для симпатичных В. Шукшину героев. Однако в героях противопоставленного разинскому типа эта лиминальность сорокалетия вполне может обернуться лишь большим конфузом. В рассказе «Ораторский прием» (1971) главному персонажу столько же: «Щиблетов Александр Захарович - сорокалетний мужчина, из первых партий целинников» [3]. Но именно роковое сорокалетие толкает героя к его неловкому поступку, к попытке вознестись в бюрократическом ораторском порыве над лесорубами: вероятно, он полагает, что в его возрасте это последняя возможность для старта начальственной карьеры. «Антиразин-ское» начало в этом герое подчеркнуто в его фамилии - Щиблетов, она восходит, по замыслу автора, к противопоставленной традиционной - «городской» - культуре, в силу того, что оказывается в пределах текста рассказа в оппозиции к иному культурному архетипу, именуемому в том же рассказе «валенком сибирским» (т. 2, с. 558). Целинник Щиблетов «не пил, правильно выступал на собраниях, любил выступать <...> С начальством был сдержанно вежлив. Не подхалимничал, нет, а все как будто чего-то ждал большего, чем только красоваться на доске почета» (т. 2, с. 555). Бюрократ по призванию и крестьянская вольница здесь открыто противопоставлены, а симпатии В. Шукшина оказываются всецело на стороне коренных сибиряков, противостоящих бюрократическим поползновениям и в деле, и в слове. Щиблетов, использует характерный для официальной советской пропаганды «ораторский прием». Беспорядок в бригаде лесорубов им уподоблен разногласиям на дрейфующей льдине - образ общественного сознания 1930 г. («папанинцы на льдине»). Заостряя восходящий к общественным конфликтам 1930 г. «ораторский прием», Щиб-летов требует «столкнуть ненужный элемент в воду» (т. 2, с. 560). Слово «элемент», использованное в шукшинском рассказе необходимо автору, чтобы актуализировать в сознании читателя совсем недавно крайне активно использовавшиеся выражения: «антисоветский элемент», «мелкобуржуазный элемент» и т. п. Ситуация в обществе иная (действие происходит в «послецелинную» эпоху), но даже в смягченном виде («ненужный

элемент») старое клише сознания и ораторства вызывает бурную ответную реакцию. За свой «ораторский прием» Щиблетов получает «пудовую оплеуху», вызывающую явное одобрение автора.

Причастность «ораторского приема» и типа личности Щиблетова к официозу подчеркивается в рассказе и с помощью иной детали: в рассказе косвенно назван ее источник. Крестьяне, отправляющиеся «на кубы» - на заготовку леса, одеты кто во что, и только на Щиблетове суконная «москвичка» - здесь одежда выполняет функцию аллюзии, намека на официальную идейную «оболочку», идеологию, недаром в речи несостоявшегося бюрократа кроме «ненужного элемента» фигурируют «нормы поведения советских людей», «правильный курс» [т. 2, с. 559], другие советские идеологемы эпохи 1930-1960 гг.

Тип, близкий разинским антиподам, противопоставленный Разину сущностно, ярко воссоздан в рассказе «Петя» (1970). В его главном персонаже внутренняя самовлюбленность перекликается с чертами несимпатичной автору внешности. Петя причастен к бюрократии в малой степени, но он причастен к одной из главных ее функций, главнейшей на рубеже 1960-1970 гг. - «распределительной», он кладовщик, «хозяин».

Здесь источник его самоуважения, он дополнен угодливостью криводушной жены. Степан Разин однажды, как мы помним, так заявил своему заботящемуся о «кормушке», «хозяину» Дона «кресному» Корнею Яковлеву: «Ты жиром затек, кабан» (т. 1, с. 483). Но таков и Петя: «Возможно, он считает, что на спине его в это время набухают бугры мышц. Бугров нету, есть добрый слой раннего жира, и он слегка шевелится» (т. 2, с. 481). В обоих персонажах намеренно подчеркиваются черты сходства с кабаном, свиньей - «нечистым» в культуре многих народов животным. Плотское, меркантильное, бездушное, нечеловеческое, зооморфное, животное характеризует тип, противопоставленный разинскому, в киноромане, повестях и рассказах В. Шукшина.

Близкий тип воссоздан В. Шукшиным и в рассказе «Мой зять украл машину дров!» (1971). Теща Вени Зяблицкого - Лизавета Васильевна «со всем районным начальством в знакомстве», «первые колхозы создавала» (т. 2, с. 562). Она любит «сажать», потому что подавлять, по мысли В. Шукшина, -

главная функция бюрократии во все эпохи. Лизавета Васильевна в свое время «людей раскулачивала». В. Шукшин всячески подчеркивает ее причастность к «низовой» бюрократии, близкой, но враждебной крестьянству. Причем участие в раскулачивании со стороны Лизаветы Васильевны - не есть борьба с накопительством, а лицемерное прикрытие собственного скрытого скопидомства. Веня Зяблицкий обличает ее: «Ты сама первая кулачка! У тебя от добра сундуки ломются!» (т. 2, с. 565). Ситуация косвенно, по аналогии напоминает эпизод романа о Разине, где призванный оберегать законы воевода Прозоровский силой данной ему власти вымогает у «вора» Стеньки Разина понравившуюся ему шубу.

Однако более сильное (в сравнении с Лизаветой Васильевной) впечатление на Веню Зяблицкого производит «обвинитель». Теща зла на Веню из-за дочери, это Вене понятно. На суде же он видит человека другого склада. Это человек, обязанностью которого является, по мнению Вени, лишь притеснять, карать от имени государства, не задумываясь, не волнуясь - механически равнодушно.

Идея возмездия и справедливости у В. Шукшина во многом олицетворена в Разине и героях «разинского типа». Но в этом рассказе она «оторвана» от жалости, человечности, предельно формализована, бюрократизирована, а потому трансформируется в свою противоположность. Это больше всего страшит «непросвещенного», далекого от западных демократических «стандартов» жизни Веню: «Венька смотрел на представительного мужчину, плохо понимая, что он говорит. Понимал только, что мужчина тоже очень хочет его посадить, хотя вовсе не злой, как теща, и первый раз в жизни увидел Веньку. Он раньше никогда в судах не бывал, не знал, что существуют государственные обвинители» (т. 2, с. 568). Для Вени, как и для В. Шукшина, само существование человека, функция которого заключается в том, чтобы «сажать», является фактом ужасающим, возмутительным, античеловеческим. Формальные «открытость» судебной власти и «состязательность» сторон в судебном процессе, другие атрибуты демонстративной формальной демократии, перенятые Россией у Запада и в значительной степени соблюдавшиеся в послесталинском СССР, воспринимаются

совестливым шукшинским героем в качестве апофеоза бесчеловечности. «Его охватил ужас перед этим мужчиной. Представительный, образованный, вовсе не сердится, спокойно убеждает всех - надо сажать» (т. 2, с. 569). Такого человека, по мысли В. Шукшина, может волновать только собственное благополучие. Спокойное равнодушие покидает его лишь при угрозе собственной жизни - «белые от ужаса» глаза.

Показательно, что в первоначальном варианте Веня Зяблицкий «казнил» себя и «обвинителя», а рассказ заканчивался «взглядом со стороны»: «Туристы, которые разбили палатки на берегу Уши, видели, как грузовой ГАЗ чего-то вдруг резко дал вправо, с треском проломил заградительные перила и полетел в реку» (т. 2, с. 589). Яростная месть Вени в отношении тещи В. Шукшиным изображается как оправданная, поскольку связана с его душевным порывом. Месть, возмездие государственные, олицетворенные в равнодушном «обвинителе», В. Шукшиным не принимаются. Игра в объективность, в законность, свойственные типу, противопоставленному разинскому, воспринимается в качестве крайней степени лживости, неправды, вызывает в шукшинских персонажах знакомое им желание «мстить», «рубить», не всегда осуществимое в конкретных исторических обстоятельствах.

Шукшинский противопоставленный ра-зинскому тип имеет много общего со своеобразной «мишенью» русской литературы конца XIX-XX вв., с фигурой «мещанина». В статье «Вопросы самому себе» (1966) В. Шукшин использует это старое понятие для характеристики анализируемого им социального и духовного явления. «Что есть мещанин? Обыкновенный мещанин средней руки. Мещанин - существо, лишенное беспокойства <. > Существо крайне напыщенное и самодовольное. Взрастает это существо в стороне от Труда, Человечности и Мысли» (т. 3, с. 583). Подчеркнем здесь «отсутствие беспокойства», напыщенность и самодовольство, паразитизм, античеловечность как родовые свойства шукшинского мещанина, противопоставленного «разинскому типу», а потому во многом и соотносимого с типом «ан-тиразинским».

Разина страшатся враги и явно не одобряют друзья за яростную жестокость по от-

ношению к невинным: он казнит не только вороватых бояр, но и их малолетних детей, в запальчивости стреляет в икону, в гневе убивает сподвижника. Но его и любят - за самоотверженность, за жалость к обездоленным, за стремление дать всем волю. Вероятно, это и стало причиной того, что фольклорный (песенный, легендарный) Разин любим народом. Шукшинское отношение к Разину во многом опирается на фольклор. Отсутствие же любви к тому или иному персонажу (истории или произведения) со стороны народа и в данном конкретном случае, и в случаях других - маркер шукшинских антипатий. Здесь уместно сопоставление с Любавиными, которым В. Шукшин посвящает первую за-певную фразу своего романа: «Любавиных в деревне не любили. За гордость» (т. 1, с. 19), не менее репрезентативным окажется сопоставление с Глебом Капустиным («Срезал», 197Q): «В голосе мужиков слышалась даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему неизменно удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще» (т. 1, с. 462). Отсутствие доброты, любви, жалости в душе не позволяет ни автору, ни «мужикам» любить «дошлого» Глеба Капустина. Ум, смелость, прямодушие, находчивость в слове, другие положительные свойства ряда шукшинских персонажей «повисают» без оплодотворения их жалостью, добротой, любовью, тех свойств, которые В. Шукшин находит в мятущейся, «раздираемой страстями» и противоречивой душе его Степана Разина.

Тип, противопоставленный разинскому, в киноповести «Калина Красная» - не только Губошлеп и связанный с ним мир. Это еще и директор совхоза, олицетворяющий в повести власть. Однако несмотря на свою принадлежность к бюрократии, он не вызывает откровенного негативизма. Портрет его содержит элементы, которые могут быть воспри-

няты как проявление авторских антипатий: «гладкий, крепкий, довольно молодой еще мужчина» (т. 3, с. 431). Близкие детали в рассказе «Суд» (1969), там отрицательный персонаж характеризуется фразой, где эпитет «гладкий» имеет контекстуальное сугубо негативное значение: «молодая гладкая дура» (т. 2, с. 373). Но в прозе В. Шукшина эволюционирует восприятие и оценка не только «разинского типа», но и других типов героев. Поэтому В. Шукшин «негативную» оценку этого персонажа «доверяет» Егору Прокуди-ну, полному уязвленного самолюбия, мнительно охраняющему свой «суверенитет», попранный во времена его юности, свою «волю», а потому не терпящему никаких «начальников» рядом. «Егору не понравился директор: довольный, гладкий. Но особенно не по нутру, что довольный. Егор не переваривал довольных людей» (т. 3, с. 432). Респектабельное самодовольство и у позднего В. Шукшина остается предметом негаций, но не таких резких, как у В. Шукшина раннего.

Таким образом, «разинский тип» героя оказался в прозе В. Шукшина настолько продуктивным, что вызвал к активной эстетической жизни характеры, структурно соотносимые с этим типом, но противопоставленные ему по своей сути.

1. Гальцева Р.А., Роднянская И.Б. Антигерой // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред., сост. А.Н. Николюкин. М., 2003. Стб. 35-37.

2. Гончаров П.П., Гончаров П.А., Стрыгина Е.Л. Разин и «разинский тип» в прозе В.М. Шукшина: монография. Мичуринск-Наукоград, 2010. С. 45-48.

3. Шукшин В.М. Собр. соч.: в 3 т. М., 1984 -1985. Т. 2. С. 555. Произведения В.М. Шукшина цитируются по этому изданию с указанием тома и страницы.

Поступила в редакцию 19.02.2012 г.

UDC 821.161.1-3

“AWAY FROM WORK, HUMANITY AND THOUGHT”: CHARACTER OPPOSED TO “RAZIN TYPE” IN SHUKSHIN’S PROSE

Pyotr Andreyevich GONCHAROV, Michurinsk State Pedagogical Institute, Michurinsk, Tambov region, Russian Federation, Doctor of Philology, Professor, Head of Literature Department, Pro-rector for Scientific Work, e-mail: Goncha-rovPA@yandex.ru

Shukshin’s “antihero” for his various properties and parameters is like Stepan Razin and therefore more clearly opposed to “Razin type”.

Key words: “Razin type”; “antihero”; national character: archetype.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.