Научная статья на тему 'В ПОМОЩЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ АЛГОРИТМ КАК СРЕДСТВО, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ЕДИНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

В ПОМОЩЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ АЛГОРИТМ КАК СРЕДСТВО, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ЕДИНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / АЛГОРИТМ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FSES (FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD) / EDUCATIONAL AND RESEARCH COMPETENCE / ALGORITHM / METHODOLOGICAL CONCEPTS OF RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумакова Ирина Дмитриевна

В статье раскрываются особенности организации учебного исследования: правила и образцы действий применительно к исследовательской работе. Предлагаемый алгоритм может быть использован в различных предметных областях как в урочной, так и во внеурочной деятельности с обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO HELP THE RESEARCHER ALGORITHM AS A TOOL PROVIDING A UNIFIED APPROACH IN EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITIES

The article reveals the features of the organization of educational research: rules and patterns of action in relation to research. The proposed algorithm can be used in various subject areas both in the classroom and in extracurricular activities with students.

Текст научной работы на тему «В ПОМОЩЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ АЛГОРИТМ КАК СРЕДСТВО, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ЕДИНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

[ Из .1 ;

1 г 1 1 1 1 ■ '

| пм ji' 'И lilil

ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА

И.Д. ЧУМАКОВА I.D. CHUAAAKOVA

В ПОМОЩЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

ТО HELP THE RESEARCHER

АЛГОРИТМ КАК СРЕДСТВО, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ЕДИНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ALGORITHM AS A TOOL PROVIDING A UNIFIED APPROACH IN EDUCATIONAL

RESEARCH ACTIVITIES

Сведения об авторе. Чумакова Ирина Дмитриевна - старший методист учебного отдела Ульяновского гвардейского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации (г. Ульяновск. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье раскрываются особенности организации учебного исследования: правила и образцы действий применительно к исследовательской работе. Предлагаемый алгоритм может быть использован в различных предметных областях как в урочной, так и во внеурочной деятельности с обучающимися.

Ключевые слова: ФГОС, учебное исследование, алгоритм, методологические понятия исследовательской деятельности.

Information about the author. Irina Chumakova - senior methodologist of Academic Department of Ulyanovsk Guards Suvorov Military School of the RF Defence Ministry (Ulyanovsk. E-mail: [email protected]).

Summary. The article reveals the features of the organization of educational research: rules and patterns of action in relation to research. The proposed algorithm can be used in various subject areas both in the classroom and in extracurricular activities with students.

Keywords: FSES (Federal state educational standard), educational and research competence, algorithm, methodological concepts of research activity.

Приоритетом системы образования является необходимость привести его в соответствие с потребностями времени, современного общества. А окружающий нас мир характеризуется изменчивостью, многообразием связей, активным внедрением новых технологий. И целями образования в этих условиях становится подготовка молодых людей к решению проблем в широком круге неопределенных ситуаций, к овладению исследовательской деятельностью, информационными умениями.

В то же время все шире распространяется тенденция

к стандартизации образования: сначала ЕГЭ, затем Федеральные государственные образовательные стандарты, потом профессиональный стандарт педагога... Но это не плохо, если требования вводимых стандартов подкреплены инструментами, необходимыми для их воплощения в жизнь. И тогда образование, основанное на стандартах, перестает зависеть от конкретного учителя, индивидуальной методики его преподавания и методов отбора содержания образования.

В данной статье предлагается алгоритм выполнения учебного исследования, применимый во

всех предметных областях и обеспечивающий единый подход к учебно-исследовательской деятельности суворовцев.

Шаг 1.

Выбор темы исследования

Начиная исследование, нужно помочь суворовцу четко сформулировать тему своей работы: посмотреть на традиционные, привычные предметы и явления и увидеть в них нечто неожиданное. Тема должна звучать по-новому, не совсем обычно, но и не чересчур экстравагантно - иначе возникнут проблемы с поиском материала и его осмыслением. Кроме того, тема должна быть

л 1=1 д лЯРта

такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро.

Шаг 2.

Определение объекта и предмета исследования Объект исследования - это определенный процесс (явление, предмет), порождающий проблемную ситуацию (то, на что направлена исследовательская деятельность). Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть особенности явления, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Разница между предметом и объектом заключается в следующем: объект - более широкое понятие, а предмет - его составляющая. Так, например, природа может быть объектом деятельности как художника, так и ботаника. При этом предметы их работ будут различаться: ландшафты, пейзажи (для художника) и растения (для ботаника). Таким образом, изучая предмет, мы больше узнаем об объекте.

Пример. Тема: «Сравнительная характеристика личного офицерского оружия конца XVIII и начала XXI веков». Объектом исследования является личное огнестрельное оружие офицеров российского флота XVIII - XXI вв.: пистолет офицерский, с замком ударно-кремневого типа; револьвер системы Нагана и самозарядный пистолет системы Макарова. Предмет исследования - сходства и различия деталей конструкции пистолетов XVIII - XXI вв.

Шаг 3.

Формулировка темы исследования Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему.

Пример. «Полковая песня и гимн: противоположности или части одного целого?»

Тема должна быть конкретна. Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот. Поэтому рационально составить название темы из 5-8 слов.

Пример. «Вклад генерала П.Н. Ивашева в развитие военно-инженерной науки и практики»,«Нравственный облик офицера конца XVIII - начала XIX веков».

Но лучше, если тема будет иметь два названия. Одно из них (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие исследование. Второе (формально-логическое), как правило, является теоретически сконструированным текстом.

Пример. «...Отдай каждому справедливость... (П.Н.Ивашев, историк)».

Шаг 4.

Формулировка проблемы исследования

Сформулировать проблему -это значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования. Она формулируется как указание на противоречие между тем, что (или как) есть в реальности, и тем, что (или как) должно быть. Должно быть понятно, что не так, почему не так и что будет, если сделать как надо.

Пример. Тема:«Поделитесь с птицами едой!». В зимнее время погибает достаточно большое количество мелких птиц, приносящих огромную пользу людям как в быту, так и в сельском хозяйстве. Нужно понять, как правильно организовать помощь зимующим птицам.

Шаг 5.

Обоснование актуальности темы исследования

Определение актуальности исследования позволит, с одной

стороны, развернуто представить тему, а с другой стороны, доказать наличие проблемной ситуации. Иными словами, необходимо показать границу между знанием и незнанием в сути темы и остановиться на следующих моментах:

- появившиеся новые условия и предпосылки, делающие возможным решение проблемы или требующие его;

- запросы общества, которые могут быть удовлетворены решением проблемы;

- причины, по которым проблема привлекает внимание.

Пример. Тема: «Полковая песня и гимн: противоположности или части одного целого?». Ульяновское гвардейское суворовское военное училище - заведение молодое (его история насчитывает 26 лет), но оно продолжает путь, начатый Симбирским кадетским корпусом, который славился своей системой обучения и воспитания. Встреча начальника УГСВУВ.Ф. Шкир-кова с Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским, Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей Илларионом послужила началом к возвращению знамени Симбирского кадетского корпуса из Сан-Франциско, где оно оказалось во время Гражданской войны. А нам стало интересно, какое музыкальное сопровождение сопутствовало выносу знамени Симбирского кадетского корпуса. Поиск ответа на него сделал нашу работу актуальной для соблюдения традиции и воинского ритуала, когда знамя вернется на родину.

Шаг 6.

Изучение научной литературы и уточнение темы исследования

Список литературы по изучаемой проблеме разрабатывается руководителем исследования (учителем) и, как правило, получается большим. С какой же книги начать чтение? - С «толстой». Во-первых, в ней представ-

лен апробированный опыт, а не гипотезы. Во-вторых, показана история вопроса, то есть, что говорит по этому поводу наука. Таким образом, нужно сначала получить обобщенное представление, а потом углубиться в изучение статей и сайтов.

Как найти эту нужную серьезную книгу? - Поможет просмотр оглавления, введения, резюме, что даст общее представление о замысле произведения. При этом важно точно определить область своих интересов. Тогда 95% информации утратит свою актуальность.

При изучении выбранной литературы могут возникнуть сложности. Вот наиболее распространенные вопросы суворовцев и советы преподавателя истории УГСВУ, Заслуженного учителя России И. А. Феткуловой:

При работе с литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал. Что делать? - Выделите ключевые слова, запишите наиболее важные мысли в собственной формулировке и вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками, объясните себе основные термины и понятия.

При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. - Составьте план прочитанного текста. Представьте, как вы применяете свои знания на практике.

У меня «каша» в голове. Я прочитал слишком обширный материал - Нужно ответить на вопросы: Какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме после прочтения книги? Какие мысли, суждения могут быть полезны в исследовании?

Пример. Тема: «Изучение влияния химических веществ, использованных в военных действиях времен Первой мировой войны, на прибрежные экосистемы Балтийского моря». Рассматриваемой теме посвящены работы исследователей разных времен

и стран: В. Д. Гахова9 Е.З. Барсукова, М.В. Супотницкого и других ученых-химиков, историков, правоведов, которые изложили в своих трудах не только общие направления использования достижений химической промышленности в военных целях, но и выделили этические вопросы применения химического оружия. В. Т. Пака, В. А. Молчанов, Ш. Ау-эрбах исследовали влияние химического оружия, затопленного в Балтийском море, на водных обитателей.

И только после этого формулировка темы исследования обретает, наконец, законченный вид. Она должна точно указывать на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание - на его объект. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет и проблему, очерчивает рамки исследования.

Шаг 7.

Определение гипотезы исследования

Гипотезой называется предположение о наиболее вероятных причинах наблюдаемых фактов, явлений или предсказание наиболее вероятного хода и результата эксперимента. Поэтому важно проанализировать и уточнить, что может быть причиной того или иного явления, а что - следствием. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам.

Пример. Тема:«Сравнительный анализ учебника математики XIX века, использовавшегося на территории Симбирской губернии, и современного учебника математики для 6 класса». Содержание учебника математики, формулировка задач меняются в зависимости от культурных особенностей времени и в соответствии с приоритетными ценностями общества.

¿им ; t-1 -1 г 1 Л 1 т

Шаг 8.

Определение цели и задач исследования

Цель - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Ее формулировку можно представить различными способами. Вот самый простой.

1. Выбрать подходящий глагол из списка: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, уточнить, разработать, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

2. Добавить название предмета исследования.

Пример. Тема:«Отражение Первой мировой войны в ранней лирике A.A. Ахматовой». Объект - раннее творчество A.A. Ахматовой; предмет - стихотворения A.A. Ахматовой, посвященные Первой мировой войне; цель - выяснить, как описана Первая мировая война в стихотворениях раннего периода A.A. Ахматовой.

Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав, заголовки которых рождаются именно из формулировок задач.

Шаг 9.

Выбор методов исследования

Методы исследования - это

способы достижения цели и задач исследовательской работы, это те приемы и средства, с помощью которых можно получить достоверные сведения для формулировки выводов исследования и выработки практических рекомендаций.

л 1=1 д лЯРта

Работа будет выгодно отличаться, если методы проведения исследования не только названы, но и обоснован их отбор.

Пример. Тема: «Неизвестная элегия В. П. Ивашева „Рыбак"». В процессе работы над выполнением поставленных задач были использованы различные методы исследования, применяемые в истории, литературоведении, источниковедении, текстологии, музыковедении. Одним из основополагающих стал исто-рико-источниковедческий метод, связанный с поиском и систематизацией информации об авторе и исполнителях произведения. Рукописный нотный источник потребовал применения элементов метода текстологического анализа. Изучение стилевых и жанровых особенностей музыкального сочинения предопределило использование традиционного для отечественной теоретической школы музыкально-аналитического метода.

Шаг 10.

Описание теоретической и (или)

практической значимости работы

Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать в случае, если результаты исследования могут иметь дальнейшее полезное теоретическое применение.

Пример. Тема: «Генералитет Российской императорской армии при Бородино: анализ состава и деятельности». Помимо общественной значимости избранная мной тема представляет интерес в научном, историографическом плане. В исследованиях, посвященных истории Отечественной войны 1812 года, мы не встретим систематического анализа состава и деятельности генералитета Российской императорской армии. А между тем боевые русские генералы - заметные фигуры Александровской, потом Николаевской эпохи, чья роль

в Отечественной войне 1812 года очень высоко оценивалась современниками.

Практическая значимость работы - это раскрытие практического значения (применения) исследования, описание того, где и как могут применяться полученные результаты.

Пример. Тема: «Дискуссионные вопросы о роли полководца М.И. Кутузова в событиях Отечественной войны 1812 года». Я столкнулся с тем, что об одних и тех же событиях и участии в них М.И. Кутузова пишут по-разному, к сожалению, не всегда уважительно, а в некоторых случаях даже оскорбительно. Разобраться в этом важно лично для меня, моих одноклассников, сверстников, с которыми мы обсуждаем эти вопросы, и они не оставляют нас равнодушными.

Шаг 11.

Описание хода и результатов исследования

При описании хода исследования следует опираться на критерии, по которым будет оцениваться работа. Критерии могут меняться, но в качестве ориентиров можно взять следующие пункты:

- четкая кристаллизация исследовательской части работы (нужно описать процесс исследовательской деятельности, т.к. именно он является основным при реализации поставленных целей и задач. Работа не будет высоко оценена, если основным достоинством будет созданный продукт или презентация (даже самая яркая и красочная), а также работа, представляющая собой комбинацию чужих данных. Кроме того, описывая полученные результаты, следует выделять исследовательские, а не учебные достижения);

- грамотное структурирование работы (структура работы должна адекватно отражать и описывать ход исследования, результаты реализации этапов, обязательных для исследования, а также следование общенаучным

традициям и выбранному исследовательскому подходу);

- описание работы с литературой;

- качество содержания (текст должен содержать все необходимые данные и пояснения. Материал нужно представить таким образом, чтобы была понятна логика автора);

- описание личного вклада в исследование предмета/явления (работа должна отражать индивидуальный авторский характер исследовательской деятельности, который может выражаться, например, в оригинальном подходе решения практической проблемы, практической пользе результатов исследования, возможности их использования, а также в новом подходе к описанию, интерпретации результатов. Таким образом, полезность работы должна быть связана с собственно исследовательскими, пусть и достаточно локальными, задачами);

- корректность содержания и исследовательского аппарата;

- культура представления материала (нужно продемонстрировать грамотную письменную речь, уместность и необходимость использования иллюстративного материала, качество и аккуратность внешнего вида работы).

Шаг 12.

Формулирование выводов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очень важным требованием, предъявляемым к исследовательским работам, является соответствие содержания работы и выводов поставленным целям и задачам.

Пример. Тема:«Дискуссионные вопросы о роли полководца М.И. Кутузова в событиях Отечественной войны 1812 года». В своей работе я попытался разобраться в некоторых спорных вопросах войны 1812 года, связанных с деятельностью М.И. Кутузова, в частности, роли полководца в Бородинском сражении и его организаторской деятельности в Тарутинском лагере для подготовки контрнаступления.

Изучив большое количество исторических источников, сопоставляя мнения разных авторов, можно сделать выводы об истинной роли нашего великого полководца в событиях Отечественной войны 1812 года.

Первое. Выявление громадных личных заслуг Кутузова затруднялось, прежде всего, тем, что долгое время вся война 1812 г., с момента отхода Русской армии от Бородина до прихода в Тарутино, а затем вплоть до вступления ее в Вильно в декабре 1812 г., не рассматривалась как осуществление глубокого плана Кутузова - плана подготовки, а затем реализации непрерывавшегося контрнаступления, приведшего к полному разложению и конечному уничтожению наполеоновской армии.

Второе. Вся диспозиция Кутузова на Бородинском поле была составлена так, что французы лишь ценой неслыханных жертв смогли овладеть сначала Баграти-оновыми флешами, а затем Курганной высотой, защищавшейся батареей Раевского. Но дело было еще и в том, что уцелевшие 80 тысяч французских солдат совсем не походили по духу и настроению на тех, кто подошел к Бородинскому полю. Уверенность в непобедимости императора пошатнулась.

Третье. После Бородина и отступления к Москве и за Москву, к Тарутину Кутузов поставил целью воссоздание регулярной военной силы, необходимой для начала систематического и непрерывного контрнаступления. Тарутинская организаторская деятельность Кутузова сама по себе была таким подвигом ума и энергии, явилась таким могучим фактором грядущих побед, что она одна могла бы увенчать лаврами Кутузова как замечательнейшего военного организатора.

Этой работой я не заканчиваю свои исследования о великом полководце. Меня заинтересовала дипломатическая деятельность Кутузова, интересно будет ра-

зобраться в событиях разгрома наполеоновской армии на Березине и некоторых других дискуссионных вопросах, которые невозможно разрешить, читая лишь школьный учебник.

Шаг 12.

Подготовка тезисов

исследовательской работы

Структура тезисов в своей основе повторяет структуру доклада. Они должны включать:

а) постановку проблемы;

б) степень ее изученности в современной науке;

в) определение предмета и объекта представленного исследования;

г) краткую характеристику источников (для работ гуманитарного направления);

д) цель исследования, его задачи;

е) конкретизацию выводов по каждой части доклада, которая нацелена на последовательное достижение той или иной задачи. Таким образом, показываются логика построения работы и методы исследования;

ж) общее заключение по проблеме, в котором обязательно должна быть подчеркнута новизна.

Шаг 13.

Подготовка презентации

Презентация является эффективным способом изложения сути и результатов проведенного исследования. Ее цель - проинформировать о содержании исследовательской работы и убедить в достоверности и обоснованности полученных результатов.

Можно рекомендовать следующие этапы подготовки:

1. Мысленно представить ожидаемый результат (эффект) от выступления.

2. Вспомнить ход работы над исследованием, выделить самое интересное и важное, о чем хотелось бы рассказать.

3. Вообразить себя писателями и написать историю о работе над исследованием.

СТИ

1 м^^п'пп^1

4. Подумать, с помощью чего можно привлечь внимание аудитории: костюмом, риторическим вопросом, загадкой, юмором и т.п.

5. Не забыть, что за занимательностью должно стоять отражение цели, проблемы, гипотезы и этапов исследования.

6. Во время выступления следить за громкостью своей речи, темпом, интонацией, четкостью.

7. Ознакомиться с критериями оценивания презентации.

8. Обсудить все непонятное с товарищами и руководителем исследования.

9. Отрепетировать и настроиться на успешное выступление.

10. Попросить друзей записать одну из репетиций на видео. Критически просмотреть эту запись и исправить то, что не понравилось в выступлении, поведении.

После составления и апробации представленного выше алгоритма были разработаны единые критерии оценки всех учебных исследований суворовцев, что сделало возможным мониторинг развития их исследовательской компетентности. Таким образом в УГСВУ был завершен переход к стандартизированной организации одного из самых сложных направлений образовательной деятельности. -Ф"

ЛИТЕРАТУРА

1. Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) [Текст] / М. Н. Арцев // Завуч, 2005. № 6.-С. 4-29.

2. Карпов, А.О. Научное образование в современной школе [Текст] / А. О. Карпов // Народное образование, 2004. №9.-С. 47-56.

3. Материалы Открытой научно-практической конференции «Ивашевские чтения» среди обучающихся довузовских образовательных учреждений МО РФ. - Ульяновск, 2013-2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.