[ Из .1 ;
1 г 1 1 1 1 ■ '
| пм ji' 'И lilil
ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА
И.Д. ЧУМАКОВА I.D. CHUAAAKOVA
В ПОМОЩЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ
ТО HELP THE RESEARCHER
АЛГОРИТМ КАК СРЕДСТВО, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ЕДИНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ALGORITHM AS A TOOL PROVIDING A UNIFIED APPROACH IN EDUCATIONAL
RESEARCH ACTIVITIES
Сведения об авторе. Чумакова Ирина Дмитриевна - старший методист учебного отдела Ульяновского гвардейского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации (г. Ульяновск. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье раскрываются особенности организации учебного исследования: правила и образцы действий применительно к исследовательской работе. Предлагаемый алгоритм может быть использован в различных предметных областях как в урочной, так и во внеурочной деятельности с обучающимися.
Ключевые слова: ФГОС, учебное исследование, алгоритм, методологические понятия исследовательской деятельности.
Information about the author. Irina Chumakova - senior methodologist of Academic Department of Ulyanovsk Guards Suvorov Military School of the RF Defence Ministry (Ulyanovsk. E-mail: [email protected]).
Summary. The article reveals the features of the organization of educational research: rules and patterns of action in relation to research. The proposed algorithm can be used in various subject areas both in the classroom and in extracurricular activities with students.
Keywords: FSES (Federal state educational standard), educational and research competence, algorithm, methodological concepts of research activity.
Приоритетом системы образования является необходимость привести его в соответствие с потребностями времени, современного общества. А окружающий нас мир характеризуется изменчивостью, многообразием связей, активным внедрением новых технологий. И целями образования в этих условиях становится подготовка молодых людей к решению проблем в широком круге неопределенных ситуаций, к овладению исследовательской деятельностью, информационными умениями.
В то же время все шире распространяется тенденция
к стандартизации образования: сначала ЕГЭ, затем Федеральные государственные образовательные стандарты, потом профессиональный стандарт педагога... Но это не плохо, если требования вводимых стандартов подкреплены инструментами, необходимыми для их воплощения в жизнь. И тогда образование, основанное на стандартах, перестает зависеть от конкретного учителя, индивидуальной методики его преподавания и методов отбора содержания образования.
В данной статье предлагается алгоритм выполнения учебного исследования, применимый во
всех предметных областях и обеспечивающий единый подход к учебно-исследовательской деятельности суворовцев.
Шаг 1.
Выбор темы исследования
Начиная исследование, нужно помочь суворовцу четко сформулировать тему своей работы: посмотреть на традиционные, привычные предметы и явления и увидеть в них нечто неожиданное. Тема должна звучать по-новому, не совсем обычно, но и не чересчур экстравагантно - иначе возникнут проблемы с поиском материала и его осмыслением. Кроме того, тема должна быть
л 1=1 д лЯРта
такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро.
Шаг 2.
Определение объекта и предмета исследования Объект исследования - это определенный процесс (явление, предмет), порождающий проблемную ситуацию (то, на что направлена исследовательская деятельность). Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть особенности явления, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.
Разница между предметом и объектом заключается в следующем: объект - более широкое понятие, а предмет - его составляющая. Так, например, природа может быть объектом деятельности как художника, так и ботаника. При этом предметы их работ будут различаться: ландшафты, пейзажи (для художника) и растения (для ботаника). Таким образом, изучая предмет, мы больше узнаем об объекте.
Пример. Тема: «Сравнительная характеристика личного офицерского оружия конца XVIII и начала XXI веков». Объектом исследования является личное огнестрельное оружие офицеров российского флота XVIII - XXI вв.: пистолет офицерский, с замком ударно-кремневого типа; револьвер системы Нагана и самозарядный пистолет системы Макарова. Предмет исследования - сходства и различия деталей конструкции пистолетов XVIII - XXI вв.
Шаг 3.
Формулировка темы исследования Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему.
Пример. «Полковая песня и гимн: противоположности или части одного целого?»
Тема должна быть конкретна. Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот. Поэтому рационально составить название темы из 5-8 слов.
Пример. «Вклад генерала П.Н. Ивашева в развитие военно-инженерной науки и практики»,«Нравственный облик офицера конца XVIII - начала XIX веков».
Но лучше, если тема будет иметь два названия. Одно из них (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие исследование. Второе (формально-логическое), как правило, является теоретически сконструированным текстом.
Пример. «...Отдай каждому справедливость... (П.Н.Ивашев, историк)».
Шаг 4.
Формулировка проблемы исследования
Сформулировать проблему -это значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования. Она формулируется как указание на противоречие между тем, что (или как) есть в реальности, и тем, что (или как) должно быть. Должно быть понятно, что не так, почему не так и что будет, если сделать как надо.
Пример. Тема:«Поделитесь с птицами едой!». В зимнее время погибает достаточно большое количество мелких птиц, приносящих огромную пользу людям как в быту, так и в сельском хозяйстве. Нужно понять, как правильно организовать помощь зимующим птицам.
Шаг 5.
Обоснование актуальности темы исследования
Определение актуальности исследования позволит, с одной
стороны, развернуто представить тему, а с другой стороны, доказать наличие проблемной ситуации. Иными словами, необходимо показать границу между знанием и незнанием в сути темы и остановиться на следующих моментах:
- появившиеся новые условия и предпосылки, делающие возможным решение проблемы или требующие его;
- запросы общества, которые могут быть удовлетворены решением проблемы;
- причины, по которым проблема привлекает внимание.
Пример. Тема: «Полковая песня и гимн: противоположности или части одного целого?». Ульяновское гвардейское суворовское военное училище - заведение молодое (его история насчитывает 26 лет), но оно продолжает путь, начатый Симбирским кадетским корпусом, который славился своей системой обучения и воспитания. Встреча начальника УГСВУВ.Ф. Шкир-кова с Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским, Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей Илларионом послужила началом к возвращению знамени Симбирского кадетского корпуса из Сан-Франциско, где оно оказалось во время Гражданской войны. А нам стало интересно, какое музыкальное сопровождение сопутствовало выносу знамени Симбирского кадетского корпуса. Поиск ответа на него сделал нашу работу актуальной для соблюдения традиции и воинского ритуала, когда знамя вернется на родину.
Шаг 6.
Изучение научной литературы и уточнение темы исследования
Список литературы по изучаемой проблеме разрабатывается руководителем исследования (учителем) и, как правило, получается большим. С какой же книги начать чтение? - С «толстой». Во-первых, в ней представ-
лен апробированный опыт, а не гипотезы. Во-вторых, показана история вопроса, то есть, что говорит по этому поводу наука. Таким образом, нужно сначала получить обобщенное представление, а потом углубиться в изучение статей и сайтов.
Как найти эту нужную серьезную книгу? - Поможет просмотр оглавления, введения, резюме, что даст общее представление о замысле произведения. При этом важно точно определить область своих интересов. Тогда 95% информации утратит свою актуальность.
При изучении выбранной литературы могут возникнуть сложности. Вот наиболее распространенные вопросы суворовцев и советы преподавателя истории УГСВУ, Заслуженного учителя России И. А. Феткуловой:
При работе с литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал. Что делать? - Выделите ключевые слова, запишите наиболее важные мысли в собственной формулировке и вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками, объясните себе основные термины и понятия.
При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. - Составьте план прочитанного текста. Представьте, как вы применяете свои знания на практике.
У меня «каша» в голове. Я прочитал слишком обширный материал - Нужно ответить на вопросы: Какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме после прочтения книги? Какие мысли, суждения могут быть полезны в исследовании?
Пример. Тема: «Изучение влияния химических веществ, использованных в военных действиях времен Первой мировой войны, на прибрежные экосистемы Балтийского моря». Рассматриваемой теме посвящены работы исследователей разных времен
и стран: В. Д. Гахова9 Е.З. Барсукова, М.В. Супотницкого и других ученых-химиков, историков, правоведов, которые изложили в своих трудах не только общие направления использования достижений химической промышленности в военных целях, но и выделили этические вопросы применения химического оружия. В. Т. Пака, В. А. Молчанов, Ш. Ау-эрбах исследовали влияние химического оружия, затопленного в Балтийском море, на водных обитателей.
И только после этого формулировка темы исследования обретает, наконец, законченный вид. Она должна точно указывать на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание - на его объект. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет и проблему, очерчивает рамки исследования.
Шаг 7.
Определение гипотезы исследования
Гипотезой называется предположение о наиболее вероятных причинах наблюдаемых фактов, явлений или предсказание наиболее вероятного хода и результата эксперимента. Поэтому важно проанализировать и уточнить, что может быть причиной того или иного явления, а что - следствием. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам.
Пример. Тема:«Сравнительный анализ учебника математики XIX века, использовавшегося на территории Симбирской губернии, и современного учебника математики для 6 класса». Содержание учебника математики, формулировка задач меняются в зависимости от культурных особенностей времени и в соответствии с приоритетными ценностями общества.
¿им ; t-1 -1 г 1 Л 1 т
Шаг 8.
Определение цели и задач исследования
Цель - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Ее формулировку можно представить различными способами. Вот самый простой.
1. Выбрать подходящий глагол из списка: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, уточнить, разработать, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
2. Добавить название предмета исследования.
Пример. Тема:«Отражение Первой мировой войны в ранней лирике A.A. Ахматовой». Объект - раннее творчество A.A. Ахматовой; предмет - стихотворения A.A. Ахматовой, посвященные Первой мировой войне; цель - выяснить, как описана Первая мировая война в стихотворениях раннего периода A.A. Ахматовой.
Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав, заголовки которых рождаются именно из формулировок задач.
Шаг 9.
Выбор методов исследования
Методы исследования - это
способы достижения цели и задач исследовательской работы, это те приемы и средства, с помощью которых можно получить достоверные сведения для формулировки выводов исследования и выработки практических рекомендаций.
л 1=1 д лЯРта
Работа будет выгодно отличаться, если методы проведения исследования не только названы, но и обоснован их отбор.
Пример. Тема: «Неизвестная элегия В. П. Ивашева „Рыбак"». В процессе работы над выполнением поставленных задач были использованы различные методы исследования, применяемые в истории, литературоведении, источниковедении, текстологии, музыковедении. Одним из основополагающих стал исто-рико-источниковедческий метод, связанный с поиском и систематизацией информации об авторе и исполнителях произведения. Рукописный нотный источник потребовал применения элементов метода текстологического анализа. Изучение стилевых и жанровых особенностей музыкального сочинения предопределило использование традиционного для отечественной теоретической школы музыкально-аналитического метода.
Шаг 10.
Описание теоретической и (или)
практической значимости работы
Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать в случае, если результаты исследования могут иметь дальнейшее полезное теоретическое применение.
Пример. Тема: «Генералитет Российской императорской армии при Бородино: анализ состава и деятельности». Помимо общественной значимости избранная мной тема представляет интерес в научном, историографическом плане. В исследованиях, посвященных истории Отечественной войны 1812 года, мы не встретим систематического анализа состава и деятельности генералитета Российской императорской армии. А между тем боевые русские генералы - заметные фигуры Александровской, потом Николаевской эпохи, чья роль
в Отечественной войне 1812 года очень высоко оценивалась современниками.
Практическая значимость работы - это раскрытие практического значения (применения) исследования, описание того, где и как могут применяться полученные результаты.
Пример. Тема: «Дискуссионные вопросы о роли полководца М.И. Кутузова в событиях Отечественной войны 1812 года». Я столкнулся с тем, что об одних и тех же событиях и участии в них М.И. Кутузова пишут по-разному, к сожалению, не всегда уважительно, а в некоторых случаях даже оскорбительно. Разобраться в этом важно лично для меня, моих одноклассников, сверстников, с которыми мы обсуждаем эти вопросы, и они не оставляют нас равнодушными.
Шаг 11.
Описание хода и результатов исследования
При описании хода исследования следует опираться на критерии, по которым будет оцениваться работа. Критерии могут меняться, но в качестве ориентиров можно взять следующие пункты:
- четкая кристаллизация исследовательской части работы (нужно описать процесс исследовательской деятельности, т.к. именно он является основным при реализации поставленных целей и задач. Работа не будет высоко оценена, если основным достоинством будет созданный продукт или презентация (даже самая яркая и красочная), а также работа, представляющая собой комбинацию чужих данных. Кроме того, описывая полученные результаты, следует выделять исследовательские, а не учебные достижения);
- грамотное структурирование работы (структура работы должна адекватно отражать и описывать ход исследования, результаты реализации этапов, обязательных для исследования, а также следование общенаучным
традициям и выбранному исследовательскому подходу);
- описание работы с литературой;
- качество содержания (текст должен содержать все необходимые данные и пояснения. Материал нужно представить таким образом, чтобы была понятна логика автора);
- описание личного вклада в исследование предмета/явления (работа должна отражать индивидуальный авторский характер исследовательской деятельности, который может выражаться, например, в оригинальном подходе решения практической проблемы, практической пользе результатов исследования, возможности их использования, а также в новом подходе к описанию, интерпретации результатов. Таким образом, полезность работы должна быть связана с собственно исследовательскими, пусть и достаточно локальными, задачами);
- корректность содержания и исследовательского аппарата;
- культура представления материала (нужно продемонстрировать грамотную письменную речь, уместность и необходимость использования иллюстративного материала, качество и аккуратность внешнего вида работы).
Шаг 12.
Формулирование выводов
Очень важным требованием, предъявляемым к исследовательским работам, является соответствие содержания работы и выводов поставленным целям и задачам.
Пример. Тема:«Дискуссионные вопросы о роли полководца М.И. Кутузова в событиях Отечественной войны 1812 года». В своей работе я попытался разобраться в некоторых спорных вопросах войны 1812 года, связанных с деятельностью М.И. Кутузова, в частности, роли полководца в Бородинском сражении и его организаторской деятельности в Тарутинском лагере для подготовки контрнаступления.
Изучив большое количество исторических источников, сопоставляя мнения разных авторов, можно сделать выводы об истинной роли нашего великого полководца в событиях Отечественной войны 1812 года.
Первое. Выявление громадных личных заслуг Кутузова затруднялось, прежде всего, тем, что долгое время вся война 1812 г., с момента отхода Русской армии от Бородина до прихода в Тарутино, а затем вплоть до вступления ее в Вильно в декабре 1812 г., не рассматривалась как осуществление глубокого плана Кутузова - плана подготовки, а затем реализации непрерывавшегося контрнаступления, приведшего к полному разложению и конечному уничтожению наполеоновской армии.
Второе. Вся диспозиция Кутузова на Бородинском поле была составлена так, что французы лишь ценой неслыханных жертв смогли овладеть сначала Баграти-оновыми флешами, а затем Курганной высотой, защищавшейся батареей Раевского. Но дело было еще и в том, что уцелевшие 80 тысяч французских солдат совсем не походили по духу и настроению на тех, кто подошел к Бородинскому полю. Уверенность в непобедимости императора пошатнулась.
Третье. После Бородина и отступления к Москве и за Москву, к Тарутину Кутузов поставил целью воссоздание регулярной военной силы, необходимой для начала систематического и непрерывного контрнаступления. Тарутинская организаторская деятельность Кутузова сама по себе была таким подвигом ума и энергии, явилась таким могучим фактором грядущих побед, что она одна могла бы увенчать лаврами Кутузова как замечательнейшего военного организатора.
Этой работой я не заканчиваю свои исследования о великом полководце. Меня заинтересовала дипломатическая деятельность Кутузова, интересно будет ра-
зобраться в событиях разгрома наполеоновской армии на Березине и некоторых других дискуссионных вопросах, которые невозможно разрешить, читая лишь школьный учебник.
Шаг 12.
Подготовка тезисов
исследовательской работы
Структура тезисов в своей основе повторяет структуру доклада. Они должны включать:
а) постановку проблемы;
б) степень ее изученности в современной науке;
в) определение предмета и объекта представленного исследования;
г) краткую характеристику источников (для работ гуманитарного направления);
д) цель исследования, его задачи;
е) конкретизацию выводов по каждой части доклада, которая нацелена на последовательное достижение той или иной задачи. Таким образом, показываются логика построения работы и методы исследования;
ж) общее заключение по проблеме, в котором обязательно должна быть подчеркнута новизна.
Шаг 13.
Подготовка презентации
Презентация является эффективным способом изложения сути и результатов проведенного исследования. Ее цель - проинформировать о содержании исследовательской работы и убедить в достоверности и обоснованности полученных результатов.
Можно рекомендовать следующие этапы подготовки:
1. Мысленно представить ожидаемый результат (эффект) от выступления.
2. Вспомнить ход работы над исследованием, выделить самое интересное и важное, о чем хотелось бы рассказать.
3. Вообразить себя писателями и написать историю о работе над исследованием.
СТИ
1 м^^п'пп^1
4. Подумать, с помощью чего можно привлечь внимание аудитории: костюмом, риторическим вопросом, загадкой, юмором и т.п.
5. Не забыть, что за занимательностью должно стоять отражение цели, проблемы, гипотезы и этапов исследования.
6. Во время выступления следить за громкостью своей речи, темпом, интонацией, четкостью.
7. Ознакомиться с критериями оценивания презентации.
8. Обсудить все непонятное с товарищами и руководителем исследования.
9. Отрепетировать и настроиться на успешное выступление.
10. Попросить друзей записать одну из репетиций на видео. Критически просмотреть эту запись и исправить то, что не понравилось в выступлении, поведении.
После составления и апробации представленного выше алгоритма были разработаны единые критерии оценки всех учебных исследований суворовцев, что сделало возможным мониторинг развития их исследовательской компетентности. Таким образом в УГСВУ был завершен переход к стандартизированной организации одного из самых сложных направлений образовательной деятельности. -Ф"
ЛИТЕРАТУРА
1. Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) [Текст] / М. Н. Арцев // Завуч, 2005. № 6.-С. 4-29.
2. Карпов, А.О. Научное образование в современной школе [Текст] / А. О. Карпов // Народное образование, 2004. №9.-С. 47-56.
3. Материалы Открытой научно-практической конференции «Ивашевские чтения» среди обучающихся довузовских образовательных учреждений МО РФ. - Ульяновск, 2013-2017.