Изучая мир вокруг себя: история и современность краеведения
Краефест: перспективная рефлексия
Югова
Ирина Степановна,
педагог дополнительного образования, методист туристско-краеведче-ской направленности с. Дебесы Удмуртской Республики
e-mail: irina.yugova.00@ mail.ru
Irina
Yugova,
Teacher of supplementary education, Supervisor of tourist and local studies, Debyosy, Udmurt Republic
В поиске нового! Опыт участия в «Краефесте»
In Search of a New! Participation Experience in Kraefest
Аннотация. В статье представлен опыт педагога-участника Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «Краефест». Описаны практики включения различных мероприятий, проводимых учениками, в рамки фестиваля краеведческих объединений. Ключевые слова: фестиваль краеведческих объединений, «Кра-ефест», краеведение
Abstract. The article shows teacher-participant's experience in All-Russian local studies associations festival, Kraefest. The practices of holding various student events as part of the local studies associations festival are described.
Keywords: the local studies associations festival, Kraefest, local studies
Когда что-то организуешь с детьми, то всегда хочется сделать так, чтобы им было интересно, привлечь как можно больше участников. Поэтому, приходится искать какие-то новые формы и виды организации деятельности. Вот так, в поиске, уже не помню, чего, но чего-то нового и интересного, я наткнулась на информацию о «Краефесте». Скорей всего, на странице ВК ФЦДЮТиК. Заинтересовалась. Стала приглашать педагогов.
Итак, 15 марта Марафон стартовал. В этом этапе мы были активны: 6 команд нашего маленького Дебёсского района приняли в нем участие. Из 13 предложенных треков мы работали в трех: «Сельский дом», «Визуальная история» и «Инвентаризация наследия».
Приятно радовало то, что не было возрастных ограничений. Поэтому, участниками стали три команды учеников 5-х классов: одна состояла из первоклассников, дружная команда семьи Трониных и одна группа детей-краеведов, занимающихся в объединении «Музееведение».
Случилось так, как задумывали организаторы: школьный этап Фестиваля дал возможность новичкам прикоснуться к теме краеведения и сделать первые шаги. Кстати, они об этом сказали в последнем задании трека «Сельский дом» — сторител-линге. А тем, кто имеет опыт — возможность начать или продолжить свои исследования и проекты, получить новый опыт.
В поиске нового! Опыт участия в «Краефесте»_
Югова Ирина Степановна
Так, команда краеведов смогла принять участие в финальном этапе «Краефеста» в Нижнем Тагиле.
Все шесть команд очень старались выполнять задания. «Краефест» «захлестнул» так, что, желая быть не хуже других, ребята предлагали свои идеи, сами придумывали сценарии видео, брали интервью, изучали сельскую местность изнутри и снаружи. И неудивительно, что все команды вышли в финал. По согласованию с организаторами, муниципальный этап также все команды прошли автоматически как активные участники районных мероприятий в течение года.
Региональный этап в треке «Сельский дом» было решено провести в формате гастрономического фестиваля. Команда «Муравей» в своей школе организовали и провели «Ням-нямФест» 29 мая. Всем ребятам, педагогам, самим организаторам и даже присутствующим родителям праздник очень понравился. Мы собрали немало рецептов блюд из продуктов, не купленных в магазине. На первый взгляд, для сельских жителей это не сложно, ведь многое производится в домашнем хозяйстве. Но сложность все-таки была. Она состояла в том, что ребятам и родителям хотелось предложить рецепт блюда (особенно в выпечку), в который нужно было добавить сахар и дрожжи. Собранные рецепты собираются в Поварскую книгу, которая будет сделана к концу учебного года.
Две команды участвовали в дистанционном этапе, в который мы попали почти случайно. С ребятами, которые занимаются в туристском объединении, летом мы ходим в походы. Они входят в образовательную программу. Но все это произошло до начала дистанционного этапа. Цель туристского похода несколько иная, чем экспедиционная. У нас не было глубокого исследования. Это также зависит и от набора детей, для экспедиции нужны дети, заинтересованные общей исследовательской целью.
Но решение об участии, хоть и после похода все-таки было принято. Поскольку, походы были уже проведены, мы не участвовали в эфирах, не готовили видеорепортажи с места событий. Поняли, что надо было их делать, когда готовили отчетные статьи. Сделать это после было достаточно сложно. Дети уже «вышли» из погружения в ту уникальную экспедиционную среду. И, когда готовились отчетные материалы, у ребят было некое недопонимание, как поход связан с «Краефестом». Особенно, у той команды, которая вошла в «Краефест» только на Всероссийском этапе, не участвуя в школьном.
Команды представили материалы походов по Сибирскому тракту и Алнашскому району Удмуртской Республики. Командой исследователей-краеведов «ИсКра» из трека «Инвентаризация наследия» в июне было принято решение участвовать в финале «Краефеста» на Слете туристов-краеведов в Нижнем Тагиле. И это было очень здорово, ведь мы вернулись со вторым местом
Изучая мир вокруг себя: история и современность краеведения
Краефест: перспективная рефлексия
в общем зачете. Столько пережито эмоций, впечатлений, переживаний! Команда заняла призовые места во всех конкурсах.
Важно и то, что я, как педагог, приняла участие в работе взрослых треков. Зарегистрировавшись в треке «Открытые образовательные пространства: программа и сообщество», к большому сожалению, я приняла участие только в одной встрече. Но неожиданно для себя стала участницей трека «Образовательная среда: зона влияния, поиска, поддержки в учебной и проектной деятельности». Я как организатор районных краеведческих мероприятий выступила также на треке «Образовательная среда» с рассказом о конкурсе «Музей в чемодане».
Что нам дал «Краефест»?
В первую очередь, многие из нас впервые посмотрели на мир вокруг другим взглядом — взглядом краеведа во всех его значениях: краезнание, краелюбие, ведЕние в будущее, краевЕдение как «ведаю краем», краеведЕние как «веду по краю». Краеведение как «разведывание». Мы глубже узнали историю своей малой родины и прикоснулись к истории других уголков нашей великой страны.
Мы получили бесценный опыт, приобрели новых друзей, знакомых, коллег. Обогатились множеством новых эффективных способов организации исследовательской краеведческой работы, интересных проектов. Приобрели новые, усовершенствовали старые навыки работы. Получили возможность поделиться опытом, рассказать о себе, своих исследованиях и наработках.
Мы получили яркие впечатления о днях, которые на всю жизнь останутся в памяти как трудные, наполненные заботами, переживаниями, полезным опытом, радостью открытий и яркими и крутыми впечатлениями.
И, конечно же мы попали в славную историю первого «Краефеста»! Продолжение обязательно будет. И мы непременно учтем все свои недочеты и с новыми силами и большей уверенностью будем участвовать в «Краефесте 2022». Ш