Научная статья на тему 'В помощь медицинскому советнику: управление развитием ключевых лидеров мнения'

В помощь медицинскому советнику: управление развитием ключевых лидеров мнения Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
596
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ ОТДЕЛ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / КЛЮЧЕВЫЕ ЛИДЕРЫ МНЕНИЯ / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / COMMUNICATION / MEDICINE UNIT / KEY OPINION LEADERS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Толмачев Александр

Стратегическое партнерство между ключевыми лидерами мнения (КЛМ) и фармацевтическими компаниями играет важную роль на всех этапах разработки и продвижения лекарственных средств и включает клинические исследования, образовательные программы, подготовку публикаций и другие виды взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HELPING HAND TO HEALTHCARE ADVISER: MANAGING THE KEY OPINION LEADERS

Strategic partnership in the field of clinical research, training, preparation of scientific articles and other types of interaction between key opinion leaders (KOL) and pharmaceutical companies is important in all stages of development and promotion of medicines.

Текст научной работы на тему «В помощь медицинскому советнику: управление развитием ключевых лидеров мнения»

44 РШШШМ

Александр ТОЛМАЧЕВ, клинический фармаколог

В помощь медицинскому советнику:

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ

КЛЮЧЕВЫХ ЛИДЕРОВ МНЕНИЯ

Стратегическое партнерство между ключевыми лидерами мнения (КЛМ) и фармацевтическими компаниями играет важную роль на всех этапах разработки и продвижения лекарственных средств и включает клинические исследования, образовательные программы, подготовку публикаций и другие виды взаимодействия.

Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, коммуникация, медицинский отдел, лекарственные средства, ключевые лидеры мнения

• естественный отбор

Степень вовлеченности КЛМ зависит от уровня влияния: обычно их разделяют на международные, национальные, региональные и локальные. Процесс развития включает идентификацию, сегментацию КЛМ, а также планирование и поддержку взаимоотношений. Результатом идентификации и сегментации должен стать отбор наиболее влиятельных КЛМ, работа с которыми будет способствовать достижению стратегических целей в рамках плана по продукту.

Поиск и отбор КЛМ можно осуществлять различными способами: через личную сеть контактов, с помощью вторичного поиска (библиометрического), а также первичного поиска (прямой опрос врачей). Причем наиболее распространенные ошибки в этом процессе сводятся к неверному отнесению специалистов здравоохранения, обладающих либо административным ресурсом, либо назначающих препараты компании (прескрайберы), к категории ключевых лидеров мнений. Это подтверждено исследованием, показавшим, что при использовании для поиска КЛМ только библиометрического метода выявляется 78—88% «ложных» КЛМ. Наиболее точным и гибким способом поиска и отбора КЛМ является прямой опрос врачей. В динамично меняющейся среде, где владение свежей информацией быстро дает КЛМ существенные преимущества, большое значение имеет как ми-

нимум ежегодный пересмотр имеющейся базы и ресегментация КЛМ.

• планируем связи

Планирование взаимоотношений является ключевым этапом. В связи с этим создание индивидуальных письменных планов взаимоотношений, которые учитывают как интересы и потребности компании, так и интересы и возможности КЛМ, является основой эффективного взаимодействия. Как правило, такие планы разрабатываются на полугодие и учитывают все детали договоренностей, а также методы оценки результатов деятельности, причем с обеих сторон. Данные планы могут постоянно корректироваться по мере необходимости. Обяза-

Keywords: pharmaceutical industry, communication, medicine unit, medicines, key opinion leaders

Strategic partnership in the field of clinical research, training, preparation of scientific articles and other types of interaction between key opinion leaders (KOL) and pharmaceutical companies is important in all stages of development and promotion of medicines. Alexander TOLMACHYOV, clinical pharmacologist. HELPING HAND TO HEALTHCARE ADVISER: MANAGING THE KEY OPINION LEADERS.

тельным моментом является вовлечение как в разработку плана, так и в его корректировку не только всех заинтересованных отделов компании, но и самих КЛМ. Оптимальным вариантом является поддержка взаимоотношений с КЛМ одним контактным лицом со стороны компании, которое мониторирует соблюдение договоренностей, координирует работу и представляет интересы всех ее подразделений.

В процессе построения взаимоотношений с КЛМ фармацевтические компании могут сталкиваться с определенными трудностями. Согласно данным опроса, проведенного Campbell Alliance (США) в 2012 г., в котором приняли участие руководители медицинских отделов фармацевтических и биотехнологических компаний, отмечается недостаточная координация взаимодействия с внутренними клиентами в процессе работы с КЛМ. Наибольшие сложности возникают у сотрудников компании в области определения единой цели взаимодействия с КЛМ и измерения возврата вложений в это взаимодействие (return on engagement). При согласовании планов взаимодействия с КЛМ может быть использован единый план развития того или иного КЛМ, а ответственность за различные типы взаимодействия будет лежать на разных членах команды. Важно, чтобы до начала согласования плана по взаимодействию члены команды сформулировали единую и ясную цель построения взаимоотношений. При этом единственного контактного лица, как правило, бывает достаточно. Кроме того, единые цели и планы по взаимодействию с КЛМ представляют собой внутреннее обоснование для планируемых расходов и позволяют контролировать корпоративный бюджет. Способы расчета возврата вложений во взаимодействие с КЛМ отсутствуют в большинстве фармацевтических компаний. В этой связи медицинский отдел своими силами должен выработать систему мет-

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КЛЮЧЕВЫХ ЛИДЕРОВ МНЕНИЯ

рщщиим ИЮН3 45

рик, с помощью которых он будет демонстрировать внутренним заинтересованным лицам динамику развития КЛМ и свой вклад в данное развитие. Обычно с этой целью внутри медицинского отдела формируется рабочая группа, ориентированная на решение этой задачи. Возможно, потребуется начать с формулировки единого определения КЛМ, его характеристик, уровней влияния и приверженности продуктам компании. Система показателей эффективности должна быть разработана при участии заинтересованных коммерческих подразделений (как правило, маркетинг), т. к. развитие КЛМ остается общей целью кроссфунк-циональных команд. Специфических метрик не должно быть много: 5—10 вполне достаточно, чтобы отразить вклад всех функций медицинского отдела.

• нормы — в противоречии

Как показал опрос, проведенный Campbell Alliance, существуют разногласия в толковании регуляторных норм и норм этического ведения бизнеса. Медицинские советники работают в условиях все более осложняемых регуляторными ограничениями взаимодействий с врачами, что может затруднять построение и поддержку взаимовыгодного сотрудничества с медицинским сообществом. Согласно этическим требованиям, хранение и документация данных обо всех взаимодействиях с КЛМ и остальными внешними клиентами являются обязательными. Однако практически все опрошенные указали на то, что только региональных медицинских советников обязывают документировать сотрудничество с внешними клиентами, что представляет определенные риски. Результаты упомянутого выше опроса подтвердили нехватку взаимодействия с отделом этического ведения бизнеса: соблюдение норм этического ведения бизнеса, по мнению опрошенных, является препятствием для установления взаимовыгодного сотрудничества между фармацевтической компанией и КЛМ. Отдел этического ведения бизнеса — структурное подразделение, ориентированное на помощь в удовлетворении бизнес-потребностей в условиях действующих регуляторно-правовых требований. Взаимодействие медицинских со-

ветников с этим подразделением в режиме «открытых дверей» имеет большое значение для осуществления успешных и сбалансированных с точки зрения этики проектов.

• инновационные подходы

Для поддержания доверительных отношений между индустрией и КЛМ пользу может принести внедрение инновационных подходов («удаленные визиты», внедрение iPad, создание электронных библиотек и т. д.). Несмотря на довольно медленное принятие медицинским сообществом новых коммуникационных каналов, существуют группы специалистов, которые быстрее других начинают использовать новые возможности технологий. Нередко именно эта группа соответствует главным характеристикам истинных КЛМ, кроме того, она часто становится целевой аудиторией при продвижении новейших продуктов.

В качестве заключения можно добавить, что, формулируя корпоративные цели сотрудничества с КЛМ, нельзя не учитывать интересы самих КЛМ, которые сотрудничают с фармацевтическими компаниями. Если КЛМ заявляют о том, что они поддерживают отношения с индустрией с целью улучшения благополучия своих пациентов, именно эта потребность должна стать определяющей для индустрии в планировании сотрудничества с КЛМ.

Ф

источники

1. Menta M. Key Insights From The Second Annual Medical Affairs Leadership Summit // Campbell Alliance. http://www.campbellal-liance.com/articles/Campbell%20Alliance%20-%20MA%20Leadership%20Summit%20-%20March%202013.pdf.

2. Three Things You Should Know About the Reality of KOL Influence // Campbell Alliance. http://www.campbellalliance.com/ articles/En-cuity_Reality_of_K0LJnfluence_April_2013.pdf.

3. Беденков А. Развитие и поддержка взаимоотношений фармкомпаний и ключевых лидеров мнений // Ремедиум. 2009. №5. http://www.remedium.ru/section/detail.php?I D=31770.

4. Developing Win-Win Key Opinion Leader Relationships // Pharma Marketing News. Vol. 2. №10. http://www.pharma-mkting.com/news/pmn210-article01.html

кроме того...

В РФ ужесточены требования к обороту барбитуратов и бензодиазепинов

В России изменены требования к обороту ряда сильнодействующих и психотропных веществ, сообщает пресс-служба Минздрава России. Речь идет о седативных и анксио-литических препаратах из групп бензодиазепинов и барбитуратов: алпразоламе, барбитале, бромазе-паме, бротизоламе, диазепаме, зол-пидеме, клоназепаме, лоразепаме, медазепаме, мезокарбе, мепробама-те, мидазоламе, нитразепаме, окса-зепаме, темазепаме, тетразепаме, фенобарбитале, флунитразепаме, флуразепаме, хлордиазепоксиде и эстазоламе.

Согласно постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2013 г. № 78, эти лекарства внесены в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ. С 8 августа 2013 г. на их оборот будут распространяться все соответствующие ограничения. В частности, право на работу с перечисленными препаратами получат только юридические лица, имеющие лицензию на оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также культивирование наркосодержащих растений в соответствии со списком III перечня. Производителям и импортерам придется изменить маркировку и инструкции по медицинскому применению лекарств в соответствии с новыми требованиями. Согласно действующему законодательству, лекарства из списка III положено хранить в специальных сейфах как наркотические препараты. Выписывать их можно только на рецептурных бланках формы 148-1/у-88 для лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.

«В отношении комбинированных лекарственных препаратов, содержащих конвенционные сильнодействующие вещества, предполагается исключение некоторых мер контроля, предусмотренных для психотропных веществ, путем отнесения их к препаратам, содержащим малое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», — также говорится на сайте Минздрава России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.