Научная статья на тему 'В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ И СТУДЕНТУ: ФОРМУЛА ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЦЕЛИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЗАНЯТИЯ'

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ И СТУДЕНТУ: ФОРМУЛА ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЦЕЛИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЗАНЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1283
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / учитель / педагог / цель / формальность / понимание / формулировка / критерии оценивания / проверка / student / teacher / educator / purpose / formality / understanding / formulation / assessment criteria / verification

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атаманова Г. И.

В статье представлены различные формулы для написания цели, даны пояснения как написать цель к конкретному уроку/занятию/ мероприятию, или для серии мероприятий на основе простых вопросов. Ответы на вопросы дают ту формулу, которую может использовать каждый, в зависимости от потребности. Цель данной статьи – дать простые, понятные всем рекомендации, чтобы предостеречь от типичных ошибок. Статья может быть полезна всем, кто захочет более детально писать цель. Так как статья, в основе своей, нацелена на понимание того, что нужно написать, чтобы цель была только для одного урока/занятия/мероприятия, а не была формально составлена из набора подходящих слов. Как это сделать на основе требований ФГОС подробно дается через конкретные примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN SUPPORT TO TEACHERS AND STUDENTS: HOW TO FORMULATE THE PURPOSE OF A LESSON

The article presents various formulas for formulating a purpose or main objective, explains how to write a goal for a specific lesson / activity, or for a series of activities based on simple questions. The answers to the questions provide a formula that anyone can use, depending on their needs. The purpose of this article is to give simple, clear guidelines for everyone to warn against common mistakes. The article can be useful to anyone who wants to formulate the objective in details. Since the article, at its core, is aimed at understanding what needs to be written, so that the purpose is for only one lesson / event, and not formally made up of a set of suitable words. How to do this on the basis of the FGOS requirements is given in detail through specific examples

Текст научной работы на тему «В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ И СТУДЕНТУ: ФОРМУЛА ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЦЕЛИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЗАНЯТИЯ»

УДК 37

doi 10.24411/2221-0458-2020-10049

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ И СТУДЕНТУ: ФОРМУЛА ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЦЕЛИ

ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЗАНЯТИЯ

Атаманова Г.И.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия Новосибирский государственный университет экономики и управления,

г. Новосибирск, Россия

IN SUPPORT TO TEACHERS AND STUDENTS: HOW TO FORMULATE THE

PURPOSE OF A LESSON

G.I. Atamanova Tuvan State University, Kyzyl, Russia Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia

В статье представлены различные формулы для написания цели, даны пояснения как написать цель к конкретному уроку/занятию/ мероприятию, или для серии мероприятий на основе простых вопросов. Ответы на вопросы дают ту формулу, которую может использовать каждый, в зависимости от потребности. Цель данной статьи - дать простые, понятные всем рекомендации, чтобы предостеречь от типичных ошибок. Статья может быть полезна всем, кто захочет более детально писать цель. Так как статья, в основе своей, нацелена на понимание того, что нужно написать, чтобы цель была только для одного урока/занятия/мероприятия, а не была формально составлена из набора подходящих слов. Как это сделать на основе требований ФГОС подробно дается через конкретные примеры.

Ключевые слова: студент; учитель; педагог; цель; формальность; понимание; формулировка; критерии оценивания; проверка

The article presents various formulas for formulating a purpose or main objective, explains how to write a goal for a specific lesson / activity, or for a series of activities based on simple questions. The answers to the questions provide a formula that anyone can use, depending on their needs. The purpose of this article is to give simple, clear guidelines for everyone to warn against common mistakes. The article can be useful to anyone who wants to formulate the objective in details. Since the article, at its core, is aimed at understanding what needs to be written, so that the

purpose is for only one lesson / event, and not formally made up of a set of suitable words. How to do this on the basis of the FGOS requirements is given in detail through specific examples.

Keywords: student; teacher; educator; purpose; formality; understanding; formulation; assessment criteria; verification

Актуальность выбранной темы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, при проверке студенческих работ становится понятно, что при формулировке цели реферата, расчетно-графической работы, занятия, мероприятия у студентов нет понимания, как записать цель, чтобы из нее можно было сформулировать задачи. Во-вторых, при работе с учителями в школе, даже со стажистами, которые каждый день пишут цели к своим урокам, также становится ясно, что и у них нет четкого понимания данной проблемы. Чаще всего цели пишутся по шаблону, не учитывается то, подходит этот шаблон к их разработке или нет. Поэтому за многолетний путь педагогической деятельности, после изучения множества литературы, сформировалась формула для написания цели, которую можно применить к любому мероприятию, будь то урок, занятие, воспитательное мероприятие или просто какое-то отвлеченное дело.

Цель этой публикации - дать педагогу, начинающему педагогу, студенту некоторые конкретные рекомендации, советы, которые, возможно, будут полезны и в какой-то мере предостерегут от многих типичных ошибок.

Чаше всего, при проверке студенческих работ ошибки исправляет преподаватель, а студент не вникает в то, что исправлено.

Поэтому еще одна цель - дать в руки студенту эту статью для прочтения, анализа и самостоятельного написания цели к своей работе, чтобы преподаватель мог только откорректировать его видение.

Введение в проблему. Согласно философскому словарю, цель -предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия. В условном смысле термином цель в науке (биологии, кибернетике) обозначается состояние системы, достигаемое в результате действия механизма обратной связи, может быть конечная и промежуточная, цель определяет путь (методы, технологию движения, средства и т.п.) своего достижения [1].

Бакурадзе А.Б. в своей статье про цель отмечает, что люди делятся по их способности к самостоятельной постановке целей: способные к такой постановке и неспособные. По словам автора цель - это осознанный, запланированный результат

работы, которого мы хотим достичь. Цель -удовлетворение потребностей [2].

В различной литературе есть множество рекомендаций как писать цель, есть разные требования к ее написанию. Андрей Жалевич, писатель, исследователь, автор книг на философские темы, предлагает читателю познакомиться с его книгой-конспектом «Мудрость лидера» для всех, кто хочет стать и оставаться настоящим лидером: здесь в краткой и лаконичной форме изложены все основные теоретические концепции, прикладные теории, практические методы и реальные инструменты лидерства, в частности в приложении 4 есть множество формул, которые следует проанализировать. Например:

Существует три главных вопроса постановки целей:

1. Почему? (мотив)

2. Что? (сама цель)

3. Как? (метод)

Модель SMART / SMARTIE Согласно модели постановки целей SMART цели должны быть:

- Specific (Spezifisch) - конкретными;

- Measurable (Messbar) - измеримыми;

- Attainable (Akzeptiert) - достижимыми или Action-Focused (сфокусированность на активных действиях);

- Relevant (Realistisch) - значимыми.

- Time-bounded (Terminiert) -соотносимыми с конкретным сроком.

Питер Кук в своей книге «Креатив приносит деньги» добавляет к модели SMART еще два критерия:

- Innovative - инновационность;

- Exciting - энтузиазм на личностном уровне.

Таким образом, эта модель приобретает вид SMARTIE. Иногда эта формула преобразуется в SMARTER. Две последних ее составляющих

расшифровываются как:

- Excitable - мотивирующая, возбуждающая;

- Recordable - записанная.

Формула КИПРО. Согласно этой формуле цели должны быть: К = конкретными; И = измеримыми; П = подконтрольными; Р = реалистичными; О = определенными во времени. Формула КИЛО. Согласно формуле КИЛО цели должны быть: К = конкретными; И = измеримыми; Л = локализованными во времени; О = определенными. Формула ЦЗСПД: Ц - цель; 3 - задача; С - стратегия; П - приоритеты; Д - действия.

Цель Д. И. К. А. Я. Цель должна быть «дикой»:

- Достижимой (реалистичной);

- Измеримой (определенной);

- Конкретной (четкой);

- Адекватной (должна соответствовать ценностям);

- Ясной (понятной для исполнения).

Эти формулы очень похожи, но каждая вносит свои дополнительные требования к эффективным целям. Модель SMART - значимость, формула КИПРО -подконтрольность, формула Д.И.К.А.Я. -ясность и адекватность, соответствие ценностям человека. Поэтому эти простые модели можно использовать параллельно, тогда они будут друг друга дополнять [3].

Цель исследования, по мнению А.М.Новикова, «...это то, что Вы в самом общем виде должны или, точнее, намерены достигнуть в итоге работы над диссертацией» [4, с. 29].

Согласно словарю, «Психология» -«...целеобразование - процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Существует ряд механизмов целеобразования: превращение полученного требования в индивидуальную цель, выбор одного из имеющегося требований, превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании, превращение побочных результатов действия в цель, преобразование неосознанных предвосхищений в цель,

выделение промежуточных целей, переход от предварительных к окончательным целям, образование иерархии и временной последовательности» [5, с. 440].

Таким образом, существующие формулы, описания, рекомендации для написания цели можно использовать в зависимости от того, что хочется достичь. Поэтому далее будет дана формула для написания цели к занятию, или к уроку или к мероприятию. То есть та формула, которой сможет воспользоваться каждый. Она получилась после того, как были пропущены все формулы через собственный опыт, она проста в применении и понятна для педагога. Почему именно для педагога, так как будет дана через типы уроков, согласно ФГОС.

Исследование и их обсуждение. Для того, чтобы было более понятно, как сформулировать цель для конкретного урока или занятия, обратимся к исследованиям. Перед подготовкой к видео-лекции для студентов

педагогического профиля «Современный урок: какой он?», был проведен опрос учащихся МБОУ СОШ №3 г. Кызыла Республики Тыва. Те ответы, которые дали ученики этой школы, предполагаю, что мало отличаются от тех, что дали бы другие школьники. Все материалы были обработаны и обобщены. Краткие их результаты представлены в видео-лекции, которая размещена в УоиТиЬе [6]. В

частности, вот наиболее часто встречающиеся ответы, которые представлены в лекции: «Современный урок глазами школьника: какой он?»:

- веселый, интересный, нетрудный, увлекательный;

- разнообразный, без домашних заданий, легко понимаемый, быстро захватывающий;

- без стрессов;

- на котором легко общаться с учителем;

- где дают высказаться;

- где тебя слушают, причем любое твое мнение;

- где тебе помогают и поддерживают, а не упрекают и унижают и оскорбляют;

- где тебя понимают.

Это наиболее типичные ответы школьников. Но были и ответы учителей на этот же вопрос: «Современный урок глазами учителя: какой он?». Вот обобщенный один ответ на поставленный вопрос: «Попытка совместить привычную конкретику образовательно-воспитательных направлений с новыми реалиями жизни». Из этого ответа ясно, что учителям не до того, чтобы понять потребности школьников и сформулировать цель с учетом их потребностей чтобы развивать личность на каждом занятии, на каждом воспитательном мероприятии не важно запланировано оно по расписанию для класса или носит плановый характер для школы.

Что вкладывают учителя в эту формулировку «привычная конкретика»? Если рассматривать урок или занятие в школе, то привычная конкретика, это привычные типы уроков:

Стандартно, много лет это были традиционные уроки:

- изучения нового материала.

- закрепления изученного материала.

- проверки и коррекции знаний и умений: проверка уровня усвоения изученного материала - самостоятельные работы.

- контроля знаний, умений, навыков: контрольные мероприятия.

- обобщения и систематизации полученных знаний.

Сейчас, с введением новых образовательных стандартов поменялись не только формулировки, но и вектор, который направлен уже не на знания, умения, навыки, а на развитие личности на основе учебной деятельности. Уже нужно отвечать на другие вопросы, такие как: «Чему учить? (обновленное содержание), «Ради чего учить?» (ценности образования), «Как учить?» (обновленные средства обучения). А чтобы ответить на эти и другие вопросы, учитель должен понимать, как сформулировать цель, чтобы она была реальна, достижима, понятна, контролируема и учитывала потребности обучаемых. Именно понимать, а не списывать похожие слова из интернета и подставлять под свою цель.

Если посмотреть на традиционные формулировки уроков, как смотрят учителя и показать, куда должен быть направлен вектор, то станет более ясно, как писать цель.

А именно, как мыслят учителя, если дают формулировку типам уроков в соответствии с новыми образовательными стандартами:

1. Изучения нового материала - это «урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков». По их мнению, это все равно новый материал.

2. Закрепления изученного материала -это «урок рефлексии по ФГОС», который тоже направлен на решение возникших проблем, их решение и закрепление изученного.

3. Проверки и коррекции знаний и умений: проверка уровня усвоения изученного материала - самостоятельные работы - это «урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)». Это на их взгляд тоже актуализация знаний, фиксирование затруднений для их решения.

4. Контроль знаний, умений, навыков: контрольные мероприятия - это «урок развивающего контроля»», где тоже осуществляется контроль. А в какой форме, учитель уже решает в зависимости от подготовки класса и его возможностей.

5. Обобщение и систематизация полученных знаний - этот урок вообще ничем не отличается от традиционной

формулировки, а соответственно и того, что и как на этом уроке будет осуществлено это обобщение и систематизация знаний.

Так как учителя находятся в зависимости от ЕГЭ, то все формулировки, что предполагают делать по-новому, они опускают. Но нужно менять вектор на то, чтобы перестать быть ретранслятором знаний. Необходимо создавать условия школьникам для того, чтобы образование было направлено в сторону личностно-ориентированного обучения, с

использованием деятельностного подхода в рамках экосистемной познавательной модели, но при существующем подходе учителей это не предоставляется возможным. А формулировки, которые требуются на основе универсальных учебных действий - это отдельный вопрос, который не может быть раскрыт в рамках данной статьи.

Таким образом, после работы в качестве учителя физики в

общеобразовательной школе более 17 лет, после работы со студентами, после изучения многочисленной литературы, после проведенного исследования, были сформулированы некоторые рекомендации для студентов при написании цели к занятию/уроку/воспитательному мероприятию, цели к индивидуальному заданию, из которых и получилась формула для понимания как написать цель, чтобы она

относилась именно к запланированному занятию и чтобы из этой формулировки можно было сформулировать задачи.

Результаты. Перед представлением формулы для написания цели к конкретному занятию, будут даны некоторые методические рекомендации, которые, возможно, будут полезны для других направлений деятельности. Для того, чтобы было понятно, что нужно писать в конкретном случае, нужно помнить, что: тема, объект, предмет - это про одно и то же. Говоря простым языком, объект - это граница того, с кем или чем будет осуществляться работа или деятельность. Что является объектом, можно прочитать в литературе той дисциплины, для которой это нужно написать. Предмет - это чаще всего тема с некоторой интерпретацией. То есть, объект, это границы деятельности, а предмет - это содержание этой деятельности. Из содержания предмета будет

формулироваться цель.

Для урока/занятия/мероприятия тоже можно сформулировать объект и предмет, однако, эта часть формулировок будет опущена, чтобы более подробно рассмотреть формулу для написания цели к уроку/занятию/мероприятию.

Перед написанием цели нужно знать ответы на вопросы: 1. Тема какая?

2. Что хотите сделать? На этот вопрос можно получить ответ, если посмотреть на типы уроков или типы занятий, или типы мероприятий. Для того, чтобы было более понятно, в качестве примера будут даны формулировки для урока. Помните, что цель должна отражать тему запланированного урока/ занятия/ мероприятия.

По типам уроки, согласно ФГОС, были рассмотрены выше. Для того, чтобы правильно написать цель, нужно внимательно изучить структуру каждого урока. То есть свести потребности обучаемых, новые требования, условия осуществления, подготовку школьников и учителя и многое другое, которое дает ответ на поставленный вопрос. Что нужно сделать? Именно сделать, а не делать. Для этого нужно помнить, что учитель, согласно новым образовательным стандартам должен создавать условия для школьников, чтобы развивать личность в деятельностной форме и фиксировать результаты деятельности через

универсальные учебные действия. Так как основополагающей компетенцией

современной системы образования является именно формирование у учащихся универсальных учебных действий — действий, нацеленных на

самосовершенствование личности через активное получение нового социального опыта. Эта длинная мысль превращается в

короткие глаголы, которые нужно употреблять при ответе на вопрос: что сделать? Какие глаголы рекомендуется использовать, будет дано далее на основе Таксономии Бума.

3. Вторым вопросом, который чаще всего пренебрегают в формулировки - это вопрос: «Зачем?». Этот вопрос и есть цель, из которой может быть сформулирована задача и сформулирован результат. Именно задача, а не задачи. Так как для урока есть три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Чтобы был ответ на этот вопрос, поможет предлог «для».

Если будет формулироваться цель, например, практики, то перед вопросом «Зачем?», добавляется вопрос: «С кем?». Здесь имеется в виду с кем будет осуществляться взаимодействие: с учащимися, с малообеспеченными семьями, с родителями и т.д. Может быть и вопрос «С чем?», в зависимости от потребностей.

Итак, формула для написания цели к уроку/занятию/мероприятию: ответить на вопросы: Тема какая? Что сделать? Зачем?

Если цель формулируется для большей деятельности, например, для практики, то вопросы должны быть такие: Тема какая? Что сделать? С кем/с чем? Зачем?

Далее в качестве примера будут рассмотрены пошагово формулировки цели

одного из уроков (физика) и для практики, например, по социальной работе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример 1. Физика.

Помните, цель - одна, задач - три: образовательная, воспитательная,

развивающая, универсальные учебные действия (УУД) - личностные, предметные, метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные). Цель должна быть понятна всем.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тема: Строение вещества. Молекулы (физика, 7 кл.)

Что сделать? Создать условия для решения проблемной ситуации через самостоятельное исследование.

Зачем? Чтобы школьники поняли, что все вещества состоят из молекул, молекулы очень малы, что между ними есть промежутки, что все молекулы непрерывно и хаотически движутся и между ними возникают силы взаимодействия и силы отталкивания.

Цель: создать условия проведения исследовательской работы учащимся 7 класса, для формулировки самостоятельного вывода о трех положениях молекулярно-кинетической теории (МКТ). (Кто-то скажет, что они еще этого не знают. Если не знают, а вы скажите об этом, тогда им дальше будет проще объяснять процессы и явления).

Критерии оценивания написания цели, по которым проверяется так ли написана цель: если эту формулировку подставить под другой урок, и она подойдет, то цель сформулирована формально. Если эта формулировка не подойдет к другим, то цель сформулирована для этого урока.

Для сравнения - цель этого урока из конспектов сети интернет: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы». Это про что цель? Какая объективная реальность на конкретном уроке? И это транслируется, умножается и многократно копируется.

Эта же тема, но другой тип урока. Урок развивающего контроля.

Тема: Строение вещества. Молекулы (физика, 7 кл.)

Что сделать? Создать условия по выявлению проблем актуализации знаний о строении вещества, зафиксировать затруднения, которые можно решить самим учащимся, с помощью учителя или с помощью дополнительных заданий. Как это сделать: предложить школьникам заполнить таблицу, в которой сделать схематически рисунок строения твердого тела, жидкости, газа, заполнить графы на основе изученного теоретического материала с использованием литературы и практических задач с прошлых занятий с акцентом на три положения МКТ,

сформулировать и обсудить особенности строения веществ с точки зрения МКТ для подготовки к самостоятельному исследованию в домашних условиях при выполнении конкретных заданий различного уровня и применения полученных знаний для дальнейшей работы.

Зачем? Чтобы поняли, что твердое тело, жидкость, газ состоят из молекул. Что есть отличия в строении твердого тела, жидкости, газа на основе МКТ. Эти отличия могут быть продемонстрированы примерами из жизни, природы, техники, для активизации познавательной деятельности учащихся, актуализации знаний для саморазвития и подготовки к изучению следующей темы.

Ответ на вопрос «Зачем?» может быть самый разнообразный, так как то, что можно спланировать зависит от множества факторов, описывать которые в данной статье не предоставляется возможным.

Цель: проконтролировать уровень усвоения изученного материала на основе творческого задания по заполнению таблицы о строении вещества с точки зрения МКТ, оценить степень понимания материала через проверку таблицы, обсуждение и обобщение сделанных выводов для активизации познавательной деятельности при выполнении домашнего задания различного уровня сложности и для применения на других занятиях.

Пример 2. Педагогика Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков. 39.03.02. Социальная работа. Профиль. Социальная работа в образовании Для того, чтобы написать цель уже не одного занятия, а целого комплекса мероприятий, которые будут входить в учебную практику, нужно внимательно изучить предложенную документацию чтобы дать ответ на вопрос: «Что нужно сдать?» «Как этого добиться?» и в итоге: «Что нужно сделать?». Для этого нужно сформулировать свое индивидуальное задание, которое непременно должно содержать цель. Опуская как будет формулироваться объект и предмет, далее будет рассмотрен вопрос как сформулировать цель к целому комплексу мероприятий и действий. Простым языком: объект - это очертания той организации, где будет проходить практика, то есть процессы в этой организации. Предмет -это то, что нужно будет делать в период прохождения практики и подумать: «Зачем?» и «Как сделать?». Зачем - это для получения отметки за практику, как сделать - это те документы, которые требуется сдать, чтобы получить запланированный результат. Теперь, когда понятно зачем и как сделать, нужно сформулировать цель всей практики. То есть уже есть четкое понимание:

— С какой группой населения будет прохождение практики, то есть про кого будет цель и задачи. Это про то, в какой организации будет практика - очертания, для формулировки объекта.

— Как называется эта группа. То есть это все будет для малообеспеченных семей, для многодетных семей, для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, для детей определенного возраста в интернате, для школьников в школе... - для формулировки предмета.

Формула для цели в этом случае: «Что хотите сделать? «С кем хотите это сделать?» «Зачем?», то есть для чего хотите сделать?

Что сделать? Освоить опыт работы..

С кем? С малообеспеченными семьями.

Зачем? Для закрепления полученных теоретических знаний на занятиях в университете.

Из ответов на эти вопросы и будет сформулирована цель - понимание конечного результата деятельности. Глаголы, обозначающие действия могут быть и другие. Вот некоторые глаголы, которые будут полезны для формулировки цели, с помощью Таксономии Бума:

Уровень знания: рассказать, показать, направить, сформулировать, перечислить, запомнить, назвать, познакомить и т.д.

Уровень понимания: сравнить, противопоставить, продемонстрировать, объяснить, преобразовать, обсудить, определить, рассказать и т.д.

Уровень применения: использовать, применить, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать, продемонстрировать, проиллюстрировать, интерпретировать, модифицировать, спланировать, показать, сделать, решить и т.д.

Уровень анализа: проанализировать, оценить, сгруппировать, вычислить, классифицировать, сравнить, противопоставить, обсудить, дифференцировать, исследовать, соотнести, упорядочить и т.д.

Уровень синтеза: сгруппировать, собрать, скомбинировать, составить, создать, разработать, сформулировать, обобщить, объединить, придумать, модифицировать, организовать, спланировать, подготовить, предложить, переписать, установить, заменить и т.д.

Уровень оценки: доказать, выбрать, сравнить, вделать вывод, убедить, решить, обосновать, объяснить, измерить, предсказать, проранжировать, порекомендовать, выделить, суммировать, поддержать, проверить, оценить и т.д.

Уровень создания: адаптировать, организовать, изобрести, имитировать, инициировать, модифицировать, опубликовать, сконструировать и т.д.

Выводы. Обобщая вышеизложенное, можно заключить, то, что написано, это далеко не конечный результат для написания цели. Это всего лишь некоторые рекомендации, которыми можно

воспользоваться, модернизировать и получить для себя понятную формулу, которой можно будет пользоваться в разных ситуациях. Какая бы формула не была составлена, нужно помнить, что все начинается с темы. Поэтому к теме тоже нужно подойти творчески, чтобы в ней были заложены цель, задачи, то есть шаги, которые нужно сделать. А шаги уже приведут к результату, который напрашивается сам и который легко будет формулироваться.

Исходя из сформулированной темы: «В помощь педагогу и студенту: формула для написания цели при разработке занятия», можно предположить, что результатом этого должно быть, как минимум - понимание того, как пишется цель, как максимум - это написание любой цели, с использованием любой формулы, которая наиболее подходит к реалиям жизни. Вопрос «Зачем? - это помогает сформулировать результат.

«Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий» ^Конфуций — древний мыслитель и философ Китая).

Библиографический список

1. Философский словарь. - URL: https://gufo.me/dict/philosophy_dict/%D0%A6%D0 %B5%D0%BB%D1%8C (дата обращения: 24.10.2020). - Текст : электронный.

2. Бакурадзе, А. Б. Значимая и конкретная цель -лучший мотивационный фактор // Директор школы. 2003. № 10. С. 19-27. - URL: http://ecsocman.hse.ru/text/18279598.html (дата обращения: 24.10.2020). - Текст : электронный.

3. Жалевич, Андрей. Мудрость лидера. Приложение 4. Формула постановки цели. -URL: https://staff.wikireading.ru/18042 (дата обращения: 24.10.2020). - Текст : электронный.

4. Новиков, А. М. Как работать над диссертацией : пособие для начинающего педагога-исследователя. - 4-е изданике. - Москва : Издательство «Эгвес», 2003. - 104 с. - Текст : непосредственный.

5. Психология. Словарь / под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г.Ярошевского. - 2 издание, исправленное и дополненное. - Москва : Политиздат, 1990. - 494 с. - Текст : непосредственный.

6. Атаманова, Г. И. Современный урок : какой он? URL:

https://www.youtube.com/watch?v=aPa0KbhXta4 (дата обращения: 24.10.2020). - Текст : электронный.

References

1. Filosofskij slovar' [Philosophical Dictionary]. Available at: https: //gufo.me /dict/philosophy_dict/%D0%A6%D0%B5%D0%BB %D1%8C (access date: 24.10.2020). (In Russian)

2. Bakuradze A. B. Znachimaja i konkretnaja cel' -luchshij motivacionnyj faktor [A significant and concrete purpose is the best motivation factor]. Direktor shkoly. 2003, no. 10, p. 19-27. Available at: http://ecsocman.hse.ru/text/18279598.html (access date: 24.10.2020). (In Russian)

3. Zhalevich A. Mudrost' lidera. Prilozhenie 4. Formula

postanovki celi [Leader's wisdom. Application 4. A formula to set a goal]. Available at: https://staff.wikireading.ru/18042 (access date: 24.10.2020). (In Russian)

4. Novikov A. M. Kak rabotat' nad dissertaciej : posobie

dlja nachinajushhego pedagoga-issledovatelja [How to work on a dissertation: a manual for an educator and researcher]. 4th edition. Moscow, Jegves Publ., 2003, p. 104. (In Russian)

5. Petrovsky A. V. and Yaroshevsky M. G. Psihologija.

Slovar' [Psychology. Dictionary]. 2nd edition. Moscow, Politizdat Publ., 1990, p. 494. (In Russian)

6. Atamanova G. I. Sovremennyj urok : kakoj on? [A modern lesson. What it is like?]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=aPa0KbhXta4 (access date: 24.10.2020).

Атаманова Галина Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Кызылского педагогического института Тувинского государственного университета, г. Кызыл; доцент кафедры психологии, педагогики и правоведения Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, email: atamanova-tuva@list.ru

Atamanova Galina Ivanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State University, Kyzyl; Associate Professor at the Department of Psychology, Pedagogy and Law, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, e-mail: atamanova-tuva@list.ru

Статья поступила в редакцию 28.10.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.