Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2006. № 4. С. 150-153. © Е.В. Макарова, 2006
УДК 334.02
В РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ ОРГАНИЗАЦИИ
Е.В. Макарова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
The system approach to management of the organization considers the organization as a set of the interconnected elements: subjects, objects and the processes focused on achievement of an overall aim. Also according to the given approach the system of management consists of three blocks: strategic, substantial and providing. The substantial block as the most scale is considered in clause as set of 8 components of management. In clause subjects and objects of system of management are certain.
На сегодняшний день в литературе выделяется четыре основных подхода к менеджменту организации [5; 1]:
1. Подход на основе выделения различных школ (исторический подход к менеджменту) -менеджмент как наука рассматривается посредством взглядов ученых различных научных школ, а именно: школа научного управления, школа административного управления, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления.
2. Процессный подход - менеджмент рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций. Данный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые ставили перед собой задачу - описать функции менеджера. Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этого подхода, выделял пять взаимосвязанных функций менеджмента в организации: прогнозирование и планирование, организация, распоряжение, координация и контроль. В дальнейшем авторы дополняли список этих функций.
3. Системный подход - организация рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняю-
щейся среды. Подробно сущность этого подхода будет рассмотрена ниже.
4. Ситуационный подход - это комплекс теоретических знаний о том, как должны работать руководители в конкретной управленческой ситуации. Данный подход тесно связан с системным подходом.
Подробнее остановимся на системном подходе, поскольку, по мнению М.Х. Мескона с соавторами, «применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления» [1, с. 77]. В соответствии с системным подходом деятельность предприятия является системой, «состоящей из управляющей и управляемой подсистем, связанных друг с другом передачей и преобразованием информации» [2, с. 9].
В монографии В.С. Половинко рассмотрены основные блоки системы управления персоналом (см. рис. 1).
Основываясь на общих принципах системного подхода, можно рассмотреть систему менеджмента организации таким же образом.
Рис. 1. Основные блоки системы менеджмента [3, с. 61]
В развитие системного подхода к менеджменту организации
151
Стратегический блок включает в себя миссию, стратегию, политику и программы. «Его основное назначение - обеспечение единых принципов функционирования и развития системы, а также соблюдение преемственности общих и частных вопросов» в управлении организацией [3, с. 62].
Содержательный блок представляет собой совокупность конкретных мероприятий, методов, процедур и инструментов управления процессами, протекающих в организации. «При соблюдении требований системного подхода они должны реализовывать принципы управления, заложенные в стратегическом блоке. Вместе с тем они влияют и на стратегический блок, так как принципы должны основываться на обобщении закономерностей и тенденций развития процессов содержательного блока» [3, с. 64]. Содержательный блок включает в себя объективные процессы, осуществляющиеся в управлении организацией, которые показывают конкретные направления активности системы.
Определенную трудность представляет выделение структуры содержательного блока системы менеджмента по причине отсутствия в литературе по менеджменту единого согласованного подхода. В литературе встречаются выделения ресурсов, потребляемых организацией для функционирования, в качестве подсистем содержательного блока: это материальные, финансовые, трудовые, технические и технологические подсистемы.
А.С. Парфилов в этом подходе выделяет еще один элемент - «организационная и экономическая подсистемы организации, являющиеся двуединством, количественной и качественной определяющей социально-экономических взаимосвязей и пропорций между рассмотренными подсистемами предприятия и их организационными оформлениями, обеспечивающие их совместное оптимальное функционирование, единство всех экономических процессов и связей предприятия» [2, с. 7].
Представители другого подхода трактуют содержательную структуру менеджмента как взаимосвязанную совокупность основных бизнес-процессов в организации: маркетинг, производство, управление человеческими ресурсами, транспортная и складская логистика, управленческие бизнес-процессы.
Основываясь на синтезе приведенных подходов, сотрудниками консалтинговой группы «БИГ» была предложена следующая содержательная структура менеджмента организации. В их книге «Семь нот менеджмента» элементы этой структуры были названы компонентами. Выделяются семь основных компонентов менеджмента: структуры, финансы, учет, маркетинг, бизнес-план, экономика и логистика [4,
с. 16]. Однако автор считает необходимым и обязательным добавление в этот ряд еще одного компонента менеджмента - человеческие ресурсы, тем более что консалтинговая группа «БИГ» учитывает этот компонент в качестве одного из основных в схеме «Основные компоненты менеджмента» [4, с. 14]. Структура системы менеджмента - содержание второго блока - наглядно показана на рис. 2.
В подсистеме «человеческие ресурсы» не учтена одна из так называемых системообразующих функций системы управления персоналом (см. [3]) - организация труда, поскольку эта функция отождествлена с бизнес-процессами и включена в другие элементы содержательной структуры системы менеджмента.
В отличие от подсистемы управления персоналом, в которой уже обосновано выделение системообразующих функций, в общей системе менеджмента системообразующие функции не выделены. Это должно явиться задачей для будущих исследований теории менеджмента.
Обеспечивающий блок предназначен «для создания необходимых условий функционирования системы» [3, с. 64]. В качестве составляющих обеспечивающего блока следует выделить основные элементы ([4, схема 1.1] и [3, с. 64-66]):
- документооборот - регламентированный процесс движения документов от одного исполнителя или подразделения к другому с определением ответственных за исполнение указанных в них распоряжений;
- качество - определенная характеристика единства существенных свойств протекающих процессов;
- информационные системы - совокупность статистических и эмпирических данных о состоянии и развитии процессов; и программнотехнические платформы - автоматизированные решения по сбору, хранению и обработке эмпирических и статистических данных;
- реорганизация, реструктуризация, реинжиниринг - совокупность процессов изменения, совершенствования и адаптации структуры протекающих процессов организации в соответствии с требованиями меняющихся условий;
- реальный менеджмент - процесс непрерывного принятия управленческих решений;
- кадровое обеспечение - необходимый качественный и количественный состав структурных подразделений, отвечающих за принятие управленческих решений;
- нормативно-методическое обеспечение -представляет собой «определение единых процедур и правил действия субъектов управления... в рамках управления. процессами с соблюдением законодательства и иных нормативных документов» [3, с. 64];
152
Е.В. Макарова
Структуры
Финансы
Бизнес-план
Маркетинг
Учет
Человеческие
ресурсы
Экономика
Логистика
- организационная структура,
- финансовая структура,
- структура бизнес-процессов
- бюджетирование,
- финансовый анализ
- стратегия,
- бизнес-план инвестиционного проекта,
- корпоративный бизнес-план
- продукт,
- цена,
- рынок (или место),
- продвижение и продажи
- бухгалтерский учет,
- управленческий учет
- мотивация персонала,
- оценка персонала
- операционный анализ,
- управление затратами,
- управление себестоимостью,
- хозрасчет и экономические модели
поставки,
производство,
сбыт,
вспомогательные бизнес-процессы, деловые бизнес-процессы
Рис. 2. Содержательная структура системы менеджмента организации [4, с. 16]
- «материально-техническое обеспечение предполагает выделение необходимого материального (помещений, оборудования, средств труда и пр.) и технического (компьютеров, техники связи и коммуникаций, приборов и т. п.) оснащения для выполнения функций управления...» [3, с. 66].
Таким образом, система менеджмента состоит из трех основных блоков, в каждом из которых должны выполняться основные функции менеджмента (см. рис. 1).
Наиболее объемным и системно сложным является содержательный блок, состоящий, в свою очередь, из определенных подсистем (см. рис. 3). Однако каждая из подсистем содержательного блока системы менеджмента в соответствии с системным подходом также является совокупностью взаимосвязанных элементов: управляющая подсистема - субъекты управления, процессы - подсистемы содержательной структуры управления, управляемая подсистема - объекты управления. В общем виде структура
содержательного блока системы менеджмента представлена на рис. 3.
Субъекты в системе менеджмента могут быть рассмотрены в соответствии с классификацией факторов, влияющих на деятельность организации. Как известно, все факторы разделены на две группы: внешние факторы - события и процессы, оказывающие влияние на деятельность организации, которые порождены вне ее структуры; внутренние - порожденные в рамках организационной структуры.
Классификация внешних субъектов системы менеджмента сделана на основе анализа и доработки классификации внешних факторов, разработанной М.Х. Месконом.
1. Экономические субъекты. К ним относятся законодательные органы РФ и субъектов РФ, Правительство РФ и правительства субъектов РФ, фондовые биржи и валютные биржи, транснациональные компании, организация стран-экспортеров нефти - картель и другие международные организации, регламентирующие добычу и экспорт природных ископаемых и др.
В развитие системного подхода к менеджменту организации
153
Внешняя среда
Управляющая система (субъекты)
Внешняя среда
Рис. 3. Структура содержательного блока системы менеджмента организации [3, рис. 1.3.5]
2. Политические субъекты. К ним относятся политические партии, лидеры политических партий, лидеры бизнеса, принимающие активное участие в политической жизни страны или региона, лидеры экономически развитых стран и др.
3. Технологические субъекты. К ним относятся научно-исследовательские институты, венчур-центры, ведущие ученые и их ассоциации и др.
4. Рыночные субъекты. К ним относятся производители товаров-конкурентов, производители товаров-заменителей, производители товаров-дополнителей, профессиональные союзы и союзы работодателей, другие работодатели региона, поставщики сырья и материалов и др.
5. Социальные субъекты. К ним относятся: общественные движения и организации; лидеры общественных движений и др.
В качестве внутренних субъектов системы управления можно указать следующие: собственники или акционеры организации, руководители структурных подразделений, профессиональный союз организации, неформальные лидеры и неформальные группы и др.
В качестве объектов управления выступают ассортимент и качество выпускаемых товаров или услуг, доля рынка компании, имидж компании, стоимость компании и др.
Таким образом, в данной статье принципы системного подхода были применены к теории менеджмента организации, описаны основные блоки системы менеджмента, а также рассмотрена структура системы менеджмента (управляющая система, управляемая система и процессы, посредством которых управляющая система оказывает влияние на управляемую систему). 1 2 3 4 5
1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с. англ. М.: Дело, 1993. 702 с.
2. Панфилов А.С. Системный подход в организации управления предприятием. М.: Знание, 1986. 64 с.
3. Половинко В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация: Монография / Под науч. ред. Ю.Г. Одегова. М.: ИнформЗнание, 2002. 484 с.
4. Семь нот менеджмента / Под ред. А. Бочкарева, В. Кондратьева, В. Красновой, А. Матвеевой, А. Привалова, Н. Хорошавиной. 5-е изд., доп. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2001. 656 с.
5. Слабов С.С. Основы менеджмента: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 2004. 224 с.