Научная статья на тему 'В поисках вопросов-стимуляторов'

В поисках вопросов-стимуляторов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В поисках вопросов-стимуляторов»

Андреева Алла Юрьевна, средняя общеобразовательная школа № 353 им. А. С. Пушкина г. Москвы, учитель словесности, отличник просвещения, учитель-методист

В поисках вопросов-стимуляторов

Возможно, многие учителя рано или поздно приходят к тому, что, готовясь к проведенному не раз на этой неделе уроку по очередной теме, спокойно закроют поурочный конспект - все и так знакомо, все 45 минут не только расписаны на бумаге, но и отшлифованы в памяти. Не знаю для кого как, но для меня тот пройденный этап был болезненным. Видно, я подходила к тому периоду, когда чувство уверенности в своих силах балансировало на грани вырождения в остановку саморазвития. Стало ясно: пора всерьез позаботиться о себе, что-то резко изменить в привычной для меня обыденщине уроков, чтобы не закиснуть от известного и услышанного мною много раз, чтобы самой зажечься удивлением и радостью - только тогда можно ожидать ответа в сердцах детей. С тех пор основное мое правило, вынесенное из опыта: бойся, чтобы душу урока литературы не съел ее главный враг -шаблонная запрограммированность вопросов и ответов. Под безликими, прилизанными, чаще всего правильными ответами, беру себе на заметку: а не прошла ли тема (или образ) мимо?

Теперь, борясь с рутинным мышлением (своим и учеников), обращаю внимание на такие вопросы, прямого ответа на которые нет в учебнике, и, скорее всего, он неоднозначен и в жизни. Такие вопросы дают приток свежих мыслей на урок, открывают в произведении тайные течения, дают возможность ученикам высказаться свободно и доверительно. Это, вероятно, и есть один из подходов, перестраивающий, хотя бы в каких-то важных моментах, традиционные уроки в уроки сотворчества.

Собственно, ничего нового в этом нет. Вопросы являются основным методом познания практически всего, художественный текст - не исключение. В сущности, весь способ обучения древнегреческого философа Сократа состоял в том, что учитель не делал ничего другого, только задавал вопросы, направляя внимание своих учеников и предоставляя им возможность самим находить ответы.

Уроки сотворчества - это совместный поиск истины, процесс познания и самопознания одновременно. Учитель на таком уроке не только помощник, советчик, наставник обучаемого, но и его соратник. Здесь становишься участником творческой познавательной деятельности, открывателем глубинных тайников душ воспитанников, а частенько и их учебно-исследовательских возможностей. Иногда от незаметных, робких учеников слышишь такие свежие, необычные мысли! Не скупиться на похвалу в такой ситуации - мое следующее правило. Она - стимулятор деятельности ученика на следующих уроках. Ждут, правда, порой разочарования: иногда неплохие, с нашей точки зрения, ученики демонстрируют неповоротливость мысли, неумение идти в таких ответах дальше пересказа. Таким ученикам нужен период адаптации - постепенного перехода от традиционных уроков к обновленной методике. Постепенно удовольствие рассуждать, мыслить увлекает и их.

1.НАЧИНАЯ ОТ СЕБЯ...

(Первые импульсы к соразмышляющему чтению)

«Изучай своих учеников!», «Дай каждому ученику право на личное отношение к литературным явлениям!», - опорные правила избранной мною стратегии.

Урок в 11-ом классе по пьесе М. Горького «На дне». На партах текст. А я начинаю беседу: «Вы ежедневно видите нищих или бомжей (возле метро, возле храма).» Затем задаю нескольким ученикам личностно адресованные вопросы:

- Какие чувства испытываете Вы? Как поступаете?

На уроке в 10-м классе по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» обязательно спрошу одного-двух:

- Если бы Вы были руководителем, принимая на работу сотрудника, какому типу личности отдали бы предпочтение: типу Чацкого или Молчалина? Почему?

Урок по булгаковскому «Мастеру и Маргарите» в 11-ом классе. Беседуем по тексту главы «Извлечение Мастера». «Итак, Марго, — продолжал Воланд, смягчая свой голос, — чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой? Чего желаете за то, что провели этот бал нагой? Во что цените ваше колено? Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками? Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я».

Предлагаю и я ответить ученице:

- Что попросили бы Вы на месте Маргариты?

Или:

- А Вы смогли бы пожалеть мать, убийцу своего младенца? И не просто пожалеть, а пожертвовать ради нее своим счастьем?

После ответа становится очевиднее, насколько неординарна, бескорыстна булгаковская героиня, насколько безмерно ее милосердие.

2.ВЧИТЫВАЯСЬ В ДЕТАЛИ ТЕКСТА.

(От парадоксального поворота читательского внимания - через «погружение в текст» -к собственным обобщениям).

Когда прошла эйфория от, казалось бы, достигнутой на подобных уроках заинтересованности и активности учащихся, стала замечать и «огрехи» этого приема: краткость, немногословность ученических ответов, реплик. Они выявляют уровень понимания учениками темы, но недостаточно развивают монологическую речь. Кроме того, возникает опасность увлечения общими разговорами - на порядочной дистанции от художественного текста. С целью восполнения этого пробела стала требовать более аргументированных ответов, сопровождаемых углублением в текст, с включением цитат.

При изучении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» расшевеливает учащихся такой вопрос:

- Мог ли Базаров одеваться лучше?

Первым звучит обычно:

- Нет. Он беден.

Предлагаю обратиться к тексту. И выясняем:

- Беден ли Базаров? Беден, но не нищ. Беден в сравнении с Кирсановыми. А вообще-то у родителей небольшое имение. Он уже в состоянии был содержать себя в университете. Стало быть, на «одежонку» выкроил бы...

Рассмотрим вопрос с другой стороны:

- Как относится герой к своему внешнему облику?

Ребята сообщают:

- Ему безразлично, как он одет. Его интересуют более серьезные дела - научные, революционные. Он об одежде не задумывается.

- Возможно, вы правы. Но мне кажется, что он не так уж безразличен к тому, как он одет. Он с насмешкой подчеркивает характер своей «одежонки».

И тут я ставлю парадоксальный вопрос - предлагаю на секунду вообразить Евгения Васильевича ... в одежде Павла Кирсанова! Кирсанов, вспоминаем, был в английском «сью-те»..

- Как вы думаете, может ли Базаров, подобно Павлу Петровичу, надеть на себя английский «сьют»?

Решение единодушное:

- Нет! Это одежда людей из иного круга!

Об этом же думала я.

- Так нет ли какого-то вызова в том, как Базаров одевается?

- Да! Даже этим нигилист бросает вызов тем, кого он называет «аристократишками»!

Как очевидно, этот прием достаточно далек от прямолинейной «открытой этики». Но и

он, конечно же, подспудно связан с вопросами о нравственной позиции и вопросами культуры поведения. Поэтому и он «задевает за живое».

А чтобы моим собеседникам не казалось, что вопрос исчерпан, что все так просто в мотивации поступков людей, прошу дома посмотреть в тексте романа:

- В чем Евгений появится на балу у губернатора? Чем объясните этот выбор?

(Он облачится в староватый фрак).

После знакомства учеников в 10-ом классе со сказкой М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», обращаю их внимание на такую деталь: спесивого помещика очень донимает «холопский запах».

- Не вспомните, кого еще из известных нам персонажей классики также раздражал этот запах?

Про второго персонажа ученики вспомнили почти сразу: это опять-таки Павел Кирсанов из того же тургеневского романа «Отцы и дети». Это он приказывал «курить бумажкой» и опрыскивал духами комнату после встречи с крестьянами - чтобы вывести оттуда «мужицкий дух», разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает одеколон».

- А третий кто?

Подсказываю первые строки:

«Я в Воскресенье светлое Со всей своею вотчиной Христосовался сам».

Вспомнили! Разумеется, это помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. Ребята находят в тексте поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» нужные строки: «... Страдало обоняние, Сбивали после с вотчины Баб отмывать полы! Да чистота духовная Тем самым сберегалася, Духовное родство!»

Казалось бы, здесь у нас с учениками речь шла только о забавных мелких деталях, совпадающих в разных произведениях. Но сопоставление, но поиск, но перечитывание, с одной стороны, наталкивает ребят на четко обоснованный вывод о типичности этой черточки у тех, кто причислял себя к «сословью благородному». С другой стороны, такое повторное - целевое погружение в текст побуждает проникнуться не декларативным, а подлинным, внутренним чувством демократизма, неприятием «чистоплюйства», презрением к снобистскому высокомерию любой, так называемой, «элиты», и притом - не только дворянской!

3.ЧТО НЕ СКАЗАНО АВТОРОМ ВПРЯМУЮ?

(Активизация сотворческой фантазии учащихся, додумывание и предвосхищение)

В примерах, которые я приводила, элементы читательского сотворчества ограничивались тем, что мы выходили за рамки одного микроэпизода или одного произведения и как бы по-новому освещали его другим эпизодом того же произведения или произведения другого писателя.

Но эффективным оказывается и такой подход, когда мы активизируем мысль и фантазию учеников, пытаясь вместе угадать то, что в произведении, так сказать, «открытым текстом» не выражено. Конечно, фантазировать стараемся не произвольно, а опираясь, опять-таки на текст, на его особо важные смысловые линии. Евгений Николаевич Ильин, известный петербургский педагог-новатор, называл такой прием: «Попробуем досказать за классика».

Правда, такое сотворчество с автором, попытка углубиться в «подтекст», стремление «досказать» то, что впрямую не высказано писателем, не приходит учащимся само собой. Этому тоже приходится учить ребят, приглашать их к соучастию, «провоцировать» на это. И важно выбирать такие места текста, где сам автор рассчитывал на то, что читатель остановится, призадумается и постарается представить себе - что же именно не досказал писатель или герой?

После разговора об основном конфликте романа Тургенева «Отцы и дети» предлагаю ученикам подобную задачу, используя знаменитый диалог соперников, Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова:

- Мы отрицаем.

- Все?

- Все.

- Как, не только искусство, поэзию, но и... страшно вымолвить...

- Отрицание чего же, - спрашиваю я,— так пугает Павла Петровича? Попробуйте сначала ответить своими словами, а потом подкрепите предположения фактами и цитатами из Х главы.

И ребята пытаются произнести каждое из тех конкретных слов, которые стоят за обобщающим словом «все» и которые было «страшно вымолвить» Павлу Кирсанову.

- Это, наверное, религия и церковь. (Упоминание Базаровым «жалкого суеверия, которое нас душит»).

- Это, очевидно, и самодержавие, и готовящаяся крестьянская реформа. (Строки про «свободу», о которой, якобы, «хлопочет правительство», но которая «едва ли пойдет нам впрок»).

- Это, вероятно, весь строй жизни крепостнического общества. («Хоть одно постановление в современном нашем быту, которое не вызвало бы полного и беспощадного отрицания»).

Так постепенно формируется еще одно направление нашей работы.

Вот еще один из моментов, когда автор «фигурой умолчания» умышленно провоцирует сотворчество.

При изучении в 10-ом классе романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, беседуя об Андрее Болконском, приглашаю ребят:

- Не сможете ли договорить оборванную взрывом гранаты фразу героя на поле Бородина?

- Стыдно, господин офицер. Какой.

Здесь учащимся приходится, как бы, войти, по возможности, глубже и достовернее, во внутренний мир героя и, шире, в психологию передового русского офицера начала XIX века, человека чести и долга, мужества, особой офицерской гордости. Варианты ответов бывают разные, в зависимости от того, какая из перечисленных черт выдвинута в представлении учащихся на первое место. Например: «Какой позор! О безопасности солдат Вы не помните? Выполнили ли они Вашу команду?», или: «Какой из Вас офицер русской армии, если Вы каждой гранате кланяетесь!», или: «Какой же Вы трус, милостивый государь!», или: «Какой пример подаете Вы солдатам!».

Лично я, как учитель, не утверждаю правильность лишь одного какого-нибудь варианта. Многие имеют право на существование. А мне важно сохранить их радость индивидуального открытия.

Такие «стоп-моменты» учитель всегда может организовать при изучении разных произведений. Обсуждаем в 11-ом классе неординарный поступок учителя Алеся Ивановича Мороза, героя повести В. Быкова «Обелиск», - о принятии решения добровольно сдаться в плен фашистам, что, по словам многих, «не совсем уместное заступничество... даже . -безрассудное...». Учитель, понимая, что детей, конечно же, не отпустят, заявляет: «И все-таки надо идти.». Здесь, зачастую, вспыхивает спор. Сделаем его целенаправленным, попросив договорить за героя.

- О чем думает Алесь Иванович? Что кроется за его «все-таки надо»?

Дети выпускного класса проговаривают, наполняя патриотическим и высоконравственным смыслом эту фразу, и после этого уже единодушно одобряют нравственный выбор Мороза, восхищаются героическим самопожертвованием человека.

Такая сотворческая учебно-читательская деятельность интересна, к тому же, она по силам не только взрослым ученикам. После уроков внеклассного чтения по повести А. При-ставкина «Ночевала тучка золотая» в 8-ом классе на вопрос:

- Что же нового вы узнали для себя в этой повести?

- некоторые отвечают: «О тяжелой трагической судьбе беспризорников». Более эрудированные дети говорят и об организации властями неоправданной, в данном случае, миграции населения, и о сталинских репрессиях против целых народов, и о межнациональных распрях, их проявлениях, причинах их возникновения, и ответственности за это сталинского режима. Они также говорят о слепоте людей, страдающих, гибнущих, но продолжающих прославлять того, кого считали «великим вождем». А некоторые учащиеся уже самостоятельно стремятся к сотворчеству с автором. К примеру, может быть, правда, чересчур вольно фантазируя, предполагают, что Кузменыши - это дети репрессированных «врагов народа», скорее всего - из представителей интеллигенции.

Я интересуюсь:

- Откуда такие предположения?

Ребята аргументируют:

- Да уж больно окутано тайной исчезновение их родителей. И очень много в этих мальчиках природного благородства, рыцарского служения женщине, преданности.

С этим трудно и не стоит спорить.

4. И СНОВА ЭТИКА - НО С ЭКСКУРСОМ ПО ТЕКСТУ.

(Пробы самостоятельной формулировки проблем «подводного течения» текста).

Обсуждается в 11-ом классе рассказ И. А. Бунина «Легкое дыхание». Трагедия Оли Мещерской. Если об этой проблеме не задумаются ученики, то придется учителю подсказать - высветить еще одну, не всегда примечаемую проблему.

- Какова роль родителей в жизни Оли?

Факты текста быстро находятся учениками: обеспеченные люди, они балуют девочку, покупают дорогие вещи.

- Как вы думаете, почему Оля о своей беде впервые сказала начальнице, женщине, недолюбливающей воспитанницу?

Этого толчкового вопроса бывает достаточно, чтобы мысль пошла в направлении поиска других фактов:

- У отца, явно интеллигентного человека, хорошая библиотека. Но кто видит, какие книги читает юная особа?

- Почему всем заметно, что Оля последний год ведет себя странно? А родителей опять нет даже «на обочине» рассказа?

- А мы, между прочим, не видим их и на могилке девочки, там чаще появляется классная дама. У педантичного мастера слова это не случайно.

Умолчание, по мнению собеседников, красноречивее слов осуждения. Проблема отцов и детей открыта, сформулирована самими исследователями текста, и нравственный урок, наверняка, ими усвоен. Задаваемые учениками в беседе вопросы по тексту - путь познания, мышления, создания новых связей начинается с постановки вопросов, неважно кому — себе или другим.

По рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» стоит спросить:

- Почему господин не смог насладиться шедеврами мировой культуры?

Сколько выводов, полезных для жизни, делают вступающие во взрослую жизнь ученики! О том, что культурный фундамент возводится не вдруг. Чтобы оценить «чье-нибудь «Снятие со креста», непременно знаменитое», нужна готовность ума и сердца. О том, что опасно - сразу и столько впечатлений! О том, что нельзя жизнь откладывать «на потом», потому что «потом» можно остареть и телом, и душой. О том, что надо иметь свои пристрастия, свой вкус, свой выбор, а не поступать так, как принято в обществе. Вопрос об ущербности жизни капиталиста-трудоголика оказывается очень актуальным для находящихся на жизненном перепутье подростков.

5. ВОПРОСЫ-ЧУДИНКИ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Интрига в постановке вопросов).

Живо идет беседа, когда вопрос «завихривает» мысли учеников, зарождает их в неожиданном месте и уносит оттуда в иные пласты текста.

Анализируем стихотворение «Пророк» А. С. Пушкина. Девятиклассникам рассказано о ветхозаветном пророке Исайе (Библия. «Книга пророка Исайи»). Пророку Исайе было явление ангела Господня с пылающим огнем в сияющем храме, там же раздался и глас Господа.

Пушкинская интерпретация созвучна библейскому мотиву. Но у Пушкина видение открывается Пророку в пустыне.

- Почему перерождение пушкинского героя происходит в пустыне, а не в храме (как в книге пророка)? Что это меняет в вашем восприятии?

Пушкинский поэт, будущий пророк, ищет истину, лишенный божьей защиты. Он не в храме, он в мрачной пустыне! Картина масштабнее, одиночество истомленного духовной

жаждой человека ощущается сильнее, выбор воспринимается как личностный, человеческий. Так рассуждают подростки.

На уроке в 10-ом классе сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Перечитываем фрагмент о водворении на место крестьян, искавших после реформы лучшей доли: «Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд». Стоп!

- Какие ассоциативные связи возникают у вас словом «плетушки»?

Слова «плеть», «клетушка» звучат незамедлительно. А после этого не придется долго объяснять, что автор-сатирик язвительно разоблачает мнимую свободу пореформенного крестьянства.

- Какие мысли возникают в связи с образом «отроившегося роя мужиков»?

Образ рождает мысли о пчелах, об их трудолюбии, об идеально организованной роевой жизни, о пользе продуктов их жизнедеятельности. Прозрачный авторский намек на эти же черты у крестьян.

Сфокусируем объект нашего внимания:

- «Отроившийсярой». Какую информацию несет этот эпитет?

Ответ почти всегда приходится давать самой, но заинтересованные необычным вопросом, дети воспринимают информацию и осмысляют образ глубже, и запоминается она надолго. Рассказываю им о моем дедушке-пасечнике, вспоминаю, как он почти голыми руками собирал в мешок повисший на ветке рой пчел. Позже я сверила свои воспоминания с информацией в статьях по пчеловодству и нашла следующее: «Опасаться пчел в это время не стоит - находящиеся в роевой горячке, с максимальным запасом меда в зобике, пчелки в это время почти не нападают. За снятием роя с расстояния метров в пять-шесть часто наблюдают дети или гости, обычно даже без специальных курток и масок».

- Итак, на что намекает автор?

- На народное смирение, на долготерпение крестьян.

- На их неспособность защищаться.

- На их привычку жить в крепостной неволе.

Так, легко и просто, осмысляется авторская мысль этой сказки: суд Салтыкова-Щедрина не только над помещиком, но и над крестьянской массой.

Моя сорокатрехлетняя практика в школе подтвердила, как это полезно: время от времени ставить знак вопроса на вещах, которые тебе давно представляются несомненными. На таких уроках мне с ними, моими учениками, просто интересно, многое непредсказуемо. А это и есть «второе дыхание», которое сегодня так нужно в нашей учительской страде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.