Научная статья на тему 'V Санкт-Петербургский Международный культурный форум 2016  года. С. -Петербург, 1-3 декабря 2016 г'

V Санкт-Петербургский Международный культурный форум 2016  года. С. -Петербург, 1-3 декабря 2016 г Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «V Санкт-Петербургский Международный культурный форум 2016  года. С. -Петербург, 1-3 декабря 2016 г»

192

М. Н. Дробышева

V САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ 2016 ГОДА

Санкт-Петербург, 1-3 декабря 2016 г.

© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина; e-mail: drob.55@mail.ru

О

3 ю О

С 1 по 3 декабря в Санкт-Петербурге на международном культурном форуме состоялось более 275 мероприятий на 92 площадках. Главными местами проведения стали Главный штаб Государственного Эрмитажа (Центральная площадка) и Российский этнографический музей (Деловая площадка). В Форуме приняли участие более 750 иностранных участников, 37 иностранных делегаций и 16 иностранных министров, а также делегации из всех 85 регионов России. В Президентской библиотеке на Совете по культуре выступил президент Российской Федерации Владимир Путин.

Главными темами, обсуждаемыми на форуме, стали «Сохранение мирового культурного наследия», «125-летний юбилей С.С. Прокофьева», «От Года российского кино к Году экологии», «25 лет Содружеству Независимых Государств».

В дискуссии «Роль прессы как моста между властью и культурой», которая была организована в рамках секции «Массовые коммуникации», возглавляемой генеральным директором ТАСС Сергеем Михайловым, и проводилась при поддержке ТАСС, выступили спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, художественный руководитель Московского театра мюзикла Михаил Швыдкой, первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман.

Во время дискуссии с представителями сферы культуры и журналистами М. Швыдкой отметил: «Между современным обществом, которое достаточно многообразно, и искусством наметилось определенное недопонимание, даже конфликт, который отразился в прессе. Культура состоит из запретов и фундаментальных вечных ценностей. Искусство - территория развития, преодоления». Как отметил Михаил Гусман, «сейчас стало некой «традицией» говорить о противостоянии культуры и медиа, потому что творцы обижаются на журналистов, а журналисты тоже иногда излишне пристрастны. Нужно решить, как должны взаимодействовать культура и медиа, как найти общее понимание, что важно для культуры от медиа, какой должна быть обратная связь. Необ-

ходимо поддерживать диалог, чтобы найти общее решение проблемы». Театральный критик, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского сектора Школы-студии МХАТ Ольга Егошина заявила о том, что уменьшается количество специализированных изданий о культуре, ощущается недостаток профессиональной критики в сфере культуры в СМИ - она теперь переносится в социальные сети и блоги. Михаил Швыдкой указал на то, что в современной прессе между собой чередуются события светской хроники, информация о культурных событиях, и в той же новостной ленте рубрики «Культура» появляются скандальные фотографии, подробности о жизни звезд сейчас практически уравновешены с искусством.

Михаил Гусман подчеркнул: «В этих условиях необходимо выстроить отношения на основе взаимного уважения. Ни культура, ни власть, ни пресса не существуют сами для себя - все они работают для людей».

Работа Форума была организована в рамках 14 секций: «Кино» (руководитель Федор Бондарчук), «Музыка» (руководитель Сергей Стадлер), «Балет и танец» (руководители Николай Цискаридзе и Борис Эйфман), «Театр» (руководитель Владимир Урин), «Музеи и выставочные проекты» (руководитель Михаил Пиотровский), «Цирк и уличный театр» (руководители Дмитрий Иванов и Вячеслав Полунин), «Народное творчество и нематериальное культурное наследие» (руководитель Иван Лобанов), «Сохранение культурного наследия» (руководитель Олег Рыжков), «Массовые коммуникации» (руководитель Сергей Михайлов), «Изобразительное искусство» (руководитель Семен Михайловский), «Литература и чтение» (руководитель Людмила Вербицкая), «Образование» (руководитель Николай Кропачев), «Креативная среда и урбанистика» (руководитель Сергей Кузнецов), «Туризм» (руководитель Майя Ломидзе).

Форум был поделен на два потока - Профессиональный (для работников культуры) и Общественный (для широкой аудитории).

В Мраморном зале Российского этнографического музея были названы победители общенациональной премии «Меценат года», учрежденной Министерством культуры Рос-

сии. Звания «Меценат года» был удостоен основатель бренда «Yota» Сергей Адоньев. Церемонию открыли учащиеся Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, воссоздавшие образы различных эпох и стилей языком хореографии (авторы проекта - В. Андреянова и Н. Цискаридзе).

Лауреатами премии им. А.В. Луначарского стали 10 сотрудников музеев, цирков, театров, библиотек, школ и консерваторий.

Премия «Музейный Олимп», учрежденная в 2009 году по инициативе Комитета культуры Санкт-Петербурга, присуждается коллективам музеев за выдающийся вклад в развитие музейного дела в Санкт-Петербурге.

Мы остановимся на работе трёх секций из 14: «Музыка», «Сцена», «Балет и танец».

Секция «Музыка»

1 декабря в Концертном зале Мариинско-го театра состоялось закрытие Года Прокофьева. Симфонический оркестр, Денис Мацуев, Валерий Гергиев завершили Год Прокофьева своим выступлением. В 2016 году Мари-инский театр отметил 125-летие Сергея Прокофьева, посвятив юбилею композитора театральные премьеры, фестивали, детские и благотворительные акции, выставки.

Благодаря Мариинскому театру звучала музыка Сергея Прокофьева во время гастролей в более 35 городах России от Сочи до Мурманска и Южно-Сахалинска, а также в 13 странах Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Южной Америки - от Чили до Кубы, от США до Японии. Особое внимание слушателей привлекла детская программа «Первая опера композитора "Великан" и симфоническая сказка "Петя и волк"».

2 декабря в Мариинском-2 состоялось торжественное открытие форума. В тот же вечер Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева на сцене Концертного зала исполнил премьеру «Погребальной песни» Игоря Стравинского, созданной композитором в 1908 году на смерть своего учителя Николая Римского-Корсакова.

Впервые сочинение прозвучало в Большом зале Петербургской консерватории 17 (30) января 1909 года в исполнении оркестра графа Шереметева под управлением Блуменфельда. В 2015 году весной рукопись «Погребальной песни» Игоря Стравинского была обнаружена среди старых нот, подлежащих уничтожению по акту списания. Под руководством проректора по научной работе и эксперта по Стравинскому Наталии Брагинской была осуществлена реконструкция партитуры, написанной композитором для большого симфонического оркестра тройного состава.

Этот концерт открыл Год Игоря Стравинского в Мариинском театре. Прямую трансляцию исполнения мирового шедевра, позволившую миллионной аудитории телезрителей насладиться классической музыкой, вели крупнейший российский оператор цифрового телевидения «Триколор ТВ» и телеканал «Mezzo».

Секция «Театр»

Секцией руководил генеральный директор Государственного академического Большого театра России Владимир Урин, а работала она на Новой сцене Александринс-кого театра. Среди её участников были Александр Чепуров, Валерий Фокин, Андрей Могучий, Вениамин Фильштинский, Григорий Козлов, Светлана Лаврецова, которые поведали собравшимся о том, что их волнует: театральное образование, экономика и качество обучения, а также утверждение будущих артистов, режиссеров, менеджеров, театроведов, сценографов в профессии. Практическим результатом дискуссии стали спектакли курса Алексея Рыжакова из Школы-студии МХАТ «Несовременный концерт» и частной театральной школы Константина Райкина «Взрослая жизнь учебных спектаклей» (спектакль «Это вы, ангелы?»). А курс А.А. Прау-дина Российского государственного института сценических искусств показал спектакль по повести Н.В. Гоголя «Вий».

В рамках форума можно было посетить мастер-классы по сценической речи Валерия Галендеева, класс-концерт «Артист мюзикла» (курс И. Благодера), открытый урок профессора Юрия Васильева.

Секция «Балет и танец»

Секцией руководили ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе и художественный руководитель Санкт-Петербургского академического театра балета Борис Эйфман. Секция открылась круглым столом главных редакторов балетных журналов «Балетная критика в эпоху Интернета». Исполнитель и критик взаимосвязаны - если хорош балетный спектакль, то и критика будет достойной, и наоборот: не сложился спектакль, не будет и критики. На круглом столе обсуждались грани профессионализма в балетной критике и в балетной журналистике. Какой была балетная критика прошлого, основанная на исторической фундаментальности и актуальности? Какой становится балетная критика в эпоху Интернета и нужны ли бумажные версии статей? Среди участников были главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская, главный редактор журнала «Танец на Украине

о

3 ю О

и в мире» Александр Чепалов (Харьков), балетный критик Дина Бьорн-Ларсен (Копенгаген), балетный обозреватель «Известий» Светлана Наборщикова (Москва).

В рамках секции состоялась премьера фильма-балета Бориса Эйфмана «Братья Карамазовы», на Ленфильме на круглом столе «Кино и танец: развитие и взаимодействие балетного и экранного искусства» было объявлено о том, что хореограф Борис Эйфман создал в Петербурге студию балетных фильмов «Фуэте».

В Академии танца Бориса Эйфмана состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Детская школа искусств -2016: образование, управление, развитие» в рамках секции «Образование». Среди ее участников были директора и преподаватели российских детских музыкальных образовательных учреждений, которые ознакомились с опытом работы Академии танца Бориса Эйфмана.

В последний день форума прошла научно-практическая конференция «Прокофьев на балетной сцене» к 125-летию С. С. Прокофьева, 90-летию Ю. Н. Григоровича и премьере возобновления балета «Каменный цветок», на которой выступили критики и практики балетного искусства. Среди них были Николай Цискаридзе, Габриэла Ком-лева, Наталия Зозулина, Аркадий Соколов-Каминский, Ольга Розанова, вела дискуссию и.о. заведующего кафедрой балетоведения Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Лариса Абызова.

Участникам конференции представилась возможность побывать на уникальной репетиции балета «Каменный цветок» в Мариинском театре, проводимой гением хореографической мысли, создателем выдающихся вневременных спектаклей Юрием Григоровичем. На премьере балета выступили Виктория Те-решкина (Хозяйка Медной Горы), Екатерина Осмолкина (Катерина), Андрей Ермаков (Данила), Юрий Смекалов (Северьян). Великий постановщик Юрий Григорович отметил, что есть изменения в хореографическом тексте, в музыкальной партитуре. Изменилось время -сегодня другие артисты, другой ритм. В новой редакции «Каменного цветка», в отличие от старой, 1957 года, которая исполнялась до 1997 года 191 раз, мне хотелось ярче передать тему любви и творчества.

дом ученых имени М. Горького РАН

В дни культурного форума 2 декабря художники России в залах Дома ученых Академии наук представили выставку «Читая Бунина». То, что живописные и графические произведения художников из Санкт-Петер-

бурга, Москвы, Воронежа, Твери, Нижнего Новгорода, Тамбова, Орла, Старого Оскола, Липецка, вдохновленные творчеством И.А. Бунина, предстали перед учеными, было не случайно. В 1909 году Петербургская академия наук избрала Бунина почетным академиком. Художники, побывавшие в бунин-ских местах, где писатель провел часть своей жизни, например, в Ельце, попытались на своих полотнах запечатлеть пейзажи, описанные когда-то им в рассказах и повестях. Свой проект на территории Воронежской области они назвали академическим пленэром «Читая Бунина». Художники В. Пименов, Л. Савельева стремились воссоздать атмосферу бунинского мира через портреты, на которых изобразили Ивана Алексеевича. О. Савостюк и И. Токарева обратились в своих работах к жанру натюрморта. Так, вдохновленные бунинским слово, появились такие картины, как «С тоской по России», «Бунин родился», «Антоновские яблоки». Каждый художник воспринимает Бунина по-своему, но есть то, что их объединяет: трагическая просветленная тональность. Кисть и слово идут здесь рядом, воспевая честь, красоту и силу духа в нашей жизни. Кураторы выставки - член-корреспондент Российской Академии художеств С.П. Гулевский и зам. директора Дома ученых И.И. Хмельницкая.

Оперная премия «Онегин»

В преддверии Санкт-Петербургского международного культурного форума появилась первая Национальная оперная премия «Онегин». В конкурсном отборе приняли участие более 25 оперных театров России. Экспертный совет отсмотрел 40 спектаклей, премьера которых прошла с сентября 2015 по сентябрь 2016 года. Жюри возглавил Сергей Лейферкус.

27 ноября в Александринском театре состоялись гала-концерт артистов российской и мировой оперы и церемония вручения премии «Онегин». В номинации «Дебют» (мужской) были отмечены Борис Степанов, солист Михайловского театра (Санкт-Петербург) и Диляра Идрисова, солистка Башкирского государственного театра оперы и балета (Уфа). В номинации «Мастер сцены» победителем стал воронежец Игорь Горностаев, а в номинации «Примадонна» жюри никого не выбрало. Церемонию вели Нармин Ширалиева и Александр Малич. Выступление солистов сопровождалось исполнением симфонического оркестра «Таврический», дирижер Михаил Голиков. Статуэтку «Онегина» в номинации «Легенда» получил прославленный российский певец, народный артист СССР Владимир Атлантов из рук Владимира Галузина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.